Заседание № 76

12.02.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 190717-6 "О ратификации Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1319 по 1689 из 6593
6-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения об             
осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе        
Таможенного союза". Докладывает Сергей Алексеевич Аристов, заместитель          
министра транспорта России.                                                     
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Соглашение об осуществлении    
транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза    
подписано 22 июня 2011 года, оно готовилось в соответствии с поручением         
Комиссии Таможенного союза. Соглашение формирует условия для переноса           
транспортного (автомобильного) контроля с российско-белорусского и              
российско-казахстанского участков границ на внешнюю границу Таможенного         
союза. Органы транспортного контроля сторон выполняют на своих участках         
границ обязанности в интересах всех трёх стран, при этом снимается              
дополнительный барьер при пересечении транспортными средствами (автомобилями)   
границ между странами Таможенного союза. Соглашением определяются единые        
подходы к осуществлению транспортного (автомобильного) контроля, перечень       
выполняемых контрольных операций, перечень проверяемых документов. Стороны      
признают документы, оформленные органами транспортного (автомобильного)         
контроля другой стороны, обмениваются информацией через создаваемую единую      
базу данных. Стороны, кроме того, договорились о гармонизации                   
законодательства, методов и технологий осуществления контроля.                  
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1        
статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных    
договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила иные, чем           
предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, вводятся   
новые определения, не существующие в нашем законодательстве, например           
"внешняя граница Таможенного союза". Кроме того, органы транспортного           
контроля Российской Федерации выполняют отдельные действия на своих пунктах     
пропуска в интересах других государств, то есть Казахстана и Белоруссии. Сама   
форма обмена информацией между контрольными органами также в настоящее время    
не предусмотрена в законодательстве Российской Федерации.                       
                                                                                
Соглашение уже ратифицировано Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.     
Ратификация и вступление в силу соглашения позволит применить в полном объёме   
положения соглашения, обеспечить более жёсткий контроль соблюдения              
законодательства и одновременно снять лишние барьеры между нашими границами в   
рамках Таможенного союза.                                                       
                                                                                
Ратификация не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета.        
                                                                                
Прошу вас поддержать законопроект.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонид Эдуардович Слуцкий.                                                      
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам              
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Спасибо большое, уважаемый Сергей Евгеньевич.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, как справедливо отметил Сергей Алексеевич, данное            
соглашение уже ратифицировано Белоруссией и Казахстаном. Помимо формирования    
условий для переноса транспортного контроля с российско-белорусской и           
российско-казахстанской границ на внешнюю границу Таможенного союза,            
соглашение создаёт правовую основу для организации информационного обмена       
между органами транспортного контроля России, Белоруссии и Казахстана.          
                                                                                
Применение данного соглашения, с точки зрения комитета, который провёл          
всестороннюю экспертизу соглашения, позволит нам в полном объёме, во-первых,    
производить информационный обмен о результатах проведения транспортного         
контроля, далее, сформировать статистические данные о международных             
автомобильных перевозках в рамках Таможенного союза и использовать их в         
дальнейшем при проведении государственной политики в сфере автомобильного       
транспорта и, наконец, обеспечить более жёсткий контроль за соблюдением         
законодательства Российской Федерации при осуществлении международных           
автомобильных перевозок.                                                        
                                                                                
Данное соглашение действительно вводит понятия, ранее не закреплённые в         
российском законодательстве, помимо внешней границы Таможенного союза ещё ряд   
понятий, в частности "весовые и габаритные параметры транспортного средства".   
Понятия "транспортный (автомобильный) контроль", "перевозчик" и "транспортное   
средство" определяются соглашением иначе, нежели они определялись ранее         
федеральным законодательством. Кроме того, в законодательстве Российской        
Федерации сегодня пока отсутствуют положения, предусматривающие обмен           
информацией между органами транспортного контроля государств сторон.            
                                                                                
В соответствии со статьёй 7 соглашения стороны на основе взаимности принимают   
меры по гармонизации законодательств государств, методов и технологий           
осуществления транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза.      
Для выполнения положений указанного соглашения стороны создадут совместную      
комиссию, заседания которой будут проводиться по мере необходимости.            
                                                                                
Реализация данного соглашения не потребует дополнительных расходов,             
покрываемых за счёт федерального бюджета, и не приведёт к сокращению доходной   
части федерального бюджета.                                                     
                                                                                
Учитывая, что данное соглашение является знаковым для Таможенного союза и в     
целом, если угодно, для евразийского проекта, комитет предлагает палате         
поддержать ратификацию данного соглашения.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться.                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, очевидно, что данная ратификация - это следствие   
интеграционных процессов между тремя государствами в интересах граждан, но      
нам ближе проблемы наших, российских граждан. В связи с этим вопрос к вам,      
как замминистра транспорта: на какой стадии и ведутся ли вообще переговоры с    
Евросоюзом о том, чтобы организовать безостановочный проезд, скоростной         
проезд через территорию еврозоны из Калининграда в большую, так сказать,        
Россию?                                                                         
                                                                                
Вопрос очень волнует жителей Калининградской области, он давно муссируется, и   
пока жители не могут нормально перемещаться из-за того, что нет самолётных      
рейсов, кроме как на Москву и на Санкт-Петербург, и большие тарифы на билеты,   
а поезда идут очень долго.                                                      
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Я так понимаю, вопрос скоростного движения, конечно, касается в   
первую очередь железнодорожного сообщения. Действительно, этот вопрос мы        
ставили перед Европейским союзом неоднократно, поскольку здесь влияние          
позиции Литвы очень сильно. Мы предлагали как вариант безостановочное           
движение нашего состава, для того чтобы не проходить длительное время           
пограничные и таможенные контроли, но в соответствии с нынешней позицией        
литовской стороны для этого требуются скоростные параметры не ниже 200          
километров в час. Наши поезда могут ходить с такой скоростью, но                
инфраструктура Прибалтики и, в частности, Литвы, конечно же, не позволяет       
пассажирским поездам передвигаться в таком скоростном режиме, поэтому этот      
переговорный процесс пока продолжается.                                         
                                                                                
Что касается воздушного сообщения, я хотел бы отметить, что уже несколько лет   
подряд правительство субсидирует перевозки пассажирским транспортом из          
Калининградской области в основную часть России, и могу даже сказать, что по    
итогам 2012 года не вся сумма субсидий была выбрана, поэтому говорить о том,    
что не обеспечивается возможность свободного перемещения, я не стал бы.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Евгеньевич Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, в продолжение предыдущего вопроса: может быть,     
на первом этапе вот это скоростное движение железнодорожных составов наладить   
от Белоруссии до Москвы? Что-то говорили об этом? В каком состоянии эта тема?   
                                                                                
Ну и вторая часть вопроса. Мы хорошо знаем наши с белорусами договорённости о   
том, что перенесена граница, что таможенные пункты, пограничные пункты          
перенесены на внешнюю сторону - я имею в виду, на западную часть границы        
Белоруссии, - а в каком состоянии находятся аналогичные пункты в Казахстане?    
Казахстан - это транзит грузов из Китая и Средней Азии, а там может быть        
всякое. То есть насколько готовы они взять на себя вот эту нагрузку, которую    
несли наши пункты на российско-казахстанской границе?                           
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Если можно, я начну со второго вопроса. Он более глобальный,      
безусловно. Что касается белорусского внешнего контура, ну, я сам буквально     
несколько месяцев назад проехал и увидел прекрасные пункты пропуска, отличную   
работу контрольных структур (это польский участок границы), в общем-то,         
практически нет очередей, ну, за исключением, конечно же, как всегда,           
праздничных дней, когда идёт массовый поток грузов.                             
                                                                                
Что касается казахстанского контура, то там, конечно, положение дел пока        
несколько хуже. Ну, для решения этого вопроса принята единая программа в        
рамках Комиссии Таможенного союза, а сейчас - и в рамках комиссии Единого       
экономического пространства, поскольку это уже большая интеграция, которой      
предусмотрено в том числе и участие всех трёх стран в обеспечении работы этих   
участков, их помощь. Нас, конечно же, очень волнует южное направление,          
поскольку оно связано со Средней Азией, и контроль там, к сожалению, должен     
быть более чётким и более жёстким, чем на европейском направлении. По этому     
направлению мы работаем вместе, и я думаю, что здесь тоже будет хороший,        
положительный результат.                                                        
                                                                                
Что касается первого вопроса, об организации скоростного движения. На эту       
тему пока ведутся переговоры, потому что это экономически затратный проект и    
он не до конца проработан в плане финансового обеспечения.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, вопрос такой: почему задержка с внесением на       
полгода по сравнению с Казахстаном и Белоруссией?                               
                                                                                
И второе. Вот в вашей пояснительной записке указано огромное количество         
выявленных нарушений со стороны иностранных транспортных перевозчиков. Мы с     
вами понимаем, что, несмотря на строительство Единого экономического            
пространства, за счёт более выгодных условий деятельности бизнеса в             
Казахстане есть масса совместных предприятий не только с Китаем, но и прежде    
всего с Европейским союзом: с Финляндией - очень много, - с Нидерландами и      
другими странами. Отработана ли система, при которой они провозят по воздуху    
комплектующие, крупные узлы, собирают, а потом к нам везут уже в рамках         
Таможенного союза чужую продукцию, но под брендом Казахстана? Наши потери как   
будут пресекаться, предупреждаться в данной ситуации?                           
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Ну, этот вопрос, безусловно, уже выходит за рамки соглашения,     
поскольку определяет саму политику Единого экономического пространства.         
Комиссия Единого экономического пространства, которая сформировалась и          
работает уже достаточно активно, как раз занимается всеми вопросами             
равенства, равенства как финансовых обязательств, так и финансовых доходов, в   
том числе и политики промышленной сборки и всего остального.                    
                                                                                
Что касается транспортного контроля, конечно, вопрос не относится, не           
решается.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Вопрос любому из докладчиков.                                    
                                                                                
Я хочу процитировать официальные данные из вашей записки: "В ходе контроля на   
территории Российской Федерации в 2011 году было выявлено более сорока тысяч    
различных нарушений при перевозке грузов... иностранными перевозчиками. При     
этом российские автотранспортные предприятия от недобросовестной конкуренции    
потеряли около 15 процентов объёмов перевозимых грузов в международном          
сообщении". То есть сорок тысяч нарушений, 15 процентов потеряли. Скажите,      
все ли эти случаи, которые были выявлены в 2011 году, расследованы? И сколько   
людей при этих сорока тысячах нарушений были привлечены и наказаны? Самое       
главное, вы знаете, самое страшное - это безнаказанность! Если эти сорок        
тысяч так и остались ни при чём, то мы и в этом году получим сорок тысяч        
нарушений, а может, и больше.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, пожалуйста.                            
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Я ответил бы таким образом. Если мы называем цифру - значит,      
она выявлена, если цифра выявлена - значит, приняты меры в соответствии с       
нашим законодательством, административным законодательством и Федеральным       
законом № 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных    
автомобильных перевозок...".                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, скажите, предусмотрен ли соглашением контроль за   
экологическим состоянием автотранспорта и какие санкции предусмотрены за        
экологические правонарушения, если это есть в данном соглашении?                
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Нет, данное соглашение не предусматривает экологического          
контроля, поскольку это иная форма - это контроль уже за состоянием             
транспортного средства.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Сергей Алексеевич, я прошу прощения, что вопрос несколько не касается нашего    
Таможенного союза, но он тоже очень важен, так как важен всё-таки престиж       
нашей страны. Во время работы комиссии Россия - ЕС в Брюсселе представитель     
Латвии задавал вопрос и высказывал одновременно просьбу. Они считают, что       
простой автомобильного транспорта неделями на границе недопустим, считают,      
что это наша вина, и они даже предлагали свои услуги и так далее. На это мы,    
естественно, конкретно ответить не могли, но обещали с этим вопросом            
разобраться во время встречи, и вот я, пользуясь этой возможностью, хочу        
спросить: что здесь можно будет сделать?                                        
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Периодически возникающие проблемы на российско-латвийском         
участке границы в первую очередь связаны с тем, что те, в отношении кого        
ратует Евросоюз, то есть перевозчики третьих стран и латвийские, естественно,   
не соблюдают требования российского законодательства. Вот и всё.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы, безусловно, поддержим все   
начинания, которые так или иначе будут вести к восстановлению нашего рынка,     
скажем, рынка бывшего Советского Союза, так как без этого дальнейшая            
жизнедеятельность России представляется крайне проблематичной, однако,          
поддерживая этот законопроект, мы тем не менее просили бы и наш комитет, и      
министерство, и прежде всего межгосударственный комитет всё же обратить         
внимание на несколько очень важных проблем. В пояснительной записке в           
принципе достаточно подробно изложена часть этих проблем, но мы считаем, что    
совершенно не проработан целый ряд вопросов, и один из них я обозначал,         
задал.                                                                          
                                                                                
Казахстан в принципе имеет наиболее либеральное законодательство по             
организации и функционированию бизнеса. Этим и воспользовались наши лжедрузья   
из Евросоюза, Китая, которые очень интенсивно осваивают пространство            
Казахстана, создают там совместные предприятия, ставят прежде всего             
отвёрточные технологии, завозят туда в больших объёмах товары, а потом уже      
под лейблом Казахстана непосредственно Единое экономическое пространство        
наводняют своими товарами, имея, естественно, конкурентные преимущества. Мы     
знаем, что Евросоюз, за счёт того что у них приоритет внутреннего               
законодательства над международным, разработал целую серию внутренних           
стандартов, которые позволяют им создавать серьёзные преференции для своих      
производств. И в данной ситуации, если мы эти вопросы не отследим и не          
сделаем хотя бы равными эти условия, мы будем и дальше терять как раз из-за     
вот этих транспортно-таможенных проблем.                                        
                                                                                
Второй вопрос. Наш коллега Москвичёв, ещё будучи заместителем министра, решил   
большую проблему. Я вам напомню, что лет десять назад большую часть грузов      
автомобильным транспортом как раз возили Прибалтика, Молдавия и другие          
страны, в то время как наши перевозчики в принципе были неконкурентоспособны    
из-за того, что подвижной состав не соответствовал требованиям Евро-4,          
Евро-5. Но мне кажется, что этот вопрос необходимо, Сергей Алексеевич,          
продвигать дальше, потому что у нас в структуре занятости водители занимают     
большое место. Но что касается обеспечения транспортными средствами, условий    
приобретения автомобилей для наших перевозящих структур, вообще-то, надо        
подумать, каким образом создать преференции, чтобы мы могли своевременно        
обновлять парк и продолжать увеличивать своё присутствие в доле перевозок,      
потому что прежде всего эти предприятия.... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Олег Владимирович Лебедев.                                                      
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ратификация данного             
соглашения полностью соответствует интересам Российской Федерации, и фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного соглашения.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Илья Юрьевич Дроздов.                                                           
                                                                                
ДРОЗДОВ И. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР просит             
поддержать данный законопроект. Данное соглашение, безусловно, является одной   
из контрольных точек на пути евразийской интеграции, курс на которую принят     
руководством наших государств, облегчит жизнь нашим гражданам и позволит        
компенсировать потери нашим автотранспортным предприятиям. Ещё раз просим       
поддержать данное соглашение.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евгений Сергеевич Москвичёв.                                                    
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать, что         
сегодня транспортный контроль на внешней границе России, Беларуси и             
Казахстана для нас эффективен. Мы никаких пятнадцати тысяч рейсов или сорока    
тысяч не потеряли, наоборот, мы видим, что сегодня всё прозрачно. Считаю, что   
данный закон надо, необходимо поддержать.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, Александр Юрьевич? Не будут выступать.                      
                                                                                
Сергей Алексеевич? Отказываетесь.                                               
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5290 по 5307 из 6593
6-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения об             
осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе        
Таможенного союза".                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.