Заседание № 118
О проекте федерального закона № 185978-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части регулирования отношений, связанных с проведением аттестации тренеров и присвоением им квалификационных категорий).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, вернёмся к 15-му вопросу, я ещё раз зачитаю: о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", третье чтение. Докладывает Марат Мансурович Бариев. БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законопроект был принят в первом чтении в октябре 2017 года, во втором чтении 22 мая 2018 года. Законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, замечаний нет. Предлагается принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 37 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 185978-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части регулирования отношений, связанных с проведением аттестации тренеров и присвоением им квалификационных категорий; принят в первом чтении 13 октября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Марат Мансурович Бариев, пожалуйста. БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законопроект был принят в первом чтении 13 октября прошлого года, при подготовке ко второму чтению концепция проекта закона была сохранена. В ходе доработки текста ко второму чтению поступило семь поправок, авторами поправок являются Правительство Российской Федерации, член Совета Федерации Рязанский и депутат Государственной Думы Дегтярёв. Также текст был согласован с Министерством спорта и ГПУ Президента Российской Федерации. Все поправки рекомендуются к принятию, они касаются порядка присвоения квалификационных категорий тренеров, порядка присвоения квалификационных категорий иных специалистов в области физической культуры и спорта. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы, законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Замечаний правового характера нет. Государственной Думе предлагается утвердить таблицу поправок и рекомендуется принять указанный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 44 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 08 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. БАРИЕВ М. М. Александр Дмитриевич, просим включить указанный законопроект в проект порядка работы Думы на 24 мая для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 185978-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования отношений, связанных с проведением аттестации тренеров и присвоением им квалификационных категорий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Марат Мансурович Бариев. БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект федерального закона разработан в целях проведения аттестации тренеров физкультурно-спортивных организаций на присвоение квалификационных категорий. В настоящее время федеральное законодательство не в полной мере регулирует вопросы аттестации работников отрасли физической культуры и спорта. В статье 19-2 Федерального закона "О физической культуре и спорте..." предоставляется возможность проведения аттестации тренеров профессиональных спортивных клубов в порядке, определённом профессиональной спортивной лигой по согласованию с общероссийскими спортивными федерациями. В части 1 статьи 16 федерального закона определено право общероссийских спортивных федераций проводить аттестацию тренеров, однако, как следует из данной нормы, эти полномочия относятся только к аттестации главных тренеров спортивных команд Российской Федерации, что не предполагает возможности проведения аттестации других тренеров, в частности тренеров и иных работников организаций спортивной подготовки в регионах. Кроме того, закреплённое за общероссийскими спортивными федерациями право на проведение аттестации тренеров сложно реализуемо на практике, поскольку не все общероссийские спортивные федерации по видам спорта имеют региональные отделения во всех субъектах Российской Федерации. Складывается ситуация, когда аттестация, проведённая федерацией по виду спорта, носит необязательный характер для физкультурно-спортивных организаций и работодатели не учитывают в системе оплаты труда организации присвоенные федерациями категории. Соответственно, тренеры, прошедшие такую аттестацию, не получают материальной выгоды, уровень их социальной защищённости остаётся неизменным. В рамках выполнения поручения Президента России по переводу спортивных школ в ведение органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта меняется наименование должностей тренеров, работников. Аттестация работников физкультурно-спортивных организаций, замещающих должности тренеров, в целях присвоения квалификационных категорий становится невозможной. Напомню, что до этого они были тренерами-педагогами. Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 23 мая этого года, дано поручение, в соответствии с которым с учётом сложившейся ситуации необходимо разработать проект федерального закона, предусматривающего наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию по выработке государственной политики в сфере физической культуры и спорта, полномочиями по установлению порядка присвоения квалификационных категорий тренерам и иным специалистам. Законопроект направлен на установление единого порядка присвоения квалификационных категорий в целях создания системы государственной аттестации тренеров. Законопроектом предусматривается, что к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится установление порядка проведения аттестации тренеров; присвоение квалификационных категорий тренерам: "тренер первой квалификационной категории" и "тренер высшей квалификационной категории" - осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а квалификационная категория "тренер второй квалификационной категории" присваивается физкультурно-спортивными организациями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Введение государственной системы аттестации, присвоение квалификационных категорий будет способствовать повышению уровня профессионального мастерства, эффективности и качества профессиональной деятельности тренеров, оптимальной расстановке кадров, привлечению в отрасль молодых специалистов. Предусмотренные в законопроекте меры соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. Прошу поддержать предлагаемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марат Мансурович. С содокладом выступает Михаил Владимирович Дегтярёв, председатель Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи. ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Представленным проектом закона предлагается расширить полномочия Российской Федерации, регионов и федераций по видам спорта дополнительными полномочиями по установлению порядка проведения аттестации тренеров и по присвоению квалификационных категорий, предусматриваются виды квалификационных категорий тренеров и порядок их присвоения. Комитет отмечает важность поставленной в законопроекте задачи, но считает необходимым обратить внимание на следующие аспекты, требующие уточнения. Во-первых, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта общероссийские спортивные федерации вправе участвовать в проведении аттестации главных тренеров спортивных сборных команд России, но вместе с тем данное положение не определяет ответственного лица за проведение такой аттестации, поэтому, по мнению нашего комитета, норма нуждается в уточнении. Во-вторых, в подпункте "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить часть 1 статьи 16 базового федерального закона - № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте..." пунктом 3-1, положением, согласно которому общероссийские спортивные федерации наделяются правом проводить аттестацию тренеров на присвоение национальной категории в установленном ими порядке, - тут мы обращаем ваше внимание и внимание авторов на то, что действующее законодательство не содержит определения понятия "национальная категория тренеров", в связи с чем необходимо внесение соответствующих изменений. Эти замечания непринципиальны, они могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Законопроект поддержан правительством при условии его доработки ко второму чтению. Правовое управление Аппарата Государственной Думы сделало ряд замечаний правового характера. Комитет-соисполнитель - комитет по федеративному устройству заключение не представил. Мы предлагаем поддержать и принять в первом чтении этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Иван Иванович. Михаил Владимирович, безусловно, концептуально нужно поддержать данный законопроект, хотя замечания, которые были высказаны, имеют под собой основу. У меня вопрос уточняющий. Вот закреплено право соответствующих спортивных федераций участвовать в аттестации. На мой взгляд, это довольно расплывчато - право, а какова степень участия в этом праве? ДЕГТЯРЁВ М. В. Это будет регулироваться соответствующими соглашениями, так как в каждом виде спорта есть свои традиции. Я напомню: в начале года мы с вами принимали по поручению президента очень серьёзные поправки к базовому 329-му закону, и тогда мы как раз тоже обсуждали вопрос взаимодействия федераций и лиг, ну, на примере хоккея - там тоже всё довольно расплывчато, однако это позволяет взаимодействовать и федерациям, и лигам вполне успешно. Также и здесь есть традиции, а степень участия, мы считаем, можно отрегулировать подзаконными актами и соглашениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Владимирович, поднимите микрофон, вы высокого роста, поэтому не очень хорошо слышно. ДЕГТЯРЁВ М. В. Ну я же в прошлом созыве просил Аппарат поднять трибуну. Мы с Петром Олеговичем Толстым готовы кланяться всем депутатам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо, Михаил Владимирович. Вострецов Сергей... ДЕГТЯРЁВ М. В. Мне обещали... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно дальше? ДЕГТЯРЁВ М. В. ...мне обещали настроить чувствительность микрофона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Михаил Владимирович, у меня такой вопрос: а что, раньше общероссийские спортивные федерации таким правом не обладали или просто расширяется этот функционал? ДЕГТЯРЁВ М. В. Я тут отвлёкся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз повторите вопрос. Депутату Вострецову включите, пожалуйста, микрофон. ВОСТРЕЦОВ С. А. У меня вопрос: а что, раньше общероссийские спортивные федерации не обладали таким правом, что, без них, что ли, без учёта их мнения это принималось или мы сейчас просто уточняем, закрепляем это их право? Удивительно, если они раньше не принимали участия в аттестации. ДЕГТЯРЁВ М. В. Вообще говоря, полномочия по аттестации тренеров принадлежат к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов, органов министерства. В принципе федерации до сегодняшнего дня, могу вам сказать как президент Федерации фехтования России, в этом не всегда участвуют, поэтому авторы подняли очень важную тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роднина Ирина Константиновна, пожалуйста. РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Этим законопроектом мы устанавливаем полномочия. Вопрос: кто будет определять категории - федерации или соответствующие министерства? И второй вопрос. Мы говорим о второй, о первой, о высшей квалификационных категориях, но у нас огромное количество, самое большое количество тренеров работает с теми спортсменами, которые не выполняют разрядные нормативы. Они тогда, получается, вообще не подчиняются, не соответствуют всей этой шкале квалификационной или будут какие-то дополнения? ДЕГТЯРЁВ М. В. Тема очень важная вами поднята, и как раз таки тренерам, которые ещё не добились результатов, на наш взгляд, на региональном уровне уделяется мало внимания, и не всегда у тренера есть возможность выжить на те деньги, которые он получает, воспитывая детей, ещё не имеющих разрядов, - вы абсолютно правы, Ирина Константиновна. Но этим законопроектом данная тема не регулируется, поэтому я и говорю, что тема поднята важная, - давайте вместе с вами внесём дополнения, может быть, отдельный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Присаживайтесь, Михаил Владимирович. Покажите список. Газзаев Валерий Георгиевич. Валерий Георгиевич, выступление от фракции? От фракции - поставьте семь минут. Коллеги, после рассмотрения этого законопроекта я прошу приготовиться всех докладчиков по законопроектам, рассматриваемым по сокращённой процедуре. ГАЗЗАЕВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я немного расскажу из своей тренерской практики. Я в своё время, ещё был Советский Союз, заканчивал Высшую школу тренеров, получал двухгодичное очное образование. Со всего Советского Союза набиралось всего 25 человек, которые изучали тренерское мастерство как футболистов, так и хоккеистов, причём получали достаточно серьёзное образование: помимо специализации мы изучали и анатомию, и биологию, и психологию, и иностранный язык, и даже научный коммунизм. Действительно, было очень серьёзное образование, и по сей день тренеры, которые закончили эту школу, с успехом работают в условиях наших чемпионатов. Теперь я хотел бы сказать по поводу законопроекта. Суть законопроекта заключается в том, что Министерство спорта Российской Федерации должно принять общие для всех федераций и для всех видов спорта правила аттестации тренеров и критерии квалификационных требований, а потом на основе этого документа региональные спортивные министерства будут определять, кто тренер первой квалификационной категории, а кто тренер высшей квалификационной категории. Как авторы это себе представляют? По такой схеме одни и те же люди присваивают квалификацию тренерам по лыжным видам спорта, по борьбе, по хоккею, по плаванию - они что, так сказать, везде и всюду разбираются? То есть не общероссийские спортивные организации, а именно региональные чиновники! Мне совершенно непонятно: что, у спортивных федераций сейчас какие-то серьёзные проблемы с аттестацией? Зачем нужно вмешиваться в эту сферу или у Министерства спорта нет других задач? Для чего мы вводим квалификационные стандарты для тренеров - только для внутреннего пользования? Кроме того, авторы законопроекта предлагают общероссийским спортивным организациям проводить аттестацию тренеров на присвоение национальной категории. Что такое "национальная категория" и, самое главное, как она вписывается в существующие правила международных спортивных федераций? Мне это непонятно! У меня есть тренерская лицензия, она выдана Российским футбольным союзом, но утверждена УЕФА, поэтому у меня есть возможность работать практически по всему миру, а в соответствии с квалификационной категорией, как того требует законопроект, мы сможем работать только в пределах России - целесообразно ли это? Ну, наверное, нужно в этом разбираться! УЕФА фактически даёт квалификацию "Pro" - это профессиональная лицензия, квалификации "A", "B", "C" и "D", то есть по возрастающей: для работы с профессиональными клубами, а также в сфере детско-юношеского футбола. Кстати, здесь поднимали вопрос и Михаил Владимирович говорил о детском футболе - я полностью его поддерживаю. Действительно, у нас сегодня очень большие проблемы с детским спортом, в частности с футболом: тренеры получают мизерную зарплату, поэтому никто туда не идёт работать, более того, чтобы сегодня работать детским тренером, надо прослушать всего лишь 72 часа лекций - и ты готовый специалист. И вот приходит какой-то бармен, образно говоря (может, он очень хороший и квалифицированный), начинает заниматься с детьми, не зная ни психологии, ни учебно-тренировочного процесса, абсолютно не зная, как готовить детей, - безусловно, отсюда и возникают проблемы, поэтому, естественно, сегодня тренеры, которые... Я вам могу даже сказать по поводу зарплаты, поскольку недавно выезжал в Тамбов, где участвовал в заседании "круглого стола", и там обсуждались проблемы детско-юношеского футбола. Директор одной детской спортивной школы заявил: "У нас очень хорошие зарплаты, и мы очень довольны, что сегодня стабильно выплачиваем зарплаты детским тренерам". Я спрашиваю: "Извините, пожалуйста, а вы не скажете, какая это зарплата?" Он говорит: "От 8 до 10 тысяч рублей". Ну вы сами понимаете, пойдёт ли сегодня туда работать квалифицированный специалист, который будет заниматься с детьми, а ведь это наше будущее! Раньше шли работать в детские спортивные школы, потому что были действительно соответствующие зарплаты, и сегодня, уважаемые депутаты, нам тоже этот вопрос, конечно, надо поднять. Уважаемые коллеги, мы, безусловно, поддержим законопроект в первом чтении, однако считаю, что без проекта положения министерства о порядке присвоения квалификационных категорий тренерам и критериев квалификационных требований нельзя готовить законопроект ко второму чтению. Мы также должны получить конкретные ответы на следующие вопросы. Первый: как будет отражена специфика, особенности отдельных видов спорта? Второй: каким образом критерии квалификационных требований и сами квалификационные категории будут соответствовать международным спортивным стандартам? И наконец, какие учреждения будут отвечать за подготовку тренеров и какие будут программы обучения и подготовки тренеров разных категорий? И в какие сроки? Даже это нигде не написано! Это очень важные моменты, поэтому я просил бы, чтобы ко второму чтению... Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает, но ко второму чтению надо внести в этот законопроект очень серьёзные коррективы. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Георгиевич. Выступает Чепиков Сергей Владимирович. Сергей Владимирович, пожалуйста. ЧЕПИКОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В представленном проекте федерального закона предлагается дополнить полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по присвоению квалификационных категорий тренерам, по установлению порядка проведения аттестации тренеров, а также предусмотреть виды квалификационных категорий тренеров и порядок их присвоения, расширить полномочия общероссийских спортивных федераций. Отмечая важность решаемой законопроектом задачи, комитет считает необходимым обратить внимание на следующие аспекты, требующие уточнения. Во-первых, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта общероссийские спортивные федерации вправе участвовать в проведении аттестации главных тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации. Вместе с тем данное положение не определяет лицо, ответственное за проведение такой аттестации, поэтому, по мнению комитета, предлагаемая норма нуждается в уточнении. Во-вторых, комитет обращает внимание на то, что действующее законодательство не определяет понятие "национальная категория тренеров", в связи с чем необходимо внесение соответствующих изменений в законопроект, чтобы дать определение указанному термину и соотнести его с квалификационными категориями тренеров, которые указаны в следующих нормах проекта федерального закона. Указанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации при условии его доработки в соответствии с представленными замечаниями. Правовое управление Аппарата Государственной Думы сделало ряд замечаний правового характера. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, назначенный соисполнителем по данному проекту федерального закона, заключение не представил. С учётом изложенного комитет поддерживает рассматриваемый законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович, присаживайтесь. Марат Мансурович, будете выступать с заключительным словом? Депутату Бариеву включите микрофон. БАРИЕВ М. М. Спасибо выступавшим за поднятые проблемы и замечания к законопроекту, которые, конечно, будут учтены при доработке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович, будете выступать? Дегтярёву Михаилу Владимировичу включите, пожалуйста, микрофон. ДЕГТЯРЁВ М. В. Хочу сказать, что три темы: спорт, туризм и молодёжь - в последние дни стали одними из главных, нас в комитете это очень радует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 47 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.