Заседание № 42

13.07.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 188-6 "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся порядка замещения вакантного депутатского мандата депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 476 по 488 из 4291
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, Председатель Государственной Думы очень подробно изложил     
своё видение нашей дальнейшей работы. Мы бы поддержали это всё при одном        
условии - если 11-й вопрос фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласится снять сегодня с   
рассмотрения. Здесь нет никаких политических предпочтений, Сергей Евгеньевич,   
- мы не просим принять этот законопроект, но три фракции обращаются к вам и к   
"ЕДИНОЙ РОССИИ" с просьбой перенести рассмотрение этого вопроса на сентябрь.    
Я надеюсь, что в унисон с тем, как вы выступили - очень хорошо, - вы с этим     
согласитесь.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 501 по 510 из 4291
НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Я хочу поддержать Сергея Николаевича Решульского и попросить снять с            
рассмотрения 11-й вопрос. Сергей Евгеньевич, мы всё-таки должны уважать себя,   
уважать руководителей наших фракций и уважать пусть даже бывшего, но            
Президента Российской Федерации, с которым у них была определённая              
договорённость, и не стоит нам сегодня пренебрегать этой договорённостью.       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 515 по 536 из 4291
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я поддерживаю предложение       
моих товарищей снять 10-й и 11-й вопросы, так как в 10-м произошло изменение    
концепции - это грубейшее нарушение Регламента, а ситуация с 11-м - это         
дискредитация нового лидера "ЕДИНОЙ РОССИИ", который, будучи президентом,       
порекомендовал принять такой закон, и в первом чтении вы его приняли, а         
сейчас, когда он стал председателем правительства, вы его дискредитируете,      
поэтому этот вопрос надо будет снимать.                                         
                                                                                
И по 6-му, и 7-му вопросам. Сергей Евгеньевич, ну, в любом обществе в           
принципе контроль со стороны оппозиции только помогает. Вы же предлагаете       
опять какую-то депутацию создать, в которой будет четыре человека от "ЕДИНОЙ    
РОССИИ" и три - от всех остальных фракций. Ну зачем нужны такие депутации,      
для профанации, что ли?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 6-й и 7-й вы тоже предлагаете снять?                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы будем обсуждать это позже.                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 539 по 557 из 4291
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Сергей Евгеньевич, вот вы выступали и говорили об эффективности работы          
Государственной Думы, я хотел бы уточнить: мы дополнительные заседания          
провели, по сто с лишним вопросов ставили в повестку - сколько законов          
осталось лежать в Государственной Думе со стажем более одного года? Вот она,    
эффективность: если у нас больше тысячи законов, значит, наверное, как-то мы    
не так работаем? Кто-нибудь пусть огласит эту цифру.                            
                                                                                
И второе, по 11-му вопросу: законопроект сырой, и если мы сегодня будем его     
рассматривать, то это только усилит противостояние между правящей партией и     
оппозиционными. Если кому-то нужно усилить раздрай в Государственной Думе,      
тогда можно его оставить, а если мы хотим работать одной командой, давайте      
рассмотрение 11-го вопроса всё-таки перенесём на осень, ещё раз хорошо          
подумаем и найдём какое-то компромиссное решение. Я уже не говорю о             
президенте, я говорю о нас - тех, кто работает в Государственной Думе: или мы   
в разные стороны пойдём, или будем действовать в одном направлении. Предлагаю   
11-й вопрос сегодня снять с рассмотрения.                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 560 по 566 из 4291
МИРОНОВ С. М., руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает           
исключить 11-й пункт из сегодняшней повестки дня.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 620 по 637 из 4291
Сергей Николаевич Решульский, Иван Игнатьевич Никитчук, Николай Васильевич      
Коломейцев, Сергей Михайлович Миронов и Владимир Николаевич Федоткин            
предлагают перенести рассмотрение пункта 11. Ставлю на голосование.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              149 чел.33,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    149 чел.                                          
Не голосовало                 301 чел.66,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонено.                                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3793 по 4107 из 4291
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Коллеги! Можно перетерпеть        
боль, можно пережить какие-то лишения, можно даже пережить поражение, но        
нельзя соглашаться с унижением. Три фракции обратились к вам с просьбой,        
подчёркиваю, перенести 11-й вопрос, не меняя своей позиции, не принимая его,    
на сентябрь. Большинство из вас, присутствующих здесь, с этим согласны, я       
чувствую, с этим согласно и большинство руководства Государственной Думы, но    
по команде сверху - унизить, растоптать, показать, что депутаты - это никто,    
- вы сейчас будете его рассматривать.                                           
                                                                                
В такой ситуации фракция КПРФ не считает возможным присутствовать больше в      
зале и, защищая честь и достоинство всех депутатов, покидает этот зал в         
полном составе. И мы предлагаем всем, кто ещё относится к чести и достоинству   
не просто как к словам... (Микрофон отключён. Фракция КПРФ покидает зал.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
11-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в     
статью 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 89      
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального      
Собрания Российской Федерации". С докладом выступает председатель Комитета по   
конституционному законодательству и государственному строительству Владимир     
Николаевич Плигин.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич.                                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Внесённым          
законопроектом предполагалось изменить действующий порядок таким образом,       
чтобы коллегиальный постоянно действующий руководящий орган соответствующей     
политической партии имел право предложить Центральной избирательной комиссии    
Российской Федерации для замещения вакантного депутатского мандата              
кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из любой части                
зарегистрированного федерального списка кандидатов политической партии.         
                                                                                
Я специально, уважаемые коллеги, назвал эту норму очень подробно, для того      
чтобы остановиться и перейти дальше к анализу.                                  
                                                                                
Были общие подходы к совершенствованию функционирования партийной системы и     
повышению роли партии, и в принципе идея была поддержана. Вместе с тем на       
начальной стадии обсуждения данного законопроекта мы отмечали, что необходимо   
предусмотреть положения о преимущественной передаче вакантного депутатского     
мандата кандидату из той же региональной группы кандидатов, в которую входил    
депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно. По            
предложению комитета предполагалось выработать механизм принятия решения        
руководящим органом политической партии, в наиболее полной мере гарантирующий   
представительство интересов избирателей того региона, где высвободился          
вакантный депутатский мандат. Комитет предлагал также предусмотреть перечень    
исключительных обстоятельств, позволяющих политической партии принимать иное    
решение, то есть воспользоваться правом выбора кандидатуры из любой части       
федерального списка. И, уважаемые коллеги, я просил бы обратить внимание на     
следующее: по мнению комитета, было необходимо дополнительно обсудить вопрос    
о сроках вступления в силу предлагаемых норм с целью обеспечения правовой       
стабильности. Не исключая в принципе такую возможность, мы говорили о том,      
что депутаты данной Государственной Думы были избраны по определённым           
правилам, соответственно, эти правила соблюдались, и в зале Государственной     
Думы присутствуют многие наши коллеги, которые в настоящее время уже            
заместили свои должности в соответствии с имеющимися правилами.                 
                                                                                
К настоящему моменту согласованных решений по этим вопросам не принято,         
предложенный механизм учёта интересов, по мнению комитета, в достаточной        
степени не отражает позицию, указанную в заключении комитета от 20 января       
2012 года. Вместе с тем в случае принятия данного законопроекта в той           
редакции, о которой идёт речь, включая, кстати, некоторые поправки, которые     
предлагались, такой подход к замещению вакантных депутатских мандатов может     
создать предпосылки для необоснованно широких пределов усмотрения               
уполномоченного органа политической партии при принятии им соответствующих      
решений. Такой подход противоречит сложившимся международным стандартам         
применительно к процедуре распределения мандатов, согласно которым              
законодательство о выборах не должно содержать механизмов самостоятельного      
определения партиями итогового состава избранных депутатов. В частности, это    
отмечается в докладе Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам           
человека по итогам выборов в Сербии 28 декабря 2003 года, на это же обращает    
внимание Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в справке,     
направленной в Государственную Думу.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не хотел на этом останавливаться, но в то же время         
считаю необходимым отметить из этой справки следующее положение:                
"Предлагаемая норма, если она не будет подвергнута редакции, значительно        
увеличивает риск злоупотреблений в практике распределения мандатов в связи с    
необоснованно широкими пределами усмотрения уполномоченного органа              
политической партии и может создать предпосылки для коррупционных отношений.    
Предложенная законопроектом норма содержит коррупциогенные факторы". Это,       
уважаемые коллеги, из той справки, которая была направлена Центральной          
избирательной комиссией в Государственную Думу, вы имеете возможность с ней     
ознакомиться.                                                                   
                                                                                
Я хотел бы отметить, что при подготовке законопроекта ко второму чтению - и     
мы неоднократно на это обращали внимание и Совета Государственной Думы, и       
наших уважаемых коллег - мы провели консультации с ведущими экспертами в        
области конституционного права в Российской Федерации, мы провели               
консультации с лицами, которые знают конституционное производство в             
Российской Федерации: эксперты всех уровней, специалисты в области              
конституционного правосудия подчёркивали, что, конечно же, такое                
произвольное, такое широкое изменение подходов к формированию депутатского      
состава на стадии, когда он уже сформирован, может вызвать достаточно большое   
количество конституционных вопросов, и, таким образом, этот закон,              
несомненно, стал бы предметом рассмотрения Конституционного Суда.               
                                                                                
Кроме того, произвольная ротация в списках путём пересмотра очерёдности         
мандатов нарушает основной принцип избирательного законодательства - о          
региональном представительстве политических партий в Государственной Думе.      
Вот на это также хотелось бы обратить внимание.                                 
                                                                                
И мне совершенно непонятен в данной ситуации тот жест, который был сделан. Он   
непонятен особенно в связи с тем, что субъекты Российской Федерации также       
нашли возможным высказать своё отрицательное отношение к данному                
законопроекту, принятому в первом чтении, как минимум двадцать девять           
субъектов достаточно подробно на этом остановились, в том числе Магаданская     
областная Дума, Калининградская областная Дума, Волгоградская областная Дума,   
Дума Ставропольского края и многие другие наши уважаемые коллеги.               
                                                                                
На основании изложенного, собственно говоря, комитет и считает возможным        
предложить Государственной Думе отклонить данный законопроект, который ранее    
был принят в первом чтении. Кстати, такая процедура предметно                   
предусматривается статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы Федерального    
Собрания Российской Федерации. С моей точки зрения, наше предложение            
полностью соответствует... оно находится в рамках действующего в настоящее      
время избирательного законодательства. Это отражает, как я уже сказал,          
интересы регионального представительства, самое главное, это отражает           
интересы многих и многих наших уважаемых коллег - депутатов законодательных     
(представительных) органов субъектов Российской Федерации.                      
                                                                                
В связи с изложенным, полагаю, нет никаких оснований для такого рода жестов,    
для высказывания позиции по поводу того, есть уважение или нет уважения.        
Более того, поскольку здесь звучало это утверждение, я также хочу сказать,      
что в том числе представители фракции, которая в настоящее время покинула зал   
заседаний, обращали внимание на то, что, несомненно, возникнут проблемы в       
связи с произвольным замещением депутатских мест, с произвольным решением,      
принимаемым только лишь ограниченным количеством людей. Этот вопрос служил      
предметом беспокойства многих и многих, и многие действующие политики           
обращались к нам с просьбой как минимум с осторожностью отнестись к данной      
идее.                                                                           
                                                                                
Я ещё раз хотел бы вернуться к началу и сказать, что сама по себе идея - она    
обсуждалась - совершенствования деятельности партийной системы в Российской     
Федерации, несомненно, нами поддерживается, однако данный законопроект          
предлагаем отклонить.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступать представители президента и правительства? Нет.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, что касается выступлений от фракций, я прошу   
Николая Ивановича Булаева дать комментарий по норме Регламента.                 
                                                                                
Пожалуйста, Николай Иванович.                                                   
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Статья 123-1       
Регламента Государственной Думы не предусматривает при рассмотрении такого      
законопроекта, который мы сейчас рассматриваем, процедуру выступлений от        
фракций, она предусматривает выступление от комитета - до десяти минут,         
выступления представителей президента и правительства - до трёх минут.          
Выступлений от фракций не предусмотрено, поэтому это вопрос отдельного          
рассмотрения, если в этом есть необходимость.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Владимир Вольфович Жириновский.              
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я хочу вам тогда зачитать эту статью 123, пункт 2...          
Показывай мне, Нилов, где это написано, кто имеет право выступать... Вот:       
представители субъекта права законодательной инициативы, докладчик от           
комитета, представитель правительства и так далее плюс те, кто были авторами    
этого закона, - не от фракций, а авторы! Зюганов болен, Миронов ушёл, я         
остался один. Я прошу слова, как автор закона!                                  
                                                                                
И на будущее прошу комитет по Регламенту и других депутатов внимательнее        
читать наш с вами Регламент, мы его утвердили, вот статья 123 - кто имеет       
право выступать. Докладчик выступил, представители правительства, президента    
молчат, Зюганова нет - я прошу мне дать слово!                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, всё-таки норма Регламента звучит так, как её                 
прокомментировал Николай Иванович Булаев, но я предлагаю дать возможность       
выступить лидерам фракций. Прошу проголосовать за это предложение: это          
всё-таки нарушение нормы Регламента.                                            
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Владимир Вольфович, ну, поскольку это не регламентное выступление, я прошу      
установить три минуты. Я знаю, что вы умеете очень лаконично выступать.         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.100,0 %                                   
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принято.                                                            
                                                                                
Владимир Вольфович, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Хорошо, три минуты.                                           
                                                                                
Во-первых, мы неправильно понимаем норму Регламента, я прошу всё-таки           
внимательнее его читать. Субъекты права законодательной инициативы - кто? Я,    
Зюганов и Миронов. Ну так почему вы говорите, что нельзя выступать?! Можно      
выступать! От фракций - да, нельзя, и по ведению нельзя, но как субъект, кто    
внёс, в случае отклонения, вот как мы сейчас сделали, мы имеем право, пускай    
нас Правовое управление всё-таки здесь вразумит.                                
                                                                                
Я думал, мы в другом формате закончим заседание. Выходить из зала никому не     
надо, потому что, даже если бы сегодня приняли закон, он не мог бы              
действовать: заседаний не будет больше в эту сессию. То есть норму закона,      
если она была бы принята, применять ещё нельзя было бы, нам всё равно в         
сентябре пришлось бы этим заниматься. Но подобные демарши ничего не дают.       
                                                                                
Вы проголосуете за отклонение, но в целом всё-таки я бы хотел, чтобы мы         
какие-то поправки ввели в закон о статусе: нужен какой-то институт отзыва       
депутатов. Избиратели сегодня не поймут коммунистов, почему они вышли из        
зала: мы ещё не всех в Крымске похоронили, а депутаты спорят, кому мандат       
передать, - занимаемся техническим вопросом. Вообще и передавать ничего не      
надо - пока никто никуда не ушёл! Если бы пять коммунистов куда-то ушли и они   
колебались бы, кого ввести во фракцию, я бы понял и сказал: давайте им          
поможем, - но никто из коммунистов не уйдёт, их выносят ногами вперёд, они      
никогда не уходят! А эти сбежали, левые эсеры, они всегда бегают! 6 июля с      
ними покончила советская власть - теперь мне понятно, почему они их             
расстреляли всех: это вредная партия была!                                      
                                                                                
Всё-таки надо продумать институт отзыва. Например, депутат болеет. По           
трудовому законодательству, если четыре месяца болеет - всё, увольняют,         
переходи на инвалидность, и можно заменить, а что мы с вами должны делать       
пять лет? Или депутат не присутствует на заседаниях. Помните, у нас глава       
администрации гулял где-то и из-за рубежа руководил регионом? А у нас есть      
такие вот депутаты: сидит дома на печи, факультативно, так сказать, а по его    
карточке мы за него здесь голосуем, всё делаем.                                 
                                                                                
А насчёт того, как замену производить, - здесь опять всё нам портит эта вот     
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и частично коммунисты. По данным правоохранительных       
органов, не по моим, самые грязные списки до избрания 4 декабря были у этих     
партий, самые чистые - у ЛДПР, можете проверить, это ваши правоохранительные    
органы, у них информация есть.                                                  
                                                                                
Пользуясь случаем, я хочу сказать, что мы готовы и дальше всё обсуждать, и      
уверен, мы ещё сто раз к этому вернёмся, но сегодня, в торжественный день...    
Левые всегда всё портили: они игнорировали выборы в царскую Государственную     
Думу, устраивали расстрел Учредительного собрания, здесь они с Болотной         
связались, с бантами ходят белыми... Надо всем объединиться в борьбе с левыми   
экстремистскими движениями, поэтому мы и поддержали закон об НКО, ибо их        
снабжают деньгами, поэтому и побежал Пономарёв отчитываться за проделанную      
работу... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. И всё-таки я бы хотел, чтобы мы с хорошим настроением ушли.   
На будущее: председатель палаты выступает и, может быть, с места -              
руководители фракций, мы должны поздравить друг друга с успешным завершением,   
ещё раз вспомнить о наших гражданах, которые ждут от нас помощи и поддержки.    
Конечно, мы много хорошего сделали, но выходить, демарши устраивать и с         
бантами бегать не годится в XXI веке, поэтому давайте их остановим. А           
Пономарёва предлагаю лишить мандата, чтобы он 1 сентября здесь не появлялся -   
на дух он нам... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Андрей Юрьевич Воробьёв.                                                        
                                                                                
ВОРОБЬЁВ А. Ю. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Ну, действительно так получилось, что наши коллеги пораньше закончили, раньше   
всех закончили весеннюю сессию. Да, сегодня торжественный день, но, учитывая    
то, что авторами этого законопроекта являются лидеры парламентских фракций,     
мы должны, наверное, особое уважение проявить, что, Сергей Евгеньевич, я так    
понимаю, вами и было сделано.                                                   
                                                                                
На самом деле наша позиция всегда была абсолютно открыта и понятна: если в      
каком-то из восьмидесяти трёх субъектов граждане проголосовали за партию        
ЛДПР, за коммунистов или за "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", то совершенно логично, что   
граждане этой территории рассчитывают на то, что в случае ухода депутата        
следующий, кто идёт по списку, будет представлять интересы соответствующих      
края, области или республики. Если бы это делалось каким-то другим,             
искусственным, насильственным путём, например, из моего Красноярска мандат      
передали бы в Ставропольский край, то какая реакция была бы у регионов? И в     
связи с этим Владимир Николаевич очень корректно сказал: большинство            
субъектов обратились к нашей фракции и попросили не делать этого.               
                                                                                
Мы готовы сотрудничать, мы, конечно, готовы рассматривать законодательные       
инициативы уважаемых коллег, но в данном случае позиция у нас сформирована,     
она понятна и абсолютно аргументированна. К тому же практически на каждом       
заседании Совета Думы Сергей Михайлович Миронов настойчиво требовал у нашего    
коллеги поставить этот вопрос в повестку дня, что и было сделано.               
                                                                                
Мы будем голосовать за отклонение этого законопроекта.                          
                                                                                
В заключение хотел бы пожелать всем присутствующим в зале, и фракции КПРФ       
отдельно, провести эти летние месяцы результативно, плодотворно, отдохнуть и    
не отрываться от регионов.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я с удовольствием предоставил бы слово ещё одному автору законопроекта -        
уважаемому Сергею Михайловичу Миронову, но не вижу его в зале, поэтому ставлю   
законопроект на голосование. Кто за то, чтобы его отклонить?                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.52,7 %                                    
Проголосовало против           54 чел.12,0 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    291 чел.                                          
Не голосовало                 159 чел.35,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 3

24.01.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 188-6 "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся порядка замещения вакантного депутатского мандата депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2306 по 3025 из 5498
Переходим к следующему вопросу повестки, пункту 6.                              
                                                                                
Олег Викторович Морозов, пожалуйста, прошу вас.                                 
                                                                                
МОРОЗОВ О. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем        
законодательную инициативу, которая в том или ином виде неоднократно            
обсуждалась в этом зале, и вторая её особенность состоит в том, что эту         
законодательную инициативу подписали представители всех четырёх парламентских   
фракций, причём три подписи - это подписи руководителей этих фракций. И это о   
многом говорит, это говорит о том, что данная законодательная инициатива уже    
имеет серьёзную политическую поддержку в парламенте. Я напомню, что речь идёт   
о том, чтобы наделить политическую партию, получившую доверие избирателей,      
правом по своему усмотрению и под собственную ответственность определять        
кандидата для замещения мандата, который по тем или иным причинам передаётся    
другому кандидату. Напомню, что сегодня в этой части есть определённое          
ограничение. Если по сегодняшнему, действующему законодательству депутат или,   
вернее, член того или иного федерального списка, получивший депутатский         
мандат, по какой-либо причине от него отказывается, то этот мандат по решению   
коллегиального постоянно действующего руководящего органа партии,               
согласованному с ЦИК, передаётся другому члену данного федерального списка,     
но непременно представляющему ту же региональную часть списка, из которого      
выбыл депутат, сдавший свой депутатский мандат.                                 
                                                                                
Мы исходим из того, что современная политическая система, зрелость              
политических партий позволяют нам внести законодательную инициативу, которая    
могла бы предусмотреть право для политической партии передать этот мандат       
любому кандидату из федерального списка данной партии, независимо от того,      
какой региональный список он представляет. Такое право позволяет политической   
партии передавать этот мандат тому соискателю, тому члену данного               
федерального списка, который наиболее востребован данной политической партией   
исходя из его профессиональных качеств, исходя из необходимости решать те       
задачи, которые ставит перед собой политическая партия в данном созыве          
Государственной Думы, исходя из тех задач, которые решают те или иные           
профильные комитеты. То есть мы тем самым, конечно же, значительно повышаем     
роль и ответственность партии в принятии этого решения, ну и, соответственно,   
наделяем её вот этим новым правом.                                              
                                                                                
Поэтому прошу рассмотреть данную законодательную инициативу и поддержать её в   
первом чтении, хотя считаю, что во втором чтении нужно более тщательно вместе   
с комитетом и с депутатами рассмотреть саму процедуру принятия решения по       
передаче такого мандата. Я, как автор законодательной инициативы, вижу, что     
эта тема нуждается в дальнейшем обсуждении.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович.                                 
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Повторюсь только   
в той части, что внесённым законопроектом предлагается изменить действующий     
порядок таким образом, чтобы коллегиальный постоянно действующий руководящий    
орган соответствующей политической партии имел право предложить Центральной     
избирательной комиссии Российской Федерации для замещения вакантного            
депутатского мандата кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из       
любой части зарегистрированного федерального списка кандидатов политической     
партии. Собственно говоря, в этом сущность. Данное предложение обусловлено      
теми обстоятельствами - как нам в том числе говорили авторы, - что              
зарегистрированный кандидат из федерального списка кандидатов, региональной     
группы этого федерального списка политической партии по тем или иным причинам   
утрачивает связь со своей партией либо осуществляет деятельность, наносящую     
ущерб, скажем так, политическому имиджу партии.                                 
                                                                                
Комитет, несомненно, разделяет обеспокоенность политических партий в            
отношении недобросовестного членства в партии отдельных зарегистрированных      
кандидатов и полагает концептуально целесообразным поддержать расширение        
возможности осуществления самостоятельного выбора кандидатов политическими      
партиями.                                                                       
                                                                                
Вместе с тем мы полагаем, что при подготовке к процедуре второго чтения - и     
благодаря Олегу Викторовичу, который на это обратил внимание, - необходимо      
обсудить целый ряд вопросов. В частности, при внесении изменений полагаем       
необходимым предусмотреть положения о преимущественном замещении вакантного     
депутатского мандата кандидатом из той же региональной группы кандидатов, в     
которую входил депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены          
досрочно. В этих целях необходимо выработать механизм принятия решений          
руководящим органом политической партии, в наиболее полной мере гарантирующий   
- мы бы хотели на это обратить внимание - представительство интересов           
избирателей того региона, где высвободился вакантный депутатский мандат.        
Возможно, необходимо рассмотреть перечень исключительных обстоятельств,         
позволяющих политической партии принимать иное решение, то есть                 
воспользоваться правом выбора кандидатуры из любой части федерального списка.   
Я бы не хотел в настоящее время останавливаться на тех обстоятельствах,         
которые могут быть положены в основу этого решения. И принципиально важно, с    
нашей точки зрения, дополнительно обсудить вопрос о сроках вступления в силу    
предлагаемых норм с целью обеспечения правовой стабильности.                    
                                                                                
С учётом изложенного комитет концептуально поддерживает идею, тем более что     
мы, естественно, очень уважаем, действительно с уважением относимся к мнениям   
лидеров трёх фракций и Олега Викторовича Морозова, мы поддерживаем идею         
концептуально при условии, конечно, доработки законопроекта ко второму          
чтению. Предлагаем принять законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопросы есть. В этом      
случае прошу записаться на вопросы, а для этого прошу включить режим записи.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
Семь депутатов записались.                                                      
                                                                                
Депутат Гостев Руслан Георгиевич.                                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я поддерживаю в целом законопроект, но вопрос такой: регламентация принятия     
решения будет определяться партиями или же мы это законом примем? Как вы        
считаете, как более точно и правильно будет?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? Владимиру Николаевичу?                       
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г. Ему удобнее, он на трибуне стоит.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста.                          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Спасибо большое, вы своим вопросом поддержали нашу идею. Идея      
заключается в том, что мы должны этот вопрос предметно обсудить. Мне            
приходилось выступать с трибуны Государственной Думы и говорить о том, что      
мы, конечно же, должны исключить произвольное решение вопросов внутри           
политических партий. Здесь речь идёт о том, что это руководящий орган           
соответствующей политической партии, и нам бы не хотелось, да и вряд ли мы      
можем в законе детализировать процедуры внутренней организации работы           
политической партии, но в то же время нужно исключить злоупотребления внутри    
политических партий, слишком свободное использование данного института. В       
прошлый раз прозвучало, Владимир Вольфович говорил, что вы подозреваете         
конкретных людей, которые будут злоупотреблять полномочиями. Я в данной         
ситуации хочу сказать: никаких конкретных людей, никого мы не подозреваем в     
злоупотреблении полномочиями, мы просто говорим об общих принципах развития     
той или иной системы. Очень часто система начинает замыкаться на одного         
человека, поэтому это нужно исключить. К этому институту нужно относиться,      
понятно, с уважением, но в то же время предусмотреть, чтобы внутрипартийные     
процедуры не позволяли принимать решения кулуарно.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Владимир Николаевич, сначала маленькая реплика. На самом деле вот из всех       
четырёх партий, которые представлены сегодня в Государственной Думе, только     
депутаты фракции ЛДПР ещё не подали ни одного заявления о досрочном сложении    
депутатского мандата, все пятьдесят шесть депутатов, которые были избраны 4     
декабря, и сейчас осуществляют свои полномочия, и, надеюсь, так и будет до      
конца созыва. Это в плане того, что мы не собираемся злоупотреблять, так        
сказать.                                                                        
                                                                                
И в этом ключе вопрос. Вот часто бывает, что избирательное законодательство     
довольно динамично развивается и политические партии просто физически не        
успевают вносить изменения в свои уставы. Поэтому возникает проблема, в         
частности, исключения кандидатов из партийного списка и кандидатов по           
мажоритарным округам, поскольку в закон "Об основных гарантиях..." изменения    
вносятся, а изменения в устав могут быть приняты только на съезде               
политической партии, причём нередко для этого необходимо квалифицированное      
большинство голосов. Вот при рассмотрении этих вопросов будет учитываться?..    
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Прежде всего хочу сказать, что вы очень элегантно себя             
похвалили, это заслуживает уважения.                                            
                                                                                
Далее. Ответ следующий. Конечно же, системы должны быть гибкими. Но             
одновременно хотелось бы обратить внимание на то, что в рамках решения данных   
вопросов мы имеем дело с институтами государственной власти, поскольку          
депутат является участником работы Государственной Думы, высшего органа         
законодательной власти Российской Федерации. Безусловно, гибкость необходима,   
но в то же время должны быть и элементы консерватизма, поэтому, может быть,     
иногда стоит принимать решения так, как это написано в уставах партий, и не     
спешить. Это тоже иногда полезно.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алевтина Викторовна Апарина.                                                    
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Владимир Николаевич, у меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, как              
председатель комитета, есть ли у вас предложения, проекты законов вот в         
продолжение этой темы - по поводу выборов и работы депутатов, - касающиеся      
права избирателей отозвать того депутата, кто не оправдал доверие               
избирателей, а может быть, даже и права политической партии, которая            
выдвигала кандидата в депутаты, но вот решила отозвать или лишить мандата за    
какие-то нарушения? Хотя, конечно, преимущество за избирателями. Есть ли у      
вас в комитете такие законопроекты и как вы относитесь к этим идеям?            
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. В настоящее время на рассмотрении комитета такого рода             
предложений нет, но в то же время я должен отметить, что сейчас политические    
партии, руководители политических партий выступают авторами многих              
законодательных инициатив, поэтому вполне возможно, что появится и такого       
рода законодательная инициатива.                                                
                                                                                
Что касается Государственной Думы, я хотел бы обратить внимание на то, что      
Президентом Российской Федерации готовится для внесения в Государственную       
Думу проект федерального закона, который будет касаться нового порядка          
формирования корпуса депутатов Государственной Думы. Институт отзыва получает   
определённое развитие, но не применительно к депутатам, а применительно к       
руководителям субъектов Российской Федерации. В законопроекте, предложенном     
Президентом Российской Федерации, предусматривается институт отзыва.            
                                                                                
На что хотелось бы обратить внимание в связи с институтом отзыва? Срок          
полномочий достаточно ограниченный - пять лет. Должна быть политическая         
ответственность за принятие решения по тому или иному человеку, поэтому в       
данной ситуации нужно будет думать над этим институтом отзыва. Если будут в     
комитет внесены предложения, мы, несомненно, их оценим.                         
                                                                                
Вторая часть вопроса...                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. По отзывам избирателями ещё раз хочу сказать, что это              
политическая ответственность.                                                   
                                                                                
Но вот во второй части вопроса вы коснулись более деликатной проблемы - это     
проблема, решаемая политическими партиями по отзыву того или иного лица.        
Возможно да, но мы должны предусмотреть максимально институт защиты от          
злоупотребления этим правом. Та или иная личность в рамках фракции может        
занимать позицию, которая будет представляться достаточно важной, интересной,   
так сказать, поэтому мы должны предусмотреть и защиту этой личности, а не       
только защиту политической партии, то есть механизм должен быть очень           
взвешенным.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Владимир Николаевич, лидеров партий, которые внесли этот законопроект, понять   
можно: им хочется, чтобы в Думе во фракциях были люди, способные работать, и    
если, например, видно, что человек просто просидел, а мы знаем, такое на        
практике у нас есть... Поэтому хочется внести предложение, чтобы, если уж       
кто-то ушёл, прошёл нужный человек. А получается так, что в этом регионе в      
списке несколько человек, кто-то или выбыл сам, или естественная убыль, всё     
понятно... Но не нарушаем ли мы этим права тех людей, которые в регионе         
работали на выборах, а потом остался регион без депутата?                       
                                                                                
Я к вам почему обращаюсь? Потому что вы не лидер партии, вы юрист хороший       
очень. Вот скажите, как сделать так, чтобы и удовлетворить желание лидеров      
партий, и в то же время не нарушать прав человека, избирателей?                 
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Тамара Васильевна, ваш вопрос даёт нам как раз моральное право     
для предложения варианта законопроекта ко второму чтению, мы именно на этих     
гарантиях защиты прав, интересов, законных интересов, скорее, даже              
справедливо обоснованных интересов и сами сосредоточимся.                       
                                                                                
И ещё один момент. Когда мы рассуждаем об этих вещах, вы знаете, здесь          
возникает очень серьёзная моральная проблема. В списке политической партии      
шестьсот человек, в каждой региональной группе эти шестьсот человек             
отбирались, рекомендовались в региональную группу. Вот если мы уже на           
начальной стадии в них начинаем сомневаться, их подозревать и прочее,           
возникают вопросы: вот эта работа по отбору этих людей каким образом велась и   
чему здесь нужно отдать преимущество - качественной предварительной работе,     
или последующим возможным санкциям, или индивидуальным предпочтениям? Это       
очень большой вопрос. По крайней мере в рамках избирательного цикла, я думаю,   
мы должны следовать тем правилам, которые уже есть, но это частное мнение.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Спасибо. Вопрос к Владимиру Николаевичу.                                        
                                                                                
Владимир Николаевич, вы сказали, что необходимо доработать законопроект ко      
второму чтению, и тогда вопрос такой: как вы относитесь к тому, чтобы           
всё-таки урегулировать пробел, существующий в законодательстве? Я вам хочу      
напомнить, что в конце работы Госдумы пятого созыва у нас очень много           
депутатов написали заявления о выходе из состава Государственной Думы, о        
сложении полномочий, и у ЦИК в принципе не было оснований не передавать         
мандаты следующим по списку или тем, кого предложила бы партия в течение двух   
недель. И тогда получалась неразумная ситуация, когда Госдума в принципе        
заканчивала свою работу, а ЦИК вынуждена была мандаты передать. В этот раз      
этого не случилось, вопрос просто был искусственно, можно сказать, затянут,     
но в принципе можно было к процедуре второго чтения этот вопрос нам             
отрегулировать, и тогда у нас на будущее не было бы такого пробела в            
законодательстве.                                                               
                                                                                
И вообще ЛДПР считает, что в данных вопросах должно быть больше открыто         
свободы для партий... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, что касается вопроса замещения       
депутатских полномочий в конце работы Государственной Думы, с моей точки        
зрения, здесь нет никакого пробела. Каждый день каждый голос ценен,             
собственно говоря, и поэтому замещение даже в рамках последних заседаний        
Государственной Думы не представляется совершенно чем-то избыточным, это        
важное явление.                                                                 
                                                                                
Что касается открытости деятельности политических партий, мы, несомненно,       
поддерживаем открытость деятельности политических партий, их возможности        
принимать какие-то решения, касающиеся своей внутренней организации, однако,    
когда мы говорим о данном законопроекте, здесь речь идёт в том числе об         
институте депутата Государственной Думы. Здесь государство не может быть        
таким уж безразличным, государство должно влиять на формирование данного        
института. Будем сотрудничать, предлагайте поправки ко второму чтению.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич Локоть.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
При всём уважении к Владимиру Николаевичу, к его познаниям юридическим, я       
хотел бы задать вопрос всё-таки Олегу Викторовичу как политическому             
руководителю. Данным законопроектом мы принимаем важное решение и делаем        
очень важный шаг в отношении Государственной Думы, но мы же с вами приняли      
решения, по которым существуют сегодня партийные списки в законодательных       
собраниях субъектов Российской Федерации, у нас готово решение о партийных      
списках в муниципалитетах, в представительных органах местного                  
самоуправления. Нет ли желания и нет ли такой цели распространить данную        
практику, данную идею в том числе и на другие уровни власти?                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Викторович Морозов.                                  
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите.                                                 
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Уважаемые коллеги, ну, это вопрос не только нашего желания, это   
ещё вопрос разграничения полномочий и компетенций. Мы с вами отвечаем за        
федеральное законодательство и в данном случае вносим изменение в               
законодательство, которое касается исключительно выборов депутатов в            
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Если же        
данное решение будет принято, надеюсь, что во втором чтении, как сказал         
Владимир Николаевич, мы внесём в него уточнения, связанные как раз с теми       
сомнениями, которые высказывали, в том числе сегодня, депутаты, получится       
какая-то схема, какой-то алгоритм действий, какая-то матрица, и я не            
исключаю, что региональный законодатель - а у нас практически повсеместно       
действует смешанная система, следовательно, партийные списки есть в             
законодательствах всех субъектов Федерации - может для себя эту норму также     
предусмотреть, взяв за основу тот закон, который мы в итоге примем.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Александрович Попов.                                                     
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите.                                                 
                                                                                
ПОПОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, два вопроса. Вот не случайно наши коллеги        
сегодня поднимали проблемы роли партии, функциональных задач и прочее. Первый   
вопрос: почему в этом законопроекте нет изменений в закон "О политических       
партиях"? По логике, раз мы партию наделяем правом самой выбирать, это          
изменение функциональных задач партии. Мы обязаны сделать ко второму чтению     
изменения в закон о партиях, это моё мнение, а что касается вашего, тоже        
хотелось бы уточнить.                                                           
                                                                                
И второй вопрос. Вот Олег Викторович, когда докладывал, говорил о том, что      
это право партий, но по тексту юридическому это императив. Тогда возникает      
вопрос: если партия не воспользуется этим правом, как будет работать            
алгоритм?                                                                       
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Александрович, что касается вопроса внесения      
изменений в закон "О политических партиях", действительно мы думали над тем,    
что это потребует внесения изменений в этот закон. Что касается алгоритма в     
той ситуации, когда политическая партия не воспользуется этим правом, то        
существует право Центральной избирательной комиссии предложить передачу         
депутатского мандата очередному, следующему в региональной группе. То есть      
это право...                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. По-другому прописать, но это всё равно автоматически работающее    
право.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, в качестве исключения. Пожалуйста, депутат            
Харитонов. В следующий раз только нажимайте получше, я очень вас прошу.         
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Харитонову.                             
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Уважаемые Владимир Николаевич, Сергей Евгеньевич! Мы, сами того не думая,       
затронули очень серьёзную тему - тему политического устройства. Я идею          
Анатолия Евгеньевича Локотя разделяю и поддерживаю в том плане... Вспомните,    
когда Борис Николаевич покойный провозгласил: возьмите суверенитета столько,    
сколько проглотите. Мы пошли даже дальше, и по сегодняшний день действуют       
неконституционные федеральные округа, которые создали ради того, чтобы, как     
тогда обозначили, привести в соответствие конституции региональные и            
федеральную. И сегодня мы слышим, раздаются голоса: а может, вернуться к        
одномандатным округам, а может, партийные списки оставить... Надо твёрдо раз    
и навсегда решить, как в Америке: Билль о правах, поправки в Конституцию,       
двести лет назад приняли, и ничто не меняется.                                  
                                                                                
И вот мне думается, принимая сегодняшний законопроект, ко второму чтению надо   
расширить его - записать в этом законе, чтобы региональные парламенты,          
городские, районные Советы, вплоть до поселковых, привели в соответствие...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович, так вопрос и не прозвучал.            
                                                                                
Владимир Николаевич, вы хотите прокомментировать? Пожалуйста.                   
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Нет, не комментарий, я хочу просто сказать вот о чём... Вот вы     
сказали "сами того не думая" и поставили знак вопроса. Хочу вам сказать, что    
Олег Викторович Морозов, Геннадий Андреевич Зюганов, Сергей Михайлович          
Миронов, Владимир Вольфович Жириновский - у меня никаких сомнений это не        
вызывает - точно думали.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
На вопросы получены ответы. Владимир Николаевич, спасибо.                       
                                                                                
Кто хотел бы выступить, коллеги? Желающие есть. Тогда давайте запишемся.        
                                                                                
Прошу включить режим записи на выступления.                                     
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Пять депутатов.                                                                 
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо.                                                          
                                                                                
Всё-таки хотелось бы обратить внимание на ряд моментов, которые мне не          
удалось затронуть в вопросе, - времени недостаточно.                            
                                                                                
Первое. Как я уже сказал, у нас избирательное законодательство довольно         
динамично развивается. И это хорошо, что мы сегодня рассматриваем вопрос о      
замещении мандата депутата Государственной Думы, поскольку он относится к       
предметам нашего ведения, к предмету ведения Федерации. Тем не менее хотелось   
бы, чтобы ко второму чтению учитывались следующие моменты.                      
                                                                                
Прежде всего, как справедливо заметили коллеги, есть очень важный федеральный   
закон, который регулирует деятельность политических партий, - Федеральный       
закон "О политических партиях", который предусматривает порядок решения         
вопросов, в частности и тайное голосование, и кворум, и всё остальное.          
Поэтому здесь мы существенно ограничены, и любое дополнительное ограничение     
повлечёт за собой неизбежные изменения в Федеральный закон "О политических      
партиях".                                                                       
                                                                                
И второе. Логично было бы внести ещё законопроект о том, чтобы данную           
процедуру замещения вакантного мандата по решению политической партии           
распространить на уровень законодательных (представительных) органов            
субъектов Российской Федерации. И ещё одна реплика: данная инициатива как раз   
не сверху вниз спускается, а эта норма из региональных законов была             
перенесена на федеральный уровень.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект, напомню,   
был внесён политическими руководителями всех четырёх партий, которые            
представлены в Государственной Думе, в том числе лидерами партий, и это         
очевидно свидетельствует о том, что данная проблема волнует все партии, и тот   
вопрос, который мы рассматриваем, касается всех участников политических         
процессов, по большому счёту.                                                   
                                                                                
Наша фракция поддержит указанный законопроект, но я хотел бы обратить ваше      
внимание на те вещи, которые указаны в заключении профильного комитета.         
Конечно же, при предоставлении политическим партиям права свободно              
распределять мандаты мы должны учитывать в том числе и мнение избирателей       
того или иного региона, которые проголосовали за списки политических партий,    
конкретные региональные группы. И, вне всякого сомнения, для того чтобы         
исключить опасность произвольного вымывания, если можно так выразиться,         
депутатских мандатов - а каждый регион, вернее, избиратели каждого региона,     
если можно так выразиться, наголосовали за определённое количество              
депутатских мандатов, как совокупное, так и конкретное по каждой партии...      
Также вне всякого сомнения то, что это волеизъявление нельзя не учитывать при   
распределении, в том числе последующем распределении, депутатских мандатов.     
Мы не должны лишать жителей того или иного региона возможности иметь своих      
представителей, именно своих представителей в высшем законодательном органе     
страны. А речь всё-таки идёт о распределении мандатов депутатов Госдумы -       
именно так.                                                                     
                                                                                
Очевидно, что мы должны также напомнить - и об этом речь шла в том числе в      
выступлении Владимира Николаевича - о политической ответственности. И здесь я   
хотел бы напомнить нашим коллегам из других фракций о том, что в партии         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" уже несколько лет действует система предварительного            
голосования и те кандидатуры, которые включаются в списки для голосования, в    
списки кандидатов от нашей партии, проходят сито предварительного отбора,       
причём в несколько этапов. И, в общем-то, нам за тех людей, которых мы          
включили в списки и которые стоят в очереди на получение депутатских мандатов   
самого разного уровня - как регионального, так и федерального, - не стыдно,     
мы в них уверены. И я считаю необходимым напомнить нашим коллегам, что сейчас   
пока вот этот механизм предварительного голосования является добровольным и     
каждая партия вправе включить эти нормы о предварительном отборе кандидатов в   
свои уставы. Так сделайте это! И поверьте, тогда у вас будет гораздо меньше     
поводов сомневаться в том человеке, который утратил связь с партией, который    
был исключён из партии, который работает во вред партии, для того чтобы не      
прибегать к этой процедуре и не передавать ему мандат в дальнейшем, в случае    
если освободился мандат перед ним, если можно так выразиться, стоящего          
человека.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы предлагаем принять данный законопроект в первом чтении,   
всем подключиться к дальнейшей работе над этим важным и нужным законопроектом   
и каждый раз проявлять политическую ответственность, выдвигая кандидатов на     
тех или иных выборах любого уровня, как федерального, регионального, так и      
местного.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Евгеньевич Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, лидер нашей фракции Геннадий Андреевич         
Зюганов является одним из авторов данного законопроекта, и мы, безусловно,      
поддержим данный законопроект.                                                  
                                                                                
Мы делаем важный шаг к раскрепощению политической системы, к большей            
ответственности политических партий, фракций, которые работают в                
Государственной Думе, в законодательных органах власти. Актуальность этого      
вопроса для всех очевидна. Ну, самый яркий пример - это отказ Дмитрия           
Анатольевича Медведева от своего мандата и дальнейшие шаги в структурах         
"ЕДИНОЙ РОССИИ". Здесь кто-то говорил, что во фракции ЛДПР в этом созыве от     
мандата никто не отказывался. Ещё не вечер! Я напомню, в прошлом созыве, в      
пятом, все фракции несли "потери" (потери, конечно, в кавычках), потому что в   
силу разных обстоятельств и причин депутаты складывали свои мандаты, и перед    
этой проблемой стояли абсолютно все партии. Ещё не вечер, уважаемые коллеги!    
                                                                                
Мы делаем очень важный шаг, и я бы обратил внимание, что, может быть, мы даже   
не до конца предчувствуем последствия действия данного закона, если он будет    
принят. Безусловно, мы раскрепощаем систему, но у каждой медали есть две        
стороны. А "паровозы"? - спрошу я вас. Нигде не закреплено положение о          
"паровозах"! Здесь вот депутат Вяткин пытается нам в очередной раз навязать     
опыт "ЕДИНОЙ РОССИИ" и распространить его на все партии и все фракции - так     
называемые праймериз, или предварительные выборы кандидатов, подбор             
кандидатов. Хочу сказать, что КПРФ постарше, чем "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и у нас это   
очень давно: у нас в первичных отделениях, или, как вы привыкли говорить, в     
первичных организациях, каждый кандидат обсуждается, и затем только готовится   
решение для съезда. Тут у каждого свой опыт, я хочу сказать, и навязывать нам   
этого не надо! А вот практика "паровозов" как раз была навязана партией         
власти, вот тут стоит пообсуждать и ещё подумать над этой проблемой: не         
закрепляем ли мы вот эту практику "паровозов", принимая данное решение? Ко      
второму чтению здесь надо обсудить и, может быть, какие-то механизмы            
предусмотреть, заложить их в законопроекте.                                     
                                                                                
Полагаю так, что если мы говорим "а", если мы принимаем решение на уровне       
федеральном, то есть для парламента страны, то давайте говорить "б" - этот      
принцип распространять на все уровни власти, поскольку (я уже говорил об        
этом, у нас готово решение) у нас партийные списки сегодня действуют и в        
законодательных органах субъектов Российской Федерации, и в представительных    
органах местного самоуправления. Непонятно будет - ждите вопросов от            
депутатов другого уровня: вы для себя это сделали, на уровне Государственной    
Думы приняли такое решение, а как же для остальных, ведь это нелогично?!        
Здесь сказал Олег Викторович в ответе на вопрос, что субъекты сами решат. Не    
решат они, не решат, не могут они этого решить! Есть закон "Об основных         
гарантиях избирательных прав...", мы вносим изменения туда и таким образом      
решаем проблему в целом, а они-то такого права, конечно же, не имеют.           
                                                                                
Ну и безусловно, вопрос, который требует дополнительного обсуждения, - это      
сроки введения. Если мы принимаем такое решение, то логично было бы, чтобы      
эта норма уже сейчас действовала, распространялась на этот созыв, на шестой     
созыв Государственной Думы.                                                     
                                                                                
Мы будем голосовать за.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Время почти 14     
часов, а мы только 6-й вопрос обсуждаем. Вот если все фракции за, зачем тогда   
выходить и говорить то-сё, пятое-десятое, давайте говорить о тех вещах,         
которые действительно надо обсудить! Хвалить закон, не хвалить, "паровозы" -    
всё это мы и так знаем, Анатолий Евгеньевич, и также мы знаем, что в каждой     
области есть свой избирательный кодекс, который и прописывает, как будет        
передаваться мандат.                                                            
                                                                                
На самом деле, коллеги, здесь два вопроса, которые мы (к чести нашего           
комитета, я могу сказать, что мы действительно не ударили здесь в грязь         
лицом) и обозначили, два вопроса.                                               
                                                                                
Первый - это срок введения в действие данного закона. У нас считается, что      
все изменения во время выборного процесса, которые проходят, идут на            
следующие выборы. Но если вы внимательно почитаете закон "О выборах депутатов   
Государственной Думы...", то поймёте, что это не относится к данному            
законопроекту. Внимательно почитайте, там есть одна очень интересная вещь, не   
буду говорить какая, кто интересуется, тот прочитает, поэтому мы можем с        
чистой совестью действие этого закона распространить на действующий созыв.      
                                                                                
Второй - это как поступить с избирателями, они вроде голосовали за ту тройку,   
которая была в бюллетене. Очень просто, уважаемые коллеги: никто из вас не      
сможет мне доказать, что избиратели голосовали именно за эту тройку. У нас      
выборы были не по многомандатной системе, когда галочки ставили, то есть,       
грубо говоря, вот из тройки Иванов, Петров, Сидоров я Иванова и Петрова         
уважаю, а Сидорова на дух не перевариваю, но всё равно ставлю галочку. Таких    
отметок нет, и сказать, что голосовали именно за весь этот список, нельзя.      
Как правильно заметили мы в комитете, чтобы не было умаления того региона,      
который этот мандат получил, у каждого депутата, по нашему законодательству,    
есть три региона: первый - от которого он избирался, два других региона за      
ним закрепляет фракция. Вот эту норму и надо обязательно прописать: в той       
области, где освободился депутатский мандат, депутат и останется, потому что    
жители этого региона за партию в данном случае проголосовали, на мандаты им     
хватило, - всё! Вот эти все вещи надо делать и сразу же принимать как можно     
быстрее данный закон.                                                           
                                                                                
И опять же, уважаемые коллеги, давайте всё-таки с приоритетами определимся.     
Этих вопросов не возникло бы, если бы подобные вещи мы решили раньше. Вот       
сейчас та же самая ситуация, Олег Викторович, складывается с избирательными     
комиссиями: если бы мы тогда дали право политической партии убирать члена       
избирательной комиссии, который, как сказано, утратил связь с партией или       
купился на что-то, может быть, не было бы тех фальсификаций, о которых сейчас   
очень много разговоров идёт, потому что члены комиссий ложатся под тех, кто     
им предлагает различные льготы.                                                 
                                                                                
Вот поэтому, уважаемые коллеги, ещё раз призываю: как можно быстрее вносите     
свои предложения, чтобы мы как можно быстрее приняли данный закон, а также      
изменили порядок формирования избирательных комиссий. И давайте выступать       
только с критикой законопроектов, хвалить не надо.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Емельянов.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наша фракция была одним из      
инициаторов этого законопроекта. Я хотел бы прояснить ту логику, которой мы     
руководствовались при внесении этого законопроекта.                             
                                                                                
Для того чтобы любая фракция эффективно работала, она должна иметь              
специалиста, депутата-профессионала, практически в каждом комитете и            
закрывать большинство тем, которые рассматриваются в Государственной Думе.      
Это очевидно. Но при существующем порядке замещения мандатов на практике        
возникала ситуация, когда, скажем, из какого-то очень важного комитета уходит   
депутат-профессионал, но в той же региональной группе такого же качества        
профессионалов именно в этом вопросе нет, поэтому и возникла идея, чтобы        
можно было замещать вакантное место депутатом из всего списка - среди           
шестисот кандидатов соответствующий профессионал, безусловно, найдётся.         
                                                                                
В этом зале выражались опасения двух родов: не ослабим ли мы региональное       
представительство в Государственной Думе и насколько прозрачно будет            
осуществляться механизм принятия внутрипартийных решений.                       
                                                                                
Безусловно, при двухпалатной структуре представительных органов                 
государственной власти в России основную функцию по представительству           
региональных интересов должна нести верхняя палата, а именно Совет Федерации.   
Государственная Дума - это по определению орган всей нации: и во всех           
парламентах, которые формируются на пропорциональной основе, депутаты всегда    
считаются не представителями какого-то отдельного региона, а представителями    
всей нации. Отсюда и специфика их правового положения, ограничения в части      
отзыва и так далее. Если же мы хотим каким-то образом усилить региональное      
представительство, тогда, видимо, надо возвращаться к смешанной системе         
формирования представительного органа, а не искать паллиативные моменты, не     
использовать паллиативные механизмы, которые сейчас представлены в нашем        
законодательстве, в плане замещения депутатских мандатов по пропорциональной    
системе.                                                                        
                                                                                
Что же касается прозрачности замещения, то, безусловно, механизм                
внутрипартийной демократии совершенствовать необходимо, в том числе и с         
помощью закона. Очень многие партии добиваются политического плюрализма в       
масштабах страны и настаивают на усилении конкретных позиций внутри страны,     
но при этом активно сопротивляются внедрению таких же механизмов внутри         
партий. От любой демократической партии кандидат, однажды проигравший           
президентские выборы, на них уже больше никогда не сможет пойти, и лидером      
партии он не будет. От наших партий идут пять, шесть раз кандидатом в           
президенты, благополучно их проигрывают и остаются лидерами партий.             
Совершенно очевидно, это дефекты внутрипартийной демократии, их надо            
устранять, в том числе и с помощью законов. Эти механизмы будут эффективно      
работать и при замещении депутатских мандатов. Поэтому я призываю коллег        
активнее заниматься совершенствованием законодательства о политических          
партиях, в том числе с точки зрения внутрипартийной демократии, тогда           
опасения по поводу коррупционности, непрозрачности при замещении депутатских    
мандатов уйдут сами собой.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, Андрей Викторович, есть намерение выступить? Нет.           
                                                                                
Докладчик? Олег Викторович, пожалуйста.                                         
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Уважаемые коллеги, спасибо огромное за активное обсуждение. Я     
хочу сделать два замечания в связи с прозвучавшими предложениями и мнениями.    
                                                                                
Я хочу, во-первых, активно поддержать комитет в той части, что мы сейчас        
предложили концепцию, которую одобрили все, но данная концепция - и я, как      
автор, повторяю, что я эту идею поддерживаю, - нуждается в достаточно           
серьёзном совершенствовании в процессе второго чтения.                          
                                                                                
Я задаю риторический вопрос: нуждается ли то право, которое мы предоставляем    
партиям этим законом, в ограничениях? Безусловно да, нуждается. И я привожу     
конкретный пример. Представьте себе, что есть региональный список, по           
которому в Государственной Думе представлен один депутат, один мандат от        
региона, и по каким-то объективным, независящим причинам этот мандат            
выбывает. Правомерно ли в данном случае предоставить право партии отдать этот   
мандат кандидату из другого регионального списка, оставив данный регион         
вообще без представительства в Государственной Думе? Мне кажется, что это       
было бы неправильно. Именно поэтому, мне кажется, надо во втором чтении очень   
тщательно рассмотреть эти процедуры, посмотреть, чем, какими объективными       
обстоятельствами должно быть ограничено то право, которое мы этим законом       
предоставляем политическим партиям.                                             
                                                                                
И второе. Я всё-таки возвращаюсь к нашей дискуссии с коллегой Локотем. Если     
вы посмотрите избирательное законодательство субъектов Федерации, то увидите,   
что оно повсеместно разное, по-разному формируются списки: в одном случае это   
общий список, в другом случае эти списки разделяются на какие-то группы, в      
том числе региональные, либо эти группы формируются по какому-то другому        
принципу. И совершенно очевидно, что механизм замещения депутатских мандатов    
на региональном уровне может быть прописан только региональным законодателем.   
Другое дело, что мы своим решением даём этому региональному законодателю        
соответствующий сигнал, но прописать универсальный механизм за них - это, я     
думаю, просто невозможно, это нарушение Конституции, это нарушение принципов    
нашего федерализма и построения нашего законодательства.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич, вы хотите выступить? Нет.                                  
                                                                                
Коллеги, выносим законопроект для принятия в первом чтении на "час              
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4556 по 4571 из 5498
Голосуется в первом чтении проект федерального закона из пункта 6 повестки.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Спасибо.