Заседание № 66

11.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 188810-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1521 по 1565 из 7817
Коллеги, переходим к 11-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении   
изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и      
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля     
(надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки        
требований, установленных нормативными правовыми актами органов                 
исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования         
трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений". Доклад   
Алексея Валериановича Канаева.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Валерианович.                                               
                                                                                
КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект     
направлен на защиту целого ряда категорий работников. Он был принят во втором   
чтении 29 сентября, проведены все необходимые процедуры. Получено               
положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы.    
Законопроект готов к принятию в третьем чтении.                                 
                                                                                
Просим поддержать решение комитета.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет.       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных   
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и        
муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований,        
установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти       
СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных     
непосредственно связанных с ними отношений", 11-й вопрос повестки дня.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 55

12.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 188810-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3499 по 3727 из 10217
Уважаемые коллеги, переходим к 36-му вопросу, его рассмотрение у нас также      
назначено на фиксированное время, но это законопроект первого чтения. О         
проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального      
закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при     
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"    
в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными      
правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным       
вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с    
ними отношений". Доклад официального представителя Правительства Российской     
Федерации статс-секретаря - заместителя министра труда и социальной защиты      
Российской Федерации Андрея Николаевича Пудова.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Николаевич.                                                  
                                                                                
ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В       
соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и             
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля     
(надзора) и муниципального контроля" с 1 июля 2017 года вводится запрет на      
осуществление органами государственного надзора и муниципального контроля       
проверки требований, которые установлены нормативными правовыми актами          
органов исполнительной власти СССР и РСФСР.                                     
                                                                                
Между тем в результате проведённого Минтрудом анализа нормативно-правовой       
базы по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с      
ними отношений обнаружилось, что в настоящее время действует значительное       
число нормативных правовых актов органов исполнительной власти СССР и РСФСР,    
отмена или инкорпорация которых в российское законодательство в ближайшее       
время не планируются. Речь идёт о трёх группах актов, я их назову: первая -     
это Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и      
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и     
служащих, вторая - списки работ, производств, профессий, должностей,            
специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается страховая    
пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы, дающих право    
на эту пенсию, и третья группа актов - это акты об установлении районных        
коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок за стаж работы в         
районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в южных районах       
Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в других местностях с особыми       
климатическими или экологическими условиями, и иных гарантий и компенсаций за   
работу в указанных районах и местностях. Должен отметить, что указанные акты    
применяются в настоящее время и затрагивают значительное количество             
работников, включая тех, кто выходит на пенсию, а невозможность проверки        
может не позволить выявить нарушения и принять меры по их устранению. При       
этом по объективным причинам пересмотр их в настоящее время, как я уже          
сказал, невозможен. В связи с этим подготовлен названный проект федерального    
закона, в случае принятия которого будет возможность продолжать проведение      
проверок выполнения норм по указанным трём группам актов СССР и РСФСР.          
                                                                                
Законопроект поддержан Российской трёхсторонней комиссией по регулированию      
социально-трудовых отношений.                                                   
                                                                                
Прошу вас поддержать данный проект федерального закона.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад Алексея Валериановича Канаева.       
                                                                                
КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Андрей Николаевич подробно    
рассказал о сути законопроекта, не буду повторять. Отмечу, что комитет по       
экономической политике, промышленности и предпринимательству поддерживает       
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Мы считаем, что, исключая запрет на проведение проверок в отношении             
исполнения нормативных правовых актов РСФСР и СССР в части трудовых             
отношений, которые действуют и в настоящее время, мы сможем защитить права      
работников от возможных нарушений со стороны как работодателей, так и           
должностных лиц. Нормы, в отношении которых предполагается сохранить            
возможность проведения проверок, определены - это три блока, они названы. Они   
имеют, с одной стороны, достаточно узкое, специальное применение, а с другой    
стороны, крайне важны для соблюдения трудовых прав граждан, к примеру,          
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а это    
миллионы наших сограждан. Изменение, уточнение, даже простая инкорпорация       
данных норм в действующее российское законодательство могут быть весьма         
чувствительны, проводить это надо при широком обсуждении, крайне аккуратно, с   
разъяснениями, и предлагаемый в законопроекте пятилетний срок как раз           
позволяет провести эту работу в установленное время.                            
                                                                                
Что произойдёт за пять лет - об этом мы тоже говорили на заседании комитета.    
Ну, в части ЕТКС, тарифных справочников, идёт работа по утверждению             
профессиональных стандартов, которые имеют гораздо более широкое правовое       
применение и, по сути, снимут вопрос о ЕТКС. Что касается досрочной пенсии,     
развитие информационных систем позволит Пенсионному фонду фактически в режиме   
онлайн проводить все необходимые операции, и через несколько лет такие          
проверки просто-напросто не понадобятся.                                        
                                                                                
Исходя из того, что трудовое законодательство, особенно в части защиты прав     
граждан, должно быть устойчивым, стабильным, если не сказать консервативным,    
и учитывая, что позиция работника по отношению к работодателю является          
заведомо более слабой, для защиты прав граждан необходимо иметь возможность     
подключать к работе органы государственного контроля.                           
                                                                                
Комитет просит поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллеги, вопросы. Есть вопросы? Есть.         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бессараб Светлана Викторовна, пожалуйста.                                       
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета.                                         
                                                                                
На мой взгляд, странно, что Комитет по труду, социальной политике и делам       
ветеранов не рассматривал этот законопроект, который, конечно, нужный и         
важный. Безусловно, его нужно поддержать, только не согласна с утверждением,    
что ЕТКС и список профессий и производств с вредными или опасными условиями     
труда не понадобятся нам через пять лет.                                        
                                                                                
А вопрос у меня такой: делались ли какие-то изыскания, анализ по количеству     
судебных разбирательств, когда работники, которых назвали супервайзерами,       
мерчендайзерами, муверами и так далее, в судебном порядке вынуждены были        
доказывать своё право на досрочную пенсию?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КАНАЕВ А. В. Спасибо за вопрос, Светлана Викторовна. Насколько мне известно,    
комитет по экономической политике такие изыскания не проводил, такую            
статистику не запрашивал. Я говорил - и эта позиция правительства нами          
поддержана, - что в случае детальной проработки нормативной базы                
тарифно-квалификационные справочники действительно могут уйти в прошлое, хотя   
это не обязательно, и пятилетний временной лаг, который предполагает            
законопроект, как раз позволит эту работу в спокойном рабочем режиме провести   
совместно со всеми заинтересованными сторонами.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Савельев Дмитрий Иванович.                    
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Андрей Николаевич, в прошлом году в СМИ была изложена следующая позиция         
Министерства экономического развития: мы считаем, что четверть века -           
достаточное время для того, чтобы ведомства могли всё необходимое для           
контрольной работы в современных условиях, что было зафиксировано в тех         
актах, обновить, включить в современную нормативную базу; то, что не сделано,   
- это явно избыточные требования, требования, идущие от прошлой системы, от     
прошлого века. И вот часть этих требований мы сейчас продлеваем ещё на пять     
лет. Не кажется ли вам, что это повод предъявить претензии к соответствующим    
органам?                                                                        
                                                                                
И ещё. Тогда же было сказано о необходимости ввести систему проверочных         
листов, по которым контролёр смог бы проводить проверку, прозрачную для всех.   
Уточните, пожалуйста, на какой стадии разработки находится эта идея?            
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо, Дмитрий Иванович, за вопросы. Начнём с последнего. Что     
касается проверочных листов, то эта технология уже внедряется, то есть мы       
разработали как раз тот самый перечень вопросов, по которым идёт проверка,      
свели в него абсолютно все положения действующих нормативных правовых актов,    
которые регулируют те компетенции, которые должен в рамках своей компетенции,   
извините за повтор, осуществлять Роструд. Такие документы при выходе на         
проверку, а сейчас даже заранее, поскольку все проверки становятся плановыми,   
даются.                                                                         
                                                                                
Что касается первого вопроса, повторю, что это социально значимая, социально    
чувствительная тема - это касается пенсий. Вы знаете, сколько уже было          
подходов к вопросу о том, чтобы пересмотреть списки, допустим, если говорить    
о пенсионных списках, но ни один из этих подходов, начиная с 91-го года, к      
положительному результату не приводил. Мы полагаем, что инкорпорация, в         
частности, конкретно списков работ и профессий не должна осуществляться         
исходя из тех соображений, что в действующих положениях пенсионного             
законодательства уже прямо предусмотрен принцип сохранности прав. В             
соответствии с этой логикой эти списки должны остаться в неизменном виде, их    
нельзя будет инкорпорировать, а действующими законами их действие будет         
продлеваться во времени.                                                        
                                                                                
А по поводу проверок уже в выступлении Алексея Валериановича прозвучало.        
Добавлю, что мы их совершенствуем и сегодня ежеквартально Пенсионный фонд эту   
информацию обрабатывает и принимает в электронном виде, поэтому в ближайшем     
будущем они вообще не потребуются, всё это будет в онлайн-режиме.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Андрей Николаевич, всё-таки срок - уже задавали об этом вопрос - установлен     
до 2022 года. Успеют ли все граждане, имеющие право на различные льготы,        
например на досрочную пенсию, реализовать свои права в соответствии со          
старыми, скажем так, нормативными актами и не потребуется ли их продление?      
                                                                                
И второе, почему только три группы выделены? Есть ещё ряд групп нормативных     
актов, которые тоже связаны с трудовыми отношениями, а выделили только эти      
три.                                                                            
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Во-первых, о том, почему пятилетний срок. Это тоже компромиссное решение в      
рамках обсуждения на площадке российской трёхсторонней комиссии, и могу         
сказать, что мы планируем в течение этого срока по максимуму сделать. По        
поводу ЕТКС я уже ответил, мы всё-таки видим результаты работы по утверждению   
профстандартов, их уже сегодня более 1 тысячи 100 утверждено, то есть тема      
ЕТКС будет закрыта. По поводу проверок, касающихся пенсионных списков, я уже    
сказал. И что касается районных коэффициентов, то мы видим, каким образом       
можно организовать работу с точки зрения их проверок не в рамках компетенции    
Роструда.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Пожалуйста,         
полномочный представитель президента? Нет. Есть ли желание выступить с          
заключительным словом у официального представителя правительства? Андрей        
Николаевич? Нет желания. У содокладчика? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование вопрос 36 нашей повестки, проект федерального закона    
"О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав            
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении             
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части          
исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми    
актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам        
регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними        
отношений". Законопроект рассматривается в первом чтении.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят единогласно.