Заседание № 116
21.09.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 190822-4 "О дополнении статьи 19 пунктом 4 с подпунктом "а" Федерального закона № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (о лишении гражданства Российской Федерации лица, приобретшего находящееся за пределами Российской Федерации недвижимое или иное имущество на сумму свыше миллиона рублей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5605 по 5789 из 6196
Вопрос 27, законопроект "О дополнении статьи 19 пунктом 4 с подпунктом "а" Федерального закона № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Доклад Николая Владимировича Курьяновича. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Да, это интересное голосование. Это, наверное, своеобразный рекорд - законопроект, набравший, так сказать, минимальное количество голосов: три человека. Но и на том спасибо тем двоим, кто меня поддержал в этом зале, не побоялся и протянул руку дружбы. Я думаю, что история нас оправдает. И что касается проекта федерального закона. Здесь Любовь Константиновна сказала... буду краток. Суть моего законопроекта заключается в следующем: лицо, имеющее статус гражданина России, которое имеет недвижимость в личной собственности за рубежом, эквивалентную 30 тысячам долларов, или примерно одному миллиону рублей, должно автоматически лишаться гражданства. Мотивировка какая? Тот гражданин России, который приобретает недвижимость за рубежом, готовит себе плацдарм для выхода из российского гражданства, для смены места своего постоянного жительства, и поэтому, соответственно, коль скоро он потенциально злоумышляет против государства, то и государство вправе, предвидя такой юридический исход данных манипуляций, поставить жесткие заградительные юридические барьеры и лишить его гражданства. Международная правовая практика, если брать в качестве субъекта международного права Белоруссию, в контексте рассматриваемого законопроекта учитывается. В Белоруссии действует такая норма права, когда любой гражданин Белоруссии, приобретший в личную собственность недвижимость за рубежом, эквивалентную 30 тысячам долларов, автоматически лишается гражданства. Это я и предлагаю. И кстати, вот этот интересный законопроект как бы проверит многих наших депутатов всех фракций на "всхожесть": кто имеет недвижимость за рубежом, а кто нет, или кто замыслил приобрести таковую. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Ну, чтобы разобраться в данном вопросе, я начну с пояснительной записки, которую сам автор нам с вами и представил, тем более что объем этой пояснительной записки всего четыре строки. Итак, автор, во-первых, указывает (вот читаю дословно): "Приобретение недвижимости и иного имущества и активов за рубежом на сумму свыше 1 миллиона рублей - очевидное доказательство того, что гражданин не связывает свое будущее с Россией" и, во-вторых, "вывод личных капиталов за рубеж - главное основание для лишения гражданства Российской Федерации". Вот и всё обоснование. Но тем не менее далее автором предлагается дополнить статью 19 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" пунктом, предоставляющим право органам внутренних и иностранных дел осуществлять своим решением принудительный выход из гражданства в случае приобретения недвижимости, находящейся вне пределов Российской Федерации, и иного имущества и активов на сумму свыше 1 миллиона рублей. По законопроекту проведены необходимые подготовительные процедуры, в том числе и рассылка в заинтересованные органы. И сразу вас проинформирую: поддержал законопроект один субъект - это Орловский областной Совет народных депутатов, десять ответов поступили без замечаний и предложений, и сорок восемь отрицательных отзывов. Со своей стороны Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству также считает, что этот законопроект не может быть нами поддержан, поскольку он сразу же противоречит одной из основополагающих статей Конституции - статье 6, посвященной вопросам российского гражданства, и, кроме того, он не соответствует и базовым нормам статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", устанавливающим принципы гражданства и основные правила, регулирующие вопросы российского гражданства. Вы, конечно, могли ознакомиться с заключением нашего комитета, оно достаточно обширное, поэтому остановлюсь только на основных его положениях. Это изложение мотивов, по которым данный законопроект не может быть принят. Первое. В данной связи должен отметить, что предложенное нововведение - установление института так называемого принудительного выхода из гражданства России - означает не что иное, как лишение гражданства Российской Федерации, однако согласно части 3 статьи 6 Конституции России гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Такое же положение - о том, что гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его, - зафиксировано и в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации". И второе - это то, что касается проблемы незаконного вывоза капиталов за пределы России и вообще оттока финансовых средств, инвестиций и так далее. По сути, очевидно, что в данном случае делается попытка, на наш взгляд, неприемлемая, решить эти проблемы через юридические механизмы различных правовых институтов, связанных с вопросом российского гражданства. В то же время можно отметить, что проблема оттока капиталов из Российской Федерации и неправомерного вывода активов за ее пределы актуальна, а значит, актуальным остается и принятие необходимых мер для противодействия такой ситуации или по крайней мере ее изменения. Однако совершенно очевидно, что правовое регулирование конкретных вопросов, касающихся деятельности, направленной на пресечение негативных явлений, связанных с этим, должно находиться в сфере уголовного, административного, финансового и, может быть, других областей законодательства и права. И одновременно совершенно очевидно, что правовое регулирование всех этих вопросов не должно вступать в противоречие с действующей Конституцией и действующими федеральными законами, о которых только что я говорил. Однако, я опять отмечаю, еще раз повторяю, акцентирую, что законопроект не соответствует как Конституции, так и некоторым основным положениям закона "О гражданстве...". С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Депутат Воронин, ваш вопрос. ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Николай Владимирович, у меня к вам вопрос такой коротенький. Вот за рубежом проживают миллионы российских граждан в бывших республиках Советского Союза. Они там, наверное, тоже приобретают квартиры, недвижимость и так далее. Как в этом случае, вы предполагаете их тоже лишать?.. А они, кстати, голосуют. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. По СНГ тут вопрос дискуссионный. Надо учитывать то, что мы рассматриваем этот законопроект в первом чтении, и, конечно, есть у меня все основания предполагать, что до второго чтения дело не дойдет. Но тем не менее если уважаемые коллеги проголосуют, то юридико-техническую сторону данного заданного вами мне вопроса можно отработать. Я считаю, что в этом большой проблемы нет. Судя по тому, что вопросов мало... Все-таки я считаю, что тема-то очень актуальная, как и в предыдущем законопроекте. И проблема вся в том - я хотел бы несколько расширить формат обсуждения данного законопроекта, - что мы себя сами вложили в прокрустово ложе очень несовершенной Конституции, так сказать, спеленали себя чуждыми нам юридическими нормами и теперь мучаемся. Значит, надо менять Конституцию, чтобы у нас в Конституции было десять статей: человек имеет право на имя, на здравоохранение, на рабочее место и так далее, и потом гордиться ее неизменностью, как это делают американцы. А мы сделали огромную Конституцию, и вот теперь любая здравая мысль, которая соответствует уровню поставленных самой историей задач, натыкается на конституции, на конвенции, на базовые положения наших федеральных законов! Законы должны людям служить, а не люди законам, как у нас сейчас получается. И у нас есть уникальная возможность, имея юридически квалифицированное большинство - "Единая Россия" и все те, кто ее поддерживает, сателлиты, - проводить любые, в том числе и широкомасштабные, правовые реформы, и не бояться этого. Но тем не менее мы занимаемся правотворческой и законотворческой мелочовкой, второстепенными вопросами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Алкснис, ваш вопрос. АЛКСНИС В. И. Николай Владимирович, вот вы, слава богу, пожалели страны СНГ. А у меня мама живет в Риге. Она проживает в двухкомнатной квартире, которая оценена рижским БТИ в 35 тысяч долларов. И она написала заявление, что я являюсь ее наследником. То есть если я вступлю в права наследования, вы лишите меня российского гражданства? КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Исключение, что ли? Исключений не должно быть, поскольку там, где появляется одно исключение, оно превращается у нас в правило, широко применяемое на практике. Поэтому закон должен быть для всех, что у нас, к сожалению, сейчас далеко еще... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вообще-то эти нормы регулируются международным правом. Мы с вами помним прекрасно времена, когда газета "Известия" публиковала объявления Инюрколлегии, которая разыскивала родственников за рубежом. Николай Владимирович, наверное, вы тут перегнули немного. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Желающие выступить есть? Нет. Кто за то, чтобы поддержать данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 41 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 9 чел.2,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 12 чел. Не голосовало 438 чел.97,3% Результат: не принято Не принято.