Заседание № 108
О проекте федерального закона № 184699-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся условий участия иностранных граждан или лиц без гражданства в трудовых отношениях в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступило три поправки, все рекомендованы комитетом к принятию. Просим утвердить таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и принять данный законопроект во втором чтении. В случае его принятия во втором комитет просит принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 54 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования" во втором чтении и, если будет принят, в третьем чтении.
Пункт 42, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Голосуется во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 18 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Комитет предлагает проголосовать в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 40 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 89
О проекте федерального закона № 184699-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся возраста иностранного гражданина или лица без гражданства, по достижении которого допускается заключение с ним трудового договора, а также отказ в выдаче ему либо аннулирование имеющегося у него разрешения на работу в Российской Федерации или патента на право осуществления трудовой деятельности у физических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Докладывает Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Законопроектом устраняется существующее в законодательстве Российской Федерации внутреннее противоречие в отношении определения возраста, по достижении которого иностранный гражданин имеет право на получение разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности в нашей стране. В настоящее время разрешение на работу или патент иностранному работнику выдаётся только в случае, если он достиг восемнадцатилетнего возраста. Соответствующее положение предусмотрено межведомственным нормативным правовым актом - приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Госкомрыболовства от 11 января 2008 года. Вместе с тем Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ограничение права на осуществление трудовой деятельности по возрастному критерию не содержит. В этой связи, руководствуясь статьями 5 и 63 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы которого являются приоритетными по отношению к нормам иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, следует считать, что иностранный гражданин имеет право заключать трудовой договор не с восемнадцати, а с шестнадцати лет. В то же время привлечение и использование именно совершеннолетних работников, то есть лиц, достигших восемнадцати лет, в значительно большей степени отвечает как интересам Российской Федерации, так и интересами самих трудовых мигрантов, позволяет поддерживать баланс рынка труда. Кроме того, ситуация, при которой подзаконный нормативный правовой акт, названный мною выше, устанавливает ограничение права личности, не предусмотренное законом, во исполнение которого он издан, представляет собой прямое нарушение статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой ограничение прав лица возможно только лишь на основании федерального закона. Представленный проект федерального закона как раз и направлен на устранение выявленной коллизии в законодательстве: вносятся взаимосвязанные изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Трудовой кодекс Российской Федерации. Инициируемые изменения в статьи 13-3 и 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" направлены на установление дополнительного основания для отказа иностранному гражданину в выдаче или для аннулирования ранее выданного разрешения на работу или патента, связанного с недостижением им восемнадцатилетнего возраста. В свою очередь статья 63 Трудового кодекса Российской Федерации дополняется положением, согласно которому для иностранных работников может устанавливаться ограничение по возрасту для заключения с ними трудовых договоров, определяемых законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Принятие законопроекта будет способствовать дальнейшему развитию цивилизованного рынка труда в Российской Федерации при условии обеспечения законных интересов отечественных работников. Проект закона прошёл все необходимые законодательные процедуры, в том числе правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. В заключении Правового управления на законопроект высказаны отдельные замечания, которые носят непринципиальный характер. Правительство Российской Федерации в официальном отзыве законопроект поддержало при условии учёта ряда изложенных в отзыве замечаний. Все высказанные замечания в принципе легко можно учесть в ходе доработки законопроекта ко второму чтению. На законопроект поступил шестьдесят один отзыв от субъектов права законодательной инициативы, в сорока шести отзывах законопроект поддерживается, в пятнадцати отзывах отношение к законопроекту, по сути, не высказано, отрицательных отзывов на законопроект не поступило. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам нашей страны. В связи с изложенным рекомендуем его к принятию в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ризван Даниялович. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Ризван Даниялович, правильно ли я понимаю, что вы предлагаете нормы трудового законодательства, которые мы принимали с учётом того, чтобы шестнадцатилетних пэтэушников допускали к трудовой деятельности, узаконить и для мигрантов, которым шестнадцать лет, то есть фактически узаконить труд несовершеннолетних? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон депутату Курбанову включите. КУРБАНОВ Р. Д. Дело в том, что мы исходим из сложившейся с 2008 года практики в соответствии с подзаконным нормативным актом, о котором я уже говорил. В данном случае у нас получалось так, что так или иначе лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не получали разрешения на работу, сегодня мы законодательно закрепляем возрастной ценз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Ризван Даниялович, мой вопрос конкретизирует проблему, хотя, может быть, только косвенно касается законопроекта, но он очень важный. Граждане Республики Белоруссия считаются ли в соответствии с принятыми государственными нормативными актами и законами гражданами иностранного государства либо к ним существует особый подход? Осветите этот вопрос в аспекте данного законопроекта тоже, если можно. КУРБАНОВ Р. Д. Законопроектом данный вопрос не рассматривается, ну а граждане Белоруссии, естественно, считаются иностранными гражданами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, от фракции, да? Семь минут. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, вы знаете, выглядит очень странным, что в условиях, когда даже вице-премьер правительства, отвечающий за занятость, выказывает озабоченность тем, что доходы тридцати восьми миллионов наших сограждан сегодня фактически не учтены и они не платят налоги... Вот я специально взял - может, некоторые не видели - статсборник, вы его внимательно посмотрите, тут за десять лет данные приводятся, к сожалению, даже классификация меняется ежегодно. Но самое страшное другое - самое страшное то, что коллега из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагал сделать замечание коллеге Нилову. Уважаемые коллеги, да вы вообще возьмите и почитайте статистику разных министерств и Росстата и попробуйте просуммировать - получится ли у вас сумма? Я утверждаю, - ну, может быть, я злоупотребляю ещё этим, читая статистику разных министерств и вот эту общую статистику, - что, к сожалению, никогда не могу арифметически свести. Почему? Потому - и я с этой трибуны об этом вам многократно говорил, - что разрушили российскую статистику тем, что переподчинили её, то есть от премьера - Минэкономразвития, и фактически сделали всю статистику ведомственной. Скажите, пожалуйста, какой начальник будет себе во вред рисовать реальную статистику? Вот именно поэтому и удивляется вице-премьер, именно поэтому, когда поприсутствуешь на официальном мероприятии любого правительственного ведомства, слышишь, что у них всё хорошо, а когда приезжаешь в регион или приходишь на форум каких-то реальных производителей, то, оказывается, не всё хорошо, а, как правило, всё плохо. И, переходя к данному законопроекту, скажу, что, с моей точки зрения, законопроект некорректен, некорректна даже ссылка в пояснительной записке на статью 55 Конституции, а я вам напомню, что Конституция Российской Федерации - это основной документ для граждан Российской Федерации, и частью 2 не допускается ухудшение условий для граждан Российской Федерации. Здесь же фактически предлагается узаконить труд несовершеннолетних мигрантов, снизить порог с восемнадцати лет до шестнадцати лет, при этом ссылаются на Конституцию Российской Федерации. Мне кажется, это не просто некорректно, а... В данной ситуации этот законопроект я вообще предложил бы не принимать. Почему? Потому что у нас своих людей незанятых куча, у нас своих проблем много, особенно с учётом принятого вами закона "Об образовании в Российской Федерации", которым мы фактически похоронили среднее профессиональное образование, начальное, потому что с 1 сентября... Вот здесь председатель комитета приводил цитаты из Библии, хотя я, вообще, удивлён: председатель Комитета по образованию уже начал руководствоваться исключительно Библией. Тогда надо, вообще, и Кораном, и Талмудом руководствоваться, потому что вы же являетесь председателем комитета во многоконфессиональной стране, в которой представленные все пять мировых религий, поэтому некорректно обращение к одному из источников. Это первое. Второе. Вам лучше бы апеллировать к обществу по поводу того, что будем делать со студентами, которых вы принятием закона "Об образовании..." поставили в сложное, в двойственное положение: с 1 сентября средних профессиональных учебных заведений уже не будет, - понимаете? - а они же поступали в средние профессиональные учебные заведения, и мы с вами гарантировали, что они, учась в ПТУ, получат среднее образование вдобавок к тому незаконченному, которое у них было, сегодня же они теряют такую возможность. То есть с 1 сентября уже не будет такого статуса, и среднее профессиональное учебное заведение, которое будет переименовано в образовательный центр, не будет иметь права выдавать аттестат зрелости - вы понимаете это или нет?! Вот по поводу чего надо бы председателю комитета апеллировать!.. Я вам напомню, что, когда мы здесь тяжело принимали Трудовой кодекс, то шестнадцатилетний возраст в виде исключения был записан как раз для учащихся ПТУ и техникумов, которые проходят производственную практику в этом возрасте, и ни для кого другого, поэтому в данном законопроекте апелляция к статье, принятой в отношении наших учащихся, которых мы сегодня лишили такого права, как минимум некорректна, а вообще незаконна. Я предложил бы вам следующее. Вы знаете, только за время правления Владимира Владимировича, с 2000 года, официально на территорию Российской Федерации въехало около трёх миллионов человек, так называемых мигрантов, если просуммировать все данные, что здесь есть, а выехало примерно наполовину меньше, то есть получается, что официально присутствует полтора миллиона человек, да? А если вы почитаете различные справки, в том числе МВД, то там они вообще называют цифру в шестнадцать миллионов незаконных мигрантов, причём многие из них сюда переехали, переженились, породнились, их дети уже скоро станут совершеннолетними, у некоторых уже стали совершеннолетними, и сегодня они могут получить российское гражданство, а вы предлагаете узаконить рабский труд! Мне кажется, что правовому комитету вообще некорректно вносить такие законопроекты. И я не понимаю, почему отсутствует реакция Комитета по образованию, потому что Библия - это хорошо, а уважение к труду несовершеннолетних и вообще его минимизация - это обязанность любого цивилизованного государства, поэтому я предлагаю этот законопроект не принимать. И вообще, комитетам хорошо бы проявлять реакцию на заявления высших должностных лиц, потому что для меня, скажем, было как гром среди ясного неба то, что вице-премьер российского правительства, занимающийся проблемами занятости, не знает, сколько же у нас людей вообще не имеют доступа к официальным доходам, понимаете?! А если вы посмотрите региональную статистику (я её тоже смотрю), то вы увидите, что там даже придумали интересное название - "самозанятые". Так давайте мы сейчас самозанятых, которые на огороде у себя что-то делают и оплачивают всё более повышающийся земельный налог, ещё обложим налогом на курочку, на яичко, на ягодку, на лучок и чесночок! Я предлагаю не принимать этот законопроект как противоречащий международным конвенциям и вообще здравому смыслу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. Семь минут. Включите микрофон. НИЛОВ О. А. Спасибо коллеге Коломейцеву, потому что таким сложным языком написана пояснительная записка, что наша фракция даже была введена в заблуждение, потому что мы как раз поняли так, считали, что нужно закрепить, что именно для трудовых мигрантов не моложе восемнадцатилетнего возраста предоставляется возможность получения права на работу, а здесь, если верить сообщению, которое я сейчас услышал... Ну действительно, коллеги, что же это такое получается - вы просто узакониваете, можно сказать, детский труд, хотя труд мигрантов и так на грани рабского труда! Неужели вы предлагаете ещё и понизить планку, то есть ниже восемнадцатилетнего возраста?! Я не хочу верить в это, авторы! Вы сейчас ответьте ещё раз, по завершении выступлений: на каком основании, кто такое придумал, кто автор? Тут много фамилий, но кто-то же один это предлагает! Я, например, считаю, что, наоборот, нужно ужесточить требования к тем молодым мигрантам, которые приезжают в Россию: во-первых, восемнадцатилетний возраст, во-вторых, я, например, считаю, обязательно наличие профессии, профессионального образования. Зачем нам молодой человек, который только-только закончил школу, а может, и не закончил, может, у него и среднего образования нет? И что он тут будет делать, в этих невыносимых условиях, в которых находятся миллионы его собратьев? Какие он школы и институты здесь будет проходить? Поэтому я предлагаю уточнить эту позицию, как-то очень сложно написано и было доложено о главных аспектах законопроекта. Если речь идёт о снижении возраста, о возможности для семнадцати-, шестнадцатилетних ребят получать здесь разрешение на работу, то ни в коем случае не поддерживаем, категорически нет, мы будем голосовать против и предлагаем сделать это всем коллегам - депутатам Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По карточке депутата Квитки выступает Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Олег Анатольевич, уважаемый Николай Васильевич, ну читайте внимательно текст, если что-то непонятно - обратитесь к специалистам. В конце концов, есть Правовое управление, есть юристы у вас во фракциях. Читаю текст законопроекта, который мы предлагаем: "Пункт 9 дополнить новым подпунктом 5 следующего содержания..." - это основание для отказа в визе для трудовых мигрантов - "...не достиг 18-летнего возраста". Это означает только одно - что данным законопроектом мы разрешаем въезжать только тем трудовым мигрантам, кто достиг восемнадцатилетнего возраста. Николай Васильевич, вы, может быть, неправильно поняли, но зачем коллег-то вводить в заблуждение? Именно поэтому мы ещё раз объясняем всем нашим коллегам: в инструкциях, которые были, и так уже установлен возраст, по достижении которого можно сюда въезжать на работу иностранным гражданам, - восемнадцать лет, а в законе это не было предусмотрено. Так вот в соответствии со статьёй 55 Конституции, на которую многоуважаемый докладчик Ризван Даниялович Курбанов ссылался, действительно ограничение прав гражданина должно быть установлено федеральным законом. Ссылка на противоречие Конституции, о котором сказал многоуважаемый коллега Коломейцев Николай Васильевич, также некорректна. Ну прочитайте часть 3 статьи 62 Конституции, там написано, что иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правами и всеми теми положениями, которые предусмотрены Конституцией. Следовательно, правовой режим распространяется точно так же и на них. Ну читайте Конституцию полностью! Таким образом, ещё раз говорим о том, что данный законопроект направлен на то, чтобы восполнить правовой пробел, в федеральном законе закрепить уже существующие в подзаконных актах правила, в соответствии с которыми на работу в Российскую Федерацию может приезжать только лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, и никак иначе нельзя понимать данный законопроект. Наша фракция поддерживает этот законопроект. Я надеюсь, с учётом моих разъяснений все остальные коллеги поймут, о чём идёт речь, и также поддержат данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. Три минуты. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, всё, о чём говорят сегодня здесь, в зале, на мой взгляд, очень важно, заслуживает внимательного обсуждения. Действительно, мы должны защищать права своих граждан, граждан Российской Федерации, мы должны думать о том, в каком правовом поле, то есть какими правовыми нормами, регулировать труд и присутствие иностранных граждан у нас, на территории Российской Федерации. Мы не должны забывать ещё про один аспект, на который я хочу обратить внимание всей палаты, всех депутатов. У нас с Республикой Беларусь подписан Договор о создании Союзного государства. В соответствии с этим договором права граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации должны, ну, по крайней мере, в течение какого-то переходного периода - там временных рамок нет - выравниваться в социальном плане, в плане трудовых отношений и так далее. Более того, в этом договоре есть такое понятие, как "граждане Союзного государства". Я не зря задал вопрос уважаемому коллеге Ризвану Данияловичу: "А что с белорусами?" Действительно, во многих законодательных и правовых актах у нас в Российской Федерации они рассматриваются как граждане иностранного государства - это противоречит Договору о создании Союзного государства. Я только коснулся этой темы, это очень большая, очень серьёзная тема, и данный законопроект позволяет мне поднять её. Я хочу обратить ваше внимание на то, что мы, депутаты разных фракций, работающие в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, столкнулись с этой проблемой. Проблема очень серьёзная: вообще говоря, законодательства не выравниваются, как это предусмотрено договором, а во многом законодательства Российской Федерации и Белоруссии расходятся - фактически это нарушение Договора о создании Союзного государства. А в соответствии с Конституцией, напоминаю, международный договор имеет в этом плане определяющее, верховное положение. Поэтому мы должны думать, как выполнять этот договор. Я вношу предложение, которое звучит сегодня, обсуждается депутатами Парламентского Собрания: проводить правовую, юридическую экспертизу всех нормативных и законодательных актов, которые выходят в Российской Федерации, на предмет соответствия Договору о создании Союзного государства. Белорусы не должны быть для нас иностранными гражданами, не должны быть мигрантами, для них должен быть предусмотрен особый статус. Я вношу это как идею, как предложение. Мы должны реализовать это предложение, к этому обязывает нас договор и наши братские отношения с нашим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не выступают. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Иван Иванович, я вынужден ответить на замечание депутата Вяткина. Он пусть почитает третью страницу пояснительной записки автора, я вам зачитываю: "В целях устранения указанных правовых коллизий предлагается с учётом требований части пятой статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации дополнить статью 63 Трудового кодекса нормой, устанавливающей изъятие из общего порядка заключения трудовых договоров в отношении трудовых договоров, заключаемых с иностранными работниками", - вот это как раз и есть понижение с восемнадцати до шестнадцати. Почитайте 63-ю статью! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, спасибо, но всё-таки это не по ведению, это продолжение полемики, дискуссии. С заключительным словом, Ризван Даниялович, будете выступать? Депутату Курбанову включите микрофон. КУРБАНОВ Р. Д. Я благодарен коллеге Вяткину, который чётко и ясно дополнительно разъяснил, что речь идёт действительно о том, что лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не будут получать разрешение на работу. Эта практика была уже наработана с 2008 года, но она базировалась именно на подзаконном нормативном акте. Что сделали авторы законопроекта? Узаконили эту ситуацию. Поэтому я хотел бы, чтобы все выступающие ещё раз внимательно перечитали текст и поддержали данный законопроект. Повторяю: речь идёт о том, что шестнадцатилетние и семнадцатилетние иностранные граждане, определённая категория лиц, не будут допускаться к работе в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ризван Даниялович. Выносим законопроект на "час голосования".
7-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 48 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.