Заседание № 86

20.03.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 18915-6 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4227 по 4306 из 5658
Михаил Васильевич, вам сколько нужно времени для доклада? Успеете, да? Тогда    
я 18-й вопрос объявляю.                                                         
                                                                                
Проект федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации             
Федерального Собрания Российской Федерации".                                    
                                                                                
Михаил Васильевич Емельянов, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему          
вниманию предлагается законопроект "О порядке формирования Совета Федерации     
Федерального Собрания Российской Федерации". Законопроект актуален, поскольку   
неоднократно предпринимались попытки изменить или исключить принцип             
выборности при формировании Совета Федерации.                                   
                                                                                
Вы знаете, что сейчас по Конституции в Совет Федерации входят от субъекта       
Федерации один представитель от исполнительного органа и один представитель     
от законодательного органа. Строго говоря, Конституция не предполагает          
выборности, по крайней мере её создатели не предполагали, что Совет Федерации   
будет избираться, хотя первый состав, как известно, как раз таки и избирался.   
                                                                                
Однако жизнь идёт вперёд, политическая система требует реформирования,          
требует внедрения всё большей конкуренции и выборности, предлагаются разные     
варианты, как это обеспечить. Один из вариантов предлагаем и мы, суть           
предложений такова. Предлагается, чтобы законодательные (представительные)      
органы и исполнительные органы утверждали по одному представителю, но чтобы     
эти представители избирались всенародным голосованием. Мы предлагаем, чтобы     
три кандидатуры на всенародное голосование выдвигал представительный орган,     
три кандидатуры - высшее должностное лицо субъекта, при этом три человека от    
законодательного органа выдвигались бы на основе предложений как его            
председателя, так и группы депутатов численностью не менее одной трети от       
общего числа депутатов. В этом могли бы поучаствовать фракции, партии,          
которые представлены в Думе, и соответствующим образом были бы учтены           
партийные интересы. А дальше механизм такой: те кандидаты из числа выдвинутых   
законодательным собранием и из числа выдвинутых высшим должностным лицом,       
которые получили наибольшее число голосов, потом проходят утверждение           
соответственно законодательного органа и высшего должностного лица и            
наделяются полномочиями членов Совета Федерации.                                
                                                                                
Мы считаем, что этот порядок более демократичный, чем действующий сейчас,       
хотя мы положительно оцениваем последние изменения порядка формирования         
Совета Федерации, которые прошли уже после внесения нашего законопроекта, и     
соответствует задаче усиления политической конкуренции.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич.                               
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет            
внимательно рассмотрел указанную законодательную инициативу. В заключении       
содержатся определённые замечания, которые носят правовой характер, но по       
большому счёту, задача, которая ставится в данном законопроекте по              
реформированию порядка формирования Совета Федерации, уже фактически решена:    
в конце прошлого года мы приняли с вами закон № 229-ФЗ "О порядке               
формирования Совета Федерации Федерального Собрания", который в настоящий       
момент и действует. Сейчас туда готовятся изменения в связи с внесением         
поправок в 184-й закон, в связи с различным порядком избрания руководителей     
субъектов, что повлечёт неизбежно небольшие различия в порядке выдвижения и     
назначения членов Совета Федерации.                                             
                                                                                
Таким образом, комитет считает, что данная проблема законодательно решена,      
поэтому мы предлагаем представленный уважаемым коллегой Емельяновым             
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Нет. Кто хотел бы выступить? Есть желающие.        
Прошу записаться.                                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Юрий Петрович, после перерыва, наверное? Давайте я тогда объявлю перерыв до     
16.00. А членов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" прошу остаться для завершения           
совещания, которое началось в маленький перерыв.                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4327 по 4417 из 5658
Мы продолжаем обсуждение 18-го вопроса повестки дня. Выступает Юрий Петрович    
Синельщиков.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, очень жаль, что важнейший вопрос развития российского        
парламентаризма мы собрались решить наскоро, заслушав всего два                 
полутораминутых доклада автора законопроекта и представителя комитета.          
                                                                                
Я напомню, что в 2000 году по инициативе президента был принят новый закон о    
порядке формирования верхней палаты: вместо руководителей регионов теперь там   
должны находиться их представители. Инициатива обосновывалась необходимостью    
профессионализации Совета Федерации, так как речь шла о работе сенаторов на     
постоянной основе, но реальной причиной реформирования было, конечно же,        
желание центра понизить политический вес региональных руководителей и сделать   
парламент более управляемым. Это, несомненно, удалось, правда, при этом         
авторитет верхней палаты заметно снизился. На смену региональным лидерам в      
Совет Федерации пришли люди из федеральных властных структур, московские и      
питерские бизнесмены, подавляющее большинство которых до назначения были        
неизвестны в регионах. Впрочем, и после назначения о большинстве сенаторов      
народ ничего не узнавал, ибо в отличие от всенародных выборов в                 
Государственную Думу процедура назначения и утверждения членов Совета           
Федерации проходит в так называемом рабочем режиме, и для жителей региона       
часто остаётся недоступной даже краткая биографическая справка сенатора.        
                                                                                
Выезжая в районы и города Ульяновской области, которые я здесь представляю,     
часто пытаюсь выяснить у простых избирателей, кого из членов российского        
парламента от области они знают, с кем общаются. Обычно люди уверенно           
называют депутата Третьяка, реже упоминают фамилию Балыхина, и ещё ни один      
избиратель - повторяю: ни один избиратель, - ну, помимо чиновников              
госструктур, не назвал мне фамилию хотя бы одного члена Совета Федерации,       
представляющего Ульяновскую область. Избиратели наверняка ничего не будут       
знать о них и после выборов губернатора в том или ином субъекте Федерации,      
так как голосовать народ будет именно за губернатора, а не за тех, кто          
занесён в списки под его фамилией.                                              
                                                                                
Массу неприятных эпитетов высказывают в адрес верхней палаты политики,          
журналисты и даже учёные, которые её называют палатой москвичей и питерцев,     
декоративной палатой и так далее, я дальше повторять не буду, потому что        
слова даже неприличные!                                                         
                                                                                
Разумеется, самое главное - это не происхождение членов сената, а положение     
дел с выполнением этим органом своего главного предназначения - быть фильтром   
для тех законопроектов, которые приняты Госдумой, так вот фильтровать у этого   
органа, конечно же, не получается. В 2012 году Совет Федерации отклонил         
всего-навсего один закон из трёхсот тридцати семи, которые Дума приняла.        
Видимо, именно с учётом такой "активности" 61 процент населения... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты добавьте.                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. ...неудовлетворительно оценивает деятельность Совета          
Федерации.                                                                      
                                                                                
К тому же гражданин, зная, что российский сенат сегодня однопартийный, видит,   
что ему не присущи дискуссия, обсуждение и разные мнения. В связи с этим        
избиратели меня спрашивают нередко: а нужен ли вообще такой орган в России?     
Наша фракция убеждена, что он нужен, однако, по мнению фракции, эта палата      
парламента нуждается в реформировании, и главным в этой реформе является        
введение выборности Совета Федерации. Как показывают опросы, за такой порядок   
его образования выступает примерно три четверти граждан России. Это             
правильно, ибо выборность заставит сенаторов приблизиться к народу, активнее    
отстаивать интересы регионов в законодательном процессе.                        
                                                                                
Я позволю себе заметить, что в таких странах, как США, Япония, Швейцария,       
Бразилия, Италия, Австралия, верхние палаты парламентов формируются путём       
прямых выборов с применением различных вариантов избирательных систем. Этот     
порядок был бы идеальным и для России, однако статья 95 Конституции             
Российской Федерации установила правило, в соответствии с которым в             
формировании Совета Федерации участвуют представительный и исполнительный       
органы государственной власти субъекта. С учётом этого в рамках действующей     
Конституции предлагаемый законопроект является вполне приемлемым, и фракция     
будет за него голосовать, однако предлагаемый порядок выборов в случае          
принятия закона, конечно же, будет полумерой на пути к демократии, хотя такая   
выборность куда совершеннее и демократичнее, нежели выборность,                 
предусмотренная законом о выборах губернаторов. В перспективе необходим         
переход к прямым выборам членов Совета Федерации путём внесения поправок в      
Конституцию Российской Федерации. Момент внесения поправок в Конституцию        
назрел, он обусловлен спорностью существующей природы Совета Федерации, когда   
представительство населения заменено на представительство властных структур,    
что фактически привело к соединению законодательной власти и власти             
исполнительной.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать? Докладчик и содокладчик? Нет.             
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5197 по 5213 из 5658
18-й пункт, проект федерального закона "О порядке формирования Совета           
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              206 чел.45,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                 244 чел.54,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 78

15.02.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 18915-6 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1236 по 1243 из 6927
АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Прошу Александра Дмитриевича 22-й вопрос перенести на любое другое заседание    
на следующей неделе в связи с плановым отсутствием автора законопроекта,        
Сергея Михайловича Миронова.                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1282 по 1284 из 6927
Депутат Агеев предложил перенести пункт 22 повестки заседания в связи с         
отсутствием докладчика. Нет возражений? Принимается.