Заседание № 13

19.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 18860-4 "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1139 по 1216 из 6827
Депутат Шелищ Пётр Борисович подошел? Нет. Мы тогда переходим к пункту 4        
порядка работы, к законопроектам, рассматриваемым в первом чтении, - проекту    
федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской       
Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения         
Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". Доклад полномочного     
представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе            
Александра Алексеевича Котенкова. Пожалуйста.                                   
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы!          
Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу проект               
федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской       
Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения         
Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". Проект указанного       
конституционного закона подготовлен на основании части 2 статьи 65              
Конституции Российской Федерации и статьи 12 Федерального конституционного      
закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе    
нового субъекта Российской Федерации", а также в соответствии с официальными    
данными о результатах референдумов в Пермской области и Коми-Пермяцком          
автономном округе, на которых приняты решения об образовании в результате       
объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа нового        
субъекта Российской Федерации - Пермского края.                                 
                                                                                
В указанном законопроекте содержатся положения, определяющие основные условия   
и процедуру образования Пермского края, его наименование, статус и границы, а   
также положения о прекращении существования с 1 декабря 2005 года Пермской      
области и Коми-Пермяцкого автономного округа как субъектов Российской           
Федерации и начале действия переходного периода образования Пермского края, в   
течение которого должны быть урегулированы предусмотренные Федеральным          
конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и            
образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" вопросы,         
включая формирование органов государственной власти Пермского края;             
правопреемство Пермского края в отношении собственности Пермской области и      
Коми-Пермяцкого автономного округа в отношениях с органами государственной      
власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации,           
иностранными государствами и международными организациями; функционирование     
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и             
федеральных судов на территории Пермского края; функционирование                
государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской     
Федерации на территории Пермского края.                                         
                                                                                
Предусматриваемое указанным законопроектом создание Арбитражного суда           
Пермского края с упразднением федеральным законом Арбитражного суда Пермской    
области и Арбитражного суда Коми-Пермяцкого автономного округа требует          
внесения соответствующих изменений в законодательство, регламентирующее         
процедуру проверки судебных актов, принятых арбитражными судами.                
Соответствующие предложения оформлены как проект федерального                   
конституционного закона "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального   
конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".          
Уважаемые депутаты, поскольку указанный закон вытекает из основного закона, я   
предлагаю рассмотреть их вместе: закон является чисто техническим и является    
логичным выводом из основного закона. Я позже скажу несколько слов о            
содержании этого закона.                                                        
                                                                                
Во время предварительного рассмотрения внесенных президентом законопроектов в   
профильном комитете возникли замечания, связанные с временным исполнением       
обязанностей губернатора Пермской области в случае досрочного прекращения       
исполнения обязанностей избранным губернатором Пермской области. Ну, как вы     
знаете, именно эта ситуация и сложилась с момента внесения президентом          
представленного законопроекта до его рассмотрения в первом чтении. В связи с    
этим по предложению профильного комитета в соответствии со статьей 112          
Регламента Государственной Думы Президент Российской Федерации внес изменение   
в представленный текст, которое имеется в составе представленных вам            
документов: письмо президента и текст поправки. Эта поправка включена           
комитетом в текст законопроекта. Я обращаю особое внимание на это в связи с     
тем, что вам розданы первоначальный текст, внесенный Президентом Российской     
Федерации, и текст, отработанный комитетом с учетом поправки президента.        
Таким образом, поскольку предлагается процедура принятия этого закона сегодня   
в первом чтении и в целом, голосование должно проводиться по тексту, который    
имеется у вас на руках и в котором первая страница с указанием: изменен         
Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом "а" пункта 6       
статьи 112 Регламента Государственной Думы. Я обращаю особое внимание на эту    
техническую деталь, в силу того что голосование будет у нас проведено сразу и   
никакие изменения в окончательно проголосованный вами текст не могут быть       
внесены, поэтому голосуется именно последняя редакция.                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1249 по 1950 из 6827
Уважаемые депутаты, после соответствующих содокладов я готов буду ответить на   
вопросы по обоим законопроектам. Благодарю за внимание.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы с вами выслушали доклад по вопросам 4 и 5 порядка        
работы. Теперь заслушаем содоклады. По вопросу 4 с содокладом выступает член    
Комитета по делам Федерации и региональной политике Андрей Аркадьевич Климов.   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КЛИМОВ А. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по делам Федерации и   
региональной политике поручил мне доложить вам о позиции нашего комитета в      
связи с внесением 19 февраля текущего года Президентом Российской Федерации     
проекта федерального конституционного закона "Об образовании в составе          
Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате          
объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". Президент   
официально предложил Государственной Думе рассмотреть данный законопроект в     
качестве срочного. Впервые за время существования нашего федеративного          
государства происходит основанный на Конституции страны процесс добровольного   
изменения состава субъектов Российской Федерации, и в этом смысле наше          
сегодняшнее заседание, рассмотрение данного вопроса носит достаточно важный     
и, я бы сказал даже, исторический характер. Должен особо подчеркнуть, что       
стремление к объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного         
округа появилось у граждан обеих территорий не вдруг, еще более десяти лет      
назад, когда автономный округ был выделен из состава области в качестве         
самостоятельного субъекта Федерации уже появились соответствующие тенденции к   
сближению. На протяжении всего этого времени люди требовали от властей          
восстановления единого административно-правового пространства. Идеи             
интеграции области и округа содержались в программах практически всех           
действующих политиков данного региона. Однако до декабря 2001 года в стране,    
как известно, не существовало предусмотренного статьей 65, часть 2,             
Конституции Российской Федерации специального закона, определяющего порядок     
образования новых субъектов в Российской Федерации. Именно поэтому              
многолетнее стремление большинства жителей соседних территорий было             
невозможно реализовать на практике до относительно недавнего времени.           
                                                                                
Три года назад наш комитет подготовил, а Государственная Дума приняла           
Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию    
и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". В полном      
соответствии с этим документом органы государственной власти области и округа   
договорились о совместных действиях по объединению двух территорий. Учитывая    
принципиальную новизну данного процесса, наш комитет подготовил и провел в      
тот период специальные парламентские слушания - многие из вас имели             
возможность принять в них участие, - которые позволили всем заинтересованным    
сторонам обеспечить дополнительную глубокую проработку наиболее существенных    
моментов предстоящего объединения.                                              
                                                                                
После тщательной правовой подготовки и всестороннего экономического             
обоснования власти области и округа обратились к главе государства с            
официальным письмом, что было предусмотрено, естественно, федеральным           
конституционным законом, имеющим рамочный характер. Данное обращение            
содержало основные цели и принципы предлагаемого объединения. Вслед за ним в    
полном соответствии с российским законодательством был назначен и проведен      
референдум как на территории Коми-Пермяцкого автономного округа, так и в        
Пермской области. 7 декабря минувшего года за создание Пермского края путем     
объединения двух территорий проголосовало 83,8 процента избирателей,            
принявших участие в областном референдуме, и 89,9, то есть практически 90       
процентов, - в окружном. Результаты референдума и договоренности между          
органами власти области и округа легли в основу рассматриваемого сегодня        
проекта федерального конституционного закона.                                   
                                                                                
Статья 1 данного законопроекта указывает, что целью образования Пермского       
края является ускорение социально-экономического развития Пермской области и    
Коми-Пермяцкого автономного округа. Обращаю ваше внимание на эту позицию:       
именно ускорение социально-экономического развития является главной целью,      
ради которой весь этот процесс и осуществляется. Статья 2 определяет            
наименование и статус нового субъекта - Пермского края. Статья 3                
устанавливает границы нового субъекта Российской Федерации.                     
                                                                                
Важнейшее значение для нас с вами имеет положение пункта 2 статьи 4, в          
котором дословно воспроизводится закрепленное в вопросе референдума положение   
о том, что Коми-Пермяцкий округ входит в состав Пермского края как              
административно-территориальная единица с единой территорией и особым           
статусом, определяемым Уставом Пермского края в соответствии с российским       
законодательством. Данное положение обеспечивает дополнительные условия для     
сохранения и развития самобытной культуры и языка коренного населения           
нынешней автономии. Должен отметить, что коми и пермяки составляют более 60     
процентов жителей округа.                                                       
                                                                                
Глубокий экономико-правовой анализ показал, что при объединении названных       
субъектов объективно необходим достаточно продолжительный переходный период,    
о чем здесь говорил представитель президента Александр Алексеевич Котенков.     
Рассматриваемый законопроект в полной мере учитывает данное обстоятельство.     
Пермский край де-юре возникает 1 декабря 2005 года. Вслед за этим в первое      
воскресенье декабря того же года проходят выборы первого губернатора края.      
После истечения полномочий обоих законодательных собраний - области и округа    
- в декабре 2006 года избираются депутаты нового краевого парламента. Краевые   
депутаты в соответствии с Конституцией и положениями представленного сегодня    
законопроекта должны будут принять Устав Пермского края. В переходный период    
предусматриваются особые формы осуществления властных полномочий, принятия и    
исполнения бюджетов и так далее, без чего подобные преобразования были бы       
малоэффективны, а в некоторых случаях и невозможны.                             
                                                                                
Президентский законопроект был рассмотрен органами власти Пермской области и    
Коми-Пермяцкого автономного округа. Его текст в установленном порядке           
направлен всем субъектам права законодательной инициативы. Правительство        
Российской Федерации данный законопроект поддерживает. Отрицательных            
заключений на законопроект наш комитет не получил, хотел бы на это ваше         
внимание обратить.                                                              
                                                                                
17 марта на заседании Комитета по делам Федерации и региональной политике       
прошло всестороннее обсуждение рассматриваемого проекта федерального            
конституционного закона. Ни один из членов комитета не высказался против        
принятия этого закона. На заседании комитета было указано, что благодаря        
тесным рабочим контактам на стадии предварительного рассмотрения учтены         
важные предложения депутатов - членов комитета и заинтересованных субъектов     
Федерации, о чем здесь только что говорил Александр Алексеевич Котенков,        
представляя сторону Президента Российской Федерации. В частности, было          
высказано предложение уточнить норму, содержащуюся в пункте 2 статьи 6          
законопроекта, что делает возможным преодоление форс-мажорных обстоятельств     
кадрового характера с момента получения результатов референдума и до            
окончания переходного периода. Президентская сторона учла данное предложение    
и внесла изменения в текст до его принятия в первом чтении. Кстати сказать,     
хочу отметить, что это связано не только с конкретной фамилией, но в принципе   
с положением дел, которое может складываться в течение всего переходного        
периода.                                                                        
                                                                                
Во время рассмотрения законопроекта комитетом особо подчеркивалось, что, чем    
скорее данный законопроект вступит в силу, тем быстрее может быть реализована   
воля жителей двух субъектов Российской Федерации, тем меньше правовой и         
политической неопределенности будет на этих территориях. В то же время члены    
нашего комитета хорошо понимают, что данный законопроект носит во многом        
пионерный, новаторский характер, поэтому не исключено, что через некоторое      
время жизнь, практика его реализации потребуют внесения определенных            
коррективов в российское законодательство. Об одной из таких потребностей       
здесь с трибуны только что говорил и представитель президента. Наличие          
переходного периода в принципе позволяет вносить необходимые изменения до       
момента актуализации тех или иных положений закона уже после вступления его в   
силу.                                                                           
                                                                                
Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом            
управлении Аппарата Государственной Думы. Комитет по конституционному           
законодательству и государственному строительству также поддерживает данный     
законопроект. С учетом изложенного рекомендуем Государственной Думе одобрить    
этот законопроект в первом чтении, а также принять закон в целом.               
Соответствующие заключения, уважаемые коллеги, имеются у вас на руках. Прошу    
поддержать единодушное решение нашего комитета и принять закон сегодня в        
целом.                                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Аркадьевич, присаживайтесь.               
                                                                                
Теперь мы заслушаем содоклад по вопросу 5 порядка работы. Пожалуйста, первый    
заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и        
государственному строительству Александр Петрович Москалец.                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Необходимость данного         
законопроекта, законопроекта о внесении изменений в закон "Об арбитражных       
судах...", вызвана объединением субъектов Российской Федерации - Пермской       
области и Коми-Пермяцкого автономного округа - в новый субъект Российской       
Федерации - Пермский край. Проект федерального конституционного закона по       
этому поводу вам только что доложен. Основные вопросы осуществления             
правосудия в переходный период во вновь создаваемом субъекте решаются в         
рамках основного закона - об образовании нового субъекта Российской             
Федерации, создание же Арбитражного суда Пермского края с судебным              
присутствием названного суда в Коми-Пермяцком округе, а также Пермского         
краевого суда с постоянной сессией этого суда в Коми-Пермяцком округе и,        
соответственно, упразднение ранее действовавших федеральных судов должно быть   
осуществлено федеральными законами до окончания переходного периода.            
                                                                                
Данным проектом федерального конституционного закона устанавливаются в связи    
с этим полномочия Федерального арбитражного суда Уральского округа по           
осуществлению проверки судебных актов, принятых этими арбитражными судами и     
арбитражным судом вновь образованного Пермского края. Законопроектом также      
предусматривается, что Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Уральском    
округе будет осуществлять проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом   
Пермского края, а также арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного         
округа и Пермской области на установленный период. Реализация положений         
внесенного законопроекта, как мы полагаем, вполне обеспечит непрерывность       
осуществления правосудия в указанных субъектах.                                 
                                                                                
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и             
государственному строительству предлагает Государственной Думе поддержать       
проект федерального конституционного закона о внесении изменений в закон "Об    
арбитражных судах...". И еще. Проект этого федерального конституционного        
закона подготовлен к рассмотрению и одобрению в целом, имеется                  
соответствующее решение комитета и получено заключение правовой и               
лингвистической экспертиз Правового управления Аппарата Государственной Думы.   
Комитет Государственной Думы предлагает одобрить в целом проект федерального    
конституционного закона "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального   
конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".          
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович, присаживайтесь.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по пунктам 4 и 5 порядка работы? Есть      
вопросы.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите записавшихся.            
Пожалуйста, включите микрофон депутату Махмудову Махмуду Гаджулаевичу.          
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы получить разъяснения тех, кто выступил с          
трибуны, по некоторым соображениям, которые напрашиваются в связи с принятием   
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
Создали федеральные округа - дай бог, если это принесет большую пользу нашей    
стране. Сейчас объединяются в один два субъекта - это, наверное, можно          
считать положительным фактором, это заслуживает поддержки. Но не будет ли это   
сигналом: если центр одобряет, что можно объединяться, то у других где-то       
возникнет желание и разъединяться? Это первая часть вопроса.                    
                                                                                
Вторая часть вопроса. Это проявление доброй воли на местах или это              
навязывается из центра: давайте объединяться? Завтра другим предложат: вы       
тоже маленькие, давайте теперь мы вас тоже объединим.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос?                                              
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Вопрос представителю президента.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич. Два вопроса от          
депутата Махмудова.                                                             
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Прежде всего я хотел бы напомнить вам, что данный         
законопроект разработан и внесен Президентом Российской Федерации по            
представлению двух субъектов Федерации - Пермской области и Коми-Пермяцкого     
автономного округа. И основан он на Федеральном конституционном законе "О       
порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового       
субъекта Российской Федерации".                                                 
                                                                                
Я рекомендую тем, кто этим интересуется, внимательно ознакомиться с этим        
законом. Закон предусматривает возможность принятия в состав Российской         
Федерации, так сказать, извне неких субъектов (то есть это могут быть целые     
государства или часть других государств), а также образования (подчеркиваю:     
образования) нового субъекта путем объединения двух или более субъектов         
Российской Федерации. Федеральный конституционный закон не предусматривает      
возможности образования новых субъектов путем разделения существующих           
субъектов, то есть в данном случае ваше опасение совершенно напрасно: закон     
не предусматривает разделения. Более того, речь может идти только о слиянии     
субъектов, но никак не о разделении, тем более о дроблении существующих         
субъектов.                                                                      
                                                                                
Что касается навязывания воли из центра, то я напомню, что в соответствии с     
упомянутым мною Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в       
Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской      
Федерации" такое решение может быть принято только на основе прямого            
волеизъявления населения объединяющихся субъектов на референдуме, проводимом    
в соответствии с законодательством соответствующих субъектов Федерации,         
поэтому никакого навязывания здесь быть не может. Если даже кто-то проявит      
такую инициативу (я не говорю, что кто-то из центра) на местах, со стороны      
или откуда-то, а население не выразит свою волю на референдуме, то такого       
объединения быть не может. И даже в том случае, когда такое решение вынесено    
на референдум в двух или нескольких субъектах, то, если хотя бы один из         
субъектов Федерации не выразит желания или население субъекта не проголосует    
за него на референдуме, такое решение также принято быть не может, поэтому      
ваши опасения напрасны.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите для вопроса микрофон депутату           
Ивановой Валентине Николаевне.                                                  
                                                                                
ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович. У меня вопрос к Александру Алексеевичу             
Котенкову.                                                                      
                                                                                
Александр Алексеевич, известно, что уровень бюджетной обеспеченности            
населения Коми-Пермяцкого автономного округа в десятки раз ниже, чем            
бюджетная обеспеченность Пермской области и в среднем по стране. Население      
высказалось за объединение и создание одного субъекта Российской Федерации,     
однако действовать закон будет с 1 декабря 2005 года, то есть через полтора     
года после сегодняшнего рассмотрения, да и потом еще предусматривается два      
года переходного периода. В настоящее время идет формирование бюджета 2005      
года. С 1 января 2005 года начинает действовать закон об организации            
деятельности государственных органов власти в субъектах Российской Федерации,   
будет вводиться законодательство по разграничению полномочий, то есть           
получается, что вся эта работа будет проводиться для каждого из двух            
субъектов Российской Федерации отдельно. Так вот, нет ли возможности ускорить   
создание одного субъекта Федерации на основе уже состоявшегося референдума?..   
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос задан, он понятен. Пожалуйста, Александр           
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Прежде всего я обращаю ваше внимание на то, что           
законопроект содержит статью 14, которая так и называется "Порядок              
формирования и утверждения в переходный период бюджетов Пермского края,         
Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". В этой статье четко     
по датам указывается, до какого периода и на основании каких законов            
действуют бюджеты. Здесь прямо сказано, что до 2006 года бюджеты Пермской       
области и Коми-Пермяцкого автономного округа формируются и утверждаются         
раздельно, то есть так, как это было до сих пор. Два года ничего меняться не    
будет. Начиная с 2007 года бюджеты объединяются, но при этом все расчеты по     
средствам, передаваемым из федерального бюджета в бюджет Пермского края,        
осуществляются в том же порядке, как они будут осуществляться до 2006 года,     
то есть еще два года уже после формирования единого бюджета Пермского края      
федеральные средства будут поступать в бывший Коми-Пермяцкий округ в тех же     
объемах как минимум, то есть не ниже, чем по состоянию на 2006 год, как это     
было до сих пор. То есть четыре года Коми-Пермяцкий округ, или с 2006 года      
бывший Коми-Пермяцкий округ, будет получать те же средства из федерального      
бюджета, что и до сих пор.                                                      
                                                                                
На ваш же вопрос о том, а не стоит ли это дело ускорить, отвечаю: я считаю,     
вернее, президент считает, и я его мнение передаю, что не стоит, мы уже         
наускорялись столько, наэксперементировались столько, что всю страну до сих     
пор лихорадит. Впервые проводимое в нашей стране объединение двух субъектов     
должно проходить планомерно, иметь переходный период, достаточный для того,     
чтобы можно было отрегулировать все возникающие недоразумения, и прежде всего   
в такой деликатной сфере, как бюджетная. Подчеркиваю: два года бюджеты будут    
существовать раздельно, но управляться, кстати говоря, единым губернатором      
Пермского края и еще два года они будут существовать в рамках единого бюджета   
Пермского края, но федеральные поступления в Коми-Пермяцкий округ, бывший, -    
а с 2007 года он будет существовать как некая территориально-административная   
единица края с особым статусом, - вот в эту административно-территориальную     
единицу федеральные деньги будут поступать отдельно. Спасибо.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Есть ли желающие выступить?      
Есть.                                                                           
                                                                                
Прошу включить режим записи на выступления. Пожалуйста, покажите список         
записавшихся.                                                                   
                                                                                
Шесть человек записалось. Есть предложение по одному от фракции в этой          
ситуации выступать. Нет возражений? Нет возражений. От фракции КПРФ кто будет   
выступать? Пожалуйста, Иванченко Леонид Андреевич.                              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ИВАНЧЕНКО Л. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В докладе представителя        
президента и представителя Комитета по делам Федерации и региональной           
политике дана аргументация необходимости принятия обсуждаемого проекта          
закона. Мне пришлось в течение пяти лет работать над тем базовым законом, о     
котором здесь говорил Александр Алексеевич, - "О порядке принятия в             
Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской      
Федерации". Сегодняшний проект закона идет в развитие этого базового            
конституционного закона, и я думаю, что это действительно новое явление в       
Российской Федерации, которое получит свое дальнейшее развитие.                 
                                                                                
Образуется новый субъект, на него будут распространяться положения              
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации", поэтому отдельные положения обсуждаемого проекта         
следовало бы уточнить и привести в соответствие с уже действующим               
законодательством. Такая возможность есть, это не потребовало бы значительных   
усилий, но от этого возросло бы качество принимаемого закона. Требуется         
уточнение полномочий и разграничение предметов ведения между существующими и    
временными органами власти на переходный период. Выборы первого губернатора     
должны осуществляться в соответствии с законом соответствующего субъекта        
Федерации, в данном случае они будут исключительными: выборы в порядке          
исключения будут осуществляться в соответствии с указом президента. Можно       
привести и немало замечаний по проекту закона, касающихся сферы бюджетных       
отношений, особенно на переходный период.                                       
                                                                                
Я об этом говорю в дополнение к тому, что наша фракция будет поддерживать       
идею принятия данного проекта закона. Но хотел бы напомнить о том, что это      
конституционный закон, и дело нашей чести, парламентариев, качественно          
работать над законом этой категории, чтобы нам через месяц-два не пришлось      
вносить в этот закон поправки. Хотя действительно дело новое, и новый           
федеральный закон будет реализовываться в небывалых доселе условиях, поэтому    
с учетом того, что планируется его сегодня принять сразу во всех трех           
чтениях, я вношу предложение от нашей фракции не слишком торопиться, потому     
что у нас часто бывает, что мы поторопимся, а качество закона от этого          
страдает. Вместе с тем, еще раз повторяю, фракция Компартии Российской          
Федерации будет поддерживать этот законопроект в первом чтении. Спасибо.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, от фракции ЛДПР - Жириновский        
Владимир Вольфович.                                                             
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю, что сегодня действительно очень знаменательный      
день, поскольку мы начали процесс, который создаст более нормальные условия     
для управления страной.                                                         
                                                                                
Мне не нравится то, что в пояснительной записке к проекту закона не указано     
на прошлое - как был создан Коми-Пермяцкий автономный округ. Мы должны          
все-таки отрицательно оценивать тех политических деятелей, которые              
способствовали дроблению страны, ибо дробление страны никогда не приводит к     
положительным результатам. Это было с 17-го года до определенного периода -     
до принятия Конституции 36-го года, и с 89-го по 92-93-й годы. Мы получили      
дополнительное количество субъектов, где населения порой насчитывается всего    
двадцать тысяч человек, и эти субъекты имеют соответствующую структуру          
власти. Когда мы анализировали рост госаппарата, то оказалось, что он не в      
центре растет, он растет как раз с Урала и до Камчатки независимо от            
количества населения и величины субъекта Федерации: чем субъект меньше, тем     
почему-то больше чиновников. У некоторых губернаторов количество замов          
доходило до пятнадцати - двадцати и более человек, непонятно, чем они           
занимались. И соответственно все протокольные мероприятия, все деньги           
представительские - всё это лишняя нагрузка на бюджет, а самое главное, что     
это просто мешает экономическому развитию, поскольку в этих небольших           
субъектах свои парламенты, свое руководство, свои уставы, свои правила, и это   
мешает развитию любого бизнеса, особенно в частном секторе. А сегодняшняя       
тенденция правильная.                                                           
                                                                                
То, что произошла затяжка с окончательным преобразованием в край практически    
на два-три года, - это понятно. У нас сегодня, можно сказать, тихий             
исторический период. Слишком бурной была у нас история с 89-го по 99-й год,     
поэтому, естественно, сейчас маятник качнулся в другую сторону.                 
Действительно, пусть всё будет медленно, осторожно, постепенно, но главное,     
чтобы был вектор определен. Нам нужны, так сказать, экономически обоснованные   
субъекты Федерации, без национальной окраски. В мире больше не осталось ни      
одного государства, где внутреннее деление происходило бы по национальному      
признаку. Вот последствия этого деления по национальному признаку вам           
демонстрирует кровавое Косово. Пока албанцы не убьют всех сербов - они не       
успокоятся, или, наоборот, если найдется какая-нибудь страна, которая поможет   
Сербии, - албанцы вернутся обратно туда, откуда пришли, и Косово вернется в     
состав Сербии. Вот итог национального деления: под оккупацией будут стоять      
Балканы! И это длится там уже сто лет. Поэтому ни в коем случае нельзя          
национальный принцип закладывать в основу государства. Вот то же самое и        
Грузия. Слава богу, сейчас там смягчилась обстановка, но принцип здесь тот же   
самый, и наличие автономий будоражит всю страну. Не было бы автономий, они      
давно занялись бы экономикой и культурой, а так они в ситуации                  
противостояния.                                                                 
                                                                                
Но есть и отрицательные последствия замедления процедуры создания единого       
субъекта - то, что чиновники воспользуются этим, поскольку контроль             
ослабевает в данном случае, перспектив своих они не знают, и часть финансовых   
средств может быть израсходована не по назначению. В этом смысле, конечно,      
надо, чтобы Счетная палата, правоохранительные органы особое внимание этому     
уделили.                                                                        
                                                                                
Ну и потом нам бы хотелось знать: в будущем мы перейдем к созданию, условно,    
пятидесяти краев нашей страны? То есть там, где у нас национальные регионы      
небольшие, допустим, в Читинской области появится Читинский край, такой же      
национальный регион есть в Иркутской области - Иркутский край? Вот эта          
тенденция будет?                                                                
                                                                                
Я почему поднимаю этот вопрос? Потому, что трудно управлять государством,       
когда мы не знаем единого наименования субъектов. Мы запаздываем, как вот и с   
названием органов законодательной власти: у нас есть госсобрания, у нас есть    
законодательные собрания, у нас почему-то государственные думы в Томской        
области, Ставропольском крае и еще в ряде субъектов, а они не являются          
государственными, у нас есть Хурал, у нас есть там еще какие-то названия, но    
должно быть единое. Если в будущем все субъекты будут называться краями - у     
нас уже есть Хабаровский край, и Краснодарский край, и Приморский край, -       
тогда в основу должны лечь лишь географические и экономические основания:       
условно там пять миллионов населения или там три миллиона населения - тогда     
пятьдесят краев мы получим. Каждый край должен соответствовать населению не     
менее трех миллионов, и без какой-либо национальной окраски. Вот рядом          
Республика Коми, там другая пропорция, там, наоборот, коренного населения       
меньше 10 процентов, а русского населения - 90 процентов, а республика          
называется Коми, а раньше называлась Усть-Сысольская губерния, и всё было       
спокойно и нормально. А мы вот сто лет меняем вывески, печати, уставы, бланки   
- ведь сколько денег израсходовано!                                             
                                                                                
Поэтому плохо, что в пояснительной записке к законопроекту нет отрицательной    
оценки авторов переустройства страны, когда в четырех советских конституциях    
вводились новые субъекты и по новой Конституции... То есть мы пять раз          
кромсали страну, так сказать, и всё не можем успокоиться и понять, что только   
лишь крупные субъекты по экономическим основаниям, с количеством населения...   
И на первом этапе необходимо назначать губернаторов, а уже потом, через пять    
лет, этот новый край, новый субъект будет в состоянии избрать нормально         
нового главу государства с тем, чтобы не было мафиозных никаких сцепок, чтобы   
этот объединенный субъект нормально мог функционировать, чтобы не только        
появилась новая политическая территориальная единица на карте России, но и в    
плане правовом и экономическом чтобы там тоже последовали бы положительные      
изменения, потому что это всё вместе, в совокупности... Тогда мы сэкономим      
бюджетные средства. Сегодня представительство и в Государственной Думе          
неравноценное: за одним депутатом - восемьсот тысяч избирателей, за другим -    
двадцать тысяч, в сорок раз меньше. Ну что это за представительство? Всем       
понятно, что оно неравное. Мы сделали такую асимметричную федерацию, когда      
сверху, так сказать, "КамАЗ", а под ним колеса "запорожца". Вот поэтому         
государственная машина плохо функционирует. Если "КамАЗ", то и колеса должны    
быть для "КамАЗ"а. А если мы ставим колеса "запорожца", так сказать, то         
получается у нас около двадцати субъектов с населением двадцать-сорок тысяч,    
а в других субъектах численность населения до пяти миллионов доходит, а         
система органов управления одна и та же. И это всё приводит к негативным        
последствиям.                                                                   
                                                                                
В целом мы поддерживаем данный законопроект, считаем его принятие и             
положительное отношение населения на референдуме большим достижением в          
государственной политике по созданию нормальных территорий в нашей стране. И    
вот этот вектор, эта тенденция, что они будут иметь только географические       
названия, тоже положительная, потому что нельзя ни в коем случае, чтобы         
появлялись титульные нации, тогда там всегда будут перекосы, всегда будет       
автоматически возникать какая-то вражда, поскольку регион называется по имени   
только одной из национальностей, проживающих в данном месте, и получается       
худший вариант. В этом смысле вот Дагестан имеет прекрасное название,           
по-русски это "горская республика". Они все горцы, при этом триста наречий и    
языков и десять крупных народов, но не называется регион Авария там, или        
Кумыкия, или Лакцы, или Лезгинстан, то есть они поняли, что это невозможно -    
по названию какой-то одной нации дать название всей территории. Так почему же   
в России мы не пошли по этому пути? И вот только сейчас мы сдвинулись, то       
есть потребовалось почти двадцать лет с начала перестройки. Вот нужно было в    
85-м году этим заняться и не перестройку начинать, а модернизацию               
государственного устройства, модернизацию политической системы путем, так       
сказать, равномерного дробления КПСС на нормальные три-четыре партии, а не      
тратить двадцать лет на строительство новых партий. И сегодня мы вот имеем с    
вами то, что имеем. Но это положительная тенденция, поэтому мы ее               
поддерживаем. И хотелось бы, чтобы в дальнейшем был проведен референдум         
сразу, одновременно: допустим, по Камчатской области - Камчатский край,         
Корякский округ вошел бы в него, Чита - Агинский Бурятский, Иркутск -           
Усть-Ордынский Бурятский. У бурятов получается четыре субъекта Федерации,       
вернее, три: Бурятия и еще два отдельно. Три. Почему?! Но так же нельзя, это    
же просто немыслимо, мы специально как бы вот провоцируем негативные            
процессы. Поэтому надо обязательно укрупнять и давать чисто географические      
названия, и соответствующие ведомства этим должны заниматься в администрации    
президента, в правительстве, но и Госдума не должна запаздывать. Мы должны      
рекомендовать изменить уставы областей и конституции республик, чтобы было      
единое наименование - Дума, региональная Дума, республиканская, пока есть       
республики, областная, краевая, но наименование законодательного органа         
должно быть единое, иначе это просто непонятно, так сказать, вот эта            
чересполосица названий. На местах если на местном языке хотят дать другое       
название - это для местного употребления, но из Москвы должно быть обращение    
к региональным... (Микрофон отключен.)                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. От "Единой России" -         
Гришин Виктор Иванович. Пожалуйста.                                             
                                                                                
ГРИШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и   
региональной политике, фракция "Единая Россия".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я внимательно работал над этим законопроектом и в рабочей    
группе, и в комитете и хотел бы отметить следующее. Законопроект необходим,     
необходим с той точки зрения, что действительно сегодня                         
административно-территориальное деление страны не в полной мере соответствует   
нынешним требованиям, нынешним реалиям. Отчасти прав здесь депутат              
Жириновский: такой страной - при таком количестве субъектов, при их             
разнообразии, разнообразии с точки зрения социально-экономического развития,    
разнообразии с точки зрения состава населения - управлять из единого центра     
достаточно сложно, и здесь возникают всяческие коллизии. В частности, по        
замечанию Валентины Николаевны Ивановой о бюджетной обеспеченности я хочу       
сказать, что Коми-Пермяцкий автономный округ по бюджетной обеспеченности        
сегодня на третьем месте в Приволжском федеральном округе, то есть бюджетная    
обеспеченность достаточно большая, но не за счет производства в                 
Коми-Пермяцком округе, а в основном за счет федерального центра. Поэтому        
закон, который внес президент, необходим, он действительно начинает процесс     
модернизации административно-территориального устройства страны.                
                                                                                
Вот с точки зрения спешки... Спешим ли мы? Я считаю, что не спешим. На самом    
деле законопроект разрабатывался два года. При этом, сколько бы мы ни           
смотрели на этот закон, как бы мы ни теоретизировали, на мой взгляд, жизнь      
всё равно богаче, и я уверен, что после того, как закон начнет                  
реализовываться, появятся вопросы и в Пермском крае. И я думаю, что этот        
процесс не единственный: у нас уже есть обращения Иркутской области и так       
далее, то есть этот закон в какой-то мере будет модельным. Я считаю, что        
поправки, которые пойдут от жизненной практики, будут, и они будут более        
ценные, чем поправки теоретические.                                             
                                                                                
Далее. Что касается соответствия закона существующему законодательству, в       
частности закону об общих принципах организации органов власти в субъектах      
Российской Федерации, я считаю, что, конечно, полностью совместить эти законы   
- мы много думали об этом - нельзя, потому что вот этот процесс                 
осуществляется впервые и, если мы будем строить его на основе существующего     
законодательства, мы никогда не сдвинемся с места, поэтому этот законопроект,   
этот закон конституционный.                                                     
                                                                                
Кроме того, я полагаю, что, если мы будем задерживать этот законопроект,        
будем задерживаться с его принятием, мы здесь проиграем, страна проиграет       
финансово. Вот сейчас возник вопрос с назначением нового губернатора. Если      
президент его не назначит, Законодательное Собрание Пермской области через      
четырнадцать дней должно будет объявить выборы. Мы должны будем провести        
выборы, должны будем затратить на них соответствующие средства, и эти выборы    
всего на год. Возникнет не только коллизия правовая, но возникнет коллизия и    
политическая, и я считаю, что, действительно, до 1 апреля, пока                 
Законодательное Собрание Пермской области находится в правовом поле, нам        
необходимо этот закон принять, нам необходимо этот закон опубликовать.          
                                                                                
Я хочу еще раз повторить, что комитет достаточно внимательно рассматривал       
этот законопроект. Есть и заключение комитета-соисполнителя, и отзывы           
Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания          
Коми-Пермяцкого автономного округа. Нет практически никаких замечаний к этому   
законопроекту. Поэтому прошу вас поддержать решение комитета принять            
законопроект в первом чтении и в целом. Спасибо.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И от независимых - Похмелкин Виктор              
Валерьевич. Пожалуйста.                                                         
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я не сторонник многих          
позиций, которые исходят сегодня от федерального центра, но это не              
распространяется на данный случай. Как житель Пермской области, четырежды       
избиравшийся от нее, хочу успокоить всех, у кого остались еще маломальские      
сомнения: процесс объединения действительно носит добровольный характер,        
действительно прошли все необходимые процедуры, и тот закон, который сегодня    
предлагается вашему вниманию, при отдельных издержках, которые наверняка        
выявятся в ходе его исполнения, тем не менее, мне кажется, сбалансирован и      
учитывает не только перспективу, но и ту ситуацию реальную, которая сложилась   
в Пермской области. Поэтому я полагаю, что предложение отсрочить сегодня его    
принятие в целом не стоит поддерживать. Есть все основания для того, чтобы      
его принять, а те поправки, которые так или иначе могут быть инициированы, но   
не препятствуют объединительному процессу, вполне можно будет рассмотреть и     
позднее. Поэтому я предлагаю поддержать предложение, которое внес сегодня       
представитель президента, которое разделяет профильный комитет, и считаю, что   
задерживаться с принятием данного закона нецелесообразно. Спасибо.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить докладчику с     
заключительным словом? Пожалуйста, Александр Алексеевич.                        
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Я хотел буквально несколько слов сказать, в основном      
как бы ответить на вопросы, прозвучавшие в выступлениях депутатов.              
                                                                                
Прежде всего, о срочности принятия данного закона. Председатель комитета уже    
сказал, что это обусловлено сложившейся конкретной ситуацией. Если мы сейчас    
не примем этот закон, то Законодательное Собрание Пермской области вынуждено    
будет принять решение о выборах губернатора Пермской области, что значительно   
осложнит ситуацию в переходный период, поэтому его надо принимать срочно. Но    
сразу, чтобы действительно снять опасения депутата Иванченко, я хочу сказать,   
что первые значимые действия, выборы губернатора Пермского края пройдут лишь    
в декабре 2005 года и с 1 декабря Пермский край будет считаться созданным.      
Значит, если действительно возникнет необходимость что-то поправить в этом      
законе, у нас с вами есть полтора года на это.                                  
                                                                                
Далее. Опять же отвечаю на вопрос Леонида Андреевича Иванченко: а как будут     
взаимодействовать временные и существующие органы государственной власти?       
Если вы внимательно прочитаете закон, представленный вам, то периодов           
совместного существования действующих и временных органов власти просто не      
существует. С момента избрания губернатора Пермского края прекращаются          
полномочия губернатора Пермской области, губернатора или главы администрации    
Коми-Пермяцкого автономного округа и вводится временная система органов         
исполнительной власти. Почему временная? Потому, что постоянная система         
органов исполнительной власти должна быть установлена Уставом Пермского края,   
который может быть принят только в 2006 году, когда будет сформирован           
законодательный (представительный) орган Пермского края.                        
                                                                                
Далее. В этот же период, в переходный период, когда уже будет существовать      
губернатор Пермского края и будут действовать утвержденные им органы            
исполнительной власти, продолжают свое существование законодательные органы     
Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. То есть здесь нет никакого           
временного законодательного органа, но есть особый порядок взаимодействия       
этих органов, он подробно описан в законе, поэтому здесь никакого               
противоречия мы не усматриваем.                                                 
                                                                                
Далее. Владимир Вольфович Жириновский говорит о том, что вообще целесообразно   
было бы ускорить процедуры переходного периода. Это не совсем верно. Сроки      
переходного периода предложены президентом исходя из сроков полномочий как      
раз действующих органов власти - как представительных, так и исполнительных.    
Я думаю, что было бы гораздо хуже, если бы мы сейчас этим законом досрочно      
прекратили полномочия того или иного органа. Мы тем самым вдвойне нарушили бы   
Конституцию: и нарушили бы избирательное право граждан, избравших органы        
государственной власти на определенный срок, и конституционные права самих      
граждан, избранных в эти органы, которых избиратели избрали на конкретный       
срок, а мы досрочно прекращаем их полномочия. В декабре 2005 года истекает      
срок полномочий обоих губернаторов - и Коми-Пермяцкого округа, и Пермской       
области, поэтому установлен срок выборов губернатора Пермского края - декабрь   
2005 года, и в 2006 году истекают полномочия обоих законодательных собраний,    
поэтому это вполне естественный и логичный ход событий: завершаются             
полномочия действующих органов и избираются уже новые.                          
                                                                                
Ну и последний, скажем так, очень важный вопрос, который все должны, я думаю,   
понять. Это вопрос, опять же поднятый Владимиром Вольфовичем, о перспективах    
реорганизации Федерации, скажем, в пятьдесят губерний. Жалко, что Владимир      
Вольфович, кажется, покинул зал, но, я думаю, остальным тоже неплохо бы         
задуматься над историей. Кстати, он тоже поднял вопрос: а почему в              
пояснительной записке не описана история появления Коми-Пермяцкого округа? Я    
напомнил бы, но не хочу вдаваться в подробности, чтобы не наступать на мозоль   
больную кому-то, кто и как поднял статус автономных республик РСФСР             
фактически до статуса союзных республик СССР (и к чему это привело) и           
одновременно статус автономных округов до статуса автономных республик РСФСР.   
И в период 1990-1993 годов мы вынуждены были, создавая новую Российскую         
Федерацию, идти на компромиссы, чтобы каким-то образом уйти вот от того         
(никак не хочется применять термин, чтобы не обидеть одну политическую          
партию), скажем, наскока кавалерийского, которым была разрушена Российская      
Федерация, чтобы сохранить ее и привести к тому периоду, когда можно наконец    
перейти к собиранию камней. Но если мы сейчас директивно из центра опять        
установим, что вот к такому-то сроку Российская Федерация должна быть           
реорганизована в пятьдесят губерний, я не знаю, будет ли это лучше, чем в       
начале 90-х годов, или еще хуже. Поэтому процесс, который начался по            
инициативе граждан отдельных субъектов Федерации, это самый правильный и        
естественный процесс. Реорганизация Федерации должна пройти естественным        
путем и в те сроки, которые будут приемлемы для решения этих вопросов,          
поднимаемых гражданами нашей страны.                                            
                                                                                
Я благодарю всех депутатов за заинтересованное обсуждение этого проекта и       
надеюсь, что оба законопроекта будут сейчас приняты - подчеркиваю, в связи с    
необходимостью - в первом чтении и в целом. У нас будет возможность, если       
возникнет необходимость, их подправить фактически до декабря 2005 года.         
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость содокладчикам выступить? Нет        
необходимости. Ставлю на голосование: принять законопроект "Об образовании в    
составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в             
результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              419 чел.93,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении. Ставлю в рамках "часа голосования":   
принять закон в целом.                                                          
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              423 чел.94,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    424 чел.                                          
Не голосовало                  26 чел.5,8%                                      
Результат: принято