Заседание № 59
О проекте федерального закона № 184222-7 "О внесении изменений в статьи 10-1 и 15-4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети Интернет).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос нашей повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-1 и 15-4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Пожалуйста, Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня в третьем чтении мы рассматриваем три законопроекта, которые решают, по большому счёту, одну задачу: защищают права наших граждан и нацелены на борьбу с преступностью, в том числе с терроризмом и экстремизмом, которые, к сожалению, активно распространяются посредством современных технологий и Интернета. Завершается важный, с точки зрения безопасности, этап выстраивания идентификации пользователей начиная от сим-карт до мессенджеров. Комитет рассчитывает, что предлагаемые меры будут способствовать укреплению безопасности нашей страны. Те нормы, которые закладываются законопроектами, позволят создать принципиально новые механизмы верификации пользователей. Многие положения корреспондируются с подписанной президентом Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Работа над текстами законопроектов велась на протяжении нескольких месяцев с привлечением широкого круга представителей отрасли, общественных организаций, государственных органов. Отдельно подчеркну, что каждый законопроект обсуждался на расширенных заседаниях нашего комитета, которые проходили в формате "круглого стола". На них представители бизнеса и эксперты открыто выражали свою позицию и замечания, большая часть из которых была нами учтена. Было проведено множество рабочих совещаний, благодаря чему острые углы в законопроектах удалось сгладить и прийти в итоге к компромиссу с учётом мнения представителей отрасли при соблюдении интересов государства и общества. Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто принимал участие в этой работе! 7-й вопрос нашей повестки - законопроект об уточнении обязанностей организаторов распространения информации в Сети - готов к рассмотрению в третьем чтении, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Леонидович, я правильно понимаю, что ваше выступление было не только по 7-му вопросу, но и по вопросам 8 и 9, как вы вначале об этом сказали, или по ним будут отдельные выступления? ЛЕВИН Л. Л. Ну, по процедуре я должен, я так понимаю, сказать отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, если эти выступления у вас в одном докладе, насколько я знаю... ЛЕВИН Л. Л. Все три законопроекта подготовлены к рассмотрению в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, скажите вы, как знаток Регламента. (Оживление в зале.) Включите Иванову Сергею Владимировичу микрофон, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Статья 1: ведущий всегда прав. Статья 2: если ведущий не прав, смотри статью 1. (Оживление в зале, смех. Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вы погорячились, я вам скажу, нам такие полномочия не нужны, лучше подскажите по существу. Коллеги, если мы можем, поскольку до этого были такие примеры?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда переходим к выступлениям, если вы всё сказали. Спасибо, Леонид Леонидович. Пожалуйста, по 7-му вопросу есть желающие выступить от фракций? Есть. Вижу руку Владимира Вольфовича Жириновского. Включите режим записи на выступления по мотивам голосования от фракций по 7-му вопросу. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы сегодня принимаем закон, связанный с ограничением передачи информации. Это очень важно, потому что классовая борьба уже не пройдёт, - это информационная война, благодаря которой можно на уши поставить любую страну, любую планету. Самое опасное - то, что мы сделали: когда-то Интернет мы первыми изобрели. Но товарищи на Старой площади понимали, что теряют власть: легче же с бумажками и с трибуны, а если по информационным каналам - это техника. Это так же, как иногда боятся выборы проводить с использованием электронных урн, лучше обычные деревянные, да ещё и непрозрачные, - нет, только электронные. Здесь можно сравнить с купанием: если мы не хотим, чтобы тонули, мы должны запретить купание везде, и утопленников не будет. Если мы хотим, чтобы не было вредных сообщений, то вот в таких системах, как "Telegram", "Viber", "WhatsApp" (я даже не хочу эти английские слова передавать), нельзя остановить одного, передающего информацию, - только всю систему, и тогда страдают тысячи и тысячи, а в основном этим пользуется молодёжь. Поэтому вопрос за техникой, чтобы суметь вычленить тех, кто передаёт вредные сообщения, ибо если мы приняли закон в отношении отдельных граждан, подталкивающих кого-то к самоубийству, то следует помнить, что через систему сообщений можно нанести огромный вред миллионам, если направить какое-то сообщение вредное, связанное с угрозой войны, стихийных бедствий и иных катаклизмов, когда люди будут бояться. Конечно, может быть, большинство проголосует за, но отрицательные моменты есть. Вот это так же, как с принятием Лесного кодекса: нам говорили, что всё будет хорошо, леса будут ухоженные, пожаров не будет, мы будем использовать по максимуму лесные богатства, - ну и что получили? А ведь приходили чиновники и уверяли нас вот с той трибуны (сейчас их нету, это было лет десять назад)! То есть мы верим чиновникам, а потом избиратели нам говорят: что вы там приняли? Так и здесь! Конечно, надо контролировать, любой контроль можно поддерживать, но вы представляете, что будет, если будет всеобщий контроль - за любым сообщением, за любым действием, за нахождением гражданина в любом месте? Мы же к этому придём! Что случится с человечеством, если мы с вами везде будем под контролем, - выдержит человечество это? Конечно нет, потому что люди не хотят, чтобы все всё видели и все всё знали, так сказать! Вот там, в президиуме, сидят, но ведь им же это вредно: девятьсот глаз на них смотрит, девятьсот! Это опасно! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кудрявцев Максим Георгиевич. КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта. На наш взгляд, актуальность этого законопроекта очевидна. Законопроект касается деятельности сервисов обмена мгновенными сообщениями, так называемых мессенджеров. Эти телекоммуникационные услуги пришли на смену другим услугам связи, вошли в нашу повседневную жизнь, и большинство россиян этими услугами пользуется. Но на сегодняшний день эти услуги выпадают из системы мер регулирования, сама ситуация создаёт потенциальную возможность распространения информации экстремистского характера в мессенджерах, рассылки недобросовестной рекламы, интернет-реализации наркотических средств и создания иных мошеннических схем и схем противоправного характера в Сети. Законопроектом вводятся, на наш взгляд, очень важные нормы, а именно: запрещается мессенджерам работать с неидентифицированными пользователями, предоставляется возможность доносить до граждан Российской Федерации информацию от органов государственной власти, в том числе в случаях чрезвычайного характера, осуществляется препятствование распространению нелегального контента. Законопроект не имеет цели получить доступ к переписке граждан - он защищает граждан Российской Федерации от распространения неверной, опасной и экстремистской информации. Прошу депутатов проголосовать за принятие данного законопроекта в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николаев Олег Алексеевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, добрый день! Как сказал докладчик, представляя данный законопроект, он прошёл достаточно широкое обсуждение в разных форматах и на разных площадках, и я в своём выступлении хотел бы сделать акцент на нескольких моментах, по поводу которых высказывались эксперты и участники этого обсуждения. Что вообще даёт данный законопроект обществу в целом и участником рынка? Одним из главных таких мнений было то, что данным законопроектом вводится понятие информационно-коммуникационных сервисов, то есть мессенджеров, устанавливаются порядок осуществления деятельности в этом направлении и регулирования, открываются возможности развития этого сегмента электронных услуг, что очень важно, как уже сказал докладчик, в рамках развития цифровой экономики и реализации стратегии информационного развития. И самое главное - у больших корпораций появляется возможность развивать корпоративные мессенджеры, чтобы обеспечивать соответствующую передачу информации сотрудниками и участниками того или иного процесса. Следующая норма, которая часто обсуждалась, - это идентификация пользователей, что в совокупности с применением норм иных законопроектов, которые мы сегодня рассматриваем, даёт возможность установить пользователя, если он совершил противоправное действие. Таким образом, мы на самом деле получаем только инструмент установления лица, которое совершило противоправное действие, и уже в соответствии с иными законодательными актами мы можем совершить все необходимые действия, с тем чтобы установить его и найти. Ну и если в связи с этим говорить о том, какая практика складывается в других странах, то наши коллеги в Германии, например, 22 июня (это как раз день, когда мы обсуждали законопроект в первом и во втором чтениях) приняли более радикальное решение: они дали возможность спецслужбам применять шпионские программы, чтобы перехватывать сообщения либо в момент до шифровки, либо в момент их получения. То есть, коллеги, в данном случае я хочу отметить, что в европейских странах более радикально действуют в этом направлении. В связи с принятием данного законопроекта, на наш взгляд, как я уже сказал, во-первых, открывается возможность развития данного сегмента электронных услуг, во-вторых, появляется возможность исключить проникновение противоправной информации в данный сегмент электронных услуг. В связи с этим фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает и призывает голосовать за данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-1 и 15-4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вопрос 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 03 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 184222-7 "О внесении изменений в статьи 10-1 и 15-4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети Интернет; принят в первом чтении 14 июня 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
44-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-1 и 15-4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Леонид Леонидович Левин, пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается внесение изменений, которые направлены на регулирование деятельности информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями пользователей сети Интернет. К законопроекту поступило семь поправок, все они рекомендуются к принятию. Из важных я выделил бы, что уточнено, что организатор обмена мгновенными сообщениями является организатором распространения информации в сети Интернет и на него возлагаются дополнительные обязанности помимо тех, которые уже установлены действующим законодательством. Также установлено, что организаторы обмена мгновенными сообщениями, являющиеся российскими юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, вправе осуществлять идентификацию пользователей мессенджера самостоятельно, путём определения абонентского номера пользователя мессенджера. Это была просьба отрасли, тех компаний, которые являются российскими юридическими лицами, работают на нашем рынке, и мы пошли им навстречу. Также из оснований ограничения доступа к информационному ресурсу исключено решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, то есть доступ к информационному ресурсу организатора распространения информации в сети Интернет будет ограничиваться только на основе судебного решения. Остальные поправки носят лингвостилистический или юридико-технический характер. Комитетом текст законопроекта подготовлен ко второму чтению, замечаний юридического характера у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе утвердить представленную таблицу № 1 и принять указанный законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 35 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 58 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит включить законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 21 июля для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 48
О проекте федерального закона № 184222-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети Интернет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 38, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Доклад члена Совета Федерации Людмилы Николаевны Боковой. Пожалуйста. БОКОВА Л. Н., член Совета Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Внесённый в Государственную Думу законопроект - это один из первых шагов на пути упорядочения, пресечения незаконного распространения сим-карт. Этим законопроектом предлагается иной порядок предоставления услуги связи - только после того, как оператор сотовой связи получит сведения об абоненте (или физическом лице, или пользователе, то есть сотруднике абонента - юридического лица), необходимую информацию, то есть его фактически идентифицирует, соответственно, только после того, как эти данные появятся в базе данных оператора сотовой связи, оператор оказывает услуги связи. Также законопроектом операторам сотовой связи предоставляется возможность проверить достоверность полученных данных, для этого им предоставляется доступ к государственным информационным системам. Это очень важно для нас, так как в России действует огромное количество дилеров, деятельность которых невозможно проконтролировать. Данное положение законопроекта исключает возможность распространения анонимных сим-карт, сведений о владельцах которых у операторов нет, а услуги сотовой связи им предоставляются. Приведу некоторые данные: только за 2016 год Роскомнадзором совместно с МВД было проведено 819 мероприятий, в ходе которых было выявлено более 28 тысяч серых сим-карт. Посредством использования таких сим-карт осуществляются мошеннические действия, это угрожает национальной безопасности, ну и, конечно же, препятствует проведению более качественной оперативно-розыскной деятельности. Одновременно с этим законопроектом предусматривается возможность заключения абонентских договоров через портал государственных услуг. Чем хороша такого рода услуга? При её оказании действительно идентифицируется пользователь, соответственно, это даёт возможность продажи сим-карт даже в отдалённых районах. Как известно, все пользователи портала используют паспорт для идентификации, поэтому такая возможность, конечно, является приемлемой. Вместе с тем для предотвращения практики раздачи сим-карт в метро, в подземных пешеходных переходах необходимо ещё и ужесточение наказания за это. Соответствующий законопроект подготовлен - это изменения в административный кодекс, которыми предполагается как раз таки ужесточение ответственности за такую продажу сим-карт, - сейчас это делается без оформления соответствующих договорных отношений с операторами сотовой связи. Таким образом, мы предполагаем, что, приняв в совокупности эти два закона, изменим ту негативную ситуацию с продажей серых сим-карт, которая сегодня сложилась (своего рода теневая экономика). Коллеги, прошу поддержать данный законопроект, он очень важен и, соответственно, пойдёт на пользу, в том числе и в части предотвращения мошеннических действий с использованием сим-карт. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас было принято решение о том, что будет один содоклад по двум законопроектам - по 38-му и по 39-му вопросам, поэтому сейчас доклад по законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Марина Алексеевна Мукабенова, пожалуйста. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона разработан в целях определения порядка деятельности сервисов обмена электронными сообщениями, в обиходе эти сервисы получили именование "мессенджеры". Документ разработан при участии Медиа-коммуникационного союза. Итак, основные новеллы данного законопроекта. Во-первых, мы вводим само понятие "организатор обмена мгновенными сообщениями", так как сегодня мессенджеры - нерегулируемая зона, они находятся вне правового поля. Во-вторых, одна из основных новелл - это идентификация пользователя через сим-карту, по договору, который, в свою очередь, должен будет заключаться между мессенджером и оператором связи. В-третьих, на мессенджеры возлагается обязанность обеспечивать возможность рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти, что, кстати, может расширить охват населения при информировании об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций. Свежий пример - недавняя погодная аномалия в столице: тогда не все получили СМС-сообщение, предупреждающее об опасности, лично я, допустим, не получила, только коллега Аршинова мне прислала подобное сообщение, но, к сожалению, это было, когда уже всё на улице стихло. Кроме того, мессенджеры обязаны ограничивать массовые рассылки сообщений, содержащих запрещённую информацию. Это означает, что граждане получат возможность защитить свои аккаунты и номера от различных рассылок. Что касается ответственности, в случае неисполнения организатором данного требования мы предусматриваем возможность ограничения оператором связи доступа к мессенджерам. В случае принятия данный закон вступит в силу с 1 января 2018 года. Мне хотелось бы остановиться на очень важных моментах данного законопроекта, буквально несколько слов, очень коротко. Сегодня в пространстве мессенджеров можно найти огромное количество противоправной информации: это и экстремистский контент, это и реклама наркотических средств, и информация, угрожающая здоровью детей, и даже детская порнография - всё это только подтверждает необходимость законодательно предусмотреть возможность пресечения распространения противоправной информации. Закон может стать ещё одним механизмом дополнительной защиты от распространения детской порнографии, как я уже сказала, именно через мессенджеры. В Европе уже зафиксировано одно громкое дело, которое расследовали представители правоохранительных органов восемнадцати стран. Совместными усилиями они раскрыли деятельность транснациональной группировки, которая распространяла детскую порнографию через мессенджер "WhatsApp", и, по информации СМИ, в числе пользователей этих рассылок были граждане многих европейских стран, а также Северной и Южной Америки, к сожалению, и России. Необходимость идентификации пользователей в мессенджерах - это задача, связанная с теми вызовами и угрозами обществу, которые возникают из-за анонимности. По мнению экспертов, мессенджеры - это те же операторы связи, на которых они присутствуют, поэтому они должны играть по общим правилам, находиться в равных условиях. Также ещё хотела бы привести пример, что спецслужбами России и стран СНГ достоверно установлено, что участники террористических группировок используют для связи закрытые чаты в мессенджере "Telegram", и такие чаты были выявлены ФСБ России, причём в результате правоохранительными органами была получена информация о конкретных террористах, их преступных связях внутри России и в Центральной Азии, а также выявлены планы, намерения и места их вероятного нахождения. Мы промониторили ситуацию в других странах, и вот что получается: аналогичные меры в связи с террористическими атаками применяются в европейских странах, причём там власти ушли далеко вперёд, используют не только идентификацию пользователей. Например, в Великобритании органы правопорядка требуют от мессенджеров немедленной дешифровки любой переписки пользователей, которых они заподозрили в противоправных действиях. В нашем законопроекте о мессенджерах, которыми в России пользуются, кстати, сегодня, по данным Роскомнадзора, 80 миллионов человек, речь идёт не о полицейских мерах - отсутствие, кстати, правового регулирования уже привело к тому, что в пространстве мессенджеров можно найти огромное количество противоправной информации, - мы лишь предоставляем возможность получения правоохранительными органами сведений, необходимых для расследования преступлений в случае наличия мотивированного запроса. Уважаемые коллеги, в связи с изложенным я прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по двум законопроектам председателя комитета по информационной политике Леонида Леонидовича Левина. Пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем два очень важных законопроекта. Авторы в целом изложили их суть, но я на ряде моментов остановлюсь, подчеркну следующее: этими законопроектами мы достраиваем и совершенствуем полный цикл идентификации и ответственности за использование средств связи. Предлагается установить, что услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги по предоставлению доступа к сети Интернет с использованием сим-карты предоставляются только идентифицированным абонентам, сведения о которых внесены в базу данных систем расчёта оператора связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. Также предлагаемые изменения позволят ввести дистанционное удостоверение личности за счёт применения электронной подписи, это сократит количество случаев, когда гражданину надо будет лично приходить в офис оператора связи для подтверждения своей личности. Полностью завершает цикл формирования системы идентификации абонентов законопроект о мессенджерах, который обязывает пользователей таких сервисов идентифицировать себя путём привязки своего аккаунта в мессенджере в сим-карте. Поскольку на сегодняшний день объём передаваемой информации посредством мессенджеров уже превысил объём информации, передаваемой традиционными операторами связи, а также в связи с тем, что их владельцы не предложили каких-либо мер регулирования своей деятельности самостоятельно, было решено поддержать данный законопроект. И здесь стоит согласиться с разработчиками в том, что все системы, оперирующие передачей пользовательских сообщений, должны в равной мере соблюдать российское законодательство. Комитет концептуально поддерживает принятие данных законопроектов, однако обращает внимание на то, что некоторые из положений нуждаются в согласовании с нормами действующих федеральных законов, а также в терминологической и юридической корректировке. Так, по законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" можно отметить следующие замечания. Предусматривается, что согласия пользователей услугами связи на передачу их персональных данных оператору связи не требуется, если такая передача предусмотрена настоящим федеральным законом и правилами оказания услуг связи, при этом в самом законопроекте и в действующей редакции федерального закона такая возможность не предусмотрена, в связи с чем данное положение нуждается в дополнительном обсуждении и уточнении. Также необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время интенсивно развивается такой новый сектор экономики, как интернет вещей, однако в законопроекте не учитываются особенности данного направления развития экономики, в связи с чем полагаем целесообразным обсудить специальные правила идентификации в сети связи устройств, подключённых к ней только с целью управления ими, имеется в виду бытовая техника, подключённая к сети Интернет с использованием идентификационного модуля. Высказанные замечания могут быть учтены при доработке ко второму чтению. Что касается законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", или так называемого законопроекта о мессенджерах, то необходимость его принятия уже сегодня объясняли. Действительно, десятки миллионов человек в нашей стране пользуются ими, и количество пользователей уже превысило голосовой трафик обычных операторов сотовой связи, и, собственно, благодаря этому эти средства коммуникации становятся в нашей стране, как и во всём мире, крайне популярными и, по сути, основными для общения между людьми. При этом, как сегодня опять-таки говорилось, мессенджеры находятся вне правового поля, фактически законность работы мессенджера зависит от произвольных решений его владельцев. Большая часть запрещённой информации, о которой сегодня тоже говорилось, по сути, ушла от операторов сотовой связи, от сайтов, потому что они блокируются Роскомнадзором, к мессенджерам. Из числа замечаний по законопроекту я выделил бы следующие. Прежде всего, необходимо согласование понятия "информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями" с обязанностями, которые возлагаются на этот субъект правоотношений. Например, на него возлагается обязанность по обеспечению возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чём говорила коллега, то есть предполагается, что данные сообщения должны рассылаться неопределённому кругу лиц, в то же время, согласно определению, имеющемуся в данном законопроекте, у этого субъекта нет такой возможности. Также на организатора обмена мгновенными сообщениями возлагается обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети Интернет, которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом идентификация пользователей сети Интернет осуществляется оператором связи с использованием номера телефона на основании договора об идентификации, заключённого организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором связи. В этом случае, надо заметить, в настоящее время многие сервисы обмена мгновенными сообщениями идентифицируют своих пользователей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ЛЕВИН Л. Л. ...идентифицируют своих пользователей без использования абонентского номера, поэтому надо дополнительно обсудить вопрос об обязательной идентификации таких пользователей по номеру телефона. Высказанные замечания могут быть учтены при доработке ко второму чтению. Комитет предлагает в первом чтении поддержать оба законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по этим законопроектам? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня к Людмиле Николаевне вопрос. Вот вы написали, что не требуется согласия на передачу персональных данных, а как они будут защищены? БОКОВА Л. Н. Это изменения в статью 53 закона "О связи", касающиеся корпоративных клиентов. Обычно мы, уезжая в командировку, оформляем так называемые служебные сим-карты, и в данном случае подтверждение не требуется, потому что договор с оператором будет заключён от имени самой корпорации. Чаще всего такие сим-карты, скажем, разового действия, и, чтобы не дёргать и не беспокоить корпоративного клиента, мы предлагаем ввести такую норму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. У меня вопрос к Марине Алексеевне. Скажите, кто всё-таки будет определять законность или незаконность информации, которую распространяют так называемые мессенджеры? Мы прекрасно понимаем, для чего этот закон вводится и какую цель преследует - ограничить возможность рассылки, в том числе массовых оповещений о проведении разного рода массовых мероприятий. Так вот как будет приниматься решение о законности и незаконности и как будет поступать соответствующий оператор в части блокировки - исключительно по инициативе какого-либо правоохранительного органа, по его усмотрению либо предусмотрен иной механизм? МУКАБЕНОВА М. А. В первую очередь данное решение будет принимать непосредственно Роскомнадзор совместно с правоохранительными органами. Сейчас ведётся такая работа в отношении СМС-сообщений. В данном законопроекте мы об этом не говорим, но существует практика. В очень хорошем интервью руководитель Роскомнадзора подробно рассказал, как сейчас работают именно с противоправной информацией в сообщениях. Специальные машины мониторят и отслеживают, если какое-то определённое слово, касающееся противоправной информации, подпадает под мониторинг, эти данные собираются и отправляются специалистами, и уже идёт работа по совету с правоохранительными органами: они решают, подпадает данное сообщение под действие закона или нет, и тогда делается предупреждение организатору. Если организатор игнорирует, то работа самого организатора будет в соответствии с законом заблокирована. Если ошибки устраняются, возможно, это бывает в шутливой форме и так далее, то в течение трёх суток будет приниматься решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л. Спасибо. Марина Алексеевна, вопрос вам: а как быть в ситуации, когда гражданин пользуется популярными мессенджерами типа "WhatsApp", "Viber", привязанными к иностранным мобильным операторам, находясь на территории России? Насколько мне известно, массовая рассылка запрещённой информации нередко происходит именно таким способом. Не получится ли так, что мы усложним работу организаторам обмена мгновенными сообщениями, а способы обхода идентификации через иностранные мобильные операторы так и останутся? МУКАБЕНОВА М. А. Сейчас данные организаторы работают, как я неоднократно говорила в своём выступлении, вне правового поля. Мы пользуемся, я сама активный пользователь, и "WhatsApp", и "Viber". Когда приходит запрос - "Подтвердите номер своего мобильного телефона", - мы подтверждаем, но мы не знаем, откуда приходит этот запрос, и свои данные мы отправляем, не зная, куда они уходят, то есть кому мы отдаём свои персональные данные, поэтому мы прописали в законопроекте положение о привязке данной операции именно к номеру мобильного телефона. Ведь сейчас мессенджеры не несут никакой ответственности, и ваша конфиденциальная информация может уйти и оказаться в открытом доступе. Мы предлагаем привязать к номеру мобильного телефона, потому что операторы связи следуют закону Российской Федерации, который уже существует, и он не даёт права распоряжаться нашими персональными данными. Что касается иностранных номеров, да, при разработке эксперты действительно высказывали опасения, как мы будем работать, - именно в таком ключе. Но есть практика, и у Роскомнадзора, и у ФАС есть такие примеры: если, допустим, организатор нарушит закон, будет применяться закон, который уже существует. Мы предлагаем привязать именно к мобильному номеру наших операторов, потому что они придерживаются закона Российской Федерации и, в случае если организатор откажется от данной нормы, он просто прекратит свою работу на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста. КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ. Вопрос Людмиле Николаевне. Людмила Николаевна, по поводу серых сим-карт: каким образом предусматривается ограничить распространение этих вещей? Мы ведь знаем, что сейчас тот же ветеран, у которого маленькая пенсия, тот же алкоголик, которому не на что купить бутылку, тот же наркозависимый ради дозы - они на свой паспорт наберут этих сим-карт сколько угодно и заключат сколько угодно договоров, в итоге какой эффект от усилий, которые вы приложили, внеся свой законопроект? БОКОВА Л. Н. Ещё раз повторю, данным проектом федерального закона предлагается изменить порядок оказания услуги связи: оказывать услугу связи только после того, как персональные данные, то есть паспортные данные, идентифицированы оператором сотовой связи, то есть когда сотовый оператор понимает, что он оказывает услугу связи реальному человеку. Если же вы распространяете незаконно, без договора, фактически как дилер работаете у метро или в подземном пешеходном переходе, на этот случай предусмотрена административная ответственность, так как распространять сим-карты можно только по договору с оператором сотовой связи. Если такового нет, то работает административное законодательство. Законопроект уже поступил на рассмотрение Государственной Думы, и я рассчитываю на вашу поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Людмиле Николаевне. Передо мной уже говорили о серых картах, и я хотел бы ещё уточнить. У нас сейчас в обороте находится немало сим-карт, которые когда-то были зарегистрированы и которыми кто-то пользуется, - как быть с ними, что с ними делать - заблокировать, как вариант, или ещё какие-то моменты предусмотрены? БОКОВА Л. Н. Спасибо. Если сим-карты зарегистрированы на конкретных лиц и оператор сотовой связи идентифицирует в своей базе данных этих конкретных лиц, соответственно, никакой блокировки не предусматривается, но при этом мы оператору сотовой связи предоставляем право проверить достоверность данных, которые у него имеются на сегодняшний день. Для этого мы предоставляем ему доступ к государственным информационным системам, то есть в данном случае это будет право оператора просто ещё раз проверить достоверность данных, которые у него имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Вопрос или Людмиле Николаевне, или Марине Алексеевне. Марина Алексеевна, вы сказали, что Роскомнадзору, для того чтобы заблокировать тот или иной мессенджер, потребуется трое суток. Вы же прекрасно понимаете, что этих трёх суток будет достаточно, для того чтобы собрать людей на то или иное несогласованное мероприятие. А что касается борьбы с педофилами, с наркотрафиком и тому подобным, то на высоком уровне все они давно уже перешли в сети Tor, и с этим мы пока ещё не научились бороться. Так не кажется ли вам, что данный законопроект - это такая, знаете, стрельба по ведьмам, стрельба по теням? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мукабеновой включите микрофон. МУКАБЕНОВА М. А. Ну, я приводила пример, что в течение трёх дней, когда Роскомнадзор ведёт такую работу, и это уже существующая практика согласно законодательству. Что касается вашего вопроса о том, будет или не будет работать закон. Мы ведь и принимаем этот закон, для того чтобы он работал. Мы сегодня принимаем его в первом чтении, мы принимаем концепцию законопроекта. У профильного комитета есть замечания и вопросы по техническим моментам, и я думаю, что при подготовке ко второму чтению законопроект можно будет доработать. Если у вас будут какие-то конкретные предложения именно в технической части - пожалуйста, вы можете подать свои поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Милонов Виталий Валентинович. МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос прежде всего к Людмиле Николаевне. Я очень рад, что вы изменили свою позицию: ещё месяц назад вы отстаивали право на приватность, критиковали инициативу каким-то образом ограничить идентификацию, вернее, ввести идентификацию для детей в социальных сетях. Я хочу сказать, что помимо мессенджеров, о которых вы говорите, есть большая проблема, связанная с социальными сетями, которые являются теми же самыми мессенджерами. Вы предлагаете сейчас ввести контроль за мессенджерами, которые не находятся на территории Российской Федерации и которые не обязаны исполнять законы Российской Федерации, и пользоваться ими можно без всякого контроля со стороны Роскомнадзора через VPN, вы это знаете прекрасно, и регистрироваться также можно не по российской, а по иностранной сим-карте, потому что аккаунт в мессенджере не привязывается именно к российской сим-карте. Но самая большая проблема в том, что самое большое количество тех людей... Я не беру в расчёт рассылки про погоду, про клёв, про рыбалку и так далее, я говорю про самых больших негодяев... Так вот они... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Людмила Николаевна. БОКОВА Л. Н. Ну, по мессенджерам - это скорее вопрос по законопроекту под пунктом 39, потому что мой законопроект касается как раз распространения так называемых серых сим-карт. Вы спросили, как быть, если сим-карта иностранного происхождения, - если эта сим-карта идентифицирована в канале связи российского оператора, то, соответственно, на неё распространяется действие законов Российской Федерации, то есть пользователь должен быть идентифицирован. А что касается первой части вопроса, то это по 39-му пункту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Марина Алексеевна, мы с вами на заседании комитета это обсуждали, и ответа я так и не получил, но, может быть, вы уже уточнили. Вообще, кроме тех четырёх-пяти мессенджеров, крупных мессенджеров, которые нам всем известны, есть ещё десятки, сотни мессенджеров мелких, средних и крупных, которые под это регулирование не подпадают. Ещё раз вам напомню, например, про мессенджер "Фейсбука" - там вообще нет мобильных телефонов, и привязать или заставить "Фейсбук" привязать свой мессенджер к номерам мобильных телефонов... я сомневаюсь, что это возможно, то есть в соответствии с редакцией вашего закона это означает запретить. Есть огромное количество мессенджеров, интегрированных в компьютерные игры, и люди, в основном это дети или подростки, играя в эти компьютерные игры, общаются между собой - это вообще международные системы, эти люди находятся в разных странах, иногда это сотни тысяч людей, которые играют одновременно. Как быть с этими мессенджерами? МУКАБЕНОВА М. А. Спасибо большое за вопрос. Не важно, крупный мессенджер, мелкий мессенджер - всех коснётся действие данного законопроекта, а именно организаторов тех из них, что работают по аналогии с СМС-сообщениями. Организаторы должны будут предусмотреть такую техническую возможность, программу, которая будет идентифицировать пользователя через привязку к мобильному номеру. Поэтому сегодня не важно... сегодня, кстати, есть такие мессенджеры, которые присылают вам сообщение, чтобы вы идентифицировались через электронную почту. Мы в своём законопроекте говорим, что привязка будет к мобильному номеру, поэтому работа данных мессенджеров должна будет осуществляться в соответствии с федеральным законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, я напоминаю, что в соответствии с нашим Регламентом работа в Государственной Думе ведётся на русском языке, поэтому вы со своими мессенджерами, провайдерами и прочими... Знаете, честно говоря, неприятно слушать. Это служба коротких сообщений или мгновенных сообщений - извольте употреблять нормальные слова. Это первое. Второе. Вот я смотрю на ребят, которые сидят сейчас на балконе: они так счастливы от того, что вы о них заботитесь, от возможности оперировать своими телефонами, своими сообщениями, прямо реально светятся от счастья!.. Уважаемые авторы законопроекта, вы так боретесь с какими-то мошенниками и так далее, но вы мне объясните, почему это можно сделать по мобильной связи и нельзя сделать по вашему стационарному телефону, расположенному, например, в фойе Совета Федерации, - точно так же может прийти ваш помощник и начать с вашего телефона рассылать какую-нибудь ерунду, обзванивать людей, обещать что-нибудь? Вы тут охоту на ведьм устроили, честно говоря, и портите всем жизнь, по большому счёту! Это то же самое, что с Бутом, понимаете?.. Все эти программы - это средства коммуникации, а преступления совершают... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос кому задавали? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Людмила Николаевна. БОКОВА Л. Н. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что это законопроект не об СМС-рассылках, мессенджерах или социальных сетях, это законопроект о незаконном обороте нелегальных сим-карт. Я не услышала вопроса именно по законопроекту под 38-м пунктом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г. У меня к Леониду Леонидовичу вопрос. Вот те самые, Сергей Владимирович, организаторы передачи коротких сообщений - под пунктом 39 законопроект... Правильно я понимаю, что если человек зарегистрировался в сети, то он может указать какой-то аноним, ник, а если потребуется, то информацию о нём уже соответствующие спецслужбы смогут выяснить, потому что будет привязка к номеру? Это первое. И второе. Решит ли это вопрос с так называемыми ботами, - ну, опять же в переводе для Сергея Владимировича - фальшивыми пользователями? ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Александр Геннадьевич, спасибо за вопросы. Вы совершенно правильно понимаете: речь действительно идёт о том, что никакого значения не имеет, как вы себя назовёте в социальной сети или в мессенджере, хоть Стариком Хоттабычем, важно, к какому телефону вы привязаны. Рассмотрение этих двух законопроектов подчёркивает позицию комитета, что усиление контроля за продажей сим-карт и за идентификацией пользователей, абонентов в привязке к мессенджеру облегчит понимание того, кто стоит за тем или иным ником. Это первое. Что касается второго вопроса, по поводу ботов. Та же самая ситуация: на кого зарегистрирован тот или иной номер, по которому идёт распространение бота в мессенджере, тоже должно идентифицироваться по сим-карте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скриванов Дмитрий Станиславович. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, у меня складывается такое чувство, что мы решительны в своей нерешительности, и в этом случае у меня два вопроса, честно говоря. Первый вопрос Людмиле Николаевне. Людмила Николаевна, вы очень часто говорите, что оператор должен проверить достоверность данных, - я не совсем понимаю, что значит проверить достоверность данных? Сверить с базой данных и понять, что, условно, Марьиванна действительно существует, числится по документам регистрации? Но это не обезопасит нас от того, что сим-карты будут продаваться у метро в неограниченном количестве. Может быть, всё-таки продумать уже какую-то технологию? Например, сим-карта привязывается к банковской карте, и если в течение определённого времени не совершается платёж или в течение месяца либо двух месяцев не совершается ни одного платежа, то сим-карта просто отключается оператором. То есть, может, предложить какие-то технологии, которые создавали бы условия для того, чтобы человек использовал сим-карту? БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос. Коллеги, хочу ещё раз подчеркнуть, что в данном случае мы предлагаем, чтобы оператор сотовой связи проверял достоверность данных, для того чтобы ещё раз убедиться, что он оказывает услугу связи непосредственно идентифицированному человеку. Тем самым мы предотвращаем возможность того, что человек встанет около метро или в подземном пешеходном переходе и будет продавать сим-карты незарегистрированным пользователям. Сейчас покупатель подходит к продавцу, например, в метро, покупает у него сим-карту, говорит какие-то данные своего паспорта, но оператор сотовой связи не может их проверить, потому что по закону у него нет доступа к государственным информационным системам. Таким образом, сим-карта может быть использована для совершения мошеннических действий, террористических действий, поэтому мы и вводим такую норму об идентификации. Я поддерживаю вашу идею по поводу использования новых, современных технологий для идентифицирования пользователей, но не согласна с тем, что мы должны лишать человека права использовать связь, блокировать его. Могут быть разные ситуации, человек может находиться в разных местах, и, если оператор лишит его сотовой связи, он не сможет, например, вызвать скорую помощь или ещё что-то. Мы пошли по пути изменения подхода к самому договору оказания услуги связи: сначала покупается сим-карта, появляются сведения в базе данных оператора, оператор их проверяет, удостоверяется, что это действительно идентифицированный пользователь, и после этого оказывает услуги связи, тем самым не лишая человека права на получение услуг связи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Вопрос Левину Леониду Леонидовичу. В ходе сегодняшней дискуссии неоднократно звучали слова о персональных данных и в целом о выполнении норм законов, касающихся информационной политики. Вопрос: выполнил ли "Фейсбук" требования закона о размещении персональных данных на территории России? И если не выполнил за эти несколько лет, какие по отношению к нему принимались меры принуждения со стороны исполнительной власти? ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Андрей Константинович. У вас будет возможность лично задать этот вопрос Александру Александровичу Жарову, который приглашён 19 июня на расширенное заседание нашего комитета, где будет обсуждаться ещё один важный законопроект - об анонимайзерах (извините, опять я иностранное слово употребляю), о запрещении доступа к противоправной информации, так как на сегодняшний день ещё остаётся такая возможность. Вот мы как раз хотим обсудить эти вопросы, и вы сможете ему лично задать ваш вопрос, он вам профессионально и предметно на него ответит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Скриванов. Пожалуйста. СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, я хотел два вопроса задать. Можно второй вопрос задать? Второй вопрос я так и не задал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы по одному вопросу задаём. СКРИВАНОВ Д. С. Он по второму законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну пожалуйста. СКРИВАНОВ Д. С. У меня вопрос к Леониду Леонидовичу. Вот когда мы даём доступ к мессенджеру - тоже прошу прощения, что на иностранном языке, но так всем понятнее, - мы, по большому счёту, предоставляем коды, открывающие доступ к видеокамере смартфона либо компьютера, потому что мессенджер грузится и туда, и туда, к геопозиции, я не знаю, к контактам, к календарю... У меня вопрос следующий: как будут защищаться эти данные? Не получится ли так, что эти данные в конце концов окажутся где-то на "Горбушке", к примеру? ЛЕВИН Л. Л. На сегодняшний день никто вам не даст гарантий, в силу того что все эти мессенджеры находятся вне правового поля Российской Федерации, что эти данные не окажутся на "Горбушке". Такое может произойти с любым мессенджером, потому что, подписываясь на него, мы в лучшем случае соблюдаем законодательство Соединённых Штатов Америки, а никак не законодательство Российской Федерации, и гарантий государство Российское вам никаких дать не может. Наша задача в том, чтобы, прорабатывая и дорабатывая этот законопроект ко второму чтению, учесть все эти пожелания, в том числе и вопрос о персональных данных наших граждан. Кстати, на расширенном заседании комитета эта тема тоже поднималась, она является крайне актуальной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Крупенников Владимир Александрович. КРУПЕННИКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я по 39-му вопросу. Рассматриваемый сегодня в первом чтении законопроект направлен на дальнейшую оптимизацию законодательства в информационной сфере и прежде всего на повышение уровня антитеррористической безопасности и правовой защищённости граждан. Необходимо отметить, что законопроект не дублирует положения пакета принятых нами антитеррористических законов, а предлагает механизм правового регулирования деятельности сервисов обмена электронными сообщениями, так называемых мессенджеров. Законопроект конкретизирует целый ряд положений Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": вводятся такие нормы, как идентификация пользователей с использованием абонентского номера, обеспечение возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти, а также ограничение рассылки и передачи сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Всё это позволяет спецслужбам через систему оперативно-розыскных мероприятий идентифицировать преступников и террористов. Кроме того, законопроект направлен на борьбу со спамом, который раньше распространялся посредством СМС-сообщений, а в настоящее время стал активно распространяться через мессенджеры. Важным положением законопроекта является возможность ограничения оператором связи доступа к сервису обмена мгновенными сообщениями на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятого на основании вступившего в силу решения суда. С учётом актуальности данного законопроекта фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает его принятие в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ющенко Александр Андреевич, пожалуйста. Выступление от фракции. ЮЩЕНКО А. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, Интернет - это величайшее достижение человечества, и это факт, он является неотъемлемой частью нашей жизни, Всемирная сеть используется практически во всех сферах общества. Информационные технологии на его основе вошли в повседневную практику значительно быстрее, чем вошли в массовое пользование такие технологии, как телевидение, радио и телефон. Тут всплывает в памяти персонаж Рудольф из фильма "Москва слезам не верит" с его фразой, что через двадцать лет будет одно сплошное телевидение, - вот сегодня мы живём в реалии одного сплошного Интернета. Количество пользователей Интернета с каждым днём стремительными темпами растёт. В современном мире очевидно влияние Интернета как средства массовой коммуникации на развитие современного общества, рост влияния современных информационных, коммуникационных технологий на социализацию жизни огромен. Применяя возможности Всемирной сети, человек является не только потребителем и пользователем информации, но и получает возможность активно участвовать в движении преобразования информационных потоков. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития. Положительный характер влияния Интернета связан с колоссальными, нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователей и огромный потенциал его развития, духовно-ценностной ориентации и самореализации. Онлайн-СМИ, например, обогнали традиционные издания по числу читателей. Мы слышим от оппонентов, что Интернет нигде в мире не регулируется, и это, мягко говоря, обыкновенная чушь. Интернет-пространство в разных странах регулируется своим законодательством: в США, например, это во многом первая поправка к Конституции, а в Великобритании на фоне последних террористических актов вообще заговорили открыто о том, что работа таких мессенджеров должна быть вообще прозрачной. В своё время президент отдельно упомянул разные модели регулирования Интернета и отметил (цитирую): "Каждый раз, когда нам приходится выбирать между излишним регулированием и защитой свободы Интернета, мы, безусловно, выбираем свободу". Но реалии таковы, что свобода - очень относительное понятие. Где та золотая грань, устраивающая всех? Ведь свобода одного человека наступает на свободу другого. Интернет в России является зачастую территорией неограниченной свободы слова. С одной стороны, это, конечно, является достижением, с другой стороны, мы являемся свидетелями циничного перехода всех морально-этических норм, а то и перехода грани закона. В новых условиях происходит изменение отношения к анонимности в обществе. В интернет-пространстве целью этого может быть получение внимания окружающих, сочувствия или же манипулирование и мошенничество. Мы считаем, что Интернет очень важен и полезен: в виртуальном мире сегодня можно зайти в библиотеку, в кинотеатр, прогуляться по городу, в котором ещё не был, познакомиться с людьми, которые живут вообще на другом континенте и завести с ними дружбу. Большинство людей этим и занимается в социальных сетях, но, как и любое другое изобретение такого масштаба, Интернет может работать и как машина разрушения и уничтожения. Примеры лежат на поверхности: атомная энергия, с одной стороны, созидательная энергия, но, с другой стороны, она лежит в основе разрушительного ядерного оружия; обезболивающие во многом помогают больным людям преодолеть боль, но, с другой стороны, это основа для производства наркотиков. Интернет нужен, и этот законопроект ни в коем случае не является запретительным. Виртуальная площадка стала реальностью, и для очень большой части населения Интернет необходим для работы, кому-то - для общения и учёбы. В законопроекте нет ничего противоречащего правам и свободам человека, есть желание защитить пользователей от мошенников, сектантов и террористов. Как оказалось, в виртуальном мире сегодня также есть преступность - как и везде, где есть преступники, там нужна и полиция. Хулиган, как правило, сильнее отличника, и задача государства - выступить в роли защитника, но это надо делать грамотно, крайне аккуратно, обязательно советуясь с профессионалами и с общественностью. Мессенджеры используют электронные сервисы для обмена сообщениями, при этом у них нет никакого правового статуса, а также нет возможности взаимодействия государства и этого средства распространения информации. Как избежать распространения спама, тем более если этот спам связан с противоправными действиями, с террористическими действиями? Государство должно получить возможность каким-то образом не допустить этого. В рамках обсуждения этого законопроекта мы привлекли широкий спектр профессионального сообщества, провели расширенное заседание комитета, чтобы обменяться мнениями, эта инициатива назрела, и её поддержало профессиональное сообщество. Мы пользуемся мессенджерами, мы все пользуемся телефонами, всё привязано к нашему телефонному номеру - мы же не переживаем по этому поводу и не боимся, поскольку знаем, что всё равно конфиденциальность переписки сохраняется. Я активно использую мессенджер для информирования о проведении того или иного мероприятия, в том числе для призыва участвовать в наших акциях протеста, которые мы проводим, заранее подав заявки. При этом мы часто получаем несанкционированную информацию, распространяемую с непонятных адресов, и хорошо, если это просто безобидный информационный хлам, а если с непонятных адресов прозвучит призыв к правонарушению и даже преступлению? Такие вещи необходимо пресекать. Наша фракция поддержит эти два законопроекта, и ко второму чтению мы обобщим разные точки зрения. Главное, чтобы шаги в этом направлении не привели к ограничению прав и свобод граждан, чтобы сохранялись безопасность, конфиденциальность переписки, а также качество работы сервисов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Луговой Андрей Константинович, пожалуйста. Выступление от фракции. ЛУГОВОЙ А. К. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР законопроект под пунктом 38 поддерживает, а законопроект под пунктом 39 поддержать категорически не может, и вот почему. Вопросы безопасности, конечно, имеют большое значение, мы все это прекрасно понимаем, но предлагаемые в этом законопроекте пути борьбы с так называемыми мессенджерами абсолютно бесперспективны, я не побоюсь сказать, лишены всякого здравого смысла. Мы сегодня принимаем законопроект... Как если бы мы принимали закон, иметь Сатурну кольца или не иметь, вот мы сейчас примем: Сатурну кольца не иметь, а толку в этом никакого не будет! Законопроект носит глубоко декларативный характер, хотя затрагивает фундаментальные основы связи, Интернета и криптографии. И я думаю, прежде чем принимать этот законопроект, мы должны были бы месяцами работать: проводить "круглые столы", научно-практические конференции, приглашать туда людей, которые годами учатся в университетах, занимаются математикой, физикой и пишут докторские диссертации по этой теме! Мы даже с точки зрения терминологии здесь выглядим, извините меня, просто смешно. Ну во-первых, для реализации этого закона у Роскомнадзора нет никакого инструмента вообще, потому что нет даже понимания, как мессенджеры работают. Я хочу вам сказать, что даже в Вашингтоне нет информации о наших кодах пользования тем же "WhatsApp", потому что используется так называемый RSА-алгоритм - математическая модель, которую пока никто не взломал. Человек, который когда-то раскроет эту модель, получит Нобелевскую премию, а мы с вами говорим о том, чтобы Роскомнадзор что-то блокировал! Ну вы представьте себе: многоквартирный дом, все пользуются через Wi-Fi телефонной связью и на IP-адрес идёт просто огромный поток зашифрованной информации. Роскомнадзор просто понятия не будет иметь, что там зашифровано, - это бессмысленно! Он никогда не определит, где клиент идентифицированный, а где клиент неидентифицированный, этого понять никогда не сможет тот же самый "WhatsApp", который находится где-то там в Калифорнии. Ну это фундаментальные вещи, понимание которых при принятии этого законопроекта должно в голове вообще у нас у всех здесь быть. То есть уязвимость этого алгоритма пока не обнаружена, а значит, коды вскрывать тоже невозможно, а мир - это вот тот самый многоквартирный дом, о котором мы говорим, а мы предлагаем, чтобы были переданы кому-то какие-то коды доступа, которые никому никогда не будут известны, потому что математическая модель автоматически... Вот каждый из вас, кто пользуется "WhatsApp", каждый раз отправляет новый код, и он никогда не повторяется, и тот, кто получает, делает то же самое. Ну невозможно исполнить этот закон! Теперь что касается идентификации. Вопросов нет, все мы стоим за идентификацию, но, друзья мои, о какой идентификации можно говорить, когда мы покупаем виртуальные сим-карты? Ну я знаю, что у некоторых депутатов здесь есть телефоны, в которых нет сим-карт, и они пользуются Tor в Нидерландах, Бельгии, Великобритании, Германии, и никакой Роскомнадзор, никакая спецслужба установить это не сможет вообще никогда. Ну о чём мы тогда здесь вообще говорим? Вот молодёжь, которая сидела на балконе, - они выйдут, друг на друга посмотрят и подумают о нас соответствующим образом, а потом мы их всех вылавливаем на Тверской, потому что они понимают, что мы в разных мирах живём, на разных планетах, они на Сатурне, а мы на Земле - или наоборот, понимайте как хотите. Наконец, главный, фундаментальный вопрос - вопрос об анонимности. Вы понимаете, что не придумана модель борьбы с анонимностью? Не придумана в мире! Десятки миллиардов долларов тратятся на анонимность. Вы наверняка слышали о таком понятии, как Tor? Я прошу прощения, Сергей Владимирович, переведу: The Onion Router. Это, вы меня извините за эти слова, так называемый луковый маршрутизатор, это добровольное сообщество людей, которые добровольно решили свои компьютеры передать в пользование другим через так называемую (здесь уже упоминали) VPN - видите, я сюда, в бумаги смотрю, я сам запомнить это не могу - виртуальную частную сеть. Ну вот если мы хотим пользоваться мессенджером - любым из тех, что здесь называли, - мы можем спокойно это делать через Tor, и многие присутствующие здесь депутаты этим пользуются, и прекрасно об этом знают, что они этим пользуются, и при этом мы будем сейчас голосовать за принятие этого законопроекта... Абсурдно! Я уже приводил пример с телефоном без сим-карты, но главное в другом: друзья мои, несколько лет назад мы приняли закон, которым обязали все соцсети иметь серверы с персональными данными наших граждан на территории Российской Федерации, - "Фейсбук" этого не выполнил. Вот Леонид Леонидович так ловко ответил, что, мол, придёт Жаров, пусть он вам и ответит, - вот в этом ловкость и заключается. Мы боимся трогать "Фейсбук"! Ну давайте его тронем - и что будет?.. Да мы социальными сетями должны заниматься, а не мессенджерами, мы всё равно с ними ничего не сделаем, бессмысленная трата времени, бездарная работа над законом, простите меня! Знаете, это похоже на войну с покемонами. Я сейчас обращаюсь к Александру Дмитриевичу (жалко, Вячеслава Викторовича здесь нет): я знаю, что на площадке Госдумы при Председателе Госдумы создаётся совет по "электронной России", по "электронному правительству", куда наконец-то приглашаются видные деятели интернет-сообщества, и не только менеджеры и владельцы, но и многие эксперты. Мы, принимая законы, связанные с пользованием Интернетом, порой не очень понимаем, что мы делаем, - то ли мы обслуживаем чьи-то интересы и лоббируем те или иные законы в интересах каких-то компаний, то ли мы занимаемся политикой, то ли мы защищаем наших детей, то ли, наоборот, даём какую-то большую свободу всем тем, кто действует в таком интернет-сообществе, - но мы в основном, как правило, опираемся на пользователей, которые нам что-то рассказывают, и не вникаем глубоко в проблему. Друзья мои, надо работать в Интернете, проявляя прежде всего компетентность, здравомыслие и политическую целесообразность! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николаев Олег Алексеевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, добрый день! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" концепцию данного законопроекта поддерживает. О замечаниях к законопроекту уже многое было сказано, до меня уже было высказано много мнений относительно законопроекта, но я тем не менее хочу акцентировать ваше внимание на некоторых моментах, которые изложены в законопроекте. Прежде всего хочу сказать, что законопроект разработан, наверное, в контексте регулирования деятельности электронных сервисов в рамках развития большой цифровой экономики. Все мы прекрасно знаем, вовлечены в этот процесс и зачастую на разных площадках говорим о важности развития цифровой экономики, и понятно, что в рамках развития большой цифровой экономики нам очень важно отрегулировать развитие самих электронных услуг. В данном случае этим законопроектом мы выделяем в отдельный сегмент сервисы, предоставляющие услуги передачи мгновенных сообщений, в законопроекте они называются информационно-коммуникационными сервисами. Возможно, определив этот сегмент, через некоторое время мы дойдём и до других сегментов, таких как социальные сети и иные вещи, но мы в первую очередь должны создавать, наверное, порядок функционирования этих сегментов, с тем чтобы они имели чёткие правила взаимодействия с участниками данного рынка, в том числе с органами государственной власти. Предыдущие выступавшие уже говорили, что на сегодняшний день, к сожалению, именно в информационные каналы так называемых мессенджеров перетекло очень много противоправной информации, а поскольку этими услугами пользуются десятки миллионов наших сограждан, в том числе прежде всего молодёжь, конечно же, мы, с одной стороны, ограждаем людей от противоправной информации, с другой стороны, должны обеспечить и права операторов, через которых предоставляют услуги такие сервисы. Помимо всего прочего, в данном законопроекте для операторов электронных сервисов передачи мгновенных сообщений предусмотрена дополнительная возможность - возможность коммуникации с органами государственной власти, то есть если на настоящий момент можно, так выразимся, эту функцию только включить или выключить, то после принятия этого закона у операторов появится возможность общения с органами государственной власти, появится возможность выполнить всё, чтобы не допустить противоправную информацию в свою зону деятельности и тем самым оградить себя от угрозы прекращения своего существования. Кроме того, как уже было сказано, мы закладываем в законопроект возможность использования этих каналов, ввиду того что ими охвачено много людей, для донесения до людей важной информации, зачастую очень необходимой информации, в том числе касающейся их безопасности. Ещё раз хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и, конечно же, призывает всех над ним поработать ко второму чтению, устранить недочёты и, скажем так, разногласия, с тем чтобы закон был полезен прежде всего для пользователей, обеспечивал безопасность страны и защищал интересы и операторов, и граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, уже много было сказано про сотовую связь, про сим-карты. Безусловно, очень важно, когда сим-карта идентифицирована - здесь мы, может быть, поддержим нашего коллегу из Совета Федерации, - другое дело, можно ли это выполнить? В сложившейся ситуации практически это сделать будет нельзя. Ну, будут теперь ловить и штрафовать тех, кто продаёт эти сим-карты. Второй момент ещё более странный - то, что касается мессенджеров. Все говорят, что мы будем бороться с противоправной информацией, что будем ограничивать её распространение. Понятно, что одним из источников вдохновения для создателей данного законопроекта послужили массовые выходы молодёжи на улицу, которые координировались как раз через эти самые мессенджеры, но сможем ли мы этому помешать, приняв такой закон? Наш коллега из фракции ЛДПР достаточно подробно всё рассказал, описал техническую часть, и я с ним абсолютно согласен: мы этим законом ничего не изменим, к сожалению. Те, кто пользуется мессенджером для сбора активистов, для сбора, скажем так, своих сотрудников, так и будут им пользоваться, потому что они впереди на шаг, те люди, которые в том числе сегодня сидели и на этом балконе, обойдут законы, которые мы сегодня принимаем, потому что они на шаг или на два шага впереди. Не уподобимся ли мы тем персонажам, которых ещё в далёком 1947 году описал известный писатель в своём романе "1984": Большой Брат пытается за всеми следить - где находится, геолокация, с кем разговаривает, зачем говорит? Нужно это или не нужно? Спросите ту самую молодёжь, спросите общество, посмотрите результаты голосования по этому законопроекту в ряде соцсетей! Ну, там есть разные эпитеты в отношении депутатов - я их приводить не буду, - мол, им нечем заняться, вот они и занимаются непонятно чем, но по сути подавляющее большинство граждан, мягко говоря, не поддерживает данный законопроект, а мы их пытаемся сегодня со своей стороны "облагодетельствовать" таким образом, за них что-то решить, их в чём-то ограничить. Надо ли бороться с незаконным контентом? Конечно, надо, но для этого есть другие способы, они должны быть у правоохранительных органов. Анализировать информацию миллионов подписчиков никакая машина ни с какими программами сегодня не способна, и даже блокировать отдельных персонажей, о которых все знают, тоже невозможно, потому что распространять информацию можно через другие каналы. Получается, этот законопроект - я говорю о втором законопроекте - может оказаться нашим вкладом в борьбу с ветряными мельницами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, конечно, законопроект очень нужный и хороший, но, на мой взгляд, к рассмотрению во втором чтении требуется внести дополнения и провести обсуждение. Например, вопрос по юридическим лицам: каким образом будут проверяться списки пользователей, юридических лиц, насколько часто это будет совершаться? Необходимо также отметить, что далеко не все мессенджеры работают только от абонентских номеров, есть выделенные каналы связи, многие компании планируют через три-четыре года запустить спутниковые системы связи. Кроме того, помимо бесплатных VPN-приложений есть другие анонимайзеры, поэтому нам, наверное, при подготовке ко второму чтению стоит ещё очень серьёзно подумать и внести поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горелкин Антон Вадимович. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот буквально час назад в переходе метро "Охотный ряд" я купил за 180 рублей анонимную сим-карту, я её проверил - она абсолютно функциональна, и к Интернету можно подключиться. Единственная её особенность заключается в том, что она анонимная. Уважаемые коллеги, сегодня целые отрасли преступного мира работают на нелегальных сим-картах. Реальность, в которой мы живём, такова, что даже первоклассник может получить вполне конкретное предложение с анонимного номера о покупке наркотиков, мы видим, как террористы, используя анонимные номера, реализуют свои ужасающие планы, мы видим, как телефонные мошенники обманывают пенсионеров, порой лишая их последних денег. Решение, которое предлагается в законопроекте под пунктом 38, конечно, не избавит нас от преступников или мошенников, но значительно осложнит им жизнь. Идея в том, чтобы телефонная сеть просто не разрешала абоненту подключиться с анонимной сим-карты. Особо отмечу, что авторы законопроекта не пошли по малоэффективному в данной ситуации пути увеличения запретов или усиления уголовного наказания, они предложили гораздо более продуманную и, главное, системную меру, цель которой - лишить преступников самой возможности анонимного подключения к телефонным сетям. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит законопроект о нелегальных сим-картах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, авторы? Нет. Содокладчик? Пожалуйста, Леонид Леонидович. ЛЕВИН Л. Л. Спасибо большое за интересную дискуссию, зачастую эмоциональную. Отмечу несколько моментов для коллег, чтобы было понятно, как принимаются решения о блокировке, и я думаю, что в данной ситуации они будут приниматься таким же образом: по тому или иному вопросу есть уполномоченный орган; если это вопрос суицида, вопрос наркотиков или же вопрос экстремизма, то, соответственно, уполномоченный орган будет обращаться в Роскомнадзор, а Роскомнадзор - взаимодействовать с конкретным мессенджером, который работает на территории Российской Федерации. По поводу иностранных мобильных операторов и распространения информации с этих сим-карт. Если речь идёт о необходимости блокировки распространения информации с сим-карты, в этом случае Роскомнадзор будет обращаться к мессенджеру; если же необходимо установить, кто является владельцем иностранной сим-карты, это уже работа правоохранительных органов, которые могут обратиться с запросом к иностранному сотовому оператору и в соответствии с постановлением, решением суда получить нужную информацию. Такие примеры сотрудничества уже есть. Здесь приводили пример регистрации сим-карты на алкоголиков и других людей (пример с ветераном, правда, мне не совсем понятен, но тем не менее). Так вот хочу сказать, что на сегодняшний день и в законе прописано, и в постановлениях правительства устанавливаются дополнительные полномочия, когда оператор имеет право запрашивать подтверждение идентификации личности в случае, если у него есть сомнения, этот ли именно абонент пользуется данной сим-картой. Чтобы гражданину не нужно было обязательно лично куда-то приходить, для него теперь предусматривается возможность подтвердить свою личность через сайт "Госуслуги", использовать этот сервис для подтверждения своей личности. По поводу того, что мессенджерами уже якобы никто не пользуется, вся противоправная информация ушла в сеть Tor. Я думаю, многие из сидящих в зале, не говоря уже о их близких, родных или знакомых, могут подтвердить, что до сих пор на сотовые телефоны через мессенджеры приходит информация - например, о продаже наркотиков, - поэтому говорить, что мессенджер не использует непроверенную информацию, мягко говоря, было бы наивно. Ну и о дискуссии, будут или не будут исполнять закон иностранные компании. Выступавший здесь Андрей Константинович Луговой говорил, что плевать они хотели на наше законодательство, они будут пропускать это мимо ушей и не исполнять. Но не так давно именно Андрей Константинович Луговой был автором законопроекта о регистрации иностранных компаний в России с точки зрения налоговых платежей: когда этот законопроект был внесён, все крутили у виска и говорили, что никогда американская компания, платящая налоги в Соединённых Штатах, не будет платить деньги и регистрироваться в Федеральной налоговой службе, а сегодня более ста компаний, включая "Фейсбук", зарегистрировались в Федеральной налоговой службе. И последнее, по поводу технологической возможности или невозможности исполнения этого закона. Вы знаете, эта дискуссия мне напоминает фантастические фильмы, мы все их смотрели: или о каком-нибудь безумном враче, который придумал вирус, но не придумал лекарство от него, потому что съел ампулу, и поэтому решения этой проблемы нет; или же о различных гетто, которые были, особенно раньше, в Нью-Йорке, в городах Бразилии или в других регионах, - там не подчинялись никаким законам, считали, что представляют новый мировой порядок, как раз молодёжь активно использовала эти места и жила в своё удовольствие, не подчиняясь ничему. Чем всё это закончилось, мы хорошо знаем. Поэтому я думаю, что мы должны двигаться не с точки зрения развития футуристических фильмов и применения их на практике в нашей стране, а стараться приводить онлайн к офлайну, чтобы законодательство онлайн, безусловно корректно и с учётом технологических реалий, начинало участвовать в нашей жизни, чтобы мы понимали, что, чем больше мы погружаемся в эту сферу, тем больше мы получаем не только удобств и сервисов, но и защиты, а также понимания того, что наши персональные данные не уйдут за границу (кстати, сегодня об этом тоже говорилось). Сегодня эти мессенджеры собирают все персональные данные о нас и отправляют непонятно куда - хотелось бы, чтобы наше государство контролировало это и мы были уверены в том, каким образом это всё используется. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", 38-й пункт повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 48 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункт 39-й повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 23 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.