Заседание № 144
О проекте федерального закона № 188271-4 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части уточнения направлений деятельности федерального органа исполнительной власти в области кинематографии).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Вопрос 2. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по культуре Зои Михайловны Степановой. Зоя Михайловна просит включить микрофон на месте. Пожалуйста, включите микрофон. СТЕПАНОВА З. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет по культуре представляет подготовленный к третьему чтению проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний нет. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний по докладу? Нет. Выносим данный проект федерального закона на "час голосования".
Уважаемые коллеги, объявляется "час голосования". Ставится на голосование: принять проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" в третьем чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 43 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7% Проголосовало против 18 чел.4,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 142
О проекте федерального закона № 188271-4 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части уточнения направлений деятельности федерального органа исполнительной власти в области кинематографии; принят в первом чтении 21 октября 2005 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 3. "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по культуре Елены Григорьевны Драпеко. Где у нас Елена Григорьевна? ДРАПЕКО Е. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, в ходе подготовки ко второму чтению поступила поправка группы депутатов Государственной Думы, направленная на сохранение в базовом Федеральном законе "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" в качестве основного направления деятельности федерального органа исполнительной власти в области кинематографии координацию и развитие инфраструктуры кинематографии. Комитет по культуре рекомендует согласиться с данной поправкой по следующим причинам. Во-первых, положением о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии функции управления государственным имуществом и оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены законом, на федеральное агентство возложены. Указом президента от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции по оказанию государственных услуг определены как "предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения... услуг гражданам и организациям...". Оказывать киноуслуги населению, таким образом, возможно через организации всех форм собственности, составляющие определенную отраслевую инфраструктуру. В соответствии с принятым в первом чтении проектом федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" услуги культуры должны составить 5 процентов от общей величины расходов на услуги. Совершенно очевидно, что в составе платных услуг культуры значительная доля приходится на киноуслуги. Для того чтобы сумма планируемых денежных расходов населения на киноуслуги получала реальное вещественное наполнение на территории всей страны, необходимо осуществлять на федеральном уровне координацию развития инфраструктуры кинематографии. Таким образом, указанная функция должна быть законодательно сохранена за федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии. И особо хочу отметить, что неоднократно в нашем с вами зале звучали предложения о квотировании фильмов, в том числе национальных фильмов, на российском кинорынке. Это связано с тем, что на сегодняшний день наш внутренний кинорынок захвачен несколькими американскими компаниями, которые продвигают свою продукцию при помощи управляющих компаний, действующих на нашем рынке, то есть мы выдавлены с собственного кинорынка нашими конкурентами-американцами. Чтобы эту проблему решить, в свое время были приняты Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 2001 года № 390 и постановление правительства в развитие этого указа. К сожалению, ни указ, ни постановление правительства исполнены не были. Это касалось создания собственной управляющей компании "Российский кинопрокат". "Российский кинопрокат" создан, но не наделен необходимым имуществом и потому не может в полной мере выполнять функцию управляющей компании по продвижению отечественного кинематографа. В этой ситуации Роскультура приняла решение, и на бюджетные деньги, выделяемые нами с вами каждый год из бюджета, было создано пятьдесят центров российского кино. Это кинотеатры, с которыми Роскультура заключает специальные договоры о том, что за счет бюджетных средств проводится частичная модернизация и техническое перевооружение. В свою очередь, эти кинотеатры обязуются 50 процентов своего времени тратить на показ отечественного кино. На сегодняшний день таких центров пятьдесят. В ведомственной программе записано, что до 2010 года мы должны открыть еще пятьдесят таких центров. То есть это могло бы стать основой для создания мощной российской управляющей компании с базовыми кинотеатрами. Этой инфраструктурой тоже надо руководить, и мы считаем, что этим должен заниматься наш федеральный орган Роскультура в лице структуры, курирующей кинематограф. В пункте 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2003 года на бывшее Министерство культуры Российской Федерации возлагались разработка и представление в установленном порядке предложений по созданию общероссийской сети кинопроката и кинопоказа. Для исполнения поручения президента необходима координация действий. Речь идет не только о координации действий этих центров российского кино, но и всех кинотеатров посредством специальных мер, определенных в нормативных документах, которые принимают наше Министерство культуры и Роскультура. По решению коллегии Министерства культуры от 10 октября в настоящее время разрабатываются две ведомственные целевые программы. Первая называется "Кино для массового зрителя", она нацелена на создание конкурентоспособной российской кинопродукции и предусматривает финансирование кинопроизводства за счет бюджетных средств. И вторая - "Электронный цифровой кинопоказ", целью которой является продвижение российских фильмов в отдаленные регионы и территории на основе спутниковых технологий. То есть это новый прорыв, прорыв технологический, в киноиндустрии - это беспленочное кино, кино, подобное телевидению, которое через спутник передается в специальные центры. Проекты таких центров разработаны, и ведомственная программа по внедрению этих систем для дальних регионов Российской Федерации сегодня разрабатывается. Это предполагает наличие у федерального органа - агентства по кинематографии - также соответствующих функций. Это второе чтение, поэтому я обосновываю, почему мы, согласившись с концепцией закона, пытаемся за счет нашей поправки изменить направление. Ведь концепция закона предполагала изъятие дублирующих и избыточных функций. Мы не можем признать координацию инфраструктуры кинематографии дублирующей, потому что ни один другой государственный орган не наделен этой функцией, и мы не можем признать ее избыточной по основаниям, которые я обозначила, и еще по некоторым основаниям, которые я готова перечислить любому, кто в этом будет заинтересован. Я благодарю вас за внимание и предлагаю поддержать поправку депутатов Комитета по культуре о том, чтобы не лишать наш федеральный орган права координировать инфраструктуру кинематографии. В то же время мы согласны с тем, что вести реестр организаций кинематографии - это необязательная функция, она, может быть, избыточная, и на ней мы не настаиваем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных к принятию? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу поправок? Прошу проголосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы исключить поправку хотели какую-то? Вопросы не задают во время второго чтения. Поправку исключить хотели? Покажите результаты голосования по таблице поправок. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 28 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4% Результат: принято Принимается. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 13 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 123
О проекте федерального закона № 188271-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части уточнения направлений деятельности федерального органа исполнительной власти в области кинематографии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, рассматриваем пункт 16 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации министр культуры и массовых коммуникаций Александр Сергеевич Соколов. Пожалуйста. СОКОЛОВ А. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемые депутаты, уж так получилось, что, рассматривая сегодня, 21 октября, в первом чтении именно этот законопроект, мы тем самым делаем подарок к 60-летию Никиты Сергеевича Михалкова. У него именно сегодня юбилей. Так что, как говорится, дорога ложка к обеду. Итак, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" подготовлен в целях прекращения избыточного государственного регулирования, исключения избыточных функций, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную поддержку кинематографии. В статье 5 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" к основным направлениям деятельности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную поддержку кинематографии, относятся координация развития инфраструктуры кинематографии и ведение реестра организаций кинематографии. Правительственной комиссией по проведению административной реформы именно эти функции - по осуществлению координации развития инфраструктуры кинематографии и по ведению реестра организаций кинематографии - признаны избыточными. Именно поэтому и предлагается в законе их исключить. И мы просим поддержать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Сергеевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по культуре Елены Григорьевны Драпеко. Пожалуйста, включите микрофон. С места. ДРАПЕКО Е. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо. Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и считает, что концепция данного законопроекта может быть принята в первом чтении. Однако нам бы хотелось, чтобы при дальнейшей работе над проектом правительство и министр культуры, уважаемый Александр Сергеевич, обратили внимание на следующие аспекты. В законопроекте предлагается исключить из направлений деятельности федерального органа исполнительной власти в области кинематографии координацию развития инфраструктуры кинематографии. Принимая во внимание, что основной функцией Федерального агентства по культуре и кинематографии является функция по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, Комитет по культуре не может признать координацию развития инфраструктуры кинематографии избыточным направлением в деятельности агентства, так как именно через организации кинематографии, составляющие инфраструктуру отрасли, и предоставляются услуги кинематографии. Однако в законе действительно существуют как бы дублирующие функции. Таким образом, на практике возникла ситуация, при которой два федеральных органа исполнительной власти - Министерство культуры и массовых коммуникаций и Федеральное агентство по культуре и кинематографии - в соответствии со своими положениями могут считаться федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии. Так, в соответствии с положением, утвержденным постановлением правительства № 291 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, является Федеральное агентство по культуре и кинематографии. При этом отдельные направления деятельности федерального органа, изложенные в статье 5 закона, возлагаются в соответствии с положением о министерстве культуры на министерство культуры Российской Федерации. Я не буду здесь подробно излагать, мы передадим министерству культуры наши соображения. Хочу обратить внимание еще на то, что в статье 11 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии..." тоже упоминается деятельность федерального органа, которая осуществляется и министерством культуры, и федеральным агентством. Это касается определения порядка хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи. Функция определения порядка возложена на минкультуры, а федеральное агентство осуществляет хранение исходных материалов национальных фильмов. То есть в принципе мы согласны с тем, что избыточные функции, дублирующие функции существуют, но предлагаем министерству ко второму чтению внести изменения и усовершенствовать текст закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть желающие выступить? Есть. Кибирев. Пожалуйста, включите микрофон депутату Кибиреву. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Александр Сергеевич, уважаемые коллеги! Закон очень короткий и внешне чисто технический, но наводит на некоторые размышления. В свое время Владимир Ильич Ленин произнес знаменательную фразу, которую знают все: "Из всех искусств важнейшим для нас является кино". Так вот, современные политики и государственные деятели, даже те, которые Ленина не знают или не любят его, ведут себя по отношению к кино точно так, как он в свое время, причем не только по отношению к традиционному пленочному кино, но и особенно к его модернизированному и более оперативному варианту - телевидению, где та же движущаяся картинка, то же колоссальное влияние на умы и настроения огромных масс населения. Теперь государство по совершенно непонятным нам причинам хочет отказаться вести реестр организаций кинематографии. То есть не считает для себя интересным знать, сколько в России этих организаций, как они расположены, чем они занимаются. А может быть, государство хотя бы поинтересовалось бы, что это наше современное кино сегодня показывает? А показывает оно очень много интересного: занимательные истории о проститутках, бандитах, случается, поливают грязью российскую историю, уводят человека от реальных проблем в его жизни. Но в кино абсолютно нет образов современных людей труда, их житейских проблем, нет вопросов нравственности в самом высоком значении этого слова, очень мало патриотизма. По нашему мнению, кино должно служить интересам большинства российского населения и всей России, а не ограничиваться только погоней за прибылью, причем, получая эту прибыль путем подыгрывания не лучшим, а порой просто низменным настроениям части нашего общества. Вот исходя из этого мы считаем, что государство не должно оставлять без своего внимания кино, как важнейший вид искусств, а должно в максимальной степени использовать это средство для самых благородных, патриотических задач организации жизнедеятельности в нашем обществе. И поэтому наша фракция считает, что никакого избыточного значения вот эта функция - вести реестр кинематографических организаций - не имеет, государство должно в полной мере заниматься вот этой ветвью искусства. И наша фракция, Компартии Российской Федерации, не может поддержать этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, есть еще желающие выступить? Нет, не вижу рук. Есть необходимость докладчику выступить с заключительным словом? Александр Сергеевич? СОКОЛОВ А. С. Я хочу только поблагодарить, в особенности Елену Григорьевну, за очень дельные дополнения, они будут учтены. На самом деле основная цель ясна - это устранение избыточных функций, и, безусловно, еще есть возможность поработать над выявлением такого рода несоответствий в положениях о министерстве и агентстве. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 21 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 35 чел.7,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принимается законопроект.