Заседание № 52

23.06.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 190650-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части уточнения требований к кандидату для наделения полномочиями члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1772 по 1976 из 6625
11-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в    
статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации           
Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Виктора Витальевича         
Пинского.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный проект закона          
полностью готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам выступления, коллеги?                                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну а как? Если одна рука появилась, может появиться и     
вторая. Лучше мы будем соблюдать Регламент.                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
Ну вот. А если бы мы не включили режим записи, то ущемили бы в правах.          
                                                                                
Коллеги, по Регламенту при рассмотрении законопроекта в третьем чтении может    
быть лишь одно выступление от фракции по мотивам... Сняли.                      
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов.                                         
                                                                                
Видите - внутрифракционная конкуренция, она жёсткая.                            
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Если вы думаете, что я перестану бить Совет Федерации, вы          
заблуждаетесь.                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, данным законопроектом, как сказано в пояснительной           
записке, мы в очередной раз повышаем авторитет законодательной власти -         
ознакомьтесь.                                                                   
                                                                                
Если кто не помнит, напомню, что Совет Федерации формировался у нас             
несколькими способами: сначала избирали - что было в принципе правильно,        
потом в Совет Федерации делегировались руководитель субъекта и руководитель     
законодательного органа - что в принципе тоже было более или менее правильно,   
а затем в Совете Федерации субъекты стали представлять люди, которые эти        
субъекты представляли себе только в уме и с большой натяжкой могли показать     
на карте, где они находятся. Такой бардак, конечно, мы терпеть не могли,        
поэтому появилась идея привязать, так скажем, члена Совета Федерации к          
местности, которую он представляет, и стали вводить определённые ограничения,   
в том числе и ценз оседлости, чтобы не варяги заплывали непонятно какие, а      
представляли субъект люди, которые имеют отношение к этому региону. Потом       
ввели условие: членом Совета Федерации при наличии безупречной репутации -      
мы, кстати, до сих пор не можем понять, насколько безупречной и как это         
оценивается, по какой шкале, - может быть или депутат местного органа, причём   
даже самого маленького (вот по этой системе избиралась Председатель Совета      
Федерации, она в двух избирательных округах пыталась зарегистрироваться, и      
люди не могли понять, где она будет избираться - либо от областной, либо от     
краевой Думы), или представитель от исполнительной власти, назначаемый          
руководителем этого органа. Но потом пошли исключения - сначала для             
депутатов, потом для сенаторов, потом для кандидатов в депутаты, потом для      
дипломатов и военных и так далее и тому подобное.                               
                                                                                
Нынешние изменения в закон о формировании Совета Федерации устанавливают, что   
сенатором может быть любой высший офицер, то есть от генерала и выше.           
                                                                                
И правда, коллеги, работа очень трудная: Совет Федерации собирается, как в      
Конституции написано, не реже двух раз в месяц. В принципе, если это им         
внапряг, они могут вообще не собираться - по той же нашей Конституции закон     
считается одобренным Советом Федерации, если они его в течение двух недель      
вообще не рассмотрят! Но если вдруг они скажут, что не хотят одобрить           
какой-то закон, то Государственная Дума может преодолеть вето Совета            
Федерации большинством голосов, что в принципе сейчас делает Совет Федерации    
как таковой вообще ненужным, потому что при вашем конституционном большинстве   
вы можете преодолевать вето Совета Федерации на раз-два, как говорится.         
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз говорю: если мы и дальше именно так будем повышать   
авторитет законодательной власти, то мы с вами далеко не уйдём.                 
                                                                                
Заканчивая своё выступление, скажу так. Уважаемые представители Совета          
Федерации, наш классик говорил: "Басня зубастая, прочитал хорошо" -             
законопроект зубастый, написан хорошо, но в следующий раз, когда вы будете      
вносить такие законопроекты, сразу называйте фамилию и где работает тот, под    
кого мы наконец-таки изменяем закон.                                            
                                                                                
Фракция ЛДПР за такой законопроект голосовать не будет.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ.                        
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Ну, я продолжу тираду предыдущего выступавшего по поводу конкретных людей,      
под которых этот закон написан.                                                 
                                                                                
Начнём со сроков - максимально быстро, максимально экстренно. Почему - мы       
тоже понимаем: губернаторская кампания, одиннадцать губернаторских постов,      
соответственно кандидатам надо представить документы для регистрации. Я         
думаю, буквально через две недели мы узнаем фамилии людей, для которых этот     
закон принимается. В принципе можно было бы список приложить - мол, закон       
принимается для пяти генералов, которые будут уволены из Министерства           
обороны, из МВД или ещё откуда-то, может из прокуратуры, для того чтобы         
обеспечить им дальнейшую, скажем так, работу.                                   
                                                                                
Совет Федерации должен избираться - на этой позиции фракция КПРФ стоит          
сегодня жёстко. Это не должно быть синекурой, это не должно быть местом         
почётной ссылки, где некоторые в том числе, может быть, прячутся от             
уголовного преследования, пользуясь сенаторской неприкосновенностью, и такие    
случаи, к сожалению, есть, точно так же, как и люди, попадающие туда, и         
порядок их отбора...                                                            
                                                                                
В следующий раз нам, вероятно, внесут законопроект с конкретными фамилиями,     
если не удастся подвести под конкретный род деятельности, хотя вы сами          
прекрасно понимаете, что в данном случае ограничение исключительно званиями     
высшего состава абсолютно ничем не обусловлено. Человек может служить и         
дослужиться до звания майора, подполковника, полковника и, при всём моём        
уважении к генеральскому корпусу, быть не менее заслуженным, скажем так,        
специалистом в своей отрасли и уважаемым человеком, а мы их отсекаем, они       
якобы недостойны - соответствующая поправка была отклонена. Нам сегодня         
предлагается ввести эту норму исключительно для генералов, и, повторяю,         
фамилии этих генералов будут известны буквально через две недели.               
                                                                                
И вопрос этот стоит в числе приоритетных. Многие наши законопроекты лежат       
годами - мы их смотрим, - законопроекты, касающиеся миллионов граждан: о        
введении прогрессивной шкалы, об освобождении от налогов, о детских пособиях.   
Мы их не рассматриваем, ждём, выжидаем каких-то там заключений от               
правительства - вспомните, как рассматривался вопрос об ограничении             
заработной платы топ-менеджерам в государственных сырьевых компаниях, а тут     
максимально быстро, прямо влёт всё это идёт, и сразу становится понятно, для    
чего, для кого пишутся законы - для конкретных лиц, для конкретных              
должностей, для конкретных постов. Всё быстро, мгновенно преодолевается, не     
возникает никаких вопросов с тем, чтобы внести в повестку дня, чтобы            
быстренько проголосовать, чтобы быстренько утвердить, для того чтобы можно      
было выйти на выборы, в то время как, повторяю, другие законопроекты, гораздо   
более важные, гораздо более своевременные, лежат годами.                        
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Крашенинников Павел Владимирович.            
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Вячеслав Викторович, я хотел бы выступить от фракции, если можно, по этому      
законопроекту.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, была запись на выступления, давайте всё-таки     
руководствоваться Регламентом. Мне тоже многое хочется сказать коллеге.         
                                                                                
Коллега Куринный, вы не были в Думе в начале 2000-х годов, когда тремя          
голосами из-за компрадорской позиции некоторых фракций не прошло ваше           
предложение, но ищите среди ваших коллег тех, кто не поддержал предложение по   
поводу прогрессивной шкалы налогообложения. Посмотрите, посмотрите...           
                                                                                
Вы же говорите про историю - вот всё, что было сто лет назад, помним, а то,     
что было пятнадцать лет назад, уже забыли. Посмотрите, тогда поймёте.           
                                                                                
Просто то, что он предлагает сейчас, я предлагал пятнадцать лет назад, но,      
учитывая, что тогда вы вели и определяли, не получилось это всё. Посмотрите.    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы не колеблемся - раз решение приняли, надо его     
реализовывать. (Аплодисменты.)                                                  
                                                                                
Коллеги, есть предложение Крашенинникову слова не давать, потому что мы уйдём   
в дискуссию.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, вы выучили один день и говорите, что надо      
праздник назначить, а я говорю: давайте обсудим сначала с народом.              
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета         
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вопрос 11 повестки       
дня.                                                                            
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    322 чел.                                          
Не голосовало                 128 чел.28,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Коллеги, федеральный закон принят.                                              
                                                                                
По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, мы вас ценим, уважаем, но вы    
не имеете права всех комментировать. Вы можете предоставлять слово или          
отнимать слово, а вы комментируете всех.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я потому и сказал: лучше нам не переходить к              
выступлению Крашенинникова - мы уйдём в дискуссию. Но для чистоты отношений я   
сказал коллеге, который не был, как мы с вами, депутатом в начале 2000-х        
годов, просто по той причине, что он не знает, что было, я сказал об этом.      
Ну, можно материалы запросить...                                                
                                                                                

Заседание № 50

16.06.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 190650-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части уточнения требований к кандидату для наделения полномочиями члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4582 по 4711 из 8970
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2         
Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального       
Собрания Российской Федерации". Докладывает Виктор Витальевич Пинский.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К данному      
проекту закона поступила одна поправка, которую комитет просит поддержать.      
Предлагаем принять данный проект закона во втором чтении.                       
                                                                                
Кроме того, сегодня в зале была роздана поправка нашего коллеги - Алексея       
Владимировича Куринного. Мне кажется... не кажется, я уверен, что она подана    
в нарушение Регламента, поскольку в соответствии с постановлением               
Государственной Думы поправки к этому законопроекту нужно было представить до   
13-го числа. Комитет вчера эту поправку не рассматривал, поэтому у меня         
предложение данную поправку не рассматривать.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.        
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
А по существу-то этой поправки, розданной в зале отдельно, есть соображения     
какие-то?                                                                       
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Да, я могу высказать мнение.                                      
                                                                                
Мы против этой поправки, поскольку она противоречит концепции данного           
законопроекта, значительно её расширяет.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поскольку поправку раздали в зале, давайте всё-таки её    
рассмотрим.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, коллега Куринный.                                                   
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Я объясню суть поправки. Если вносимыми поправками сегодня предполагается,      
что в нарушение, скажем так, принципа оседлости членом Совета Федерации может   
быть только лицо высшего офицерского состава или лицо, имеющее специальное      
звание, приравненное к нему, из других органов, то я предлагаю ввести           
расширенный вариант толкования: лицо, имеющее офицерское воинское звание или    
специальное звание начальствующего состава либо соответствующий им классный     
чин юстиции.                                                                    
                                                                                
На мой взгляд, не только лица, начиная с уровня генерал-майора и выше, имеют    
право занимать данную должность. Причём, вы сами понимаете, обоснованием        
предлагаемого изменения было то, что страна посылает человека в разные места,   
от него не зависит место его пребывания и проживания, поэтому для него надо     
сделать исключение. Я считаю, что и полковники, и подполковники, и майоры,      
если они заслуживают быть членами Совета Федерации, имеют точно такое же        
право претендовать на эту должность, и не надо делать исключение только для     
высшего генералитета. Тем более что этот законопроект принимается               
исключительно быстро, затрагивает, как я понимаю, одного-двух человек,          
которых планируется в рамках губернаторской кампании пересадить в Совет         
Федерации из каких-то правоохранительных органов. Считаю, что будет             
правильным, если мы всем офицерам дадим право быть членами Совета Федерации     
без соблюдения принципа оседлости.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич Пинский, пожалуйста.                    
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, предлагаю данную поправку отклонить по         
следующим основаниям.                                                           
                                                                                
Как я уже сказал, данной поправкой значительно расширяется концепция данного    
законопроекта, а мы во втором чтении концепцию не обсуждаем, так что это одно   
из оснований. Ну а второе основание - это то, что в данном случае наш коллега   
предлагает сделать так, чтобы ценз оседлости не распространялся на всех         
офицеров, на всех наших государственных служащих. Я считаю, это неправильно,    
поскольку всё-таки мы предлагаем отменить ценз оседлости для лиц, которые       
отдали много лет службе в Вооружённых Силах, государственной службе, это люди   
с достаточным опытом, как правило, это люди, которые оставляют свою службу.     
Ну а молодые офицеры приходят на службу прежде всего служить, работать          
государственными служащими, у них всё впереди, вот дослужатся до генералов -    
отмена ценза оседлости к ним тоже будет применена.                              
                                                                                
Прошу поправку отклонить.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование отдельно розданная в зале         
поправка, автор - депутат Куринный.                                             
                                                                                
Кто за то, чтобы принять эту поправку?                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за               63 чел.14,0 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.84,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято во втором чтении.                                                       
                                                                                

Заседание № 47

09.06.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 190650-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части уточнения требований к кандидату для наделения полномочиями члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4749 по 4753 из 7398
Приступаем к работе. Мы с вами будем рассматривать 21-й вопрос, который стоит   
на фиксированное время. О проекте федерального закона "О внесении изменения в   
статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации           
Федерального Собрания Российской Федерации".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4762 по 5183 из 7398
Слово по 21-му вопросу предоставляется члену Совета Федерации Андрею            
Александровичу Клишасу. Законопроект рассматривается в первом чтении.           
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Александрович.                                               
                                                                                
КЛИШАС А. А., член Совета Федерации.                                            
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые лидеры парламентских фракций,          
депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается поправка к закону   
"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской       
Федерации". Новелла состоит в расширении перечня лиц, на которых не             
распространяется требование о постоянном проживании на территории субъекта      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Законодательством сейчас не предлагается не распространять указанное            
требование на кандидата, который на день голосования на выборах                 
соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации    
имеет воинское звание высшего офицерского состава или специальное звание        
высшего начальствующего состава, либо соответствующий им классный чин           
юстиции. Но вы знаете, что у нас в законе уже прописана и действует норма, по   
которой от так называемого ценза оседлости были освобождены дипломаты,          
которые имеют ранг чрезвычайного и полномочного посла, поэтому, с нашей точки   
зрения, это просто восстановление справедливости. Военнослужащие тоже           
проходят службу в различных субъектах Федерации, а военно-административное      
деление не совпадает с делением по субъектам, поэтому мы считаем, что эта       
норма пойдёт на пользу субъектам. Субъекты, определяясь с кандидатами в члены   
Совета Федерации, получат возможность также выбирать лиц, которые имеют         
соответствующие воинские и специальные звания.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович.                            
                                                                                
Содоклад Виктора Витальевича Пинского.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Витальевич.                                                  
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Спасибо Андрею                
Александровичу за подробный и обстоятельный доклад. Как верно отметил           
докладчик, речь идёт об отмене для указанных в проекте закона кандидатов в      
члены Совета Федерации так называемого ценза оседлости, то есть обязательного   
требования о сроке проживания на территории соответствующего субъекта           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Я думаю, что всем понятно, зачем такое требование содержится в законе: это      
сделано для того, чтобы сенаторами становились люди, которые владеют            
информацией о специфике конкретного региона, о его социально-экономических      
проблемах, это несомненно повышает авторитет законодательной власти.            
                                                                                
Однако есть в федеральном законе и исключение из этого правила. Мы с вами в     
2014 году внесли в закон изменение, согласно которому если человек проходил     
дипломатическую службу в течение пяти лет и имеет дипломатический ранг          
чрезвычайного и полномочного посла, то правило о постоянном проживании, то      
есть ценз оседлости, к нему не применяется. Очевидно, что такие дипломаты       
имеют большой авторитет во власти, в обществе, по поручению государства часто   
работают вне региона, поэтому не могут проживать на его территории в течение    
такого срока, как указано в законе. Это было препятствием на пути к тому,       
чтобы они стали членами Совета Федерации, и мы этот барьер убрали.              
                                                                                
Аналогичный подход авторы данного законопроекта хотят распространить и на       
лиц, которые имеют воинские звания высшего офицерского состава или              
специальные звания высшего начальствующего состава, либо соответствующий им     
классный чин юстиции. Это звания от генерал-майора, действительного             
государственного советника юстиции 3 класса и выше, такие звания по             
действующему законодательству присваиваются указом Президента Российской        
Федерации, и перед их присвоением эти люди проходят соответствующие проверки.   
По роду своей деятельности они также направляются в служебные командировки,     
это делается на основании приказа, и они также могут не проживать длительное    
время на территории данного региона.                                            
                                                                                
Комитет, внимательно рассмотрев данный законопроект, концепцию его              
поддерживает. Что касается замечаний юридико-технического характера,            
сделанных Правовым управлением, то ко второму чтению все они будут учтены. На   
основании изложенного комитет просит поддержать данный проект закона в первом   
чтении.                                                                         
                                                                                
Помимо этого, Вячеслав Викторович, комитет просит включить этот законопроект,   
если, конечно, мы его поддержим и за него проголосуем, в порядок работы на 14   
июня для рассмотрения на пленарном заседании во втором чтении.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, есть ли вопросы, коллеги? Есть вопросы.       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Виктор Витальевич, вы можете остаться здесь, вдруг вопросы к вам будут.         
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемый Андрей Александрович, не очень понятно определение "соответствующий   
им классный чин юстиции". Это касается сотрудников Минюста, МВД,                
Следственного комитета, прокуратуры, всех вместе или по отдельности? И хочу     
сказать, что если это касается прокуратуры, то обращаю ваше внимание на то,     
что определение "высший начальствующий состав" применительно к прокурорам ни    
в законодательстве, ни в приказах генерального прокурора не употребляется.      
                                                                                
КЛИШАС А. А. Да, когда мы составляли этот текст, мы имели в виду ровно тех      
лиц, которых вы перечислили. Вы знаете, мы действительно довольно долго         
консультировались, в том числе с Государственно-правовым управлением            
президента и с управлением, которое отвечает за вопросы прохождения             
государственной службы, и пришли к этой формулировке. Мы, конечно, будем вам    
благодарны, если вы, с учётом ваших знаний, внесёте коррективы, но смысл        
формулировки вы совершенно точно отразили - это распространяется и на высшие    
чины юстиции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Александрович, концепция законопроекта, как       
частично улучшающая ситуацию, у меня лично сомнений не вызывает, но я, как      
депутат Совета Федерации первого созыва, очень хорошо помню, что тогда мы       
избирались напрямую населением. С тех пор эта идея витает в воздухе, и в этом   
зале много лет назад Александр Алексеевич Котенков, тогда представитель         
президента, говорил, что, может быть, и президент готов будет поддержать идею   
перехода, или возвращения, к выборам в Совет Федерации, но пока ещё для этого   
не пришло время. Скажите, в Совете Федерации возникает периодически идея        
перехода к выборности населением депутатов Совета Федерации?                    
                                                                                
КЛИШАС А. А. Спасибо большое за вопрос. Нет, вы знаете, мы исходим из того,     
что демократия избирателей, демократия населения - это в первую очередь         
Государственная Дума. Я не думаю, что будет правильно получить ещё одну,        
маленькую Государственную Думу, где неизбежно возникнут те же самые             
фракционные принципы. О принципах формирования Совета Федерации говорится в     
Конституции: Совет Федерации - это демократия субъектов, и нам кажется, что     
существующий сегодня порядок довольно чётко отражает особенности нашего         
федеративного устройства.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо за определение, что Дума - это от народа, а Совет Федерации - это от    
Бога, или как там по-другому. Меня всё-таки интересует, почему речь идёт о      
высших званиях, не об офицерах, не о майорах, подполковниках, полковниках,      
которые тоже выполняли, возможно, свой ратный долг, а именно о высшем           
начальстве? Вкупе со срочностью принятия данного закона создаётся               
впечатление, что надо пригреть очередное должностное лицо в Совете Федерации,   
причём срочно.                                                                  
                                                                                
КЛИШАС А. А. Речь идёт о высшем офицерском, начальствующем составе именно       
потому, что, как уважаемый докладчик от комитета совершенно верно сказал,       
присвоение соответствующих званий - это решение президента, это говорит и об    
опыте, и о стаже службы. Обратите внимание, мы в данном случае не меняем        
норму о пятилетнем стаже, не устанавливаем его для таких кандидатов, в          
отличие от дипломатов, для которых обязателен пятилетний срок службы.           
                                                                                
Конечно же, речь не идёт о том, что кого-то нужно пригреть. В любом случае,     
если Государственная Дума этот закон примет, Совет Федерации его одобрит,       
если он будет подписан президентом, то только субъекты Федерации смогут         
определиться с этими кандидатами, надеюсь, уже с учётом этой нормы закона.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, для корректности и, что называется, всё-таки     
для справедливости: пригретым можно быть и в Государственной Думе, поэтому не   
надо говорить о том, что Совет Федерации планирует этим заниматься. А что       
касается высших офицеров, они всю жизнь отдают служению Родине, и, вы знаете,   
находятся в горячих точках, рискуют жизнью, поэтому давайте будем уважать       
свою армию, это, наверное, будет правильно.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Андрей Александрович, я правильно понимаю, что в случае принятия    
этой нормы и вступления её в силу на те регионы, где уже объявлены выборы       
губернаторов, она распространяться не будет? Или пока ещё не будет?             
                                                                                
КЛИШАС А. А. Зависит исключительно от сроков прохождения данного                
законопроекта в Государственной Думе.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич.                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Андрей Александрович, у меня, наверное, не столько        
вопрос, сколько информация. Несколько лет назад мы вместе с прежним             
председателем комитета Госдумы по конституционному законодательству             
обнаружили одну правовую неопределённость, связанную с возможностью             
выдвижения депутата Государственной Думы, который был избран в                  
Государственную Думу, скажем так, из головы федерального списка, и сегодня      
норма сформулирована так, что этот депутат не может быть кандидатом в члены     
Совета Федерации в случае выдвижения кандидатом в губернаторы. Может быть, ко   
второму чтению и эту формулировку исправить? Это не вопрос, просто              
информация, вспомнил, что несколько лет назад мы с этим столкнулись, на эту     
неопределённость указала и Центральная избирательная комиссия, и Владимир       
Николаевич Плигин тогда согласился с тем, что ясности действующая               
формулировка не даёт.                                                           
                                                                                
КЛИШАС А. А. Ярослав Евгеньевич, спасибо, мы обязательно этот вопрос тоже       
отработаем со своей стороны.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тетерин Иван Михайлович.                      
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Андрей Александрович, предполагается или нет хоть какое-то присутствие          
кандидата? Образно говоря, родился он там или его избрали в сельсовет, а        
потом уже он идёт... Есть ли какой-то фактор в отношении, скажем так, его       
исторического присутствия в этом регионе?                                       
                                                                                
КЛИШАС А. А. Большое спасибо за вопрос. Нет, формулировка такова, что           
привязки к региону в данном случае нет.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы не рассматривали, чтобы не было подобной постановки         
вопроса, как вот предыдущий... Скажем, в целом ряде стран Магриба               
предусмотрено формирование верхней палаты в том числе и с учётом квоты          
президента. Может, так будет более объективно: и субъекты вы не обижаете, и в   
то же время высшая исполнительная власть имеет возможность назначить именно     
такую категорию людей?                                                          
                                                                                
КЛИШАС А. А. Согласно действующему законодательству президент может назначить   
до 10 процентов состава Совета Федерации.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить, коллеги? Есть желающие.           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция    
не поддерживает этот законопроект, потому что мы считаем, что самым             
правильным принципом формирования Совета Федерации является полная выборность   
членов Совета Федерации. Ни в какой аналог Государственной Думы он не           
превратится, потому что Совет Федерации - это единственный постоянно            
действующий орган государственной власти, он никогда не прекращает свои         
полномочия, потому что в регионах в разное время проходят выборы региональных   
парламентов, губернаторов, и, собственно говоря, именно поэтому Совет           
Федерации играет особую, стабилизирующую роль. Если, например, выборы           
президента проводятся, то есть, скажем так, имеет место период перехода         
полномочий, в Государственной Думе, даже в правительстве есть переход           
полномочий, то в Совете Федерации нет. Учитывая важность этого органа для       
обеспечения конституционной стабильности, мы считаем, что только граждане       
России должны иметь право выбирать своих представителей в Совет Федерации.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Касаева Татьяна Викторовна.                   
                                                                                
КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Андрей Александрович          
довольно подробно разъяснил суть законопроекта. Законопроектом устраняется      
правовой пробел, повышается возможность для лиц, находящихся на военной         
службе, использовать свои права, в том числе право быть избранным, поэтому      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддерживает и призывает к этому    
и другие фракции.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Хотел задать вопрос, но, к сожалению, почему-то кнопка не сработала, тем не     
менее выскажу свою точку зрения. На мой взгляд, тот механизм формирования       
Совета Федерации, который сейчас есть, является самым оптимальным: от           
субъектов там присутствуют люди, которые имеют непосредственное отношение к     
субъекту, знают те или иные проблемы, что даёт возможность отстаивать позиции   
и решать те или иные вопросы. Я считаю - ну, это сугубо моё личное мнение, -    
что было бы гораздо правильнее, если бы федеральный законодатель, принимая      
решение о так называемых квотах, которые были определены, учёл категорию        
заслуженных людей, о которой мы сейчас говорим, - и это было бы правильно, на   
мой взгляд, - чтобы данная категория нашла своё отражение именно в той квоте,   
норму о которой мы приняли в рамках изменения федерального законодательства.    
                                                                                
Тем не менее законопроект на данный момент, я считаю, поддержать надо, а в      
дальнейшем, может быть, есть смысл вернуться к этому вопросу и подумать, с      
тем чтобы пересмотреть сам принцип, сам подход.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич.                   
                                                                                
Подготовиться Куринному.                                                        
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Если нельзя, но очень хочется, то можно - примерно по такому        
принципу дорабатывается избирательное законодательство, как только подходят     
очередные выборы. Сначала нам рассказывали о том, что парламентарии нижней и    
верхней палат должны быть ближе к народу, поэтому необходимо в                  
Государственную Думу обязательно вернуть выборы по одномандатным округам,       
чтобы депутат был с этой территории, знал проблемы и был привязан к             
одномандатному округу. И конечно же, вначале говорили, что член Совета          
Федерации должен иметь отношение к субъекту Российской Федерации и              
обязательно должен избираться из числа депутатов, - это правильная норма, все   
проголосовали. Что касается выборов губернаторов, должны подавать фамилии       
трёх кандидатов, и есть чёткий перечень требований к этим кандидатам, в том     
числе, несомненно, привязка к региону. Но тут приближаются выборы - в единый    
день голосования на территории Российской Федерации состоятся выборы            
губернаторов - и посыпались законодательные инициативы о том, как необходимо    
сделать более прозрачной, более доступной систему выборов! Теперь можно         
голосовать там, где ты оказался в этот день, - может быть, окажешься в этот     
день на нескольких избирательных участках, но мы не вносим никаких поправок,    
касающихся системы электронной фиксации избирателей, чтобы явку этих людей      
зафиксировать. Потом необходимо было изменить порядок, чтобы депутат            
Государственной Думы, да и депутаты всех уровней где попало не встречались со   
своими избирателями, - они должны спросить (в нарушение системы сдержек и       
противовесов) разрешение у представителей исполнительной власти местного        
самоуправления. А теперь, видимо, дело дошло и до членов Совета Федерации. Я    
не просто так задал вопрос: будет ли распространяться это на те субъекты        
Российской Федерации, где выборы уже были объявлены? Мне, к сожалению, как в    
известном анекдоте про армию, уклончиво ответили, то есть на этот вопрос так    
и не ответили.                                                                  
                                                                                
Коллеги, вы, наверное, будете упрекать меня в том, что я постоянно привожу в    
пример свой регион, свой город. Я, конечно, не уполномочен этими людьми, но я   
их знаю и назову их фамилии: Герой Советского Союза генерал-лейтенант Слюсарь   
Альберт Евдокимович, генерал-майор Щербак Валерий Витальевич, полковник         
Павлов. Что объединяет этих людей? Они верой и правдой служили своему           
Отечеству, два генерала возглавляли десантные училища, полковник Павлов         
совершал бросок в Приштину, они живут в Рязани, никуда не переезжают, хотя в    
своё время служили в других местах. Но я думаю, что этот закон делается не      
под них.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте будем последовательными: если мы говорим, что        
должны представлять народ, - пожалуйста, замечательного и уважаемого генерала   
или военного чиновника оттуда, где он остановился в данный момент, пусть и      
предлагают в Совет Федерации, но если люди даже не будут понимать, кто этот     
человек, какое отношение он имеет к данному субъекту Российской Федерации, я    
думаю, это неправильно, "это какие-то неправильные пчёлы, и они делают          
неправильный мёд". Это какие-то качели в законодательстве: то мы такие нормы    
принимаем, когда нам удобно, то мы другие нормы принимаем - законы не должны    
приниматься под конкретного человека, законы должны приниматься под жителей     
Российской Федерации, в их интересах!                                           
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, ну, наверное, в Совете Федерации    
пчёл нет...                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да и про мёд тоже... Вот вы все считали, что здесь, в     
Государственной Думе, мёдом намазано, а это, оказывается, работа, и многие к    
ней не готовы. Поэтому из армии-то зачем сюда нам брать?..                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, понятно, хорошо. Нет, я просто по поводу армии: нам    
надо к ней бережно относиться. Вы же сами, кстати, говорили и нас постоянно     
наставляете, что надо проявлять уважение и ещё раз уважение к тем, кто          
защищает нашу страну.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ точно так же, как и многие       
перед нами выступившие, считает, что было бы правильно избирать Совет           
Федерации общенародным голосованием, как избирают сегодня депутатов             
Государственной Думы. Естественно, должны быть какие-то критерии                
дополнительные - оседлость или ещё что-то, что связывало бы того или иного      
кандидата с тем регионом, который он представляет.                              
                                                                                
Ну а то, что у нас постоянно корректируется законодательство, ни для кого уже   
не секрет. Вроде бы приняли одни правила игры - сначала закрепляли за           
территориями сенаторов, потом эти правила начали пересматривать. Ну, прямо      
скажем, они, конечно, не на сто процентов работали: знаем мы случаи, когда      
буквально за месяц до предстоящего назначения человека срочно избирали          
депутатом какого-нибудь сельского совета, где он ни разу до этого не был, а     
потом делегировали в Совет Федерации, было такое, но в любом случае это         
какая-то дополнительная работа, в любом случае это какая-то дополнительная      
связь.                                                                          
                                                                                
Что касается офицеров. Ну так уж сложилось, что, по большому счёту, офицер -    
человек подневольный, его страна направляет туда, где он больше всего нужен.    
И очень странно выделять в данном случае именно высший офицерский состав,       
отделяя его от всех остальных: почему начиная с генерал-майора, почему          
исключительно высшее руководство, а не те офицеры, которые, имея в том числе    
более низкие звания, честно исполняют свой долг, несут свою службу?             
Совершенно ничего не объясняет то, что тех назначает президент, а остальных -   
не президент; в любом случае принимается приказ, в любом случае                 
соответствующие качества должны определять выбор в данном случае либо           
законодательного органа субъекта, либо руководителя высшего исполнительного     
органа, личные качества этого человека, а не только его звание, о котором мы    
сегодня говорим. Мы говорим это в том числе и для того, чтобы Совет Федерации   
не превращался в некое, скажем так, образование, куда отправляют в почётную     
ссылку. Это тоже рабочий орган, такой же как Государственная Дума, который      
должен обсуждать законы, который должен принимать важные для страны решения,    
вводить же дополнительные ограничения или вот такие непонятные разрезы -        
высшее руководство, не высшее руководство, - на наш взгляд, неправильно.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства?       
Нет.                                                                            
                                                                                
Выступление докладчика с заключительным словом.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Александрович.                                               
                                                                                
КЛИШАС А. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, для меня очень важно      
было услышать столь предметное обсуждение. Спасибо! С точки зрения целей        
первого чтения могу сказать: я понял, что в конституционности этого             
законопроекта никто не сомневается. Хочу подчеркнуть, что окончательное         
решение в любом случае принимают субъекты Федерации. Лица, для которых          
сделано исключение с точки зрения ценза оседлости, как мы это называем, в       
любом случае идут и избираются вместе, например, с главой субъекта, поэтому     
позицию наших граждан мы знаем в любом случае. Необходимость принятия этого     
закона, ещё раз скажу, связана с тем, что в соответствии с Конституцией Совет   
Федерации наделён большим количеством полномочий, которые касаются обороны,     
безопасности, поэтому мы считаем, что присутствие таких лиц в Совете            
Федерации повышает представительный характер власти.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово содокладчика. Виктор Витальевич,     
есть желание выступить? Нет.                                                    
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета         
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вопрос 21 повестки       
дня.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0 %                                    
Проголосовало против            5 чел.1,1 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.