Заседание № 191

11.10.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 191259-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в части дополнения основных понятий, а также о праве инвестора создавать собственные инвестиционные фонды).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5169 по 5399 из 5887
Вопрос 27: "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об           
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме      
капитальных вложений".                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Сергеевич Чертищев.                                        
                                                                                
Светлана Николаевна здесь. Всё в порядке.                                       
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, присядьте.                                                 
                                                                                
ЧЕРТИЩЕВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Данный рамочный законопроект        
направлен на восстановление инвестиционного процесса в нашей стране, без        
которого не может быть стабильных мотивов для вложения капитала инвесторами     
фондового рынка, а следовательно, развития нашей экономики. А ситуация в        
сфере инвестиций складывается самая критическая. В проекте бюджета на 2003      
год заложена крайне низкая доля ассигнований на развитие реального сектора      
экономики, расходы на промышленность, энергетику, строительство, транспорт,     
вместе взятые, составляют всего 2,6, а на сельское хозяйство - 1,2 процента.    
В целом же доля расходов на реальную экономику снижается с 8,5 в бюджете 2002   
года до 7,6 в 2003 году. Сильно уменьшается и бюджет инвестиций в               
производство. Так, государственные капитальные вложения по двум главным         
направления - приобретение и модернизация оборудования и строительство          
объектов производственного назначения - составляют крайне низкую величину -     
14,2 миллиарда рублей.                                                          
                                                                                
Конечно, инвестирование в производство - это задачи прежде всего корпораций и   
предприятий, но нужно откровенно сказать, что наше Правительство недостаточно   
контролирует этот процесс. За девять месяцев этого года доля убыточных          
организаций увеличилась на 6 и составляет 44 процента. Объем инвестиций в       
основной капитал падает. Если в июле он составил 3,3, то в сентябре - уже 1,6   
процента. В целом же за период с января по сентябрь текущего года объем         
капиталовложений в основной капитал составляет всего 2,4 процента внутреннего   
валового продукта по сравнению с 7,5 процента в прошлом году. И это сегодня     
самым неприятным моментом является при прогнозе развития экономики, поскольку   
не позволяет рассчитывать не только на ускорение темпов экономического роста,   
но даже на их сохранение в ближайшем будущем.                                   
                                                                                
И надо откровенно говорить, что доходы от своих акций в российских              
предприятиях иностранные владельцы исправно получают, а в инвестиции            
практически не вкладывают, а их доля велика. Так, в РАО "ЕЭС России" и ОАО      
"Газпром" они владеют более 35 процентами акций, но где же инвестиции от них?   
Для них главное сегодня - получить прибыль, не вкладывать средства в новые      
объекты, в поиск и освоение новых месторождений, а это идеология временщиков.   
А поскольку прямые инвестиции в реальный сектор экономики сокращаются           
примерно в полтора раза, резко уменьшаются собственные инвестиции               
предприятий, то о каком-то крупномасштабном промышленном росте в ближайшее      
время говорить просто не стоит. И мы сегодня справедливо и объективно говорим   
о технологической деградации промышленной базы, о техногенных катастрофах,      
что очевидно и происходит постоянно в жизни. А главная причина - ограничение    
или отсутствие инвестиций.                                                      
                                                                                
Коллеги, получение увеличения национального дохода, как вы знаете, - это        
трехсторонняя задача. Первая: необходимо восстановить и увеличить стоимость     
использованного живого труда. Вторая: восстановить и увеличить стоимость        
использованного промышленного капитала. И наконец, третья: получить прибыль     
на вложенный капитал. Подчеркну, действительно чистую прибыль после             
отчислений на полное и расширенное восстановление всех использованных в         
производстве ресурсов.                                                          
                                                                                
К сожалению, отсутствие законодательных регуляторов в вопросе определения       
чистой прибыли все последние годы приводило к доминированию интересов           
извлечения налогов и выплат дивидендов привилегированным акционерам при почти   
полной ликвидации процесса накопления амортизационных средств по основным       
фондам. Вместо поощрения накопления собственных инвестиционных средств, за      
которые предприятиям не надо платить, нашу экономику ориентируют на             
приглашение зарубежных инвесторов. А за их капитал надо платить проценты и      
расплачиваться по кредиторской задолженности при том, что объем кредиторского   
долга экономики уже в два раза превышает дебиторские требования. А в этой       
обстановке расплата неизбежно превращается в передел собственности. Поэтому     
сегодня нужен рамочный закон, который давал бы возможность предприятиям всех    
форм собственности формировать собственные инвестиционные фонды. Действующие    
российские законы закрепляют права, но не обязанности инвесторов в части        
приоритетного пополнения собственных источников финансирования инвестиционных   
программ. Суть нашего предложения: инвестор из прибыли, оставшейся после        
уплаты налогов и обязательных платежей, создает собственный инвестиционный      
фонд, но не как юридическое лицо, а как реальную сумму в структуре баланса.     
Это, если честно, не запрещено делать, но поправка в закон закрепляет           
приоритет формирования таких фондов перед отчислениями на потребление, на       
иные производственные нужды, на использование обязательств перед третьими       
лицами.                                                                         
                                                                                
Принятие законопроекта не потребует расходов из бюджетной системы, не влечет    
за собой изменений финансовых обязательств государства, а также внесения        
изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Коллеги, поднятая проблема восстановительного процесса по основному капиталу    
в инвестициях относится к любым формам хозяйствующих субъектов, поэтому она     
нашла представление именно в законе "Об инвестиционной деятельности...", а не   
в законе, скажем, "Об акционерных обществах".                                   
                                                                                
Что касается замечаний Правительства, то они будут учтены и при подготовке      
законопроекта ко второму чтению, а именно Правительство считает, что предмет    
регулирования законопроекта уже имеется в законе "Об инвестиционных фондах".    
Ко второму чтению мы уточним, что рассматриваемый законопроект касается         
инвестиционных фондов как средств для ведения долгосрочных инвестиций, а не     
юридических лиц с таким названием.                                              
                                                                                
Правительство считает, что необходимо уточнить цели и механизм формирования     
за счет прибыли таких специальных фондов. Это справедливое предложение для      
второго чтения. Предвижу высказывания некоторых коллег, которые говорят, что    
данный законопроект нарушает права акционеров в смысле получения доходов по     
привилегированным акциям. Но, уважаемые коллеги, любой акционер, как            
инвестор, обязан заботиться не только о получении текущих дивидендов по         
акциям, но в первую очередь о восстановлении стоимости предприятия, в которое   
он направил свои инвестиции.                                                    
                                                                                
Эксплуатация промышленных ресурсов не должна оставлять после себя               
технологическую пустыню. Это должно быть основной заботой государства, ибо      
через инвестиции на восстановление основного капитала идет повышение той        
самой производительности труда, о которой здесь, в Государственной Думе, и на   
экономическом форуме в Санкт-Петербурге говорил неоднократно Председатель       
Правительства Михаил Михайлович Касьянов. Давайте поддержим эту генеральную     
линию Правительства на благо роста отечественных инвестиций в противовес тем    
спекулятивным капиталам, которые не имеют долгосрочных интересов и преследуют   
лишь получение сиюминутных доходов на территории России, которая предоставила   
им в обмен на акции свои трудовые технологические ресурсы.                      
                                                                                
Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать данный законопроект.                  
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Содоклад - заместителя председателя Комитета по экономической политике и        
предпринимательству Светланы Николаевны Гвоздевой.                              
                                                                                
С места, Светлана Николаевна? Вас не видно, давайте на трибуну, а то я вас не   
вижу. Пожалуйста.                                                               
                                                                                
ГВОЗДЕВА С. Н., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, наш комитет очень внимательно рассмотрел этот проект         
закона и обратил внимание, что уважаемый Владимир Сергеевич действительно       
искренне озабочен проблемами инвестиционной деятельности. Но, к сожалению,      
представленный проект не сможет реализовать его надежды, поскольку,             
во-первых, законопроект, предложенный им, сокращает не только права             
акционеров, но и внутренне противоречит закону "Об инвестиционной               
деятельности...", так как предлагает формировать инвестиционные фонды только    
из чистой прибыли. А мы с вами знаем, что не у каждого предприятия есть         
чистая прибыль и наш базовый закон разрешает проводить инвестиции и из          
заемных средств, из кредитов. И сегодня это очень важно.                        
                                                                                
Во-вторых, в законопроекте выделяется приоритетом формирование фонда для        
инвестиций. Что такое создание фонда, мы с вами очень хорошо знаем. То есть     
фактически предлагается без всякого механизма, без правил создания этого        
фонда, без порядка управления этим фондом, контроля создать новый "черный       
ящик", о котором ничего в проекте предложенного закона не сказано.              
                                                                                
В-третьих, вот этот приоритет - из чистой прибыли - вносит противоречия в       
действующий закон "Об инвестиционных фондах", потому что нарушает права         
акционеров. Только акционеры принимают решение, куда же направить эту чистую    
прибыль: на инвестиции, на прямые или на портфельные. Также они могут принять   
решение увеличить уставный капитал или выплатить дивиденды. Неважно, что в      
первую очередь они выплачивают дивиденды по привилегированным акциям, а затем   
выплачивают дивиденды по всем остальным акциям. Сегодня мы уже с вами           
говорили, что выплата дивидендов - это возможность инвестиций, она              
увеличивает возможность инвестиций и развитие производства и промышленности.    
Поэтому наш комитет обращает внимание на то, что наделение инвесторов правом    
приоритетного создания собственных инвестиционных фондов за счет собственных    
средств нецелесообразно. Правительство в своем заключении обращает внимание     
на то, что принятие закона внесет противоречие в действующий закон и            
ограничит права акционеров и инвесторов, и считает, что этот законопроект       
поддерживать в первом чтении нельзя.                                            
                                                                                
Мы предлагаем его отклонить и просим вас поддержать это решение.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Вопросы есть к докладчикам? Нет. Кто хочет    
выступить? Нет желающих выступить. Заключительное слово.                        
                                                                                
Владимир Сергеевич, вы что-нибудь хотите сказать? Простите, пока еще            
подождите. Представителю Правительства мы не дали слова. Сейчас -               
представитель Правительства, а потом - представитель Президента, а потом -      
вы.                                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАСЛОВ А. В., статс-секретарь - заместитель министра экономического развития    
и торговли Российской Федерации.                                                
                                                                                
Маслов, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития.         
                                                                                
Правительство выступает против принятия этого законопроекта. Я думаю, что не    
надо повторять аргументацию, она весьма подробно изложена Светланой             
Николаевной Гвоздевой. Повторяю, мы против.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Васильевич.                            
                                                                                
Представитель Президента?                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово. Пожалуйста, Владимир Сергеевич      
Чертищев. Вы с места, да? Пожалуйста.                                           
                                                                                
Включите микрофон Чертищеву.                                                    
                                                                                
ЧЕРТИЩЕВ В. С. Дорогие коллеги, я не совсем согласен с выступлением моего       
оппонента, с тем, что законопроект противоречит другим законам. Такого          
противоречия нет. Я просто хочу добавить, что, если мы этот законопроект        
примем, ко второму чтению многие элементы можно будет внимательно доработать    
и привести в соответствие с требованиями. Но сама суть закона ясна,             
инвестиции нужно обязательно получать даже из собственной прибыли. Другого      
источника нет и не будет, кстати, сегодня. У меня всё.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный                
законопроект, пункт 27?                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.             19,6%                        
Проголосовало против           17 чел.              3,8%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    108 чел.                                          
Не голосовало                 342 чел.             76,0%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.