Заседание № 206
14.01.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 189343-5 "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3358 по 3499 из 6305
Переходим к пункту 11. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Автор, Рустем Викторович Шиянов, член Совета Федерации, доверил рассмотреть данный законопроект нам без его участия. Поэтому я приглашаю на трибуну представителя комитета Раису Васильевну Кармазину. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Валерий Афонасьевич и уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки), внесённый членом Совета Федерации Шияновым. Комитет не поддерживает принятие этого законопроекта по следующим основаниям. Законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень оснований для продления срока выездной налоговой проверки, исключив одновременно положение, предусматривающее наделение федерального органа власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, полномочиями по установлению оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки. В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлён до четырёх месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В рамках предоставленных ФНС России полномочий издан соответствующий приказ, которым утверждены в том числе основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки, предусматривающие незакрытый перечень таких оснований. По мнению субъекта права законодательной инициативы, лишение налоговых органов права продления сроков проведения выездных налоговых проверок по иным, за исключением прямо предусмотренных кодексом, основаниям призвано защитить интересы налогоплательщиков от необоснованного продления налоговыми органами сроков продления таких проверок. Однако следует учитывать, что основания и необходимый срок продления выездной налоговой проверки можно установить только из фактических обстоятельств конкретной проверки - длительности проверяемого периода, объёмов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвлённости организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств. В то же время предлагаемый законопроектом перечень оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки не позволяет налоговым органам учитывать все фактические обстоятельства конкретной проверки, что может способствовать снижению эффективности этой формы налогового контроля. Кроме того, в случае если налогоплательщик сочтёт продление срока проведения выездной налоговой проверки нарушающим его законные права, он вправе обжаловать, в том числе в апелляционном порядке, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. Отмечается также, что законопроект не содержит нормы, определяющей порядок вступления федерального закона в силу, что предполагает его вступление в силу в общеустановленном порядке. Указанное не согласуется с положениями пункта 1 статьи 5 кодекса, регламентирующего порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопрос. Одна рука, если я не ошибаюсь, депутат Федоткин. Больше нет желающих задать вопрос, подводим черту. Пожалуйста, депутат Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Раиса Васильевна, вот вы сейчас так подробно обосновали, когда может быть два месяца проверка, когда четыре, когда полгода по закону, когда можно продлить в исключительных случаях, то есть в этом вашем выступлении показан спектр действующих законов. Жаль, конечно, что нет коллеги Шиянова, тогда скажите вы, наверное, вы с ним общались, всё-таки это безграмотность закона и безграмотность аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету или всё-таки в практике работы есть такие проблемы, которые не укладываются в действующее законодательство, поэтому автор вышел с данным законопроектом? Мало ли что сегодня у нас есть, может, действительно есть основания требовать внесения дополнений в закон? Когда он вносил, он, наверное, обосновывал, говорили вы с ним, в чём там дело? КАРМАЗИНА Р. В. Ну, автора нет, но я могу предполагать, что его смущает то, что и по иным основаниям можно продлить срок проверки. Так как я северянка, могу привести примеры. Может быть три недели нелётная погода, человек не может долететь куда-то и проверить или возвратиться и запросить документы. Разветвлённость предприятий... возьмите тот же "Норникель", у нас холдинги целые есть, где нужно проводить в подразделениях проверку, а нелётная погода, ведь это в основном северные территории, поэтому он, видимо, хочет, чтобы конкретно... Мы с вами, члены бюджетного комитета, эту тему, помните, подробно обсуждали? Я считаю, что не нужно лишать орган исполнительной власти... надо оставить вот эти слова "иных обстоятельств", могут быть любые обстоятельства, понимаете, мало ли что. Вот сейчас в Австралии наводнение, и у нас с вами пожары были. Мы живём в такой стране, в которой экстремальные условия, можно сказать, есть и север, и юг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по обсуждаемому вопросу? Есть. Селезнёв Валерий Сергеевич. Присаживайтесь, Раиса Васильевна. Включите микрофон на рабочем месте депутату Селезнёву. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Я постараюсь очень коротко. Считаю, что данный законопроект можно было бы поддержать в первом чтении, потому что он направлен на то, чтобы всё-таки оградить наш бизнес, не "Норникель", а малый и средний бизнес в первую очередь, от необоснованных выездных налоговых проверок, которые могут продлеваться без ограничения времени и саботировать, так сказать, деятельность любого предприятия. Мы, с одной стороны, постоянно говорим о необходимости улучшения инвестиционного климата в России, с другой стороны, Комитет по бюджету и налогам почему-то не поддерживает конкретную налоговую инициативу, которая, несомненно, направлена на улучшение инвестиционного климата. Я бы вообще предложил отменить всякую возможность продления налоговых проверок больше чем на два месяца на предприятиях малого и среднего бизнеса. Пускай налоговые органы укладываются в этот срок, он и так достаточно продолжительный. А те обстоятельства, которые приводила в пример докладчик от комитета, содокладчик, - наводнение в Австралии, север, юг и прочее - относятся к обстоятельствам непреодолимой силы. И думаю, что можно было бы подготовить поправку ко второму чтению, что в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, форс-мажора, и только в этом случае, разрешается продлевать сроки проверок. Я считаю, необходимо поддержать данный законопроект в первом чтении, не давать налоговым органам возможности кошмарить наш бизнес. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Язев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Сергеевич. Есть необходимость у представителя президента выступить? Нет. У представителя правительства? Нет. Раиса Васильевна, а у вас есть желание? Нет. Тогда выносим на "час голосования" законопроект.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5387 по 5404 из 6305
Пункт 11. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 05 сек.) Проголосовало за 41 чел.9,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 42 чел. Не голосовало 408 чел.90,7 % Результат: не принято Не принято.