Заседание № 217
О проекте федерального закона № 183721-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части, касающейся порядка продажи земельного участка при его приватизации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 9: о проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Докладывает член Комитета по собственности Евгений Петрович Ищенко. Пожалуйста, Евгений Петрович. ИЩЕНКО Е. П. Уважаемые коллеги, целью данного законопроекта, поправок к трем законам, является попытка запуска механизма реального рыночного оборота земельных участков под приватизированными объектами недвижимости и вывода сделок купли-продажи земли из тени. В соответствии с действующим земельным законодательством приватизация земельных участков, на которых находятся приватизированные объекты недвижимого имущества, осуществляется путем продажи этих участков собственникам указанных объектов недвижимости по цене, составляющей от трех- до тридцатикратного размера ставки земельного налога. При преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества земельные участки учитываются в уставном капитале данных акционерных обществ по стоимости, равно трех- или пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади. Определенная таким образом стоимость земельных участков отличается от кадастровой, то есть рыночной, стоимости в десятки раз. Такая крайне заниженная цена означает практически бесплатную передачу земельных участков в собственность частных организаций, что, на мой взгляд, противоречит основному принципу приватизации государственного имущества: государственное имущество должно приватизироваться по максимально возможной цене. Именно такой принцип реализован в Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" и относится ко всему имуществу, за исключением, пожалуй, земли. В результате федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты ежегодно недополучают десятки миллиардов рублей. Предусмотренная упомянутыми законами зависимость конкретной цены земельного участка от количества жителей в населенном пункте является экономически необоснованной. В ныне действующей редакции, поясняю, стоимость земли поставлена в прямую зависимость от количества людей, проживающих в том или ином муниципальном образовании. Речь, сразу же хочу оговориться, идет только о городских землях и только о землях под приватизированными объектами: либо это заводы, либо это какие-то административные здания. Так вот, мы исправляем эту норму, потому что считаем ее необоснованной. К примеру, в поселке Барвиха проживает около двух тысяч человек, а в городе Екатеринбурге - более миллиона, но я считаю, что в Барвихе... не я считаю, это рыночная цена определяется таким образом, что в Барвихе земля дороже. Рыночная цена есть паритет спроса и предложения, как всем нам известно. Таким образом, мы предлагаем кадастровое определение цены земли, которое учитывает все особенности. Отсутствие возможности приватизации земельных участков по рыночным ценам вызывает естественное сопротивление органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Как мы знаем, несмотря на то что Земельный кодекс был принят уже достаточно давно, он в большинстве регионов практически не работает и, допустим в таком регионе, как Москва, наверное, заработает не скоро, поскольку та нормативная цена, которая заложена, - от трех до тридцати ставок земельного налога - существенно, в десятки раз ниже рыночной цены, которая сложилась на сегодняшний момент в Москве, особенно в центре города. И естественно, что муниципальные власти, власти Москвы, саботируют всячески, и будут делать это дальше, принятие местных законов, дающих возможность Земельному кодексу заработать в столице, по одной простой причине: им выгоднее получать десятикратные цены за сдачу в аренду этой земли, нежели продавать ее за бесценок. Вот суть законопроекта и заключается в устранении указанной причины блокирования рыночного оборота земли в России путем введения в земельное законодательство нормы о продаже земли только по реальной рыночной - кадастровой - стоимости, которая во много раз отличается от установленной на сегодняшний день стоимости нормативной. Несмотря на то что при продаже земельных участков собственнику объектов недвижимости конкурсность отсутствует (ну понятно, если дом твой, то никому другому эту землю продать не могут), при определении кадастровой стоимости действует механизм рыночной оценки, на мой взгляд, рыночный механизм определения стоимости земли. Если собственник не может заплатить эту рыночную стоимость, у него всегда есть альтернатива - взять землю в аренду, а выкупить ее тогда, когда у него будут необходимые свободные средства. В связи с тем что работу по определению кадастровой стоимости земельных участков в ряде регионов Российской Федерации планируется завершить в течение текущего года, несмотря на то что в соответствии с законом "О государственном земельном кадастре" она должна была быть завершена к 1 января этого года, мы, авторы законопроекта, понимая, что создать кадастр тяжело и не везде, не все регионы с этим справились, хотя во всех крупных городах он уже существует, предлагаем ряд переходных положений, переходных моментов. До середины этого года, до 1 июля, те регионы, где не завершена работа по формированию кадастра, могут продавать землю в соответствии с законом "Об оценочной деятельности..." либо применять действующий ныне механизм. Однако, на взгляд авторов законопроекта, и мой в том числе, мы должны поднять планку, и не от трех до тридцати, а поднять эту планку в десять раз: от тридцати до трехсот ставок земельного налога, потому что земельный налог у нас в большинстве случаев все-таки небольшой. И применять до тех пор - опять же это временная мера, - пока не будет составлен кадастр в той или иной территории, ну и тогда будет соответственно определенность. Что касается такого способа приватизации земельных участков, как внесение их в уставный капитал акционерных обществ, расположенных на земельном участке, по кадастровой стоимости, это расширяет инструментарий приватизации, позволяя государству приобрести соответствующий пакет акций акционерного общества. О чем идет речь? Мы говорим, что, если то или иное акционерное общество, приватизированный завод или еще какое-то АО, не в состоянии заплатить за землю и не хочет платить за аренду, есть еще один механизм: оно может оценить землю по кадастровой стоимости и, согласовав это с государством, внести в уставный капитал общества эту землю. А государство получает крупный, соответствующий, так скажем, пакет акций этого акционерного общества, что тоже является активом. В ряде случаев полезно применять такой способ. Хотя в отзыве Правительства почему-то сказано, что я обязываю государство это делать, никакой обязательности здесь, конечно же, нет. Принятие законопроекта позволит значительно, на взгляд авторов, активизировать процесс приватизации земельных участков по реальной цене, то есть не раздачу за бесценок за взятки, а по реальной цене, завершить формирование единого объекта недвижимости, позволит увеличить доходы бюджетов всех уровней за счет средств от продажи земли и, кроме того, увеличить собираемость земельного налога. То есть мы, вводя в оборот земли (естественно, что основную стоимость имеют земли городские), должны их продавать, не повторять очередной такой этап, как ваучерная приватизация под лозунгом "Давайте раздадим всё за бесценок": сейчас уже у людей есть деньги, а с целью пополнения бюджета будем потихонечку эту землю продавать, и не по бросовым ценам, а по реальным рыночным ценам. В этом, безусловно, должны быть заинтересованы крупные города, в первую очередь наша столица Москва и Санкт-Петербург. В процессе подготовки законопроекта велась активная совместная работа с представителями субъектов Российской Федерации, в частности города Москвы, которые поддержали его концепцию в Москомземе. Комитет Госдумы по собственности также поддержал концептуальные положения законопроекта. Прошу поддержать концепцию закона и принять его в первом чтении. Те недоработки, которые есть, мы готовы устранить при последующей работе. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы П. В. Романов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Петрович. Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчику? Пожалуйста, нажмите на кнопочку, чтобы я видел, кто хочет задать вопрос. Включите, пожалуйста, запись желающих задать вопросы. Включите, пожалуйста, микрофон Пузановскому. Пожалуйста, Адриан Георгиевич, ваш вопрос. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемый Евгений Петрович, ваш законопроект возвращает нас всех к тем бурным дням и месяцам, когда палата рассматривала закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Земельный кодекс. Многократно тогда в палате звучало, что оборот земель сельскохозяйственного назначения отделен от оборота городских земель или земель под промышленными комплексами, и при этом говорилось о том, что здесь будет применяться именно рыночная цена, кадастровая. Вы готовили этот законопроект. Нет ли у нас в тех законах оговорок в плане введения в действие, когда этот переход должен был быть осуществлен? Напомните нам всем это. ИЩЕНКО Е. П. Адриан Георгиевич задал хороший вопрос. Мы все знаем, что далеко не всё из того, что обсуждается в процессе принятия закона, в этот закон в конечном счете попадает. Вопрос о кадастровой, рыночной стоимости земель поднимался, однако на тот момент федеральное Правительство сочло это лишним и оставило принятый и ныне действующий порядок, когда стоимость земли определяется как равная ставке земельного налога, умноженной на коэффициент от 3 до 30, который устанавливается местным законом. Изъян такого подхода очевиден, потому что он, сразу видно, не учитывает особенности, допустим, муниципального образования. Ведь у нас земля в Жулебине и земля рядом с Государственной Думой, по всей видимости, разную стоимость имеет, и данный подход не учитывает такой особенности. Между тем кадастр все подобные вещи учитывает полностью. В том законе, который был сильно политизирован, - об обороте сельскохозяйственных земель, конечно, многие вещи были несовершенны. И наша с вами работа, на мой взгляд, в том, чтобы их исправлять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон Шандыбину. ШАНДЫБИН В. И. Евгений Петрович, тут будут приниматься все меры, чтобы этот закон не прошел. Вы скажите, какую экономическую выгоду ваш закон принесет народу? Потому что сейчас денег нет на жилищно-коммунальную реформу, денег нет на добавку к пенсиям - добавили по 31 рублю. И правильно люди говорят: эти деньги надо Касьянову отослать, чтобы не обманывал народ. Широкая общественность не знает об этом законе, поэтому вот расскажите, какая экономическая выгода, если Государственная Дума примет этот закон? ИЩЕНКО Е. П. Для сравнения возьмите историю приватизации изначальной. Какая экономическая выгода государству от продажи объектов за бесценок или за ваучеры, которые всё равно скупались у населения впоследствии за реальные деньги на конкурсах, на аукционах? Ну, конечно, есть разница, колоссальная разница между рыночной и стоимостью нормативной, которая сейчас будет применена. Земля, которая является основным богатством, замечу, любой страны, любой нации, будет продана по низкой, нормативной цене, это будут деньги в бюджет (бюджет - это зарплата бюджетников, все знают, что такое бюджет, постоянно его принимаем). Непосредственно для народа это, безусловно, возможность увеличения бюджетных доходов и, как следствие, расходов. А могу еще одну важную вещь сказать, что, к примеру, в крупных городах, в Москве в первую очередь, в Санкт-Петербурге, стал развиваться новый очень доходный бизнес. Если кто-то хочет сколотить состояние, я могу поделиться, как это сделать. Сейчас большинство промышленных предприятий в Москве нерентабельны и не только выводятся за пределы Москвы, но и уничтожаются, если не надо их никуда выводить. Интерес представляет земля, на которой они находятся. Покупается завод, который производит ту или иную промышленную продукцию, завод сносится, оборудование - на металлолом, там строится торговый центр. В результате, первое, теряются рабочие места, это понятно, и уничтожается наш промышленный потенциал - это второе. Я считаю, что процесс продажи земли не должен быть массовым, не должен быть обвальным, а должен быть в цивилизованных рамках - за реальные рыночные деньги. Иначе мы получим тупую перепродажу, когда чиновник допускает продажу по нерыночной стоимости, по заниженной, а потом тут же это всё перепродается. То есть мы пытаемся обелить, сделать чистым этот рынок, чтобы большая часть денег не посреднику, спекулянту, доставалась, а непосредственно продавцу, то есть государству, владельцу этой земли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо, Евгений Петрович. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Гвоздевой. ГВОЗДЕВА С. Н. Уважаемый Евгений Петрович, вот в проекте закона предусматривается продажа земельных участков собственникам расположенных на них объектов по кадастровой или рыночной стоимости. Но и вам известно, и нам понятно, что в большинстве случаев ни рыночной стоимости, ни кадастровой стоимости вообще нет сегодня, она отсутствует. При отсутствии рыночной или кадастровой стоимости получается, что ваше предложение - увеличение от 30 до вообще 300 раз - это гораздо выше всех норм. Вопрос такого характера. Понятно, что, как человек из бизнеса, вы понимаете, что любое удорожание приведет к увеличению затрат тех же промышленных предприятий. Как вы считаете: будет ли это препятствием для сделок, появятся ли дополнительные деньги в бюджет от этого, или предприятия фактически при таких ставках вообще загнутся и действительно их придется сносить, как вы сегодня нам это преподнесли? ИЩЕНКО Е. П. Конечно же, ответ напрашивается сам собой. Стоит предприятие, выпускает промышленную продукцию. Его никто не обязывает выкупать эту землю. Это сразу понятно, да? Не хочешь... Они же сейчас как-то существуют, платят аренду за земельный участок. Поэтому ни о каком ухудшении положения предприятия речь не идет. Другое дело, когда в спекулятивных целях вы выкупаете предприятие, сносите его и используете землю, - вот об этом идет речь, чтобы таких вещей не получалось. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИЩЕНКО Е. П. Как нет? Всё есть. Когда есть предприятие, оно работает, его никто не заставляет выкупать землю. Есть деньги - покупайте по рыночной цене. Нет денег - не покупайте, пусть оно будет у вас в аренде. Хотите - внесите в уставный капитал, увеличьте долю государства. Никаких проблем я здесь не вижу. Не надо нам повально всех заставлять выкупать землю. Пусть ее, эту землю, выкупают десятилетиями. Зачем нам обвальная продажа земли? Кто может, пусть выкупает, кто не может, пусть арендует. Какие проблемы? Аренда - это так, как сейчас, тот порядок, что действует в настоящий момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Евгений Петрович. Спасибо. Не успел записаться Гончар Николай Николаевич. Включите микрофон Гончару. ГОНЧАР Н. Н. Евгений Петрович, конкретный пример. Два арендатора земельных участков в Подмосковье или в Тверской области шесть лет тому назад получили участки. Один ничего не делал, палец о палец не ударил, личным примером уничтожал алкогольную продукцию. Второй холил землю, лелеял, осушал. Естественно, стоимость этой земли поднялась. Оба хотят после принятия вашего закона выкупить ее. Скажите, пожалуйста, второму, тому, кто землей занимался и повысил ее стоимость, что, придется выкупать дороже? ИЩЕНКО Е. П. Первое. Я хочу сразу сказать, что холил и лелеял - это, наверное, все-таки к сельхозземле относится в первую очередь. А для промышленных земель имеет значение расположение данного земельного участка в первую очередь. А улучшить расположение земельного участка владелец не может, оно может само улучшиться иногда, по каким-то не зависящим от владельца обстоятельствам. Поэтому я считаю, что в цене земли... Ну какая разница - у вас чернозем будет на территории вашего участка (например, рядом, вот там, где гостиницу "Интурист" снесли, чтобы построить новое здание, вернее, не снесли, а разобрали), чтобы новое здание построить, или там будет глинозем, или это будет орошаемый участок? Какая разница? Никакой! На стоимость влияет расположение этой земли, местоположение. Да, там, где место лучше, кадастровая цена выше, и, соответственно, цена будет дороже. "Холил и лелеял" здесь ни при чем. ИЗ ЗАЛА. А дорогу построил. ИЩЕНКО Е. П. Дорогу построил - отдельный разговор. Ну если это ваша личная, частная, дорога - берите плату за проезд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это второй вопрос, Николай Николаевич. Спасибо, Евгений Петрович. Все, кто хотел задать вам вопросы, задали. Пожалуйста, проходите, садитесь на свое место. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну а что же вы раньше не записались? Я же говорил: запишитесь на вопросы. Уважаемые коллеги, кто хочет выступить по данному законопроекту? Нет желающих. Представитель Правительства, представитель Президента, будете выступать, да? Включите, пожалуйста, микрофон в ложе Правительства. АРАТСКИЙ Д. Б., первый заместитель министра имущественных отношений Российской Федерации. Уважаемый Пётр Васильевич, уважаемые депутаты! В отношении данного законопроекта необходимо отметить две следующие особенности. Первая. Он имеет существенные проблемы юридического характера, поскольку регулирует в Земельном кодексе те вопросы, которые относятся к сфере регулирования другого закона - закона о приватизации. Но это полбеды, гораздо более серьезный изъян он имеет в экономической части. Давайте рассмотрим то, что предлагается урегулировать этим проектом. Это выкуп земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в частной собственности, в собственности граждан и юридических лиц, по кадастровой стоимости, в случае ее отсутствия - по рыночной стоимости, а в случае, если таковая не определена до 1 июля 2003 года, - по цене от 30- до 300-кратной ставки налога, а в случае, если субъектами Российской Федерации такая цена не определена, - по 30-кратной ставке. При этом в качестве финансово-экономического обоснования проекта указывается возможность привлечения дополнительных средств в федеральный бюджет в размере 5 миллиардов рублей, которые будут получены от активизированной таким образом приватизации земли и соблюдения декларированного принципа продажи имущества по максимальной стоимости. Вот здесь и кроется экономический изъян этого проекта. Надо понимать, анализ нынешней ситуации показывает, что в тех регионах России, в тех субъектах Федерации, за исключением Москвы и включая Санкт-Петербург, где установлена субъектами Федерации кратность к ставке налога, - например, в Нижегородской области, ряде других территорий, - цена выкупа земельных участков промышленных предприятий после индексации ставки налогов в прошлом году и в этом в 11,8 раза примерно сравнялась с рыночной стоимостью, а в ряде случаев превысила ее. Надо понимать, что введение 30-кратной ставки на территории Российской Федерации, ставки налога, который в этом году проиндексирован в 1,8 раза, означает запретительную цену выкупа этих земельных участков, которая заведомо превысит их ожидаемую рыночную стоимость. Нормативная цена - надо знать правила ее определения, - как правило, по территориям субъектов Российской Федерации составляет от 100 до 150 ставок налога в среднем. Это также запретительная цена для приватизации, не говоря уже о 300-кратной ставке, которая даже в Москве многократно превысит рыночную стоимость земли, даже в Москве многократно превысит, не на проценты, а многократно, в разы, во многие разы! Это первое. Второе. Конечно, надо понимать, что это приведет к уничтожению предприятий. Почему? Потому, что арендную плату они будут платить рыночную, проекты актов Правительства на этот счет уже готовятся. Если их вынудят, фактически не оставят за ними выбора - либо выкупать по цене, которая превышает рыночную стоимость земли, либо платить рыночную арендную плату, - конечно, они будут платить рыночную арендную плату. Хотя задача государственной политики состоит не в том, чтобы таким образом наполнить бюджет, а в том, чтобы дать возможность предприятиям выкупить землю по реальной цене, капитализировать ее и включить ее в оборот через те же самые механизмы ипотечного кредитования. Это вынудит предприятия, расположенные в центре города, перебазироваться за городскую черту, уничтожая, а не перемещая основные фонды, поскольку реальный актив земли они в этой сделке задействовать не смогут. Земля не будет выкуплена, она не сможет быть выкуплена по таким ценам. А такая ситуация будет с принятием этого закона, возникнет одномоментно, поскольку кадастровая оценка по территории страны далеко не завершена. Далеко не завершена. А по сельскохозяйственным землям кадастровая оценка проведена с коэффициентом капитализации, равным 7. Для сведения: ставка доходности по наиболее эффективным способам размещения капитала в России - около 12 процентов, 5 процентов - коэффициент капитализации в Германии. Думаю, что далее не надо комментировать вот этот вопрос. Это будет означать, что с принятием закона по кадастровой стоимости выкупить нельзя, надо выкупать по 30- или 300-кратной ставке налога. Это запретительная цена. Надо понимать, что кадастровая стоимость не является рыночной. Она в разы отличается от рыночной стоимости в любую сторону, поскольку изначально определялась по методам, которые не являются рыночными, и использовалась информация, которая далеко не всегда соответствовала действительной рыночной стоимости земельных участков. И речь пойдет о том, что прежде всего такие неточные соотношения коснутся земель промышленности - то, о чем мы говорим. Проблемы по землям, занятым жилым фондом, особо не стоят. Наконец, последнее. Надо понимать, что этот проект откроет возможность для совершения недобросовестных сделок с землей. Прекрасно понятно, что внесение земли в уставный капитал - нормальное решение только тогда, когда в собственности государства окажется пакет акций предприятия, который получит при таком увеличении, реальную стоимость, ну, допустим, превысит размер блокирующего или контрольного пакета. И то при определенном соотношении в распределении акций между акционерами. В противном случае не возникнет ситуация, о которой говорится в пояснительной записке: шило на мыло, наоборот, земля, как ликвидный актив, который стоит определенные деньги, будет обменена на пакет акций, который будет стоить ноль. Мы анализировали соотношение рыночной стоимости земли с основными фондами предприятий, которые расположены на этой земле. Во многих случаях это доли процента или проценты. Внесение по такой стоимости сегодня земельных участков в уставный капитал означает фактически скрытую бесплатную сделку, скрытую бесплатную сделку, когда земля будет передана предприятию фактически за бесценок, а государство от продажи пакета акций получит значительно, на порядки меньше, нежели от продажи самого земельного участка. В свете сказанного нам представляется, что вот такой подход к изменениям законодательства, которые сегодня действительно нужны, просто неправомерен и экономически необоснован. Кроме того, надо понимать, что с принятием проекта будет фактически остановлена по большинству территорий приватизация земли, которая в 2002 году активизировалась примерно в два с половиной раза с принятием и началом работы Земельного кодекса. Одновременно докладываю, что доходы в бюджет от приватизации земли в прошлом году выросли по сравнению с планами в шесть раз. В этом году только в федеральном бюджете запланировано 2,2 миллиарда рублей средств от продажи земельных участков... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евгений Петрович, есть необходимость вам выступить с заключительным словом? Пожалуйста, только покороче. Включите микрофон депутату Ищенко. ИЩЕНКО Е. П. Хотелось бы коротко прокомментировать все-таки сказанное. Так, скажем, вот в выступлении представителя Правительства четко чувствуется старый подход - тот подход, который был десять лет назад: арендовать плохо, надо продавать. Почему плохо арендовать, почему нельзя предприятию десять, двадцать лет сидеть на аренде земли, мне, допустим, непонятно. Ведь у нас и Президент призывал к тому, что надо меньше продавать имущество, надо государственную собственность использовать. А сдача в аренду - не что иное, как использование государственного имущества. По-моему, здесь кроется какой-то подвох, да? Как десять лет назад хотели всё продать, ничего не хотели сдавать в аренду и использовать, так и сейчас. Как будто ничего не изменилось за это время. Второе. Кадастр утверждается не рыночный. Во-первых, при формировании кадастра (когда он делается) обязательно там, где это возможно, применяются оценка и рыночные методы определения. Не везде это возможно сделать в принципе, не везде существует этот рынок, но кадастр и задумывался как оптимальный механизм определения рыночной цены земли. Поэтому, если он не рыночный, тогда мне вообще непонятно, зачем он нужен. И если Правительство его до сих пор не сделало, то оно просто не справилось со своими задачами. Потому что есть закон "О государственном земельном кадастре", там указаны сроки создания этих кадастров. Во всех крупных городах они уже созданы. Там, где он не создан, просто срывают срок, определенный законодателем. Ну и последнее. Странно все-таки выглядит выступление представителя Правительства, который говорит, что, с одной стороны, цена земли будет непомерно высокой, с другой стороны, если мы будем эту землю не продавать предприятию, а вносить в уставный капитал, то она будет составлять мизерные доли процента. Мне непонятно: если мизерные доли процента, то, значит, стоимость земли от стоимости предприятия будет составлять незначительную долю, а если она будет непомерно дорога, то, значит, значительную. Вы все-таки определитесь. Я считаю, что не надо, чтобы были такие явные противоречия в выступлении представителя Правительства. Я все-таки предлагаю данный законопроект поддержать, он рыночный, нормальный. Просто он позволит землю продавать потихонечку, поэтапно. И мы от продажи небольшого количества земли каждый год будем получать столько же, сколько при нынешнем подходе получим за год, а дальше продавать будет нечего. Спасибо. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Петрович. Уважаемые коллеги, у вас на руках проект постановления Государственной Думы по данному законопроекту. Мы с вами считаем, что проект закона прошел процедуру первого чтения. Я ставлю вопрос на голосование: принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Профильный комитет рекомендует проголосовать за этот законопроект. Давайте определяться. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 26 сек.) Проголосовало за 137 чел. 30,4% Проголосовало против 10 чел. 2,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 148 чел. Не голосовало 302 чел. 67,1% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 183721-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части, касающейся порядка продажи земельного участка при его приватизации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Приступаем к заседанию. Я прежде всего хотел бы довести до вашего сведения, уважаемые коллеги, что от нашего коллеги Ищенко поступило заявление следующего содержания: в связи с невозможностью личного присутствия на заседании Государственной Думы 24 января прошу перенести рассмотрение проекта федерального закона № 183721-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" на 5 февраля 2003 года. Я думаю, Совет Думы займется этим вопросом, а мы будем считать, что этот вопрос исключен сегодня из нашего порядка работы в связи с неявкой докладчика.
Заседание № 212
О проекте федерального закона № 183721-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части, касающейся порядка продажи земельного участка при его приватизации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
пункт 25 рассмотреть 17 января и пункт 23 рассмотреть 24 января. Не будем