Заседание № 88
О проекте федерального закона № 183060-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и статьи 32 и 33 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части усиления контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически значимые сектора экономики).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и статьи 32 и 33 Федерального закона "О защите конкуренции". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит поддержать законопроект во втором чтении. Я напомню, он направлен на повышение государственного контроля за сферой иностранных инвестиций в деятельность хозяйственных обществ, представляющих стратегическое значение для обороны и безопасности нашей страны, и касается полномочий правительственной комиссии в этой сфере. В комитет поступило две поправки, обе рекомендованы к принятию. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 49 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 16 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно.
Тогда я ещё раз зачитываю: 28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и статьи 32 и 33 Федерального закона "О защите конкуренции", третье чтение. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 10 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 74
О проекте федерального закона № 183060-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и статьи 32 и 33 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части усиления контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически значимые сектора экономики).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 17-го и 18-го вопросов. 17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и статьи 32 и 33 Федерального закона "О защите конкуренции"; 18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". По 17-му и 18-му вопросам будет один доклад, с ним выступит представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Анатольевич Пузыревский, и один содоклад, с которым выступит Сергей Анатольевич Гаврилов. Пожалуйста, Сергей Анатольевич Пузыревский. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроекты подготовлены во исполнение плана законопроектной деятельности правительства и в целях реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в части совершенствования контроля за иностранными инвестициями в стратегически значимые сектора российской экономики. Первый законопроект направлен на уточнение правового регулирования отношений в сфере осуществления иностранных инвестиций путём синхронизации положений статьи 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях...", предусматривающего право председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации вынести на рассмотрение комиссии любую сделку иностранного инвестора в отношении любого российского общества, с положениями федерального закона № 57-ФЗ и закона "О защите конкуренции". Данным законопроектом предлагается, во-первых, детализировать процедуру информирования председателя правительственной комиссии о сделке иностранного инвестора в целях принятия им решения о необходимости её вынесения на рассмотрение комиссии, во-вторых, определить перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых такая процедура будет обязательной (в частности, к ним относятся участники национальных проектов, градообразующие организации, единственные производители или поставщики продукции), в-третьих, установить последствия нарушения порядка согласования таких сделок, аналогичные тем последствиям, которые уже на сегодняшний день предусмотрены федеральным законом № 57-ФЗ. В целях синхронизации законопроекта с положениями закона "О защите конкуренции" предлагается уточнить перечень информации, представляемой заявителем в соответствии с законом "О защите конкуренции" в ходатайстве при экономической концентрации, и возможность принятия Федеральной антимонопольной службой решения об отказе в удовлетворении такого ходатайства в случае, если сделка не согласована правительственной комиссией. Вторым законопроектом предусматривается распространение положений федерального закона о контроле иностранных инвестиций в стратегические общества на регулирование следующих правоотношений. Прежде всего, это получение лицензий или иных разрешительных документов на осуществление стратегического вида деятельности организацией, находящейся под контролем иностранного инвестора, а также на получение права на добычу и вылов водных биологических ресурсов для тех организаций, которые находятся под контролем иностранного инвестора. Как показала практика работы антимонопольного органа, это, в общем-то, пробел, который в законодательстве существует, и этим законопроектом он устраняется. При этом в целях исключения коллизий в правовом регулировании также предлагается исключить необходимость предварительного согласования сделок, совершаемых иностранной организацией, находящейся под совокупным контролем граждан Российской Федерации и налоговых резидентов Российской Федерации, и необходимость согласования сделки в отношении стратегического общества, если гражданин Российской Федерации получает иное гражданство и контролирует такое общество. Законопроекты в установленном порядке согласованы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Анатольевича Гаврилова, председателя Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. Пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это уже не первый случай, когда мы в течение осенней сессии рассматриваем, совершенствуем закон о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества - стратеги, как мы говорим. С чем это связано? Это связано, на наш взгляд, с тем, что законодательство, которое у нас существует уже долгие годы, не в полной мере и, по нашему мнению, не совсем эффективно использовалось, а когда мы начали его использовать в нынешней ситуации в полном объёме, выявились некоторые пробелы, которые носят, на наш взгляд, не совсем юридико-технический характер. И то, что мы объединили в одном докладе, по сути дела, два вопроса, связанные с пробелами, которые несут в себе серьёзные, на наш взгляд, риски, вполне оправданно. Суть в том, что мы предлагаем председателю правительственной комиссии, а у нас председателем комиссии является премьер, дать полномочия по рассмотрению тех предприятий, которые не входят в список стратегических, но тем не менее их особая деятельность может носить серьёзный характер и нести в себе риски для нашей национальной безопасности, прежде всего в моногородах, по принятию решения о внесении их в список и, соответственно, согласованию разрешений на ведение этого рода деятельности. Вторая тема связана с тем, что у нас, к сожалению, не были урегулированы вопросы не в том случае, когда, как обычно, в 99 процентах случаев, иностранцы покупают долю в бизнесе или входят в какой-то бизнес, покупают компанию, а в том, когда уже существующее предприятие получает лицензию. Это стало полем для разного рода попыток манипулирования лицензиями: предприятие отказывается от лицензии, потом приобретает её. Для того чтобы осуществить меры не просто реагирования, а профилактики, дать чёткий сигнал не только компаниям из недружественных государств, но и прежде всего из дружественных государств, которые должны понимать, в какие сферы они могут заходить и какой порядок согласования участия в бизнесе они должны проводить, собственно, и предлагаются данные законопроекты. У нас есть позиция, в соответствии с которой мы поддержим эти законопроекты. И предложение, по сути дела, общее, касается обоих законопроектов, сроков. Я понимаю, что правительственным законопроектом, может быть, не очень корректно регулировать деятельность председателя правительственной комиссии - председателя правительства, но мы считаем, что его деятельность тоже должна быть урегулирована: по срокам принятия решений, по прекращению соглашений, по прекращению деятельности разрешительных документов. Полагаем, что это может быть осуществлено во втором чтении, но об этом необходимо было сказать сегодня. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику. Есть вопросы? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. Подготовиться Лантратовой. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Сергей Анатольевич, законопроектом предусматривается, что будет определён перечень хозяйственных обществ, в отношении которых усилят контроль за иностранными инвестициями. Скажите, пожалуйста, уже есть понимание относительно количества и наименований данных организаций? Это первое. И второй момент. Это будет распространяться только на новые общества или и на те, которые уже есть? ГАВРИЛОВ С. А. А мы оба Сергеи Анатольевичи, поэтому вы тогда конкретизируйте. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Уважаемый Андрей Геннадьевич, действительно, я в своём выступлении говорил, что законопроект предусматривает перечень тех обществ, в отношении которых председателя правительства информировать обязательно. Это сферы, которые касаются реализации национальных проектов, это единственные производители продукции, это субъекты, которые занимают доминирующее положение, и так далее, перечень достаточно большой. На сегодняшний день количество таких информирований незначительно. Ну вот я приведу пример: в 2021 году восемь решений таких принималось председателем комиссии в отсутствие конкретных субъектов. По количеству организаций у нас тоже есть понимание. Мы дополнительно можем представить информацию. В частности, деятельность, которая связана с разработкой авиационной техники, - 160 предприятий, а организаций, осуществляющих рыболовство, рыбоводство, 99. Мы всей этой информацией владеем, дополнительно готовы представить её вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лантратова Яна Валерьевна. Подготовиться Ткачёву. ЛАНТРАТОВА Я. В. Спасибо большое. Вопрос одному из докладчиков, уточняющий. Скажите, пожалуйста, в полной ли мере данные изменения учитывают риски, с которыми мы столкнулись в последний год, когда стратегические инвесторы фактически бросали компании? Так произошло с проектами "Сахалин-1" и "Сахалин-2", там операторами были иностранные компании, которые после начала спецоперации заявили о выходе из проектов. Также из пояснений ФАС следует, что указанные нововведения будут распространяться только на вновь возникающие отношения. А как мы защитим уже действующие инвестпроекты? ГАВРИЛОВ С. А. Яна Валерьевна, я вас хотел бы поблагодарить за то, что вы свой вопрос заранее подготовили вчера и передали нам. Дело вот в чём. Конечно, предмет регулирования закона - это вновь возникающие отношения, потому что эти отношения у нас ранее не регулировались никак, к сожалению, недостаточная была правоприменительная практика. Вы абсолютно правы, есть такая проблема. Частично мы её решили в ходе весенней сессии. Очень долго у нас согласовывался очень важный законопроект, вот председатель, Вячеслав Викторович, помнит, что мы приняли решение о суверенизации прав в том числе на недропользование и, особенно отмечу, механизм, который предусматривает судебные решения. Мы же не немцы какие-нибудь, у нас всё в соответствии с законом. Мы принимаем закон, есть правоприменительная практика, судебные решения, и, соответственно, у нас всё по закону. Это в том числе для того, чтобы защитить сами предприятия от последующих судебных исков, которые могут длиться столетиями. И второй вопрос, о том, что, к сожалению, совсем эта проблема не урегулирована. Я надеюсь, что ваш вопрос, если он всё-таки, может быть, будет сохраняться как позиция фракции, мы учтём. У нас в планах до конца сессии найти решение таких проблем, когда уже действующие собственники, инвесторы начинают явно или неявно блокировать деятельность органов управления и совета директоров, блокировать крупные сделки и сделки с заинтересованностью, изменение уставных положений, есть такая история. Наверное, мы выйдем на решение... Просто эти действия должны быть понятны иностранным инвесторам, в том числе из дружественных государств, и учитывать повышенные риски, потому что растут риски, растёт плата - тут и лицензии, и кредиты и так далее, - но в наших планах всё-таки выйти на решение этого вопроса вместе с правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ткачёв Антон Олегович, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Вопрос Сергею Анатольевичу. Прекрасный законопроект, своевременный, особенно что касается вопросов национальной безопасности. По поводу иностранного капитала. Согласно законопроекту им необходимо будет получать дополнительные лицензии, появляется ещё один согласующий орган. У меня единственный вопрос: насколько это увеличит срок принятия решений по тем или иным сделкам и не будет ли здесь бюрократической проволочки? Это может просто не дать некоторые проекты запустить. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Спасибо большое за вопрос, Антон Олегович. Я хочу сказать, что в законопроекте как раз прописывается процедура получения таких разрешений при получении лицензий и сроки там обозначены: 7 дней на направление запросов в соответствующие органы, 30 дней - на принятие решения. Да, естественно, это увеличит нагрузку, но тем не менее на сегодняшний день уже осуществляется контроль над самим иностранным инвестором, который такую деятельность ведёт, а в случае, если он, как иностранный инвестор, входит в эти правоотношения, такого контроля нет, что неправильно. Сроки обозначены, и вот эта правовая неопределённость этим законопроектом исключается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы завершены? Завершены. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово? Нет. Ставится на голосование законопроект, 17-й вопрос. Первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 38 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Ставится на голосование законопроект, 18-й вопрос повестки. Первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 12 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.