Заседание № 131
О проекте федерального закона № 190634-6 "О внесении изменения в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации" (по вопросу об использовании земель сельскохозяйственного назначения для размещения зданий, строений, сооружений в целях реализации сельскохозяйственной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Совета Федерации Сергея Фёдоровича Лисовского. Пожалуйста. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., член Совета Федерации. Уважаемые коллеги, благодарю за возможность представить законопроект в стенах Государственной Думы. Законопроект очень простой. В своё время, когда мы создавали земельное законодательство, мы решали очень быстро те задачи, которые перед нами стояли. И одна из позиций, которая очень важна для сельхозпроизводителей, а именно реализация продукции сельхозпроизводства, выпала из Земельного кодекса. На сегодняшний день возникла ситуация, при которой по Гражданскому кодексу сельхозпроизводители имеют право реализовывать на землях сельхозназначения свою продукцию, которую они произвели, а по Земельному кодексу на таких землях, если внимательно посмотреть 77-ю статью, разрешено производить, хранить, перерабатывать продукцию, но реализация не указана. Таким образом, сегодня все сельхозпроизводители, которые реализуют продукцию на сельхозземлях, нарушают, по сути, Земельный кодекс и, соответственно, подпадают под действие статей Кодекса об административных правонарушениях. Предлагается вот эту техническую нестыковку убрать, тем более что она не столько техническая, ведь на самом деле здесь, по сути, не учитывается самая главная часть сельхозпроизводства - реализация. Второй очень важный аспект. Удивительно, обычно мы с Минфином всегда оппонируем друг другу, но даже Минфин это заметил. Мы все сейчас говорим о создании сети оптово-распределительных центров по стране, о том, что это необходимая часть сельскохозяйственной логистики, так вот существование центров по реализации сельхозпродукции будет возможно, только если это будет на землях сельхозназначения, потому что если это делать на землях другого назначения, то стоимость и аренда этих земель будет очень высока. Кстати, так же делает Евросоюз, у них специально в законе обозначено, что реализация сельхозпродукции происходит на землях сельхозназначения, - именно из-за налога на здания и сооружения, которые построены на землях другой категории. Они даже пошли немножко дальше - они сейчас определили максимальную стоимость аренды помещений, где происходит реализация сельхозпродукции, для Евросоюза - 100 евро за квадратный метр. Ну, по-видимому, мы тоже к этому придём, пока у нас этого нет, но тем не менее. Законопроект очень простой и очень нужный. Когда мы обсуждали его в Государственной Думе, возникали вопросы и опасения, что начнут строить аэропорты и линейные объекты на землях сельхозназначения, но ведь мы чётко указываем - только для реализации сельхозпродукции, даже не продовольственных товаров, а именно сельхозпродукции. Когда мы в своё время работали над законом о регулировании торговой деятельности, этот вопрос тоже стоял, и мы чётко разделили по общероссийскому классификатору продовольственные товары и продукцию сельхозпроизводства. Поэтому опасения, что кто-то начнёт строить, используя данную поправку, на землях сельхозназначения объекты, которые не занимаются реализацией сельхозпродукции, ну, просто необоснованны. Понятно, что есть не очень порядочные люди, которые могут воспользоваться любой поправкой, и мы это видим зачастую, это возможно со всеми законами, но, к сожалению, вот эта практика, когда мы, гоняясь за одним жуликом, создаём проблемы сотням и тысячам добросовестных тружеников... Конечно, надо, мне кажется, смотреть с другой стороны: каким образом вот эта поправка поможет именно настоящим сельхозпроизводителям правильно реализовывать свой товар и не удорожит стоимость реализации этой сельхозпродукции? Вкратце у меня всё. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала будет содоклад, а потом вопросы. Николай Петрович Николаев, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле законопроект не такой уж технический, мы его очень внимательно рассматривали, тем более что, как вы знаете, у нас работает соответствующая рабочая группа, которая занимается вопросами эффективного использования сельхозземель. Вкратце Сергей Фёдорович уже рассказал, но хочу сделать некоторые замечания. Прежде всего, здесь речь шла о сельхозтружениках, которые не могут продать свою продукцию, - это немножко не так. Дело в том, что данный законопроект подразумевает любых сельхозтоваропроизводителей, не только крестьянские (фермерские) хозяйства, а любых, в том числе самых больших сельхозтоваропроизводителей, которые, так сказать, работают. При этом в законопроекте не определено, какую продукцию они готовы продавать на этой земле: собственную продукцию или продукцию, которая завезена откуда-то со стороны; продукцию, которая на этой земле выросла, или это будет торгово-логистический центр, который просто занимается сбытом сельхозпродукции? Вот этот законопроект даёт максимальные допуски для использования сельхозземель. Далее. Какая земля предлагается к использованию? Да любая, в том числе и пашня. Мы с вами здесь бьёмся за эффективное использование сельхозземель, за вовлечение в оборот сельхозземель, за их использование по целевому назначению и смотрим, как работают принятые нами нормы по изъятию тех земель, которые используются нецелевым образом, а данный законопроект предполагает, что в принципе вот такие по факту огромные центры, которые могут занимать десятки гектаров земли, могут в соответствии с этим законопроектом располагаться в том числе и на пашне. На наш взгляд, на взгляд комитета, на взгляд, так сказать, тех экспертов, которые выступали у нас и которых мы привлекали, это недопустимо, и мы не можем это поддержать. Теперь несколько моментов, связанных с вопросами, для чего, помимо продажи, предлагается использовать сельхозпродукцию. Прежде всего предлагается использовать сельхозземли для инженерной инфраструктуры и транспортной инфраструктуры. Вот Сергей Фёдорович сказал о транспортной инфраструктуре, о том, что никто не будет заводы, пароходы и вокзалы строить, но тем не менее мы говорим о законодательстве, и если мы вводим определённые нормы и даём разрешения в законе, то мы должны понимать, что к транспортной инфраструктуре относятся в том числе и мосты, и эстакады, и вертолётные площадки, и участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, то есть подъезды, железнодорожные подъезды, - это всё транспортная инфраструктура, и в соответствии с этим законопроектом предлагается в том числе допустить такое строительство и на пашне, и на любых других сельхозземлях. Мы внимательно изучили этот законопроект, обсудили, мы получили отрицательное заключение от Правительства Российской Федерации и приняли решение не поддерживать данный законопроект. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Сергей Фёдорович, наверное, как решение в целом по стране проблемы отсутствия высокотехнологичных оптово-распределительных центров этот законопроект хороший, но мы с вами понимаем, что сначала мы в одну крайность пошли, когда отдали преференции крупным торговым сетям, и фактически они у нас малый и средний бизнес, индивидуальных предпринимателей выдавили из больших городов и продолжают выдавливать из маленьких муниципалитетов, закрываются не только магазины, но и небольшие кооперативы, и сегодня люди фактически не могут заниматься подсобным хозяйством. Одна из очень уважаемых в определённых кругах национальных диаспор фактически подмяла 80 процентов рынка движения плодоовощной продукции, в результате чего мы видим сумасшедшее удорожание ранних фруктов и овощей для граждан России. Сейчас вы предлагаете ещё наделить их - при их-то финансовых возможностях! - правом строить по всей стране, причём земли они будут забирать понятно каким путём... (Микрофон отключён.) ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Спасибо за вопрос. Во-первых, меня, наверное, трудно обвинить в том, что я поддерживаю торговые сети, вы знаете, что я один из соавторов закона о регулировании торговой деятельности, которому уже много лет. Во-вторых, это совершенно другое, мы чётко определяем, что данная позиция для реализации продукции сельхозназначения. Никакого отношения к супермаркетам этот законопроект не имеет. Более того, как я сказал в своём докладе, на сегодняшний день это не только наше предложение, это опыт развитых стран, которые очень бережно относятся к своему сельскому хозяйству, особенно к пашне. В Европе вообще невозможно изменить целевое назначение пашни уже сотни лет. Так вот там именно на землях сельхозназначения разрешена реализация сельскохозяйственной продукции. Как я уже объяснил, для того, чтобы реализация этой продукции была дешёвой для сельхозпроизводителей, это делается на землях сельхозназначения. То, что уважаемый Николай Петрович сказал про линейные объекты, - мы имели в виду объекты инфраструктуры, которые необходимы. Если вы строите склад, то всё равно должны к нему подвести дороги и инженерные коммуникации, и именно эти коммуникации имелись в виду, а вовсе не объекты, которые используются по другому назначению. Законопроект у нас рассматривается в первом чтении, и те моменты, на которые было указано, опасения, которые высказал Николай Петрович, мы вполне можем учесть при подготовке поправок ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Фёдорович, кто-нибудь анализировал, какой земли и для каких строений конкретно не хватает? Если говорить о придорожных зданиях, сооружениях, то я не думаю, что речь идёт о логистике, ну, наверное, полно земли и несельскохозяйственного назначения. Кто-нибудь анализировал, какой земли конкретно и подо что не хватает? ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Я объясню. Анализ такой был проведён, причём для меня его результат был очень неожиданным. Вроде бы у нас действительно много земли, но ко мне обратилось несколько компаний, как раз занимающихся строительством объектов сельскохозяйственной логистики, которые предполагали построить сельхозобъекты для реализации сельхозпродукции рядом с городами-миллионниками. С чем они столкнулись? В своё время многие земельные, скажем так, спекулянты выкупили землю, перевели её в разряд земель промышленного назначения, и сельскохозяйственных земель, удобных для логистики, как ни странно, не осталось не только в Московской области, где земли очень плотно используются, но и в крупных городах, даже в полумиллионниках. А если строить подобные объекты на землях промышленного назначения, то, опять же повторю, налог на имущество и налог на использование этой земли будут настолько высокими, что реализация этой сельхозпродукции станет просто невозможной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузьмин Михаил Владимирович. КУЗЬМИН М. В. Уважаемый Сергей Фёдорович, вам вопрос. Сергей Фёдорович, Ставропольский край, Ростовская область, Краснодарский край - сельхозземли вот прямо по краешек чистенькие, обработанные, максимально используемые, эти земли находятся в границах районных образований, в этих районах находятся сёла, а в этих сёлах нуждается в рабочих местах молодёжь, которая поступает в сельхозакадемии, которая получает образование. И в муниципальных образованиях более чем достаточно земли - с дорогами, с коммуникациями, с желанием руководства региона оказать содействие, если вдруг там логистический центр будет создаваться. Почему не пойти по этому пути? Максимальная поддержка вам будет оказана. ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Спасибо большое. Я знаю, что в ряде регионов региональная администрация действительно очень бережно относится к тем инвесторам, которые приходят. Но здесь немного другой вопрос - вопрос себестоимости использования этих складов при реализации сельхозпродукции. Если этот склад стоит на землях сельхозназначения - налог один, а если на землях другой категории - совершенно другой. Именно из-за этого возникает этот вопрос. Причём опять же это опыт практически мировой, я много общался с европейскими аграриями, это у них практически вторая позиция в программе снижения себестоимости реализации сельхозпродукции - предоставление земли для реализации сельхозпродукции, для того чтобы налог и соответственно издержки при реализации этой продукции были минимальными. Здесь именно этот вопрос решается. А в плане пашни - ну, я понимаю, что можно любую идею довести до абсурда, но, поверьте, Николай Петрович, я давно занимаюсь сельским хозяйством: ни одному нормальному сельхозпроизводителю в голову не придёт использовать пашню под строительство каких-либо объектов. Обычно любые объекты... ведь у нас разрешены объекты сельхозназначения на землях сельхозназначения, мы их строим, и достаточно много, но никому не приходит в голову строить их на пашне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Фактически вы ответили на вопрос, который я хотел задать. Я никак не мог понять, в чём проблема: перевести из земель сельхозназначения в промышленные земли, построить объекты и платить, как все. Но теперь вы ответили, что если строить на сельхозземлях, то налоговая ставка будет другая. Но эта проблема решается и по-другому! Ведь это же муниципальные органы власти устанавливают коэффициенты, скажем так, по земельному налогу - ну так работайте с ними! Мне кажется, что и без принятия этой поправки можно решить проблему в рамках действующего законодательства. ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Я могу ответить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Здесь решается ещё одна задача, о которой я сказал, всё-таки техническая проблема тоже существует. У нас запрещено реализовывать сельхозпроизводителю даже тот товар, который он произвёл на этой земле, свою продукцию: он может её хранить, обрабатывать, перерабатывать, а реализовывать не может - посмотрите внимательно Земельный кодекс и Гражданский кодекс. Так что техническую проблему тоже надо решать. Вот вы говорите: пойдите и так далее - мы ведь не для себя эти законы принимаем, а для всей страны и не на один год, соответственно мы не можем в каждом случае разбираться отдельно. Надо дать сельхозпроизводителям единые правила, по которым они смогут работать и реализовывать свою продукцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Сергей Фёдорович, сначала закрылись колхозные рынки, на смену им пришли сетевые магазины, большинство из которых сейчас принадлежит иностранным компаниям. Не произойдёт ли так, что, дав такую возможность, мы получим на вновь открывшихся рынках продукцию, произведённую, так сказать, нашими соседями из стран СНГ, а наши местные товаропроизводители не смогут туда попасть? Мы все понимаем, что продукция личных подсобных хозяйств составляет определённый вес в доле агропромышленного комплекса в ВВП России. Вот, на ваш взгляд, какое увеличение товарооборота и продаж именно продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей произойдёт? И каким образом нам всё сделать для того, чтобы их продукция преобладала на рынках, а не продукция из стран СНГ? ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Спасибо, хороший вопрос. Скажем так, продукция, которая законно пересекает границу Российской Федерации, может реализовываться на территории Российской Федерации. А то, что закон облегчит для наших сельхозпроизводителей, как я говорил, реализацию своей продукции, это однозначно, соответственно, конкурентоспособность их будет гораздо выше, чем тех производителей, которые привезли свою продукцию из-за рубежа или из стран СНГ. И потом всё время звучит "фермерские хозяйства", но я, честно говоря, не понимаю, почему мы забываем про средние предприятия, которых у нас уже достаточно много, про большие предприятия и агрохолдинги - у них те же самые проблемы с торговыми сетями. Я могу сказать, что, когда у меня было своё производство и торговые сети из-за того, что я занимался законом о регулировании торговой деятельности, исключили продукцию моей компании из своего ассортимента, только благодаря тому, что мы сами вышли на реализацию, без торговых сетей, мы смогли реализовать 60 процентов продукции, - да, это было сложно, но другого выхода не было. И я знаю, что сейчас многие крупные сельхозпроизводители, сталкиваясь с монополией торговых сетей, приходят к тому, что сами начинают реализовывать свою продукцию. Я считаю, что им надо помочь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Сергей Фёдорович, в пояснительной записке написано, что в принципе и сейчас можно продавать, но это будет нарушением закона. И там указаны штрафы: для физических лиц - 1000 рублей, для юридических лиц штрафы больше, но, насколько мне известно, за нецелевое использование земель, в том числе сельхозназначения и любых других категорий, есть такая санкция, как изъятие земельного участка, и это уже намного серьёзнее. И мы понимаем, что нечестные, нечистые на руку чиновники могут предвзято подойти к сельхозпроизводителям и не просто оштрафовать, а вот довести до изъятия земель. То есть фермеры, средние предприятия, крупные предприятия... ну, у крупных предприятий, наверное, есть возможность отстоять свои интересы, а вот мелкие и средние могут лишиться своих земельных участков по действующему закону. Вот ваше предложение как раз может эту проблему снять. Есть ли факты, известны ли вам факты, когда действительно люди лишались своей земли? ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Вы совершенно правы, вот эта техническая нестыковка может дать чиновникам возможность недобросовестно использовать свои полномочия и понуждать к изъятию земель. Фактов таких у меня на сегодняшний день нет, но есть другой интересный факт, немножко похожий. Мы в своё время приняли закон, в котором помёт и навоз признали отходами определённой степени опасности, хотя они являются органическими удобрениями. Вроде бы все это понимают, и, надеюсь, сейчас уже готовятся изменения в законодательство, но, например, у нас в Зауралье уже есть четыре уголовных дела, когда помёт признали особо опасными отходами производства и наложили крупнейшие штрафы на сельскохозяйственные предприятия, хотя мы прекрасно знаем, что столетиями навоз и помёт используются как удобрение на полях во всём мире. Вот такие технические нестыковки, конечно, могут быть использованы недобросовестными чиновниками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста. СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, у нас действительно много разных законопроектов и законов. Законопроекты мы по-разному преподносим, по-разному трактуем и некоторые поддерживаем, а некоторые не поддерживаем, и этот законопроект тоже спорный. И многие законы по-разному на местах чиновники читают и, собственно, воплощают в жизнь, тем более сотрудники правоохранительных органов. В прошлом созыве фракция ЛДПР неоднократно поднимала вопрос о том, что полицейские очень активно, так сказать, используют закон о незаконном предпринимательстве, когда кто-то - неважно кто, фермер или просто физическое лицо - вышел на обочину и продаёт свои яблоки, цветы, ещё что-то или стоит у метро: мы видим, что даже в прекрасной, цветущей Москве всё-таки огромное количество наших граждан, как правило, малообеспеченных, у пешеходных переходов, у выходов из метро что-то продают со своего огорода, из своего сада. У полицейских есть полное право арестовывать их, изымать у них продукцию, штрафовать - это всё подпадает под действие закона о незаконной предпринимательской деятельности. Тем не менее мы, депутаты фракции ЛДПР, регулярно выступая с этой трибуны, внося законопроекты, предлагаем освободить наших граждан от любой ответственности в случае, если они продают какое-то небольшое количество сельхозпродукции, там, свои цветы, поделки, саженцы и так далее. И вот этот законопроект тоже об этом. Мы знаем, что есть огромные агрохолдинги, действительно огромные компании, которые полностью поглотили весь оптовый рынок овощей и фруктов. И если в Узбекистане или в другой нашей братской стране, республике огромное количество фруктов и овощей и они стоят там реально копейки, то на московских рынках, больших рынках в других городах овощи и фрукты стоят сотни, а иногда и тысячи рублей за килограмм, хотя на доставку приходится 5-10, ну, может быть, 20 рублей за килограмм. Конечно, на этом наживаются перекупщики, с которыми мы боремся... Я от фракции, прошу добавить время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. СВИНЦОВ А. Н. ...боремся и иногда побеждаем, но, как правило, мы им проигрываем. Эти перекупщики, эти крупные компании, они, конечно, могут и землю перевести, как вот господин депутат от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" сказал, вот в чём проблема. Ну вы попробуйте перевести 10-15 соток или гектар - вы потратите пять - десять лет на это. Вот у фермера созрел урожай, фермер его положил в амбар, и ему нужно урожай продать. Куда фермеру деть урожай: вывезти на обочину, на рынок, продать перекупщикам? Почему мы не можем разрешить производителю продавать сельхозпродукцию непосредственно там, где он её производит, если это юрлицо или физлицо? Зачем мы какие-то жёсткие ограничения здесь вводим? У нас 40 миллионов гектаров сельхозугодий на сегодняшний день не используются. Ну хорошо, пускай даже полмиллиона гектаров будут застроены дополнительными ангарами, где будут стоять кассовые аппараты. У нас сейчас везде великолепно работает налоговая служба, везде уже кассовые аппараты подключены к мобильной связи, при печати любого чека незамедлительно идёт сигнал в налоговую инспекцию, все налоги платятся, всё великолепно! Зачем мы сами своих людей... Кто-то из них хочет быть предпринимателем, не только фермером, колхозником, хочет не только вырастить, но и продать и получить вот эту маржу. У нас все сельхозпроизводители от этого страдают: сети наворачивают и 40, и 100 процентов дохода с сельхозпродукции, иногда и 200 процентов, и ещё 200-300 процентов наворачивают перекупщики, а у сельхозпроизводителей, неважно, мелкий это фермер или огромное предприятие, доходность 5-10-20 процентов. Почему мы им запрещаем, зачем, в чём опасность?! То, что у нас где-то, я не знаю, посреди полей появятся какие-то сельхозрынки, - это просто экономический абсурд, это полная ерунда! Если где-то на обочине огромного поля в 1 тысячу гектаров, в 10 тысяч гектаров этот фермер или малое предприятие поставит небольшое количество ларёчков и будет продавать помидоры, капусту и все, кто едет, например, из Москвы на дачу или с дачи в Москву, и так может быть в любом регионе, будут покупать эти продукты, кому от этого будет плохо? Ещё раз скажу, у нас 40 миллионов гектаров пашни вообще не используются, никак не используются, ну и что, если даже полмиллиона гектаров сельхозугодий будут использоваться этими же фермерами - а закон именно об этом - и там будет продаваться сельхозпродукция, выращенная этим юрлицом, или индивидуальным предпринимателем, или даже физлицом. Ну зачем мы всё время какие-то препоны создаём для наших граждан, которые хотят заниматься бизнесом, платить налоги?! Сейчас они вынуждены это делать с помощью серых схем: всё равно продавать за наличку, ещё как-то изворачиваться... Для чего это нужно? Почему нельзя обязать их поставить кассовые аппараты, и пусть продают? Если это крупный опт, пожалуйста, пускай продают по безналу. Зачем мы создаём работу для сотрудников правоохранительной системы, которые будут - они и сейчас это делают - искать вот эти нелегальные места продажи? Сотрудники Россельхознадзора, те, кто осуществляет земельный надзор, бегают и выявляют незаконную предпринимательскую деятельность на землях сельхозназначения. Кому от этого легче? Только чиновникам, потому что есть место, где можно покормиться, где можно заработать, можно прийти, так сказать, покошмарить бизнес. Так что здесь у нас какой-то абсолютно неразумный подход. Я прошу, назовите мне - вот нас здесь 450 человек, все, как депутаты ЛДПР, ходят, смотрят, слушают, - назовите мне случаи, когда на сельхозземлях построили что-то незаконное? Никто не назовёт, потому что всё сразу снесут, приедет прокурор, судья вынесет решение, и всё снесут, это мы все прекрасно знаем. Ни о каких таких незаконных глобальных постройках, аэродромах, аэропортах, я не знаю, разве что свалки по всей Московской области и в других областях "лепят" как раз на землях сельхозназначения: незаконно разрабатывают карьеры и потом засыпают мусором, это - пожалуйста, это делай - вопросов нет, а фермеру продавать свою продукцию на своём участке мы запрещаем. Более того, даже закон это позволяет, Градостроительный кодекс это позволяет, и правила землепользования, как правило, местные власти тоже разрабатывают так, чтобы была возможность строить какие-то сооружения на землях сельхозназначения, просто выбираешь вид использования, направляешь заявление... Мы сами придумываем новые препоны, чтобы запретить людям свободно обращаться со своей продукцией, зарабатывать деньги, платить налоги - ну абсолютно нелогичное решение комитета! Я думаю, что фракция ЛДПР поддержит меня и такую прекрасную инициативу нашего коллеги-сенатора и проголосует за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И. Добрый день, уважаемые коллеги! Безусловно, наши коллеги из Совета Федерации определили очень правильную тему, которая сегодня волнует селян, и эти изменения сегодня действительно необходимы. Я думаю, в ближайшее время мы услышим о пересмотре программы поддержки АПК, и вот тогда можно будет вернуться к этим вопросам, и к данной поправке, предложенной в законопроекте, и в целом к тому, что сегодня планирует Минсельхоз. Мы прекрасно понимаем, что у нас есть регионально-климатические особенности, и когда мы говорим о земле, то, наверное, надо уже говорить на языке цифр, называть конкретное количество гектаров и типовых решений и проектов, потому что регионально-климатические особенности подразумевают, как абсолютно правильно говорят коллеги, определённую продукцию, которая выращивается на данных территориях. И если бы коллега в своём законопроекте указал, что вот эти типовые решения составляют пять - семь проектов, которые будут заранее сделаны для определённых территорий, и мы понимали бы, что финансирование этих проектов будет идти в том числе через гарантии региона или через субсидию, которая будет оформлена через Минсельхоз, то это была бы другая история. К чему может привести более широкое применение норм данного законопроекта? Типовые решения по оптово-логистическим центрам сегодня предусматривают площади от 15-20 тысяч квадратных метров. Понятно, что туда придут не средний бизнес и не крестьянские (фермерские) хозяйства, туда придут крупные игроки, которые прежде всего будут это расценивать как девелоперский проект. И вот через какое-то время собственниками этих проектов - и мы сегодня видим, что в Москве и в Московской области это успешно реализовано, - станут члены одной конкретной национальной диаспоры, которая сегодня собирает дань со всей России, как когда-то другие товарищи её собирали, только собирает в виде всей добавочной стоимости с продажи всех плодово-овощных культур, наличными, которые отправляются, мы понимаем куда. И здесь вопрос и к таможенным службам, и к налоговым службам. Нам очень часто наш комитет по бюджету рассказывает, что у нас не хватает средств, чтобы финансировать те или иные статьи расходов, но здесь-то можно всё посчитать: мы понимаем, каков уровень потребления, понимаем, что у нас растёт, понимаем, какие нам нужны оптово-логистические центры в каких регионах. Так что поправка предложена хорошая, направление выбрано очень правильно, но, на мой взгляд, надо это предложение конкретизировать и надо сделать так, чтобы наши регионы получали готовые проектные решения, чтобы были совершенно понятны арендаторы, понятны ставки и, самое главное, чтобы региональные и федеральные власти осуществляли контроль за собственниками этих центров, за теми, кто там будет торговать, и за тем, чем они будут торговать. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо Чернышёв Андрей Владимирович, пожалуйста. ЧЕРНЫШЁВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматривая сегодня данный законопроект, мы с вами должны помнить об одном: приняв его, мы тем самым открываем прямую дорогу, даём зелёный свет любой организации под видом сельхозпроизводителя, сельхозпроизводителю на любой пашне строить любого размера логистические центры и сбывать продукцию - продукцию отечественную, продукцию иностранную. При этом мы с вами ничего даже не сможем возразить, а ведь мы боремся за эффективность использования сельхозземель и последовательно это делаем. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать данный законопроект и будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Заключительное слово. ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Спасибо, Александр Дмитриевич. Спасибо, коллеги. Я согласен, всегда есть опасения, что кто-то воспользуется той или иной законодательной инициативой. Но если мы посмотрим, что сейчас происходит на землях сельхозназначения, то увидим, что на них строят всё что угодно и этому отсутствие моей поправки не мешает. Причём именно те, кто не соблюдает закон, делают там, что хотят, а вот законопослушные граждане подпадают под действие законов, к ним применяются меры ответственности, предусмотренные законами, они опасаются этого, потому что это не урегулировано законом. Теперь в отношении экономики здесь задавали вопрос. Наше Министерство финансов, наверное, трудно обвинить в либеральной экономике, либеральном отношении к нашим ценностям. В 2016 году Минсельхоз начал разрабатывать программу строительства оптово-распределительных центров, и Минфин по запросу Минсельхоза сделал доклад в отношении этой программы. Я вам зачитаю выдержку из него: "Косвенную поддержку для создания сети ОРЦ в России может оказать принятие проекта федерального закона № 190634-6 "О внесении изменения в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому в состав земель сельхозназначения включаются земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемые для реализации произведённой сельскохозяйственной продукции, и таким образом формируются дополнительные стимулы для развития сети ОРЦ. В первую очередь это даст стимул для небольших объектов, которые формируют торговые партии для отгрузки в региональные и межрегиональные оптово-распределительные центры". Вот если Минфин даёт такую оценку значимости этого закона, то, наверное, с этим можно согласиться. Замечания, которые прозвучали, можно вполне скорректировать, учесть при подготовке ко второму чтению, поэтому у меня большая просьба поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Пожалуйста, Николай Петрович. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемые коллеги, в своём заключительном слове Сергей Фёдорович сказал, что есть достаточно много нарушений, есть большое количество нарушителей, а у законопослушных граждан нет возможностей строить на сельхозземлях. Так вот если мы примем данный законопроект, то мы по факту узаконим деятельность этих нарушителей, поэтому комитет не может поддержать законопроект и предлагает Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 22 сек.) Проголосовало за 5 чел.1,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 7 чел. Не голосовало 443 чел.98,4 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 99
О проекте федерального закона № 190634-6 "О внесении изменения в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации" (по вопросу об использовании земель сельскохозяйственного назначения для размещения зданий, строений, сооружений в целях реализации сельскохозяйственной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, просим рассмотрение законопроекта под пунктом 15 перенести, пока без указания срока, в связи с отсутствием докладчика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, других предложений не прозвучало. Нет возражений против переноса 15-го пункта на более поздний срок с учётом того, что докладчик не может сегодня выступить? Нет возражений, принимается.