Заседание № 109
01.07.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 190439-4 "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части совершенствования оплаты труда и упорядочения системы денежного содержания прокурорских работников).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2767 по 3098 из 6906
Мы договорились вопрос 13 поставить на фиксированное время. Сейчас мы его будем рассматривать. Это блок законопроектов первого чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Сабира Гаджиметовича Кехлерова. Пожалуйста. КЕХЛЕРОВ С. Г., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Законопроект направлен на совершенствование системы оплаты труда прокурорских работников и улучшение их материального обеспечения с учетом уже достигнутого уровня материального обеспечения государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Новая редакция пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предполагает в русле общей стратегии реформы государственной службы унификацию составляющих денежного содержания прокурорских работников и других категорий федеральных государственных служащих, в том числе проходящих службу в правоохранительных органах. При этом сохраняется процентное соотношение должностных окладов прокурорских работников и оклада руководителя системы прокуратуры России, но размеры окладов устанавливаются в процентном отношении не к окладу Генерального прокурора России, как это предусмотрено в действующей редакции, а к окладу его первого заместителя, который будет составлять 80 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, увеличиваемого в 1,8 раза с 1 июля этого года. Непосредственно в законе предлагается закрепить порядок исчисления и размеры ежемесячных доплат за классный чин, а также установить в процентах ежемесячную доплату за выслугу лет, повысив ее с 50 до 70 процентов. Таким образом, сохраняется принцип общего соответствия денежного содержания прокурорских работников и заработной платы судей, имеющих соотносимый должностной статус при определенной приоритетности судебной власти. Предлагаемый порядок обеспечивает в будущем возможность индексации размеров должностных окладов прокурорских работников в те же сроки и в тех же размерах, что и индексация должностных окладов судей. Чрезвычайно важно, что обеспечивается единый подход к формированию денежного содержания прокуроров и следователей во всех органах системы прокуратуры, формируются материальные стимулы закрепления молодых специалистов и профессионального роста кадрового ядра прокурорских работников. Законопроект предполагает введение для Генерального прокурора Российской Федерации денежного вознаграждения, как и для других лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, что позволит устранить явное несоответствие в оплате труда Генерального прокурора России и иных должностных лиц Российской Федерации. Сегодня денежное содержание Генерального прокурора страны более чем в два раза меньше, чем у федерального министра, что, безусловно, не соответствует организационным принципам государственного строительства. Служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, как это закреплено в статье 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", является видом федеральной государственной службы, и на различных должностях в органах и учреждениях прокуратуры проходят службу как прокурорские работники, имеющие соответствующие классные чины, так и федеральные гражданские служащие. С учетом указанного проект содержит положение о возможности установления Президентом Российской Федерации для лиц, замещающих отдельные должности прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также для лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной гражданской службы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, как это предусмотрено статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для федеральных государственных гражданских служащих. Проектом предусматривается признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации более чем десятилетней давности, что соответствует требованиям юридической техники. В числе таких актов постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12 октября 1992 года "О размерах доплат за классные чины и выслугу лет работникам органов прокуратуры Российской Федерации" и ряд других. Согласно проведенной финансовой оценке предусматриваемых в проекте мер по совершенствованию системы оплаты труда дополнительная потребность в бюджетных средствах в 2005 году при условии реализации указанных мер с 1 июля 2005 года составит 3,5 миллиарда рублей. Объем дополнительных финансовых потребностей учтен в принятом вами 17 июня этого года Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год". Правительством Российской Федерации и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы законопроект поддержан. Просил бы вас, уважаемые депутаты Государственной Думы, принять законопроект, обеспечив тем самым правовую базу для дальнейшего развития всей прокурорской системы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Слово для содоклада предоставляется первому заместителю председателя Комитета по безопасности Михаилу Игнатьевичу Гришанкову. Пожалуйста. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации, который направлен на дальнейшее развитие реформы государственной службы и является определенным этапом ее реализации. Административная реформа и реформа государственной службы сопровождаются последовательным повышением денежного содержания государственных служащих, что совершенно справедливо. Оплата труда, как известно, не только категория материальная, но это и стимул для более эффективной деятельности, и способ формирования кадровых приоритетов, и в определенной мере защита от коррупционного давления. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 2004 года № 519 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы" в течение 2004 года решались вопросы повышения размеров денежного содержания практически всех должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, и большинства федеральных государственных гражданских служащих. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда в органах исполнительной власти продолжаются. В поручении Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации была поставлена задача оптимального решения проблемы совершенствования законодательства об оплате труда работников органов прокуратуры с учетом, как сказано в поручении, приоритетов судебной системы в системе оплаты труда, важности той функции, которую выполняет прокуратура в отправлении правосудия в стране. В представленном на ваше рассмотрение законопроекте удалось решить эту задачу. Характер профессиональной деятельности прокурорских работников обуславливает обеспечение их максимальной независимости от любых органов и должностных лиц. Установление непосредственно в федеральном законе четких критериев для исчисления и последующей индексации денежного содержания является, кроме прочего, одним из условий реальной независимости прокуроров, повышения эффективности их деятельности. Законопроект предполагает сохранить для прокурорских работников процентное соотношение их должностных окладов с окладом руководителя системы прокуратуры России, но устанавливает размеры этих окладов в процентном отношении к размеру должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который, в свою очередь, предполагается установить в размере 80 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Статья закона дополняется также нормами о размерах ежемесячных доплат за классный чин и выслугу лет, которые по ныне действующему закону должны устанавливаться Правительством России. Повышение размеров доплат за выслугу лет с 50 до 70 процентов должностного оклада с доплатой за классный чин унифицирует размер этой составляющей с аналогичными доплатами государственных служащих, в том числе правоохранительных органов, и компенсирует некоторое снижение размеров должностных окладов в связи с новым исчислением денежного содержания. С учетом предстоящего официально заявленного Правительством России и заложенного в бюджете текущего года повышения размера заработной платы судей на 80 процентов с 1 июля текущего года законопроект позволяет решить две задачи: повышения денежного содержания прокурорских работников всей системы прокуратуры - от районного звена (а это две тысячи шестьсот шестьдесят три прокуратуры) до Генеральной прокуратуры - и законодательного совершенствования структуры денежного содержания. Сохранение общего соответствия денежного содержания прокурорских работников заработной плате судей также имеет принципиально важное значение. Некоторое увеличение разрыва в размере окладов судей и прокуроров справедливо подчеркивает приоритет статуса судьи, но при этом не ущемляет прокурорских работников, обеспечивая их достойное материальное содержание. При этом законодательно закрепленная соотносимость денежного содержания прокуроров с заработной платой судей соответствует характеру ответственности, общественной и государственной значимости служебной деятельности прокурорских работников, высоким профессиональным требованиям, предъявляемым к лицам, замещающим должности федеральной государственной службы в органах прокуратуры. Законопроект создает правовой фундамент для решения еще одной важной проблемы - повышения материального обеспечения той категории работников Генеральной прокуратуры, которые относятся к федеральным гражданским служащим. До настоящего времени поощрительных выплат служащим Генеральной прокуратуры, консультантам, специалистам, руководителям административно-хозяйственных подразделений предусмотрено не было, поэтому уровень оплаты их труда после реализации указов президента № 1261 от 30 сентября 2004 года и № 266 от 15 марта 2005 года об установлении ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в центральных аппаратах федеральных министерств и федеральных служб, заметно отставал от оплаты труда служащих, занимающих аналогичные должности. Сегодняшним законопроектом это несоответствие устраняется. Уважаемые коллеги, Комитет по безопасности рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Михаил Игнатьевич. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста. И потом Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста, включите микрофон. ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Сабир Гаджиметович, вот после этого повышения денежного содержания каким будет размер денежного содержания прокурора района или следователя прокуратуры? И будет ли новое денежное содержание привлекательным для профессиональных кадров? КЕХЛЕРОВ С. Г. Денежное содержание прокурора района будет на 30 процентов меньше, чем у судьи этого же уровня. Я думаю, что такое повышение оплаты, безусловно, будет способствовать и притоку новых, свежих сил, и повышению ответственности за выполнение возложенных на органы прокуратуры задач. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Михаилу Игнатьевичу. Безусловно, порядок тут надо наводить. Хотелось бы просто знать, какие потребуются средства для того, чтобы выравнять заработную плату прокуратуре по справедливости. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемая Тамара Васильевна, как отметил Сабир Гаджиметович, в корректировках бюджета на 2004 год мы уже заложили 3,5 миллиарда рублей на повышение заработной платы. Эти деньги заложены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Хайруллин Айрат Назипович. ИЗ ЗАЛА. Его нет здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет? А была нажата кнопка. Спасибо. Присаживайтесь, Михаил Игнатьевич. Есть ли желающие выступить? Есть один желающий. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я не думала, что я окажусь одна. Все годы, сколько мы рассматриваем вопрос о прокуратуре, я поддерживаю эту структуру власти нашей, структуру надзорную. И считаю, вообще, что так, как мы (я имею в виду Думу) поступали все эти годы с прокуратурой, - это совершенно неправильно. Новыми законами о прокуратуре лишили прокуроров права принесения протеста на судебные решения (а это очень важная функция прокуратуры), права проведения проверок, независимо от того, поступил ли соответствующий сигнал или не поступил. Раньше такое право у прокуратуры было, я считаю, что к этому надо возвращаться. Мы сегодня с надеждой смотрим на эту структуру, когда где-то непорядок. И я думаю, что все отчеты генерального прокурора, которые мы заслушали в Думе, показывают, что эта структура работает четко и ответственно, одна из немногих. Ну а то, что мы сегодня о заработной плате говорим, - это неудивительно. Вот сколько у нас правительств после развала Советского Союза работало, сколько их было, у них одна позиция: как бы сэкономить и как бы с больной головы на здоровую переложить. Так было с учителями, когда вы им не платили, а говорили: пусть у вас в субъекте... Так было с врачами. Так сегодня с военнослужащими, когда говорят, что пенсию им не могут повысить, потому что она от оклада военнослужащего, а потом выдумывают хитрый метод и начинают от этого оклада, который не увеличивается на протяжении нескольких лет, рассчитывать пенсии. Так было и есть с нашими помощниками, потому что наши оклады держат и выплачивают разные там надбавки и так далее. Это уже позиция правительства, которая совершенно неправильная. И тем более сегодня... Я не знала такого факта, что у нас судья Верховного Суда получает больше, чем прокурор. Честно говорю: не знала. Меня это тоже удивляет. Не могу сравнивать, конечно, кто из них больше ответственен и больше работает, но вот за двенадцать лет депутатства, я знаю, ни одного дела, направленного мною в Верховный Суд, не было пересмотрено. Допустим, человек жалуется, очевидно, что несправедливо решали на местах - всё время идут отписки вниз: давайте вы там. В прокуратуру я сама пишу очень много запросов, потому что людям больше не к кому обратиться, кроме как к депутату, а нам больше некуда, кроме как в прокуратуру. Поэтому я поддерживаю этот законопроект. Я с уважением отношусь к этой структуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Варенников Валентин Иванович, пожалуйста. ВАРЕННИКОВ В. И. Фракция "Родина" целиком и полностью поддерживает внесенный проект федерального закона и одновременно призывает коллег поддержать и проголосовать за. Мы уверены, что с принятием этого закона увидим более активную деятельность нашей прокуратуры, что скажется на жизни и деятельности нашего народа. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Докладчику с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 16 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Гришанков Михаил Игнатьевич, по ведению. Включите микрофон. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Правовое управление Аппарата Государственной Думы провело все виды экспертиз - лингвостилистическую и юридико-техническую, - замечаний не имеет. Законопроект прошу принять в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний по данному предложению у коллег? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона из пункта 13 в целом. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 21 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6% Результат: принято Принимается.