Заседание № 244

23.05.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 188738-3 "О внесении дополнений в статью 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о снижении требований о наличии общего трудового стажа при определении расчетного размера трудовой пенсии для мужчин и женщин, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, в связи с реализацией права на досрочный выход на пенсию).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5606 по 5985 из 6276
Пункт 27: о проекте федерального закона "О внесении дополнений в статью 30      
Федерального закона... "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", о           
снижении требований по наличию общего трудового стажа при определении           
расчетного размера трудовой пенсии для мужчин и женщин. Доклад депутата         
Государственной Думы Валентины Борисовны Савостьяновой. Содоклад Николая        
Юрьевича Брусникина.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых        
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона,     
который сегодня предлагается вашему вниманию, заключается в том, чтобы          
дополнить пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в           
Российской Федерации". Это дополнение позволит реализовать право на досрочный   
выход на пенсию и снизить требования по наличию общего трудового стажа при      
определении расчетного размера трудовой пенсии для мужчин и женщин              
соответственно до 20 и 15 лет, если они проработали не менее 10 лет - мужчины   
- и 7,5 года - женщины - на подземных работах, на работах с вредными            
условиями труда и в горячих цехах.                                              
                                                                                
Одной из особенностей назначения пенсии по списку номер 1 согласно ранее        
действовавшему и новому пенсионному законодательству являются пониженные        
требования к общему трудовому стажу по сравнению с пенсиями, назначаемыми и     
на общих основаниях, и на льготных основаниях. Согласно пункту "а" статьи 12    
прежнего Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20        
ноября 1990 года и подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О        
трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на пенсию в связи с особыми      
условиями труда устанавливается мужчинам по достижении 50 лет, а женщинам по    
достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет по         
списку номер 1 - мужчины - и 7 лет и 6 месяцев - женщины - на подземных         
работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий     
трудовой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно для мужчин и женщин.          
                                                                                
Размер пенсии согласно Закону "О государственных пенсиях..." от 20 ноября       
1990 года и Федеральному закону "О порядке исчисления и увеличения              
государственных пенсий" от 21 июля 1997 года повышался на 1 процент заработка   
за каждый год стажа сверх требуемого для назначения пенсии, то есть в данном    
случае сверх 20 и 15 лет, и дополнительно еще по закону от 20 ноября 1990       
года повышался за каждый полный год специального трудового стажа сверх          
требуемого на 1 процент, и всё это суммировалось. Новое же законодательство     
разбило эту норму закона от 20 ноября на две части, и с 1 января 2002 года в    
соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях..." от 17 декабря 2001   
года (пункт 2 статьи 30) при оценке пенсионных прав застрахованных лиц          
расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий         
трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общих трудовой стаж не     
менее 20 лет. Оговорки в отношении лиц, которым назначается пенсия по           
подпункту 1 пункта 1 статьи 27, не сделано, а пункт 5 статьи 30 разрешает       
вместо общего трудового стажа брать стаж на соответствующих видах работ.        
Таким образом, часть пенсионеров, у кого небольшой льготный стаж, при           
переоценке пенсионных прав теряют от 1 до 5 процентов в размере пенсии.         
                                                                                
Пенсионный фонд издал методическое письмо (подчеркиваю дату) от 20 ноября       
2002 года № МЗ 25-25/10636, которым разрешил при переоценке пенсионных прав     
применять требования к продолжительности общего трудового стажа 20 лет для      
мужчин и 15 лет для женщин для тех лиц, которые уже вышли на пенсию по списку   
номер 1, но продолжали работать на 1 января 2002 года. Только в нашей           
Пермской области более 25 тысяч пенсионеров подпали под это методическое        
письмо, и им была пересчитана пенсия в более высоких размерах. Я узнавала,      
как в других субъектах: в частности, в Свердловской, Челябинской областях       
более 30 тысяч человек подпали под перерасчет, в Удмуртии - где-то свыше 15     
тысяч. А тем, кто впервые приобретает право на пенсию с 1 января 2002 года,     
продолжают, так сказать, назначать по-старому, то есть берут не 15 и 20 лет,    
а берут 20 и 25 лет, в результате чего размер пенсии получается ниже.           
                                                                                
Вот приведу один пример. Обращается мужчина в любой момент после 1 января       
2002 года, у него общий стаж 40 лет, из них работа по списку номер 1 - 12       
лет. Если мы посчитаем, какой будет у него процент по пункту 2 статьи 30,       
когда берется у него именно 25 лет общего стажа, то за 25 лет у него будет 55   
процентов, дальше у него остается стажа 15 лет, значит, плюс 15 процентов за    
каждый год сверх требуемого. В итоге получается, что у него 70 процентов.       
Если мы посчитаем по пункту 5 статьи 30, где идет речь о специальном стаже,     
то за пять лет у него идет 55 процентов и остается у него, я сказала,           
льготного стажа 12 лет, то есть 7 процентов. Значит, 55 плюс 7 - 62 процента.   
Если брать по нашему закону, который сейчас идет, то у него за 20 лет - 55      
процентов и за остальные 20 лет - по 1 проценту, это еще 20 процентов. Таким    
образом, у него 75 процентов пенсия.                                            
                                                                                
На замечание Правительства, которое дано к этому закону, где говорится, что     
здесь берется именно общий стаж, а не страховой, могу сказать, что у женщин     
при исчислении (вы знаете, у нас не прошел закон по нестраховым периодам)       
вообще ничего не берется, исключается этот период. Если раньше у мужчин мы      
считали службу в армии в двойном размере, то есть, например, два года службы    
- за четыре года стажа, то сейчас берется всего два года. Я считаю, что         
служба в армии - это долг каждого мужчины и влиять это на размер пенсии не      
должно.                                                                         
                                                                                
Я прошу этот закон поддержать, потому что и в старом, и в новом                 
законодательстве (это пункт 2 статьи 30) речь идет об общем стаже. И по         
старым законам, и по новому закону. А методическое письмо Пенсионного фонда     
только подтверждает, что запущен механизм ущемления прав пенсионеров, но для    
тех, кому пенсия была назначена, эта несправедливость устранена, а для тех,     
кому вновь назначается пенсия, несправедливость эта должна быть устранена       
именно этим законом. Прошу поддержать.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Борисовна.                             
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике       
Николая Юрьевича Брусникина. Пожалуйста.                                        
                                                                                
БРУСНИКИН Н. Ю. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Валентина    
Борисовна очень предметно пояснила суть обсуждаемого законопроекта. В то же     
время Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике считает       
принятие данного законопроекта нецелесообразным. Дело в том, что для учета      
особых условий труда при оценке пенсионных прав в соответствии с пунктом 5      
статьи 3 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" всем лицам,         
имевшим стаж работы в этих условиях, предоставлено право выбора определения     
величины расчетного пенсионного капитала с применением вместо общего            
трудового стажа имеющегося и полного стажа на соответствующих видах работ,      
что по прежнему законодательству называлось специальным трудовым стажем.        
Таким образом, для определения права на трудовую пенсию учитывается страховой   
стаж застрахованного лица, а для оценки его пенсионных прав, в частности для    
расчета трудовой пенсии, - общий трудовой стаж. На практике данные нормы        
ведут к оценке пенсионных прав по повышенным нормам для учета стажа лиц,        
длительное время занятых в особых условиях труда. Валентина Борисовна           
приводила пример, я тоже приведу. Известно, что стажевый коэффициент согласно   
соответствующему пункту Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской    
Федерации" может исчисляться в размере 0,55 при необходимом стаже на            
соответствующих видах работ и повышаться на 0,01 за каждый год стажа на         
соответствующих видах работ сверх требуемого, но не более чем на 0,2. То есть   
для рассматриваемой категории граждан стажевый коэффициент в 0,55 для мужчин    
за десять лет будет установлен и для женщин за 7 лет и 6 месяцев. Он подлежит   
увеличению на 0,1 за каждый год работы по списку номер 1 соответственно сверх   
10 лет и 7 лет и 6 месяцев.                                                     
                                                                                
На проект федерального закона поступило 35 отзывов от субъектов права           
законодательной инициативы, в том числе 21 положительный отзыв и четыре         
отрицательных. Однако согласованных отзывов органов государственной власти      
субъектов Российской Федерации, которые были бы оформлены в соответствии с      
требованием действующего законодательства, не имеется. Правовое управление      
Аппарата Государственной Думы отмечает, что проект федерального закона          
нуждается в юридико-технической проработке. Правительство Российской            
Федерации отмечает, что предложение учитывать страховой стаж не менее 20 и 15   
лет соответственно для мужчин и женщин в целях определения расчетного размера   
трудовой пенсии для мужчин и женщин, проработавших соответственно не менее 10   
лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями     
труда и в горячих цехах, противоречит концепции федерального закона, и не       
поддерживает рассматриваемый законопроект.                                      
                                                                                
Еще раз подчеркну, что Комитет Государственной Думы по труду и социальной       
политике принял решение рекомендовать Думе отклонить указанный законопроект.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Юрьевич.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчикам? У Буткеева. Пожалуйста,          
коллега Буткеев. К кому вопрос? Николаю Юрьевичу. Пожалуйста.                   
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А. Я вот хотел у Николая Юрьевича спросить: а при голосовании в      
комитете какое соотношение голосов "за" и "против" было по этому закону?        
                                                                                
БРУСНИКИН Н. Ю. Ну, в любом случае большинство членов комитета приняло          
решение не поддерживать данный законопроект. Точных результатов голосования я   
на данный момент не знаю.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Есть ли еще вопросы?                              
                                                                                
БРУСНИКИН Н. Ю. Но в стенограмме заседания комитета эта цифра зафиксирована.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, все могут познакомиться.                          
                                                                                
Нет вопросов больше?                                                            
                                                                                
Спасибо. Присаживайтесь.                                                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Желающих выступить нет. Есть? Пожалуйста, депутат   
Буткеев.                                                                        
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А. Уважаемые коллеги, вот мне наша работа по совершенствованию       
пенсионного законодательства напоминает работу над законом "О                   
гражданстве...": то есть пока пять раз, если не шесть раз депутаты, группы      
депутатов, представители различных депутатских групп и фракций не внесут        
поправки в закон, ни Правительство, ни Администрация - никто об этом не         
говорит. В конце концов даже Президент уже понял, что пора вносить поправки,    
уже сам сказал о том, что он считает, что была допущена ошибка, когда           
принимался закон "О гражданстве...". Вот такая же ситуация, я чувствую,         
складывается с законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и с          
законами по пенсионной реформе. Сколько раз нужно вносить законы о              
совершенствовании пенсионного законодательства, чтобы потом первое лицо в       
государстве сказало бы о том, что да, действительно, много недочетов в          
пенсионной реформе, надо поправлять, давайте сейчас это делать?! Ну, хотя бы    
тогда сказали, какое количество раз надо вносить, чтобы обратили на это         
внимание. Ведь смотрите, что происходит? У нас уже депутаты - и Дмитриева       
Оксана Генриховна, и Савостьянова Валентина Борисовна, и Пашуто, и другие       
депутаты, которые являются специалистами в области пенсионной реформы, -        
вносят предложения, которые уточняют, совершенствуют, улучшают статьи           
действующего пенсионного законодательства, но почему-то стоит только            
Правительству не согласиться - всё, ряд фракций, которые так или иначе          
поддерживают Правительство или по крайней мере ориентируются при голосовании    
на него, не голосуют за эти предложения. И я уверен, что, если бы эти           
предложения вносились не депутатами, которых я перечислил, а Правительством,    
они бы поддерживались большим количеством депутатов сразу же. Ну почему вот     
авторство так влияет на существо вопроса - непонятно. Почему? Если              
действительно нужно восстановить пенсионные права, в том числе людей,           
работающих на вредных производствах, в особых условиях труда, ну почему это     
не сделать по инициативе депутатов, а не ждать, пока с этой инициативой         
выйдут Пенсионный фонд, Правительство или Президент?                            
                                                                                
Я думаю, что надо поддерживать предложения коллег, направленные на улучшение    
пенсионного обеспечения, на восстановление пенсионных прав, которые, к          
сожалению, пенсионной реформой были значительно ущемлены, и все это знают. Не   
так давно мы пытались преодолеть вето Совета Федерации по нестраховым           
периодам и льготному стражу, включая и северян, где у них отняли задним         
числом это всё. Мы всё равно это восстановим рано или поздно, но наши           
россияне ждут, что мы это сделаем раньше и что мы это сделаем сами, по своей    
инициативе, депутаты, которые защищают интересы россиян, интересы своих         
избирателей, которым они обещают во время избирательных кампаний очень          
многое.                                                                         
                                                                                
Поэтому прошу коллег поддержать данный законопроект хотя бы в первом чтении.    
Те замечания, которые были высказаны комитетом, можно рассмотреть во втором     
чтении, вернуться к ним, еще раз, может быть, поработать над формулировками.    
Поэтому я буду голосовать за и призываю своих коллег поддержать эту             
законодательную инициативу. Спасибо.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич.                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Неверов.                                                    
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И., депутатская группа "Народный депутат".                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я в очередной раз... Мы вот совсем недавно рассматривали     
вопрос как раз тоже по проблемам списков номер 1 и номер 2. В очередной раз     
призываю вас все-таки поддержать данный законопроект. Очень короткая            
мотивация. Вот мы с вами все здесь сидящие за три года зарабатываем пенсию и,   
проработав здесь четыре года, будем иметь максимальную пенсию - 75 процентов    
своего заработка. К чему отнесена эта поправка? Вы внимательно посмотрите,      
это о снижении требований по наличию общего трудового стажа при определении     
расчетного размера пенсии как раз для тех людей, которые работают в тяжелых     
условиях труда - это списки номер 1 и номер 2, это шахтеры и металлурги. Но     
надо понимать, что невозможно в шахте и у мартена или там у доменной печи       
отработать 40 или 45 лет, для того чтобы заработать себе хорошую пенсию,. И     
поэтому, конечно, мы говорим и авторы говорят о том, что, если человек          
проработал не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев, если это женщины, на            
подземных работах и во вредных условиях труда, то для них, конечно, должно      
быть снижено требование по стажу для начисления пенсии, чтобы был взят объем    
вот этого стажа.                                                                
                                                                                
Я убедительно прошу вас, особенно депутатов, которые являются депутатами из     
округов, где есть угольные предприятия, где есть металлургические               
предприятия, где есть работа в условиях Севера, где вообще есть сегодня         
профессии по спискам номер 1 и номер 2, химия, очень внимательно посмотреть и   
все-таки поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Шеин, пожалуйста.                                                       
                                                                                
ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, как один из авторов этого закона, я прошу вас     
его поддержать. Совершенно очевидно, закон касается любого избирательного       
округа, потому что в любом избирательном округе есть работники, проходящие по   
списку номер 1 или по списку номер 2, то есть по спискам вредного труда.        
                                                                                
Второй момент. Если мы предполагаем, что данные списки вводятся и работники     
имеют право досрочно выйти на пенсию, чего же мы в таком случае с них требуем   
полного трудового стажа для начисления пенсии? Совершенно очевидно, что люди    
получают право досрочно выйти на пенсию, потому что у них здоровье разрушено,   
потому что они не могут трудиться больше. И соответственно, им такое право      
дано согласно в том числе и медицинским показаниям, и дано оно было             
Правительством Российской Федерации, и еще до создания Российской Федерации,    
то есть еще при бывшем нашем государстве союзном. И вот эта несправедливость    
сегодня людьми очень четко воспринимается. Совершенно очевидно, что для тех,    
кто уходит на пенсию по спискам вредного труда, то есть номер 1 и номер 2,      
необходимо вводить другой стажевый коэффициент, устанавливать стаж,             
соответственно, не 20-25 лет, а гораздо меньше.                                 
                                                                                
Я очень прошу поддержать данный законопроект и еще раз замечу, что он           
касается любого округа. В качестве иллюстрации - те же самые авиадиспетчеры,    
которые выходят именно по списку вредного труда на пенсию, а они есть в любом   
округе, в любом регионе.                                                        
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сайкин. И всё, больше нет желающих. Пожалуйста,   
коллега Сайкин.                                                                 
                                                                                
САЙКИН В. Т., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, я понимаю, что вопрос, связанный с пенсионными реформами,   
достаточно сложный, потому что автором является Президент, поэтому аккуратно    
все относятся к этому вопросу. Но, к сожалению, можно констатировать, что в     
целом произошло уменьшение пенсионного обеспечения в среднем для пенсионера.    
И отсюда возникает множество проблем, которые надо, в общем-то (уже наступило   
время), рассматривать и каким-то образом решать, в том числе и по спискам как   
раз вредного труда. Там есть вопросы и проблемы, их надо будет решать,          
видимо. И таких вопросов у нас возникает много. Я думаю, что наступило время,   
когда надо вообще создать рабочую комиссию, серьезно проанализировать в         
принципе все вопросы пенсионного обеспечения и там, где произошли явные         
ущемления, поправить дела.                                                      
                                                                                
Я должен сказать, что мы всё время говорим, что мы увеличили пенсию. Но с       
учетом инфляции, удорожания цен, когда мы рассчитываем, так сказать, среднее    
обеспечение пенсионера, у нас получается всё наоборот. Поэтому я считаю, что    
нужно поддержать этот частный вопрос, данный законопроект.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - депутат Смолин. По ведению, пожалуйста, потому что я предлагал     
всем выступать. Пожалуйста.                                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Я хотел, честно говоря, не по ведению, а по мотивам... Можно?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по мотивам.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. По мотивам, очень коротко. Агропромышленная группа поддержит       
этот закон. И у меня в округе немало работников оборонных предприятий,          
которые обращаются к нам и говорят о том, что мы нарушаем статью 55             
Конституции, принимая новое пенсионное законодательство, потому что по          
прежнему законодательству они имели одни права, а сейчас они считают свои       
права ущемленными по сравнению с другими категориями работников. Всех, у кого   
в округах есть работники базовых отраслей производства (в частности, тяжелая    
промышленность, машиностроение, оборонка и так далее), прошу этот закон         
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От Президента? Нет. От Правительства? Заместитель председателя правления        
Пенсионного фонда Евгений Яковлевич Васильев. Пожалуйста.                       
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Е. Я., заместитель председателя правления Пенсионного фонда            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, я хотел бы обратить ваше внимание (постараюсь быть          
покороче) на то, что комитет Государственной Думы очень четко и грамотно        
разобрался в сути этой проблемы.                                                
                                                                                
Я хочу разочаровать депутатов, поддерживающих концепцию этого закона: ничьи     
права статьей 30 действующего закона не ущемлены. Льготная категория            
работников (давайте так для упрощения назовем ее) сегодня имеет возможность     
использовать два механизма начисления - либо через общий стаж, либо через       
специальный стаж. Соответствующее разъяснение Пенсионного фонда Российской      
Федерации, ноябрьское, которое было оглашено Валентиной Борисовной, как раз     
эту позицию фонда и подтверждает и устраняет все, так сказать,                  
недосказанности, недоговоренности по этому вопросу. Поэтому здесь нет           
предмета регулирования.                                                         
                                                                                
И я хочу вам еще напомнить и о другом: статья 30 и статья 27 касаются только    
тех, кто уже приобрел пенсионные права, это не касается тех пенсионеров,        
которые выходят на пенсию по новому законодательству, после 1 января 2001       
года.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Валентина Борисовна, ваше заключительное слово. С места можно. И    
голосуем.                                                                       
                                                                                
Включите микрофон Савостьяновой, пожалуйста.                                    
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемые депутаты, Евгений Яковлевич правильно сказал:      
есть такое письмо Пенсионного фонда, о котором и я говорила. Но это письмо      
распространяется только на переоценку пенсионных прав до 1 января 2002 года.    
На выходящих на пенсию с 1 января 2002 года оно не распространяется. И здесь    
Пенсионный фонд признает, что нужно считать общий стаж от 15 и 20 лет.          
Поэтому и тем людям пересчитали, кто уже имел пенсию до 1 января 2002 года.     
Но вновь выходящие и те, кому сделали перерасчет по заработной плате или по     
стажу, - они уже не подпадают под это письмо. Поэтому я и прошу принять этот    
закон, для того чтобы все вновь выходящие на пенсию не теряли эти 1-5           
процентов пенсии. Поддержите меня, пожалуйста.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, голосуем. Кто за то, чтобы принять     
данный законопроект в первом чтении?                                            
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              180 чел.             40,0%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    182 чел.                                          
Не голосовало                 268 чел.             59,6%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принят.