Заседание № 143

18.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 184676-7 "О внесении изменений в пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в целях защиты права военнослужащих на получение жилого помещения по избранному месту жительства до увольнения с военной службы".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4192 по 4509 из 4681
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи   
23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в целях защиты права          
военнослужащих на получение жилого помещения по избранному месту жительства     
до увольнения с военной службы". Доклад Дениса Андреевича Парфёнова.            
                                                                                
ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос обеспечения           
военнослужащих жильём - один из базовых для Вооружённых Сил. На мой взгляд,     
та сложная ситуация, которая сложилась в этой сфере начиная с 90-х годов и      
даже в 2000-е годы, во многом сейчас преодолена. За последние годы              
министерством очень много сделано в этом направлении, нужно отдать ему          
должное, и во многом этот вопрос решён. Однако даже в хорошо отлаженной         
системе зачастую остаются белые пятна. Вот один из таких пробелов мы и должны   
сегодня, на мой взгляд, ликвидировать.                                          
                                                                                
В настоящее время сложилась не вполне справедливая практика, когда              
военнослужащие, даже с выслугой более 20 лет, могут быть уволены с военной      
службы на пенсию без предоставления жилого помещения, если они выразят          
желание получить такое помещение по избранному месту жительства, а не по        
месту службы. Если же они, наоборот, соглашаются с тем вариантом, который им    
предлагается, - остаться по месту дислоцирования их части, - то могут и         
дальше находиться в рядах Вооружённых Сил, никаких проблем нет. Получается,     
что вот та социальная гарантия, которая предоставляется военнослужащим,         
доступна не всем. И проблема возникает на самом деле из-за вольного             
толкования юристами, командирами частей и даже Верховным Судом как раз вот      
того самого закона "О статусе военнослужащих", который и устанавливает эту      
социальную гарантию. В настоящее время ведь фактически снят категорический      
запрет на увольнение военнослужащих из рядов Вооружённых Сил, даже если         
соблюдены все условия, в том числе по выслуге лет, но они не обеспечены         
жильём. Военнослужащий может быть уволен с оставлением, например, в списке      
очередников или с предоставлением жилищной субсидии, но при этом человеку       
ведь ничего не предлагают, его просто увольняют. Ждать предоставления жилья     
можно бесконечно долго - в законе никоим образом не оговариваются рамки и не    
устанавливаются ограничения по времени.                                         
                                                                                
Военные суды при разрешении спорных вопросов, как правило, не встают на         
сторону военнослужащих, и на практике это означает следующее. Если              
военнослужащий нёс службу, например, в городе Москве и в какой-то момент по     
истечении определённого срока изъявил желание получить жильё по месту           
дислоцирования своей части в городе Москве, никаких проблем нет, он может       
дальше служить и потом своё жильё получит. А вот если, например, он нёс         
службу на острове Кунашир на Курилах, а после этого изъявил желание получить    
жильё по избранному месту жительства, например поближе к старикам-родителям -   
я не говорю про Москву, допустим в Рязани, в Новгороде, да где угодно, - то     
он может быть уволен без предоставления жилого помещения.                       
                                                                                
На мой взгляд, это совершенно несправедливо, и в связи с этим есть              
необходимость более чётко сформулировать 23-ю статью Федерального закона "О     
статусе военнослужащих", с тем чтобы избежать её двоякого толкования            
государственными органами, ответственными лицами и так далее. Наверное, это     
тот самый случай, когда Отечеству нужно социально защитить своих защитников.    
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 В. В. Володин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Швыткин Юрий Николаевич - содоклад.                                 
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочу            
напомнить, что в области реализации жилищных прав военнослужащих в 1990-2000    
годы скопился огромный груз проблем, связанных со строительством и              
постоянного, и служебного жилья, были многотысячные очереди из нуждающихся,     
при этом они не только не продвигались, но и увеличивались с каждым годом.      
Однако начиная с 2012 года в системе жилищного обеспечения военнослужащих       
произошла, не побоюсь этого слова, революция. Благодаря усилиям руководства     
Министерства обороны России на сегодняшний день создана и успешно действует     
система, позволяющая успешно решать важнейшие социальные задачи по реализации   
жилищных прав военнослужащих и членов их семей. С 2012 года по сегодняшний      
день количество очередников-военнослужащих уменьшилось в два с половиной раза   
- было 82 тысячи, а сейчас 30 тысяч, всего вместе с уволенными с военной        
службы гражданами и членами их семей было обеспечено жильём 521 тысяча          
человек.                                                                        
                                                                                
Начиная с 2014 года введена новая форма жилищного обеспечения - жилищная        
субсидия. Этот инструмент позволяет оперативно решать жилищные вопросы          
военнослужащих. Кроме того, жилищная субсидия позволила кардинально уменьшить   
количество находящихся в распоряжении и ожидающих получения квартир             
военнослужащих, а именно в 29 раз, то есть с 41 тысячи до чуть более тысячи     
человек, которые сейчас находятся в распоряжении. Общий срок ожидания жилого    
помещения сократился в 6 раз. Об эффективности жилищной субсидии говорит то,    
что её получили уже более 25 тысяч военнослужащих и чуть более 30 тысяч         
очередников, порядка 18 тысяч избрали субсидию как способ реализации своих      
жилищных прав.                                                                  
                                                                                
Рассматриваемый законопроект фактически обязывает командира предлагать          
военнослужащим жилое помещение, расположенное как по месту военной службы,      
так и по избранному месту жительства, а также жилищную субсидию независимо от   
желания самих военнослужащих. На одного увольняемого мы будем обязаны           
построить жилое помещение как по месту службы, так и по избранному месту        
жительства и ещё выделить деньги на субсидию - таким образом, расходы           
федерального бюджета вырастут в 3 раза. А если увольняемый военнослужащий       
решит получить жилищный сертификат, то встанет вопрос, кто будет содержать      
построенное жильё по месту службы и по избранному месту жительства, платить     
за ремонт и коммунальные услуги?                                                
                                                                                
Таким образом, по мнению Комитета по обороне, реализация рассматриваемого       
законопроекта приведёт к изменению устоявшейся и успешно функционирующей        
системы жилищного обеспечения военнослужащих, к увеличению сроков нахождения    
военнослужащих, увольняемых с военной службы, в распоряжении командиров и,      
соответственно, увеличению расходов федерального бюджета на содержание          
военнослужащих, а также к увеличению расходов в связи со строительством жилых   
помещений для постоянного проживания, которые впоследствии не будут             
востребованы военнослужащими.                                                   
                                                                                
Комитет-соисполнитель - Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному    
хозяйству - законопроект не поддерживает. Правительством Российской Федерации   
законопроект также не поддерживается.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе          
отклонить указанный законопроект.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич.                                 
                                                                                
Коллеги, вопросы? Есть вопросы.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос к докладчику.                                       
                                                                                
Денис Андреевич, в обосновании предлагаемого вами законопроекта указано, что    
существующая правоприменительная практика демонстрирует нарушение права         
военнослужащих на получение жилого помещения по избранному месту жительства.    
Однако в качестве примера приводится лишь одно кассационное определение         
Верховного Суда. Скажите, пожалуйста, существуют ли другие примеры,             
подтверждающие необходимость принятия данного закона?                           
                                                                                
ПАРФЁНОВ Д. А. Благодарю за вопрос. Разумеется, примеры существуют, нужно       
понимать, что не просто так родилась эта законодательная инициатива, нашим      
депутатам поступил целый ряд писем как раз о подобных ситуациях. Причём я вам   
должен сказать, что, когда это обсуждалось на заседании комитета, в             
частности, было высказано соображение, что некоторые военнослужащие, скажем     
так, иногда склонны злоупотреблять своими правами и из-за этого нужно           
сохранять норму в том виде, в каком она существует сейчас. Но, на мой взгляд,   
это не совсем удачный подход просто потому, что мы как бы автоматически         
записываем людей, у которых могут быть совершенно справедливые желания,         
видение того, как им дальше обустраивать свою жизнь, в разряд непорядочных.     
Хотя я больше чем убеждён, что если уж и найдётся паршивая овца в стаде, то     
это ни в коей мере не должно бросать тень на всех военнослужащих и образ        
Вооружённых Сил. На мой взгляд, проблема, безусловно, актуальна и у нас был     
целый ряд сигналов.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Бикбаев Ильдар Зинурович.                     
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Добрый день, коллеги! У меня вопрос к Денису Андреевичу, к докладчику.          
                                                                                
Я начну со своей истории. Я уволился из Вооружённых Сил в 2013 году, и если     
бы тогда существовал такой закон, то мои права до сих пор не были бы            
реализованы и до сегодняшнего дня я бы не получил жилья по избранному месту.    
                                                                                
Наверняка вы не считали, какая нагрузка для федерального бюджета и для          
Министерства обороны возникла бы в отношении тех военнослужащих, которые до     
2012 года находились в распоряжении. И такие офицеры, как я, до сих пор не      
смогли бы реализовать свои конституционные права только потому, что             
существовал бы предлагаемый вами закон. Анализировали ли вы эти вопросы при     
принятии решения о внесении данного законопроекта?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон докладчику.                 
                                                                                
ПАРФЁНОВ Д. А. Разумеется, уважаемые коллеги, мы комплексно подходили к этой    
ситуации. И кстати говоря, я должен сказать, что часть тех аргументов,          
которые были высказаны содокладчиком, на наш взгляд, справедливы. Другой        
вопрос, что если тому же Министерству обороны требуется дополнительное          
финансирование, например для предоставления субсидий, чтобы в полной мере       
удовлетворить потребности военнослужащих, то, на мой взгляд, сегодняшнее        
обсуждение должно стать как минимум толчком, стартом, чтобы, что называется,    
подбить имеющиеся ресурсы, высказать пожелания на этот счёт. И нам с вами       
надо коллегиально рассмотреть этот вопрос и постараться для тех                 
военнослужащих, которые оказываются в сложной жизненной ситуации из-за          
отсутствия необходимых жизненных условий, потому что не хватает субсидий или    
ещё по каким-то причинам, обеспечить возможность разрешить, наконец, эту        
ситуацию. Я думаю, что это в наших силах.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к Денису Андреевичу.                                  
                                                                                
Как вы прокомментируете аргумент представителя Комитета по обороне о том, что   
якобы по вашему законопроекту военнослужащему должны предоставить три           
варианта, хотя в тексте вашего законопроекта совершенно чётко сказано:          
или-или. Вот обратили вы внимание на этот момент?                               
                                                                                
И готовы ли вы ко второму чтению в случае принятия данного, хорошего            
законопроекта рассмотреть введение каких-то ограничений, чтобы действие этой    
нормы не распространялось на города федерального значения и не было опасений,   
что все офицеры захотят получить жильё, допустим, в Москве? На реновацию        
жилищного фонда Москвы мы из бюджета России находим 1 триллион рублей, а вот    
для того, чтобы наши военнослужащие выбрали место, где им жить со своей         
семьёй, у нас в стране почему-то вдруг денег не находится!                      
                                                                                
Инициатива хорошая, но вы, пожалуйста, защитите её, уточнив, что вы не          
предлагаете три варианта, а предлагаете просто дополнительную альтернативу.     
                                                                                
ПАРФЁНОВ Д. А. Большое спасибо, Александр Николаевич, за то, что избавили       
меня от необходимости, скажем так, самостоятельно тыкать пальцем в этот не      
очень, может быть, удачный аргумент, который был высказан. Действительно,       
законопроект вовсе не об этом, ни о каком тройном дополнительном расходе для    
государства речь не идёт. Из текста совершенно чётко следует, что мы просто     
даём военнослужащим дополнительную гарантию, чтобы уберечь их от неприятных     
ситуаций. И на мой взгляд, вы опять же совершенно правильно сказали, что при    
необходимости в текст проекта закона можно во втором чтении ввести              
дополнительные уточнения, которые позволят те же самые города федерального      
значения вывести, так сказать, из оборота и тем самым предотвратить возможные   
злоупотребления, о которых справедливо предупреждает Комитет по обороне. На     
мой взгляд, сбалансировать текст, если есть какие-то шероховатости, никакого    
труда не составит, было бы желание.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Хованская Галина Петровна.                                          
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной         
политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Уважаемый Юрий Николаевич, если возникает хотя бы одна возможность толкования   
текста закона так, как об этом говорит Денис Андреевич, не считаете ли вы       
целесообразным всё-таки вернуться к этой редакции и её уточнить? Да,            
безусловно, продвижение очень серьёзное по обеспечению жильём, но, ещё раз      
говорю, если в судебной практике фактически нарушаются права военнослужащих,    
то на вас лежит ответственность в полном объёме.                                
                                                                                
Я хочу сказать, что я не голосовала за решение комитета. Первое решение было    
- поддержать, но потом ситуация поменялась. Ну так у нас бывает, что            
поделать.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, прошу вас ответить на вопрос: если есть возможность двойного        
толкования этих норм - и военнослужащий может оказаться уволенным без жилья,    
- что вы предлагаете, как можно поменять эту редакцию, чтобы не было таких      
ситуаций?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н. Галина Петровна, спасибо за вопрос. Я вам скажу, что на           
заседаниях нашего комитета присутствуют представители различных политических    
партий, в том числе и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". И думаю, я не погрешу против       
истины, если отмечу, что практически на каждом заседании мы затрагиваем         
вопрос обеспечения жильём военнослужащих, руководители достаточно серьёзного    
уровня из Министерства обороны присутствуют, анализируют ситуацию, и мы         
исходим прежде всего из того посыла, из тех цифр, которые они нам дают.         
                                                                                
Давайте говорить откровенно: у нас сложилась система, которая работает, и       
если мы сейчас её нарушим, то эта система просто разрушится и не будет тогда    
тех вариантов, которые сегодня уже реализуются, вот в чём дело. Если же         
говорить о том, что нужно продвигать эти вопросы, я с вами согласен, их нужно   
продвигать и, может быть, нужно возвратиться к этому аспекту дополнительно.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто-то хотел бы выступить? Нет. Полномочный представитель              
президента? Правительства? Нет.                                                 
                                                                                
Заключительное слово будет у докладчика? Да.                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите Денису Андреевичу Парфёнову микрофон.                      
                                                                                
ПАРФЁНОВ Д. А. Благодарю.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я понимаю, что, видимо, сейчас опять голосами большинства,   
к сожалению, не будет принята хорошая инициатива. Я обращу ваше внимание лишь   
на один момент. Полиция, армия, другие крупные структуры в конечном итоге       
имеют два крупных набора функций: первый - это общие, профильные, в данном      
случае обеспечение обороны и безопасности нашего государства, второй - это      
классовые функции. И мы с вами прекрасно понимаем, какие функции выполняли      
Вооружённые Силы, когда, например, по приказу Ельцина расстреливали законно     
избранный Верховный Совет (вот через две недели будет годовщина расстрела),     
или какие функции выполняли Вооружённые Силы, когда блокировали, например, в    
прошлом году дальнобойщиков, протестующих против системы "Платон", - они        
выполняли те же самые классовые функции. И нужно понимать, что сейчас этот      
законопроект в определённом смысле для действующей власти имиджевый. Как        
поведут себя военнослужащие, которые будут знать, что их в любой момент даже    
при выслуге 10, 15, 20 лет могут оставить без жилья, в абсолютно неустроенных   
условиях, захотят ли они в следующий раз выполнять классовые функции? Я         
предлагаю вам над этим подумать.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово содокладчика - есть желание          
выступить? Нет.                                                                 
                                                                                
Денис Андреевич, для чистоты отношений, в отношении позиции большинства. Вы     
говорите, что сейчас большинство вас не поддержит, но 25 депутатов из вашей     
фракции отсутствует. А может быть, вот как раз это, их отсутствие, не даст      
возможности принять законопроект. Давайте будем самокритичными. Надо сначала    
убедить своих единомышленников, чтобы они поддержали, а потом обвинять          
оппонентов, которые не поддерживают. Оппоненты здесь, в зале, а надо, чтобы     
те, кто рядом, были тогда, когда необходима поддержка.                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в целях        
защиты права военнослужащих на получение жилого помещения по избранному месту   
жительства до увольнения с военной службы", 16-й вопрос.                        
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Коллеги, ещё раз обращаю внимание, у нас есть норма Регламента - каждый         
голосует только за себя.                                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за               76 чел.16,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.83,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не набрал законопроект необходимого числа голосов - вот, коллеги, ничего        
личного.