Заседание № 145
О проекте федерального закона № 190070-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части реформирования нормативно-правового регулирования в сфере деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", второе чтение. Константин Михайлович Бахарев, пожалуйста. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что мы с вами приняли проект федерального закона в первом чтении 6 декабря прошлого года. Сейчас федеральный государственный контроль (надзор), осуществляемый Федеральной службой судебных приставов, установлен только в отношении организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, то есть профессиональных коллекторских организаций. Законопроектом предлагается распространить такой федеральный государственный контроль на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц. Это поможет более эффективно защитить интересы заёмщиков. Ко второму чтению поступило две поправки, все они в таблице поправок, рекомендованных к принятию. Комитет предлагает поддержать таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблице поправок № 1 есть замечания, коллеги? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 30 мин. 37 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. У нас с вами второй таблицы нет, поэтому есть предложение проголосовать по данному законопроекту во втором чтении. Ставится на голосование законопроект под пунктом 7. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 23 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 20 чел.4,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет предлагает рассмотреть законопроект в третьем чтении завтра, 26 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, рассмотрим законопроект в третьем чтении завтра? Нет возражений. Принимается ваше предложение, Константин Михайлович.
Заседание № 81
О проекте федерального закона № 190070-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части реформирования нормативно-правового регулирования в сфере деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра юстиции Андрея Викторовича Логинова. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект разработан по поручению Президента Российской Федерации и касается вопросов контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. Законопроект направлен на существенное увеличение количества подконтрольных Федеральной службе судебных приставов России субъектов - с 400 до порядка 2200 единиц, - в число которых войдут профессиональные коллекторские организации и примерно 1400 микрофинансовых и 400 кредитных организаций. В целях реализации новых полномочий ФССП России будет вести одновременно с государственным реестром профессиональных коллекторских организаций перечень кредитных микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц. Законопроектом предусмотрена также регламентация вопросов взаимодействия указанных организаций с должниками, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг...". Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Константина Михайловича Бахарева. БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел законопроект и поддерживает его концепцию. Вместе с тем в заключении комитета содержится ряд замечаний, и я хотел бы на некоторых из них более подробно остановиться. Ну, прежде всего, согласно концепции ФССП будет осуществлять государственный контроль (надзор) за деятельностью банков и микрофинансовых организаций по возврату просроченной задолженности физических лиц. Вместе с тем непонятно, почему такой контроль не будет распространяться на других профессиональных кредиторов, среди которых мог бы назвать ломбарды и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Сейчас взыскивать просроченную задолженность с физических лиц вправе как кредитор, так и представитель кредитора в лице банка либо профессиональной коллекторской организации. Проектом предусматривается, что представителем кредитора сможет быть исключительно коллектор, соответственно, нужно понять аргументы, почему банки теперь не смогут быть представителями кредитора, хотя согласно концепции представленного законопроекта к профессиональным коллекторским организациям и банкам будут предъявляться одинаковые требования. Андрей Викторович только что упомянул, что предусматривается возможность взаимодействовать с должником с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Здесь мы обращаем внимание, что право взаимодействовать с должником через портал госуслуг получает оператор связи, вместе с тем он, на наш взгляд, не имеет общего права взыскивать просроченную задолженность с физических лиц. Ну и наконец, для записи и хранения информации, полученной при взыскании просроченной задолженности, банки и микрофинансовые организации должны будут иметь оборудование и программное обеспечение, требования к которым устанавливает Федеральная служба судебных приставов. Проект соответствующего нормативного акта ФССП не представлен, соответственно, пока нет возможности определить, насколько требования ФССП будут соответствовать действующим требованиям по ограничению доступа для обеспечения конфиденциальности и безопасности, которые применяются к персональным данным, к банковской тайне, к коммерческой тайне и так далее. Эти замечания мы планируем обсудить на площадке комитета в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению, а пока комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать решение комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. У меня вопрос, Андрей Викторович, к вам и к комитету. Законопроект очень непростой, он затрагивает сущностные права граждан. Мы до этого неоднократно принимали решения, которые ограничивают как раз степень агрессивного воздействия коллекторов на граждан. Та конструкция, которая предлагается сегодня, и замечания, которые указаны комитетом, более чем серьёзные. В связи с этим хотелось бы понять, в какой скоростной логике будет рассматриваться дальше этот законопроект, насколько реально, очень детально и глубоко проработать не нюансы, а на самом деле сущностные положения, которые касаются прав граждан? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Поручение президента, по которому разработан данный законопроект, давалось в 2019 году, в 2020 году этот законопроект был внесён в аппарат правительства. Мы сразу же столкнулись с сопротивлением коллекторского сообщества: через комиссию по вопросам, связанным с введением обязательных требований, они стали, в общем-то, пытаться повлиять на те или иные решения. Все эти решения неоднократно обсуждались и апробировались вместе с главными участниками этого процесса - с Федеральной службой судебных приставов, с правоохранительными ведомствами и с Центральным банком. В чём тут корень проблемы? Вот у нас за минувшие месяцы 2022 года поступило 32 тысячи жалоб на деятельность коллекторов, 80 процентов из них идут не на коллекторские организации, которые в соответствии с принятым 230-м федеральным законом уже находятся под контролем и под надзором Федеральной службы судебных приставов, 80 процентов - это жалобы на кредитные организации и микрофинансовые организации. Мы понимаем сложность ситуации для Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, вот по банкам и банковской деятельности: в принципе его задача - максимально защищать деятельность наших финансовых, кредитных организаций и микрофинансовых организаций. Но, коллеги, мы действительно хотим обратить ваше внимание на то, что другого пути не остаётся, чтобы решить ту задачу, которую ставили перед собой депутаты, многие из них сидели в этом зале, принимали активное участие в разработке 230-го закона, который был посвящён именно защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и внесению изменений в федеральный закон о микрофинансовой деятельности. Вы понимаете, там речь идёт о защите прав физических лиц, а не прав кредитных организаций и микрофинансовых организаций. Вот это, на наш взгляд, основной такой как бы проблемный водораздел, который мы должны пройти все вместе, всей палатой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. БАХАРЕВ К. М. Ирина Анатольевна, полностью поддерживаю то, что вы сформулировали в своём вопросе. Действительно, предстоит большая, очень серьёзная работа, причём она должна быть проведена именно под тем углом, под которым сформулированы решения президента, а именно в контексте в первую очередь защиты прав должников. Поэтому на заседании комитета мы приняли решение о формировании рабочей группы. И если сегодня законопроект будет поддержан в первом чтении, мы уже буквально в понедельник, 12 декабря, планируем провести первое заседание этой рабочей группы и обсудить процесс дальнейшей доработки ко второму чтению законопроекта. Спешить не будем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Андрей Викторович, если несложно, напомните, пожалуйста, а как звучит поручение президента? ЛОГИНОВ А. В. Оно у нас открытое? Можем?.. Нет, к сожалению, коллеги, не могу огласить его, поскольку оно ДСП. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можете подойти и посмотреть. ЛОГИНОВ А. В. Можете подойти посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. Вопрос министерству. У меня очень много на самом деле вопросов. Я так понимаю, исходя из пояснительной записки и текста законопроекта у нас будет использован некий автоматизированный интеллектуальный агент, ну, это такая информационная система, и вся информация, все разговоры будут храниться три года. Вопрос: не нарушит ли законодательство хранение этой информации, имеют ли право коллекторские агентства и микрофинансовые организации эту информацию хранить? Это первое. Второе. Имеет ли право должник отказаться от такого взаимодействия? Без его согласия могут ли они хранить эту информацию? И какая ответственность предусмотрена за утечку ненадлежащим образом хранящейся информации? То есть утекла эта информация из микрофинансовой организации - и всё, а там разговоры и так далее. И ещё вопрос: и профессиональные коллекторские агентства, и микрофинансовые организации должны использовать автоматизированный интеллектуальный агент либо это прерогатива исключительно микрофинансовых организаций? ЛОГИНОВ А. В. Нет, это, безусловно, будет касаться всех: профессиональных коллекторских агентств, микрофинансовых организаций и кредитных организаций. Агент хранит информацию три года. Заявитель - гражданин, физическое лицо - вправе отказаться от этого сохранения, это абсолютно не подлежит сомнению. Хранение информации три года, а за утечку, за нарушение законодательством предусмотрена такая же ответственность, как за утечку любой информации, связанной с персональными данными. Так что на все эти вопросы мы готовы дать широкие и развёрнутые ответы, но, наверное, если они потребуются коллегам-депутатам, уже ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Константин Михайлович, очень хорошо, что мы защищаем граждан России от произвола вышибал и ростовщиков, ну, или, как мы их называем, коллекторов и микрофинансовых организаций. Но в чём вообще ценность этих видов деятельности как таковых? По официальным данным Банка России, рентабельность микрофинансовых организаций, всей этой отрасли, составляет 18 процентов годовых, притом что они 0,8 процента в день берут с людей. То есть либо существует абсолютная бесхозяйственность в этой сфере, либо, извините, там очень велика доля чёрного бизнеса. Зачем мы их сохраняем, зачем мы с них сдуваем пылинки, а потом защищаем граждан всякими сложными методами от произвола с их стороны? Ростовщичество - это разрушение жизней, по сути дела. Мы позволяем загонять людей в кабалу, а потом каким-то иезуитским способом начинаем зачищать хвосты и об этих людях заботиться. В чём ценность этих видов деятельности? БАХАРЕВ К. М. Спасибо, Михаил Геннадьевич, за вопрос. Я прежде всего напомню, что право кредитора требовать исполнения обязательств и обязанность должника исполнять эти обязательства - это базовые принципы гражданского законодательства. И в этом плане то, как это действует в нашей стране, ничем не отличается от того, как это действует за рубежом. Вот если бы мы изобрели какой-то свой велосипед с квадратными колёсами и мучились на нем, в то время как весь мир едет на велосипеде с круглыми колёсами, тогда такая постановка была бы вполне правомерной. Но поскольку мы в данном случае здесь не изобретаем какой-то собственный рецепт взыскания задолженности, а лишь следуем мировой практике, то, мне кажется, в этой части наша с вами, как законодателей, задача - поставить препоны именно законодательного характера в отношении тех кредиторов, которые злоупотребляют в процессе общения с должниками, в процессе осуществления взыскания этой просроченной задолженности и действуют за рамками правового поля, выходя за положения 230-го федерального закона, который мы вместе с вами принимали. Пока же, если мы видим какие-то, скажем так, злоупотребления с их стороны, наша задача - ввести их в это правовое поле, на что, собственно говоря, и направлена концепция рассматриваемого нами законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Викторович, вы, безусловно, очень высокий профессионал в юриспруденции, но скажите, пожалуйста, зачем нам тогда служба судебных приставов? Может быть, лучше повысить зарплату и увеличить численность службы судебных приставов, которая является государственной, и убрать рэкетиров с рынка, и не давать возможности дальше злоупотреблять, вообще, непонятно по какой причине данными полномочиями? ЛОГИНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо, но вопрос, конечно, выходит за рамки данного законопроекта. Мы сейчас говорим не о повышении зарплат сотрудникам службы судебных приставов. Мы говорим как раз о том, чтобы расширить их полномочия по контролю за деятельностью коллекторских организаций, которые они осуществляют с 2016 года по 230-му федеральному закону. Все вы тогда были в этих стенах, вы помните, с какой напряжённой полемикой, как долго и сложно шёл этот законопроект. Если мне память не изменяет, Валентина Ивановна тогда эту тему инициировала и постоянно говорила, обращала наше внимание, тогда злоупотребления коллекторов были в топе всех новостей. Так вот, за эти годы коллекторская деятельность, деятельность профессиональных коллекторов взята под контроль, и, повторяю, всего 20 процентов жалоб населения касается коллекторов, а 80 процентов - тех служб, которые существуют в наших банках и в микрофинансовых организациях, это их внутренние подразделения, они могут осуществлять свою деятельность бесконтрольно. То, что не позволено коллекторам, находящиеся под контролем ФССП, которая имеет возможность их проверять, потом в отношении них предпринимать действия, скажем, по исключению из реестра, фактически отстранять от этой деятельности, от этой работы, к сожалению, на банки и микрофинансовые организации сегодня не распространяется. Вот вопрос стоит, на мой взгляд, ровным счётом таким образом. Конечно же, мы можем превратиться полностью в полицейское государство, убрать всех коллекторов, убрать эту службу - коллекторские отделы, подразделения банков и микрофинансовых организаций, в 2 раза, если не в 3 раза, увеличить численность службы судебных приставов, ну и, собственно говоря... Конечно, судебный пристав имеет значительно больше возможностей, он не будет разговаривать с должником и убеждать его в чём-то - он просто арестует всё его имущество, недвижимость, счета и так далее, и так далее, и так далее. Ну, не думаю, что нашим гражданам при таком подходе, когда речь идёт об обязательствах несудебных... извините, речь идёт именно об обязательствах судебных, эти решения принимаются как бы силами коллекторов и наших кредитных микрофинансовых организаций, - я думаю, это была бы ситуация сложная, она требует совсем другого подхода, анализа и расчётов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы живём в каком-то зазеркалье. Ну почитайте закон о Банке России: Банк России не отвечает по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам Банка России. Одновременно в Банке России есть целый департамент, который занимается микрофинансовыми организациями, их регулированием, фактически поощрением ростовщичества, которое порождает кучу проблем. Ну, к любому из вас, кто проводит приёмы, обязательно приходят люди, которых уже как бы задавили - ну, вроде с благими намерениями, - и говорят: "Вот просто пришёл, заложил, а я не знал, что 5 тысяч взял, а 50 надо вернуть". Понимаете? Это первое. Второе. Смотрите, Банк России - интересная структура. Банковская система в 2019 году получила прибыль 1,7 триллиона, это официальные данные, в 2020-м - 2,4 триллиона чистой прибыли, в 2021-м - 1,6 триллиона. Чувствуете, да? В это время было обанкрочено несколько сотен тысяч малых и средних предприятий. Третье. Рассуждение Андрея Викторовича интересное. Смотрите, у нас всё есть! Исполнение судебных решений, вообще, кто должен обеспечивать? Ну, для этого и была создана служба судебных приставов, да? Нет, мы узаконили рэкетиров, поставили службу судебных приставов над рэкетирами, и в то же время... Смотрите, у меня есть официальный ответ бывшего первого заместителя руководителя службы судебных приставов: у нас - вдумайтесь! - 15 миллиардов невозвращённых долгов обанкроченных предприятий, в которых были представители государства. Вот, скажите, чем провинились наши граждане? Ни судебные приставы, ни рэкетиры - никто не взыскал зарплату наших сограждан! 15 миллиардов, понимаете? Следующий вопрос. Интересный подход: в нашем государстве поощряется не только ростовщичество, но и бандитизм. Я уверяю, что если взять и записать в закон о мобилизации в первую очередь всех людей с оружием и тех, кто рядом с ними, они сами разбежались бы, все эти коллекторские агентства, понимаете? А у нас получается, что их как раз ещё и не поймаешь потом! Андрей Викторович, мы в корне не согласны. Конечно, вы правы, что этот законопроект... То есть мои рассуждения значительно шире, чем ваш законопроект, но вы поймите: вы хотите бороться со следствием, порождённым государством и Банком России, который ни за что не отвечает. Я понимаю, что не ваша проблема - изменить закон о Банке России. Я глубоко убеждён... Вот сейчас начали разбегаться поэтапно кондовые либералы - убежал Чубайс, ушёл в отставку Кудрин, ну, я надеюсь, и Набиуллина скоро куда-нибудь отъедет или перейдёт, - но, поймите, нам вот эти товарищи заложили в законы десятки тысяч закладок, которые не позволят нам встать с колен! Нам надо менять фундаментально законы - не должно быть у нас никаких коллекторов и коллекторских агентств, это должно быть запрещено! У нас 25 процентов населения страны составляют мусульмане - ростовщичество запрещено, понимаете, да? А вы берёте ростовщиков плодите, а потом к ростовщикам - разбойников, которые собирают то, что дали ростовщики, и это ещё в ранг закона возвели. Ну то есть это... Ну, вообще, мы дружим с головой? Мне кажется, что нам, вообще-то, надо подходить... уже настаёт пора... Вы поймите, у меня душа болит. Вот я как услышу, где нас разбомбили, - бедная Белгородская область, бедная Курская, Брянская область!.. В Ростовскую область регулярно прилетает, но об этом не сообщают. Но проблема-то в чём? Это прежде всего ответ на наше безмолвие, на бездеятельность и безответственность уполномоченных лиц, понимаете? Это шире! Говорю вам: вот я на месте Минюста вместе с Верховным Судом сам выступил бы инициатором ликвидации закона о микрофинансовых организациях. Это же вообще!.. Ну, я думаю, что... Вот вы можете на Европу, на Азию ссылаться, но в Азии нет микрофинансовых организаций, - понимаете? - потому что большая её часть мусульманская, или четверть, наверное, как и в нашей стране. Мы голосовать за этот законопроект не будем, считаем его крайне бесполезным, несмотря на поручение президента. Вот все любят ссылаться на президента, но поставьте, любой из вас, себя на место президента хоть на полчаса: ну не может быть один человек докой во всех вопросах, понимаете? Но те, кто может заходить в дверь вне очереди, и плодят вот эти все поручения, но самое страшное... Вот у меня у самого есть семь таких поручений. Но самый большой грех нашей исполнительной власти в том, что не контролируется исполнение этих поручений, ну или после пятого тычка, понимаете, да? В результате, получается, масса поручений, но они исполняются, когда это уже не нужно! Вот мне кажется, что это поручение надо отменить вместе с упразднением закона о микрофинансовых организациях, тогда и не нужны будут коллекторы. Мы не будем голосовать за этот законопроект. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР уже много лет последовательно выступает за запрет коллекторской деятельности, за запрет микрофинансовых организаций. А этим законопроектом мы фактически увеличиваем количество коллекторских организаций: было 400, а станет две с лишним тысячи организаций, и за ними мы вроде как будем присматривать со стороны службы судебных приставов, будем как-то наводить порядок. Аргумент по поводу увеличения жалоб (а 80 процентов жалоб приходит именно на микрофинансовые организации), мне кажется, должен быть использован не в пользу написания вот такого законопроекта, а в пользу запрета коллекторских функций этих микрофинансовых организаций, потому что фактически они используют различные методы, которые не совсем законны, а поймать их за использование этих методов бывает очень трудно. И неважно, будут вестись аудиозаписи того, как они разговаривают со своими клиентами, или не будут, - они сегодня запишут, завтра не запишут, а послезавтра домой к человеку придут и будут угрожать, и никто об этом знать не будет. И если даже заявитель напишет обращение, полиция не возьмёт это дело, не заведёт уголовное дело на вот этих дельцов. Поэтому это всё как мёртвому припарка. Мы, ЛДПР, будем и дальше настаивать на том, чтобы коллекторская деятельность и деятельность микрофинансовых организаций были в нашей стране полностью запрещены, а функции коллекторских агентств были переложены на службу судебных приставов. Пускай увеличится штат, в 2 раза увеличьте штат, в 3 раза увеличьте штат службы судебных приставов, увеличьте им зарплату - тогда будет порядок: люди всё-таки государству больше доверяют, чем этим коммерческим дельцам, которые вышибают деньги из наших граждан. Поэтому мы будем голосовать против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, от фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обращаюсь к присутствующим здесь членам партии власти, членам фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уже, наверное, лет десять вы слышите одно и то же, одни и те же аргументы, предложения, требования оппозиционных партий: прекратить издеваться над миллионами наших сограждан, прекратить издеваться над здравым смыслом, прекратить издеваться над поручениями президента. Вот давайте почитаем, всё-таки посмотрим, что там было сказано, но там вряд ли было сказано что-то наподобие того, что, мол, давайте-ка вот этого чёрного кобеля, который терроризирует миллионы сограждан, шампунем попробуем отмыть добела или заговорами, уговорами, как коллега сказал, какими-то примочками его перевоспитаем. Ну безнадёжное это дело! Речь идёт о том, что эта система не может работать иначе, - если она не будет вот такой кровожадной, не будет уничтожать миллионы судеб в стране, она не будет существовать, это же понятно. В её основе заложен варварский механизм узаконенного грабежа - что непонятного здесь?! Есть кредитные организации, банковские организации - вот по одному закону пусть живут все! Если хочешь заниматься банковской деятельностью, подчиняйся одному закону. Так нет, придумали закон о микрофинансовых организациях, ростовщических организациях, как правильно коллеги говорят. И что вы хотите, всё-таки оставить место для этих ростовщиков в "храме кредитования"? Это невозможные вещи и в сегодняшних условиях, я считаю, недопустимые! А что делает правительство? Галочки ставит. Сколько раз мы уже пытались?.. Ну, давайте подпилим ему зубы, чтобы он не сразу убивал, а вот медленно кровь сосал: было 300 процентов, давайте сделаем 100 процентов прибыли. Или давайте ещё что-нибудь сделаем, давайте его перекрасим, какие-нибудь ушки заячьи на него навесим... Раковую болезнь не лечат заговорами, какими-то приговорами и таблеточками, гомеопатией! А сегодня вы предлагаете на эту раковую проблему повесить такой холтеровский монитор, чтобы слушать, как это чудовище жрёт и уничтожает наших сограждан, - если вам легче будет, вешайте, но это всё действительно издевательство! Коллеги, я призываю вас: сколько можно, сколько ещё нужно десятилетий, сколько поломанных судеб наших граждан и где ответственность?! Я считаю, что, конечно... Вот коллега Вассерман сказал, мол, мы можем выпить очередную пилюлю от этого страшнейшего заболевания, но с отвращением. Вот что я предлагаю, если уж вы сейчас вынуждены будете проголосовать за: давайте мы вас поддержим, но во втором и третьем чтениях мы будем бороться не со следствием, не с этими организациями, а с теми, кто им заказы поставляет, то есть с микрофинансовыми организациями. Вот такие поправки я и предлагаю, коллеги, внести во втором чтении и таким образом раз и навсегда решить вот эту проблему, остановить эту беду для миллионов граждан России, уже ограбленных. Вот сейчас к ним, знаете, придёт как бы добрый такой, вежливый лось - что, легче будет от того, что он вежливо их, извините, изнасилует, ограбит и заставит в петлю полезть? Давайте прекращать вести такую законотворческую деятельность, тем более во исполнение поручения президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Содокладчик, пожалуйста, от фракции. БАХАРЕВ К. М. От комитета и от фракции сразу. Уважаемые коллеги, безусловно, имеет право на существование точка зрения (и она не нова), что гильотина - это лучшее средство от перхоти. Я с уважением отношусь к тому, что фракция КПРФ последовательно, упорно высказывает эту точку зрения в отношении коллекторов, в отношении микрофинансовых организаций, с одной стороны. С другой стороны, я понимаю, что, наверное, это упорство заслуживает лучшего применения. И у меня, честно сказать, вопрос к коллегам из фракций ЛДПР и "СПРАВЕДЛИВАЯ Россия...": ну, ведь мы с вами вместе работали над 230-м законом, над его принятием, или я ошибаюсь? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАХАРЕВ К. М. Ну, если я ошибаюсь, я тогда вам зачитаю протокол, как мы с вами на пленарном заседании его принимали. Голосование по законопроекту: за - 343 депутата, воздержалось - 0, против - 0. За голосовали: "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 237 депутатов, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Олег Анатольевич, - 52 депутата и ЛДПР, Сергей Дмитриевич, - 53 депутата. Так в чём же тогда последовательность? Или мы с вами её по-разному понимаем, коллеги? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАХАРЕВ К. М. Это шестой созыв, Михаил Геннадьевич, всё верно. Ещё раз скажу: мы с вами вместе работали над этим законопроектом, вы поддержали его принятие - давайте дальше работать над тем, что нам показывает шестилетняя правоприменительная практика. У нас есть проблемы с коллекторами? Есть. Мы что, пытаемся эти проблемы как-то прятать под ковёр? Нет. Более того, я хочу напомнить, что несколько недель назад мы с вами принимали в этом зале законопроект "ЕДИНОЙ РОССИИ", где мы вводим в Уголовный кодекс новую статью 172-4 специально для тех коллекторов, которые нарушают законодательство, в том числе и нормы 230-го федерального закона. И как один из авторов этого закона, законопроекта ещё пока, я напомню: санкции - до пяти лет лишения свободы, а если незаконные действия в отношении должника были совершены в составе преступной организации, то до десяти лет. Вот с такими коллекторами мы можем и должны бороться в том числе законодательными способами, но, если мы с вами сейчас отменим 230-й закон, мы фактически ликвидируем не рынок взыскания просроченной задолженности физических лиц, мы ликвидируем права должников в первую очередь. Теперь по поводу того предложения, которое высказал Николай Васильевич: отдайте всё ФССП, пусть занимаются. Ну, может быть. Но тут возникает вопрос другого рода: у нас деятельность по взысканию просроченной задолженности включает в себя различные виды действий, направленных на исполнение должником своих обязательств, - это и личные встречи с ним, это и голосовые сообщения, телефонные переговоры, СМС-уведомления, переписка и так далее, и так далее, - и все эти способы возможны как на досудебной стадии, так и на судебной стадии взыскания просроченной задолженности. Более того, до достижения определённых значений просрочки, как правило, это просрочка 90 плюс, то есть более трёх месяцев, в подавляющем большинстве кредитные организации строят своё общение исключительно с целью возврата клиента-должника в график платежей, в том числе обсуждаются различные варианты урегулирования его кредитных обязательств, реструктуризация, кредитные каникулы и так далее, а в некоторых кредитных организациях уже запущены проекты по оказанию юридической, психологической помощи клиентам-должникам, помощи в трудоустройстве граждан, потерявших источники дохода. У меня вопрос: у нас что, ФССП будет всем этим заниматься? У них ведь полномочия только в рамках принудительного исполнения, взыскания просроченной задолженности уже после решения суда. То есть к чему это всё приведёт? Это приведёт к тому, что у нас все дела о возникновении просроченной задолженности будут передаваться в суд, все! Это значит, что не будет больше никакой реструктуризации, никаких кредитных каникул, а только истребование долга в полном объёме либо обращение взыскания на предмет залога, то, чем и занимается ФССП. По-вашему, это как-то соответствует интересам должников? Мне кажется, нет, это приведёт лишь к росту, причём к взрывному росту, банкротств физических лиц. Ну и наконец, ещё один аргумент. Вас не настораживает, что сама Федеральная служба судебных приставов против передачи ей этих полномочий? А это, кстати говоря, объясняется очень просто: в соответствии с данными за прошлый год, в среднем - вот я читаю - у одного судебного пристава-исполнителя находилось на исполнении около 5 тысяч исполнительных производств, это почти в 19 раз превышает норму нагрузки, притом что эффективность принудительного взыскания по итогам прошлого года и так составила 10 процентов. То есть к чему это приведёт? Ну, я ещё раз говорю, к взрывному увеличению числа личных банкротств граждан и, безусловно, к дальнейшему снижению эффективности принудительного взыскания. А это, мне кажется, совершенно очевидно, приведёт к тому, что многие кредиторы просто сократят кредитование, причём как физических лиц, так и субъектов МСП, которые также, я напомню, обращаются за займами в микрофинансовые организации, ну и, естественно, многократно возрастёт нагрузка на суды. Поэтому, коллеги, эти предложения, на наш взгляд, на взгляд нашей фракции, нереализуемы, они не направлены на защиту интересов должников. А защита интересов должников заключается в том, чтобы, во-первых, приструнить особо ретивых коллекторов, - безусловно, здесь я с вами полностью согласен и повторюсь, что именно эту цель преследует тот законопроект, который мы внесли вместе с коллегами из Комитета по безопасности и противодействию коррупции и который уже принят в первом чтении, - ну и, во-вторых, безусловно, нам нужно, повторюсь, с учётом уже накопившейся шестилетней правоприменительной практики вносить изменения в 230-й федеральный закон именно так, как прописано в поручении президента, делать его более эффективным, чтобы он действительно был направлен прежде всего на защиту прав заёмщика. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие проекта закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 01 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 100 чел.22,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.