Заседание № 43

01.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 18453-5 "О внесении изменений в статьи 30, 30-1, 30-2 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2908 по 3111 из 3709
Переходим к пункту 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в       
статьи 30, 30-1, 30-2 Земельного кодекса Российской Федерации". У нас имеется   
письменное обращение законодательного собрания Ненецкого автономного округа с   
просьбой рассмотреть данный законопроект без участия их представителя.          
Поэтому я приглашаю на трибуну Игоря Николаевича Руденского для содоклада.      
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом    
вносятся изменения в статьи 30, 30-1 и 30-2 Земельного кодекса Российской       
Федерации, предусматривающие исключение из общего правила предоставления        
земельных участков для строительства исключительно на торгах. Так, согласно     
пункту 1 статьи 1 законопроекта предоставление земельных участков,              
находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам,       
проживающим в сельской местности, в собственность или аренду для                
индивидуального и жилищного строительства, личного подсобного хозяйства         
осуществляется без проведения торгов.                                           
                                                                                
Кроме того, в соответствии с законопроектом государственным или муниципальным   
заказчикам для строительства жилья, финансируемого за счёт средств бюджетов     
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и предоставляемого по       
договорам социального найма, земельные участки предоставляются с                
предварительным согласованием места размещения объектов и без проведения        
торгов.                                                                         
                                                                                
Комитетом не может быть поддержана данная инициатива по следующим основаниям.   
Во-первых, статья 30-1 Земельного кодекса Российской Федерации уже содержит     
нормы, которые позволяют гражданину или юридическому лицу получить земельный    
участок в аренду для целей индивидуального жилищного строительства без          
проведения аукциона. Во-вторых, действующее земельное законодательство уже      
предусматривает возможность предоставления земельных участков для целей,        
указанных в законопроекте, без проведения торгов. Соответствующие нормы         
предусмотрены в федеральных законах "О личном подсобном хозяйстве", "О          
крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О садоводческих, огороднических и        
дачных некоммерческих объединениях граждан". И в-третьих, согласно статье 24    
Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, которые находятся    
в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в      
безвозмездное срочное пользование лицам, с которыми заключён государственный    
или муниципальный контракт на строительство объектов недвижимости. Таким        
образом, в настоящее время земельные участки для строительства социального      
жилья уже могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование и такой     
механизм, по мнению комитета, является более эффективным.                       
                                                                                
Поэтому комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данный               
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть - Коломейцев Николай Васильевич и Гартунг Валерий         
Карлович. Других рук я не вижу.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, вы, наверное, обратили внимание, что это Ненецкий   
автономный округ. То есть субъекты в принципе на себе чувствуют, что могут      
выделить, а могут и не выделить. Вы же знаете, что мы с вами дали бюджетам      
поселений налог на землю, налог на имущество физических лиц и всего 10          
процентов НДФЛ, поэтому... Но если вы считаете, что вот те законы, которые вы   
перечислили, решают проблему, то почему вы возражаете против того, чтобы это    
дополнение внести? Оно ведь не меняет концепцию закона, но оно упрощает         
порядок получения, даже если чиновник не хочет давать. Если в законе            
написано, тогда никуда не денешься, а если в главном, базовом законе не         
написано, то вас могут послать прямо по дороге, и будете долго искать, где      
это.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич.                             
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Но, вообще, если вы посмотрите закон, то увидите, что сегодня   
у нас земельные участки предоставляются без предварительного согласования и     
на аукционах. Что предлагается законопроектом? Предоставлять земельные          
участки по предварительному согласованию и без проведения аукционов. Но вы же   
понимаете, к чему это может привести. Это если концептуально. Мне кажется,      
что здесь не надо делить на субъекты - какой субъект может что-то               
предоставить, а какой нет. Мне кажется, есть законодательство, которое в        
принципе должны все соблюдать. И вообще, этот законопроект просто               
противоречит и Градостроительному кодексу, и нормам земельного                  
законодательства. Так что мы исходили из этого.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо.                                                          
                                                                                
Игорь Николаевич, у меня вопрос такой: а обзор судебной практики вы изучали,    
когда готовили заключение на этот законопроект и свою позицию формировали?      
Дело в том, что судебная практика говорит об обратном: всё, что... Мало того,   
было бы неплохо изучить позицию прокуратуры по этому поводу, каким образом      
прокуратура реагирует на факты выделения земельных участков без проведения      
аукционов. Если вы поинтересуетесь... Так вот у меня вопрос: интересовались     
или нет? А потом в своём выступлении я скажу, какая у меня есть информация.     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Интересовались, и интересуемся, и постоянно проводим по этому   
поводу совещания, но не мониторинги, по крайней мере экспертные советы          
проводим и обмениваемся мнениями. Поэтому, конечно, я в курсе. Я ещё раз        
говорю, что мы изучили этот вопрос с разных сторон и считаем, что сегодня       
целесообразно этот законопроект отклонить.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает депутат Гартунг.                
                                                                                
Присаживайтесь, Игорь Николаевич.                                               
                                                                                
Включите микрофон депутату Гартунгу на рабочем месте.                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, этот законопроект появился не случайно, потому что           
сложившаяся практика по выделению участков под жилищное строительство такова.   
В законе есть чёткий запрет на выделение участков под жилищное строительство    
минуя аукционы. Есть пункты, на которые сослался выступавший, о том, что        
можно выделять участки без проведения аукционов, но речь идёт о личном          
подсобном хозяйстве. Могу вам сказать, что понятия "личное подсобное            
хозяйство" в Земельном кодексе нет, и это понятие трактуется органами           
местного самоуправления достаточно вольно, вам могут дать возможность,          
согласиться с тем, что вы под личное подсобное хозяйство берёте, а могут и      
нет. Мало того, там есть такая процедура, как фермерство, да? Не все хотят      
быть фермерами, но хотят жить в своём доме, а такой возможности у них нет.      
Мало того, сложилась следующая практика: люди обращаются в муниципалитеты с     
просьбой выделить им землю под строительство жилья своими силами (это и         
муниципальные служащие, и госслужащие, понимаете?), получают там ссуды, но      
землю они получить не могут, потому что глава муниципалитета вынужден, обязан   
по закону выставить на аукцион этот участок земли. Что же происходит?           
Гражданин обращается в муниципалитет, пишет заявление, помогает собирать        
всевозможные справки, оформляет этот участок (на это уходит несколько           
месяцев), а этот участок выставляется на аукцион. Приходит господин с           
хорошими деньгами и покупает этот участок. Выставляются снова на аукцион        
несколько новых участков, и снова они скупаются. И таким образом, этот          
гражданин не может получить такой возможности. Это я вам рассказываю о          
конкретной практике, как у нас в регионах применяется этот законопроект.        
                                                                                
Мало того, я не поленился изучить мнение прокуратуры. Так вот позиция           
прокуратуры однозначная, если участки под жилищное строительство выделены       
минуя аукцион, то эти решения опротестуются прокуратурой, и они отменяются, и   
суды их поддерживают. Мало того, если вы посмотрите сложившуюся судебную        
практику, обзор судебной практики, то вы увидите, что суды именно такую         
позицию и занимают.                                                             
                                                                                
Да, конечно, существуют возможности обходить этот закон, подчёркиваю:           
обходить этот закон. Каким образом? Используют, как докладчик сказал,           
возможность, создают структуру - отдел капитального строительства, которому     
выделяют землю под проектирование, затем, пользуясь лазейкой в                  
законодательстве, что нет такого понятия - "выделение земельного участка под    
проектирование", проектируют жильё, потом проводят конкурс на предоставление    
строительных услуг. Выигравший конкурс начинает застраивать. Потом у            
муниципалитета не оказывается денег, и этот застройщик просто забирает этот     
участок себе в собственность, забирает квартиры, которые построил. Вот чем      
это всё заканчивается, вот как этот механизм работает.                          
                                                                                
Есть ещё один механизм, который сегодня используют муниципалитеты. Они          
проводят аукционы, где-то в газете публикуют информацию, и не дай бог кто-то    
посторонний туда заявится, тогда ему всяческими правдами и неправдами           
попытаются объяснить, что не нужно в нём участвовать, и попытаются сделать      
так, чтобы выиграла конкурс именно муниципальная структура, которая будет       
строить социальное жильё. Другого способа построить жильё, как обойти закон,    
сегодня у муниципалитетов нет.                                                  
                                                                                
Вот именно поэтому и появился такой законопроект. Потому что мэры городов не    
хотят под статьёй ходить, потому что прокуратура у нас очень усердно сегодня    
работает, тем более посмотрите, сколько мэров у нас привлекается... Я могу      
сказать, что действительно есть факты злоупотреблений. Когда в законе есть      
прорехи, то муниципальные и региональные власти используют эти прорехи не       
только для решения проблемы строительства муниципального жилья, но иногда и     
для своих каких-то личных, корыстных нужд. Вот вам основа для коррупции.        
                                                                                
В законопроекте предлагается прописать порядок, в каких конкретных случаях      
муниципалитет или региональный орган власти может на законных основаниях        
предоставить землю, взять землю под строительство социального жилья для тех     
людей, которые не могут себе позволить построить или купить это жильё, просто   
обеспечить, решить жилищную проблему, которая сегодня существует.               
                                                                                
Конечно, этот законопроект всех вопросов не снимает. Здесь есть опасность       
того, что может возникнуть коррупционная составляющая, но она уже есть, и       
этот законопроект коррупционную составляющую не увеличивает. Другое дело, что   
если мы концептуально соглашаемся с тем, что мы даём право органам власти       
субъектов Федерации, органам местного самоуправления строить жильё и самим      
себе не устраивать аукционы, не выстраивать эти схемы, если мы с этим в         
принципе соглашаемся, то почему нам эту процедуру не сделать прозрачной,        
простой и понятной, чтобы исключить возможности коррупции? Вот, собственно      
говоря, именно поэтому наша фракция будет за этот закон голосовать.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Состоялось обсуждение. Настаивает ли Игорь Николаевич     
на заключительном слове? Нет. Представители правительства и президента? Не      
настаивают.                                                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 30, 30-1, 30-2 Земельного кодекса Российской Федерации". Позиция         
комитета отрицательная.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              113 чел.25,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    113 чел.                                          
Не голосовало                 337 чел.74,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.