Заседание № 11
05.03.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 184751-3 "О дополнении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за изготовление, хранение с целью сбыта или сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2745 по 3602 из 5584
Переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Вопрос 7, о проекте федерального закона "О внесении дополнения и изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Вашему вниманию предлагается в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнения и изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" об установлении ответственности за незаконное изготовление, хранение с целью сбыта или сбыт гражданами этилового спирта или алкогольной продукции. Скажу честно, я не считаю себя специалистом в этой области и, перефразируя известный роман, я бы сказал, что закон вносится мной не корысти ради, но токмо волею многочисленных требований избирателей. Я думаю, все вы, уважаемые коллеги, в период весенне-летних отпусков прошлого года проводили серию отчетов, а затем осенью проводили избирательную кампанию и встречались с населением, в том числе сельским. Мой округ смешанный, 129-й, у меня в нем пять сельских районов. И вот в селе я наслушался много чего. Чаще всего мне задавали пять вопросов, если хотите, это пять криков души в селе: нет зарплаты - первое, нет работы для молодежи - второе, бешеные цены на жилищно-коммунальные услуги - третье, когда перестанут убивать и насиловать по телевидению - четвертое и пятое - село спивается. Мы обратились в милицию, но милиция нам сказала: что вы к нам обращаетесь, вы ничем нам не помогли! Мы не можем ничего сделать против тех, кто не просто гонит самогон для себя (бог с ними, тут, как говорится, каждый волен), мы ничего не можем сделать против тех, кто гонит этот самогон с целью продажи и спаивает всё село, в особенности его мужскую часть. Скоро, я боюсь, 8 Марта поздравлять будет некому - будет кого, но будет некому. Смысл нашего законопроекта определен его названием. Он предполагает ввести административную ответственность за сбыт и незаконное изготовление с целью сбыта крепких напитков, свыше 18 процентов, причем предполагается ответственность, штраф в размере от пяти до сорока минимальных размеров заработной платы. Значительный разброс в размере штрафа предложен для того, чтобы дать возможность конкретной оценки ущерба бюджету, и прежде всего оценки ущерба здоровью людей. Уважаемые коллеги, вынужден вам напомнить, что вопрос, который мы сегодня обсуждаем, - это один из вопросов национальной безопасности. Вы, наверное, знаете, что в предшествующее десятилетие Российская Федерация пережила в мирное время крупнейшую в мире демографическую катастрофу. С 92-го года, когда у нас начиналось то, что называется радикальными реформами, смертность превышает рождаемость, причем превышает ее ежегодно, в некоторые годы - до миллиона человек, резко снижается продолжительность жизни, прежде всего мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. За девять последних лет количество детей в школе сократилось и может сократиться примерно на треть. По оценкам Госкомстата, если эти тенденции не изменятся и будут продолжаться, тогда к 2050 году из ста сорока пяти миллионов человек нас останется семьдесят пять, а к 2075-му - примерно пятьдесят миллионов. Невольно вспоминается грустная сентенция Владимира Набокова, который как-то сказал, что Россия может повторить историю стран Древнего мира - культура останется, а народ исчезнет. И мы должны прямо признать, что важными факторами снижения продолжительности жизни и сокращения населения являются потребление алкоголя и алкогольная пропаганда. Коллеги, на протяжении последних десяти лет Россия периодически занимала первое место в мире по потреблению чистого алкоголя. Потребление это достигало 14-18 литров в год на душу населения при предельно допустимых для национальной безопасности восьми литрах. Причем молодежь по этому показателю не отставала, к сожалению, от старшего поколения. Это то направление, где молодежь четко следует за нами. При этом алкогольная ситуация в России во многом парадоксальная, коллеги. Позвольте мне привести некоторые парадоксы. Парадокс первый. Помните, в свое время мы активно критиковали, и во многом очень справедливо, кампанию по борьбе с пьянством при Михаиле Горбачёве. Помните знаменитую шутку, что Егор Кузьмич лишил нас выпивки, а Егор Тимурович - закуски. Но надо иметь в виду, что в этот период, несмотря на все перегибы, значительно увеличилась продолжительность жизни и существенно сократилась смертность людей трудоспособного возраста. Всё это означает, что с алкоголизмом бороться нам нужно, вопрос только в том, какими методами, то есть вопрос именно в методах. Парадокс второй. Многие российские политики и эксперты полагали, что в России активное распространение слабых напитков, в том числе и пива, будет способствовать снижению алкоголизации, поскольку будет вытеснять напитки крепкие. Увы, оказалось, что мы принадлежим к "водочной" культуре и пиво и вино в России пьют не вместо водки, а в дополнение к водке. Парадокс номер три, аналогичный. Многие эксперты полагали, что алкоголь в России - меньшее из зол, поскольку он не совместим с потреблением наркотиков и в какой-то степени предотвращает рост потребления наркотиков. Увы, мы опять опровергли все прогнозы, и в 90-х годах в России рост алкоголизации сочетался с ростом наркотизации. Есть разные данные, в том числе и Министерства внутренних дел, но никто не приводит цифры меньше 3 миллионов - это количество людей, более или менее регулярно потребляющих наркотики, а некоторые эксперты дают и более высокие цифры. При этом, коллеги, парадокс номер четыре заключается в том, что причины алкоголизации в России тоже парадоксальны: мы умудрились сочетать причины, характерные для развитых стран, и причины, характерные для стран с низким уровнем доходов. Грубо говоря, одни пьют с жиру, другие пьют с горя, причем последние преобладают, поскольку, повторяю, речь идет прежде всего о ситуации, которая складывается в российском селе. Повторяю еще раз: речь идет не просто о каких-то частных проблемах - речь идет о национальной безопасности страны. К сожалению, мы получили на этот законопроект отрицательный отзыв правительства и отрицательное заключение нашего профильного комитета. Основных возражений два, причем эти возражения странным образом противоречат друг другу. Возражение первое заключается в том, что кодекс дополнять не надо, поскольку в действующем законодательстве давно уже всё есть. Уважаемые коллеги, надо сказать, что в действительности все те статьи Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, на которые ссылается наше уважаемое правительство в своем отзыве, относятся к юридическим лицам. В том-то и проблема, что производство спирта, спиртосодержащей продукции и других крепких алкогольных напитков физическими лицами вообще не регулируется никак. Возражение второе вроде бы противоположное: нельзя ничего вносить в Кодекс об административных правонарушениях, поскольку в базовом законе о государственном регулировании производства алкогольной продукции ничего не говорится о производстве алкоголя физическими лицами. Коллеги, ну, это возражение юридически странное по меньшей мере, чтобы не сказать нелепое. В базовом законе действительно имеется в виду, что производитель алкоголя - это только юридические лица, но из этого не следует, что нельзя вносить в Кодекс об административных правонарушениях дополнения, касающиеся физических лиц. Наоборот, из этого следует, что производство физическими лицами, по крайней мере производство с целью продажи, или продажа алкогольных напитков незаконны. В конце концов, если уж на этом так настаивали и уважаемый комитет, и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, можно было бы просто перенести рассмотрение этого законопроекта на более поздний срок - до рассмотрения новой редакции закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции или, предположим, решить так, чтобы он вступал в действие либо с 2005 года, либо одновременно с новой редакцией этого самого базового закона. Хочу повторить, уважаемые коллеги, еще раз: да, мы понимаем, что текст законопроекта, может быть, несовершенен, но вполне возможно внести необходимые изменения ко второму чтению. Мы полагаем, что от нашей законодательной инициативы уже есть один плюс: профильный комитет подготовил парламентский запрос правительству по этому поводу. Но это самый легкий путь, уважаемые коллеги, если хотите, это путь Понтия Пилата: мы умываем руки, а дальше пусть правительство делает всё, что считает необходимым. Нам кажется, что нельзя снимать с себя ответственность. Я глубоко убежден в том, что в оценке ситуации правы не наш глубокоуважаемый комитет с его титулованными юристами, не наше глубокоуважаемое Правовое управление с его не менее титулованными юристами, а практически действующие работники милиции, которые утверждают, что мы не дали им средств, законодательных средств, для того чтобы ограничить в России самогоноварение и спаивание нации. Спасибо за внимание, и прошу поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Присаживайтесь. Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александру Николаевичу Харитонову. Пожалуйста. ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Сегодня на заседание вынесено четыре аналогичных проекта. Мы, комитет я имею в виду, конечно, озабочены проблемой производства крепких спиртных напитков в домашних условиях. Нет пока официальной статистики из медицинских учреждений, от чего люди умирают - от самогона, который гонят бабушки, или от того технического спирта, который в различных вариантах продается на наших рынках по самой низкой цене, разводится в домашних условиях и реализуется. Правовое регулирование, как уже Олег Николаевич сказал, в данной области правоотношений обеспечивается Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и в части продажи - Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением правительства от 19 августа 1996 года. Деятельность физических лиц, занимающихся изготовлением алкогольной продукции в домашних условиях, указанным законом не регулируется. В предложении депутата Смолина можно отметить следующие неточности правового характера. Предельный размер штрафа установлен для граждан частью третьей статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составляет двадцать пять минимальных размеров оплаты труда. Он предлагает это превысить. Законопроект не содержит нормы о внесении дополнения в статью 28.3 кодекса, устанавливающую органы административной юрисдикции, которые наделяются полномочиями по составлению протоколов, что необходимо для обеспечения реализации предлагаемых санкций на практике. Правда, в следующем законопроекте эти вопросы разрешены. Как Олег Николаевич сказал, в Правительство Российской Федерации направлен парламентский запрос, который позволит нам с вами получить точные данные, статистику по регионам и в комплексе - мы на заседании комитета вчера обсуждали - внести ряд предложений по регулированию этих правоотношений. Таким образом, мы будем ждать результатов этого обращения и вместе с вами будем думать о выработке правовых механизмов для решения этой проблемы. Комитет рекомендует этот законопроект отклонить. Как уже было сказано, официальный отзыв Правительства России отрицательный, и Правовое управление Аппарата Государственной Думы указывает на недостатки, о которых я сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Есть предложение, вот прозвучало сейчас: может быть, мы заслушаем выступления по всем четырем законопроектам, а потом обсудим одновременно? Я поставлю на голосование такую процедуру рассмотрения. То есть мы сейчас заслушаем докладчиков по вопросам 8, 9 и 10, а содокладчиком везде является Харитонов, он позицию комитета уже изложил. Ставлю на голосование такую процедуру дальнейшего обсуждения. Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 47 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 23 чел.5,1% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принимается такая процедура рассмотрения. Тогда по вопросу 8 слово для доклада предоставляется представителю Законодательного Собрания Тверской области... Доверено представить законопроект Владимиру Абдуалиевичу Васильеву. Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ В. АБДУАЛИЕВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по безопасности, фракция "Единая Россия". Во-первых, я хотел бы сказать о том, что проблема понятна. Наверное, докладчик, выступивший до меня, избавил меня от необходимости объяснять, насколько остра эта проблема. Я то же самое слышал от своих избирателей, в таком же плане постановку задач. И проблема, сегодня поднимаемая, в частности в этом законопроекте, и предлагаемая к решению, социально остра, актуальна, как мне представляется. Более того, мы в этом зале уже рассматривали такого рода законопроекты, отклоняли их. И мы в комитете, уже дважды обсуждая эту проблему с коллегами, пришли к пониманию, что она существует, и коллеги-одномандатники считают, что она требует решения, в том числе и законодательного. К сожалению, мы сейчас имеем дело с законопроектом, который прошел уже все стадии. Как юрист, я хорошо понимаю, что он не имеет перспективы, если его не поддерживает правительство (отзыв Гордеева), если его не поддерживает ГГПУ президента, и я просто, наверное, буду терять даром время, если буду пытаться обосновывать этот законопроект, который, кстати говоря, готовился в другом комитете и, по сути, уже обречен на непринятие. Я бы хотел, пользуясь возможностью, коли я здесь, на трибуне, сказать вот о чем. У нас сложилась такая ситуация, меня лично она очень беспокоит, моих коллег в комитете тоже, это общее наше мнение: мы голосуем - процедура такова - и отклоняем законопроекты, которые крайне социально значимы для нашего общества. Вот, допустим, недавно мы отклонили одиннадцать законопроектов, которые были направлены на противодействие наркоугрозе. Мы объясняем, почему это происходит: что-то изменилось за время, пока готовились эти законопроекты. Есть, действительно, такие изменения. Но в то же время, мне кажется, мы не отвечаем на главный для наших избирателей вопрос: что же мы будем делать для решения этих проблем? Поэтому я бы внес такое предложение: рассмотреть, возможно, на Совете Думы эту тему, а может быть, сначала во фракциях и определиться, как мы будем обходиться с социально значимыми законопроектами, которые мы прилюдно здесь все вместе отклоняем. Вот это нам нужно понять: что мы с ними далее будем делать. Мы в свою очередь, когда обсуждали наркозаконопроекты и отклоняли их, внесли предложение о том, чтобы в рамках Комитета по безопасности и других профильных комитетов создать рабочую группу. По сути, все профильные комитеты готовы и включаются в эту работу, в том числе и комитет по законодательству, который готовил этот законопроект. Мы уже предварительные консультации провели, такое решение возможно. Я бы не хотел сейчас узурпировать всю тему и опять предлагать, допустим, возложить это на Комитет по безопасности, но в принципе точка зрения моих коллег из Комитета по безопасности такова, что мы могли бы также взять на себя и этот вопрос, как очень значимый и необходимый для решения. И конечно, пользуясь случаем, я хотел бы еще один момент уточнить. Нам придется ответить вот на такой вопрос, который уже прозвучал: достаточно ли сегодня действующего законодательства для борьбы с наркопреступностью, а также с преступлениями, которые проистекают из алкогольной темы, или недостаточно? Так что, неисполнение законов или отсутствие их? И нам с вами, нашему составу, с учетом тех рекомендаций, которые мы высказали сегодня, рассматривая кандидатуру руководителя правительства, придется отвечать на эти вопросы. И наша законодательная деятельность должна будет, видимо, исходить из того, как мы ответим на этот вопрос, а потому нужна глубокая проработка этих проблем, а не просто механическое снятие их с рассмотрения. Вот здесь мы политически, на мой взгляд, очень крупно, уважаемые коллеги, проигрываем изо дня в день нашей оппозиции. Это четко и ясно надо понимать. И в заключение, Борис Вячеславович, я бы хотел обратить ваше внимание на то, что у нас в Думе складывается какой-то очень интересный стиль работы. Я не знал о том, что я сегодня докладываю этот вопрос. Я знаю понаслышке, что руководитель Законодательного Собрания Тверской области направил письмо в Думу, которое я сам не видел. Вчера он мне звонил, прислал копии документов без копии письма (письмо было адресовано вам) с просьбой выступить мне, как депутату одного из округов Тверской области. У нас два округа. Тут какая-то непонятная схема, тем более что готовил один комитет, а докладываю я. Мне кажется, мы встали не на очень надежный путь профессиональной подготовки документов. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я принимаю к сведению эту информацию. Вопрос 9. Алтайский краевой Совет народных депутатов доверил представлять законопроект комитету по конституционному законодательству. Но свою позицию Александр Николаевич Харитонов уже изложил, выступая по 7-му вопросу. Поэтому сейчас я предлагаю послушать доклад по 10-му вопросу. Рязанская областная Дума доверила представлять законопроект депутату Государственной Думы Николаю Ивановичу Булаеву. Пожалуйста, Николай Иванович, по 10-му вопросу. БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Социальная суть этой проблемы, на мой взгляд, достаточно подробно изложена в выступлениях моих коллег. Что касается законопроекта, предложенного Рязанской областной Думой, то он является попыткой решить проблему незаконного изготовления крепких спиртных напитков. В данном законопроекте я бы выделил три основных соображения. Во-первых, коллеги из Рязанской областной Думы исходили из того, что в Уголовном кодексе редакции 1960 года статьей 158, частью второй, была предусмотрена уголовная ответственность за изготовление или сбыт. Действующее административное законодательство не предусматривает ответственности за незаконное хранение или изготовление с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки. В силу образовавшихся пробелов в законодательстве действия лиц, занимающихся сбытом таких напитков, ответственности не подлежат. Во-вторых, по мнению субъекта права законодательной инициативы, изготовление крепких спиртных напитков домашней выработки с целью сбыта наносит значительный урон государству, и с этим трудно не согласиться. В-третьих, принятие предложенного законопроекта позволит изменить ситуацию, сложившуюся на рынке алкоголя, а также повлиять на формирование нормального психологического климата в семьях. Таким образом, проблема, на взгляд коллег из Рязанской областной Думы, совершенно очевидна, и необходимость ее решения также очевидна. И Рязанская областная Дума предлагает, несмотря на отрицательный официальный отзыв правительства, отрицательные заключения профильного комитета и Правового управления, принять данный законопроект в первом чтении и во втором чтении его уточнить. И как бы за рамками выступления я хотел бы обратить внимание коллег на заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, в котором, на мой взгляд, есть очень интересный момент. В данном случае, по мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, не всё делается и в субъектах Российской Федерации, в том числе и законодателями субъектов Российской Федерации, и проблема во многом может быть решена и ими самими в пределах их компетенции. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Пожалуйста, у кого из депутатов будут вопросы? Я так понимаю, что они есть. Прошу включить режим записи на вопросы по этим четырем законопроектам. Покажите список записавшихся. Два человека записалось. И Драпеко тоже. Пожалуйста, Конев Юрий Михайлович. КОНЕВ Ю. М., фракция "Единая Россия". У меня вопрос к Александру Николаевичу Харитонову. Александр Николаевич, неужели ни один из четырех законопроектов не может быть подправлен ко второму чтению? ХАРИТОНОВ А. Н. Вот я предлагаю (мы в комитете обсуждали) вернуться и серьезно рассмотреть раздел, который касается приобретения и продажи крепких спиртных напитков, распития алкогольной продукции, выработанной в домашних условиях. В старом административном кодексе была статья о приобретении либо продаже крепких спиртных напитков домашней выработки, которая легко применялась органами внутренних дел. Сегодня согласно статье 28.3 это не положено делать работникам органов внутренних дел. Нужно изменения вносить в часть первую статьи 28.3. Вот есть статья 20.20 о распитии алкогольной и спиртосодержащей продукции, потреблении наркотических средств и психотропных веществ. Мы с вами в прошлый раз в кодексе, действующем, в части первой настоящей статьи, установили, что под алкогольной и спиртосодержащей продукцией следует понимать продукты с объемным содержанием этилового спирта 12 процентов. То есть наши с вами дети в метро, в общественных местах выпивают хорошее французское и молдавское вино, которое спирта содержит 11,5 градуса, и милиционер не имеет права на месте принять меры административного взыскания к этим лицам. Давайте мы с вами в следующий раз понизим предел до 5 процентов, и пиво нашим детям будет запрещено пить в метро и на улицах. Вот это идеи, которые могут обсуждаться, но они должны обсуждаться в комплексе, потому что принятый нами, вернее, нашими предшественниками кодекс нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе пять-шесть статей, касающихся того, о чем мы сегодня говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон депутату Глотову Сергею Александровичу. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Александр Николаевич, объясните, пожалуйста, каким образом вообще эта тематика оказалась в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству? Какое отношение тема самогоноварения имеет к государственному строительству? Конечно, ясно, что это очень важный и проблемный вопрос, но почему это у вас? Во-вторых, почему комитет в этом случае нас ставит в такую ситуацию, что, отклоняя сегодня предлагаемые законы, мы выступаем за массовое пьянство в конце концов? В каком положении Государственная Дума оказывается? Может, отказаться вашему комитету от этой тематики, это компетенция других комитетов. ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемый Сергей Александрович, в комитете есть двадцать семь направлений, или двадцать семь законов, которые курирует, ведет, комитет, в том числе это административное законодательство. Если какой-то комитет пожелает все проблемы, связанные с Кодексом об административных правонарушениях, взять на себя - пожалуйста. Их сегодня всего восемьдесят таких проблем, восемьдесят изменений предлагается. Вот это первое. Опять же давайте вернемся к механизму. По нашему закону сегодня работник органов внутренних дел не имеет права войти в квартиру и пресечь административное правонарушение. Поэтому предлагается вернуться к старому варианту: наказывать за приобретение или продажу крепких спиртных напитков домашней выработки. Сегодня не имеет права милиционер зайти в квартиру и пресечь административное правонарушение. Очень сложны процессы доказывания, каждое изъятие самогона подлежит экспертизе, а какие у нас экспертные учреждения сегодня, например, в Тверской области или в Омской области? Нет экспертных учреждений, особенно в селе. Так что есть проблемы разного характера, которые нужно обсуждать, и поэтому сделан запрос в правительство. От этих проблем никто не уходит, но они должны обсуждаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, ваш вопрос, Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г. Мне показалось, что главным аргументом отказа этим законам в праве на существование является то, что нынешнее правительство, вернее, то правительство, которое уже отправлено в отставку, дало на них отрицательные заключения. Не считаете ли вы, что новое правительство, исходя из сегодняшних задач, которые были озвучены с этой трибуны, иначе отнесется к этой проблеме? Может быть, есть смысл подождать реакции этого нового правительства, а пока отложить рассмотрение этих вопросов до заключения нового правительства? Спасибо. ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемая Елена Григорьевна, мы в комитете обсуждали эти проблемы, думали о том, что стоит отложить этот комплекс вопросов и подготовить целый раздел по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Это первое, что надо сделать. И здесь надо не правительство критиковать старое или новое, здесь наша вина. Когда мы принимали в этом зале Кодекс об административных правонарушениях, очень слабо было проработано это направление. Я разговаривал со специалистами, которые участвовали в подготовке этого закона. Они уделили внимание психотропным средствам и наркотикам, но упустили проблему, связанную с самогоноварением, водкой и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще раз включите микрофон Драпеко Елене Григорьевне. ДРАПЕКО Е. Г. Я прошу прощения, я имела в виду другое. Поскольку замечания, которые были высказаны, носят характер как бы непринципиальный, то есть все согласны, что вопрос должен быть решен, и если концепция может быть принята, то, возможно, стоит отложить рассмотрение законопроекта Смолина Олега Николаевича и принять его как законопроект первого чтения через некоторое время, когда вы проведете все согласования с новым составом правительства? Может, разумнее не отклонять эти законы, потому что иначе придется заново начинать работу, с нуля, а ведь работа проделана очень большая, и может быть, ее есть смысл учесть? ХАРИТОНОВ А. Н. Пожалуйста, это на усмотрение нашего высокого собрания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, Александр Николаевич. Всё тогда, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Семь человек записалось. Есть предложение ограничиться одним выступлением от фракций и от независимых. По десять минут если каждый будет выступать... Тогда ограничиваемся тремя минутами. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, мы вновь столкнулись с проблемой, о которой говорил депутат Васильев. Буквально в среду мы отклоняли социально значимые законопроекты по борьбе с наркотиками, сегодня мы точно так же поступаем с законопроектами по другой социально значимой проблеме. Честно говоря, я и на прошлом заседании тоже обращался к уважаемому Совету Государственной Думы, уважаемым комитетам: дайте решение проблемы - и тогда мы будем иметь моральное право отклонять любые законопроекты, которые так или иначе не учитывают каких-то особенностей. Сегодня комитет предлагает отклонить законопроекты, но не дает решения проблемы. Давайте введем такой порядок хотя бы для себя, для сохранения, как говорится, чести. Ведь вы, извините, не оппозиции проигрываете, вы проигрываете просто здравому смыслу и своему избирателю. И мне кажется, что у нас вообще законотворческий процесс превращается в какое-то асфальтирование - то есть вот идет каток, уже кричат из-под его, значит, этих железных колес, что так нельзя, что давайте решим эту проблему, а Борис Вячеславович не может затормозить этот каток и, как говорится, направить в нормальное русло размышлений и рассуждений подготовку законопроекта. Мое предложение: снять сегодня с рассмотрения эти проблемы. И давайте договоримся: пусть головной комитет рассмотрит, внесет необходимые законопроекты, и мы тогда решим эту проблему сразу и комплексно. Чего позориться перед людьми нашими и перед избирателями? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Махмудов Махмуд Гаджулаевич. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, действительно, вчера, когда мы обсуждали проблему борьбы с наркотиками, оказалось, что у нас такой проблемы нет, так как одиннадцать законопроектов мы отклонили, а сегодня также отклоняем четыре законопроекта о борьбе с алкоголизмом. Оказывается, параллельно якобы существуют и другие законы и что законы регионов позволяют вести с этим злом необходимую борьбу. Хотя известно, что сами регионы обращаются к нам и говорят, что этих законов недостаточно, чтобы даже с самогоноварением бороться, у них нет права конфискации этой аппаратуры, на которой самогон изготавливают. Все, кто здесь выступал, и еще те, кто, наверное, собирается выступить, разделяют мысль о том, что проблема есть, что эту проблему надо решать, только никто не подсказывает механизма. Мне кажется, что мы поступаем неправильно, отклоняя законопроекты по чисто техническим моментам, касающимся каких-то маленьких норм закона, и этим загоняем проблемы куда-то вглубь. Зачитывая заключения наших комитетов и правительства, иногда видишь, что одно заключение противоречит другому. Я хочу зачитать маленькую выдержку из заключения Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Вот здесь написано: "Представляется, что проблема административной ответственности за данное правонарушение может быть решена путем установления соответствующего запрета на федеральном уровне". Вот они тоже говорят: на федеральном уровне. А сегодняшнее обсуждение говорит, что на федеральном уровне этим заниматься не надо, так как все рычаги есть на региональном уровне. Поэтому мне кажется, что в нашей законопроектной работе мы что-то недорабатываем. Если нужны какие-то другие процедуры и если мы понимаем суть этой проблемы, надо эти процедуры внедрить в работу Государственной Думы или сказать избирателям, что мы не можем с этим бороться. Проблемы есть, но решать их некому. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон включите, пожалуйста, Коневу Юрию Михайловичу. КОНЕВ Ю. М. Уважаемые коллеги, не зря субъекты Федерации (а из четырех законов три представили субъекты Федерации) обращаются к нам с законодательной инициативой. Поверьте мне, что, если бы была возможность на основе существующей законодательной базы решать эти вопросы на уровне субъектов Федерации, они бы давно их решили. Те, кто избирался по одномандатным округам, знают положение, особенно на селе. И дело не только и не столько в изготовлении самогона, потому что правильно говорят, что мы еще не знаем, какая водка на полках стоит - паленая, как нынче говорят, или не паленая. Вся проблема - в сбыте самогона, когда в каждом селе сегодня, в каждой деревне знают, где можно купить самогон утром, днем, вечером, ночью, причем цена меняется в зависимости от того, когда его покупаешь. Спаиваются семьи, спаиваются дети, мужчины тащат деньги из семьи, влезают в долги. Положение очень серьезное. И сегодня общее мнение, особенно у селян: надо что-то сделать в законодательстве. Поэтому я поддерживаю... Сегодня может быть два выхода: либо отложить рассмотрение этих законов, чтобы нам перед людьми не выглядеть вот в таком виде, откровенно говоря, либо, если все-таки пройдет голосование и ни один закон не будет принят, дать протокольное поручение соответствующему комитету в течение месяца разработать закон о внесении изменений в административный кодекс или в какой-то другой закон, который позволял бы на местах органам власти решать эти проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будьте добры, теперь микрофон включите Кондратенко Николаю Игнатовичу. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, я думаю, уже речь идет о вашей чести как руководителя нашей Думы. Авторитет Думы - он ведь от вас во многом зависит. Посмотрите, что происходит: на прошлом заседании мы отвергли полдюжины инициатив, которые шли от народа, шли оттуда, снизу, а вы позволили торжествовать "Единой России", которая якобы конюшни чистит, разгребает завалы. Какой позор! Где же федерализм? Снизу люди криком кричат, а в это время объявляют победу - расчистить конюшню. Я еще понял бы это, если бы комитеты видели проблему, признали ее, подработали, выработали бы закон, внесли, а остальные проекты мы могли бы и чохом списать, объясняя людям, что мы учли их думы и чаяния. Сегодня мы еще с полдюжиной законопроектов по спиртному так поступили - народ продолжает гибнуть. Посмотрите, что происходит с народом. Мне стыдно за вас, русские в "Единой России". Я хочу судьбу вам предначертать: когда придет Страшный суд, то вы в это время, братцы, будете первыми ответчиками. Те, кто предлагает вам и заставляет вас так голосовать, - они к тому времени создадут КПСС, вступят в нее и напишут донос на Кондратенко о том, что он до сих пор не вступил в КПСС. Ибо спрятаться они могут только под интернационализмом. А мы, русские, как бык-кастрат, ходим по кругу и голосуем, голосуем. Знали, что Сталин всё не так делал, а то, что сегодня вершим преступление на государственном уровне, никак в голову взять не можем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Розуван Алексей Михайлович. РОЗУВАН А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я не буду останавливаться на вопросе актуальности этой проблемы, но, как человек, который возглавлял семнадцать лет областное управление внутренних дел, хотел бы высказать некоторые соображения, свои, своих избирателей и бывших своих подчиненных. Проблема, которую мы обсуждаем, зиждется на трех китах: это самогоно- и браговарение, продажа спиртосодержащих жидкостей, как правило технических спиртов, физическими лицами и продажа спиртосодержащих жидкостей хозяйственно-бытового и парфюмерно-косметического назначения торгующими организациями. Я считаю, что те заключения, которые дали и наше Правовое управление, и комитеты, и правительство не совсем состоятельны в силу следующих причин: указывается на то, что деятельность физических лиц, занимающихся продажей спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не регламентирована федеральным законодательством. Предлагается переложить решение этого вопроса на региональные органы. Возникает вопрос: почему это мы не можем сами решить на федеральном уровне? Необходимо ускорить принятие находящегося на рассмотрении в Думе с 21 ноября 2001 года проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", который принят Госдумой в первом чтении 14 мая прошлого года. Второй аспект данной проблемы. В заключениях указывается, что органы внутренних дел не применяют статью 171 Уголовного кодекса, чтобы привлекать за частную предпринимательскую деятельность тех, кто без лицензии торгует самогоном и спиртом. Уважаемые товарищи, чтобы привлечь по этой статье, по части первой, необходимо установить, что сумма дохода - 120 тысяч рублей, а по части второй - 300 тысяч рублей. Мыслимо ли в отношении самогонщика доказать такую сумму? Если говорить о статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает административную ответственность, то суды и прокуратура не признают самогонщиков и тех, кто продает спиртосодержащие жидкости, субъектом административного правонарушения. То есть органы внутренних дел сегодня безоружны. Поэтому я поддерживаю Смолина и других выступивших: нам все-таки необходимо дать соответствующее поручение комитетам изучить те законы, которые мы сегодня вынуждены отклонить, так как они недоработаны, и в ближайшее время разработать те законы, которые будут устанавливать и уголовную, и административную ответственность за эти... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Локоть Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста, включите микрофон. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, действительно, наблюдатель, если он будет непредвзято наблюдать за нашей работой, неизбежно сделает вывод такой: Государственная Дума сегодня не желает бороться ни с наркоманией, ни с алкоголизмом, ни с другими пороками, которые захлестнули наше общество. Мы как аргументируем всё время свою работу, свою критику? Мол, тема хорошая, и закон вроде неплохой вы написали, только написали его слева направо и с небольшим наклоном, а надо бы по диагонали и прямо. При этом основной аргумент, который у нас звучит при критике этих законопроектов: правительство дало отрицательный отзыв. А избиратели? А что говорят нам избиратели? Вы поговорите с одномандатниками, вы спросите у них, что они слышат сегодня при встречах со своими избирателями. Послушайте, в конце концов, своих практиков. Выступает Васильев, выступает уважаемый бывший начальник управления Розуван - о чем они говорят? Я на все встречи со своими избирателями обязательно приглашаю участковых, потому что половина вопросов моих избирателей насчет безопасности, насчет бесконтрольного самогоноварения, насчет распространения наркотиков. Половина вопросов всех избирателей об этом! А милиционеры все наши участковые, которым я сострадаю глубоко, знаю, какая это тяжелая работа, стоят и говорят: а такое законодательство, в Государственной Думе так работают. Вы, уважаемые коллеги из "Единой России", сегодня заявили, что взяли на себя высокую ответственность, колоссальную ответственность за создание правительства, за проведение внутренней политики и экономической политики в стране, но и на вас же ложится ответственность за то, что Государственная Дума сегодня отворачивается от этих проблем. Я предлагаю, коллеги, давайте для разнообразия хотя бы примем в первом чтении законопроект Олега Николаевича Смолина. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Попов Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, депутат Васильев говорил, что мы проигрываем оппозиции. Вероятно, имел в виду, что проигрывает оппозиции "Единая Россия". Это не так, "Единая Россия", по сути дела, разгромила всю оппозицию. Ну, посмотрите сами, оппозиционер из фракции КПРФ депутат Драпеко вместо того, чтобы заявлять позицию, говорит: а давайте мы еще раз спросим правительство, может быть, оно сменит свою точку зрения? Проигрыш здесь в другом: страна проигрывает "Единой России". Нас с вами избирали в Думу - в законотворческий орган, а не в законосовещательный, которым Государственная Дума была при царской России. Мы обязаны принимать решения. "Единая Россия" имеет большинство, ну, не конституционное большинство, а просто большинство, по сути дела, с прошлого созыва. И кто мешал изменить законопроекты? "А вот в правительстве не готовы..." Да, им больше работы будет, конечно, они этого не хотят делать. Поэтому единственное, что нужно сейчас сделать, - принимать законопроект. Я предлагаю принимать наилучший из них - законопроект Смолина. Я вас уверяю, что, если бы законопроект такого качества внесло правительство, он был бы принят на ура. Но у нас двойной стандарт: правительство - один подход к качеству, депутаты - другой. Я предлагаю принять законопроект Смолина в первом чтении, он вполне поддается доработке. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Записавшиеся депутаты выступили. Нам необходимо проголосовать по четырем законопроектам. Ставится на голосование... Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. В порядке заключения, я постараюсь быть кратким. Коллеги, но все-таки немножко удивительная логика у нашего уважаемого комитета и нашего еще более уважаемого правительства, да? Нам, с одной стороны, говорят, что все вопросы решены, но на самом деле они решены только в отношении юридических лиц и зарегистрировавшихся частных предпринимателей, в отношении физических лиц - ничего подобного. С другой стороны, нам говорят, что нельзя вносить изменения в Кодекс об административных правонарушениях, поскольку нет изменений в базовом законе. Ну так мы и предлагали: "Зачем вы вносите сейчас этот вопрос на рассмотрение? Давайте посмотрим базовый закон, внесем в него соответствующие изменения, чтобы было полное соответствие". Но ведь вы делаете ровно наоборот. Еще больше меня удивила подмена тезиса (мы здесь слышали). Коллеги, при чем здесь дети, которые распивают пиво? Мы не об этом говорим. Зачем нам наказывать детей, которые распивают пиво, когда у нас есть те, кто в огромном количестве производит и продает самогон и паленую водку? Наверное, все-таки с них, а не с детей надо было бы начинать. Вообще, поскольку мы раз за разом отклоняем законопроекты, в особенности региональные, я думаю, что Госдума скоро получит, наверное, кличку Мистер Нет. И еще. Я думаю, что надо двигаться, а не стоять на месте, понимаете? Да, мы сегодня отправим запрос в правительство, успокоимся. Но это вроде как страус, который прячет голову под крыло, но страус-то под собственное, а мы, Государственная Дума, прячем голову под крыло правительства. Видит Бог, я никогда не хотел политизировать ситуацию, но недавно услышал от бывшего советника бывшего премьера Михаила Делягина грустную шутку: "Что такое партия власти на Западе и в России? На Западе партия власти - это партия, которая имеет власть. В России партия власти - это партия, которую имеет власть". Но вот так и будут над нами шутить, если мы будем всегда ориентироваться только на отзывы уважаемого мною правительства. Я думаю, что надо принимать решение. Ситуация предельно простая: кто за крупных самогонщиков и за паленую водку, тот против закона, кто против крупных самогонщиков и паленой водки, тот за закон. Доработать его вполне можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование... По мотивам? Пожалуйста, Митрофанову включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР не будет поддерживать эти законопроекты. Мы считаем, что они лоббируются водочной мафией, с которой мы много лет здесь боремся, причем лоббируются очень грамотно: всё лоббирование всегда идет под справедливыми флагами, лозунгами - действительно надо бороться с самопальной водкой там и так далее... то есть убирать конкурентов. Но в условиях России - и об этом говорили выступавшие здесь коллеги, - конечно, всё это невозможно, и первыми будут привлекать не системных изготовителей паленой водки, как вы понимаете, а просто участковый будет ходить, собирать там с бабушек или с подвыпивших, спившихся мужиков, с которых и так брать нечего, но он будет что-то собирать с них, и этим всё и закончится. Нужны системные меры, в целом, нужно сделать экономически так, чтобы приобретать водку в магазине было бы вполне приемлемо и просто не было необходимости ее изготавливать. Но ее будут изготавливать всегда, потому что даже по качеству часто это лучше. Я сам любитель там чачи какой-нибудь, изготовленной в домашних условиях, например, в Абхазии или в других местах. Гораздо лучше, когда изготовлено в условиях нашего юга, гораздо лучше, когда домашнего приготовления, чем гадость, которую подчас нам государственные, или полугосударственные, или иные предприятия продают. Поэтому это вообще абсолютно лоббистская тема, так же как и борьба с табакокурением: было лоббирование деятельности табачных компаний, чем Герасименко в прошлой Думе занимался, и я прямо, открыто об этом говорил. Нас часто пытаются использовать втемную, и я считаю, что депутаты должны перед голосованием понимать, что их просто хотят втемную использовать для решения вполне конкретных коммерческих задач под флагами борьбы, укрепления, наведения порядков в этой сфере. Вся борьба в России и в СССР с самогоноварением и вообще с водкой заканчивалась уничтожением действующего государства. Как только царь и генеральный секретарь Горбачёв стали бороться с водкой и всякими вещами, связанными с водочной деятельностью, государство через пять - десять лет уничтожалось. Так что мы должны очень аккуратно к этому относиться, не трогать эту тему вообще, а когда мы почувствуем, что кто-то начинает ее трогать, мы должны понимать: кто-то решил через десять лет государство уничтожить, разложить его на семь федеральных округов, на квазигосударства, которые уже, к сожалению, формируются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование законопроект из пункта 7 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 31 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8% Проголосовало против 83 чел.18,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 191 чел. Не голосовало 259 чел.57,6% Результат: не принято Не принимается. Ставлю на голосование законопроект из пункта 8 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 03 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 67 чел.14,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 154 чел. Не голосовало 296 чел.65,8% Результат: не принято Не принимается. Ставлю на голосование законопроект из пункта 9 порядка работы. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 32 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 62 чел.13,8% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 150 чел. Не голосовало 300 чел.66,7% Результат: не принято Не принимается. Ставлю на голосование законопроект из пункта 10 порядка работы. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 06 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7% Проголосовало против 54 чел.12,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 139 чел. Не голосовало 311 чел.69,1% Результат: не принято Не принимается.