Заседание № 143
О проекте федерального закона № 184897-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части введения положений об обращениях граждан, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам в форме электронного документа с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
28-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Докладывает Ольга Викторовна Тимофеева. ТИМОФЕЕВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет полностью подготовил законопроект к рассмотрению во втором чтении. О чём он? Два года в стране действует эксперимент, когда в формате единого окна люди могут подавать свои жалобы и обращения, и все органы власти подписывают договор с "Госуслугами". Сегодня эксперимент мы делаем постоянно действующим, и в течение полутора лет все органы власти регионального и федерального уровней должны начать работать в формате единого окна. К законопроекту поступило три поправки, они включены в таблицу поправок, рекомендованных к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 30 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 54 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Ольга Викторовна. ТИМОФЕЕВА О. В. Коллеги, спасибо за поддержку. Законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, рассмотрим в третьем чтении? Нет возражений. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 29 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 184897-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части введения положений об обращениях граждан, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам в форме электронного документа с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Докладывает Антон Вадимович Горелкин. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня в первом чтении мы рассматриваем законопроект, который законодательно закрепляет возможность граждан направлять обращения через портал госуслуг. Почему мы говорим о законодательном закреплении? Потому что уже сейчас такая возможность есть, уже два года в нашей стране идёт эксперимент по внедрению платформы обратной связи, он стартовал по инициативе правительства, и граждане во всех регионах могут через портал госуслуг направлять официальные обращения в органы власти и социально значимые организации. За два года участниками эксперимента стали 30 органов власти, 85 субъектов, более 100 тысяч социально значимых организаций. В целом за два года через портал госуслуг поступило более 10 миллионов обращений граждан, в том числе по очень важным темам, таким как вакцинация, лечение от COVID-19, ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трёх до семи лет, туристический кешбэк, вопросы, касающиеся частичной мобилизации. Эксперимент проходит в рабочем режиме, граждане, которые активно пользуются порталом госуслуг, уже привыкли к этой опции, поэтому вполне логично, что мы предлагаем, уважаемые коллеги, закрепить законом уже существующую практику. Сегодня порталом госуслуг пользуются 100 миллионов наших граждан, для многих из них портал стал единой точкой входа для диалога с государством. В этом году портал был включён в список социально значимых ресурсов, и его функционал сегодня доступен даже при отрицательном балансе у интернет-провайдера. В целом портал госуслуг - это такое воплощение, живое воплощение концепции "Государство как сервис", это такое живое свидетельство осмысленной цифровизации важнейших сфер нашей жизни. Конечно, граждане могут по-прежнему направлять (и направляют) обращения по любым другим каналам, предусмотренным 59-м законом, есть и устная форма, и личный приём, и электронная почта, и сайты органов власти - каждый может выбрать тот способ, который ему комфортен, который ему нравится. При этом обращение через портал госуслуг лишено недостатков, например, в отличие от канала электронной почты, где... Мы можем, в частности, через госуслуги проходить идентификацию пользователя, идентификацию заявителя, это значительно увеличивает и улучшает качество и эффективность работы. Законопроект получил положительный отзыв правительства. Уважаемые коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Ольга Викторовна Тимофеева. Пожалуйста, Ольга Викторовна. ТИМОФЕЕВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз, о чём законопроект. Мы в правовое поле вносим цифровой портал обратной связи, который уже создан на платформе госуслуг, и он собой ничего не подменит, это просто ещё один дополнительный канал коммуникаций. Что важно? К нам, как депутатам Госдумы, каждый день идёт огромный вал анонимных обращений, и через госуслуги сегодня всё будет идентифицировано, мы будем понимать, кто эти люди, и по этим же каналам давать ответ. Хочу сказать, что, рассматривая данный законопроект, комитет отправил в ряд территорий страны свои запросы, как сработал правительственный эксперимент, который шёл два года. Мы взяли территории с разным уровнем цифровизации - Татарстан, Москву, Башкортостан, Волгоградскую область, Ставропольский край. Мы запросили итоги эксперимента у Минцифры России. Что говорят регионы? Во-первых, через цифровую платформу поступило и было обработано более 10 миллионов обращений, то есть платформа, хотим мы или нет, уже работает и сегодня, закрепляя итоги эксперимента, мы просто продолжаем работу уже действующего эксперимента. Во-вторых, срок рассмотрения обращений удалось сократить в среднем до десяти дней, но хочу отметить, что каждый регион был вправе самостоятельно ещё больше сокращать срок. К примеру, это было по ковиду - по вакцинации, по сертификатам, обращения в части регионов страны рассматривались не дольше трёх дней ровно, регионы имели возможность сами вводить сокращённые сроки. В ряде территорий проект реализуется с использованием своих региональных информационных систем: это в первую очередь, конечно, касается Москвы, или, к примеру, Татарстана - проект "Народный контроль", или Подмосковья - "Добродел". В таких регионах их региональные системы были интегрированы в программу госуслуг. Но были и замечания. К примеру, мой родной Ставропольский край: первое, жалобы на технические сбои в работе портала - сегодня нам Минцифры говорит о том, что это техническое замечание устранено; второе, отсутствие возможности адресного (фамильного) поиска граждан - это важно на самом деле, Минцифры тоже сегодня ищет механизм, как решить этот вопрос. Республика Башкортостан: отсутствие возможности направлять коллегиальные и коллективные обращения, когда под одним документом подписывается большое количество людей, сегодня просто прикладывается скрин и один человек в то или другое ведомство обращается с жалобой. Ещё одна, наверное, важная история - отсутствие возможности отправлять одно и то же обращение в разные ведомства, так бывает, когда нужно одно и то же обращение отправить везде, и сегодня приходится делать это вручную. Мы считаем, что эксперимент в целом показал хорошие результаты. Это уже работающая, действующая история, но нам нужно доработать ещё несколько моментов. Прежде всего нужно прислушаться к замечаниям регионов. И хочу отметить отдельно работу портала в городе Москве. Здесь десять лет работают свои информационные системы - портал "Наш город", проект "Активный гражданин", электронная приёмная правительства на сайте mos.ru. За десять лет более 300 миллионов обращений, более 200 миллионов мнений по разным вопросам, 14 миллионов реальных пользователей на сегодня зарегистрировано. Думаю, что каждый из нас хоть раз пользовался этими ресурсами, и, конечно, нам нужно стремиться, чтобы так, как в Москве сегодня, было по всей территории страны. Сегодня в Москве считают, что через свои городские информационные системы они смогут работать быстрее, и, конечно, нам нужно подтянуть наш портал госуслуг, для того чтобы это было распространено на всю территорию страны, потому что в тех территориях, где нет самостоятельных региональных порталов, люди в эти два года начали обращаться через портал, который мы им предложили. Что нам нужно доработать ко второму чтению? Во-первых, обеспечить работу цифрового портала в регионах, как в Москве, где есть очень мощные самостоятельные информационные ресурсы. Во-вторых, подумать о сроке вступления в силу закона. Ряд ведомств, в первую очередь, конечно, силовые структуры, нам говорят, что нужно время для подключения. Мы предлагаем каким образом поступить? Стартовать с 1 марта 2023 года, как только закончится эксперимент, и подключиться всем структурам в течение года. Не через год, как нам сегодня предлагают, а в течение года, потому что нет смысла терять итоги эксперимента, который работает. Что касается финансирования. Главный вопрос всегда упирается в деньги, и сегодня нам правительство говорит, что всё это ляжет в счёт средств федерального бюджета и тех лимитов, которые на сегодня уже есть. Коллеги, мы просим поддержать данный законопроект. Все, кто хочет, подключайтесь к его доработке и донастройке. Это ещё один канал коммуникаций, который очень нужен и важен нашим избирателям. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Подробный доклад и содоклад. Будут ли желающие выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос? Депутат Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста, вопрос. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Ольга Викторовна, правильно ли я понимаю вот относительно конкретной ситуации. Помните, у нас было большое количество обращений, связанных с тем, что, например, штрафы дорожные выставляются автоматически на госуслугах, а для того чтобы их оспорить, нужно куда-то идти гражданам, электронной формы нет. Означает ли принятие данного закона, что в течение года должны появиться соответствующие кнопки и соответствующие формы в интерфейсе, чтобы в подобной ситуации человек мог оспорить в электронном виде то, что ему в электронном виде и выставлено? Правильно ли я вас понял? ТИМОФЕЕВА О. В. Коллеги, о чём мы сейчас говорим? Мы говорим о том, что портал будет работать и он уже работает как "единое окно". То есть сегодня вы можете обратиться во все органы власти, отправить свою жалобу через него и через него же получить ответ, причём идентифицировавшись и в конкретные сроки. Давайте ваш конкретный вопрос проработаем, чтобы эта на самом деле достаточно удобная форма тоже была включена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Антон Вадимович, бесспорно, законопроект хороший, его принимать нужно, но у меня вопрос, скорее всего, не по скорости, а по качеству. Вот как вы считаете, выскажите ваше мнение, что нам необходимо поправить, внести в закон об обращениях граждан, чтобы мы получали в такие же сроки не отписки, а реальные... ну, не только мы, но и граждане получали реальные ответы? Доходит до абсурда: гражданин жалуется на какого-нибудь местного чиновника, доходит до администрации президента, но по этому закону всё спускается тому же чиновнику, который в издевательской форме даёт повторную отписку заявителю. Вот выскажите ваше мнение, считаете ли вы это проблемой и что необходимо, как говорится, поправить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Горелкину Антону Вадимовичу включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Вот сегодня, собственно, закрепляя в законодательстве развитие платформы обратной связи, мы и делаем первый шаг. Я глубоко убеждён в том, что обращение через платформу обратной связи, через портал госуслуг в среднесрочной перспективе станет основным каналом коммуникации. И качество ответов, качество взаимодействия и обратной связи с государством, притом что государство выступает именно как сервис, оказывает сервисную услугу, должно возрастать, должны сокращаться сроки ответа, и, собственно, должен развиваться и расти KPI каждого конкретного чиновника, и всё это должно взаимоувязываться с платформой обратной связи, по-моему, это очевидно. И я думаю, что сегодня делается очень важный шаг в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ТИМОФЕЕВА О. В. Коллеги, я хочу сказать, что, конечно, мы изучали ответы, которые дают все органы власти сегодня на все запросы через госуслуги. Вы сами знаете, какие иногда приходят ответы на ваши запросы - абсолютно про другое, так и есть. Но я хочу вам привести пример Москвы. Срок рассмотрения любого обращения - два дня, и обязательный фотоотчёт. То есть эта система контроля реально работает. Есть примеры, к которым нам нужно сегодня стремиться и дорабатывать вопросы, чтобы чиновники, которые дают сегодня ответы на все эти вопросы, во-первых, реально отвечали на вопросы, а во-вторых, отвечали эффективно. Подключайтесь к обсуждению, ещё раз скажу, ждём вас в комитете на обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 07 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.