Заседание № 214
17.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 187656-3 "Об оценке земель".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2729 по 2904 из 5127
Коллеги, рассматриваем пункт 8 повестки дня: проект федерального закона "Об оценке земель". Доклад Александра Владимировича Четверикова. Содоклад Геннадия Васильевича Кулика. Он здесь. Пожалуйста, Александр Владимирович. ЧЕТВЕРИКОВ А. В. Уважаемые депутаты, предлагаемый законопроект я считаю судьбоносным, и значение его недооценить просто невозможно. На протяжении последних двенадцати лет, с того момента, как Россия вошла в пору рыночной экономики, практически не совершенствовались и не поддавались никакому регулированию земельные отношения. Велись политические споры на протяжении всего этого периода. Но земля требовала порядка, земля обрабатывалась, происходили реформы, бывшие колхозы и совхозы превратились в сельхозкооперативы, акционерные общества, были розданы земельные доли, земельные паи, то есть изменился собственник земли. Менялось каким-то образом налоговое законодательство. Всё это шло совершенно разными путями и никаким образом не связано друг с другом. На протяжении всего этого периода никто не обращал внимания на то, что такое грандиозное богатство, которым располагает Россия, как земля сельскохозяйственного назначения в первую очередь, но и земли в целом, не эксплуатируется на благо российского народа. Почему я это утверждаю? Потому, что такие насущные вещи, как оценка земель и соответственно исчисление налоговой базы землепользования, становятся невозможными ввиду отсутствия необходимой нормативной базы и законодательства в этой сфере. На протяжении последних 12 лет земли обрабатывают хозяйства, практически не неся никакой ответственности за их качество. Мы не можем оценить в должной степени тот ресурс, которым обладаем, и, соответственно, база для исчисления земельного налога как таковая отсутствует. Все эти негативные моменты предлагается исключить серией законопроектов, один из которых в данный момент мы рассматриваем, - это законопроект "Об оценке земель". Я думаю, что всем понятно: для того чтобы рассчитать налог на землю, необходимо прежде всего произвести оценку земли и затем уже производить расчет налога на землю. Данный законопроект был разослан в субъекты Российской Федерации, в 22 субъекта. 20 субъектов поддержали предложенную идею законопроекта. Правительство, к сожалению, не поддержало данный законопроект. Но я думаю, причина здесь понятна, а аргументы Правительства, на мой взгляд, являются совершенно несостоятельными. Они предлагают оценку земель проводить в рамках закона "Об оценочной деятельности...". Считаю, что с этим согласиться нельзя. Во-первых, указанный федеральный закон носит общий характер и не содержит норм, учитывающих особенности определения стоимости земельных участков. Во-вторых, в отзыве Правительства отмечено, что Федеральный закон "Об оценочной деятельности..." не предусматривает использование рыночной стоимости для целей налогообложения. Но я думаю, что понятно, что, живя в условиях рынка, не использовать методику рыночной оценки земель - это совершенно не согласуется с сегодняшней действительностью. По-моему, это довольно странный аргумент. Целью оценочной деятельности в отношениях объектов недвижимости должна быть именно фискальная составляющая. Внесенный мною законопроект как раз и закрывает эти проблемы в законодательстве. Кроме того, по мнению Правительства, порядок определения кадастровой стоимости различных категорий земель должен быть определен не федеральным законом, а постановлением Правительства. С таким подходом также нельзя согласиться. Действующая на данный момент методика, разработанная в Правительстве, крайне несовершенна и в корне неверна. Я думаю, что необязательно даже быть специалистом в земельных отношениях, чтобы понять, что оценка земель, которая предусматривает, что урожайность за 39 прошедших лет умножается на средние закупочные цены и от этих доходов учитывается себестоимость... Мы понимаем, что за 39 прошедших лет посчитать всё это и получить на основе этого кадастровую стоимость земли - это нереально, тем более что сама по себе урожайность - это не единственная составляющая в себестоимости, есть еще целый ряд субъективных и объективных факторов, которые делают, по сути, вот эту методику совершенно нереальной. Но и на практике мы видим... Например, в Саратовской области проводились торги на земли сельскохозяйственного назначения, и стоимость за гектар составила по итогам торгов 350 рублей. В то же время рассчитанная на основе существующей методики кадастровая стоимость этой же земли равна 8 тысячам 120 рублям. То есть вот такая вот огромная разница, конечно же, ярко показывает, что предлагаемая существующая методика совершенно не отражает реальной действительности. Строить как бы виртуальное законодательство, я считаю, совершенно не нужно. Нам необходимо навести порядок с землей, определить, кто ее собственник, произвести реальную оценку земли, затем создать нормальный закон о плате за землю, нормально вычислять налоги и таким образом проводить фискальную политику государства в области земельных отношений. Уважаемые коллеги, считаю, что законопроект надо рекомендовать к принятию в первом чтении и в процессе второго чтения доработать, если есть какие-то замечания. В общем-то, я думаю, что это будет замечательный закон, который в конце концов позволит навести порядок в земельных отношениях. Без вот такого регулирования результата у нас на земле не будет, никто не будет нести ответственность за использование земли. Мы не сможем стимулировать тех, кто повышает плодородие, и соответственно наказывать тех, кто оставил сейчас 40 миллионов гектаров российской сельскохозяйственной земли без обработки и, по сути дела, превратил их уже из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда. На практике это так и получается, к сожалению. Вот этот законопроект, на мой взгляд, значительно улучшит ситуацию в сельском хозяйстве в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Геннадий Васильевич Кулик, пожалуйста. КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел сказать вам, что многие законы, которые мы принимаем, действительно сразу, так сказать, врезаются в жизнь и ими пользуются миллионы людей. За прошлый год в Российской Федерации, несмотря на то что этот процесс только начался, совершено 5 миллионов 560 тысяч сделок с землей. Причем 80 процентов этих сделок совершали граждане, которые, пользуясь принятым вами законом, реализовали по личному усмотрению свое право на землю, на земельные участки, находящиеся в их собственности. По итогам этого года, по предварительной оценке, думаю, этот оборот будет удвоен. Я этим хочу подчеркнуть важность проблемы земли, важность вопросов, связанных с дальнейшим развитием земельной реформы. И в связи с этим определенный интерес представляют предложения, разработанные депутатом Четвериковым. Но к сожалению, уважаемые коллеги, комитет и Правительство (и мы тут согласны с Правительством) не могут поддержать этот законопроект. Всё дело в том, что в России уже более пятнадцати лет идет работа по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Отдельно оценивается пашня, отдельно оцениваются сенокосы, отдельно оценивается качество пастбищ, и дается, так сказать, сводная оценка земель сельскохозяйственного назначения каждого предприятия. Эта работа по сельскохозяйственным землям завершена. Она завершена на основании той методики, которая была утверждена Правительством, поэтому, если сегодня мы принимаем какое-либо решение, которое меняет методику проведения этих работ, мы перечеркиваем всю проведенную работу, не даем возможности использовать результаты этой работы. И более того, могу сказать, даже если мы с вами сегодня и захотели бы поддержать этот законопроект, то, поверьте мне, надо провести не одно предварительное слушание, чтобы выйти с предложениями, поскольку по многим принципиальным вопросам - как считать доходность, как считать рентабельность производства тех или иных культур - возникает очень много вопросов и есть совершенно разные подходы к этой теме. Мы внимательно рассмотрели этот законопроект, и комитет все-таки принял решение в этой обстановке не поддерживать его. Более того, могу сказать, что мы предложим Государственной Думе проект закона (он уже готов) "О налоге на сельскохозяйственные земли", который и будет построен с учетом итогов кадастровой оценки земли, которая проведена у нас в республике. Я поэтому просил бы, чтобы, может быть, не ставить депутатов в такое положение, Четверикова снять свой законопроект. Еще раз повторяю, мы будем искать возможность использовать идеи, которые содержатся в этом законопроекте, в других документах, связанных с дальнейшим развитием земельной реформы в России, которые будем принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчикам? Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос к Геннадию Васильевичу. Геннадий Васильевич, во время работы рабочей группы по закону об обороте земель сельхозназначения руководитель службы земельного кадастра уже говорил, что фактически работа окончена. А можно ли официальные итоги этой работы посмотреть, по оценке земель? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Я это сделаю, мы это размножим, раздадим информацию об итогах работы, чтобы каждый депутат смог посмотреть оценку земель своей области. Обязательно это сделаем, постараемся сделать в максимально короткий срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, раздайте депутатам. Хорошо. Есть ли еще вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 07 сек.) Проголосовало за 91 чел. 20,2% Проголосовало против 72 чел. 16,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 163 чел. Не голосовало 287 чел. 63,8% Результат: не принято Законопроект не принят.