Заседание № 131

07.12.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 187411-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (расширение прав субъектов Российской Федерации в части межбюджетного регулирования; принят в первом чтении 21 сентября 2005 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5123 по 5250 из 6990
Коллеги, переходим к пункту 14 повестки дня. Проект федерального закона "О      
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон   
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части           
регулирования межбюджетных отношений" и Федеральный закон "Об общих принципах   
организации местного самоуправления в Российской Федерации". Второе чтение.     
Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды           
Сергеевны Максимовой.                                                           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект о внесении         
изменений в Бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений и     
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации", подготовленный Комитетом по бюджету и налогам ко         
второму чтению.                                                                 
                                                                                
В процессе доработки законопроекта ко второму чтению было внесено семьдесят     
шесть поправок, из них комитетом было принято пятьдесят и отклонено двадцать    
шесть. Поправки отклонены по той причине, что они либо не относятся к           
предмету данного законопроекта, либо недостаточно четко были сформулированы,    
либо уже нашли свое отражение в других законах, которые мы принимали ранее.     
                                                                                
На ваше рассмотрение представлены две таблицы - таблица отклоненных поправок    
и таблица принятых поправок. И я прошу вас, Олег Викторович, поставить их на    
голосование. Комитет рекомендует эти таблицы рассмотреть и принять              
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждаем таблицу 1 поправок,          
рекомендуемых комитетом к принятию. Это поправки с 1-й по 50-ю. Есть ли у       
депутатов вопросы по данной таблице? Нет вопросов. Ставлю на голосование        
таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию.                           
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Утвердили решение комитета по таблице 1 поправок, рекомендованных к принятию.   
                                                                                
Переходим к обсуждению таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к              
отклонению. Есть ли у депутатов вопросы по этой таблице? Нет вопросов.          
Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых комитетом к             
отклонению. Это поправки с 1-й по 26-ю.                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона во        
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Депутат Максимова что-то хочет нам предложить.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Олег Викторович.                                       
                                                                                
Поскольку этого закона очень ждут все субъекты Федерации для формирования       
своих законов и законов муниципальных образований и законопроект прошел         
юридико-техническую и лингвистическую правки, Комитет по бюджету и налогам      
предлагает принять его в третьем чтении.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, я вижу, по поводу этого предложения.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" ставлю на голосование проект     
федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации, Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс           
Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и            
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации" в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в третьем чтении.                                      
                                                                                
Присаживайтесь, Надежда Сергеевна.                                              
                                                                                

Заседание № 116

21.09.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 187411-4 "О внесении изменений в Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (расширение прав субъектов Российской Федерации в части межбюджетного регулирования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4699 по 4893 из 6196
Пункт 21. Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон   
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части           
регулирования межбюджетных отношений" и Федеральный закон от 6 октября 2003     
года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской       
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Надежды Сергеевны              
Максимовой. Пожалуйста, Надежда Сергеевна.                                      
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, основная цель законопроекта, который разработан группой      
депутатов, - это расширить полномочия региональных и местных органов власти     
при формировании бюджетов всех уровней и построении межбюджетных отношений.     
Для этого предлагается внести поправки в ряд переходных положений Бюджетного    
кодекса и Федеральный закон номер 131 "Об общих принципах организации           
местного самоуправления...".                                                    
                                                                                
Первое предложение касается форм предоставления финансовой помощи. Вы знаете,   
что по действующему законодательству финансовая помощь может предоставляться    
только в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Группа          
депутатов предлагает внести изменения в закон, которые дадут возможность        
законами субъектов или нормативными правовыми актами представительных органов   
власти муниципальных образований устанавливать дифференцированные нормативы     
отчислений от региональных и федеральных налогов, поступающих в бюджеты         
субъектов, взамен вот этой дотации, которая определяется в составе бюджета      
регионального или муниципального района. Предполагается, что такие              
дифференцированные нормативы отчислений могут быть установлены от любых         
федеральных налогов и сборов, налогов, которые предусматриваются специальными   
налоговыми режимами, тех, которые подлежат зачислению в бюджеты субъектов       
Российской Федерации. Такие дифференцированные нормативы предлагается           
устанавливать по согласованию с муниципальными районами, поселениями и          
городскими округами. При этом предполагается, что такие нормативы должны быть   
установлены на срок не менее чем три года, то есть тем самым как бы             
предлагается закрепить на определенной законодательной основе нормативы         
отчислений от налогов, чтобы побудить муниципальные образования, местное        
самоуправление работать со своей налоговой базой. При этом в законе             
предлагается: в случае, если установлены такие дифференцированные нормативы и   
по исполнении бюджета доходы превышают объем дотаций, который первоначально     
планировался, то эта сумма дополнительных доходов у муниципалитетов не          
изымается, если же они несут при этом потери, то из бюджета субъекта такие      
потери не возмещаются, потому что согласованные позиции были приняты обеими     
сторонами.                                                                      
                                                                                
Следующая позиция, которую вносят авторы... Да, кстати говоря, такие же         
предложения по дифференцированным нормативам могут устанавливать и              
муниципальные образования, муниципальные районы для поселений с целью           
оказания финансовой помощи из фондов уже муниципальных, фондов финансовой       
помощи поселениям.                                                              
                                                                                
Вторая новация законопроекта - это то, что субъекту вменяется в обязанность     
установить единые и (или) дополнительные (дифференцированные) нормативы         
отчислений в местный бюджет от налога на доходы физических лиц. Причем          
предлагается, чтобы этот объем был не менее 10 процентов от общего объема       
доходов, которые от этого налога поступают в бюджеты субъектов Российской       
Федерации. Таким образом, предполагается создать определенную устойчивость в    
формировании доходной базы муниципальных образований, особенно вновь            
образованных.                                                                   
                                                                                
Третья позиция. Для того чтобы расширить возможности межбюджетного              
регулирования... Вот у нас существует норма, по которой если уровень            
расчетной бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных образований        
превышает двукратный коэффициент в среднем по территории, то они получают       
возможность в законе установить субвенции, передачу средств из бюджета          
нижестоящего уровня на вышестоящий уровень, повторяю: в случае двукратного      
превышения. Вот этот порог мы предлагаем снизить до 1,3, потому что слишком     
разный у нас уровень бюджетной обеспеченности в регионах и в случае, если       
порог будет достаточно высок, изъять определенную сумму из бюджетов             
высокообеспеченных муниципальных образований субъект не будет иметь             
возможности и, таким образом, не сможет отрегулировать взаимоотношения с        
менее обеспеченными территориями и муниципальными образованиями, которые        
являются реципиентами. Этот порог предлагается установить на уровне 1,3 - вот   
такой коэффициент превышения. При этом вот эта сумма превышения не может быть   
изъята в размере, превышающем 50 процентов общего объема. Эти суммы должны в    
виде субвенций изыматься, аккумулироваться в региональном фонде финансовой      
поддержки поселений, региональном фонде поддержки муниципальных районов,        
городских округов и обеспечивать сбалансированность бюджетов всех               
муниципальных образований, то есть это направлено на аккумулирование            
дополнительных средств вот в этих фондах. При этом законодатель имеет           
право... мы устанавливаем минимальный порог, но законодатель имеет право        
устанавливать его в таких пределах, в каких он сам сочтет нужным, то есть       
максимум не устанавливается.                                                    
                                                                                
И наконец, на переходный период дается послабление по норме Бюджетного          
кодекса, статье 42-1, которая запрещает использование фактических доходов и     
расходов при расчете финансовой, бюджетной обеспеченности муниципальных         
образований. Предполагается, что нужно исходить только из налогового            
потенциала. Но мы с вами прекрасно знаем, что многие муниципальные              
образования только-только формируются, что практически еще данных для           
определения налогового потенциала у нас нет, поэтому на переходный период -     
2006-2010 годы - предполагается разрешить при расчете бюджетной                 
обеспеченности использовать как фактические данные по доходам и расходам, так   
и прогнозируемые показатели.                                                    
                                                                                
Вот эти четыре позиции предлагаются депутатами, и мы считаем, что их принятие   
будет способствовать тому, что у нас более сбалансированно и более взвешенно    
регионы и муниципалитеты смогут реализовывать закон № 131-ФЗ. Кстати, эти       
изменения не потребуют никаких дополнительных финансовых ресурсов,              
предполагается только перераспределение их в пределах тех средств, которые      
сегодня имеются в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад сделает Раиса Васильевна Кармазина. Пожалуйста, Раиса Васильевна.      
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам поддерживает законопроект и     
считает, что его основные положения направлены на расширение прав субъектов     
Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования для обеспечения       
более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных          
образований, создают дополнительные стимулы органам местного самоуправления     
для развития налоговой базы на соответствующей территории. Однако необходимо    
отметить, что установление дифференцированных нормативов отчислений от всех     
налогов, заменяющих дотации на срок не менее чем три года, является             
нецелесообразным, поскольку экономическое положение субъектов Российской        
Федерации и муниципальных образований может меняться в течение финансового      
года, тем более что представленным законопроектом предполагается                
распределение дотаций законом субъекта Российской Федерации ежегодно. По        
мнению комитета, в результате такой замены может произойти снижение объема      
средств, поступающих в местные бюджеты, при условии неизменности и особенно     
при уменьшении налоговой базы муниципальных образований. В этой связи           
представляется возможным корректировать дифференцированные нормативы            
ежегодно. Введение дифференцированных нормативов от налога на доходы            
физических лиц в местные бюджеты целесообразно осуществлять исходя из           
критерия, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации для            
выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, на законопроект поступили отзывы от сорока одного            
субъекта, тридцать пять из них - положительные. Комитет поддерживает данный     
законопроект, и мы просим вас проголосовать за него, принять в первом чтении.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть вопрос.                                                   
                                                                                
Депутат Никитин, пожалуйста, фракция "Родина".                                  
                                                                                
НИКИТИН В. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                 
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Надежде Сергеевне. Мы действительно обсуждали этот вопрос в     
комитете, и я его поддерживал. Но вот сегодня мы приняли, рассматривая пункт    
7 повестки дня, комплекс поправок в закон о местном самоуправлении, в           
Бюджетный, Налоговый кодексы - я говорю о законопроекте, который Владимир       
Семёнович Мокрый докладывал. В частности, там мы внесли правку в статью 138,    
пункт 30, Бюджетного кодекса с другими нормативами, по формированию этого       
фонда финансовой поддержки, чем в данном законе.                                
                                                                                
Поэтому у меня возникает вопрос: а насколько мы скоординированно правим         
сейчас бюджетное законодательство, если мы уже сегодня приняли во втором        
чтении законопроект с поправками и в 131-й закон, и в Бюджетный, и Налоговый    
кодексы?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте. Раиса Васильевна, вы ответите или   
Надежда Сергеевна?                                                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, депутату Максимовой микрофон.                             
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович, вы совершенно правы, мы сегодня рассмотрели        
указанный вами закон, но эти два закона идут как бы в одном русле. Что          
касается того, что у нас есть определенные позиции по использованию             
фактических доходов и расходов. Я думаю, поскольку мы будем рассматривать       
этот законопроект во втором чтении, мы сблизим позиции этих двух законов, то    
есть, конечно, разночтений не будет.                                            
                                                                                
Что же касается дифференциации нормативов, то это идет в развитие закона,       
который мы с вами сегодня рассматривали. И все другие позиции направлены        
именно на то, чтобы регионы, которые будут работать по 131-му закону, могли     
сбалансировать бюджеты каждого муниципального образования. Противоречий между   
этими законами нет, они дополняют друг друга.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Не желает никто.               
Представитель правительства и представитель президента? Нет. Коллеги, кто за    
то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.            
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    413 чел.                                          
Не голосовало                  37 чел.8,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.