Заседание № 242

09.10.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 188746-7 "О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня обстоятельств, отягчающих наказание).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3881 по 4179 из 4457
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 63        
Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Иванович          
Савельев.                                                                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В настоящее время преклонный        
возраст потерпевшего может быть рассмотрен судом в качестве отягчающего вину    
преступника обстоятельства, но не является закреплённой нормой уголовного       
законодательства. Однако статистика показывает значимый рост количества         
преступлений, направленных именно против пожилых людей, которые в силу своего   
физического и психического состояния являются более лёгкими жертвами для        
разного рода преступников. И чаще всего пожилые становятся жертвами             
мошенников - среди всех жертв этой категории преступников пенсионеры            
составляют порядка 80 процентов. Количество насильственных преступлений также   
значительно. Преступники рассчитывают на слабость и доверчивость пожилых        
людей, а также на то, что потерпевшие редко обращаются за помощью в             
правоохранительные органы.                                                      
                                                                                
Особенно хочу обратить ваше внимание на тяжесть общественно опасных             
последствий преступлений против пожилых людей: так как пенсионеры часто         
входят в категорию малообеспеченных граждан, практически любой вред,            
причинённый их имуществу и бюджету, является серьёзным материальным ущербом.    
К тому же надо говорить и о значительном моральном вреде, поскольку пожилые     
особенно тяжело переживают случившееся. Преступники отлично знают особенности   
своих жертв, а значит, можно говорить о повышенной общественной опасности       
лиц, идущих на подобные преступления, и наказание за это должно быть            
адекватным. В связи с этим в законопроекте предлагается отнести к               
обстоятельствам, отягчающим наказание, совершение преступления в отношении      
лица, достигшего семидесятилетнего возраста.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству   
выступит Николай Гаврилович Брыкин.                                             
                                                                                
БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже сказал Дмитрий Иванович,    
законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс новым отягчающим         
обстоятельством в виде совершения преступления в отношении лица, достигшего     
семидесятилетнего возраста. Комитет рассмотрел данный проект федерального       
закона очень внимательно, и мы считаем, что данные изменения излишни. Почему?   
Согласно пункту "з" статьи 63 Уголовного кодекса отягчающим обстоятельством     
признаётся совершение преступления в отношении любого беззащитного или          
беспомощного лица, и суд при наличии обстоятельств может применить положение    
данного пункта в случае совершения преступления в отношении престарелого        
лица.                                                                           
                                                                                
Что здесь можно простыми словами сказать? Когда совершено преступление,         
ведётся предварительное следствие, суд рассматривает все обстоятельства,        
изложенные в уголовном деле, и сторона обвинения может заявить, что лицо было   
немощным или неспособным защититься, в этом случае применяется данная мера.     
Обстоятельства, которые предусмотрены, достаточны, и введение нового мы         
считаем нецелесообразным.                                                       
                                                                                
Кроме того, необходимо отметить, что действующая норма, в которую               
предлагается внести изменения, связывает повышенную общественную опасность с    
особо уязвимым состоянием жертвы преступления, с неспособностью в силу          
физического и психического состояния, в том числе престарелого возраста,        
защитить себя, что осознаётся и преступно используется виновным при             
совершении преступления. И если мы посмотрим на то, что в проекте               
федерального закона прописано, то увидим, что формальный критерий повышения     
уголовной ответственности в виде достижения лицом определённого возраста не     
обладает подобными характеристиками, поэтому не может быть включён в пункт      
"з" статьи 63, то есть получается противоречие, возникает существенная          
разница, и это не может быть просто принято, включено в действующую норму       
Уголовного кодекса.                                                             
                                                                                
Данная позиция уже высказывалась комитетом при рассмотрении законопроекта       
Дмитрия Ивановича, которым предлагалось усилить уголовную ответственность для   
совершивших убийство, хулиганство, мошенничество, кражу, грабёж или разбой в    
отношении лиц, которые достигли семидесятилетнего возраста, то есть             
аналогичные законодательные инициативы, касающиеся ряда преступлений тяжкого    
характера, уже рассматривались и, естественно, были отклонены.                  
                                                                                
Правительство и Верховный Суд проект федерального закона не поддерживают, и     
Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает         
данный проект федерального закона отклонить.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сухарев Иван Константинович.                                                    
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Николай Гаврилович, на самом деле проблема, которую поднимает наш     
коллега Савельев, является очень острой, действительно очень много              
преступлений совершается в отношении пожилых людей, и статистические данные     
это, собственно говоря, подтверждают. Возможно, по форме законопроект           
действительно имеет какие-то недостатки, но какие меры тогда предлагаете вы,    
как человек, который выступает против данной инициативы?                        
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Иван Константинович. Я уже подробно доложил уважаемым     
депутатам, и если вы внимательно изучите пункт "з" статьи 63 Уголовного         
кодекса, то увидите: там чётко прописано, что является отягчающим               
обстоятельством, в том числе, если в рамках судебного рассмотрения будет        
доказано и если по результатам предварительного следствия предоставят           
документы, что лицо в момент, когда в отношении его совершались                 
противоправные действия, было недееспособным, престарелым либо немощным, этот   
пункт будет применяться, и не надо ничего здесь придумывать о возрастном        
цензе. Вы меня извините, не хочу никого обижать, но вот 70 лет... Посмотрите    
на своего лидера - разве он немощный в 70 лет? Вы попробуйте его обидеть. В     
зрелом возрасте мужчина, крепкий, сильный, а вы вносите инициативу о            
семидесятилетних. Мне кажется, это как-то несоизмеримо с активностью...         
(Оживление в зале.)                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич.                              
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Конечно же, вот то, что преступников нужно наказывать, - это однозначно, и      
вот то, что действительно люди престарелого возраста часто попадаются на        
удочку мошенникам, - это тоже правда, и наказание должно быть. У меня вопрос    
к Дмитрию Ивановичу (в развитие вопроса к Николаю Гавриловичу): а почему        
действительно именно 70 лет, не 65 лет, не 75 лет? То есть было какое-то        
исследование или это просто как бы цифра из головы, с потолка?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрию Ивановичу Савельеву включите микрофон.            
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Ну вот я вам зачитаю данные статистики о преступлениях,          
совершённых в отношении граждан пожилого возраста. В 2014 году зафиксирована    
121 724 преступления, большая часть которых была направлена против              
собственности, совершённых путём кражи - 45 229, мошенничества - 19 561,        
грабежа - 3849, разбоя - 1234; против жизни и здоровья зарегистрировано 19      
607 преступлений, из них убийства - 1020, умышленное причинение тяжкого вреда   
здоровью - 1887, в том числе повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшего    
- 760. В 2015 году общий показатель преступлений вырос почти на 25 процентов    
по отношению к прошлому году и составил 151 736 преступлений. В 2016 году       
рост преступлений составил плюс 6,5 процента. Таким образом, мы видим, что      
количество преступлений, совершённых в отношении граждан пожилого возраста,     
из года в год неизменно растёт.                                                 
                                                                                
Что касается возрастного ценза, был взят, безусловно, усреднённый показатель.   
Конечно же, есть индивидуальные особенности человека, и кто-то и в 90 лет, и    
в 100 лет может быть очень крепким, но вот здесь та отговорка, которая          
используется, что, мол, надо признать немощным, не надо признать немощным...    
Дорогие коллеги, законодательство должно в том числе предотвращать              
преступления - преступник, идущий на совершение подобного рода преступления,    
преступления против пожилых людей, должен чётко понимать, что он за это         
получит адекватное наказание, что предусмотрены очень серьёзные сроки           
заключения.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, у нас помимо этого законопроекта ещё предусмотрено три законопроекта   
по сокращённой процедуре и один проект поручения.                               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Я с уважаемым Дмитрием Ивановичем категорически не соглашусь по    
одной простой причине: возраст (вот, как он говорит, 70 лет - усреднённая       
цифра) - это сугубо формальный признак, и в Уголовном кодексе это не может      
рассматриваться как основополагающий элемент, который будет входить в           
перечень отягчающих обстоятельств. Давайте тогда возьмём в качестве             
критерия... Наверное, проблема в другом, вот Иван Константинович Сухарев        
задавал вопрос, - можно расширить, здесь нужно говорить о качестве              
предварительного расследования - когда следствие ведётся и эти факторы не       
учитываются, когда судом выносится решение о мере наказания в отношении лица,   
совершившего преступление в отношении пожилого либо немощного человека. Вот     
об этом нужно говорить! Ну давайте тогда в качестве критерия возьмём,           
например, совершение преступления в отношении женщины не важно какого           
возраста, которая имеет трёхлетних детей, допустим, в отношении её совершены    
мошеннические действия, - то же самое, давайте будем вводить! И тогда мы 63-ю   
статью должны будем исключить и полностью заменить, но такой подход к           
изменению кодекса, вообще, неприемлем, коллеги, так что это не совсем           
профессиональный вопрос.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрейченко Андрей Валерьевич.                                                  
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Николай Гаврилович, основная аргументация докладчика абсолютно        
понятна, контраргументацию мы тоже услышали, но основной контраргумент, я так   
понимаю, состоит в том, что и сейчас эта норма может применяться, если хорошо   
проводится следствие. Ну, тогда опять же первый вопрос: есть ли статистика,     
когда эта норма применяется, сколько случаев, когда она применялась? Потому     
что нам поступают обращения от пожилых людей, и я, например, не видел, чтобы    
эта норма применялась. И вот вы сами поставили вопрос качества - прописана      
такая статья, пункт вы тоже обозначили, - но вот, если та же самая              
немощность, что, следственные органы идут и заказывают, например, справку,      
выписку или сам человек просит? Мы же понимаем, что этого чаще всего не         
происходит. То есть вопрос статистики, и есть вопрос о том, что, понятно,       
можно какие-то индивидуальные случаи рассматривать. Но как часто вообще эта     
норма применяется именно в связи с преступлениями в отношении той категории,    
которая обозначена докладчиком? Мне кажется, что она применяется крайне         
редко.                                                                          
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Я, честно говоря, извините, не понял вопроса. Как часто?.. Ваш     
коллега привёл статистику, что были совершены преступления, а статистику,       
какое количество лиц осуждено, допустим, за данное деяние, нужно запросить в    
Судебном департаменте, посмотреть, как часто применяется именно возрастной      
ценз.                                                                           
                                                                                
Коллеги, я ещё раз повторю, давайте будем говорить о следующем: возраст - это   
сугубо формальный признак, и он не определяет, может человек дать отпор         
преступнику или нет. Что важно для таких составов, как грабёж, разбой или       
мошенничество, так это то, осознаёт ли потерпевший происходящее и поддаётся     
ли манипуляциям мошенника. Введение квалифицирующих признаков в такой           
редакции, когда связывается преступление именно с таким обстоятельством, как    
возраст потерпевшего, не отвечает вообще внутренней логике построения           
Уголовного кодекса. Ну что, давайте тогда в Уголовном кодексе будем менять      
полностью все статьи, и по каждому признаку, по которому будем предлагать,      
давайте принимать инициативы законодательные - что тогда произойдёт? Я не       
понимаю...                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Морозов Антон Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета.                                         
                                                                                
Уважаемый Николай Гаврилович, вы заслуженный правоохранитель, генерал, вам,     
как и многим, наверняка должно быть известно, что люди пожилого возраста        
нуждаются в особом внимании и защите и, к сожалению, очень часто становятся     
жертвами различных разбойных нападений, преступлений, причём ещё со времён      
Достоевского. Поэтому, как вы считаете, может быть, не в этом законопроекте,    
но как-то по-другому можно защитить права именно пожилых людей - право на       
жизнь, право на спокойную старость? Ведь к нам обращается очень много           
стариков, которые испытывают именно такие проблемы, когда им угрожают, когда    
их терзают, убивают, не дай бог. То есть мы должны своё старшее поколение       
защищать. Почему вы так сопротивляетесь? Это же техническая норма, по           
большому счёту, это просто позволит нашим... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Антон Юрьевич, уважаемый.                                 
                                                                                
Я не то чтобы сопротивляюсь, просто вопрос совершенно неправильно поставлен.    
Возьмём статью 63 УК, там прописано, что является отягчающим обстоятельством,   
в том числе указан такой квалифицирующий признак, как совершение преступления   
в отношении лица, которое было по какой-либо причине беспомощно, тот же         
возраст тоже туда входит, а вот как формальный признак вводить возрастной       
ценз, мол, вот 70 лет давайте мы введём, - это, я вам ещё раз говорю,           
абсолютно не соответствует концепции Уголовного кодекса, вот о чём речь-то      
идёт. Да, я согласен с вами, есть абсолютно разные категории лиц, кому-то 70    
лет, он ещё до 90 лет крепкий, сильный и может дать отпор, а кто-то в этом      
возрасте уже действительно подвержен определённым посягательствам, которые      
могут быть предприняты, но я же вам пример сегодня привёл: давайте тогда мы     
ещё будем рассматривать категорию женщин-одиночек, у которых несколько детей,   
которые реально не могут себя защитить, будем это квалифицирующим признаком     
вводить в Уголовный кодекс. Так мы фактически полностью перекроим УК. Ну,       
извините, я как бы не совсем тогда понимаю, как мы будем дальше уже эти вещи    
законодательно рассматривать. Это моё мнение.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Николай Гаврилович.                                             
                                                                                
Коллеги, подробно обсудили или есть желающие выступить? Нет желающих            
выступить.                                                                      
                                                                                
Заключительное слово. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста.                    
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Иван Иванович, коротко.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, этот законопроект создан как дополнительная мера для того,   
чтобы обезопасить наших граждан пожилого возраста. Что касается возраста,       
здесь действительно при обсуждении здравые идеи прозвучали: может быть, стоит   
привязать это во втором чтении к пенсионному возрасту - не к 70 годам, а к      
возрасту выхода на пенсию, тоже будет разумно.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
Николай Гаврилович, будете выступать с заключительным словом? Нет.              
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за               97 чел.21,6 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       

Заседание № 145

20.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 188746-7 "О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня обстоятельств, отягчающих наказание).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1342 по 1348 из 4818
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы просим законопроекты под пунктами 54 и 55 поставить на    
9 октября. Благодарю.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Законопроекты под пунктами 54 и 55 - на 9 октября.        
Коллеги, нет возражений? Нет возражений.                                        

Заседание № 142

13.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 188746-7 "О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня обстоятельств, отягчающих наказание).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 996 по 1002 из 4360
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы просим рассмотрение        
18-го вопроса перенести на неделю.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На неделю, это получается на 20 сентября.                 
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1014 по 1015 из 4360
Павел Владимирович Крашенинников предлагает рассмотрение 18-го вопроса          
перенести на 20 сентября. Нет возражений? Нет. Принимается.