Заседание № 11
07.03.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1860-5 "О ратификации Протокола к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающему партнёрство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающего присоединение Республики Болгарии и Румынии к Европейскому союзу".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1004 по 1244 из 4682
Пункт 3. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающему партнёрство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающего присоединение Республики Болгарии и Румынии к Европейскому союзу". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Александра Викторовича Грушко. Пожалуйста. ГРУШКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Предлагаемый к ратификации Протокол к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающему партнёрство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывает присоединение 1 января 2007 года Республики Болгарии и Румынии к Европейскому союзу. Он предусматривает распространение на них действия этого соглашения. Напомню, что соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, подписанное в 1994 году и вступившее в силу в 1997 году, является единственной правовой фундаментальной основой, регулирующей партнёрство и взаимоотношения между Россией и Евросоюзом во всех областях. Сегодня мы можем смело говорить о том, что основные цели этого соглашения - интенсификация политических, торгово-экономических, научно-технических и культурных отношений между Россией и Европейским союзом - в основном выполнены. Несмотря на то что 1 декабря 2007 года завершился первоначальный, десятилетний срок действия соглашения, оно продолжает действовать, так как содержит положение о ежегодном автоматическом продлении. Данное соглашение не является открытым международным договором, то есть не предусматривает свободного присоединения к нему любого государства. Вместе с тем и по кругу участников, и по механизму применения СПС предполагает участие в нём, я подчёркиваю, всех членов Европейского союза. Аналогичные протоколы о распространении СПС на новые страны - члены ЕС были подписаны и ратифицированы в 1997 году в связи с присоединением к ЕС Австрии, Швеции и Финляндии и в 2004 году в связи с присоединением к ЕС Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении и Словакии. В связи с присоединением к Европейскому союзу Республики Болгарии и Румынии между Россией и Европейским союзом были проведены переговоры относительно порядка и условий присоединения этих стран к СПС. На этих переговорах при тесной координации действий многих министерств и ведомств решались вопросы, связанные с урегулированием российских озабоченностей в контексте расширения ЕС и распространения на новых членов норм и правил Евросоюза. Среди них квотное ограничение на российские товары из стали, антидемпинговые меры, вопросы ветеринарии и фитосанитарии, условия торговли сельхозтоварами применительно к традиционному экспорту в Румынию и Болгарию, вопросы поставок в Болгарию ядерного топлива и некоторые другие. Переговоры по этим озабоченностям шли в интенсивном режиме и завершились подписанием в Люксембурге 23 апреля 2007 года протокола о распространении действия СПС на новых членов Европейского союза. Принципиально важно, что одновременно с этим протоколом были приняты совместные заявления о расширении ЕС и об отношениях России и ЕС, в которых были зафиксированы российские озабоченности и намечены пути снятия этих озабоченностей в результате сотрудничества России с этими странами уже в качестве членов Евросоюза и самими структурами Евросоюза. Реализация протокола не требует дополнительных расходов из федерального бюджета. Предлагаем одобрить проект федерального закона о ратификации протокола к соглашению о партнёрстве и сотрудничестве, учитывающего присоединение Республики Болгарии и Румынии к Европейскому союзу. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Содоклад заместителя председателя Комитета по международным делам Андрея Аркадьевича Климова. Пожалуйста. КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Такого типа документы, как предложенный вам сегодня законопроект, действительно не впервые рассматриваются в стенах Государственной Думы. Это связано с тем, что структура Европейского союза достаточно сложна и требуется специальный подход в том числе к имеющимся соглашениям между Российской Федерацией и Европейским союзом. Комитет по международным делам рассмотрел представленные документы и отмечает, что нет необходимости в дополнительных расходах из федерального бюджета, нет необходимости в изменении действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и что в целом этот документ соответствует интересам нашей страны. В то же время Комитет по международным делам отмечает и специально обращает внимание Правительства Российской Федерации на то, что в соответствии с законом "О международных договорах Российской Федерации" такого рода документы должны вноситься на ратификацию в Государственную Думу в срок, не превышающий шести месяцев с момента начала фактического выполнения мероприятий в соответствии с данным договором или соглашением. Как мы с вами только что слышали, документы были подписаны и фактически работа по документам началась 23 апреля 2007 года. Шесть месяцев прошло, а документ только сегодня оказывается у нас на ратификации. Безусловно, это не является препятствием для рассмотрения с точки зрения международно-правовой, но с точки зрения отношений между Правительством Российской Федерации и российским парламентом, конечно, вопросы остаются. Комитет по международным делам ещё раз подчёркивает недопустимость подобных отклонений от требований законодательства Российской Федерации. Имеются позитивные заключения Комитета Совета Федерации по международным делам и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по международным делам рекомендует ратифицировать данный протокол. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу одну руку - один вопрос. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Вопрос к Александру Викторовичу. Уважаемый Александр Викторович, скажите, пожалуйста, вот индивидуальные наши межгосударственные соглашения с Болгарией предусматривали преференции для Болгарии, в связи со вступлением её в ЕС не будут ли распространяться эти преференции на другие страны ЕС? Это ведь нанесёт ущерб нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ГРУШКО А. В. Прежде всего, спасибо. Я хотел бы отметить, что вообще у нас с Евросоюзом преференционный режим и присоединение Болгарии к Евросоюзу и соответственно соглашение о партнёрстве и сотрудничестве в целом не нарушают те исторические связи, которые сложились между Болгарией и Российской Федерацией в предшествующий период. И те крупные экономические проекты, которые сегодня в центре политических переговоров между Российской Федерацией и Болгарией, об этом свидетельствуют. Что было важно реализовать в контексте переговоров о вступлении Болгарии в Евросоюз? Для нас принципиальным моментом было сохранение именно традиционных товаропотоков, которые существовали между Россией и Болгарией, и, с другой стороны, нужно было оградить интересы Российской Федерации в тех областях, где возможно было изменение нормативной базы в связи с присоединением Болгарии к Евросоюзу. Дам только два примера. Первый пример касается торговли ядерными материалами. Россия является традиционным поставщиком ядерного топлива для атомных электростанций в Болгарии. В результате этих переговоров мы получили гарантии того, что те контракты, которые уже были подписаны Россией и Болгарией, независимо от внутреннего регулирования в Европейском союзе остаются в силе. Второй момент был связан с торговлей сельскохозяйственными продуктами. И для нас главным было добиться того, чтобы было обеспечено полное соответствие продукции, которая поступает на российские рынки из Болгарии и Румынии, фитосанитарным и санитарным критериям, зафиксированным в российском законодательстве. Эта проблема также была решена. Но при этом надо иметь в виду, что те проблемы, которые у нас возникают с Болгарией и Румынией, поскольку теперь они являются членами Евросоюза, решаются уже на другой основе. Я думаю, что на 70 процентов они уже являются предметом прямых переговоров между Российской Федерацией и непосредственно структурами Европейского союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Одна рука. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. На примере ратификации данного протокола мы видим, что и Болгария, и Румыния были самые слабые страны и в рамках соцлагеря, и в системе СЭВ. Вот это опять вопрос, когда идеология выше экономики. Мы всё у них забирали, всю их продукцию сельского хозяйства и лёгкой промышленности. Самого низкого качества были румынские костюмы и румынская обувь в наших магазинах, а болгарские овощи - они, конечно, не самого низкого качества, но занимали на рынке место такой же сельхозпродукции Краснодарского края и других южных регионов. Вот два варианта: СЭВ и Евросоюз. И самые бедные страны чего-то не захотели оставаться в СЭВ и в составе соцлагеря, хотя во всём им помогли, всё сделали, всё у них купили, всё им дали. Пряник не спасает ситуацию, и идеология не спасает, а спасает именно экономика, потому что, когда мы всё под гребёнку забираем у каких-то стран, у них нет стимула для развития, они отстают. Такая дружба - она кончается потом разрывом, поэтому ни с кем дружить не надо. И идти по тому пути, каким идёт Евросоюз. Сейчас они, все новые члены Евросоюза - бывшие члены соцлагеря, получают вредные и грязные производства и счастливы, а мы им не давали этих грязных, вредных производств, мы им давали рабочие места здесь, у нас они занимали. Не получилось через идеологию, поэтому раз и навсегда нужно понять, что экономика впереди идеологии. Брюссель перенял наши методы Госплана, перенял систему управления через комиссаров, но эти комиссары взяток не берут и марксистскую литературу не читают, а действуют чётко по законам и показывают им: слабая страна - значит, будет такой же слабой страной и в рамках Евросоюза, будет обслуживать Брюссель, и не обещают им построения развитого капиталистического общества. Вот вся эта Восточная Европа будет как служанка. И они счастливы, что к ним сборочные заводы идут, так сказать, грязь вся идёт. И закрываются наши предприятия, даже вот такие мощные, как атомные станции в Литве или в Болгарии, требуют закрыть. Вот, пожалуйста, мы сегодня, через пятьдесят лет видим, какая конструкция лучше работает. Поэтому надо обязательно нам этот опыт учесть и внутри СНГ тоже таким же путём идти. Мы снимаем блокаду с Абхазии. Вводить не имели права даже, блокада вводится против государства-агрессора, а тут никакой агрессии не было. Вот в этом смысле перенимаем по-детски опыт, пример чужих стран, а потом двенадцать лет спустя снимаем наконец. Ратифицировать можно и нужно, но нужно учесть баланс наших отношений с этими двумя странами, что мы делали всё в их пользу, в плюс, они были в плюсе, мы были в минусе. А теперь мы с ними будем уже сотрудничать по другим нормам и ставкам, которые будут определять в Брюсселе. В этом здании был Госплан для всего Советского Союза и даже для стран соцлагеря. Теперь такой же госплан в Брюсселе. А Болгария, Румыния будут поставщиками. Сперва нам поставляли, а теперь у них никто не купит то, что они нам могли поставить. Поэтому они пускай испытают радость от нахождения в Евросоюзе, а нашим экономистам и тем, кто понял, что нельзя было СЭВ строить по той системе, по какой он строился, нужно учесть все эти ошибки, понять, что экономика всё равно побеждает любую идеологию. Рубль, товарищ Коломейцев, сильнее винтовки и Карла Маркса. Ничего не сделаешь, рубль, евро и доллар сильнее любой винтовки. "Немало я стран перевидел, шагая с винтовкой в руке..." Походили с винтовкой в руке, а теперь они бегут все в Евросоюз без винтовки и без Маркса. Поэтому главный упор - на экономику. Я не зря говорил про Белоруссию. С Белоруссией мы так же поступаем, видите, вот торговый баланс не в нашу пользу, мы помогаем, продолжаем помогать. Пока будем помогать, успеха не достигнем. Не надо никому помогать, а надо идти жёстко по двойному брюссельскому варианту. Вот есть брюссельская капуста, так лучше пускай будет не брюссельская капуста - брюссельская экономика у нас в стране. И тогда будет успех. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить с заключительным словом у официального представителя правительства? Нет. Уважаемые коллеги, мы обсудили проект федерального закона, выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1864 по 1884 из 4682
Пункт 3. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающему партнёрство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающего присоединение Республики Болгарии и Румынии к Европейскому союзу". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 10 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2% Результат: принято Принято.