Заседание № 98
О проекте федерального закона № 186472-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся условий выкупа арендованного имущества; внесён Мурманской областной Думой).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы переходим к рассмотрению законопроектов, которые были поставлены на фиксированное время. Пункт 30.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Екатерины Юрьевны Семёновой. Пожалуйста. СЕМЁНОВА Е. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Анализ практики реализации данного закона показал, что основными препятствиями для массового выкупа арендаторами - субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими помещений являются: неопределённость правовой нормы о надлежащей уплате арендных платежей в течение всего срока аренды как условия выкупа арендованного имущества; необходимость трёхлетнего срока аренды такого имущества, который не позволяет участвовать в выкупе арендованных помещений арендаторам, которые ранее арендовали соответствующие помещения в качестве индивидуальных предпринимателей, но были вынуждены перерегистрироваться в качестве юридических лиц в связи со вступлением в силу федерального закона, согласно которому лицензии на реализацию алкогольной продукции могут предоставляться только юридическим лицам; необходимость обязательной в силу закона передачи в залог выкупаемого объекта недвижимого имущества субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при предоставлении рассрочки по оплате выкупных платежей. В целях устранения указанных барьеров при реализации федерального закона № 159-ФЗ, создания условий для предоставления преимущественного права на выкуп арендованного имущества максимальному числу арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства депутатами Государственной Думы - членами практически всех фракций, внесён представляемый мною проект. Этим законопроектом предлагается установить, что условием предоставления преимущественного права на выкуп арендованного имущества является факт отсутствия задолженности по арендной плате, штрафам, пени за аренду на день подачи арендатором заявления о выкупе арендованного имущества. Предлагается также установить, что данное условие будет действовать и в отношении арендаторов, уже получивших отказ в реализации преимущественного права на выкуп арендованного имущества по основаниям, предусмотренным действующей редакцией пункта 2 статьи 3 федерального закона № 159-ФЗ, то есть такие арендаторы смогут подать новые заявления о выкупе и им никто не будет вправе отказать. Законопроектом также предусмотрено снижение с трёх до двух лет срока нахождения объекта государственного и муниципального недвижимого имущества на праве аренды у субъекта малого или среднего предпринимательства, по истечении которого последний приобретает право на выкуп арендованного имущества. Также в законопроекте исключается положение о залоге при предоставлении рассрочки по оплате арендованного имущества при его выкупе. При необходимости положение о залоге может включаться в договор о выкупе арендованного имущества, что сделает ненужной государственную регистрацию отдельных договоров залога и таким образом упростит процедуру выкупа, а также исключит расходы региональных и местных бюджетов и арендаторов на уплату государственной пошлины за государственную регистрацию договоров залога. Как представитель коллектива авторов законопроекта я уверена, что его скорейшее принятие будет способствовать созданию имущественной основы для развития малого и среднего предпринимательства, что является особо актуальным в период экономического кризиса, поскольку позволит сохранить рабочие места и увеличить их количество. Прошу рассмотреть данный законопроект и поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Юрьевна, присаживайтесь. Пункт 30.2. В законопроекте аналогичные предложения, только здесь изменения предлагаются в статью 3. Доложит Андрей Константинович Луговой, представитель Мурманской областной Думы, депутат Государственной Думы. Включите микрофон Андрею Константиновичу. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Спасибо большое. Как представитель Мурманской областной Думы выношу на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предлагаемые изменения носят характер уточнения пункта 2 статьи 3 указанного федерального закона. Действующая формулировка, устанавливающая, что преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства может быть предоставлено при условии, что арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом, нам представляется не очень конкретной, а следовательно, коррупционной, так как даёт чиновникам простор при применении данной нормы. Предлагаемая же в данном законопроекте формулировка устанавливает достаточным условием для предоставления преимущественного права выкупа арендуемого имущества оплату в полном объёме арендной платы такого имущества на дату подачи арендатором заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Данная формулировка, подчёркиваю, не подразумевает принятие во внимание просрочки по платежам в течение срока аренды, наличие штрафных санкций (пени) либо наличия направленных арендатору претензий о погашении задолженности или о расторжении договора аренды. Это связано прежде всего с тем, что в условиях финансового кризиса просроченная арендная плата может стать массовым явлением и государство, идя навстречу малому и среднему бизнесу и поддерживая его, должно учитывать подобные моменты и не допускать ситуаций, когда чиновники на местах могут лишить предпринимателей преимущественного права выкупа арендованных помещений только по той простой причине, что бизнес испытывает временные финансовые трудности. Поэтому есть предложение поддержать законопроект Мурманской областной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Мы, наверное, вопросы будем задавать потом, после содоклада комитета, поэтому я прошу всех докладчиков пока оставаться на местах. Пункт 30.3, законопроект о внесении изменений в статьи 3 и 10 федерального закона, который мы сейчас обсуждаем. Депутат Касьянов просит по поручению Законодательного Собрания Кировской области рассмотреть законопроект без своего участия. И пункт 30.4, законопроект о внесении изменений в этот же закон, представитель Законодательного Собрания Пермского края член Совета Федерации Оганян Оганес Арменакович просит также рассмотреть без своего участия. Доклад от комитета по законопроектам сделает Плахотников Алексей Михайлович. Пожалуйста, Алексей Михайлович. ПЛАХОТНИКОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На рассмотрение Государственной Думой представлено четыре альтернативных проекта федеральных законов, которые по своему содержанию являются во многом идентичными. Схожесть их в том, что они предусматривают внесение изменений в пункт 2 статьи 3 упомянутого федерального закона, согласно действующей редакции которого преимущественное право выкупа арендуемого государственного или муниципального имущества предоставляется субъекту малого или среднего предпринимательства, перечислившему надлежащим образом арендную плату в течение срока аренды такого имущества. Разрешите кратко изложить содержание законопроектов, докладчики которых попросили рассмотреть вопросы без их участия. Законопроектом Законодательного Собрания Кировской области предлагается установить, что преимущественное право выкупа предоставляется в случае, если на момент принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества отсутствует задолженность по арендной плате и уплате штрафов (пени) и такая задолженность не взыскивалась в судебном порядке. Законопроектом также предлагается продлить срок действия соответствующих статей федерального закона номер 159 до 1 июля 2012 года, то есть на два года. Законопроект Законодательного Собрания Пермского края. Арендатор признаётся соответствующим данному условию, если на дату подачи заявления о реализации преимущественного права у арендатора отсутствует задолженность по договору аренды. Законопроектом предусмотрено исключение из федерального закона номер 159 положений о залоге выкупленного арендатором имущества в силу закона в случаях предоставления арендатору рассрочки по выплате выкупной цены арендуемого имущества, а также даётся следующее определение использованному в упомянутом федеральном законе понятия "предельное значение площади арендуемого имущества": "совокупность всех площадей, арендуемых субъектом малого и среднего предпринимательства". По мнению Комитета по собственности, правовые нормы всех законопроектов в отношении замены критериев добросовестности исполнения обязательств по выплате арендной платы заслуживают поддержки, поскольку позволяют решить острую проблему многочисленных отказов, которые получают арендаторы - субъекты малого и среднего бизнеса. Например, в Кировской области из восьмисот частных предпринимателей, которые имеют такое право, на сегодняшний день по критериям кировской прокуратуры и судов подходит только двадцать. Вместе с тем Комитет по собственности отмечает, что законопроект депутатов Государственной Думы Плескачевкого, Плигина, Богомольного, Семёновой и других позволяет решить проблему более комплексно, поскольку он распространяется на арендаторов, уже получивших отказы на основании действующей редакции пункта 2 статьи 3. Я хотел бы ещё подчеркнуть, что по этому законопроекту пункт 2 статьи 3 будет звучать так: условием предоставления преимущественного права на выкуп арендуемого имущества является отсутствие задолженности по арендной плате, штрафам, пеням за аренду имущества на день подачи арендатором заявления о выкупе арендованного имущества, то есть арендатор погасил все задолженности, заплатил арендную плату и подаёт заявление. Кроме того, принятие законопроекта предоставит преимущественное право на выкуп арендуемого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, которые были вынуждены перейти с организационно-правовой формы индивидуального предпринимателя к форме общества с ограниченной ответственностью в связи со вступлением в силу изменений в федеральный закон о выдаче лицензий на продажу алкогольной продукции. В этой связи минимальный срок аренды, необходимый для получения права на выкуп, сокращается с трёх до двух лет. Комитет по собственности не поддерживает в настоящее время предложение о продлении срока действия федерального закона, поскольку решение о таком продлении может повлечь за собой существенное снижение темпов выкупа арендаторами занимаемых ими помещений. Это негативно скажется на возможностях субъектов малого и среднего предпринимательства получать кредиты, обеспеченные залогом указанных помещений. По результатам мониторинга реализации федерального закона номер 159, который проводит Комитет по собственности, мы готовы вернуться к вопросу целесообразности продления срока его действия в осеннюю сессию Государственной Думы текущего года. Положение законопроекта Законодательного Собрания Пермского края о том, что под предельным размером площади понимается совокупность всех площадей, арендуемых арендатором, значительно сужает круг субъектов малого и среднего предпринимательства, на который будет распространяться предусмотренное федеральным законом номер 159 преимущественное право на выкуп. Комитет по собственности отмечает, что из действующей редакции пункта 3 статьи 3 упомянутого федерального закона однозначно следует, что понятие предельного значения площади используется в отношении каждого арендованного помещения в отдельности. Таким образом, принятие предусмотренной законопроектом правовой новеллы ухудшает положение арендаторов по сравнению с уже реализовавшими преимущественное право. С учётом изложенного Комитет по собственности принял решение из упомянутых четырёх альтернативных законопроектов рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона, внесённый депутатами Государственной Думы Плескачевским, Плигиным, Богомольным, Семёновой и другими, и, соответственно, отклонить три остальных проекта. При доработке указанного законопроекта ко второму чтению комитетом будут учтены наиболее удачные положения, содержащиеся в альтернативных законопроектах (мы в последний месяц, кстати, это рассмотрели, их одиннадцать), особенно в законопроекте Законодательного Собрания Пермского края. В частности, ко второму чтению возможно включить в законопроект определение понятия "предельная площадь", однако указать при этом, что она относится к каждому из арендаторов. Доклад закончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Пока оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы? Два вопроса: Локоть Анатолий Евгеньевич и Гудков Геннадий Владимирович. Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. У меня вопрос к представителю комитета, всё равно - будет ли это Екатерина Юрьевна или Алексей Михайлович. Уважаемые коллеги, ну, вы знаете, что мы приветствуем данную законодательную инициативу, с которой выходит сегодня комитет и субъекты права законодательной инициативы, но вопрос такой. Вот в анализе сегодня при представлении этого законопроекта не было сказано, сколько же по Российской Федерации, какой процент предпринимателей воспользовались нормами вот этого закона? Полгода он действует, и через полгода мы, долго споря, убедили друг друга, - а мы знаем, что мы не друг друга убеждали, мы убеждали тех, кто находится вне этих стен, - Правительство Российской Федерации, - что нужно вносить туда поправки. Так вот давайте представим всё-таки реальную картину, какая она на сегодняшний день. Прошло полгода с начала действия закона, кто сумел воспользоваться? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто ответит? Алексей Михайлович, вы? ПЛАХОТНИКОВ А. М. Екатерина Юрьевна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Екатерина Юрьевна, пожалуйста. Включите микрофон Семёновой Екатерине Юрьевне. СЕМЁНОВА Е. Ю. Спасибо большое, Анатолий Евгеньевич, за вопрос. Вопрос очень актуален. Мы постоянно мониторим ситуацию в регионах, в связи с тем что закон действительно имеет определённый тормоз в его реализации. Могу сказать, что на сегодняшний день, и по нашим данным, и параллельно мониторинг ведут и "Опора...", и министерство экономики, порядка пятисот субъектов смогли на основе сегодняшней редакции приступить к выкупу арендованного имущества. Но основными замечаниями, тем, что тормозит действия этого закона, как раз и является формулировка, правовые коллизии и срок. Поэтому вот те три поправки, о которых говорили в отношении практического применения этого закона предприниматели, на сегодняшний день и вынесены на ваше суждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Геннадий Владимирович Гудков, ваш вопрос. ГУДКОВ Г. В. У меня вопрос к представителю комитета, но если Екатерина Юрьевна добавит, я буду признателен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить хотел ещё наш докладчик. Пожалуйста, Алексей Михайлович, по первому вопросу. ПЛАХОТНИКОВ А. М. Мы 1 и 2 июня в Тамбове провели семинар-совещание именно по этому вопросу, были представители пятнадцати субъектов Российской Федерации. Во всех пятнадцати субъектах Российской Федерации проведена определённая работа: прежде всего установлены те частные предприниматели, тот малый и средний бизнес, который может воспользоваться этим законом. Это первое. Во-вторых, примерно 60-70 процентов всего имущества прошло рыночную оценку. Это всё подготовительные этапы этого закона. Следующий момент. В различных областях своим правом уже воспользовались от 10 до 35 процентов предпринимателей. Но есть такие области, в которых, например, пункт 2 несколько по-другому рассматривается. Вот в Кировской области, я уже вам пример привёл, определено, что восемьсот малых предпринимателей могут воспользоваться этим законом, но только двадцать не имеют задолженности по пеням и по арендной плате. Вот такая статистика у нас. И так почти по каждой области, вот такие проблемы. Поэтому мы хотим изменить пункт 2 статьи 3. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Владимирович Гудков, ваш вопрос. Пожалуйста. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к представителю комитета. Вот жалуются предприниматели ряда регионов на то, что сами регионы устанавливают достаточно сложные правила приватизации. Ну, Москва вообще не даёт этого делать, хотя там есть сейчас фонд и достаточно невысокая арендная плата, но предприниматели считают, что они потом увидят эту собственность как "уши от мёртвого осла", простите за непарламентское выражение. Может быть, нам стоит всё-таки сегодня в закон с учётом правоприменительной практики внести более жёсткие нормы, обязывающие регионы выполнить главную суть закона - дать льготы при приватизации имущества предприятиям малого бизнеса? Иначе у нас действительно образуется совершенно разнообразная практика, зачастую противоречащая друг другу в различных регионах России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПЛАХОТНИКОВ А. М. Я немножко обращусь к истории, потому что этот закон принимался более трёх лет назад, все говорят даже о пятилетней истории этого закона. Сегодня в этом законе прописано, что эти две нормы устанавливаются властью областей. Это как лакмусовая бумажка - как относятся к малому бизнесу в той или иной области. То есть, например, в Московской области - это 100 квадратных метров и, по-моему, год рассрочки платежа, более 60 процентов субъектов - это 3 тысячи квадратных метров и пять лет рассрочки платежа. Тем самым мы хотели, чтобы все субъекты посмотрели, проанализировали, сколько, какая система, дифференцированно подошли к малому и среднему бизнесу, потому что, например, в Тюмени и в Санкт-Петербурге разные ситуации по малому и среднему предпринимательству. Поэтому на сегодняшний день в законодательстве именно так прописано. Что касается вашего предложения, то мы проводим мониторинг, у нас такие предложения есть. Я думаю, что на сегодняшний день надо внести те изменения, которые мы предлагаем, потому что следующий этап - это уже следующий этап. Мы мониторим эту ситуацию, мы хотим, чтобы действие этого закона было продолжительным, потому что малый и средний бизнес должен постоянно поддерживаться нашим государством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть что добавить, Екатерина Юрьевна? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть, Локоть Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста, Анатолию Евгеньевичу включите микрофон на рабочем месте. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо большое. Данная тема очень важная, и борьба идёт уже не три года, а - вот я вспоминаю - около шести лет, борьба за этот законопроект. Но и тормоз, видно, очень сильный, потому что это конкретные деньги, это конкретная собственность. Позволю себе не согласиться с Алексеем Михайловичем в одном только: закон - это всё-таки не лакмусовая бумажка, закон - это норма, которая должна, безусловно, действовать. И принимать закон, для того чтобы проверить, как относятся в тех или иных субъектах Федерации к этому наиболее активному социальному слою в экономике - малому и среднему предпринимательству - это, наверное, не совсем правильный подход. Когда принимался в таком виде 159-й закон, мы с вами хорошо понимали, что это мертворождённый закон. Потом, в третьем чтении вернули во второе чтение и во втором ввели вот эти нормы - мы понимали, что они затормозят действие закона, это было понятно ещё до 1 января 2009 года. Вот полгода прошло, каков результат? Видите, по вашим данным, аж пятьсот субъектов на всю Российскую Федерацию воспользовались данным законом. В Новосибирской области, вернее, в городе Новосибирске, по последним данным, сегодня около тысячи малых предпринимателей могут воспользоваться этим и только двадцать из них по старой редакции действительно реально могут воспользоваться. Действительно, вот эта норма, о которой здесь речь идёт, является очень серьёзным тормозом, поэтому сегодняшняя инициатива важная, и конечно, раскрепощает закон в данном отношении. Мы, безусловно, поддерживаем эту инициативу, но время-то идёт, и если на 1 января 2009 года и даже ещё в феврале - это ещё начало кризиса, это другие экономические условия - действительно были заявки от представителей малого бизнеса, желающих воспользоваться этим законом, то сегодня, через полгода, ситуация изменилась. Я специально интересовался, в Новосибирске зашёл в мэрию, спросил, сколько заявок на сегодняшний день от желающих воспользоваться данным законом, данной нормой? А ни одной - всё, кризис: денег лишних нет. И мы сейчас внесём эти поправки, а закон всё равно будет действовать не в полную силу, не на те сто процентов, на которые рассчитывали представители бизнеса, предприниматели, да и мы с вами тоже. Вот история с данным законом - это пример нашей косности и того, как не надо работать. Нельзя так работать, особенно в период кризиса. Кризис очень быстро развивается, и поэтому нужно быстрое вмешательство, очень динамичное вмешательство и изменение законодательства, потому что ситуация очень быстро меняется. На мой взгляд, надо... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание у докладчиков и содокладчика выступить с заключительным словом? Нет. Представители правительства и президента? Не желают. Коллеги, ставится на голосование пункт 30.1. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 30.2, который доложил Андрей Константинович Луговой. Кто за данное предложение, за принятие данного законопроекта в первом чтении? Также прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 30.3 - поправки по данному закону, предложенные Законодательным Собранием Кировской области. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 30.4 - предложение Законодательного Собрания Пермского края. Кто за это предложение, за принятие данного законопроекта в первом чтении? Также прошу вас определиться голосованием. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Прошу показать результаты голосования по пункту 30.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 30 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Четыреста сорок четыре за. По пункту 30.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 04 сек.) Проголосовало за 130 чел.28,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 130 чел. Не голосовало 320 чел.71,1% Сто тридцать за. По пункту 30.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 35 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Девяносто один за. И по пункту 30.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 08 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7% Девяносто шесть за. Коллеги, по Регламенту мы должны ещё раз проголосовать за законопроект, который набрал наибольшее количество голосов, поэтому прошу вас проголосовать ещё раз за пункт 30.1, хотя он набрал конституционное большинство. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо, да? Остановите, пожалуйста, голосование. Всё, спасибо. Таким образом, проходит пункт 30.1, который доложила Екатерина Юрьевна Семёнова.