Заседание № 72
18.01.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 186164-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской экономической комиссией об условиях пребывания Евразийской экономической комиссии на территории Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1310 по 1684 из 5317
Пункт 3 повестки дня, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской экономической комиссией об условиях пребывания Евразийской экономической комиссии на территории Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства первого заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Ивановича Денисова. Пожалуйста. ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Соглашение между Правительством Российской Федерации и Евразийской экономической комиссией об условиях пребывания на территории Российской Федерации подписано в июне 2012 года, временно применяется с даты подписания. Подписание этого соглашения было обусловлено необходимостью реализовать положения Договора о Евразийской экономической комиссии, который был подписан в ноябре 2011 года главами трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана. Они учредили комиссию как постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. В этом договоре есть статья 34, которая определяет местом пребывания комиссии город Москву. Понятно, что соглашение, как все договорные документы такого рода, направлено на создание надлежащих условий для деятельности и пребывания комиссии на территории нашей страны. Согласно соответствующим положениям соглашения комиссия на территории России пользуется правами юридического лица, комиссии предоставляется такая же защита, как и другим иностранным дипломатическим представительствам в Российской Федерации. Члены коллегии и персонал комиссии пользуются на территории России привилегиями и иммунитетами в том объёме, который предусмотрен специальным документом - Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества. Реализация соглашения каких-либо дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не потребует. Ратификация необходима, поскольку соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством, конкретно речь идёт об освобождении активов и имущества комиссии от налогов и других обязательных выплат. Со всеми ведомствами согласовано, правительство вопросы рассмотрело. Просьба поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя комитета по делам Содружества Независимых Государств Леонида Эдуардовича Слуцкого. Пожалуйста. СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Евразийская экономическая комиссия призвана выполнять функции наднационального органа регулирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, как справедливо отметил Андрей Иванович, и стала, таким образом, правопреемницей упразднённой Комиссии Таможенного союза. Целью дальнейшего развития экономической интеграции и вектором функционирования самой Евразийской экономической комиссии, как мы знаем, является создание в ближайшем будущем Евразийского экономического союза. В настоящее время, коллеги, Евразийская экономическая комиссия находится в процессе становления. В 2012 году были сформированы Коллегия и Совет Евразийской комиссии, её вспомогательные органы; штат сотрудников увеличился со ста восьмидесяти до восьмисот с лишним человек; значительно увеличились и расходы, доля России в которых возросла с 57 до 88 процентов. При этом функции и полномочия, переданные на наднациональный уровень, остаются очень серьёзными. В настоящее время в соответствии с имеющимися договорённостями и сегодняшней договорно-правовой базой Евразийская экономическая комиссия работает как нормотворческий орган, создающий, вырабатывающий нормы регулирования путём межгосударственных согласований. Сегодня это имеет чрезвычайно важное значение в рамках идущих процессов евразийской интеграции. Дальнейшие шаги по углублению интеграции стран - членов Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, по созданию Евразийского экономического союза делают ещё более важной и значимой деятельность Евразийской экономической комиссии на сегодняшнем этапе. Андрей Иванович Денисов справедливо отметил, что в соответствии со статьёй 34 упомянутого Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года местом пребывания комиссии определён город Москва, и рассматриваемое нами сегодня соглашение направлено на создание надлежащих условий для деятельности и пребывания комиссии на территории Российской Федерации в её столице, городе Москве, в целях эффективной реализации функций комиссии. Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку устанавливает нормы иные, чем предусмотренные законами Российской Федерации. Кроме того, о чём сказал Андрей Иванович, помимо освобождения комиссии, её активов и имущества, от налогов и других обязательных выплат, речь идёт также о предоставлении дипломатических привилегий и иммунитетов членам коллегии и персоналу Евразийской экономической комиссии. Вступление данного соглашения в силу отвечает в полной мере интересам Российской Федерации, поскольку его реализация направлена на обеспечение процессов евразийской экономической интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Ратификация не повлечёт за собой внесения изменений в действующие федеральные законы, приостановления действия или признания утратившими силу федеральных законов. Реализация соглашения также не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Таким образом, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками просит Государственную Думу поддержать ратификацию этого важнейшего соглашения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Носов Дмитрий Юрьевич, пожалуйста. НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР. Доброе утро! Леонид Эдуардович, как вы считаете, не слишком ли раздут аппарат Евразийской экономической комиссии? СЛУЦКИЙ Л. Э. Знаете, когда звучит цифра "восемьсот с лишним человек"... Я вот думал, называть её или нет, потому что знал, что обязательно последует такой вопрос. У меня у самого такой вопрос возникал в прошлом году, до того, как мы рассмотрели в комитете вопрос о деятельности Евразийской экономической комиссии. Деятельность эта чрезвычайно многогранна: здесь и вопросы таможенного регулирования, и вопросы конкурентной политики, и вопросы унификации и гармонизации законодательств стран - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, чем придётся заниматься, я думаю, в самом ближайшем обозримом будущем и нам с вами, - уверен, что уже в самое ближайшее время Евразийская экономическая комиссия предложит нам окончательную "дорожную карту" создания Евразийского союза, - и здесь нет мелочей. В основе создания Единого экономического пространства лежало семнадцать базовых соглашений, так вот, за последние несколько месяцев их стало уже двадцать, и Виктор Борисович Христенко нам обещает, что к концу нынешнего года их количество может возрасти до шестидесяти. Нам с вами предстоит ратификация ряда документов, так же как и парламентам Белоруссии и Казахстана, и вся эта деятельность, безусловно, в основе своей лежит в плоскости... относится к полномочиям Евразийской экономической комиссии. Это действительно важнейший наднациональный орган, который, по сути своей, генерирует создание Евразийского экономического союза - важнейшего, думаю, игрока на мировой экономической сцене по крайней мере XXI столетия (дальше забегать не будем). С этой точки зрения, хотя аппарат Евразийской экономической комиссии, конечно, немалый, это себя в полной мере оправдывает, а окончательный вердикт по этому поводу мы с вами сформулируем примерно через год, когда уже будут ясны перспективы создания самого Евразийского экономического союза. Напомню, что процедуры по подписанию договора о создании Евразийского экономического союза планируется закончить к маю будущего года, а к началу 2015 года Евразийский экономический союз должен быть создан. Поэтому ответ: да, эта численность аппарата, будем надеяться, себя оправдывает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. У меня вопрос к Андрею Ивановичу. Мы, безусловно, поддержим этот закон, и, мне кажется, аппарат этот очень маленький, если принять во внимание задачи, стоящие перед комиссией. Скажите, пожалуйста, каковы перспективы вступления в наше экономическое пространство Украины и какова ситуация с Узбекистаном и Туркменистаном? ДЕНИСОВ А. И. Что касается Украины, то об этом достаточно подробно сообщается у нас в печати, в том числе об итогах состоявшихся буквально несколько дней назад переговоров министра иностранных дел Лаврова с новым министром иностранных дел Украины Кожарой. Это, скорее, вопрос для украинской политической элиты, для правительства Украины. Там, как известно, существуют разные мнения на сей счёт, идёт дискуссия, но даже те, кто выступает против, скажем так, более тесного институционального оформления взаимодействия Украины с Таможенным союзом, признают несомненную экономическую выгоду от нашего сотрудничества. Так что здесь вопрос пока открыт, официальной заявки на вхождение в комиссию украинская сторона пока не выставляла, но правительство, высшие руководители Украины не раз говорили о том, что хотели бы найти подходящую, как они говорят, условиям Украины модель взаимодействия по формуле "3 + 1". Как этот вопрос будет решаться на практике - это предмет переговоров, так или иначе, масштабы экономического сотрудничества стран Таможенного союза, прежде всего России и Украины, настолько велики, что та или иная модель сотрудничества, видимо, должна в их отношениях действовать. Это ответ на первую часть вопроса. Что касается других стран. Как известно, Евразийская экономическая комиссия выросла из ЕврАзЭС, организации с более широким членством: её членами, кроме трёх стран Таможенного союза, являются Таджикистан и Киргизия, наблюдатели - Армения, Украина и Молдова. В настоящее время у нас активно действует рабочая группа с Киргизией по вопросам присоединения Киргизии к Таможенному союзу. Здесь есть такая сложность, я бы сказал, юридического характера: Киргизия уже является членом ВТО, поэтому тут надо корректировать, так сказать, с двух сторон - и со стороны Таможенного союза, и со стороны отношений Киргизии с ВТО. Рассматриваются эти вопросы и применительно к Таджикистану. Несомненный интерес к Таможенному союзу проявляет Армения, об этом говорят высшие руководители Армении. Об этом тоже идут дискуссии на экспертном уровне. Что касается Армении, здесь сложность, я бы сказал, географического характера: у Армении нет общей границы со странами - членами Таможенного союза. Но вопрос обсуждается, и экономическое сотрудничество достаточно плотное. Ну а какие ещё существуют возможности - так далеко мы не заглядываем, нам бы решить вопросы с теми странами, которые я упомянул. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Худяков Роман Иванович. ХУДЯКОВ Р. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Иванович, в продолжение темы развития интеграционных процессов хотел бы вам задать вопрос: когда, наконец, на территории Приднестровья, в Тирасполе, будет открыто консульство Российской Федерации? Ведь мы прекрасно знаем, что там проживают более двухсот тысяч граждан Российской Федерации. В том году фракцией ЛДПР в стенах Государственной Думы был проведён "круглый стол" по данной теме, и в этом "круглом столе" приняли участие тридцать три депутата Государственной Думы от разных политических партий. Мы подписали резолюцию "круглого стола", направили её президенту, направили Лаврову, но до сих пор ни ответа, ни привета в наш адрес мы не получили, хотя из администрации президента... Было протокольное поручение, в мой адрес направлена информация о том, что Лаврову данная резолюция была отправлена из администрации президента, подписанная. ДЕНИСОВ А. И. Ну, вопрос совершенно очевидный и абсолютно открытый. Я, честно говоря, затрудняюсь прокомментировать вот насчёт ответа и привета... Эта тема постоянно фигурирует в наших политических комментариях, в разъяснениях, в выступлениях руководителей, в том числе Министерства иностранных дел, и здесь нет никакой, что называется, таинственности. Мы давно, настойчиво, последовательно, регулярно и на всех уровнях ставим перед молдавской стороной, перед Кишинёвом, вопрос о быстрейшем открытии консульского учреждения Российской Федерации на территории Приднестровья, именно Генерального консульства Российской Федерации в Молдове на территории Приднестровья. Это исходя из нашей, как говорится, политической оценки ситуации. Я полностью с вами согласен, для этого есть очень большая, я бы даже сказал, острая практическая необходимость. Пока мы вынуждены решать эти вопросы другими способами - ну, у нас есть так называемая вахта, например, когда мы в те пункты, где нет постоянного консульского присутствия, направляем по временной схеме работников консульской службы, которые ротируются, условно говоря, через три месяца. У нас постоянно несколько человек на территории Молдовы работают по этой схеме, я имею в виду приднестровский регион. И в целом мы свои задачи решаем, хотя с огромным трудом, с большим напряжением, в том числе для граждан. Из-за того, что нет постоянного присутствия, из-за того, что людей мало, скапливаются очереди, иногда, чтобы решить, например, простой, формальный, казалось бы, вопрос о замене общегражданского паспорта или заграничного паспорта Российской Федерации, срок которого просто истёк, требуется ждать два, три, а то и четыре месяца, просто потому что накапливается довольно много людей. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что мы постоянно, настойчиво работаем над этим вопросом. Последний раз он весьма остро ставился с нашей стороны во время пребывания в Молдове председателя российско-молдавской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству вице-премьера Рогозина, и об этом достаточно широко сообщалось в прессе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы, безусловно, поддержим ратификацию этого соглашения и считаем это направление жизненно важным для Российской Федерации, но нас удивляют действия некоторых ведомств, которые в принципе, мне кажется, действуют вразрез с этой стратегией. Чтобы не быть голословным... Вот был вопрос Дмитрия Носова: не много ли это - восемьсот человек? Уважаемые коллеги, на Украине американцы имеют консульства во всех столичных городах областных центров, фактически во всех, причём присутствие там в каждом консульском представительстве не менее семидесяти человек. Вот посчитайте количество областей... Это только на Украине. Соединённые Штаты Америки финансируют фактически все таможенные и специальные службы среднеазиатских республик, ну, я не говорю о Грузии, которая в принципе функционирует как ещё один штат Соединённых Штатов Америки. Почему мы выступаем за расширение прав и возможностей вот этой экономической комиссии? Потому что в мире имеют перспективу страны, которые смогут консолидировать в свой рынок не менее трёхсот миллионов человек. Вот если бы сохранился Советский Союз, то наша численность была бы значительно больше, а если учесть влияние бывшего СЭВ и других, то у нас были хорошие перспективы. Сегодня же в условиях нынешнего вступления в ВТО, в условиях раздробленности и отсутствия в принципе, кроме сырьевого экспорта, экспорта как такового, у нас перспектив возрождения почти нет. А если учесть то, что фактически закрыта большая часть школ в бывших союзных республиках, то мне кажется, что правильно было бы больше синхронизировать деятельность комиссии с подразделениями Косачёва. Почему? Потому что во многих республиках, когда мы с вами туда приезжаем, обращаются с просьбами: вы нам помогите и с учебниками по русскому языку, и с открытием русских школ, которые позакрывали. И мне кажется, что в условиях двустороннего общения нашего МИДа и правительства с руководством этих новообразованных государств этот вопрос надо ставить среди первых. Обратите внимание, даже румыны, находясь в колоссальной кризисной ситуации сегодня, восемнадцать тысяч бесплатных мест выделили в своих учебных заведениях для Молдавии - восемнадцать тысяч, подчёркиваю, - и именно благодаря вот этим учебным местам они организовывали массовые акции в Молдавии в преддверии выборов, которые там были. Поэтому мы должны просто... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Поэтому, мне кажется, нам тут не надо изобретать велосипед, нам просто надо вернуть то, что мы имели. Я понимаю, что это требует денег, и мне кажется, что нам не надо жалеть денег и для ведомства Косачёва, зарплата сотрудников которого, я подчёркиваю, значительно меньше, чем мидовских сотрудников. Мне кажется, что эту проблему обязано правительство решить. Мне кажется, мы с вами должны более внимательно относиться и к вопросам двусторонних отношений, особенно в связи с нашим вступлением в ВТО. К сожалению, используя вот этот механизм ВТО, скажем, Финляндия сегодня через Казахстан пытается организовать... Вот посмотрите - где Финляндия, где Казахстан, но финские предприниматели, используя более выгодные условия в Казахстане, организовывают реэкспорт через Казахстан своих товаров, но уже на более выгодных условиях. Ну, это я как пример привожу, таких вопросов очень много. И самое главное, мне кажется, что нашему правительству надо озаботиться вот чем. К сожалению, руководитель комиссии господин Христенко, отвечая в своё время за серьёзный вопрос - разработку технических регламентов, нам здесь с этой трибуны много раз объяснял и обещал: технические регламенты - они на уровне Таможенного союза и комиссии, вот мы там это всё сделаем. А это важнейший вопрос! В условиях разрушения системы стандартизации мы с вами можем, ну, хорошие прожекты рисовать, но если мы не восстановим стандартизацию, - а я вам напомню, что в Советском Союзе было примерно столько же стандартов, сколько в США и Евросоюзе было или есть сегодня, - около двадцати тысяч... Стандартизация - это вопрос конкурентоспособности. Если мы будем ориентироваться на них, то всегда будем догонять, а догнать невозможно, нужны опережающие стандарты, более жёсткие. И вновь создаваемые предприятия должны ориентироваться только на более жёсткие стандарты, тогда мы вернём себе конкурентоспособность, а конкурентоспособность сама потянет к нам те страны, которые географически ближе и которые будут заинтересованы в том, чтобы объединиться с Россией и рынками, и возможностями. Мы вам всем желаем в этом успехов, но надо очень внимательно относиться к инициативам, потому что сегодня некоторые министерства, с нашей точки зрения, вносят противоречивые законы, которые на самом деле торпедируют то, что предлагается в этом соглашении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Саблин Дмитрий Вадимович, пожалуйста. САБЛИН Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно, строительство Евразийского экономического союза - это сегодня важнейшая задача для Российской Федерации. Тут два основных аспекта, и в первую очередь, наверное, надо рассмотреть экономический аспект. Мы видим - слава богу, нам мировой финансовый кризис в этом помогает, - как непросты дела в Европе сегодня, и видим уже результат работы Таможенного союза, где за последнее время увеличивается товарооборот между государствами, где увеличивается внутренний валовой продукт. Вот Николай Васильевич говорил об отношениях с Украиной, я позицию экономистов Украины однозначно понимаю: интеграция в Евросоюз - это уменьшение ВВП примерно на полпроцента, на процент, говорить о росте уже не приходится, но вступление в Таможенный союз - это уже однозначно до 7 процентов увеличение ВВП. И вот этот баланс, который есть, может быть, не очень хорош, но мы надеемся, конечно, что всё-таки Украина будет рядом с нами, потому что это опять же выгодно сегодня всем. И вторая составляющая - это, бесспорно, моральная составляющая. Вот мы сейчас уже на пороге празднования юбилейной даты - 70-летия Сталинградской битвы, и конечно, хотелось бы, чтобы к 70-летию Победы в Белоруссии, Казахстане и, надеемся, на Украине, на всём постсоветском пространстве чувствовали себя комфортно внуки и дети тех людей, кто защитил нашу страну. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" однозначно поддерживает деятельность комиссии, вообще развитие Евразийского экономического союза и, конечно, Таможенного союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства, нет желания выступить? Выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4471 по 4489 из 5317
Пункт 3, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской экономической комиссией об условиях пребывания Евразийской экономической комиссии на территории Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 30 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается.