Заседание № 58
О проекте федерального закона № 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Рассматривается 9-й вопрос повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Пожалуйста, Константин Григорьевич Слыщенко. СЛЫЩЕНКО К. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В законопроекте предусматривается ряд изменений и уточнений порядка предоставления так называемого "дальневосточного гектара". Проект закона прошёл все экспертизы, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступить от фракций по мотивам есть желающие? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", 9-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 41 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
37-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Константин Григорьевич Слыщенко, пожалуйста. СЛЫЩЕНКО К. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 14 июля. На данный момент в комитет поступило десять поправок. Наиболее острая дискуссия была о сохранении территорий охотничьих угодий, кстати, общественные организации тоже очень активно принимали в ней участие. Как вы помните, особенно кто присутствовал на заседании комитета, озабоченность высказывали только в связи с тем, что жители Российской Федерации будут на охотничьих угодьях, скажем так, занимать дальневосточные гектары без всякого контроля. В представленной ко второму чтению редакции законопроекта охотникам даётся право самостоятельно определять территории охотугодий, в границах которых нельзя предоставлять земельные участки, то есть законопроект предусматривает, что юридические и физические лица, занимающиеся охотничьими хозяйствами, будут по согласованию с региональными органами власти определять, на каких территориях не нужно давать участки. Я считаю, данная норма была самая спорная, но ко второму чтению этот вопрос урегулирован. Ещё раз повторяю, к законопроекту поступило десять поправок, они включены в таблицу № 1. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 30 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 53 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. СЛЫЩЕНКО К. Г. Уважаемый Иван Иванович, законопроект полностью готов к принятию в третьем чтении. Прошу его включить в повестку дня на завтра, 20 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 56
О проекте федерального закона № 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
47-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Доклад официального представителя правительства заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Павла Михайловича Волкова. Пожалуйста, Павел Михайлович. ВОЛКОВ П. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представлены изменения в закон о дальневосточном гектаре. Правоприменительная практика показала необходимость совершенствования закона и внесения корректировок в отдельные его положения. Это уже второй пакет поправок - первый был принят в декабре прошлого года, когда закон только начал действовать и применялся в отношении граждан, проживающих на территории Дальнего Востока. В настоящее время, когда возможность оформить такой гектар получили все жители России, количество заявок кратно увеличилось и приближается к 100 тысячам. Было предоставлено, оформлено порядка 24 тысяч гектаров, самыми популярными регионами стали Приморье, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область. Вместе с тем разница между количеством поданных заявок и количеством предоставленных гектаров совершенно очевидна. Причинами такой разницы являются не только бюрократические проволочки, но и несовершенство картографической информации, застарелые подходы к регулированию вопросов вовлечения земель в гражданский оборот. Большая часть рассматриваемых сейчас поправок направлена на решение именно этих проблем. Во-первых, мы предлагаем расширить территорию предоставления дальневосточного гектара. Несмотря на то что Дальний Восток - это больше трети территории нашей страны, оказалось, что для реализации закона на самом деле места мало. Так, более 75 процентов земель находится в так называемых зонах "нельзя", в отдельных регионах эти зоны достигают 88 процентов территории. Де-факто мы столкнулись с тем, что гражданам не из чего выбирать дальневосточные гектары. Большую часть территорий, исключённых из поля действия закона, занимают охотугодья. Только в Приморье более 8 тысяч заявок, которые попадают на территории охотугодий, - это 8 тысяч не предоставленных нашим гражданам дальневосточных гектаров. Среди авторов заявок немало граждан, которые хотят переехать на Дальний Восток из других регионов России, а вы сами знаете, как для нас важно увеличение численности населения на Дальнем Востоке. В связи с этим в законопроекте предлагается частично снять запрет на предоставление земельных участков в охотничьих угодьях. Хочу подчеркнуть, что мы ни в коем случае не умаляем права владельцев охотугодий, мы создаём условия, которые позволят сбалансировать интересы граждан и интересы, так сказать, охотпользователей. Также мы предлагаем расширить возможности предоставления земельных участков на некоторых землях, занятых защитными лесами, и это решение тщательно проработано - были определены места, где можно предоставлять земельные участки. Отмечу, что при предоставлении такого гектара полностью сохраняются требования Лесного кодекса. Речь идёт о возможности использовать такие земли для сенокошения, выпаса скота, пчеловодства и в других подобных целях. Зачастую такие участки находятся рядом с населёнными пунктами и фактически используются проживающим населением, поэтому мы должны предоставить гражданам возможность легально пользоваться такими участками. Хочу вас заверить, что решения, предлагаемые в законопроекте, не несут никаких рисков, связанных с экологией таких мест. Ещё одно предложение по расширению границ территории предоставления дальневосточного гектара связано с поправками в части недропользования. Предлагается снять ряд запретов на использование земли над участками недр. Второй блок поправок направлен на сокращение количества отказов гражданам в предоставлении земельных участков. В рассматриваемом сегодня законопроекте главный принцип - клиентоориентированность. Все положения законопроекта направлены на то, чтобы не отказать гражданину в получении дальневосточного гектара. Мы делаем так, чтобы не человек бегал к чиновнику, а чиновник должен был предлагать гражданину различные варианты. Мы не можем себе позволить потерять ни одного человека, который хочет переехать на Дальний Восток. В этих целях поправки в закон связаны с корректировкой границ предоставляемого земельного участка в случаях, когда он попадает на уже сформированный земельный участок и в иных подобных случаях. Гражданину будут предлагаться различные варианты и корректировки, и если ему ни один не подойдёт, то он будет вправе отказаться и оставить за собой право получить дальневосточный гектар заново. Третий блок поправок направлен на обеспечение прав граждан на проход к своим земельным участкам. Обеспечение прохода и проезда необходимо не только в интересах отдельных граждан, которым предоставлены участки, но и в публичных интересах, например в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для проезда скорой помощи, пожарных, полиции и других оперативных служб. Важно отметить, что законопроектом предусмотрен механизм компенсации для граждан, которым предоставлен участок, обременённый сервитутом. Если гражданин посчитает, что сервитут ущемляет его права и не даёт возможности использовать обременённый сервитутом участок, то он вправе от него отказаться и сохранить за собой право взять новый дальневосточный гектар. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что в законопроекте также содержатся положения, исключающие впредь возникновение таких ситуаций. Четвёртый блок - это поправки, направленные на совершенствование отдельных отношений, возникающих при реализации права на дальневосточный гектар. Так, законопроектом предусматривается возможность направления гражданами заявлений о предоставлении земельных участков через МФЦ, сюда же относится норма о представлении информации в федеральную информационную систему. Мы также вводим нормы, позволяющие законами субъектов Российской Федерации устанавливать, регулировать тарифы и ставки на выполнение работ по установлению на местности границ земельных участков. Это большая проблема, сейчас такие работы в отдельных регионах ведутся, ставки по ним составляют до 120 тысяч рублей за вынос участка, установление границ участка на местности. В завершение своего доклада хочу поблагодарить вас за последовательную поддержку инициатив, направленных на опережающее развитие Дальнего Востока, и ещё раз отметить крайнюю важность данного законопроекта для развития Дальнего Востока. Прошу вас принять законопроект в первом чтении. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по природным ресурсам Константина Григорьевича Слыщенко. Пожалуйста, Константин Григорьевич. СЛЫЩЕНКО К. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Павел Михайлович уже всё рассказал, поэтому для экономии времени про законопроект не буду говорить, а расскажу только о том, какие замечания есть у комитета, которые ко второму чтению надо учесть. Первое. Необходимо обратить внимание на положение, допускающее возможность предоставления земельного участка в охотугодьях. Докладчик сказал, что не будут нарушены права тех, кто арендует либо на основании каких-то других вещных прав занимает охотугодья. Комитет считает, что необходимо сделать так, чтобы и природа, экология не пострадала, и в то же время не было таких случаев, как в Камчатском крае: вот я буквально сегодня утром созванивался - семнадцати заявителям было отказано в получении дальневосточного гектара, потому что заявки были оформлены на участки в охотугодьях. Это неправильно! Только в Камчатском крае за последнее время около ста человек не смогли получить из-за этого дальневосточный гектар. Вот те изменения в федеральные законы, которые мы сегодня, уверен, примем в первом чтении, как раз позволят дальневосточникам и всем жителям Российской Федерации получить дальневосточный гектар. Следующий вопрос связан с так называемым лесовосстановлением, когда человек, который по тем или иным причинам отказался от аренды либо с которым расторгли взаимоотношения, обязан произвести лесовосстановление - восстановить лес, по тем или иным причинам уничтоженный, вырубленный в период, когда он арендовал этот земельный участок, пользовался им. Действие норм статьи 62 Лесного кодекса распространяется только на тех, кто занимается лесозаготовкой, поэтому мы считаем, что данное положение тоже нужно урегулировать - есть некое несоответствие. Ну и последнее. Предлагается дополнить федеральный закон № 119-ФЗ положением, которое предусматривает обременение публичным сервитутом. Здесь тоже, я считаю, ко второму чтению необходимо внести коррективы и немножко подправить. Во-первых, предлагается устанавливать публичный сервитут только в случае, когда более двадцати смежных участков, - комитет считает, что так не должно быть, всё должно начинаться, скажем так, с нуля. Во-вторых, вполне возможно, нужно подумать по поводу того, чтобы, если всё-таки в отношении того или иного участка будет введён публичный сервитут, была какая-нибудь плата. Но опять же, я хочу сказать, это будет учтено при подготовке ко второму чтению, и, вполне возможно, правительство в чём-то пойдёт навстречу. А в целом законопроект в высокой степени готовности, прошу, коллеги, поддержать принятие его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Павел Михайлович, вопросы вам. Закон о дальневосточном гектаре был принят достаточно давно - скажите, пожалуйста, почему изначально не были учтены пробелы, которые открылись в ходе его реализации? И почему только после того, как во время прямой линии с президентом этот вопрос был поднят, появился законопроект - до этого не было известно, что реализовать этот закон невозможно в связи с тем, что ряд обстоятельств не даёт это сделать? ВОЛКОВ П. М. Ярослав Евгеньевич, спасибо за вопросы. Отвечу очень кратко: программа дальневосточного гектара новаторская, и в процессе реализации она как раз показала свои минусы, то, что необходимо срочно докручивать, совершенствовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Михайлович, в продолжение вопроса коллеги: сейчас на территориях - а их уже много, - где земельные наделы десятками нарезаны вплотную друг к другу, никто из собственников гектара не согласится, чтобы под общие нужды, под коммуникации и инфраструктуру землю урезали или отнимали именно у него, а не у соседа, и другой участок, взамен, ему не нужен: он уже облюбовал своё нынешнее место и является его законным хозяином - как выходить из такой ситуации? ВОЛКОВ П. М. Игорь Андреевич, спасибо за вопрос. На это как раз призван ответить наш законопроект: в данном случае сохраняется право на получение нового участка, на соразмерное возмещение в натуральной форме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. СЛЫЩЕНКО К. Г. Хочу дополнить ответ Павла Михайловича. Вот на примере Камчатки могу сказать, что согласие будет дано, потому что есть участки, которыми пользоваться невозможно, и особенно если те, кто получил эти участки, - жители других регионов, которые по карте, скажем так, точечно что-то выбирали, а когда приехали на место, столкнулись не совсем с тем, что себе представляли. Так что, я думаю, с этим проблем не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Абрамов Иван Николаевич. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Павел Михайлович, мы уже год раздаём по одному гектару, уже порядка 25 тысяч граждан получили по гектару. Понятно, что, может быть, ещё не воспользовались, но всё-таки, по вашему мнению, какова эффективность использования вот этих полученных гектаров и как это повлияло, самое главное, на миграционную политику: вы анализировали, у вас есть такие цифры? ВОЛКОВ П. М. Иван Николаевич, спасибо за вопрос. Мы надеемся, что эффект положительный, оценка, безусловно, положительная. Пока рано подводить какие-то глобальные итоги, но количество заявок и то, что к нам обращаются жители других регионов и переезжают, уже говорит о многом, об эффективности программы дальневосточного гектара. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Вопрос такой: вы сказали, что предполагается расширить территорию предоставления дальневосточного гектара, значит, граница подвинется к западным регионам, так вот насколько предполагается передвинуть границу, можно ли обозначить, какое передвижение, до каких регионов дойдет, может быть, до Урала? ВОЛКОВ П. М. Олег Анатольевич, большое спасибо за вопрос. Я говорил, наверное, недостаточно понятно: предполагается, что в пределах девяти регионов будут расширены возможности для предоставления дальневосточного гектара в так называемых зонах "нельзя". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н. Павел Михайлович, вот вы предлагаете расширить территории, на которых допускается предоставление земельных участков, снять ряд ограничений, предоставлять участки в охотугодьях. При этом к нам, депутатам, поступает очень много обращений от представителей коренных малочисленных народов, которые озабочены тем, что эти участки предоставляются на землях их традиционного природопользования. Есть ли факты того, что участки предоставлялись на этих землях, и как нам оградить коренные малочисленные народы от посягательств на их земли, на земли, где они ведут традиционное природопользование? ВОЛКОВ П. М. Сергей Николаевич, эта ситуация у нас на контроле находится, но в данном случае решения уже принимают регионы, это их уровень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пашин Виталий Львович, пожалуйста. ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Михайлович, предлагаемые изменения дают возможность предоставления земельных участков в границах защитных лесов отдельных категорий, а также на территории охотничьих угодий, дачных участков. Получается так, что в погоне за доступностью земельных участков может быть причинён вред окружающей среде. В связи с этим вопрос: для чего именно это было сделано и будет ли предусмотрен дополнительный государственный экологический надзор при выделении таких участков? ВОЛКОВ П. М. Виталий Львович, спасибо за ваш вопрос. Я уже сказал о том, что у нас на Дальнем Востоке слишком много таких территорий и они... В данном случае нами был тщательно проработан вопрос, в каких местах можно предоставлять участки. Ещё раз повторю, что никакие места, существенные, скажем так, в отношении недропользования, места, где находятся защитные леса... я имею в виду, что не будет никакого вреда от использования, не соответствующего экологии таких мест. Всё проработано на уровне правительства, проработано соответствующими федеральными органами исполнительной власти и экспертами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Михайлович, коллега Слыщенко Константин Григорьевич затронул вопрос лесовосстановления. На самом деле хотелось бы, чтобы вы уточнили, кем будет осуществляться контроль за лесовосстановлением в случае расторжения либо прекращения договора. И такой момент: предусмотрен ли порядок возмещения гражданами расходов, если государство будет эту операцию выполнять, с тем чтобы потом компенсировать бюджетные расходы? ВОЛКОВ П. М. Дмитрий Викторович, спасибо за вопросы. У нас всё в соответствии с лесным законодательством, Рослесхозом будет осуществляться земельный контроль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Павел Михайлович, мне кажется, следующая проблема может возникнуть в отношении классификации земель дальневосточного гектара. Ну, один гектар - это 100 на 100 метров. Практически человек, даже если придёт, посмотрит и определится, кроме дома, ну, небольшого приусадебного участка, ничего не сделает. У него невольно возникнет вопрос: а как бы ещё добавить земли? Я имею в виду - если он будет заниматься сельскохозяйственным производством. Необходимо, наверное, вводить понятие классификации земель в Дальневосточном регионе, чтобы уже сегодня на территориях чётко определяли: это земли, допустим, просто для проживания, это земли, на которых будут заниматься сельскохозяйственным производством, это для малого бизнеса... Представьте на минутку, что где-то, в каком-то поселении, человек займётся свиноводством - порядка ста пятидесяти свиней на улице! Вы же представляете, что это может быть?! Поэтому понятие классификации земель надо вводить, и я об этом говорил, выступая на дальневосточном форуме. ВОЛКОВ П. М. Спасибо за предложение, Николай Михайлович. Я думаю, что мы можем вернуться к этому вопросу в рамках второго этапа реализации закона о дальневосточном гектаре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите результаты. Зубарев Виктор Владиславович, пожалуйста. ЗУБАРЕВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Павел Михайлович! Я представляю Красноярский край, который граничит с рядом территорий Дальнего Востока, и мы поддерживаем развитие. Вопросы, которые вы затрагиваете, те модельные вопросы, которые мы ранее рассматривали, касаются в том числе ряда территорий Красноярского края - территорий опережающего развития, ТОСЭР. А нет ли сейчас ко второму чтению желания?.. Мне хотелось бы включиться в работу, с тем чтобы, как вы сказали, расширить действие закона на приграничные территории, потому что мы здесь чувствуем некоторые ограничения. Ряд территорий Таймыра, Эвенкии - вот эти наши северные районы, которые граничат с дальневосточным округом, могли бы участвовать в работе по этому закону. Я хотел обратить на это ваше внимание и уже в рабочем порядке предложить проработать вариант пограничных территорий не только Дальнего Востока, но и сибирского округа, в частности непосредственно Красноярского края. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Абрамов Иван Николаевич, пожалуйста. АБРАМОВ И. Н. Уважаемые коллеги, конечно, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Знаете, вы хоть и сказали сегодня, что подводить итоги ещё рано, но на самом деле какого-то всплеска, демографического подъёма на Дальнем Востоке, к сожалению, пока нет. Вспомните: 156 лет назад отменили крепостное право - ну, по учебникам истории мы это учили, - что же тогда предлагалось людям, которые поедут жить и работать на Дальний Восток? А предлагали каждой семье 100 десятин - это уже 109 гектаров на человека, освобождали от подушной подати (подушная подать - это наш НДФЛ, можно с ним сравнить), практически полностью отменялась рекрутская повинность и уже тогда был режим беспошлинной торговли, порто-франко, - то есть все эти меры 156 лет назад, при царе Александре II, уже действовали. К сожалению, сегодня мы эти меры имеем, так скажем, в гораздо меньшем эквиваленте. Дальше. Вспомним начало XX века: когда принималось решение о строительстве железной дороги, вся царская Дума была против и все министры были против, тогда Николай II принял волевое решение и дал деньги - в то время это были огромные деньги, и впоследствии благодаря этому решению Дальний Восток остался российским. Что же мы имеем сегодня? Сегодня мы имеем вот этот закон, который, по моему мнению, ещё абсолютно никаких результатов не дал. Давайте сравним: 2 миллиона граждан покинули Дальний Восток, сегодня там выделили 25 тысяч участков, 70 процентов которых выделено местному населению, поэтому всего лишь 7 тысяч участков получили те граждане, которые находятся за пределами Дальнего Востока, и ещё не факт, что они поедут туда жить и работать. Мы очень тесно работаем с Министерством по развитию Дальнего Востока, и я вижу, что там довольно креативная команда, но я вижу и... Я от фракции, добавьте время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. АБРАМОВ И. Н. ... я вижу, что другие министерства, ну, практически саботируют решение президента об ускоренном развитии Дальнего Востока, а мы все знаем, что сегодня в государственных программах выделены разделы, связанные с ускоренным развитием Дальнего Востока. Совсем недавно я участвовал в заседании, на котором выделялись такие разделы по линии Министерства труда и социальной защиты, на связи были все регионы, все высказывали свои замечания по поводу того, что они хотели бы видеть в этой программе, на что руководитель департамента, который представлял профильное министерство, им говорил: "Да вы просто работать не умеете!" - и, собственно, отказывался что-либо слушать. Я, конечно, ему предложил поучаствовать - переехать на Дальний Восток и показать, как нужно работать, но он почему-то не согласился. Мы сегодня стоим на пороге четвёртой промышленной революции, когда во всём мире уже идёт борьба за человеческий капитал, за потенциал, за мозги, и мы понимаем, что за последние двадцать лет с Дальнего Востока, наверное, не самые худшие люди уехали в поисках лучшей жизни, потому что они имели определённую возможность для этого. Хотя вы и принимаете меры, создавая разного рода структуры... Но вот буквально в конце мая прошла III Всероссийская конференция "Демографическое развитие Дальнего Востока", и я вам скажу, коллеги, что из более чем двух десятков наших дальневосточных депутатов участвовали мы вдвоем с коллегой из Хабаровска, из восемнадцати сенаторов ни одного не было. А почему? Да потому, что даже прилететь на Дальний Восток, провести восемь часов в самолёте, чтобы долететь туда, а потом лететь обратно, не каждый чиновник захочет. Я на той конференции - вас, к сожалению, не было - вашим коллегам рекомендовал, говорил, что Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, которое сегодня развивает Дальний Восток, находясь в лучшем офисе Москвы, в "Москва-Сити", оттуда, с высоты, пытается что-то там разглядеть, пора бы уже перевести на Дальний Восток, в Хабаровск, во Владивосток, как и другие структуры. (Аплодисменты.) Теперь о тех действующих нормах, которые мы приняли в этом зале. Наверное, все здесь сидящие уверены, что каждый дальневосточник, если он принадлежит к определённой категории - граждане до 23 лет либо мужчины старше 60 лет и женщины старше 50 лет, - может приобрести льготный билет. Я вам скажу: не может. При том, что нас уверяют и Счётная палата указывает, что часть средств не израсходована по итогам девяти месяцев, по прошлому году даже 5 процентов этих средств осталось, на 1 июня "Аэрофлот" даёт ответ, что льготных билетов нет, а соответственно, летом улететь куда-то на отдых представители этих категорий по льготной цене не могут. То есть даже те меры, которые приняты, сегодня, к сожалению, не реализуются, и мы должны все вместе, наверное, как-то серьёзнее подойти к решению этого вопроса. Фракция ЛДПР уже не первый год говорит о том, что без каких-то финансовых вливаний (а предоставление дальневосточного гектара - это всё-таки решение вопроса без денег) ничего не выйдет. Поэтому давайте всё-таки наберёмся мужества и выделим средства либо как-то компенсируем недополученные средства для развития этой территории. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. Я от фракции. Уважаемый зал, уважаемый президиум! Я думаю, что дальневосточный гектар заставил нас на самом деле подумать о Дальнем Востоке, и это только маленький шаг в сторону того, о чём говорил президент Владимир Владимирович в своём послании, а он говорил о том, что приоритет на XXI век - это развитие Дальнего Востока. Да, в 1861 году было отменено крепостное право, да, царское правительство нашло силы и возможности для того, чтобы мотивировать население, не случайно мои предки и предки многих сидящих в этом зале уехали за Урал. А в начале 90-х годов, помню, один из правительственных чиновников здесь в коридоре говорил: "Да бросьте вы про это Зауралье, про Дальний Восток, там всего 17 миллионов избирателей!" Это было в начале 90-х годов, не буду называть его фамилию, он сегодня занимает высокий пост. Дорогие друзья, земля - это тот фундамент, на котором можно строить жизнь, производство и многое другое. Наш комитет и в том созыве, и в этом созыве провёл около десятка выездных "круглых столов" в Якутии, в Хабаровском крае, в Забайкалье, в Чите, в Приморском крае, во Владивостоке, на Камчатке, на Сахалине совсем недавно. Здесь мои коллеги говорили, мол, как бы в суете не забыть о коренных малочисленных народах - подчёркиваю, коренных! - на них, по сути дела, вся эта окраина и держится. И мы помним, как в недалёком прошлом лётчиков, самолёт которых потерпел аварию, подбирали оленеводы, пастухи. Наша фракция, безусловно, поддержит этот законопроект. Я не случайно в прошлом году на экономическом форуме во Владивостоке выступал и говорил, что нам необходимо изначально определиться и классифицировать землю. Для чего? Вот представьте на минутку: четыреста пятьдесят депутатов призвали перенести центральные органы власти на Дальний Восток. Конечно, это шутка, но я думаю, что придёт время, и надо будет перенести туда центральные партийные офисы не только четырёх парламентских партий, но и тех, которые стоят в очереди на регистрацию в Центризбирком, этих партий под семьдесят. Поэтому, что касается дальневосточного гектара, надо вначале классифицировать земли. Да, было упущение в начале 90-х годов, когда землю не только на Дальнем Востоке растащили кто во что горазд - я уже не говорю про Подмосковье, - а потом перепродавали, переводили и так далее. Надо, может быть, нам... Я от фракции выступаю, просил поставить время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. Павел Михайлович, может быть, необходимо сегодня здесь у нас на законодательном уровне поднять вопрос: на каких условиях, для чего, какая была целесообразность отдавать под охотугодья громадные территории? И не случайно нам в комитет письма приходят про этот гектар: там то кладбище, то скотомогильник, то овраги, то неудобица. Они смотрят по карте, а на самом деле прошли годы, всё изменилось, и получается, что этот гектар обычный человек и взять не может! Я уже не говорю о финансово-кредитной политике. На высоких этажах власти ведутся разговоры: вот инвестор придёт, инвестор разовьёт... Я глубоко убеждён, и выступавшие коллеги говорили: главный инвестор - это государство. Нужна соответствующая финансово-кредитная политика, только тогда мы двинемся широким шагом в своём развитии. Ну а для этого необходимо, конечно, определить, что развивать на Дальнем Востоке. Я не знаю, всем ли депутатам раздали или только по комитетам материалы о том, что сегодня строится, что начали строить на Дальнем Востоке. Павел Михайлович, всем эти справочники раздали сегодня? Хорошие, большие, там практически всё. Я думаю, надо всем депутатам их раздать, чтобы все видели, какое большое строительство там начинается. Не случайно Восточный экономический форум, третий по счёту, будет проходить 6-7 сентября во Владивостоке. Дорогие друзья, я думаю, что этот закон необходимо принимать. Я не знаю, что существенного можно ко второму чтению внести, но, мне кажется, назревает вопрос о принятии кодекса развития Дальнего Востока, в котором был бы весь свод законов по этому направлению. Министерство это молодое, там собрались молодые люди, кстати говоря, они энергично работают - что-то получается, что-то не получается, но это во многом зависит и от того, как работают на местах, зависит от губернаторов, от депутатского корпуса, зависит от многого другого. И всё-таки, Павел Михайлович, ещё раз хотелось бы сказать: ревизию охотничьих угодий в дальневосточных регионах провести необходимо - я уверен, мы там столкнёмся... Ну наверное, неглупые люди были в советское время: по всей территории, в разных географических, часовых поясах определили государственные заказники - определили! А когда земля пошла самотёком, там стали сами определять, сколько хотят, стали сафари устраивать, рыбалку, охоту... Я понимаю, надо устраивать, но не на таком же количестве земли! Обоснованно ли это, оправданно ли? Наша фракция за этот законопроект проголосует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Михайлович, меня немного насторожил ваш ответ на вопрос о коренных малочисленных народах. Вы сказали, что регионы будут решать, - получается, мы на федеральном уровне принимаем закон, определяем правила игры, а потом говорим: а вы там как хотите, так и распределяйте эти земли? Давайте по крайней мере при подготовке ко второму чтению посмотрим, подумаем над тем, чтобы территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов не подпали под выдачу, - их надо оградить. Если мы передадим это право субъектам, регионам, то потом получим большое количество жалоб. Да мы уже получаем обращения от этих граждан, мы знаем об опасениях этих народов. Давайте подумаем над тем, чтобы при подготовке ко второму чтению проекта федерального закона внести эту норму, давайте не будем просто отдавать на откуп этот вопрос субъектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич от фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, Александр Дмитриевич! Я так думаю, это одна из самых привлекательных тем сегодняшней повестки дня, потому что она действительно очень важна для нашей страны: самая большая территория, самая большая в мире страна, а народ - у кого шесть, у кого десять соток. О гектаре не мечтают в Центральной России, если хочешь гектар - давай на Дальний Восток. Для справки могу сказать, что ещё за год до принятия закона о дальневосточном гектаре мною был внесён законопроект с таким громким названием - "О земле", где то же самое было написано, только касалось всей территории России. Справедливости ради нужно сказать, что и у коллег из фракции ЛДПР были такие же идеи и такие же законопроекты - предоставить возможность каждому гражданину на всей территории России построить своё счастье. Когда приняли закон, нам сказали: сейчас мы поэкспериментируем и будем двигаться дальше. И что мы видим? Шажки делаете, топчетесь на месте, уважаемые коллеги! Что бы я предложил? Нужно уже переходить к тому, чтобы не по гектару давать на Дальнем Востоке, - правильно тут коллеги говорили - нужно уже и 10 гектаров, и 100 гектаров, и 1000 гектаров кому-то давать, у кого есть возможности. Не всем подряд, конечно, нужно дифференцированно подходить к этому вопросу: тем, у кого, извините, есть заслуги перед страной. А сейчас уравниловка, и, конечно, не будет нужного результата, о чём я и хотел бы сказать. Вот первый шажок, очень важный, сделан: лес действительно нужно передавать гражданам. Мы ещё, к сожалению, не провели парламентские слушания по той теме, что опять горят сотни тысяч гектаров леса, - вот это нам не жалко фиксировать каждый год, а отдать гражданам лес, чтобы они зарабатывали на нём, обихаживали, ну хотя бы сохраняли его... Ведь если это будет его лес - но не гектар и не десять, а 100 гектаров и больше, - тогда он сможет прокормить себя, он сможет навести там порядок и будет чувствовать себя человеком. Давайте двигаться вот в этом направлении, во всяком случае, поправку я уже внёс. И есть в повестке дня законопроект, который распространяет действие этого закона на всю территорию России. Что касается берегов рек и озёр. Ну согласитесь, нет там дорожной, транспортной инфраструктуры, кроме рек, и не будет очень долго, поэтому, конечно, береговая линия должна осваиваться, там нужно предоставлять гектары. Во-первых, привлекательность их совсем другая, а во-вторых, по-другому туда не добраться. Давайте не бояться отдавать береговые земли, в Сибири во всяком случае. В европейской части - в Финляндии, в Швеции, во всей Скандинавии - именно береговую линию занимают, и люди чувствуют себя счастливыми: дом в пяти метрах от воды, баня и так далее. А мы здесь боимся, как бы что-то такое не нарушить, экологический баланс. Да там на 500 километров - тайга, какой баланс?! Давайте отдадим людям эти прекрасные земли! Конечно, без дорог не освоить этих огромных территорий. Вот есть предложение: найти возможность огромные бюджетные средства направить именно на строительство дорог. Всё можно сделать, но дорогу без соответствующего финансирования не построить никому, даже самому крупному инвестору, поэтому, коллеги, я предложил бы определить для этого какие-то отдельные целевые строчки в бюджете. Ну и вторая моя любимая тема, кроме земли, - это конфискация, вы знаете. Я предложил бы всё, что мы конфисковываем и будем конфисковывать в нарастающей, геометрической прогрессии, направлять в дорожный фонд, а из дорожного фонда выделять средства на освоение пространств Сибири и Дальнего Востока. Кстати, можно использовать и рабочие руки тех самых граждан, у которых конфисковали. Они не должны сидеть в "Матросской тишине" по два года, а потом отделываться лёгким испугом. Не надо там сидеть, надо с киркой и лопатой осваивать свои же деньги, чтобы потом было что вспомнить и чем гордиться в старости, чтобы можно было сказать: вот на мои деньги построена дорога, вот здесь я работал, здесь и останусь. Человек лет десять там поживёт, ему действительно понравится, ну и таким образом мы запустим обратный процесс. Вот когда-то, сто лет назад, как я уже говорил, Россию раскулачили, а теперь её нужно "закулачивать". Согласитесь, один гектар - это просто так, для жизни, это не для того, чтобы содержать свою семью и тем более приносить прибыль государству. Давайте смелее идти дальше - давайте поменяем название закона, чтобы это был не дальневосточный гектар, а уже дальневосточные гектары. А сколько и кому - вот здесь давайте разработаем отдельные поправки и продолжим это очень важное дело для сбережения всей нашей территории, для приумножения и сохранения наших богатств, прежде всего, конечно же, лесов. Я считаю, что один из способов остановить вот это безбожное, циничное и наглое уничтожение, которое мы видим сегодня, - это отдать землю людям. Если арендаторы не могут, не хотят сохранить свои богатства, вернее, богатства нашей страны, значит, нужно дать такую возможность гражданам, которые, я уверен, гораздо лучше справятся со всеми этими задачами, тем более что лесная отрасль нам ничего не приносит, кроме убытков. Терять нечего, и нет абсолютно никакого ущерба для бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что буквально за последние два года парламентом страны приняты системные, очень серьёзные, взвешенные правовые решения, которые стали надёжным фундаментом для развития Дальнего Востока. Здесь уже не раз отмечали, что, может быть, необходимо было сразу принимать решения, к которым мы сейчас подошли, например о предоставлении права гражданам на земельный гектар через услугу МФЦ. Наверное, нужно обратить внимание на другое: практика и опыт принятия современных и во многом новых решений, которые не были апробированы ни в России, ни вообще в мире, дают нам возможность подойти к новому формату реализации этих полномочий. Уважаемые коллеги, сегодня не только жители Дальнего Востока - каждый гражданин России имеет возможность через МФЦ реализовать своё право на получение земельного гектара. Говоря о развитии Дальнего Востока, нужно также сказать и о том, что полномочия, которые мы даём МФЦ по предоставлению земельного участка, для граждан означают удобство, простоту и скорость принятия решений. (Оживление в зале.) Я не знаю, что у нас народ рассматривает на потолке... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЯРОВАЯ И. А. Крыша течёт? Ну что я могу сказать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, дайте завершить. ЯРОВАЯ И. А. Для депутатов Государственной Думы, наверное, самое увлекательное занятие - поднять голову к потолку и увидеть, что течёт, но, на мой взгляд, сегодня гораздо важнее понять, какие полномочия мы с вами реализуем через принятие закона и какие дополнительные права даём нашим гражданам. А предоставляем мы очень серьёзное право - получить электронный документ со схемой размещения земельного участка по кадастровому учёту. Мы ведём приём граждан, которые обращаются к нам с насущными, животрепещущими проблемами, и для каждого, кто представляет Дальний Восток в парламенте страны, сегодня особенно важно отметить, что новая форма реализации права даёт гражданам возможность беспрепятственно, без бюрократических проволочек, без любых издержек реализовать своё намерение. Здесь был вопрос по перелётам на Большую землю, на материк. Вот я хотела бы сообщить уважаемому коллеге, который, видимо, не располагает информацией, что по поручению президента проведена работа с "Аэрофлотом" и введён "плоский" тариф на Дальний Восток - вообще не экономическая формула реализации перевозки с фиксированной стоимостью авиабилетов на весь эконом-класс. Все билеты действительно распроданы, потому что возросло желание граждан воспользоваться таким правом. Александр Дмитриевич, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна, если можно, давайте мы перерыв сделаем на десять минут.
Коллеги, в непростых погодных условиях, сложных, как говорит Александр Дмитриевич, давайте завершим рассмотрение вопроса. Ирина Анатольевна, вы хотите выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступления все завершены, Павел Михайлович с заключительным словом может выступить. Мы сейчас спросим. Пожалуйста, Гарри Владимирович, полномочный представитель президента? Нет замечаний по 47-му вопросу. Полномочный представитель правительства? Нет. Павел Михайлович, мы работаем в непростых погодных условиях, снаружи гремит и льёт, не выдерживают перекрытия, но вы в любом случае скажите что-нибудь. ВОЛКОВ П. М. Вячеслав Викторович, я хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы за обсуждение законопроекта. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам спасибо. Пожалуйста, Константин Григорьевич Слыщенко, заключительное слово. Нет. Хорошо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", вопрос 47 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 59 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.