Заседание № 77
О проекте федерального закона № 187910-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (в части ограничения авансовых платежей при заключении бюджетными и автономными учреждениями договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также в целях оптимизации операций, связанных с использованием остатков средств бюджетных и автономных учреждений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 9-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Доклад Надежды Сергеевны Максимовой. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Нормами этого законопроекта упорядочивается управление бюджетными средствами, которые предоставляются автономным и бюджетным организациям. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет, подготовлен к третьему чтению. Комитет рекомендует проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Волков Юрий Геннадьевич, фракция ЛДПР. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, обсуждаемый законопроект очень ждут в ряде территорий, поскольку он позволяет снять вопрос о выплате заработных плат бюджетникам в случае, если у бюджетного учреждения заблокирован счёт. Случаи приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений в 2016-2017 годах имели место в Забайкальском крае, в республиках Хакасия, Тыва, Бурятия, Марий Эл, Калмыкия, в Приморье, в Саратовской и Астраханской областях. По информации забайкальской краевой организации профсоюза работников образования, по состоянию на 10 октября 2017 года в Забайкальском крае были заблокированы счета 252 образовательных учреждений, а общая задолженность местных бюджетов по заработной плате составляла 61 миллион рублей, бюджета субъекта - 17 миллионов рублей. На практике сложилась ситуация, когда денежные средства на счёте бюджетного учреждения на выплату заработной платы есть, но в связи с решением о блокировании счёта они не списываются, в то же время по платёжным документам не списываются денежные средства на заработную плату работникам этого учреждения. Данную проблему не удаётся решить на муниципальном и на региональном уровнях, что приводит к ситуации, когда права многих работников на своевременную выплату заработной платы продолжают нарушаться. Принятие данного законопроекта позволит снять эту острейшую социальную проблему. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 9 нашей повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 38 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 187910-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (в части ограничения авансовых платежей при заключении бюджетными и автономными учреждениями договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также в целях оптимизации операций, связанных с использованием остатков средств бюджетных и автономных учреждений; принят в первом чтении 13 сентября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Докладывает Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке ко второму чтению к законопроекту поступила 21 поправка: 14 поправок рекомендуется к принятию и семь - к отклонению, тем не менее отклоняемые поправки частично учтены в принятых. Комитет рекомендует утвердить таблицы поправок № 1 и № 2 - поправок, рекомендованных к принятию и к отклонению соответственно, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 31 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 56 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 19 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. МАКСИМОВА Н. С. Законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл все экспертизы, замечаний нет. Просьба включить его в порядок работы пленарного заседания Госдумы на завтра, на 16-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Принимается.
Заседание № 60
О проекте федерального закона № 187910-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (в части ограничения авансовых платежей при заключении бюджетными и автономными учреждениями договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также в целях оптимизации операций, связанных с использованием остатков средств бюджетных и автономных учреждений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
В первом чтении рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", вопрос 9 повестки дня. Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Михайлович Лавров. Пожалуйста. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! В законопроекте предлагается урегулировать два вопроса. Первая поправка. В настоящее время Правительством Российской Федерации на федеральном уровне, высшими органами исполнительной власти субъекта Федерации на региональном уровне и местными администрациями на местном уровне устанавливаются предельные размеры авансов для получателей бюджетных средств, то есть для казённых учреждений. Однако полномочия по регулированию предельных размеров авансов для бюджетных и автономных учреждений в настоящее время отсутствуют, что порождает правовую неопределённость. В связи с этим в законопроекте предлагается распространить ограничения, которые вводятся в отношении казённых учреждений, на бюджетные и автономные учреждения на всех уровнях, что сделает исполнение бюджета более понятным и ритмичным и придаст большую определённость деятельности государственных (муниципальных) учреждений всех типов. Вторая поправка. В настоящее время Федеральное казначейство имеет право использовать остатки средств на счетах бюджетных учреждений, которые ими не востребованы, для обеспечения ликвидности федерального бюджета и размещения этих средств на депозитах, при этом в течение двух рабочих дней в случае возникновения потребности средства возвращаются на лицевые счета бюджетных учреждений. В то же время 31 декабря независимо от того, есть такая потребность у бюджетных учреждений или нет, Федеральное казначейство обязано вернуть эти средства бюджетным учреждениям, что влечёт за собой каждый год перемещение бюджетных средств в значительном объёме и негативно сказывается на исполнении бюджета и обеспечении его ликвидности. С учётом уже сложившейся практики и надёжности этого механизма предлагается дать право Федеральному казначейству переносить остатки через 31 декабря и оставлять их размещёнными на депозитах, разумеется, сохранив для бюджетных учреждений гарантию немедленного, в течение двух рабочих дней, возвращения их на счета бюджетных учреждений. Обе поправки, на наш взгляд, направлены на устранение правовой неопределённости, сложившейся в этих вопросах. Указанные изменения будут способствовать более эффективному исполнению бюджетов всех уровней. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь. С содокладом выступает Ирина Евгеньевна Марьяш. Пожалуйста. Пока Ирина Евгеньевна идёт, по ведению - Сергей Анатольевич Гаврилов. Пожалуйста, включите микрофон депутату Гаврилову. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, просьба по вопросу 35 заменить содокладчика: вместо Вяткина Дмитрия Фёдоровича выступит Ишсарин Рамзил Рафаилович - в связи со срочной командировкой депутата. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Хорошо. Пожалуйста, Ирина Евгеньевна. МАРЬЯШ И. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Ответственный комитет - Комитет по бюджету и налогам - рассмотрел законопроект, представленный правительством, который в принципе, несмотря на значительный объём, содержит только две новации. Первая новация - в случае принятия закона бюджетные учреждения нового типа и автономные учреждения, заключая договоры, должны будут руководствоваться ровно теми же ограничениями на объёмы авансовых платежей, которые действуют в отношении казённых учреждений в соответствии с бюджетным законодательством и постановлениями правительства. Тогда всё будет ясно как поставщикам, так и учреждениям, поскольку они окажутся в одних и тех же условиях, в равном положении, будет единый подход. Необходимо отметить, что основной причиной роста дебиторской задолженности как автономных, так и бюджетных учреждений является предусмотрение в контрактах стопроцентного авансирования, несмотря на то что сроки поставки товаров, работ и услуг иногда доходят до 12 месяцев. Предлагаемая мера позволит не допускать необоснованной дебиторской задолженности, не отвлекать бюджетные средства не в интересах бюджета и в конечном счёте соблюсти один из основных принципов использования бюджетных средств - принцип эффективности. Вторая новация, как уже было отмечено, касается временного использования остатков средств бюджетных и автономных учреждений, которые аккумулируются у них на счетах по состоянию на 31 декабря, то есть на конец финансового бюджетного года. Другими словами, предлагается внедрить следующий механизм: без обязательного возвращения этих средств 31 декабря на счета бюджетных и автономных учреждений, вместе с тем по их требованию в течение двух рабочих дней денежные средства поступают в их распоряжение. В принципе всё то же самое происходит в течение календарного бюджетного года, и всё это соответствует недавно принятым изменениям в бюджетное законодательство, принципу "расход по потребности". При этом мы отмечаем, что рисков нет никаких и параллельно решается задача повышения операционной эффективности. Заключение Счётной палаты комитет получил, замечаний и предложений нет. Правовое управление Аппарата Государственной Думы указывает комитету на необходимость замены слов "бюджетные отношения" на слова "бюджетные правоотношения", а также на необходимость внесения изменений в 44-й федеральный закон, регулирующий госзакупки, что, бесспорно, будет учтено ответственным комитетом при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Законопроект со всеми материалами направлялся в субъекты. Мы получили ответы от законодательных органов субъектов: 33 положительных заключения, отрицательных нет, одно заключение с предложением. Из исполнительных органов субъектов поступило 48 положительных заключений, в том числе, конечно, заключения с предложениями, которые уже будут оформляться в виде поправок ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Евгеньевна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Михайлович, у меня к вам вопросы. Скажите, пожалуйста, что это за деньги, которые будут возвращаться? И могут ли теперь предприятия заключать договора на предоплату, потому что всю жизнь бюджет предприятиям должен за поставленную продукцию? ЛАВРОВ А. М. Первый вопрос о средствах, которые будут переноситься через 31 декабря. Есть такая информация по состоянию на 1 января: если бы в этом году эта норма действовала, то мы могли бы перенести с прошлого бюджетного года на этот бюджетный год 186 миллиардов рублей, которые работали бы на доходы бюджетной системы, но мы были вынуждены их вернуть бюджетным учреждениям, а потом снова централизовать уже в новом году. И по второму вопросу: режим предоплаты, то есть авансовых платежей, безусловно, сохраняется. Он устанавливается дифференцированно для разных видов расходов в бюджете, и можно сказать, что в среднем он составляет 30 процентов, повторяю, этот режим продолжает действовать. Единственное, что предлагается в законопроекте, - это чётко определить, что точно такими же нормами должны руководствоваться бюджетные и автономные учреждения. Они до сих пор не знают, кто им должен установить такие предельные размеры авансов, можно ли это делать вообще, и тем самым просто порождается неопределённость в их деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Алексею Михайловичу. Алексей Михайлович, вы, наверное, знаете о результатах проверки Счётной палатой строительства перинатальных центров - там из-за процедуры авансирования со стороны госкорпорации бюджет потерял порядка 3 миллиардов рублей: пропали конторы, которые занимались строительством, их никто не может найти и никто не отвечает по их обязательствам. Не предполагается ли подобный механизм ограничения авансирования для государственных корпораций? ЛАВРОВ А. М. Алексей Владимирович, этот законопроект действительно касается только контрактов, которые заключают бюджетные и автономные учреждения. Ограничения по авансам для других субъектов 223-го федерального закона мы предлагаем рассмотреть отдельно, дополнительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Носов Александр Алексеевич. НОСОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Алексею Михайловичу. Алексей Михайлович, я хотел бы задать вопрос по поводу остатков средств как бюджетных, так и автономных учреждений. Дело в том, что есть остатки бюджетные, а есть внебюджетные. Перечисляться будут все средства или только бюджетные? ЛАВРОВ А. М. Только бюджетные средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня тоже вопрос к Алексею Михайловичу. Алексей Михайлович, наш комитет поддержал данный законопроект концептуально, но мы обратили ваше внимание на то, что ни в 174-м, ни в 83-м федеральных законах, ни в законопроекте, который мы сейчас рассматриваем, не определено само понятие "остатки бюджетных средств на счетах автономных и бюджетных учреждений". И мои коллеги, например коллега Носов, задают очень правильный вопрос: что такое "остатки бюджетных средств на счетах автономных и бюджетных учреждений"? Где юридическое понятие, в каком документе? Мы обращали на это ваше внимание: двойная трактовка идёт - как хочу, так и понимаю. Я тоже не понимаю, что это: собственно доходы бюджета, дотации, субвенции, которые надо вернуть, средства по федеральным программам? В заключении комитета мы обратили внимание на этот вопрос. ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Ирина Михайловна, мы готовы этот вопрос дополнительно рассмотреть, хотя исходим из того, что в сложившейся практике остатки бюджетных средств достаточно однозначно определены всеми документами: это те средства, которые получили, подчёркиваю, из бюджета в виде субсидий разных видов - субсидий на выполнение государственных заданий, субсидий на иные цели - бюджетные и автономные учреждения, только о них идёт речь. Это понятие, на наш взгляд, достаточно подробно описано в законодательстве. Но ещё раз скажу: если здесь возникают риски неопределённости или двойной трактовки, мы готовы этот вопрос дополнительно проработать ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Не вижу желающих. Представители президента, правительства? Необходимости в заключительном слове нет. Коллеги, ставлю на голосование законопроект под пунктом 9 повестки дня. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 56 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.