Заседание № 150
24.03.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 187896-5 "О внесении изменения в пункт 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части установления альтернативных форм государственной (итоговой) аттестации для отдельных категорий обучающихся).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5489 по 5888 из 7217
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании". Доклад депутата Государственной Думы Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Вашему вниманию предлагается очередной законопроект из серии "Единый государственный экзамен, или ЕГЭ". В прошлый раз мы подробно обсуждали то, к каким печальным последствиям приводит внедрение этого инструмента проверки знаний, я не буду повторяться. Серьёзных аргументов против я тогда не услышал. Сейчас я хочу рассказать суть законопроекта. Мы предлагаем предоставить органу исполнительной власти, который ведает вопросами образования, если говорить по-русски, Министерству образования и науки, право устанавливать иные, кроме ЕГЭ, формы аттестации не только для лиц с ограниченными возможностями здоровья, как сейчас, не только для тех, кто учится в учреждениях при соответствующих организациях, исполняющих наказания, как сейчас, но и для выпускников вечерних и сменных школ. Какова аргументация в пользу нашего законопроекта? Уважаемые коллеги, прежде чем перейти к ней, я хочу заметить, что в зале, наверное, немного людей, которые либо заканчивали вечерние школы, либо в них работали. Вот мне выпало работать в вечерней школе несколько лет, поэтому я достаточно хорошо знаю ситуацию изнутри. Итак, аргументация в пользу законопроекта. Аргумент первый. Тенденция развития российского законодательства заключается в том, что сфера применения ЕГЭ постоянно сокращается. Если первоначально ЕГЭ планировался как единый для всех, то в последнее время уже шесть категорий граждан могут поступать в профессиональные учебные заведения, минуя эту самую процедуру. И это хорошо. Аргумент второй заключается в том, что объективно роль вечерней школы в настоящее время выше, чем была тридцать лет тому назад, судя по количеству людей, не получающих высшее образование. Самое интересное, что в России нет нормального мониторинга тех детей, которые оказались вне школы, и тех людей, которые не получили среднего образования, несмотря на действующий закон об обязательном полном среднем образовании. Я вам напомню, уважаемые коллеги, что три года назад, когда мы принимали здесь законопроект об обязательном среднем образовании, министерство полагало, что он коснётся менее чем пятидесяти тысяч граждан. Между тем, Общественная палата уже тогда высказывала предположение, что количество детей вне школы у нас порядка миллиона. Генеральная прокуратура несколько лет назад утверждала, что примерно один миллион девятьсот тысяч. А примерно пять лет тому назад правозащитные организации, сравнив данные о количестве детей в возрасте семи - пятнадцати лет и о количестве детей, посещающих школы, пришли к выводу, что разница составляет 2,3 миллиона человек. Понятно, что потребность в вечерних школах сейчас выше, чем была, скажем, в 80-е годы, причём значительно. Задачи вечерних школ серьёзно отличаются от задач обычных школ. Здесь ещё меньше роль просто знаний, больше роль развития способностей и личностных качеств. Но ЕГЭ, увы, мешает и тому, и другому. Мы уже много раз говорили о том, что даже учителя, которые являются сторонниками ЕГЭ, признают, что им приходится проводить специальные отдельные уроки по натаскиванию на эту форму получения аттестата. Позиция третья заключается в том, что большинство учеников вообще, а в вечерних школах в особенности, рассматривают образование как инструмент построения жизненных планов, как инструмент успеха, если угодно. Поэтому единый государственный экзамен в вечерней школе резко снижает число желающих туда поступать. Если есть риск не закончить вечернюю школу, то что там делать? Кстати, в этом зале в прошлый раз меня обвиняли в том, что я упрекаю якобы дагестанских учителей в том, что они помогают своим ученикам. Я их в этом на самом деле не упрекаю, наоборот, я думаю, что в некотором смысле, исключая денежный фактор, они поступают правильно, поскольку Российское государство не позаботилось о судьбе тех, кто не получил аттестата. Пусть в этом году это всего лишь примерно двадцать семь тысяч ребят, но это тоже люди, между прочим, и дальше их количество может нарастать. Поэтому мы полагали бы правильным, чтобы количество людей, сдающих ЕГЭ, уменьшалось. Аргумент четвёртый заключается в том, что ЕГЭ в вечерних школах неминуемо усилит очковтирательство и недостоверность результатов: учителя будут продолжать помогать своим ученикам. И наконец, аргумент пятый заключается в том, что ЕГЭ в вечерних школах многим перекрывает путь в профессионально-техническое образование на базе полной средней школы, а некоторым - путь в средние специальные учебные заведения. Зачем государство само себе наносит вред по всем этим линиям, а заодно и вред гражданам, с моей точки зрения, понять невозможно. Кстати, уважаемые коллеги, больше всего меня удивили отзыв правительства и заключение родного профильного комитета: нас там упрекают в том, что мы хотим ограничить права граждан продолжить образование. На самом деле всё ровно наоборот - мы министерству предоставляем возможность расширить возможности для продолжения образования, а министерство боится собственных расширенных прав. Согласитесь, это, мягко говоря, странно. Поэтому я прошу поддержать законопроект, уважаемые коллеги. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Содоклад от комитета сделает Ирина Константиновна Роднина. РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты и уважаемый Олег Николаевич! Вам не повезло - я как раз тот человек, который закончил вечернюю школу, поэтому мне, наверное, легче вот по этому законопроекту выступать. На наше рассмотрение вносится законопроект "О внесении изменения в пункт 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании", в котором авторы предлагают, как уже объясняли, для обучающихся по основным образовательным программам в очно-заочной форме установить иные формы проведения государственной аттестации, помимо единого государственного экзамена. Авторы считают, что качество среднего общего образования, полученного в очно-заочной форме, ниже качества образования, полученного в очной форме, поскольку невысокие результаты выпускников вечерних или сменных школ при проведении единого государственного экзамена могут повлечь за собой закрытие этих образовательных учреждений, как не обеспечивающих должного качества образования. Авторы предлагают отказаться и от иных форм объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы полного общего образования. Рассматривая это предложение, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "Об образовании" для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт, поэтому требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ общего образования являются едиными. Также мы понимаем, что выпускникам, освоившим основные образовательные программы среднего общего образования, выдаётся единый документ государственного образца вне зависимости от формы обучения - очная она или очно-заочная, - и, по мнению комитета, должна быть всё-таки сохранена эта единая форма проведения государственной аттестации. Комитет разделяет мнение Правительства Российской Федерации о том, что данная законодательная инициатива сужает возможности реализации права выпускников вечерних школ в части доступа к профессиональному образованию, поскольку результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. Поэтому комитет предлагает отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Константиновна, пока оставайтесь на трибуне. Есть вопросы? Есть вопросы: Локоть, Плетнёва и Останина. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Ирина Константиновна, есть ли у вас данные о том, сколько у нас по стране вечерних школ и сколько в них обучается детей? И второй вопрос. Вот мы с вами, окончившие вечернюю или очную школу, можем сегодня сдать ЕГЭ, возьмётесь за это? РОДНИНА И. К. Ну зачем мне сейчас сдавать ЕГЭ, если, извините, я закончила школу страшно даже сказать когда? В то время, когда я училась, любая форма - и очная, и очно-заочная - давала нам абсолютно одинаковые права при поступлении. Сегодня то же самое предусматривается. Данных о том, какое количество у нас ребят обучается в вечерних школах, у меня на настоящий момент нет, но мы вам их предоставим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Ну, один вопрос Тамара Васильевна уж задала, и я так понял, что статистики у комитета нету никакой в отношении того, сколько учится сегодня школьников и какова дальнейшая перспектива, какая динамика будет. В связи с этим у меня вопрос к Олегу Николаевичу. Известна аксиома, все её хорошо знают, что с начала всех этих реформ число необразованных детей, то есть не закончивших среднюю школу, у нас возросло. Какова, на ваш взгляд, судьба вечерней школы? Её роль будет повышаться в дальнейшем или же она будет отмирать, то есть за ненадобностью её надо будет закрывать? Всё-таки вот какая перспектива видится, Олег Николаевич? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Смолину. СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Анатолий Евгеньевич, за вопрос. Судьба вечерней школы зависит в том числе от тех решений, которые здесь будем принимать мы с вами. На данный момент, повторяю, у нас очень много детей - и взрослых людей, кстати сказать, тоже - нуждаются в получении образования через вечернюю сменную школу. Сколько - никто точно не знает: от пятидесяти тысяч, по данным министерства, до более чем двух миллионов трёхсот тысяч, по данным правозащитных организаций, и одного миллиона девятисот тысяч, по данным прокуратуры, правда, они получены несколько лет назад, а новых данных прокуратуры я не видел. Сейчас совершенно очевидно, что вечернюю школу ни в коем случае закрывать нельзя, поскольку образовательный потенциал - это ведущая часть человеческого потенциала, и никаких инноваций без развития этого человеческого потенциала создать невозможно. И вообще, напомню ещё раз, что в будущую информационную цивилизацию войдут только те страны, которые обеспечат не менее 60 процентов людей с высшим образованием в составе работающего населения. Но если мы не примем, в частности, этот законопроект, то очень может быть - и мы об этом говорим в пояснительной записке, - что вечерние школы, как дающие худшие показатели, будут стараться закрывать, для того чтобы эти самые показатели улучшить. Таким образом, потребности будут расти, а возможностей их реализовать будет всё меньше и меньше. Мы просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ирина Константиновна, как вы относитесь к позиции президента, которую он обозначил в своём послании, что единый государственный экзамен не должен быть единственной формой контроля знаний? Это первое. И второе, как вы относитесь к нашему собственному решению, депутатов Государственной Думы, а также Минобрнауки по поводу того, чтобы предоставить отдельным высшим учебным заведениям право принимать вступительный экзамен в традиционной форме? С вашей точки зрения, не означает ли это всё-таки отступление от того, что ЕГЭ - единственная форма контроля знаний, ведь если есть высшие учебные заведения, которые принимают экзамены, ну, так скажем, в традиционной форме, не даёт ли это право в том числе и выпускникам школ сдавать экзамены тоже в традиционной форме? РОДНИНА И. К. Вы хотите услышать моё личное мнение или по законопроекту задаёте вопрос? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РОДНИНА И. К. Естественно, я считаю, что государство должно всё-таки жить в определённых рамках, и если мы приняли закон - кстати сказать, это вы принимали закон о едином государственном экзамене, - наверное, он должен работать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РОДНИНА И. К. Да, но во всяком случае в тот период я не была... Иные формы могут быть, но на сегодняшний день нет механизма их реализации. К тому же в данном законопроекте не стоит вопрос о закрытии вечерних школ. Здесь стоит вопрос только о том, что опять мы создаём какие-то льготные классы для тех, кто будет поступать. Наверное, всё-таки требования к знаниям, если мы хотим войти в число будущих цивилизованных государств, должны быть ко всем одинаковые. Если говорить о будущем цивилизованном государстве, то, наверное, мы будем переходить и к другим формам получения образования, в том числе дистанционной, которые находят сегодня применение во всём мире. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Константиновна. Присаживайтесь. По ведению - Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Я хотела бы выступить по законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Максимова Надежда Сергеевна по ведению. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! У нас с вами ещё много вопросов повестки дня, которые надо рассмотреть, и мы определились, что выделим время на рассмотрение протокольных поручений. У меня предложение всё-таки ограничить время выступлений от фракций по рассматриваемым законопроектам тремя минутами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 45 сек.) Проголосовало за 304 чел.87,6% Проголосовало против 42 чел.12,1% Воздержалось 1 чел.0,3% Голосовало 347 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Кто хотел бы выступить по обсуждаемому законопроекту? Нина Александровна Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Что касается сути законопроекта. Наша фракция, конечно, поддерживает позицию, которая отражена в законопроекте и представлена Олегом Николаевичем Смолиным, ну, во-первых, по той причине, что вечерняя школа - это та самая школа, где получает знания специфический контингент детей, группы детей. Понятно, что это не дети олигархов, понятно, что это, как правило, дети из малообеспеченных семей, которые вынуждены, к сожалению, учиться в старших классах и одновременно подрабатывать. С другой стороны, это те дети, которые, наверное, по многим причинам не могут конкурировать со своими сверстниками в обычной школе. И мне хотелось бы сказать, что действительно после введения единого госэкзамена ситуация складывается таким образом, что вечерние школы попали, по сути дела, под суровый меч тех самых показателей, которыми гордится либо местная власть, либо региональная власть, отчитываясь об успехах своих школьников. Для того чтобы эти показатели каким-то образом не искажались в худшую сторону, действительно речь идёт о фактическом закрытии вечерних школ. Я могу привести пример. У меня есть ответ из города Осинники, там есть такой посёлок Малиновка, где закрыта вечерняя школа по причине того, что действительно показатели успеваемости детей в этой вечерней школе хуже, чем в обычной средней школе. Это главный аргумент закрытия школы! Сегодня говорила Ирина Константиновна от имени комитета о том, что это не является главным предлогом закрытия школ. Это главная причина закрытия школы, потому что показатели сдачи экзаменов старшеклассниками там хуже, чем в обычной школе. И второе. Действительно, если уж мы отступили от правил, все прекрасно поняли, что единый госэкзамен не даёт твёрдой оценки знаниям, не даёт объективной оценки знаниям старшеклассников и многие вузы пошли по пути того, чтобы получить право принимать экзамены в традиционной форме, то надо дать тогда детям право и сдавать экзамены в старших классах средней школы тоже в традиционной форме. Это не будет отступлением от общих цивилизационных норм, о которых говорила Ирина Константиновна. И наконец, последнее. Мне очень хотелось бы отмежеваться от так называемого цивилизованного большинства в стенах Государственной Думы, которое бездумно проголосовало за единый госэкзамен, тем самым поставив заслон на пути получения знаний многими детьми у нас, потому что начался уже в стране отток старшеклассников из девятых классов, которые перед сдачей единого госэкзамена забирают документы, пытаются... либо вообще нигде оказываются, потому что закрыты профтехучилища... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше желающих выступить не было. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции по три минуты проголосовали только что. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Олег Николаевич Смолин. Пожалуйста, включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Прежде чем Государственная Дума проголосует по законопроекту - судьба его нам понятна, главное, что мы услышали от моего оппонента, заключается в том, что комитет согласен с правительством, - я хочу обратить ваше внимание на качество аргументации, которая против нас в данном случае выдвигается. Во-первых, выступающие против нас ссылаются на единый образовательный стандарт, но я вам напомню, уважаемые коллеги, что в том законе о стандарте, который приняла действительно четвёртая Государственная Дума, самое смешное, нет требований к содержанию образования. Зато тот стандарт, который сейчас разрабатывается, исходит из того, что учить надо не только знаниям, но и так называемым компетентностям и, мало того, заниматься развитием личности. Но всё это не проверятся ЕГЭ, поэтому как раз ЕГЭ противоречит вновь разрабатываемому стандарту, и это было признано на общем собрании Российской академии образования. Аргумент второй, уважаемые коллеги, заключается в том, что должны быть единые требования к аттестации, но я хочу обратить ваше внимание на то, что ЕГЭ фактически перестаёт быть формой аттестации за всю школьную программу. Вы вспомните, сколько экзаменов сдавали вы. Я, например, сдавал семь. Это было тяжело, но это была аттестация по всей школьной программе, по всем ключевым предметам. Сейчас ЕГЭ принимается в обязательном порядке по двум предметам - это русский язык и математика. При этом ЕГЭ по математике фактически перестал быть реальной оценкой качества математического образования - 21 балл проходной по ЕГЭ в этом году, ещё недавно был 36. Коллеги, так мы опустимся до 5 баллов скоро и будем говорить, что это форма аттестации. Аргумент третий, уважаемые коллеги, об этом я уже говорил, - будто бы мы нашим законопроектом сужаем возможности последующего поступления выпускников вечерней школы в вуз. Ещё раз напоминаю: мы не предлагаем отменить ЕГЭ в вечерней школе, мы предлагаем разрешить министерству устанавливать наряду с ЕГЭ и другие формы аттестации. То есть министерство боится, что если мы ему такое разрешим, то оно само запретит несчастным выпускникам вечерних школ поступать в вузы. То есть министерство боится само расширения собственных функций. Более чем странно, коллеги. И наконец, последнее. Я поддерживаю, уважаемую Нину Александровну Останину и хочу напомнить депутатам, которые начали работу в этой Государственной Думе, что закон о едином государственном экзамене в третьем чтении был принят исключительно голосами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", все три другие фракции за этот закон не голосовали, поэтому тут ответственность целиком лежит на определённой фракции. Я прошу вас поддержать законопроект. Он навредить точно никак не может, если министерство не захочет навредить нашим детям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента хотел бы высказаться? Представитель правительства? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 48 сек.) Проголосовало за 120 чел.26,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 120 чел. Не голосовало 330 чел.73,3% Результат: не принято Не принято.