Заседание № 105
О проекте федерального закона № 183247-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (об уточнении требований к государственному учёту сверхлёгких пилотируемых гражданских воздушных судов и расследованию авиационных происшествий или инцидентов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Пожалуйста, Олег Владимирович Гарин. ГАРИН О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект мы с вами приняли во втором чтении 2 марта этого года. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы - правовую, лингвистическую, и Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры предлагает Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 5-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 35 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 183247-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (об уточнении требований к государственному учёту сверхлёгких пилотируемых гражданских воздушных судов и расследованию авиационных происшествий или инцидентов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Докладывает Олег Владимирович Гарин. ГАРИН О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры предлагает Государственной Думе рассмотреть во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", который мы с вами рассматривали в первом чтении 17 ноября прошлого года. К законопроекту поступило две поправки, они были учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. Поправок, рекомендованных к отклонению, не имеется. Проект прошёл необходимую лингвистическую и правовую экспертизы. Комитет по транспорту рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 38 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 01 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.
Заседание № 77
О проекте федерального закона № 183247-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (об уточнении требований к государственному учёту сверхлёгких пилотируемых гражданских воздушных судов и расследованию авиационных происшествий или инцидентов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Докладывает полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Александр Юрьевич Синенко. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые депутаты, законопроектом предполагается внесение изменений в положения Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающих организацию государственного учёта сверхлёгких воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также распространение требования об обязательном расследовании авиационного происшествия или инцидента на авиационные происшествия с воздушными судами, не зарегистрированными (не учтёнными) в установленном порядке и используемыми в целях гражданской авиации. Признание утратившим силу пункта 3 статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации исключает дублирующие требования о лицензировании Минпромторгом России разработчиков и изготовителей авиационной техники только при наличии сертификата, выдаваемого уполномоченным органом в области гражданской авиации, что позволит устранить административный барьер при предоставлении лицензии. Принятие закона позволит повысить уровень безопасности в гражданской авиации, а также упорядочить вопросы выдачи лицензий. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Олег Владимирович Гарин. ГАРИН О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! О причинах внесения законопроекта и о сути вносимых изменений нам уже достаточно подробно рассказал полномочный представитель правительства в Государственной Думе Александр Юрьевич Синенко. От себя хотел бы отметить два момента. Первое. Принятие закона позволит повысить безопасность в гражданской авиации за счёт того, что требования по государственному учёту воздушных судов теперь будут распространяться ещё и на лёгкие воздушные суда, те, которые сегодня относятся к гражданской авиации, пилотируемые, масса конструкции которых составляет 115 килограммов и менее. Ну и второе, не менее важное. Принятие закона позволит усовершенствовать процесс расследования авиационных происшествий и инцидентов. Напомню, что сейчас у нас не расследуются авиационные происшествия и инциденты с теми воздушными судами, которые в установленном порядке не зарегистрированы. Этот пробел мы тоже устраним. Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Юрьевич, я с вами полностью соглашусь, ужесточать контроль за сверхлёгкой авиацией нужно, необходимо. В связи с этим у меня вопросы. Первый: готов ли Межгосударственный авиационный комитет к дополнительной нагрузке, если, не дай бог, произойдут аварии с незарегистрированными воздушными судами? Я имею в виду увеличение штата, финансирования и так далее. И второй вопрос, короткий, задам, пользуясь случаем. Вот в 2019 году произошла авария с самолётом "Уральских авиалиний" - ну, мы все помним, как он успешно приземлился на кукурузное поле. До сих пор в нарушение здравого смысла МАК не выслал окончательный отчёт о происшествии. Выскажите своё мнение, допустимо такое или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Юрьевич, вы можете привлекать к ответу на вопрос своих коллег из Минтранса, когда будет необходимость в этом. СИНЕНКО А. Ю. Спасибо, Иван Иванович, я попробую всё-таки Андрею Геннадьевичу ответить. Дело в том, что Межгосударственный авиационный комитет - одна из старейших международных организаций, которая была создана решением стран, входящих в Содружество Независимых Государств, и, по нашим оценкам, он вполне способен и сейчас, при включении соответствующих новых правил, выполнять возложенные на него функции. По поводу конкретного инцидента - я, наверное, всё-таки не стану комментировать, потому что это компетенция Межгосударственного авиационного комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прокофьев Артём Вячеславович, пожалуйста. ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Юрьевич, исходя из пояснительных документов расследованию подлежат инциденты и происшествия с незарегистрированными воздушными судами. А как с зарегистрированными судами? И вообще, неужели существовала такая ситуация, когда какое-то происшествие или инцидент с воздушным транспортом могли быть не расследованы? СИНЕНКО А. Ю. Вопрос абсолютно верный. Здесь следует пояснить, что наиболее распространённые случаи... Ну, например, дельтаплан: в случае если, не дай бог, происходит какой-то инцидент вот с таким воздушным судном, оно не учтено, не зарегистрировано, то встаёт в том числе юридический вопрос: по каким процедурам, которые сейчас утверждены в отношении экспериментальной авиации, государственной, гражданской, необходимо проводить следственным органам или тому же Международному авиационному комитету соответствующее расследование? Вот те правила, которые предлагаются данным законопроектом, как раз устраняют эту юридическую коллизию. После введения, вступления в силу данных требований расследования инцидентов со сверхлёгкими воздушными судами будут проходить по уже утверждённым правилам в отношении гражданских судов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович... А, вы хотели добавить, Олег Владимирович? Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ГАРИН О. В. Я хотел бы добавить, что сегодня в принципе, о чём вы сказали, расследования проводятся, но проводятся в отношении судов, у которых масса более 115 килограммов. Как раз сейчас мы снижаем эту планку для того, чтобы, вот о чём сказал Александр Юрьевич, все эти суда, с массой конструкции менее 115 килограммов, тоже подпадали под эти правила и стояли на учёте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Александр Юрьевич, важную функцию в сельском хозяйстве сейчас осуществляют сверхлёгкие летательные аппараты: они вносят химикаты, удобрения. Не приведёт ли к уничтожению этой сферы данный закон? СИНЕНКО А. Ю. На наш взгляд, нет, потому что соответствующие правила по учёту этих судов, с нашей точки зрения, необременительны, они не требуют каких-то финансовых расходов, зато упорядочивают соответствующие отношения в этой сфере, ну и, как мы говорим вместе с представителем комитета, позволяют обеспечить безопасность соответствующих отношений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вопрос докладчику. Законопроект хороший. Но инциденты с аппаратами сверхлёгкой авиации повторяются с пугающей периодичностью: я новости открыла и вижу очень много подобных случаев. Многие утверждают, что это происходит потому, что летательные аппараты весом до 115 килограммов находятся в нерегулируемом сегменте, государство не следит за полётами. Сейчас мы их урегулируем. Но я прочитала на форумах экспертов, что главной причиной таких аварий считается дороговизна обучения и документации. Не приведёт ли новое регулирование к ещё большему удорожанию услуг по обучению управлением и, как следствие, к повышению стоимости перевозок для граждан? Не уйдёт ли рынок в тень, как вы считаете? СИНЕНКО А. Ю. На наш взгляд, таких последствий не должно произойти, потому что правила утверждены достаточно давно, в том числе связанные с обучением. Сверхлёгкая авиация, вот эти воздушные суда сейчас используются в широкой сфере, соответствующие консультации проводились с представителями этой отрасли, и каких-то серьёзных критических замечаний не поступило. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Добавить хотите? Пожалуйста, Олег Владимирович. ГАРИН О. В. Яна Валерьевна, у нас эти воздушные суда, сверхлёгкие, не занимаются перевозкой пассажиров. Мы считаем, что действительно никакого удорожания не будет, тем более что те суда, которые уже получили сертификат, ничего нового получать не будут. Речь прежде всего о беспилотниках идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Александр Юрьевич, в перечне нормативных актов, которые подлежат изменению в связи с принятием закона, первым пунктом указано постановление правительства № 658, об утверждении правил учёта беспилотных гражданских воздушных судов. Скажите, пожалуйста, как именно будет меняться порядок, будет ли возможна электронная регистрация через портал госуслуг сверхлёгких воздушных судов? СИНЕНКО А. Ю. Вы всё верно отметили. Предполагается внесение изменения в это постановление правительства. Уже действующий порядок предполагает достаточно комфортную процедуру - направление документов по электронной почте в упрощённом порядке, в том числе через сайт государственных услуг допускается подача соответствующих документов, то есть она необременительна, эта процедура. Сроки рассмотрения тоже очень короткие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Юрьевич, скажите, пожалуйста, а есть всё-таки статистика, сколько примерно случается происшествий с воздушными судами массой 115 килограмм и менее и по какой причине? И всё-таки к таким судам также будут относиться мотодельтапланы и парапланы, я правильно понимаю? СИНЕНКО А. Ю. Всё правильно, коллеги. Представители Минтранса представили соответствующую статистику. Например, в 2021 году было 14 авиационных происшествий с воздушными судами, которые не зарегистрированы в государственном реестре, десять из них не подлежали соответствующему учёту. А всего количество случаев нарушения использования воздушного пространства со 136 в 2014 году выросло до 529 случаев в 2021 году. Вот эта статистика как раз обосновывает необходимость изменений, которые мы с вами сегодня обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Владимирович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Не вижу. Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 39 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.