Заседание № 84
О проекте федерального закона № 184271-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет, обеспечивающим предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Александр Сергеевич Грибов, пожалуйста. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, добрый день! Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать позицию комитета и проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, тот законопроект, который нам предстоит сегодня принять в третьем чтении, на наш взгляд, имеет большое количество внутренних противоречий и даже формально не может быть сегодня применён. Я напомню, за что предлагается ввести административную ответственность (для юридических лиц - штраф в размере до 1 миллиона рублей), эти положения перечислены в законе об информатизации. Первое - это хранение на территории Российской Федерации всей информации. Ну, это более или менее выполнимо. Второе - необходимо, чтобы контент, то есть вся переписка, хранился не менее шести месяцев. Это фактически сегодня для многих сервисов неосуществимо, поскольку сообщения удаляются через несколько дней, причём автоматически удаляются, таково программное обеспечение. Выполнить это положение закона невозможно, соответственно, получить штраф за несовершенство программного обеспечения вполне реально. Ну и наконец, кроме требований обеспечить доступ к программному обеспечению, к программно-техническим средствам соответствующих органов, есть ещё один интересный момент: соответствующий распространитель информации должен обеспечить дополнительное кодирование электронных сообщений пользователя сети Интернет, а в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности предоставить информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых или обрабатываемых электронных сообщений. Я напомню вам, что, когда мы обсуждали в первом чтении данный законопроект, мы говорили, что для большей части существующих сегодня сервисов быстрого обмена информацией, про которые идёт речь, системы декодирования не существует. Двойное сквозное шифрование и даже более совершенные методики не позволяют даже самим владельцам сервисов расшифровывать эти, скажем так, послания, тем более делать некую деблокировку или дешифровку для правоохранительных органов. То есть фактически сегодня подвергнуть наказанию можно владельцев всех существующих сервисов обмена мгновенными сообщениями, которые на сегодня в Российской Федерации достаточно широко распространены. Принимать в таком виде законопроект, не имеющий чёткой задачи, не имеющий чётких механизмов реализации, на наш взгляд, неправильно. Фракция КПРФ голосовать за данный законопроект не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, устанавливающий административную ответственность за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет, обеспечивающим предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями. Данный законопроект был внесён в дополнение к законопроекту, уже принятому Государственной Думой, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Он направлен на специальное регулирование функционирования так называемых мессенджеров - программ, которые позволяют производить мгновенную переписку в чате с использованием Интернета. В смежном законопроекте на мессенджеры предлагается возложить обязанность идентифицировать пользователя и предоставлять ему допуск к услугам только после идентификации. В настоящее время процедура запроса информации у оператора мессенджера затруднена, поскольку сам он не знает, кто именно пользуется его услугами. Запрос подобной информации нужен исключительно для проведения расследований, и данная информация - переписка, сведения о времени переписки и о собеседнике - будет предоставляться только по решению суда. Для пользователя процедура идентификации будет простой: нужно будет только ввести код, полученный в СМС. Кроме того, мессенджеры должны будут блокировать спам и рассылать обязательные уведомления, к примеру о надвигающемся урагане. В представленном законопроекте предлагается установить административную ответственность за несоблюдение указанных требований, и это позволит обеспечить соблюдение норм закона наряду с установленным временным ограничением на функционирование мессенджера, которое предлагается ввести в смежном законопроекте. В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 14 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 82
О проекте федерального закона № 184271-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет, обеспечивающим предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Сергеевич Грибов. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило две поправки. Они рекомендуются комитетом к принятию. Рекомендуем поддержать таблицу поправок № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 44 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 07 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 54
О проекте федерального закона № 184271-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет, обеспечивающим предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
37-й вопрос нашей повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Марины Алексеевны Мукабеновой. Пожалуйста, Марина Алексеевна. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, продолжающий тему закона о мессенджерах. Мы вносим изменения в КоАП и устанавливаем административную ответственность за неисполнение организатором обмена мгновенными сообщениями установленных законом обязанностей. Итак, неисполнение влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей и на юридических лиц - от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. Уважаемые коллеги, просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Сергеевича Грибова. ГРИБОВ А. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел предложенную инициативу, концептуально её поддерживает, так как основной закон должен быть обеспечен нормами, которые закрепляются в Кодексе об административных правонарушениях, но при этом у нас есть три принципиальных замечания, о которых я сейчас скажу. Первое замечание. Авторы законодательной инициативы предлагают установление административной ответственности за нарушения установленных законом обязанностей, при этом в проекте закона не указано, каких обязанностей конкретно. Мы считаем, что необходимо эти обязанности конкретизировать. Второе замечание. Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", который как раз регламентирует взаимоотношения по передаче мгновенных сообщений, предполагает обеспечение некоторых условий, в частности: первое - передачи электронных сообщений только тех пользователей, которые идентифицированы; второе - технической возможности отказа от так называемого спама; третье - конфиденциальности передаваемых сообщений. Мы считаем, что последствия несоблюдения этих условий разные по степени общественной опасности, и поэтому ответственность за нарушение каждого из них должна наступать собственная, то есть здесь необходимо провести дифференциацию. И третье замечание. Авторами данных поправок предлагается установить, что дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены новой статьёй 13.35, рассматриваются органами внутренних дел, органами по контролю и надзору в сфере связи, а также судами в случаях, если должностным лицом им будет передано на рассмотрение это дело. Мы считаем, что дополнительно данные дела могут рассматривать отдельные представители органов власти, то есть здесь тоже необходимо провести конкретизацию. А так, повторю, концептуально мы эту инициативу поддерживаем и считаем, что с учётом высказанных замечаний её можно доработать ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы, пожалуйста? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Сергеевич, а вы не рассматривали вопрос, почему такая большая разница - от 3 тысяч до 1 миллиона рублей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ГРИБОВ А. С. На самом деле в заключении комитета и указано, что с учётом большой разницы в размере штрафных санкций необходимо провести дифференциацию, потому что здесь нарушаются абсолютно разные права, разные действия совершаются, которые по степени общественной опасности также отличаются друг от друга, и поэтому ко второму чтению здесь необходимо провести дифференциацию, если вы поддержите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Александр Сергеевич, всё-таки к вопросу о технической возможности выполнить эти обязанности, мы её обсуждали в прошлый раз, но так к единому мнению и не пришли. Смогут это выполнить сами владельцы этих мессенджеров или не смогут? Иначе штрафовать будем за то, чего они сделать не смогут. Сегодня они не могут технически расшифровать то, что передают абоненты, - если по старому протоколу это ещё как-то возможно, то по новому это практически невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГРИБОВ А. С. Спасибо за вопрос. Ну, мне довольно-таки сложно судить, смогут или не смогут они это сделать, мы сейчас вообще ситуацию обсуждаем: если у них есть для этого необходимые полномочия, то они должны выполнять, это закон. А уже что касается практических возможностей, я думаю, мы с вами сможем здесь оценить это, посмотреть, как реализуется этот закон на деле. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГРИБОВ А. С. Ну, на самом деле тут тонкий момент по поводу штрафов. Ещё раз говорю, у этих действий разная степень общественной опасности, то есть одно дело, когда речь идёт о том, может ли человек отказаться от спама, другое дело - когда пользователь не идентифицирован. Поэтому здесь нужно смотреть детально на практику, вы абсолютно правы, но это новое регулирование, поэтому в любом случае будут вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Пожалуйста, полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Марина Алексеевна, есть желание? Нет. Александр Сергеевич, нет желания? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 37-й вопрос нашей повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 49 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.