Заседание № 86
О проекте федерального закона № 183066-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части возложения расходов по депортации иностранных граждан и лиц без гражданства на недобросовестных работодателей)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части возложения расходов по депортации иностранных граждан и лиц без гражданства на недобросовестных работодателей)". Доклад депутата Государственной Думы Михаила Васильевича Емельянова. Пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы предлагаем внести в некоторые законодательные акты ряд изменений и дополнений, которые касаются известной проблемы - незаконного привлечения иностранной рабочей силы, а именно мы предлагаем внести поправки в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан..." и в Кодекс об административных правонарушениях. Концепция нашего законопроекта строится на том, что те предприниматели, которые незаконно используют рабочую силу, в конечном счёте и должны нести ответственность, а самое главное - расходы по депортации иностранных граждан должны быть возложены на недобросовестных работодателей. Соответствующие поправки предлагается внести и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан...", и в Кодекс об административных правонарушениях. Просим поддержать. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ризван Даниялович Курбанов, пожалуйста. КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, идея рассматриваемого законопроекта является положительной - законодательная инициатива направлена на пресечение нелегальной трудовой миграции иностранных граждан на территории нашей страны, для чего предусматривается усиление мер ответственности российских работодателей в случае, если своими действиями они прямо или косвенно поощряют развитие такого негативного явления, однако ряд положений данного законопроекта расходится как с отдельными положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и с отдельными статьями Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Так, в законопроекте никак не раскрывается предлагаемое понятие "фактический работодатель", а в действующем законодательстве оно отсутствует. Предлагаемая законопроектом мера ответственности в форме возложения на юридических лиц обязанности оплаты расходов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не согласуется со статьёй 3.2 Кодекса об административных правонарушениях, где в закрытом перечне административных наказаний такое наказание не предусмотрено. По своей правовой сути предлагаемая мера есть не административно-правовая санкция, а гражданско-правовое последствие компенсационного характера, что не является предметом административного регулирования. Не учтено и то, что соответствующая гражданско-правовая конструкция предусмотрена в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", по которой такое взыскание по решению суда налагается на работодателя и заказчиков работ. Изменение, инициированное в статью 34 федерального закона, содержит ошибочное употребление термина "депортация", в то время как сама статья посвящена вопросам административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы нашей страны. В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, это очередное проявление того, что инициатива депутатов раскритиковывается профильным комитетом, который находит какие-то причины, чтобы не принимать закон, - он отвергается не по идее, не по концепции, а из-за нестыковок каких-то статей, нестыковок в законодательстве, но в том-то и состоит работа профильного комитета, чтобы во втором и в третьем чтениях устранить все эти нестыковки. Сегодня предлагается концепция, идея - вот её и давайте обсуждать. Дальше терпеть то, что миллионы нелегальных мигрантов у нас находятся в стране... Нужны миллиарды бюджетных денег для того, чтобы их просто выдворить, кроме того, чтобы провести огромную работу по их определению, фиксации, изоляции и охране, - вот об этом почему-то профильный комитет не задумывается. Что я предложил бы в развитие? Я считаю, что нужно не просто эту идею поддержать, а нужно заранее с работодателя взимать вот эти самые средства на тот случай, если вдруг придётся такого работника депортировать или он сбежит от работодателя и будет просто болтаться по территории России, заранее нужно взимать и страховку на случай медицинской помощи, срочной медицинской помощи и так далее. Это первое. И ещё одну поправку я уже подготовил и буду подавать, - об ответственности тех мигрантов, которые не нашли никакого работодателя, а просто приехали и гастролируют здесь как туристы. Моё предложение - не наказывать их штрафом, потому что денег у них на обратный билет, как правило, действительно нет, а наказывать принудительными работами на срок от ста до двухсот часов: своей работой за это время они как раз смогут заработать себе хотя бы на обратный билет. Коллеги, вот такие вопросы - я ещё раз сегодня обращаюсь, Сергей Евгеньевич, к вам, - считаю, нужно, если уж не принимает Государственная Дума, ставить на какой-то особый контроль и учёт, и тем комитетам, которые соглашаются с концепцией, соглашаются с остротой проблемы, но находят какие-то неувязки, не должно это просто так сходить с рук - вот им и нужно поручать представить конкретную идею в надлежащем виде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Михаил Васильевич? Ризван Даниялович? Микрофон включите, пожалуйста, Ризвану Данияловичу Курбанову. КУРБАНОВ Р. Д. В заключительном слове хотел бы ещё раз акцентировать внимание выступавшего на том, что данная мера уже предусмотрена в пункте 5 статьи 18, где говорится, что в случае административного выдворения... я сейчас постараюсь процитировать: "В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина". Опять-таки хочу повторить, что да, действительно, сама идея очень привлекательна, поэтому, может быть, в отдельном законопроекте с исправлением всех этих ошибок можно было бы и вернуться к этому вопросу, но надо ещё отметить, что это решение не только профильного комитета, здесь речь идёт об отзывах таких субъектов права законодательной инициативы, как Совет Федерации, Высший Арбитражный Суд. Плюс ко всему вопрос, касающийся, как я уже говорил, возложения бремени финансовых расходов на работодателей, урегулирован действующим законодательством - Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 18, пункт 5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
И 22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части возложения расходов по депортации иностранных граждан и лиц без гражданства на недобросовестных работодателей)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 11 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.