Заседание № 134
16.12.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 190017-4 "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о предоставлении субъектам Российской Федерации, территории которых отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, права наделять городское поселение статусом городского округа).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6565 по 6790 из 7361
Пункт 25 повестки дня. "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад члена Совета Федерации Игоря Владимировича Васильева. Пожалуйста, Игорь Владимирович, на трибуну. ВАСИЛЬЕВ И. В., член Совета Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Разрешите представить вам на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Собственно, суть вносимой нами поправки заключается в следующем: предоставить право субъектам Российской Федерации, территории которых отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, наделять городское поселение статусом городского округа, утверждать его границы и состав территорий на основании исторически сложившегося административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке соответствующих генеральных планов. Я хотел бы сразу обратить ваше внимание, что речь, собственно, идет о сохранении существующего положения с городскими округами на территориях, отнесенных к районам Крайнего Севера, либо об укрупнении. Постараюсь очень кратко изложить суть того, что явилось толчком для внесения такой поправки. С промышленным освоением Крайнего Севера возникли очаговые формы расселения, основой которых являлась концентрация разрабатываемых природных ресурсов и образование узкоспециализированных рабочих поселков. Одной из особенностей административно-территориального устройства северных территорий, которая оказывает существенное влияние и на развитие социально-экономической сферы, является искусственность создания большинства населенных пунктов на территориях, подчиненных северным городам. Например, на территории, подчиненной городу Ухте, только два поселения являются исторически созданными, остальные семнадцать населенных пунктов - это места расположения исправительных учреждений. Инфраструктура этих поселений была изначально ориентирована на город. Большинство из них не имеют собственных социальных и коммунальных структур, а предприятия, работающие в населенных пунктах, имели такой юридический адрес: город Ухта. Городу Инте, например, подчинены два поселка городского типа, четыре сельских администрации и двадцать сельских населенных пунктов. Общее количество сельских населенных пунктов на подчиненной городу Инте территории кажется достаточно большим, однако, если посмотреть численность населения в этих поселках, то становится очевидно, что только два сельских населенных пункта имеют численность более семидесяти человек, остальные - в интервале от тридцати девяти до двух. Таким образом, географическое и сложившееся административно-территориальное устройство северных территорий характеризуется концентрацией населения непосредственно в городах, труднодоступностью и малочисленностью жителей иных поселений. Крупнейшие градообразующие организации либо их органы управления находятся непосредственно в городах, что определяет и поступление налогов в бюджет. Иные поселения на территориях, подчиненных северным городам, как правило, не имеют собственных источников налоговых поступлений, самостоятельно развитой социальной и производственной инфраструктуры. Особой проблемой для развития территорий Крайнего Севера является жилищно-коммунальная сфера. В условиях, когда более двухсот дней в году длится зима, а среднегодовая температура - минус 6 градусов, как правило, предприятия ЖКХ созданы в форме муниципальных унитарных предприятий, расположенных в крупных городах. Города имеют единую инженерную инфраструктуру и жизнеобеспечивающие предприятия - энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения. Обслуживание поселений осуществляется этими предприятиями на базе единых мощностей и единой инфраструктуры. Сегодня, например, для жителей муниципальных образований действуют единые усредненные тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Например, стоимость тепла в центральной части города Воркуты составляет 709 рублей за гигакалорию, а в поселке Заполярный, который фактически находится в черте города Воркуты, но по закону должен быть выделен в самостоятельное муниципальное образование, - 1483 рубля. Вместе с тем жители и города Воркуты, и поселка Заполярный сейчас платят по 761 рублю, то есть действует единый тариф, который позволяет снизить плату для жителей поселков. После создания самостоятельных муниципальных образований стоимость жилищно-коммунальных услуг для жителей поселений может возрасти в два с половиной и более раз. Как правило, на Севере все объекты социально-культурной сферы расположены в городах. Таким образом, на протяжении всего периода существования сначала поселений, а потом и городов на Крайнем Севере России их экономика и социальная сфера развивались жестко централизованно, что обуславливалось суровыми и крайне сложными условиями освоения данных территорий и проживания людей. Вследствие этого создание самостоятельных муниципальных образований в поселениях не обеспечено ни объектами налогообложения, ни объектами социально-культурной инфраструктуры. Система административного управления северными территориями также складывалась с учетом особенностей территориального расселения населения и производственного размещения предприятий. Наделение городских поселений и прилегающих к ним территорий статусом муниципального района может разрушить создаваемую на протяжении многих лет и эффективно действующую в настоящее время систему управления на указанных территориях. Благодарю вас за внимание и надеюсь на поддержку данной поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Игорь Владимирович. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Сафаралиева Гаджимета Керимовича. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав территории городского округа входит один город или поселок. Кроме того, в него включаются территории, которые согласно генеральному плану города предназначены для развития социальной, транспортной или иной инфраструктуры. Данным законопроектом предлагается установить, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при отсутствии утвержденного генерального плана городского поселения наделение его статусом городского округа может осуществляться на основании исторически сложившейся территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Однако внесение такого дополнения является излишним, поскольку федеральный закон уже содержит норму, которая регулирует данную ситуацию. Статьей 85 предусмотрено, что в случае отсутствия генерального плана городского округа его границы могут быть утверждены на основании исторически сложившейся территории города. В состав территории включаются также земельные участки, выделенные для городской застройки, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города. Таким образом, внесенное дополнение дублирует уже действующее положение закона. Принципы формирования территорий муниципальных образований являются едиными для всей территории Российской Федерации, и особенности организации местного самоуправления предусматриваются федеральным законом только для ограниченных территорий с особым статусом, например для городов федерального значения. Предлагаемое в законопроекте распространение особого порядка организации местного самоуправления на значительную территорию Российской Федерации означает, что допускаемые законом исключения приобретают характер общепринятых. Для того чтобы создать условия жизни для населения, нет необходимости обширные территории объединять в городской округ. В этих границах возможно создать муниципальный район, в который входят все эти поселения, а органы местного самоуправления этих поселений вправе передать отдельные полномочия органу местного самоуправления муниципального района по соглашению с ним. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гаджимет Керимович. Есть ли вопросы? Есть. Депутат Малышкин. К кому вопрос? К какому докладчику? К основному докладчику - Игорю Владимировичу Васильеву, да? Пожалуйста. МАЛЫШКИН О. А. Игорь Владимирович, ну объясните, пожалуйста. Вот вы правильно говорите: это лучше будет... Но в какой форме вы учитываете мнение населения об объединении в городской округ? Каким образом вы будете его учитывать - референдум проводить или что-то еще делать будете? Чтобы выступать от имени населения, надо жесткую вертикаль выстроить. Я же думаю, что вы на смету хотите посадить вот эти поселки и села, на смету, а не на самостоятельный бюджет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, для ответа включите Игорю Владимировичу Васильеву микрофон депутата Воробьёва. ВАСИЛЬЕВ И. В. Вы знаете, наверное, было бы здорово, если бы появился вновь образованный муниципальный округ где-то вблизи от транспортных территорий с возможностью комфортного проживания и развития какого-то бизнеса кроме существующего градообразующего, пришла бы молодая команда. Но дело в том, что мы говорим о территориях Крайнего Севера, где, скажем, всё сосредоточено, например в Инте, вокруг угольных шахт: были образованы поселки, люди, проживающие в них, работают в шахтах. А по поводу того, можно ли говорить от имени населения, то проводили сходы, на которых люди высказывались о возможности сохранения существующего порядка вещей. Вот, собственно говоря, ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет. Есть желающие выступить? Есть. Малышкин. Включите микрофон. МАЛЫШКИН О. А. Вот я хочу упрек председательствующему сделать: не надо проскакивать эти два вопроса, 25-й и 26-й, это очень важные вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему "проскакивать"? Мы идем по повестке и обсуждаем и эти вопросы. МАЛЫШКИН О. А. Сейчас идет реформа местного самоуправления в стране. Вот я понимаю прекрасно этого товарища, который рассказывает нам... Но ведь правильно сказал содокладчик, правильно, грамотно, очень сильно сказал, что лучше сделать в поселке или в городе городское или сельское поселение с самостоятельным бюджетом, с самостоятельными депутатами, которые просчитают на каждого жителя норму потребления, и тогда будет всё нормально. Вот вы говорите: мы живем в районе Крайнего Севера. Ведь у вас удаленность от поселков огромнейшая! Вы что, ездить будете в эти поселки? Пусть там будет местное самоуправление, пусть они сами там решают и всё делают. Ну хватит уже плодить зависимых!.. Ведь если это будет, мы действительно что-то сможем решить. А если мы будем всё время по вертикали - то пожалуйста, мы создадим округ, и вы будете к нам ездить, мы вас на смету посадим, дадим вам зарплатку и вычтем за уборку мусора, и больше ничего вы делать там не будете. Мы же ни к чему в стране не придем! Мы будем так же порождать паразитов! Ведь сейчас нужно гордиться именем донора: у нас столько субъектов, и у нас доноры самостоятельно деньги зарабатывают. Ведь это нужно когда-то заканчивать. А вы опять приезжаете туда: давайте мы создадим округ, и тем более не с учетом референдума граждан. Вы говорите: мы там сход проведем. Знаю прекрасно, как вы проводите сходы. Десять человек пришли - и написали протокол. Вот и весь сход. И вот субъектов Федерации то же самое касается. Вот соседняя область, Владимирская: там тоже сходы проводят на улицах, то есть волеизъявления, и я не зря у вас спросил, каким образом вы учитываете мнение населения. Сход... Если бы вы мне сказали, что состоялся референдум, голосование провели, - ну нет вопросов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше нет желающих выступить. Есть ли необходимость у докладчика и содокладчика в заключительном слове? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона в первом чтении "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пожалуйста, включите режим голосования. Кто без карточки, коллеги? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 58 сек.) Проголосовало за 68 чел.15,1% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.