Заседание № 59

21.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 185907-7 "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1752 по 1886 из 3984
Рассматривается 13-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "Об      
инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в           
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Вячеслава          
Алексеевича Никонова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич.                                                
                                                                                
НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и      
науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги!        
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и предлагается к принятию в      
третьем чтении. Прошу поддержать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть.        
                                                                                
Включите режим записи по мотивам голосования.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Я посмотрел, что две руки было, но что-то не сработало. Тогда кнопку "По        
порядку ведения" нажмите.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович.                                           
                                                                                
Подготовиться Кононову, потому что Осадчий раньше поднял руку.                  
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, идею поддержки развития науки, фундаментальных               
исследований, безусловно, разделяет большинство сидящих здесь, все, наверное,   
без исключения, и конечно же, депутаты нашей фракции. Мы выступаем - и          
регулярно об этом заявляем - за увеличение объёмов средств, выделяемых из       
бюджета на науку и образование, полагая, что этот объём должен быть доведён     
до 6-7 процентов. Хорошо, что 1 декабря прошлого года появилась утверждённая    
указом Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического        
развития Российской Федерации, - это вселяет надежду.                           
                                                                                
Но в чём смысл данного законопроекта, который мы рассматриваем, в какой         
степени он, так сказать, будет способствовать эффективности развития науки?     
Это, на наш взгляд, большой вопрос. Что конкретно вызывает сомнения?            
                                                                                
Первое. Непонятны критерии, по которым Правительство Российской Федерации       
будет определять инициатора проекта, то есть научные или образовательные        
организации, на базе которых будут создаваться эти инновационные центры. О      
критериях ничего не говорится, непонятно, когда они появятся.                   
                                                                                
Второе. Непонятна роль регионов, субъектов Российской Федерации, на             
территории которых будут созданы эти инновационные научно-технологические       
центры.                                                                         
                                                                                
Третье. Управлять научно-технологическими центрами, по существу, будут некие    
управляющие компании и фонды, и возникает большой вопрос: чем там на самом      
деле будут заниматься?                                                          
                                                                                
И четвёртое. Через весь законопроект красной нитью проходит тема земельных      
участков: кто будет ими распоряжаться, кто будет ими пользоваться, кто          
участвует, кто распоряжается имуществом и так далее. Впечатление такое, что     
ради этого, собственно говоря, весь закон и создаётся.                          
                                                                                
Итог: по нашему мнению, этот законопроект не столько о поддержке науки,         
сколько о её дальнейшей коммерциализации, с чем мы не согласны. Фракция КПРФ    
не будет поддерживать данный законопроект.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Кононов Владимир Михайлович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Процесс развития технологий   
постоянно ускоряется, понятно, что дальше будет ещё быстрее, фантазии           
футурологов не будут поспевать за коллективным научным творчеством              
человеческой цивилизации. Это соревнование интеллектов, гонка высоких           
технологий на пороге нового, седьмого технологического уклада, и тот, кто       
побеждает, становится лидером новой эпохи. Учитывая наш богатейший              
интеллектуальный и научно-технический потенциал, мы в этой гонке способны       
добиться по-настоящему лидерского результата.                                   
                                                                                
Как вы знаете, Президент России и Правительство Российской Федерации сегодня    
уделяют особое внимание научно-технологическому развитию: создан Российский     
научный фонд, коллега уже говорил, принята Стратегия научно-технологического    
развития Российской Федерации, идёт работа по созданию нового закона о          
научной, научно-технической и инновационной деятельности, внедряется целый      
ряд мер, направленных на стимулирование инновационного развития в сфере         
высшего профессионального образования, - об этом сегодняшний закон, который     
мы рассматриваем в третьем чтении. Я назову только ряд этих мер поддержки и     
хочу, Николай Иванович, чтобы вы меня тоже услышали: реализована финансовая     
поддержка инновационных программ вузов, формируются механизмы развития          
исследовательской работы на основе малых предприятий, активно развиваются       
новые формы связи и организации системы образования с предприятиями             
промышленного сектора, работают особые экономические зоны                       
технико-внедренческого типа и инновационные территориальные кластеры,           
осуществляется взаимодействие с университетами и исследовательскими центрами    
в регионах, успешно внедряется система грантов, в том числе президентских.      
                                                                                
Ваши вопросы, три основных вопроса - критерии, регионы и управляющие компании   
- внимательным образом, Николай Иванович, рассматривались на заседании          
комитета, где выступали представители различных регионов, вузов, в частности    
МГУ, мы подробно обсудили все эти вопросы, и ни у кого никаких сомнений нет.    
Вы сомневаетесь по поводу управляющей компании, по поводу того, что она будет   
делать, - она будет управлять этими процессами. Наука без денег существовать    
не может, и вы это прекрасно знаете, поэтому коммерциализация не означает,      
что это плохо, весь вопрос только в том, чтобы деньги тратились, по сути, на    
те программы, которые принимаются.                                              
                                                                                
Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе всегда   
оказывали большую поддержку подобным инициативам, ну и, конечно, фракция        
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект и рекомендует принять его в      
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "Об инновационных            
научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные               
законодательные акты Российской Федерации", вопрос 13.                          
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 57

19.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 185907-7 "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 5 июля 2017 года с наименованием "Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6445 по 6526 из 12371
47-й вопрос, проект федерального закона "Об инновационных                       
научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные               
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста.                                        
                                                                                
НИКОНОВ В. А. Уважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги!       
Вашему вниманию предлагается законопроект об инновационных                      
научно-технологических центрах. Напоминаю, что речь идёт о законопроекте,       
распространяющем сколковский режим на все научные инновационные центры,         
которые могут создаваться учебными заведениями и крупнейшими научными           
центрами нашей страны.                                                          
                                                                                
Законопроект был подвергнут очень серьёзной переработке, вплоть до того, что    
мы изменили его название. Я напомню, что сколковская модель распространялась,   
собственно на землю, а здесь речь идёт о создании центров на базе действующих   
научных центров, отсюда большое количество представленных поправок.             
Значительное количество поправок связано с изменением названия законопроекта,   
носит юридико-технический характер.                                             
                                                                                
Комитет предлагает рассмотреть таблицу поправок № 1, рекомендованных к          
принятию, в ней сто тридцать восемь поправок. Прошу рассмотреть.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              320 чел.71,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, семь поправок в этой таблице? Нет.     
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
НИКОНОВ В. А. Комитет просит включить законопроект для рассмотрения в третьем   
чтении в порядок работы Государственной Думы на 21 июля.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.                                    
                                                                                

Заседание № 53

05.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 185907-7 "Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7923 по 8474 из 10511
Коллеги, переходим к 43-му вопросу повестки дня, его рассмотрение также         
назначено на фиксированное время. Проект федерального закона                    
"Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных   
организаций". Доклад официального представителя Правительства Российской        
Федерации статс-секретаря - заместителя министра экономического развития        
Российской Федерации Олега Владиславовича Фомичёва.                             
                                                                                
Пожалуйста, Олег Владиславович.                                                 
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На      
ваше рассмотрение выносится проект федерального закона об инновационных         
научно-технологических центрах. Он разработан во исполнение поручений           
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях    
в том числе реализации Стратегии научно-технологического развития Российской    
Федерации в части стимулирования перехода к стадии активной коммерциализации    
результатов интеллектуальной деятельности, исследований и разработок ведущих    
российских научных и образовательных организаций. Через реализацию концепции    
инновационных научно-технологических центров предполагается решить задачу       
привлечения частных инвестиций в развитие и коммерциализацию научных и          
научно-технических результатов, в создание наукоёмких производств.              
                                                                                
По смыслу законопроекта инновационный научно-технологический центр              
представляет собой совокупность взаимодействующих на определённой               
Правительством Российской Федерации территории организаций, осуществляющих      
научно-техническую деятельность. Это участники центра, а также иные лица,       
деятельность которых направлена на развитие центра.                             
                                                                                
Предполагается, что инициатива создания таких центров должна исходить от        
российской организации высшего образования или научной организации. В целях     
управления такими центрами предлагается создавать управленческую конструкцию,   
состоящую из двух организаций: некоммерческой организации - фонда, к            
полномочиям которого отнесено имущественное и научно-методическое обеспечение   
деятельности центра, и коммерческой организации - управляющей компании в        
организационно-правовой форме АО, отвечающей за развитие инфраструктуры         
центра и непосредственное взаимодействие с лицами, участвующими в реализации    
проекта.                                                                        
                                                                                
В целях создания максимально благоприятных условий деятельности для             
участников проекта предлагается на всей территории центра предусмотреть         
возможность установления специального режима регулирования отдельных видов      
деятельности - градостроительной, медицинской, образовательной, специального    
режима в трудовой сфере, в области технического регулирования и так далее.      
При подготовке предложений по особенностям правового регулирования канвой       
стала в том числе модель, которая уже апробирована на территории                
инновационного центра "Сколково", она была скорректирована с учётом             
имеющегося опыта развития сколковского инновационного центра.                   
                                                                                
Также, принимая во внимание возможность злоупотребления льготами, чтобы         
снизить, даже исключить такую возможность, предусмотрены достаточно жёсткая     
координация и контроль за созданием и деятельностью центров со стороны          
Правительства Российской Федерации. В частности, решение о создании каждого     
центра принимается на уровне Правительства Российской Федерации,                
правительство будет определять направления развития науки, техники и            
технологии, соответствующие целям создания центра, формировать имущественный    
комплекс центра, принимать решения по уполномочиванию определённых              
юридических лиц на исполнение функций управляющей компании и фонда, а также     
правительство будет утверждать правила проекта, определять ещё целый ряд        
вопросов, связанных с деятельностью соответствующих центров.                    
                                                                                
Законопроект рассматривался в профильных комитетах Совета Федерации и был       
поддержан. Также мы очень конструктивно обсудили законопроект на заседаниях     
двух комитетов Государственной Думы - Комитета по образованию и науке и         
Комитета по бюджету и налогам, профильного комитета и комитета-соисполнителя.   
                                                                                
Уже сейчас в рамках доработки законопроекта мы совместно с депутатами вносим    
в текст целый ряд изменений, вызванных замечаниями, прозвучавшими на            
заседаниях комитетов, и рассчитываем ко второму чтению все такие замечания      
учесть. Также ко второму чтению мы представим концепции всех подзаконных        
актов, которые данным законопроектом предусмотрены.                             
                                                                                
Доклад закончен. Прошу поддержать законопроект.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владиславович.                              
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Алексеевича     
Никонова.                                                                       
                                                                                
Вячеслав Алексеевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
НИКОНОВ В. А. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые   
коллеги! Много было разговоров о "Сколково", и очень часто высказывалась        
претензия по поводу того, что для "Сколково", которое сейчас не имеет и не      
имело в тот момент никакой собственной научной базы, создавались                
привилегированные условия функционирования как научного центра. Вот в           
рассматриваемом законопроекте, который был инициирован Московским               
государственным университетом, предлагается распространить сколковский, или     
почти сколковский, режим на научные центры, которые могут создавать на своих    
землях действующие научные и образовательные учреждения страны, - вот в этом    
смысл этого законопроекта, большого, сложного, но, безусловно,                  
поддерживаемого всей научной и образовательной общественностью нашей страны.    
                                                                                
В обсуждениях, которые шли в комитете, принимали участие представители не       
только московского, но и санкт-петербургского и других университетов.           
Поступило 63 отзыва от субъектов Федерации, и все 63 отзыва положительные,      
потому что предлагается создание действительно льготных условий для новых       
научно-технических центров при вузах и научно-исследовательских учреждениях.    
                                                                                
Законопроект имеет давнюю историю, он сложный, к нему много замечаний и у       
профильного комитета - по образованию и науке, и у Комитета по бюджету и        
налогам, и у Счётной палаты, и у нашего Правового управления, и, кстати, у      
заинтересованных университетов тоже, но мы ведём конструктивный диалог с        
профильным министерством - с Министерством экономического развития, и я         
уверен, что ко второму чтению нестыковки, которые есть сейчас в тексте          
законопроекта, будут устранены. Нестыковки связаны прежде всего с тем, что      
центр "Сколково" создавался в чистом поле, а здесь предусматривается, что       
такие центры будут создаваться на базе и с участием уже действующих научных     
учреждений. Я уверен, что мы сможем сделать действительно хороший закон, за     
который нам скажут спасибо все научные и образовательные учреждения нашей       
страны.                                                                         
                                                                                
Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.                             
                                                                                
Кто хотел бы задать вопросы? Есть желающие.                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Коллеги, пока идёт запись, хотел бы сказать: вы, наверное, обратили внимание,   
что Николай Васильевич Коломейцев сейчас меньше выступает, - он занят           
работой, его вчера избрали первым заместителем руководителя фракции КПРФ.       
Давайте его поздравим. (Аплодисменты.)                                          
                                                                                
И, коллеги, обращаю ваше внимание, что на балконе у нас присутствуют            
журналисты, которые с интересом наблюдают, кто в зале, кого нет, кто голосует   
и кто за кого голосует. Коллеги, я должен довести до вашего сведения эту        
информацию. Я смотрю, здесь у нас представители ведущих изданий -               
"Коммерсанта", "РБК", "Ведомостей", - аккредитованные в Думе. Вы их хорошо      
знаете, давайте их поприветствуем (аплодисменты), но понятно, что проблем мы    
от них дождёмся. (Оживление в зале.)                                            
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич.                                            
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Владиславович, вопрос о регулировании участия государственной    
власти субъектов Российской Федерации в инновационном и                         
научно-технологическом развитии образовательных организаций.                    
                                                                                
В Республике Татарстан, которую я представляю, по итогам первого квартала       
2017 года рост валового регионального продукта составил 4,2 процента. Вы        
прекрасно знаете, что в 2014, 2015, 2016 годах рост валового регионального      
продукта, несмотря на кризисную ситуацию, составлял 2-2,5 процента. Одним из    
решающих факторов в данном случае являлось активное участие государственной     
власти Республики Татарстан в поддержке инновационного развития                 
университетов, которые расположены в Республике Татарстан, максимальной их      
интеграции в экономику.                                                         
                                                                                
Вопрос: не считаете ли вы необходимым урегулировать участие государственной     
власти субъектов Российской Федерации в создании вот таких инновационных        
проектов, а также не считаете ли вы возможным смягчить статью?.. (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Айрат Закиевич, для региона уже сейчас в тексте законопроекта     
предусмотрены все возможности по принятию участия в создании такого центра.     
То, что регион не указан в качестве инициатора, сделано, наверное, осознанно,   
потому что инициатором действительно могут выступать только образовательное и   
научное учреждение, организация. Но, естественно, все они находятся в           
каком-либо регионе, и регион может являться соучредителем соответствующих       
организаций, которые управляют деятельностью центра, принимать участие - и      
финансовое, и нефинансовое - в формировании имущества соответствующего          
центра, и в этом плане мы все необходимые возможности заложили и очень          
рассчитываем именно на активную позицию регионов.                               
                                                                                
Более того, если говорить о Республике Татарстан, уже даже сейчас, при          
подготовке текста законопроекта, поступило предложение о возможности            
формирования такого центра на базе Казанского федерального университета.        
Естественно, после принятия законопроекта мы это будем серьёзно обсуждать в     
правительстве.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос представителю правительства.                                             
                                                                                
Уважаемый Олег Владиславович, как следует из текста законопроекта,              
территории, на которых предполагается создавать инновационные                   
научно-технологические центры, будут определяться Правительством Российской     
Федерации. Вопрос: на основе каких критериев, хотя бы примерно, будут           
приниматься правительством эти решения? Какие критерии будут положены в         
основу определения инициаторов проекта, то есть вузов и научных организаций,    
на базе которых будут создаваться центры?                                       
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. В законопроекте как раз предусмотрено, что в отношении            
критериев, по которым будут определяться организации - особо ценные             
организации, ведущие организации в сфере образования и науки, - правительство   
должно выработать соответствующую концепцию подзаконного акта, мы ко второму    
чтению проект этого акта представим.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шилков Данил Евгеньевич.                      
                                                                                
ШИЛКОВ Д. Е., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Олег Владиславович, за последние годы мы уже привыкли к новым терминам -        
технопарки, особые экономические зоны, кванториумы, - но термины остались       
только терминами, прогресса в сфере инноваций почти нет. У меня конкретный      
вопрос: насколько увеличится доля инновационной продукции в ВВП страны за       
ближайшие пять лет с учётом создания таких научных центров? И почему мы это     
не можем создать на базе РАН с привлечением российских вузов?                   
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Начну с конца: на базе РАН мы, безусловно, это можем создавать.   
Ещё раз: целью при подготовке этого законопроекта как раз и было разрешить      
ведущим российским образовательным и научным организациям создавать такие       
инновационные центры в непосредственной близости. Ведущие университеты          
Российской Федерации, ведущие научные организации, в том числе входящие в       
Российскую академию наук, могут инициировать создание таких центров,            
правительство будет принимать решение о возможности их создания с учётом ряда   
критериев, о чём я ранее уже сказал.                                            
                                                                                
Посчитать долю инновационной продукции, которая будет производиться,            
достаточно сложно, особенно в течение следующих пяти лет, потому что после      
принятия этого закона сначала необходимо будет принять решение о создании       
таких долин, оформлении их имущественного комплекса и начале ведения в них      
предпринимательской деятельности, связанной с коммерциализацией исследований    
и разработок. Этот период, до того как будет появляться продукция и её объёмы   
станут значимы с точки зрения статистики, составит не менее четырех или пяти    
лет, но мы говорим не о краткосрочных эффектах, а о долгосрочном                
научно-технологическом развитии Российской Федерации.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гильмутдинов Ильдар Ирекович.                 
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам         
национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Олег Владиславович, если можно, чуть подробнее о льготах расскажите,            
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Если говорить совсем коротко, то объём льгот, который             
предусмотрен в законопроекте, соответствует объёму льгот, который               
предусмотрен для центра "Сколково". В чём будет отличие от "Сколково"? В том,   
что в зависимости от значимости научно-образовательной организации              
правительство в правилах проекта соответствующего центра может этот набор       
немного уточнять, в том числе определяя те виды льгот, которые для конкретных   
центров будут неактуальны. Набор льгот очень широкий, включая в том числе       
возможность осуществления образовательной деятельности в соответствии с         
зарубежными стандартами, получения лицензии в части медицинской деятельности,   
градостроительства и так далее, не во всех случаях эти льготы будут нужны,      
поэтому набор будет определяться применительно к конкретному центру.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Владиславович, мы помним историю, когда Президент Российской     
Федерации отклонил внесённый правительством и принятый парламентом              
законопроект на том основании, что он изобиловал отсылочными нормами. Вот,      
глядя на текст этого законопроекта, я вижу, что всякого рода подробности        
вроде уставных требований к фонду прописаны достаточно подробно, даже           
излишне, наверное, зато все ключевые решения в отношении того, как будут        
работать эти центры, будет принимать правительство: критерии отбора, объём      
льгот, публичная акционерная компания, которая будет управляющей компанией, и   
так далее и так далее. Не считаете ли вы необходимым при подготовке ко          
второму чтению конкретизировать законопроект и уменьшить количество             
отсылочных норм?                                                                
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Мы как раз старались от отсылочных норм по максимуму уйти. Из     
всех отсылочных норм у нас, как я уже сказал, определение критериев - там,      
по-моему, предполагается два постановления правительства. То, о чём вы          
говорите, - это решение по каждому конкретному центру, которое необходимо       
будет принимать в зависимости от того, кто инициирует создание центра, в        
каком регионе, на базе какой организации он будет создаваться и так далее. В    
тексте законопроекта невозможно прописать все детали, поэтому                   
правительство... это не отсылочные нормы, это просто нормы, регламентирующие,   
что решение о создании каждого конкретного центра на основе этого закона        
будет приниматься Правительством Российской Федерации.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Аршинова Алёна Игоревна.                      
                                                                                
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Вопрос представителю правительства.                                             
                                                                                
Олег Владиславович, вы коснулись сравнения со "Сколково" в контексте льгот,     
скажите, пожалуйста, в чём основные отличия этих центров от инновационного      
центра "Сколково" - вот интересуют режим работы, принципы создания,             
управления, мотивация создания нового продукта - и что позволяет рассчитывать   
на более эффективную или очевидную эффективность деятельности в сравнении с     
деятельностью "Сколково"?                                                       
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Алёна Игоревна, если мы говорим о наборе льгот, я уже             
постарался на этот вопрос ответить, набор в целом такой же, включая             
особенности, связанные с таможенными платежами. Мы считаем, что принятие        
закона позволит в этом направлении работать эффективнее и расширит              
возможности, которые создаёт в том числе "Сколково". Мы рассчитываем, что       
создание именно таких центров гораздо быстрее, чем создание центров на пустом   
месте, обеспечит формирование новых малых инновационных компаний,               
коммерциализацию разработок, потому что центры будут создаваться рядом с уже    
имеющимися ведущими организациями науки и образования, с действующими           
научными школами, инновационные разработки которых уже сейчас готовы к          
коммерциализации.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ефимов Виталий Борисович.                     
                                                                                
ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Владиславович, поскольку этот законопроект вносит                
Минэкономразвития, а не Министерство образования и науки, видимо, вы всё-таки   
руководствуетесь более прагматичными целями, чем научные изыскания, поэтому у   
меня вопрос такой: предполагаете ли вы обязательное наличие в центрах           
экспериментально-производственной базы, если не включённой, то хотя бы          
каким-то образом обозначенной? Какова гарантия, что эти научные труды будут     
кому-то нужны, а не лягут на полку?                                             
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Вопрос абсолютно правильный. Мы создаём эти центры как раз не     
для проведения в них собственно научных исследований, для которых сейчас        
достаточно созданной на базе научных организаций и университетов                
инфраструктуры. Центры создаются для того, чтобы на их территории, в их         
границах коммерциализировались разработки, создавались конкретные компании,     
формировались наукоёмкие производства и так далее. Это как раз связано с        
производством новой инновационной продукции.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна.                     
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                       
                                                                                
Олег Владиславович, скажите, пожалуйста, сколько вообще потребуется денежных    
средств для развития этих центров? Я понимаю, общую сумму очень сложно          
назвать, потому что вы не знаете, сколько их будет всего, но вот на один        
центр сколько потребуется денежных средств? И кто будет контролировать          
эффективность использования средств?                                            
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Этот вопрос обсуждался на заседании Комитета по бюджету и         
налогам. Действительно, поскольку мы сейчас не можем определить, сколько        
таких центров будет создано, ведь их создание должно быть инициировано снизу    
соответствующими научными и образовательными организациями, сказать сейчас,     
сколько всего средств потребуется и потребуются ли средства из федерального     
бюджета, очень сложно. Мы можем привести ориентировочные цифры: законопроект    
разрабатывался по инициативе в том числе Московского государственного           
университета, чтобы при МГУ можно было создать соответствующий центр, и, по     
первоначальным прикидкам МГУ и министерства, на поддержание уже созданного      
центра будет необходимо около 500 миллионов рублей в год.                       
                                                                                
Затраты на создание центров сейчас пока не предполагают расходов федерального   
бюджета. Федерация будет участвовать в создании центров в части вопросов,       
связанных с земельными участками. Инвестиции будут осуществляться в основном    
за счёт частных привлекаемых ресурсов, а контроль за исполнением решений        
должен быть в рамках механизмов, которые создаются для управления в             
технологических центрах, когда есть фонд с собственно научно-методическими и    
частично контрольными функциями, есть управляющая компания, занимающаяся        
взаимодействием участников проекта, и, безусловно, есть контрольные органы,     
которые, в случае если бюджетные средства будут направляться на                 
соответствующие цели, будут осуществлять в рамках своих полномочий              
необходимые контрольные мероприятия.                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кононов Владимир Михайлович.                                                    
                                                                                
КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Владиславович, законопроект, конечно, актуальный и важный. А     
какое количество проектов по созданию инновационных научно-технологических      
центров предполагается реализовать в обозримом будущем - в ближайшие три-пять   
лет - с помощью предложенного проекта, естественно, когда он станет законом?    
Вы всё-таки можете привести цифры?                                              
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Владимир Михайлович, как только закон будет принят, сразу будет   
начата работа по созданию первого центра - центра при Московском                
государственном университете. Это, что называется, обязательная программа.      
Также есть соответствующие предложения, ещё не официально высказанные,          
Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербургского политехнического        
университета. У нас уже есть письменные запросы, как я уже сказал, из           
Республики Татарстан, Ростова - из официальных это пока всё. Мы рассчитываем,   
что кроме центра при МГУ в течение трёх-четырёх лет будем рассматривать         
дополнительно ещё два или три проекта очень серьёзно, в зависимости от          
значимости образовательных и научных организаций, которые будут их              
инициировать.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алфёров Жорес Иванович.                                                         
                                                                                
Поставьте семь минут.                                                           
                                                                                
АЛФЁРОВ Ж. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Я нахожусь в очень затруднительном положении, потому что, с одной стороны,      
нет более важной задачи для нашей страны, чем научно-технологическое,           
инновационное развитие, и только развитие науки и новых технологий,             
создаваемых у нас, выведет нашу страну из состояния, в котором она находится    
сегодня, но, с другой стороны, я не удовлетворён предложенным проектом          
закона, так как он напоминает мне скорее инструкцию по тому, как получить       
земельные участки и как их сохранить.                                           
                                                                                
Поскольку я занимаюсь наукой с 1950 года, то есть 67 лет, в Академии наук       
работаю 65 лет, членом Академии наук являюсь 45 лет, я могу сказать, что у      
нас были прекрасные примеры создания научно-технологических инновационных       
центров: Академгородок в Новосибирске, Научный центр в Зеленограде под          
Москвой, причём мы отреагировали раньше американцев. Джек Килби и Роберт Нойс   
(Килби разделил со мной Нобелевскую премию) создали первые кремниевые чипы,     
но мы поняли, что это будущая дорога современной микроэлектроники, раньше       
американцев и создали научный инновационный центр под Москвой, в Зеленограде.   
                                                                                
В этом случае, между прочим, нам не нужно было принимать новые законы:          
правительство определяло территории, где нужно развивать центр, и решениями     
правительства определялись льготы, которые там необходимы.                      
                                                                                
Здесь говорится о "Сколково". Простите, ваш покорный слуга - председатель       
консультативного научного совета фонда "Сколково". Я с самого начала, когда     
"Сколково" только создавалось и было очень много голосов против, сказал:        
"Сколково" - это не территория, "Сколково" - это идеология. "Сколково" - это    
способ развиваться в новых условиях, в условиях того капитализма, который       
сложился (он мне не нравится, но мы должны развивать науку и технологию),       
создавать частные стартап-компании, потому что человек, если это его            
компания, работает значительно более эффективно.                                
                                                                                
Но "Сколково" создавалось с учётом иностранного капитала, и основным для        
создания Сколтеха... Сегодня это основной научно-технологический институт,      
скажем так, образователь "Сколково", он полностью повторяет все черты,          
которые я заложил в академический университет, созданный мною в 2001 году       
(только в 2006-м удалось получить для него государственный статус), поэтому я   
всё это хорошо знаю изнутри. Когда Эдвард Кроули - мы с MIT делали              
"Сколково", а сначала Сколтех - был назначен ректором Сколтеха (мы голосовали   
против, потому что американский профессор), он первым делом приехал ко мне в    
университет и провёл там несколько дней. Я ему говорю: "Эдвард, а где ты так    
хорошо выучил русский язык?" "На филфаке ЛГУ", - ответил он мне, и мне стало    
ясно, в какой конторе он реально работает в Соединённых Штатах, хотя числится   
в НАСА.                                                                         
                                                                                
Нам удалось во главе Сколтеха поставить академика Кулешова - российского        
учёного. Сколтех меняется, мы с ним работаем, но нужно сказать, что всегда -    
хоть в советские времена, хоть сейчас - сначала создавался научный центр,       
научно-технологический, а потом определялось, какие дополнительные поправки к   
законам нужно принимать. В этом законопроекте, с одной стороны, предлагается    
создавать научно-технологические инновационные центры - вся душа моя, вся       
жизнь для этого! - но, с другой стороны, простите, 73 страницы этого            
законопроекта, по сути, инструкция, как получить землю и как её сохранять.      
                                                                                
Я считаю, что нам, вообще говоря, нужно вернуть вам, в правительство,           
законопроект на доработку. На самом деле, может, с МГУ вы и работали - не       
знаю с кем, - но с Академией наук не работали, с академическим университетом    
не работали, с консультативным научным советом фонда "Сколково", который        
определяет научную и инновационную политику "Сколково", вы абсолютно точно не   
консультировались. Самым правильным будет взять вам этот проект и поработать    
с ним снова.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Жорес Иванович.                                  
                                                                                
Скляр Геннадий Иванович.                                                        
                                                                                
СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В самом деле, когда некоторое       
время назад мы обсуждали проект "Сколково", был выбор и были споры: на          
чистой, пустой площадке создавать или на базе существующих научных центров? И   
мой родной Обнинск, первый наукоград, тогда предлагал себя для реализации       
проекта.                                                                        
                                                                                
Сейчас я могу сказать, что мы не теряли зря время: в Обнинске мы создали        
модель интеграции научных центров для создания и вывода на рынок новых          
продуктов. Буквально месяц назад мы представили новый, калужский кластер        
ядерных технологий: мы объединили физиков, медиков, федеральный ядерный         
университет "МИФИ", бизнес, предприятия промышленности, предприятия по          
подготовке и тренировке кадров - мы реально нашли модель интеграции. И          
сегодняшний законопроект - это очень правильное и своевременное решение         
правительства, потому что этот закон нам даст правовую базу и возможность для   
объединения ресурсов и для преодоления ведомственных барьеров. Когда я          
спрашиваю: вы можете принять решение? - в "МИФИ" говорят: нам надо              
согласовать; в ФЭИ: нам надо согласовать; медикам тоже надо согласовать. Вот    
нам эти барьеры надо разрушить, и закон нам поможет это сделать.                
                                                                                
Предлагаю поддержать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сафаралиев Гаджимет Керимович.                                                  
                                                                                
От фракции, Гаджимет Керимович? Да.                                             
                                                                                
Семь минут поставьте.                                                           
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле проект                
предлагаемого правительством закона направлен на регулирование отношений,       
которые возникают при реализации проекта создания и обеспечении деятельности    
вот таких инновационных центров. Да, мы знаем, что у нас в советское время      
были созданы наукограды, они очень эффективно работали, но времена меняются,    
со временем приняли другие законы, в частности был принят 131-й закон "Об       
общих принципах организации местного самоуправления...", и получилось так,      
что на этих градообразующих предприятиях уже не было этих институтов,           
несколько изменилась и сама ситуация с наукоградами.                            
                                                                                
Я согласен с Жоресом Ивановичем в том, что мы говорим о науке, но в данном      
законопроекте речь идёт не столько о науке, сколько о создании условий для      
того, чтобы научные учреждения могли функционировать, то есть о создании        
некой научно-технической долины, где были бы согласно этому закону              
урегулированы все возможности развития науки, связанные с местным               
самоуправлением, с выделением земли, с действием определённых регламентов и     
положений, которые действуют на этих территориях согласно уже другим принятым   
законам.                                                                        
                                                                                
В целом я считаю, что этот закон - это шаг вперёд по сравнению с тем, что       
было. Я могу сказать, что мы в своё время, несколько лет назад, в Думе          
другого созыва, работали над рамочным законом о наукоградах, тоже чтобы         
создать какую-то возможность для их дальнейшего развития, и я думаю, что и      
этот закон позволит использовать такие центры, как Зеленоград, Обнинск, и ряд   
других наукоградов для создания на их базе вот таких научно-технических         
долин.                                                                          
                                                                                
По законопроекту очень много замечаний, не буду все перечислять по отдельным    
пунктам, действительно очень много замечаний, но, с учётом того что при         
подготовке ко второму чтению многие из них можно учесть и улучшить              
законопроект, я считаю, надо рекомендовать Государственной Думе принять         
законопроект, потому что это реально шаг вперёд и в научно-техническом          
развитии, и в создании действительно новых центров научно-технического          
развития.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Владиславович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Вячеслав     
Алексеевич? Нет.                                                                
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 31 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.