Заседание № 221

06.04.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 186832-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о введении механизма ликвидационного неттинга; принят в первом чтении 9 июня 2009 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1409 по 1430 из 6726
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по     
финансовому рынку Владислава Матусовича Резника.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, 11 марта президент подписал закон "О клиринге и       
клиринговой деятельности" и закон о внесении изменений в связи с принятием      
этого закона. В этих законах полностью урегулирован тот вопрос, который         
изначально ставился в законопроекте о ликвидационном неттинге, по этой          
причине его дальнейшее рассмотрение нецелесообразно. Предлагаем его             
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет.     
Полномочному представителю правительства? Нет. Выносим 8-й вопрос на "час       
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5027 по 5067 из 6726
Пункт 8. По мотивам - Кашин Борис Сергеевич.                                    
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, законопроект, который предлагается отменить, имел своей     
целью решение очень важной, актуальной проблемы - как по справедливости         
провести процедуру ликвидации компании в случае её банкротства в ситуации,      
когда она имеет сложный набор активов, в том числе производные ценные бумаги    
и долгосрочные контракты. Отменяем мы этот законопроект на том основании, что   
введена процедура так называемого ликвидационного неттинга другим законом, но   
на самом деле эта проблема не решена и мы будем сталкиваться на практике с      
несовершенством нашего законодательства.                                        
                                                                                
Поэтому я обращаю внимание на тот факт, что мы, Государственная Дума, пошли     
по пути наименьшего сопротивления и оставили проблему без серьёзного решения.   
                                                                                
Фракция КПРФ такой подход не поддерживает.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование из пункта 8 повестки дня проект федерального   
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации" в следующей редакции: кто за то, чтобы согласиться с предложением    
комитета и отклонить указанный законопроект?                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5801 по 5805 из 6726
СВЕРДЛОВ Ю. В. Спасибо большое, Олег Викторович.                                
                                                                                
Сообщаю для протокола: по вопросам 7 и 8 депутат Свердлов голосовал за, по      
вопросу 1 (в целом) Иткулов тоже голосовал за.                                  
                                                                                

Заседание № 99

09.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 186832-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о введении механизма ликвидационного неттинга).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2086 по 2292 из 7376
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный             
представитель Правительства Российской Федерации заместитель руководителя       
Федеральной службы по финансовым рынкам Александр Юрьевич Синенко.              
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам.               
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации выносит     
на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в         
отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части введения           
механизма ликвидационного неттинга.                                             
                                                                                
Кратко напомню, что этот законопроект направлен на совершенствование            
правового регулирования сделок с производными финансовыми инструментами.        
Напомню сегодняшнюю проблему. Дело в том, что рынок производных финансовых      
инструментов в нашей стране достаточно сильно развит, он набирает обороты, но   
ему мешают несколько препятствий, в том числе правового характера. О чём идёт   
речь? В основном проблема касается ситуации, связанной с невозможностью одной   
из сторон сделки с производными финансовыми инструментами исполнить свои        
обязательства. Если говорить более кратко, речь идёт о состоянии банкротства    
одной из сторон сделки с производными финансовыми инструментами. В этой         
ситуации наше общее правовое регулирование, связанное с банкротством, и         
судебная практика поддерживают данную точку зрения, рассматривая каждую         
конкретную сделку между двумя сторонами как самостоятельную, с                  
соответствующими последствиями для предъявления претензий кредиторов. В         
данном случае это нерационально, потому что между двумя сторонами может быть    
несколько десятков, а то и сотен однородных или разнородных сделок с            
производными финансовыми инструментами. При этом непонятно, кто кому должен в   
конечном итоге и какую сумму. Эта ситуация в данном случае как раз вносит       
неопределённость, увеличивает риски и препятствует развитию рынка производных   
финансовых инструментов.                                                        
                                                                                
Данный законопроект, который разработан ФСФР России и вносится Правительством   
Российской Федерации, как раз и предлагает на основе иностранного               
положительного опыта внедрить механизм так называемого ликвидационного          
неттинга. Его смысл в том, что вводится понятие единого договора - это          
договор, который как раз заключается между сторонами и исполнение               
обязательств по которому может быть прекращено только совместно по всем         
сделкам, существующим между этими сторонами.                                    
                                                                                
На какие сделки предполагается распространить этот закон? Прежде всего, это     
сделки с производными финансовыми инструментами, во-вторых, сделки, где из      
сторон обязательно должен быть либо банк, либо профессиональный участник        
рынка ценных бумаг, которые имеют соответствующую лицензию. На наш взгляд,      
именно эти критерии позволяют выделить из всего массива сделок те, на которые   
распространяется особый режим ликвидационного неттинга, и соответствующим       
образом гарантировать права кредиторов, а также учесть интересы рынка в         
целом. Помимо этого новым понятием, которое предлагается ввести, является       
понятие нетто-обязательства - это как раз тот итог, который возникает в         
результате определения взаимных обязательств между сторонами по какому-то       
одному, единому договору.                                                       
                                                                                
Мы считаем, что подобного рода нововведения - я напомню, предлагается ввести    
поправки в три закона: закон "О рынке ценных бумаг", закон "О                   
несостоятельности (банкротстве)" и закон "О несостоятельности (банкротстве)     
кредитных организаций", - такие точечные поправки в данном случае как раз и     
позволят решить основную проблему дальнейшего развития рынка производных        
финансовых инструментов в России, снизить риски, которые при этом возникают.    
                                                                                
Убедительная просьба поддержать законопроект в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад от комитета сделает заместитель председателя комитета Лиана            
Витальевна Пепеляева.                                                           
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект            
федерального закона закрепляет и легализует в российском законодательстве       
институт ликвидационного неттинга, то есть механизма определения                
нетто-обязательства по финансовым сделкам при осуществлении процедур            
банкротства. Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию проекта        
федерального закона, однако ко второму чтению необходимо дополнительно          
проработать ряд вопросов. Так, например, законопроект предусматривает           
возможность проведения взаимозачёта по финансовым сделкам в рамках процедур     
банкротства. При этом действующий Федеральный закон "О несостоятельности        
(банкротстве)" предусматривает специальный порядок удовлетворения требований    
кредиторов исходя из принципов пропорциональности и очерёдности.                
Следовательно, при проведении взаимозачёта необходимо также соблюдать данные    
принципы. Действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)      
кредитных организаций" вообще не предусматривает возможности проведения         
взаимозачёта в ходе процедуры конкурсного производства. Поэтому для того,       
чтобы нормы предлагаемого проекта федерального закона были реализованы на       
практике, необходимо внести изменения, сделав исключение для финансовых         
сделок.                                                                         
                                                                                
Далее. Не совсем ясен механизм определения размера денежных обязательств по     
некоторым видам сделок, например по сделкам под условием. Кроме того, на ряд    
финансовых сделок, например на сделки РЕПО, предлагаемый механизм не            
распространяется.                                                               
                                                                                
Данные замечания не носят концептуальный характер, не препятствуют принятию     
проекта федерального закона в первом чтении. В целом Комитет по финансовому     
рынку считает, что новый институт необходимо законодательно закрепить, при      
этом важно сделать так, чтобы не были ущемлены интересы и кредиторов, в         
частности не была уменьшена конкурсная масса.                                   
                                                                                
Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект    
федерального закона в первом чтении.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока. Сейчас я спрошу, есть ли       
вопросы. Нет вопросов. Присаживайтесь.                                          
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Борис Сергеевич Кашин, других рук я не вижу.        
Подводим черту.                                                                 
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Мы рассматриваем этот законопроект как попытку оптимизировать и сделать более   
понятными правила реализации процедуры банкротства и вообще как попытку         
финансового оздоровления банков и финансовых компаний. Сама эта идея,           
безусловно, заслуживает поддержки, потому что сейчас пожелание властей, чтобы   
Россия стала финансовым центром, в значительной степени теряют обоснованность   
из-за того, что гарантий для участников рынка, что в случае каких-то            
нештатных ситуаций их права будут обеспечены, никаких нет. Поэтому мы           
считаем, что законопроект нужный, и мы поддержим его в первом чтении.           
                                                                                
В то же время следует отметить, что законопроект сырой, и если его оставить в   
том виде, в каком он сейчас представлен, то наши участники рынка могут опять    
оказаться в той ситуации, в которой они оказались в период начала кризиса. В    
чём наша проблема? В том, что в трудный момент действия финансовых властей      
определяются звонками из Кремля и Белого дома. Вот мы недавно рассматривали в   
нашем комитете один из законопроектов, касающихся деятельности Центрального     
банка, и представители Центрального банка прямо сказали, что они, даже не       
имея на то, в общем-то, достаточных полномочий, реализовывали поручение         
правительства. Встаёт вопрос: какими аргументами руководствовалось              
правительство, принимая решение, например, о том, что надо спасать тот или      
иной коммерческий банк? Совершенно ясно, что именно финансовые власти -         
Центральный банк, Министерство финансов - должны быть последней инстанцией      
при принятии таких решений. К сожалению, у нас процедуры абсолютно неясны, и    
в результате есть все основания считать, что уже сейчас бюджет потерял          
колоссальные средства из-за того, что непонятно, как будут действовать          
финансовые власти в той или иной ситуации. Естественно, инвесторы боятся        
этого и предпочитают страховать свои риски, как правильно написано в            
пояснительной записке, на западных рынках. Вот с этой точки зрения есть         
серьёзные недоработки в этом законопроекте, и мы рассчитываем, что во втором    
чтении они будут устранены.                                                     
                                                                                
О чём идёт речь? Прежде всего в законопроекте описано, как должна проходить     
процедура вот этого неттинга, то есть взаимного учёта различных обязательств    
ликвидируемой организации, и, что касается биржевых инструментов, бесспорно,    
сама возможность биржи неттировать те или иные обязательства ликвидируемой      
организации исключительно полезна. Даже в этот кризисный момент банки,          
которые были перекредитованы, свои обязательства неттировали через биржу.       
Поэтому этот механизм уже дал реальный результат. Однако формулировка,          
которая здесь написана, не выдерживает никакой критики. Здесь написано, что     
исходя из биржевой цены происходит взаимозачёт финансовых инструментов, если    
базисный актив торгуется на организованном рынке. Я не хочу здесь входить в     
детали, но это на самом деле совершенно неудовлетворительная формулировка. Но   
самое главное, на что я хочу обратить внимание, касается процедуры вот этого    
неттинга, в случае если финансовый инструмент не торгуется на бирже. Есть       
общепринятая методика оценки портфеля того или иного банка - это актуарное      
оценивание. Это вопрос, который должны решать специалисты-актуарии. У нас, к    
сожалению, - вот это самое главное, что я бы хотел подчеркнуть, - власть        
категорически не хочет слышать про эти методы, про науку слышать не хочет и     
вспоминает о них только тогда, когда уже совершенно ясно видны их проколы,      
как в прошлый раз, когда представитель Минздравсоцразвития Воронин нам          
говорил, что актуарии готовили поправки к закону о пенсионном страховании. На   
самом деле деятельность актуариев нигде не заметна вообще. Вот здесь            
предлагается, вот в этом пункте этого законопроекта, привлекать для оценки      
фактически финансового состояния банка независимого оценщика.                   
                                                                                
Представьте ситуацию: крупный банк находится на грани банкротства и какой-то    
независимый оценщик должен оценить огромный портфель в тысячи контрактов и      
принять соответствующее решение. Совершенно ясно, что это повод для             
субъективизма, повод для коррупции, и совершенно ясно, что в закон должна       
быть введена процедура, которая регламентирует действия в подобном случае.      
                                                                                
Поэтому я хотел бы, чтобы служба по финансовым рынкам шла впереди других        
наших финансовых институтов, которые почему-то категорически, повторяю, не      
хотят реально вводить понятие актуарного оценивания, и наконец-то ввела в       
этот законопроект соответствующие дополнения, и тогда участники рынка будут     
понимать, с кем они имеют дело. Они боятся того, что независимый оценщик,       
скажем так, независимый в кавычках, примет то решение, которое порекомендует    
обладатель высокого кабинета.                                                   
                                                                                
Поэтому, я ещё раз повторяю, мы поддерживаем законопроект в первом чтении, но   
он страдает недостатками, характерными для всего нашего финансового блока, и    
они должны быть устранены.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, представители правительства и         
президента не настаивают на участии в дискуссии, докладчик не настаивает на     
заключительном слове, как я понимаю.                                            
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
отдельные законодательные акты Российской Федерации".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.