Заседание № 148

22.02.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 184275-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (о пропорциональном распределении средств, выделяемых из федерального бюджета на предоставление жилищных субсидий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3397 по 3522 из 6051
Пункт 13. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2           
Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов      
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Виктор Владимирович Ситнов    
просит рассмотреть данный законопроект без своего участия. Содоклад сделает     
Елисейкин Станислав Агафонович. Пожалуйста, Станислав Агафонович.               
                                                                                
ЕЛИСЕЙКИН С. А., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект федерального        
закона № 184275-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О       
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и           
приравненных к ним местностей" был внесен 9 июня 2005 года Думой Таймырского    
автономного округа. Законопроектом предлагается внести изменение в статью 2     
Федерального закона № 125-ФЗ от 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам,      
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей",         
согласно которому средства федерального бюджета, выделяемые на жилищные         
субсидии, распределяются между установленными очередями пропорционально         
количеству граждан, состоящих в каждой очереди. Установленные федеральным       
законом условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет            
федерального бюджета, не допускают возможности удовлетворять потребностей       
очередников, стоящих в третьей, четвёртой, пятой очередях, пока не будут        
распределены жилищные субсидии очередникам, стоящим в первой и второй           
очередях.                                                                       
                                                                                
Сложившаяся практика показывает, что в условиях ограниченного финансирования    
закона средства, выделяемые из федерального бюджета на предоставление           
жилищных субсидий, в большинстве случаев не доходят до граждан, находящихся в   
третьей, четвёртой и пятой очередях. Признавая необходимость решения данной     
проблемы, Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока   
считает, что данное изменение не согласуется с закреплённым в той же статье     
принципом очерёдности предоставления жилищных субсидий.                         
                                                                                
Согласно данным, представленным Министерством регионального развития            
Российской Федерации, количество граждан, стоящих на учёте для получения        
жилищной субсидии во всех субъектах Российской Федерации, составляет более      
шестисот тысяч человек. Разделение граждан по категориям согласно закону        
выглядит следующим образом. Граждане, выезжающие из закрывающихся поселков, -   
это первая очередь, это три тысячи триста человек, 0,5 процента от всей         
очереди. При этом ежегодно определяется точное количество таких поселков и      
соответственно численность проживающих в них граждан. Инвалиды первой и         
второй групп, инвалиды с детства - это вторая очередь. Это шестьдесят девять    
тысяч человек, 11 процентов. Третья очередь - пенсионеры, триста семнадцать     
тысяч человек, 53 процента. Безработные - три тысячи человек, 0,5 процента. И   
работающие граждане - более двухсот тысяч человек, 33 процента. То есть мы      
видим, что самые многочисленные очереди граждан - это третья и пятая. В         
соответствии с предлагаемым законопроектом пропорциональным принципом           
распределения средств основной их объём будет направлен на обеспечение той      
очереди, в которой находится большее количество граждан. Таким образом,         
вносимые изменения нарушат идеологию закона - переселять с Севера в первую      
очередь нетрудоспособных граждан.                                               
                                                                                
Признавая необходимость решения данной проблемы, комитет считает, что           
предлагаемое законопроектом изменение не решит проблему, а ухудшит и без того   
непростую ситуацию с предоставлением жилищных субсидий на фоне недостаточного   
финансирования закона. Вместе с тем следует отметить, что необходимо            
усовершенствовать законодательство, касающееся проблемы переселения северян.    
Одним из путей решения проблемы переселения, на наш взгляд, представляется      
долевое распределение средств федерального бюджета между существующими пятью    
категориями граждан при сохранении принципа приоритетности наиболее социально   
незащищённых групп граждан.                                                     
                                                                                
На рассматриваемый законопроект поступило восемьдесят шесть отзывов. Сорок      
восемь субъектов, среди которых четырнадцать северных, поддерживают данную      
законодательную инициативу. Восемнадцать субъектов, в том числе десять          
северных, предлагают отклонить законопроект. И девятнадцать субъектов не        
высказали замечаний и предложений.                                              
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный законопроект по    
причине противоречия концепции закона - первоочередное предоставление           
субсидий гражданам, наиболее нуждающимся в обеспечении жильём. Правовое         
управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении отмечает, что       
распространять предлагаемый порядок распределения средств федерального          
бюджета на категорию граждан, выезжающих из районов, городов, посёлков, с       
полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним    
местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной   
власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством        
Российской Федерации, недопустимо. Данная категория граждан нуждается в         
жилищных субсидиях в первую очередь, независимо от количества таких граждан,    
в связи с тем, что фактически после закрытия города, посёлка или полярной       
станции проживающие там граждане лишаются своего жилища.                        
                                                                                
С учётом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и     
Дальнего Востока рекомендует депутатам Государственной Думы отклонить в         
первом чтении проект федерального закона № 184275-4 "О внесении изменения в     
статью 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из     
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", внесённый Думой       
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к Станиславу Агафоновичу? Один вопрос у Кузнецова Виктора       
Егоровича.                                                                      
                                                                                
Включите микрофон депутату Кузнецову.                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Станислав Агафонович, вы так скромно сказали, что в связи с      
недостаточным финансированием... А ведь реально существуют пять очередей, и     
ситуация, видимо, такая, что там и на первую-то очередь не хватает этого        
финансирования. Другими словами, действующий закон в силу такого бюджетного     
финансирования не работает, решения вопроса нет. Отсюда и попытки перенести     
центр тяжести решения вопроса на другие... Это, видимо, так, да?                
                                                                                
ЕЛИСЕЙКИН С. А. Вынужден с вами согласиться. На самом деле очень многие         
субъекты... Мы неоднократно поднимали вопрос по жилищным субсидиям, и в         
первую очередь в связи с тем, что крайне недостаточное финансирование по        
этому закону идёт.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше не было. Присаживайтесь.         
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Представители правительства и президента? Нет.      
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение   
комитета - отклонить. Прошу вас определиться голосованием.                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               46 чел.10,2%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     49 чел.                                          
Не голосовало                 401 чел.89,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.