Заседание № 29

06.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 18888-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам от 29 мая 2005 года и Дополнения к этому Соглашению от 17 января 2007 года".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1290 по 1911 из 5268
Вопрос 5. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской         
Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики        
перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам от    
29 мая 2005 года и Дополнения к этому Соглашению от 17 января 2007 года".       
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
заместителя министра финансов Российской Федерации Дмитрия Владимировича        
Панкина.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАНКИН Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение          
выносится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между            
Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской         
Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики        
перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам...    
и Дополнения к этому Соглашению от 17 января 2007 года".                        
                                                                                
История вопроса. Подавляющая часть кредитов, предоставленных бывшим СССР        
Сирийской Республике, относится к периоду 1957-1989 годов. Начиная с 93-го      
года Сирийская Республика отказалась обслуживать кредиты и прекратила любые     
платежи по ним. И данная категория задолженности классифицировалась у нас как   
безнадёжная и необслуживаемая. В результате длительных и достаточно сложных     
переговоров мы вышли к 2005 году на подписание соглашения с Сирийской           
Республикой. Соглашение предусматривает, что чистая задолженность,              
составляющая 13,4 миллиарда долларов США, консолидируется и часть этой          
задолженности в размере 1,5 миллиарда долларов США выплачивается в течение      
десяти лет полугодовыми платежами, и вот на эту задолженность - 1,5 миллиарда   
долларов - начисляются проценты по ставке 4 процента годовых. Другая часть      
задолженности - в размере, эквивалентном 2 миллиардам 110 миллионам долларов    
США, - переводится по официальному курсу в сирийские фунты и перечисляется в    
сирийских фунтах на счёт Внешэкономбанка в Центральном банке Сирии, и эти       
средства в сирийских фунтах можно использовать на оплату товаров и услуг        
(кроме сырой нефти), а также на финансирование инвестиционных проектов на       
территории Сирийской Арабской Республики. В настоящее время данные средства     
переведены на счёт Внешэкономбанка, долларовая задолженность обслуживается,     
мы получили уже примерно 450 миллионов долларов США от Сирийской Арабской       
Республики, и переведено 25 миллиардов сирийских фунтов.                        
                                                                                
В 2007 году по просьбе сирийской стороны было подписано дополнение к            
указанному соглашению. Дополнение предусматривает технический момент: расчёты   
будут осуществляться не в долларах США, а в евро. Это связано с возможной       
блокировкой счетов сирийских банков администрацией США.                         
                                                                                
Считаем, что данное соглашение отвечает интересам Российской Федерации:         
задолженность обслуживается, у нас открываются перспективы для расширения       
экономических взаимоотношений с Сирийской Арабской Республикой. Предлагаем      
принять проект закона о ратификации данного соглашения.                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Владимирович.                            
                                                                                
Содоклад члена Комитета по международным делам Ивана Игнатьевича Саввиди.       
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВВИДИ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Указанный проект               
федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством            
Российской Федерации 19 февраля 2008 года и рассмотрен 22 мая сего года         
Комитетом по международным делам.                                               
                                                                                
Задолженность Российской Федерации возникла в связи с кредитно-экономическим    
сотрудничеством бывшего СССР и Сирийской Арабской Республики в период с 1957    
по 1989 год. Большинство государственных кредитов предоставлялось в те годы     
бывшим СССР на осуществление поставок в Сирию продукции специального            
назначения. Условия соглашения предполагали погашение задолженности в           
клиринговой валюте. С 1993 года сирийская сторона в одностороннем порядке       
прекратила осуществлять платежи в пользу России. Мотивировка была следующая:    
нет страны - нет и валюты, которая, в общем, определена была договором. Более   
десяти лет расчёты не производились, и долг оставался неурегулированным. При    
этом у России также имелась задолженность по клирингу между Сирией и бывшим     
СССР, составлявшая 1 миллиард 150 миллионов долларов США.                       
                                                                                
Указанное соглашение на взаимоприемлемых условиях было подписано 29 мая 2005    
года и явилось результатом многочисленных раундов переговоров. Общая сумма      
сирийского долга за вычетом встречных финансовых претензий к России составила   
около 13,4 миллиарда долларов США. К этой сумме в соответствии с соглашением    
будет применена скидка в размере 73 процентов, остальная сумма задолженности    
- около 3,6 миллиарда долларов США - будет урегулирована следующим образом:     
1,5 миллиарда долларов США выплачиваются в течение десяти лет равными           
полугодовыми платежами в долларах США; 2 миллиарда 110 миллионов долларов США   
будут конвертированы в сирийские фунты и использованы на территории Сирии для   
закупки сирийских товаров, за исключением ряда товаров, таких как нефть,        
хлопок-сырец и некоторые другие. На часть задолженности - в сумме 1,5           
миллиарда долларов США - в течение срока её погашения будут начисляться         
проценты по ставке 4 процента годовых, которые также будут конвертироваться в   
сирийские фунты и зачисляться на счета Правительства Российской Федерации,      
открытый в Центральном банке Сирии.                                             
                                                                                
Согласованный сторонами график погашения задолженности учитывает платёжные      
возможности Сирии и переводит эту задолженность из категории безнадёжной в      
обслуживаемую. В настоящее время сирийская сторона в срок и в полном объёме     
осуществляет платежи, причитающиеся Российской Федерации по соглашению.         
Ежегодное поступление от сирийской стороны в федеральный бюджет составляет      
150 миллионов долларов.                                                         
                                                                                
17 января 2007 года подписано дополнение к соглашению, предусматривающее        
замену валюты платежа с доллара США на евро, и в этой части сирийская сторона   
демонстрирует абсолютную корректность и желание выполнения данных договоров.    
                                                                                
Проект рассмотрен Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, и в его   
заключении было отмечено: не соблюдён установленный Федеральным законом "О      
международных договорах Российской Федерации" шестимесячный срок внесения       
указанного законопроекта в Государственную Думу; в тексте соглашения            
употребляется термин "Банк внешнеэкономической деятельности СССР" (далее        
Внешэкономбанк), полномочия которого в мае 2007 года были переданы              
государственной корпорации "Банк развития внешнеэкономической деятельности      
(Внешэкономбанк)"; в названии приложений № 1 и № 2 содержится грамматическая    
ошибка в слове "Республики". Комитет считает, что указанные несоответствия и    
ошибки носят технический характер, не затрагивают существа соглашения и не      
могут являться препятствием для ратификации.                                    
                                                                                
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству    
представил положительное заключение, Комитет Совета Федерации по                
международным делам также прислал положительный отзыв на рассматриваемый        
проект. Соглашение и дополнение к нему содержат только положения,               
предусмотренные российским законодательством, и их ратификация не               
предполагает дополнительных расходов из федерального бюджета.                   
                                                                                
В связи с вышеизложенным и руководствуясь статьёй 127 Бюджетного кодекса        
Российской Федерации Комитет по международным делам рекомендует                 
Государственной Думе ратифицировать указанное соглашение и дополнение к этому   
соглашению. Их ратификация отвечает интересам Российской Федерации и будет      
способствовать развитию и укреплению торгово-экономических связей между         
Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Игнатьевич. Присаживайтесь.                 
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть.                              
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Дмитрий Владимирович, вообще, Сирийская Арабская         
Республика традиционно всегда была нашим союзником на Ближнем Востоке, и,       
думаю, правильно поддерживать и развивать отношения с этой дружественной для    
нас страной.                                                                    
                                                                                
В своём докладе вы отметили, что часть вот этого возвращённого долга может      
быть использована для определённых инвестиционных проектов на территории        
республики. Есть ли действительно перспектива у подобных инвестиционных         
проектов и не могли бы вы привести какие-то примеры?                            
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Благодарю за вопрос.                                               
                                                                                
В настоящее время у нас порядок реализации сирийских фунтов на тендерах         
Внешэкономбанка проходит окончательное согласование с ведомствами, и в          
рабочем порядке многие компании обращаются к нам с просьбой дать какие-то       
справки, советы, как скоро будет запущен и каким будет порядок реализации       
этих фунтов. Речь идёт и о строительстве гостиниц, и о строительстве            
трубопровода на территории Сирийской Арабской Республики. Но в настоящее        
время официальных заявок ещё не поступало, поскольку процедура тендеров ещё     
не запущена.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович.                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос к докладчику. Вот вы всё так обтекаемо сказали. Надо   
было всё-таки дать чёткую формулировку: мы прощаем Сирии значительную часть     
её долга - 14 миллиардов, а оставляем примерно 20 процентов. Вы сказали:        
реструктуризация, обслуживание. Но, по сути дела, мы теряем 10 миллиардов       
долларов. Нужно, чтобы депутаты это правильно поняли. Неважно, в какой период   
кто кому давал в долг, но реально это потери Российского государства. Вы        
согласны с тем, что в докладе нужно было это чётко обозначить с самого          
начала? Все эти соглашения, их наименование, ратификация - это всё документы,   
но смысл всего, что мы сегодня с вами делаем, в том, что мы прощаем и           
навсегда теряем вот такую огромную сумму - 10 миллиардов долларов. Я прав или   
же вы по-другому хотите сформулировать?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Владимир Вольфович, вы правы. По соглашению 73 процента            
задолженности подлежит списанию при условии выполнения Сирией всех условий      
реструктуризации платежей, но классифицировать списание этих 73 процентов       
числящейся задолженности как абсолютную потерю для Российской Федерации я бы    
не стал. Надо учитывать, первое, природу той задолженности, что за кредиты      
это были, на каких условиях, для чего они предоставлялись, и, второе, то, что   
с 93-го года эта задолженность не обслуживается, это виртуальная                
задолженность, то есть мы бы никогда ничего не получили. Поэтому говорить,      
что сейчас мы реально теряем более 9 миллиардов долларов, заключая это          
соглашение, я бы не стал. Скорее наоборот: мы получаем из номинальных,          
виртуальных цифр реальные деньги в наш бюджет, получаем реальные возможности    
для возобновления нормального экономического сотрудничества с Сирией.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Дмитрий Владимирович, ну пусть они тогда нам просто виртуально были бы          
должны, и это было бы неплохо. У меня вот в связи с этим вопрос. Иван           
Игнатьевич в своём докладе сказал, что Сирия отказалась обслуживать свой        
долг, мотивируя это тем, что нет страны - нет и долга. Почему же тогда          
Российская Федерация такая добрая - взяла на себя все обязательства             
Советского Союза, принимает все пинки и упрёки, плевки со всех сторон и         
выплачивает долги? Не кажется ли вам, что это ущербная позиция? Что касается    
дружественной страны Сирии, я вот помню, что в 81-м году они отказали нам в     
строительстве морской базы на Средиземном море.                                 
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Уважаемые депутаты, я бы сейчас не хотел вступать в дискуссию,     
касающуюся 90-х годов, когда было принято решение об урегулировании внешней     
задолженности Российской Федерации и внешней задолженности бывшего СССР, мы     
тогда уйдём в другой большой вопрос и просто потеряем время. Мы обсуждаем       
вопрос задолженности Сирии, и мы считаем, что данное решение об                 
урегулировании задолженности Сирии соответствует интересам Российской           
Федерации и служит нашим целям.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня тоже вопрос к Дмитрию Владимировичу.                      
                                                                                
Конечно, этот документ очень важен для нас, и хорошо, что сегодня мы его        
ратифицируем. Однако сомнения, безусловно, есть. И я согласна, разделяю точку   
зрения моих коллег, которые сказали: нам бы так списывали долги - нам было бы   
тоже хорошо.                                                                    
                                                                                
А вопрос следующий. Нашу страну, которая раньше выглядела огромной, мощной,     
Советский Союз, сейчас представляет единственно Россия. Скажите, а другие       
республики, которые тогда входили в состав Советского Союза, сегодня не         
претендуют на инвестиционные проекты в Сирии, на деньги, которые там            
остаются, или, допустим, на деление этих долгов в своих интересах? Нет этого?   
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
По сути вы правы, проблема существует, но проблема, скажем, не применительно    
конкретно к долгам Сирии, а в том, что окончательно не урегулированы            
взаимоотношения с бывшими советскими республиками, касающиеся раздела бывших    
активов и требований к Советскому Союзу. Соответственно есть претензии          
некоторых бывших республик, они говорят, что имеют право на часть финансовых    
активов бывшего Советского Союза, я вам их называл: это валютные резервы,       
госфонд, внешние активы, включающие как финансовые требования к другим          
странам, так и недвижимость. Но такое всеобъемлющее соглашение пока не          
достигнуто. Так что такая проблема есть.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обухов Сергей Павлович.                                   
                                                                                
ОБУХОВ С. П. У меня вопрос к Дмитрию Владимировичу.                             
                                                                                
Вы могли бы сравнить процедуру, технологию и итоги списания долгов Сирии и      
Ираку? Как, в какой пропорции списали долги Сирии и Ираку?                      
                                                                                
Мне недавно в составе делегации фракции КПРФ пришлось побывать в Сирии по       
приглашению Партии арабского социалистического возрождения, и там наши          
коллеги из правящей партии задавали вопрос, когда же всё-таки будет             
осуществлён визит председателя правительства, который давно был запланирован,   
но отменён? И вообще какие планы у Министерства иностранных дел в этом          
вопросе?                                                                        
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Благодарю за вопрос. Я, к сожалению, не могу ничего сказать по     
планам относительно визита председателя правительства в Сирию.                  
                                                                                
Что касается сравнения условий списания, условий урегулирования                 
задолженностей Ирака и Сирии, ну, безусловно, здесь можно прямо говорить, что   
урегулирование задолженности Сирии в большей степени соответствует нашим        
интересам и мы получаем здесь больший финансовый результат, чем при             
урегулировании задолженности Ирака. Но опять-таки здесь надо принимать во       
внимание различия в экономическом положении данных стран и различия в           
политической ситуации.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков Геннадий Владимирович.                             
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия".                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня вопрос к обоим докладчикам.                                              
                                                                                
Скажите, пожалуйста, ну а вот сейчас какие-то преференции российский бизнес,    
российские компании получают в Сирии в области, предположим,                    
военно-технического, экономического сотрудничества? То есть как дальше мы       
будем работать с Сирией, которую в принципе мы поддерживаем? Вот хотелось бы    
понять, потому что мы знаем сейчас только финансовую составляющую этого         
соглашения.                                                                     
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Благодарю за вопрос.                                               
                                                                                
В той части, которая касается Министерства финансов, мы можем говорить о том,   
что подписание данного соглашения для нас разблокировало, допустим, механизмы   
поддержки экспорта в Сирийскую Арабскую Республику. Сейчас мы можем,            
например, предоставлять гарантии по экспорту в эту республику, предоставлять    
гарантии по обязательствам сирийских импортёров в том случае, если они          
закупают российскую продукцию, мы можем рассматривать вопросы о каком-то        
экспортном кредитовании поставок в Сирию. То есть вопросы разблокированы. И     
ещё раз повторю, что у нас много обращений по закупке сирийских фунтов, что     
также будет определённым катализатором экономических взаимоотношений с          
Сирийской Арабской Республикой.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
У меня вопрос к Дмитрию Владимировичу.                                          
                                                                                
Вот мне не очень понятно рассуждение государственного человека по вопросу       
виртуальных и реальных сумм. Долги-то реальные, это инструмент политического    
воздействия, их нельзя рассматривать тактически. Скажите, пожалуйста,           
правильно ли я понял, что прощённый Ираку долг - это наша уступка Америке, её   
давлению, как и в Афганистане? Это ведь колоссальные деньги! Но если в          
Афганистане, конечно, кроме наркотиков, ничего нет, то в Ираке-то третьи по     
величине в мире запасы нефти. Чем это объяснить?                                
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Виртуальная и реальная суммы. Если задолженность числится на бухгалтерском      
балансе - это не значит, что можно реально на основе этих записей учётных в     
бухгалтерских балансах получить товары и услуги, получить какие-то реальные     
блага. У нас отсутствует какой-либо механизм - в данном случае я говорю         
применительно к соглашению с Сирийской Арабской Республикой - взыскания этих    
долгов. Вот поэтому я и сказал, что это суммы виртуальные.                      
                                                                                
Что касается Ирака, то здесь Российская Федерация действовала как участник      
международного сообщества и мы соблюдали те международные договорённости,       
которые были достигнуты.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть необходимость кому-то выступить? Одна рука.          
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Одна рука, потому что только я востоковед, единственный       
специалист в Государственной Думе.                                              
                                                                                
Представитель Минфина представляет то ведомство, которое занимается только      
долгами. Когда ему задают вопросы по экономической сфере, по военной и тем      
более по визитам, то, наверное, забывают, что Минфин не занимается этими        
вопросами, у них вот эти бумаги - долг, кредит и так далее.                     
                                                                                
Теперь по Сирии. Вот то, что представитель Минфина назвал виртуальными          
долгами, надо прямо сказать, связано было с поставками нашего вооружения. Как   
раз это был период противостояния между арабским миром и Израилем, тридцать     
лет. У Сирии никогда не было денег, чтобы платить за поставки оружия. И тогда   
уже, когда заключались первые договора, речь шла о том, что за Сирию заплатит   
другая страна, более богатая. Эта страна - Саудовская Аравия, и она исправно    
давала деньги, поэтому долг образовался в той части, в которой Саудовская       
Аравия не смогла, не захотела платить по каким-то причинам, может быть как      
раз из-за очень близких отношений между Сирией и Советским Союзом или, может    
быть, под давлением США. Но даже если бы некому было платить за Сирию, то       
когда... Один депутат сказал, что это наш союзник. Интересно, в чём это наш     
союзник на Ближнем Востоке? Какие союзнические обязательства он перед нами      
выполнил? Где он встал на защиту наших интересов на Ближнем Востоке? Вы         
можете выезжать в любую страну по приглашению любой партии, но на первое        
место, анализируя соглашения, мы должны ставить интересы государства нашего,    
а не партийные связи. Если вас хорошо приняла правящая партия, то вы готовы     
теперь говорить, что это наш союзник. Мы ничего не выиграли от поддержки        
Сирии за последние тридцать лет, только проиграли. Вот здесь Минфин должен      
считать, сколько мы поставили туда техники и сколько мы проиграли на            
контрактах с другими странами, из-за того что мы этой стране, Сирии,            
поставляли военную технику. Сирия не хочет платить, потому что за военную       
технику платит тогда страна, когда она победила, а Сирия всё проиграла, часть   
территории оккупирована. Конечно, ей обидно платить за поставки вооружения:     
все войны она проиграла, да ещё часть страны оккупирована. Но при этом          
специалисты наши... Здесь опять проблема в чём? Доклад о списании долга         
делает представитель Минфина, а рядом с ним должен был бы стоять                
представитель внешнеторговой организации. Была у нас особая структура - ГКС,    
там было управление по поставкам вооружений. Вот они должны были бы нам         
сказать о подлинной природе наших торгово-экономических отношений с Сирией. Я   
считаю, это ошибка, когда доклад о долгах стране делает то ведомство, которое   
эти долги не образовывало. И видимо, эти товарищи сидят в Минэкономразвития     
или переехали сейчас в минпром, туда передана торговля.                         
                                                                                
В этом наша беда. И конечно, такие ссылки, что нет страны и нет той валюты -    
речь шла о клиринговых расчётах, - это, конечно, правовая безграмотность и      
наглая выходка сирийских юристов, которые нам говорят, что, мол, не будем       
платить, потому что вы уже другая страна и той валюты, которая была указана в   
старых договорах, нет. Клиринг означает, что вместо отдачи деньгами они могли   
поставлять товары. Товары у них есть - и лёгкой промышленности, и               
сельхозпродукция. И мы могли с самого начала заставить Сирию компенсировать     
поставки каждый год. Это южная страна. Что в Турцию сегодня ездят наши люди?    
Вот туда пускай ездили бы, в Сирию. Или заставить сирийские власти              
обслуживать наши, в то время ещё советские, учреждения, чтобы мы не             
переводили туда валюту, в счёт долга. Они должны - вот пускай и содержат наши   
учреждения там.                                                                 
                                                                                
Рабочая сила. У них избыток населения, и мы могли бы использовать рабочую       
силу здесь. Если бы советские руководители правильно понимали будущие           
демографические процессы, то на север как раз надо было бы направить рабочую    
силу лишнюю из тех стран, которые нам должны, и тогда бы мы в этом плане        
выиграли.                                                                       
                                                                                
Вот когда говорят нам чиновники, что невозможно вернуть иначе долги, - это      
потому, что разучилась советская власть торговать, потому, что чиновники в      
кабинетах сидят и не знают реальное положение дел на местах, потому, что была   
закрытая страна, потому, что не было возможности использовать все ресурсы       
Сирии.                                                                          
                                                                                
Слабые юристы. Заключаем договора о дружбе и сотрудничестве вперёд на           
пятнадцать - двадцать лет. Вот так мы дружим сегодня с Украиной, так же         
дружили с Ираком, дружили с Сирией. Можно было получить долги с этих стран,     
они готовы были отдавать. Я лично разговаривал с президентом Ирака, он          
говорил: "Я отдаю вам ваши 9 миллиардов, берите". Это вы, чиновники Минфина и   
Минэкономразвития, не хотели брать. У них нет валюты - так берите нефтью,       
берите шерстью, берите финиками, берите фруктами, берите коммуникациями. Но     
вы упёрлись. Сирийцы упёрлись: нет страны - нет валюты, а вы упёрлись: давай    
валюту. Нет у них валюты, и в Монголии нет валюты, и в Афганистане, и во        
Вьетнаме, - берите товарами.                                                    
                                                                                
Один депутат говорит, что в Афганистане, кроме наркотиков, ничего нет.          
Слушайте, географию изучать надо, прежде чем выступать в Государственной        
Думе. Самая богатая страна в мире Афганистан, там вся таблица Менделеева,       
вся! Там огромное количество того, что могли бы взять. Но опять мы не брали,    
а поставляли туда. И за десять лет пребывания там армии мы могли бы не только   
компенсировать все наши расходы, но и вперёд ещё взять, учитывая потери наших   
солдат. Американцы за каждого потерянного солдата американской семье платят     
100 тысяч долларов. Вот и мы должны были тринадцати тысячам советских семей     
заплатить по 100 тысяч каждой, получив эти деньги там, в Афганистане.           
                                                                                
Когда вот так легко всё списываем - это слабость наших юристов, слабость        
наших внешнеторговых специалистов. И на будущее надо, конечно, думать лучше и   
специалистов подключать, и заключать договора на один год, на два года, и       
указывать им форму расчётов: нет валюты - дадите вот такой-то товар, мы у вас   
возьмём товарами. А то чиновники решают за нас, как брать долги. Нам зачем      
деньги нужны, бумажки? Мы всё равно на эти бумажки будем покупать товары.       
Если Монголия готова поставлять овец живьём, так и берите овец, тридцать        
миллионов голов, но вы списываете 5 миллиардов долларов. И Афганистан готов     
поставлять. Рабочую силу возьмите у него, всё есть. И в Сирии всё есть, и в     
Ираке всё есть. И соседние страны всё берут, всё делают, не берут только        
российские чиновники сегодня.                                                   
                                                                                
Конечно, главная вина лежит на советских специалистах, которые красивые         
договора составляли в ущерб государству, помогали дружественным режимам,        
думали об идеологии, а не об экономике. Вот это последствия той неправильной    
внешней политики. И Сирия никогда не была нашим союзником, она хороший          
получатель нашей техники. И сегодня поставляем туда новейшие виды систем ПВО,   
вооружения и техники. Через десять лет такой же чиновник от Минфина здесь       
будет просить нас снова списать долги. Сегодня-то как будут они                 
рассчитываться? Они успевают рассчитываться за поставленное уже им              
оборудование? Ведь там отличные системы ПВО. Мы так напичкали снова оружием     
Сирию, что, может быть, ухудшили свои отношения экономические с другими         
странами, а могли бы заработать. А у Сирии никогда никакой победной войны не    
будет, она будет заниматься Ливаном и только обострять обстановку на Ближнем    
Востоке.                                                                        
                                                                                
Здесь мы проигрывали и во внешнеполитическом плане, и в экономическом, и в      
военном, то есть одни потери и красивые доклады на заседании Госдумы: надо      
списать, надо переформатировать, надо хоть что-то получить с них. Давать        
ничего не надо им! На рынке полно потребителей нашей продукции, которые         
вперёд заплатят любую валюту, и доллары, и евро, и рубли и так далее. Это       
слабость наших чиновников, потому что уничтожили всех царских чиновников -      
специалистов по Востоку, по внешней торговле, и при советской власти решение    
принимали не чиновники, а профильные отделы ЦК КПСС, которые думали о том,      
как бы сделать сильнее коммунистов Сирии.                                       
                                                                                
Ну и где сила Коммунистической партии Сирии? Ну есть "Баас", правящая партия,   
но что толку от того, что они там слово "социализм" произносят на своём         
арабском языке? А сколько потерь за тридцать лет?! Об этом надо думать, не      
должно быть идеологии в этих вопросах, чтобы не дарили Крым и Севастополь       
коммунистам в Киеве. А сегодня коммунисты Украины против нашего, принятого в    
среду, постановления. Наши коммунисты против, и коммунисты Украины против.      
Оказывается, мы ещё и постановление не можем принять... (Микрофон отключён.)    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, если прислушиваться к Владимиру             
Вольфовичу, то, конечно, коммунисты виноваты в том, что на двадцать лет не      
напасли харчей.                                                                 
                                                                                
Но проблема-то в другом. С моей точки зрения, проблема внешнего долга           
недооценивается руководством Российской Федерации, и на ней греют руки          
недобросовестные чиновники и мошенники. Потому что и двадцать лет назад,        
Владимир Вольфович, и сегодня решения принимаются на той же Старой площади,     
просто по-другому называются чиновники. Но проблема ведь заключается в том,     
что в 91-м году на 19 августа нам были должны 120 миллиардов, а мы - 39, а      
сегодня мы должны, несмотря на великие золотобумажные резервы, столько же,      
сколько у нас их якобы. Но когда вникаешь в суть вопроса... Вот по моей         
инициативе во втором и в третьем созывах мы трижды заслушивали здесь трёх       
высших чиновников, отвечающих за эти вопросы, и я думаю, что многих тогда       
удивило, что три чиновника - из Центробанка, из Счётной палаты и из Минфина -   
называют разные цифры. Вы вдумайтесь: в стране нет выверенной задолженности!    
                                                                                
Более того, с моей точки зрения, ускоренное списание задолженности Парижскому   
клубу привело к колоссальному хищению ресурсов и сокрытию преступлений,         
потому что многие якобы полученные Россией кредиты в Россию даже не заходили,   
а высказывания заместителя министра финансов о том, что есть виртуальная и      
невиртуальная задолженность, мне кажется, подтверждают лёгкость отношения к     
этой проблеме со стороны правительства.                                         
                                                                                
Если посмотреть мировую практику, то проблемами внешних долгов, кредитов и      
собственности за рубежом, как правило, занимается отдельное ведомство,          
которое фокусируется, замыкается на президента или на парламент страны, что     
даёт возможность контроля. У нас же с вами сегодня нет выверенного реестра      
собственности, которая тоже колоссальна, и чиновники по 100 долларов продают    
десять гектаров за рубежом.                                                     
                                                                                
Наверное, в политическом и в тактическом плане этот договор какую-то пользу     
России даёт, но, мне кажется, нам всё-таки надо рассмотреть на отдельном        
заседании, может быть даже закрытом, методологию подхода нашего правительства   
к решению таких вопросов и сегодня, и завтра, и послезавтра. Учитывая           
сменившуюся структуру и идеологию формирования правительства, наверное, и       
премьеру надо посмотреть на этот вопрос более предметно и                       
проинвентаризировать наши внешние долги и долги нам, сделать всё-таки реестр    
собственности, запросить у Счётной палаты информацию. Там дело поручили         
сначала одному аудитору, потом разбили на троих, а потом так и не свели         
результаты воедино и не дали нам предметного отчёта по этому вопросу,           
несмотря на то что более ста депутатов подписали требование                     
проинвентаризировать всё-таки эти вопросы.                                      
                                                                                
Этот законопроект сегодня надо поддержать, но с учётом моих предложений стоит   
посмотреть наши повестки дня на осеннюю сессию и рассмотреть более глубоко      
эти темы. С моей точки зрения, они являются очень важным инструментом           
международной политики и экономики.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От "Справедливой России" - Багдасаров Семён Аркадьевич.                         
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".                                
                                                                                
Я абсолютно согласен с тем предложением, которое вносит сегодня правительство   
по поводу схемы урегулирования сирийского долга. Дело в том, что надо чётко     
понимать - это, как говорится, известный факт, - что этот долг образовался в    
результате поставок нашей военной техники. И если мы раньше были некими         
монополистами на сирийском рынке, то сейчас у нас появился очень серьёзный      
конкурент - это Иран, который увеличивает свои поставки техники сирийцам, по    
достаточно гибким схемам выдавая кредиты. Да, зачастую эта техника - не что     
иное, как наша же, только несколько изменённая и произведённая иранцами. Мы     
должны сохранить влияние в этой стране. Абсолютных союзников на Ближнем         
Востоке не бывает, Владимир Вольфович, я надеюсь, вы это знаете. Сирийцы -      
это очень тяжёлый в переговорном плане народ. И не надо недооценивать на        
сегодняшний день влияние Сирии. Кажется, что вот они потерпели поражение там    
на Голанских высотах и так далее... Нет, Сирия сегодня при поддержке Ирана      
усиливает своё влияние в регионе. Это и ливанские события, в ходе которых       
движение Хесболла нанесло, по сути, поражение Израилю. Ни для кого не секрет,   
что штаб ведения боевых действий во время этого конфликта находился в Дамаске   
и эти боевые действия планировались специалистами Ирана и Сирии. В Сирии        
находится политическое руководство движения ХАМАС. Если мы сегодня будем        
жёстко требовать от них: или заплатите, или мы вами будем недовольны, мы        
потеряем мало-мальское влияние в этой стране. А на какую арабскую страну мы     
сейчас ещё влияем? Да ни на какую.                                              
                                                                                
Не говоря уже о том, что Сирия оказалась сейчас в тяжёлом положении из-за       
своего сотрудничества с Ираном и событий в Ливане, ей, по сути, политический    
бойкот объявили Саудовская Аравия и Египет. Этот фактор нельзя недооценивать.   
Закон, проект которого сегодня рассматривается, нужен. С нами не будут          
никаких дел иметь, если мы станем жёстко требовать многомиллиардные долги с     
Сирии.                                                                          
                                                                                
Что касается Афганистана, тут несколько раз его упоминали... Я думаю, эти       
люди вообще не имеют понятия об Афганистане.                                    
                                                                                
Владимир Вольфович, действительно, в Афганистане есть вся таблица Менделеева,   
но там с 1975-го, а не с 1979 года идёт гражданская война, и горные условия     
этой страны, горный рельеф не позволяют разрабатывать эти полезные              
ископаемые. Единственное, что там есть, - это крупное месторождение газа на     
севере, в районе Кундуза. Надо детально изучать страну, а не просто её          
географию.                                                                      
                                                                                
Надо поддержать этот законопроект, принять решение.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Косачёв Константин Иосифович, пожалуйста.                 
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным      
делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы сегодня рассматриваем       
действительно очень важный вопрос, который находится на стыке финансовой        
политики и политики внешней. И прежде чем перейти к сути моей позиции, я        
хотел бы напомнить, что мы имеем дело с достаточно большим количеством          
похожих ситуаций, когда в советское время наша страна предоставляла так         
называемые кредиты либо поставляла соответствующие товары, прежде всего         
военную технику, большей частью странам, с которыми Советский Союз связывали    
идеологические отношения. Это была поставка соответствующей техники нашим       
идеологическим союзникам, и тогда, насколько я могу судить по многочисленным    
фактам историографии, ни та ни другая сторона, в общем-то, и не предполагали,   
что подобного рода поставки когда-то будут оплачиваться. Формально это          
выглядело как предоставление кредитов, но по сути это было формой               
безвозмездной помощи за идеологическую лояльность. Мы должны об этом сейчас     
говорить открыто. Когда исчез Советский Союз, когда возникла суверенная         
Россия, многие наши партнёры - я сейчас не говорю о том, правы они или не       
правы, - совершенно искренне посчитали, что с исчезновением Советского Союза    
как идеологического союзника они не имеют перед новой Россией никаких           
обязательств. К сожалению, тогда, в советское время, многие наши                
договорённости подобного рода не оформлялись достаточно чётко с юридической     
точки зрения, чтобы Россия могла продолжать требовать соответствующие           
средства в качестве возмещения задолженности. Это первое и, на мой взгляд,      
главное обстоятельство. Нравится нам это или не нравится, но мы должны это      
принимать во внимание.                                                          
                                                                                
Второе. Сегодня мы говорим не о списании задолженности, - обратите внимание     
на название тех соглашений, которые мы ратифицируем, - мы говорим об            
урегулировании задолженности. И речь действительно идёт о том, чтобы в этой     
ситуации безнадёжного долга извлечь из сирийского бюджета хотя бы те            
средства, которые возможно сейчас извлечь. Соответствующие переговоры были      
крайне сложными. И договорённость о схеме урегулирования нынешней               
задолженности, хотя соглашение подписано между правительствами, была            
достигнута на высшем уровне в 2005 году по итогам переговоров между             
президентами Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики. И то, что    
мы вышли, в общем-то, из ситуации, когда мы могли бы получить ноль, и теперь    
реально можем получать в российский бюджет суммы, которые измеряются сотнями    
миллионов в ежегодном исчислении и миллиардами долларов в конечном              
исчислении, мне представляется на самом деле позитивным результатом усилий      
наших переговорщиков, переговорной команды Правительства Российской             
Федерации. Это второе обстоятельство.                                           
                                                                                
Ну и наконец, третий элемент - это политическая составляющая. Да,               
действительно Сирия для России не самый лёгкий партнёр, но, я уверен, один из   
самых близких и самых перспективных партнёров на Ближнем Востоке. Через         
урегулирование задолженности мы создаём принципиально иные условия для того,    
чтобы развивать наши торгово-экономические отношения, и сейчас мы будем иметь   
возможность предоставлять новые кредиты, но уже, что называется, не на          
идеологической, а на здоровой финансово-экономической основе. И самое           
главное, мы укрепляем наши политические отношения с Сирийской Арабской          
Республикой как партнёром России в урегулировании крайне сложной и крайне       
важной, в том числе с точки зрения внешнеполитических интересов России,         
ближневосточной проблемы.                                                       
                                                                                
Комитет по международным делам, рассматривая данный пакет документов,           
принимал во внимание как финансовые, так, безусловно, и политические            
обстоятельства данного вопроса. Именно поэтому мы и высказываемся в пользу      
ратификации данного соглашения.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы обсудили данный вопрос. Я выношу его на "час              
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1971 по 1990 из 5268
Пункт 5. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации      
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Сирийской Арабской Республики об урегулировании задолженности Сирийской         
Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным        
бывшим СССР кредитам...". Кто за? Прошу голосовать.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1%                                     
Проголосовало против           40 чел.8,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Спасибо.