Заседание № 99
О проекте федерального закона № 186673-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой". Докладывает Павел Сергеевич Дорохин. ДОРОХИН П. С., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, в связи с тем что Президент Российской Федерации говорил о необходимости усиления мер, направленных на борьбу с коррупцией, предлагаемый мной законопроект предусматривает увеличение срока действия ограничений, связанных с деятельностью бывшего государственного или муниципального служащего, с двух до пяти лет. Представляется, что такой подход позволит снизить коррупционные риски. С учётом сложной внешнеэкономической ситуации, а также активных действий со стороны иностранных государств, направленных на ослабление российской экономики, в законопроекте также предлагается запретить бывшим служащим, замещавшим должности, которые включены в утверждённый перечень, в течение пяти лет после увольнения работать по трудовому договору в иностранной организации, в иностранных структурах без образования юридического лица и в некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента. Такой подход представляется оправданным с точки зрения необходимости обеспечения безопасности государства в связи с оказываемым экономическим давлением на нашу страну, вы об этом прекрасно знаете. Положения федерального законодательства, в которые настоящим проектом федерального закона предлагается внести изменения, основаны в том числе на нормах международного права. В частности, пунктом 1 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе. Согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после выхода их в отставку или на пенсию. Данный подход имеет прямую антикоррупционную направленность. В частности, решение о недопустимости работы в ранее подконтрольных организациях в течение определённого времени направлено на исключение использования гражданским служащим своего служебного положения в личных целях, применения известных ему методик работы, раскрытия особенностей работы лицам, которые были ранее подконтрольны соответствующему органу государственной власти. Приведу примеры: согласно обзору судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности за период с 2013 по 2015 год по первой инстанции судами Российской Федерации было рассмотрено более 9 тысяч дел данного состава. Сейчас чиновник после прекращения замещения соответствующей должности в течение двух лет не может осуществлять схожую деятельность в коммерческих структурах, однако на практике данная норма не является действенной и лишь формально направлена на устранение коллизии публичных и частных интересов. Специфику России в данном вопросе определяют два важнейших фактора: отсутствие института лоббизма, с одной стороны, и сформировавшаяся система номенклатурного капитализма - с другой. Таким образом, сегодня мы функционируем в условиях полного отсутствия правового поля и традиционной социальной практики, при котором практически любое экономическое решение зависит от конкретного чиновника. Кроме того, ограничения, связанные с дальнейшей деятельностью, в нашей стране можно преодолеть за счёт специального разрешения, что не просто ставит под сомнение эффективность мер, но и создаёт дополнительные коррупционные риски. С учётом изложенного особое значение в борьбе с коррупцией приобретают меры, направленные на установление ограничений не столько для действующих чиновников, сколько для тех лиц, которые, уже не являясь государственными служащими, сохраняют возможность влиять на итоговые решения системы государственной власти. Примеров подобных перевоплощений масса. Так, известный банкир Пётр Авен, ранее занимавший должность министра внешних экономических связей в правительстве, после отставки стал президентом "Альфа-Банка" и сегодня является одним из богатейших бизнесменов России. Анатолий Чубайс после ухода с должности главы администрации президента возглавил РАО "ЕЭС России". А Олег Сысуев, заместитель главы администрации, стал первым заместителем председателя совета "Альфа-Банка". Подобная практика существует на всех уровнях государственного управления - от федерального до местного. Вместе с тем есть примеры трудоустройства бывших чиновников, которые требуют особого внимания. Так, экс-глава МИДа России Андрей Козырев после отставки был избран членом совета директоров американской фармацевтической корпорации "ICN Pharmaceuticals", а через пару лет и вовсе стал президентом и генеральным директором компании по Восточной Европе. Небезызвестный Анатолий Сердюков после увольнения стал индустриальным директором по авиационному кластеру госкорпорации "Ростех". Представляется, что в условиях ожесточения противостояния России со своими конкурентами на мировой арене вопросы трудоустройства бывших чиновников в иностранных компаниях либо государственных служащих на руководящих постах в оборонном секторе переходят из тематики борьбы с коррупцией в тематику национальной безопасности. Также необходимо отметить, что выборный цикл депутатов законодательных собраний и губернаторов составляет четыре-пять лет, следовательно, по истечении этого срока состав групп влияния - чиновники, теневые лоббисты и другие субъекты коррупционной деятельности - существенно меняется, именно поэтому мы предлагаем увеличить срок до пяти лет. Данный подход, несомненно, позволит снизить коррупционную составляющую, ведь существующие личностные связи в столь динамично развивающейся среде через пять лет станут неактуальны, а следовательно, вместо того чтобы устранять последствия коррупционных действий, нам удастся предупредить их. Кроме того, учитывая напряжённую внешнеэкономическую ситуацию, а также перманентное давление на Россию со стороны США, европейских стран НАТО, мы считаем целесообразным запретить бывшим госслужащим в течение пяти лет после увольнения работать в иностранных организациях. Само понятие "государственный служащий" предполагает заботу о Родине, её гражданах, патриотизм и защиту интересов своей страны. Представляется, что чиновник, переходящий на работу в иностранную компанию, не только руководствуется исключительно личными интересами, но и снижает авторитет как государственной службы, так и страны в целом. Мировая практика показывает, что страны с наименьшим уровнем коррупции уже давно приняли у себя подобные меры. И даже в США, где официально расходы на лоббизм составляют свыше 3 миллиардов долларов в год, одним из первых указов президента Дональда Трампа стал документ, налагающий пятилетнее ограничение на лоббизм и полный запрет на продвижение интересов других государств для бывших чиновников. Сегодня многие граждане нашей страны воспринимают работу в органах государственной власти как основу для дальнейшего карьерного роста в коммерческих организациях, на первый план выходят конкурентные преимущества, связанные не с интеллектуальными и личностными качествами, а с наличием знакомых, способных, так сказать, решить вопрос. Поэтому предлагаю: не дадим процессам, подрывающим устои государственности, укорениться в сознании подрастающего поколения! Принятие моей инициативы позволит устранить жажду личной наживы как основополагающий критерий при выборе работы в органах государственной власти, а также минимизирует риски вербовки бывших чиновников иностранными структурами. В наших руках, дорогие коллеги, возможность сформировать действенный механизм по предупреждению коррупции и по формированию нового типа государственного служащего. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Леонид Ильич Черкесов, член Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. ЧЕРКЕСОВ Л. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона № 186673-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой". В законопроекте предлагается увеличить с двух до пяти лет срок, в течение которого лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, включённые в соответствующий перечень должностей, запрещается после увольнения со службы без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работать по трудовому или гражданско-правовому договору в организациях, если отдельные функции управления этими организациями входили в должностные обязанности указанных лиц. Вместе с тем докладчик не отметил достаточных обоснований столь существенного увеличения срока установленных ограничений - с двух до пяти лет, также не представлены результаты обобщения правоприменительной практики, свидетельствующие о неэффективности действующей системы антикоррупционных запретов в отношении бывших государственных и муниципальных служащих. Также предлагается ввести запрет на пять лет на занятие должностей на условиях трудового договора в иностранных организациях, в иностранных структурах без образования юридического лица, в некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента. Полагаем, что подобный запрет, вне зависимости от связи исполняемых должностных обязанностей с видом деятельности организаций, недостаточно обоснован и может повлечь нарушение конституционных прав граждан. Конституция Российской Федерации, часть 3 статьи 55, допускает ограничение федеральным законом прав человека и гражданина лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, предусматриваемые федеральным законом меры принудительного характера должны отвечать требованиям справедливости. Кроме того, в соответствии со статьёй 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Данное положение касается и возможности граждан Российской Федерации реализовывать право на труд за пределами Российской Федерации либо в иностранных организациях. Факт занятия должности в иностранной организации не является показателем наличия у лица умысла на получение личной выгоды от ранее полученных в связи со служебной деятельностью знаний. Помимо этого автором законопроекта не предусмотрен механизм контроля за соблюдением предлагаемого запрета, в том числе если работодатель находится вне юрисдикции Российской Федерации. Таким образом, подобные изменения требуют тщательного обоснования, изучения статистики, а также не решают в полной мере обозначенные проблемы. С учётом того что первый принцип противодействия коррупции в Российской Федерации - это признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, полагаем, что принятие этого федерального закона может нарушить данный принцип. Полагаем, что двухгодичный срок запрета является разумным и соразмерным. На основании изложенного комитет считает принятие указанного законопроекта нецелесообразным, не поддерживает его и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Прошу поддержать позицию комитета. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы, пожалуйста. Есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Уважаемые коллеги, нам необходимо посоветоваться. Сергей Владимирович Иванов, как по поводу Регламента? Вы как-то утратили внимание к соблюдению норм Регламента, с утра вы были активнее. ИВАНОВ С. В. В Регламенте написано "как правило", а правил без исключений не бывает, как известно. А вообще, Вячеслав Викторович, я хотел спросить: вы за большевиков или за коммунистов, и в каком вы интернационале - в Третьем или какой-то другой есть? (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А это как - по ведению или по мотивам? Здание Государственной Думы. Большой зал. 15 февраля 2018 года. 16 часов. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин (После перерыва) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, продолжаем работу. Просьба зарегистрироваться. Включите, пожалуйста, режим регистрации. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (16 час. 01 мин. 20 сек.) Присутствует 396 чел.88,0 % Отсутствует 54 чел.12,0 % Всего депутатов 450 чел. Не зарегистрировано 54 чел.12,0 % Результат: кворум есть Присутствует 396 депутатов. Кворум есть. Коллеги, продолжаем обсуждение 11-го пункта. Мы с вами остановились на вопросах, желающие их задать уже зафиксированы. Вот мне дали распечатку. Рыжак Николай Иванович, вы сняли вопрос? Николая Ивановича нет? Вышел. Тогда, пожалуйста, Торощин Игорь Андреевич. Леонид Ильич Черкесов может занять своё место, так будет удобнее. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Павлу Сергеевичу. Павел Сергеевич, скажите, пожалуйста, почему ограничения касаются только иностранных некоммерческих организаций или иностранных структур без образования юридического лица и не касаются, например, иностранных коммерческих организаций? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите Дорохину Павлу Сергеевичу микрофон. ДОРОХИН П. С. Я хочу ещё раз сказать: посмотрите внимательно законопроект. Мои предложения касаются всех организаций: и коммерческих, и некоммерческих, и организаций - юридических лиц. Если сказанное вами отражено в отзыве на мой законопроект, это говорит о том, что аппарат просто невнимательно его смотрел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к представителю комитета. Вот губернатор съездил на беседу и решил больше не баллотироваться - значит, он верховную власть в стране не устраивает, но потом он от этого региона идёт в Совет Федерации. Как вы считаете, это, наверное, не совсем логично, когда, с одной стороны, человек не может занимать пост, а с другой стороны, его как бы переводят на повышение и он дальше продолжает заниматься вот такой серьёзной деятельностью? Где здесь логика? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЧЕРКЕСОВ Л. И. Я не понял, в чём состоит вопрос. Куда губернатор съездил? Или глава местного самоуправления съездил к губернатору и не получил добро? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЧЕРКЕСОВ Л. И. Идёт в заксобрание. Ну конечно же, к рассматриваемому законопроекту этот вопрос не относится, но я хочу отметить, что заксобрания и партийные организации решают, кого отправить в Государственную Думу или в Совет Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Леонид Ильич, скажите, пожалуйста, вы считаете правильным, что носитель государственных секретов - бывший министр иностранных дел вдруг возглавляет американскую компанию, становится её президентом? Вы считаете правильным, что бывшие губернаторы уезжают за границу? Уже порядка десяти уехало: один что-то на Сардинии купил, второй во Франции, третий ещё где-то и так далее. Вообще-то, они тоже являются носителями государственных секретов. И вы считаете, что нет необходимости в изменениях, притом что 27 губернаторов и замгубернаторов осуждены за коррупционные преступления? Вы считаете, что мер в сегодняшнем законодательстве хватает? ЧЕРКЕСОВ Л. И. Николай Васильевич, надеюсь, вы внимательно прочитали законопроект. Данный законопроект касается не лиц, замещающих государственные должности, а государственных гражданских и муниципальных служащих. Автор законопроекта, выступая, говорил о министрах, заместителе председателя правительства, которые не являются государственными гражданскими служащими. Данные должности в соответствии с указом президента от 11 января 1995 года относятся к государственным должностям Российской Федерации и не имеют отношения ни к данному законопроекту, ни к Федеральному закону № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Онищенко Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Сергеевич, прежде всего разрешите поблагодарить вас за очень обстоятельный, юридически выверенный доклад, он в какой-то мере даже может служить образцом в части подготовки докладов. Главный изъян вашего доклада, на мой взгляд, это однозначно обвинительный тон при упоминании всех лиц, состоящих на государственной службе, вы говорите, что все они занимаются коррупцией. К сожалению, Леонид Ильич не отреагировал на это очевидное несоответствие реалиям. Получается, заботясь о государстве, вы обвиняете всех действующих чиновников в том, что они коррупционеры. Какова цена вопроса? Сколько, по вашей оценке, чиновников уходит в коррупционноёмкие области? И какой наносится ущерб государству? Хотя бы приблизительно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дорохину включите микрофон. ДОРОХИН П. С. Я сразу хочу сказать: тон не обвинительный, нет ни одной фразы о том, что обвиняются повально все чиновники государственной гражданской службы, муниципальной службы. Я говорю об отдельных - подчёркиваю, отдельных - проявлениях, которые приобретают пусть не массовый, но системный характер. Вот почему я об этом говорил отдельно. Кроме того, я хотел бы сказать о количестве случаев. Я привёл данные: юристы, которые работают над этим вопросом, с 2013 по 2015 год насчитали 9 тысяч нарушений такого рода, что указано в пояснительной записке. И по поводу ответа на предыдущий вопрос хочу сказать, что изменения вносятся не только в Федеральный закон № 25-ФЗ "О муниципальной службе...", но и в Федеральный закон № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе...". Ещё раз прошу внимательно посмотреть законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Павел Сергеевич, скажите, пожалуйста, а вы не изучали обратную трансформацию: человек работал в коммерческих структурах, а потом пошёл на государственную службу, да ещё в правоохранительную структуру? Такие явления также у нас есть. Я не хотел бы, чтобы мой вопрос тоже имел обвинительный тон, тем не менее спрашиваю: вот это обратное явление вы не изучали? ДОРОХИН П. С. К сожалению, обратное явление я не изучал. Был системный вопрос, связанный как раз с тем, о чём я говорил: чиновники потом переходили на службу или в зарубежные компании по профилю, который они курировали, или в отечественные компании по профилю, который они курировали, и вопрос о коррупционной составляющей во многих случаях был налицо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Сергеевич, мы, как правило, поднимаем вопросы, связанные с губернаторами, мэрами, чиновниками, а вы прорабатывали данный вопрос в отношении депутатов Государственной Думы и региональных законодательных собраний, которые также уходят в коммерческие структуры, после того как завершён срок их полномочий? Мы этот вопрос будем рассматривать, коллеги, или всё сведём только к тем, кто работает в системе государственной службы? На себя мы будем распространять такой же подход? Пожалуйста, включите микрофон Дорохину. ДОРОХИН П. С. Я думаю, мы можем вернуться к этому вопросу при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Тема вообще важная, и вы знаете, что в законодательстве она присутствует, есть запреты для чиновников. Почему я спросил про депутатов? Для нас нет ограничения, а в отношении чиновников есть такое ограничение - на два года. Покажите список. Рыжак Николай Иванович. Подготовиться Пятикопу Александру Ивановичу. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я почему-то почувствовал подвох в последней реплике Вячеслава Викторовича, когда он затронул наше депутатское сообщество, тем не менее предложение действительно интересное. Когда мы говорим о парламентском контроле, когда мы говорим о политической культуре в обществе, важно понимать вот что. Мы сейчас видим в этом что-то диковинное: коммерческая структура, потом правоохранительные органы или наоборот - а ведь, вообще-то, всё цивилизованное сообщество относится к этому совершенно нормально. Значит, мы должны как-то переболеть, пережить этот период и, видимо, должны в целом заботиться о чистоте наших рядов: не только в системе органов государственной власти, в правоохранительной сфере, на муниципальном уровне, но и в коммерческих структурах, ведь претендовать на качественный и профессиональный парламентский контроль можно только тогда, когда люди пропитаются политической культурой. Я уже как-то приводил пример. В Соединённых Штатах через Конгресс, через Сенат проходят практически все сотрудники спецслужб, ну, по квоте, отбирают самых способных, самых грамотных, политически подготовленных, они пропитываются политической культурой. Но основное условие - это принцип ротации: пять лет они работают в аппарате комитета по разведке Сената, Конгресса, а потом возвращаются к себе в многочисленные органы спецслужбы, неся эту государственную политическую культуру, и к их действиям уже никто не относится с подозрением, не считает, что они могут нанести персональный вред кому-то, они несут идею именно государственного подхода к решению всех вопросов, вот это очень важно. Они же потом приходят работать в важнейшие корпорации, которые определяют стратегические и экономические интересы государства, и в этом тоже ничего предосудительного нет. Мне кажется, что к такой постановке вопроса надо относиться совершенно спокойно, поднимая общую культуру, общую чистоту отношений в обществе, это, видимо, очень выверенный и правильный подход. А у нас порой даже в комитетах люди работают до пенсии и не возвращаются к себе, вот здесь уже есть коррупционная составляющая. То есть принцип дуновения свежего ветра, динамика политического процесса - это должно существовать и ощущаться постоянно в здоровом обществе. Вот над этим нам надо постоянно думать, тогда заявленный нами парламентский контроль будет основательным, объективным и ни у кого не будет вызывать раздражения и какой-то непонятной аллергии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Николай Иванович, в моём вопросе не было подвоха, просто когда мы вводим ограничения, регулируем вопросы, связанные с государственной службой, мы можем начинать с себя. Просто давайте подумаем об этом. Пожалуйста, Пятикоп Александр Иванович. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Что касается законопроекта, представленного Павлом Сергеевичем, я хочу оставить в стороне вопрос корректности применения законодательства к той или иной категории служащих, вопрос отсутствия анализа правоприменительной практики, размытые обоснования, нарушение прав граждан, установленных 37-й и 55-й статьями Конституции, о чём уважаемый Леонид Ильич уже говорил, - но в вашем выступлении, Павел Сергеевич, есть очень интересная политическая новелла, кстати, Николай Иванович тоже затронул этот вопрос - вопрос политической культуры в части смены команд. Кому, как не вам, уважаемый Павел Сергеевич, знающему историю Коммунистической партии, помнить, что после 1975 года состояние здоровья вождя Леонида Ильича Брежнева стало ухудшаться, это было видно невооружённым глазом, и 10 ноября 1982 года этот человек ушёл в мир иной. И мы помним последующих лидеров: Юрия Владимировича Андропова, Константина Устиновича Черненко - как говорили в народе, венки далеко не прятали... Потом пришёл более молодой лидер - Михаил Сергеевич Горбачёв (вы его затем обвинили в предательстве интересов партии), потом был развал Советского Союза. Посмотрите: разные формы. Потом были лихие 90-е годы... И что бы ни говорили, мы помним исторические слова Бориса Николаевича Ельцина, сказанные в адрес Владимира Владимировича Путина: "Берегите Россию". Потом другой период, 2008 год - Дмитрий Анатольевич Медведев. Посмотрите, в стране формируется правовая культура, политическая культура. Почему же возникают проблемы? Потому что до конца не оценивается потенциал тех людей, которые принимают ответственные решения. Я далёк от мысли, что все депутаты седьмого созыва смогут либо захотят избираться в следующий созыв Государственной Думы, но это не значит, что потенциал научный, потенциал управленческий не должен быть задействован. Конечно, следует продолжать работу, борьбу со злом под названием "коррупция", с ней борются разными методами в разных странах, и в этом плане будет оказана полная поддержка со стороны всех фракций, но в предложенной постановке данный вопрос, по мнению фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", рассматриваться не может. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать законопроект, внесённый Павлом Сергеевичем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Представитель правительства, Александр Юрьевич, у вас наверняка есть аргументы, которые вы хотели бы высказать. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, правительство не поддерживает данный законопроект. Позиция правительства содержится в нашем официальном отзыве от 1 августа 2017 года. Аргументы в принципе уже высказывались, я их просто повторю. На наш взгляд, в пояснительной записке отсутствует достаточное обоснование, отсутствуют данные, которые бы подтверждали, что увеличение соответствующего срока с двух до пяти лет будет способствовать исключительно повышению эффективности антикоррупционных практик. Помимо этого высказывается отрицательная позиция по другим положениям данного законопроекта. Вячеслав Викторович, по поводу вашего предложения - наверное, действительно надо подумать об универсальном механизме, который распространялся бы и на депутатов Государственной Думы, и на членов Совета Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот видите, так же и депутаты рассуждают! Вы поддерживаете в отношении депутатов, а депутаты поддерживают в отношении чиновников - нам бы здесь усилия объединить. СИНЕНКО А. Ю. Я думаю, это интересное предложение, тем более что я, например, в своей практике уже встречался с такими ограничениями по отношению к нашим коллегам, которые уходили с государственной службы. Это действительно очень серьёзная мера, которая имеет профилактический характер, но влечёт и конкретные последствия. Я помню, как у нас один товарищ умудрился уволиться с государственной службы с переходом в ту организацию, которую только что проверял. Понимаете, да? Соответственно, ему было отказано в согласовании перехода на эту работу. Так что это действенный механизм по обеспечению профилактики и контроля. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Павел Сергеевич Дорохин - заключительное слово. ДОРОХИН П. С. Я благодарю коллег за тщательный анализ законопроекта, который я представил. Хочу сказать, что он носит абсолютно внефракционный характер и преследует цели, которые все четыре фракции, находящиеся здесь, консолидированно поддерживают, - это укрепление безопасности государства, это борьба с коррупцией, которая в некоторых направлениях приобретает системный характер. Предлагается использование действующих механизмов: здесь не требуется каких-то революционных изменений, предлагается только увеличить сроки и установить более чёткий контроль. Всё, конечно, предусмотреть не удалось, но для этого и существует второе чтение, а в случае необходимости создаётся рабочая группа. Я хочу сказать, что отзыв правительства за подписью Приходько, который я получил, как раз достаточно выдержанный, он не жёстко отрицательный. Там выделено два вопроса, на которые в принципе в ходе сегодняшней дискуссии были даны ответы. Первый вопрос касается обоснования увеличения с двух до пяти лет срока, по истечении которого можно занимать руководящие должности в подконтрольных российских структурах, а также в зарубежных. И я это обосновал: предлагаемый срок связан с тем, что обычно срок избрания губернаторов, других выборных представителей - от четырёх до пяти лет, а, следовательно, связи, которые сформировались, через пять лет распадаются, то есть это как бы удар на опережение. Второй вопрос по поводу того, есть ли база данных, факты. Про факты я тоже говорил, если возникнет необходимость, при подготовке ко второму чтению или на заседаниях рабочей группы это можно будет использовать. И главное, что я хочу сказать: этот законопроект работает на опережение - не на устранение последствий каких-то коррупционных сделок, рисков, а на опережение. Заканчивал я своё выступление словами о том, что сейчас многие молодые люди идут на госслужбу не потому, что хотят поднять уровень, престиж государства, а потому, что преследуют свои личные карьерные интересы, чтобы потом можно было гарантированно перейти в коммерческие структуры, используя соответствующие механизмы. С учётом всего этого, с учётом того, что на некоторые вопросы удалось ответить, я всё-таки предложил бы нашей правящей партии, фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не отвергать этот законопроект, который развивает идеи президента, а предложить создать рабочую группу или вернуться ко всем возникшим вопросам, в том числе и по поводу депутатов, при подготовке ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Ильич Черкесов, есть желание выступить? ЧЕРКЕСОВ Л. И. Позиция комитета такова. Наша задача - повысить престиж муниципальной службы, престиж государственной гражданской службы, а первый принцип противодействия коррупции в Российской Федерации - признание, обеспечение, защита прав и свобод человека. Конечно, с принятием данного закона может быть нарушен этот принцип. Двухгодичный срок действия запрета является разумным и соразмерным. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой" (в части запрета замещать отдельные должности в течение пяти лет после увольнения). Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 54 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 67
О проекте федерального закона № 186673-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Предлагается 75-й пункт по просьбе автора перенести на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 75-й - на пятницу.
ДОРОХИН П. С., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, поскольку я докладываю о законопроекте под пунктом 75, рассмотрение которого коллега Диденко просил перенести на пятницу, я прошу его перенести на следующую неделю, так как сегодня тоже вылетаю в Санкт-Петербург на межпарламентские встречи. Рассмотрение 75-го пункта прошу перенести на следующую неделю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич, вы не возражаете? Нет, хорошо.
Коллега Диденко предложил рассмотрение 75-го вопроса перенести, и Дорохин его в этом вопросе поддержал, скорректировав время переноса. Нет возражений? Нет возражений, принимается.