Заседание № 106
О проекте федерального закона № 190725-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Сергей Иванович Штогрин. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам провёл все необходимые экспертизы проекта закона - правовую, юридико-техническую и лингвистическую, законопроект подготовлен к третьему чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 33 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 190725-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками; принят в первом чтении 9 апреля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Сергей Иванович Штогрин. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". В комитет по бюджету поступило двадцать две поправки, они обобщены в двух таблицах: одиннадцать - к принятию, одиннадцать - к отклонению. Комитет просит поддержать таблицу поправок № 1 и отклонить таблицу поправок № 2. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 06 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 32 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Таблица поправок № 2 также принимается. Сергей Иванович, пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Комитет просит включить в повестку дня на завтра, на 19-е число, данный проект закона в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 47 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 190725-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (в целях совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации...". Сергей Дмитриевич Шаталов, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! С 2009 года уже действует порядок, в соответствии с которым ненормативные правовые акты налоговых органов, которые касаются привлечения к ответственности налогоплательщиков за совершённые правонарушения или отказа в привлечении к ответственности за такие правонарушения, обжалуются первоначально в административном порядке (это внесудебный порядок), и практика показала, что за прошедшие четыре года есть существенные успехи: на 28 процентов сократилось общее количество жалоб, на 52 процента сократилось и количество дел, которые рассматриваются судами, при этом число дел, которые выиграли налоговые органы, когда дело уже дошло до судебной процедуры, увеличилось примерно в полтора раза. Во многом это связано с тем, что в налоговых органах, как правило в вышестоящих налоговых органах, созданы специальные аудиторские подразделения, которые как раз занимаются рассмотрением этих жалоб, эта процедура сегодня отработана. Эти позитивные результаты дают основания для того, чтобы такую досудебную процедуру урегулирования споров предложить и по всем иным спорам налогоплательщиков с налоговыми органами. Мы полагаем, что это важно как для налогоплательщиков, так и для государства, потому что сроки, в течение которых принимаются решения, значительно сокращаются, сокращаются и материальные затраты налогоплательщиков, поскольку не надо платить государственную пошлину, резко сокращаются расходы на адвокатов, сокращаются и расходы государства, поскольку суды становятся менее загруженными. С учётом данных обстоятельств мы просим поддержать этот законопроект, который предусматривает такую досудебную процедуру урегулирования всех споров. Замечу ещё, что по результатам рассмотрения в комитете высказано довольно много замечаний процессуального, процедурного характера и все эти замечания могут быть обсуждены и учтены ко второму чтению. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Сергей Иванович Штогрин выступает с содокладом. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам представляет вам своё мнение по результатам рассмотрения проекта закона, название которого почти треть страницы занимает, я не буду его повторять. Действительно, предлагается дать налогоплательщикам и налоговым органам возможность не идти в суд за разрешением своих противоречий, возникших по итогам налоговых проверок, а решить всё в досудебном порядке, как и жалобы на действия или бездействие налоговых органов. Я согласен с Сергеем Дмитриевичем в том, что четыре года работы показали, что действительно, решение было принято правильное, а тогда у нас были большие дебаты о том, надо ли вводить обязательное досудебное рассмотрение налоговых споров, принесёт это пользу или нет, не возникает ли там ещё большая коррупция, и так далее, и так далее. Я сужу об этом и как первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, который занимается налогами, потому что в этом году мы получаем значительно меньше жалоб от налогоплательщиков на различные действия налоговых органов: за прошедшие три месяца было всего, по-моему, три или четыре жалобы, а в прежние годы они шли к нам, в общем-то, довольно большим потоком и приходилось разбираться. При этом я хочу вам сказать, что в комитете мы подготовили заключение на проект закона аж на восьми страницах, и здесь всего полторы страницы заняло то положительное, что несёт в себе проект закона, а именно: будут рассматриваться жалобы на действия и на бездействие должностных лиц, увеличивается с двадцати дней до одного месяца срок подачи налогоплательщиком, консолидированной группой налогоплательщиков апелляционной жалобы, даётся возможность налогоплательщику подробнее разобраться с предметом замечаний, предусмотрены возможности для подачи жалоб в налоговый орган, чей акт ненормативного характера обжалуется повторно, для продления срока или восстановления срока, если он был пропущен, и так далее. При этом есть целый ряд замечаний, я не буду их повторять, но мы на заседании комитета определили, что будет создана специальная рабочая группа в комитете, в подкомитете по налогам, и все замечания, которые нам внесло, так сказать, сообщество, в том числе замечания и предложения Торгово-промышленной палаты, других организаций, будут учтены, с тем чтобы закон был принят добротный, чтобы он начал действовать на пользу налогоплательщикам, чтобы поступало больше налогов в бюджетную систему и было меньше споров по действиям или бездействию налоговой службы. Спасибо за внимание. Я свой доклад закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Есть ли вопросы, коллеги? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного законопроекта в первом чтении. И в выступлении Сергея Дмитриевича Шаталова, и в выступлении первого заместителя председателя нашего комитета коллеги Штогрина положительные моменты, которые мы ожидаем получить в результате принятия данного закона, изложены достаточно детально. Осуществляется последовательная работа по упрощению налоговой системы, усилению её прозрачности и по предоставлению возможности решать вопросы в рабочем порядке. Что касается коррупционности и многих других проблем, то это вопросы отдельные, но тем не менее возможность не доводить дело до суда в случае, если можно снять вопросы в административном порядке, представляется нам целесообразной. Наша фракция данный законопроект поддержит. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР также поддержит предлагаемый законопроект. Сегодня уже говорили о том, какой положительный опыт с 2009 года привнесла в нашу практику возможность досудебного рассмотрения споров и жалоб по налоговым вопросам. Конечно, эту практику нужно распространять на более широкий круг вопросов, и тут никто не отрицает, что есть положительная тенденция и она должна быть учтена. Это даст нам возможность сэкономить средства налогоплательщиков при уплате госпошлины в связи с обращением в суд, сократить затраты на адвоката или профессионального юриста, чтобы отстаивать интересы в суде, сократить сроки рассмотрения жалоб, ну и, конечно же, разгрузить суды - я так понимаю, что, собственно, это одна из основных причин, которые и сподвигли правительство выйти с такой инициативой. На самом деле мера оказалась эффективной, и снижение наполовину количества судебных исков за четыре года говорит об этом достаточно красноречиво. Конечно же, есть и целый ряд замечаний по этому законопроекту, большинство из них изложено в заключении комитета, и Сергей Иванович сегодня уже огласил их, а я хотел бы лишь вкратце о них сказать. Фракция ЛДПР хотела бы, чтобы в законопроекте более детально была прописана возможность личного присутствия представителя налогоплательщика при рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом. На самом деле в суде представитель может присутствовать, адвокат может присутствовать, доводить свою позицию, как говорится, с голоса, но этим законопроектом мы не даём возможности нашему налогоплательщику присутствовать при разборе той ситуации, которая, вполне возможно, требует каких-то устных комментариев. Мне кажется, это важный момент, он должен быть зафиксирован в законе, который мы с вами, надеюсь, будем принимать в ближайшем времени. Также требует корректировки вопрос вручения уведомлений налоговой инспекции о продлении сроков или об осуществлении проверки как раз вышестоящим органом: непонятно, каким образом, то есть путём почтового перевода или же лично вручат - тут процедура достаточно туманная, а надо учитывать, что сжатые сроки отводятся на рассмотрение жалобы вышестоящим органом - пятнадцать дней, то есть если мы по почте будем отправлять уведомление, то - мы знаем, как работает наша почта, - боюсь, что налогоплательщик не успеет даже получить это уведомление. Нужно, конечно, более детально посмотреть эти вопросы. Ну и, конечно, необходимо... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты: выступление от фракции. ИЩЕНКО А. А. Не предусмотрена пока этим законопроектом возможность предоставления отсрочки, приостановления исполнения тех мер, которые наложила налоговая инспекция на налогоплательщика, в случае, если подана апелляционная жалоба. Мне кажется, есть смысл тоже в этом законопроекте прописать такую норму. Основной момент, на котором я хотел бы остановиться сейчас, - это личная ответственность работника налоговых органов за неправомерно принятое решение в отношении налогоплательщика. Действительно, сегодня статьёй 35 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причинённые налогоплательщику вследствие неправомерных действий, равно как и бездействия со стороны работников налоговых органов, но на практике эта норма практически не применяется, доказать это чрезвычайно сложно: нужно доказать наличие вреда, размер, противоправность поведения, вину чиновника - достаточно сложные процедуры, которые очень редко когда доходят до финального решения. Кроме того, даже если налогоплательщик доказывает вину налогового органа, принявшего неправомерное решение, ответственность ложится не на конкретного чиновника, не на конкретного инспектора, не на руководителя налогового органа, а на государственный бюджет, и, собственно, из него потом возмещаются все затраты, потери, которые были причинены такими действиями налогоплательщикам. К сожалению, на сегодняшний момент административной ответственности за неправомерные действия конкретного чиновника не предусмотрено. Я считаю это чрезвычайно важным моментом - установить административную ответственность как раз для чиновника, выносящего заранее неправомерное решение, которое затем, после подачи апелляционной жалобы, может быть отменено решением вышестоящего органа. Это как раз один из дополнительных инструментов, который поможет снизить не только количество обращений в суды, но и, я надеюсь, количество обращений с апелляционными жалобами, потому что любой налоговый инспектор, любой руководитель налогового органа, вынося решение в отношении налогоплательщика, десять раз задумается, а есть ли смысл выносить такое решение, зная, что в апелляционной инстанции или в судебной оно может быть отменено. Ну и, учитывая, что сейчас уже в Думу внесён законопроект № 196666-6, который предусматривает расширение полномочий налоговых инспекций, думаю, что постановка такого вопроса возможна и его решение чрезвычайно важно для наших налогоплательщиков. Мы их и так за последние несколько месяцев подвергли жесточайшему прессингу, количество закрывающихся предприятий просто зашкаливает, индивидуальные предприниматели прекращают деятельность - надо дать возможность бизнесу нормально работать! Фракция ЛДПР будет настаивать на принятии таких норм и поддержит предлагаемый законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают. Докладчик? Содокладчик? Нет. Выносим на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 59 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Законопроект принят.