Заседание № 80

11.02.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 183019-3 "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности граждан и должностных лиц за неправомерный отказ в регистрации общественных объединений или за уклонение от регистрации, а также за ограничение прав и законных интересов граждан и общественных объединений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1120 по 1317 из 5601
Пункт 11, о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Кодекс         
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата      
Государственной Думы Анатолия Семёновича Иванова. Пожалуйста, Анатолий          
Семёнович.                                                                      
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На прошлой        
неделе мною был представлен здесь законопроект, касающийся регулирования        
правоотношений в сфере территориального общественного самоуправления,           
направленный на его развитие и на развитие гражданского общества России. К      
сожалению, законопроект был отклонен. Сегодня от имени группы авторов я         
представляю законопроект, также направленный на развитие гражданского           
общества, о котором, особенно в последние годы, много говорится, но             
практически ничего в этом отношении не делается. Несмотря на то что данный      
законопроект не имеет перспективы принятия в связи с отрицательным отзывом      
правительства и, как следствие этого, с рекомендацией профильного комитета      
Госдумы его отклонить, считаю необходимым высказать свою позицию ввиду          
важности рассматриваемой темы.                                                  
                                                                                
На прошлом заседании звучала критика в адрес правительства. Со многим, без      
сомнения, следует согласиться. Я же приведу другой пример некомпетентности      
правительства, и не только его. Вроде бы во власти все понимают важность        
наличия гражданского общества и факт отсутствия его в настоящее время в         
России, и даже делались и делаются попытки создания каких-то объединяющих       
общественные организации структур. Однако вспомните, что случилось с            
общероссийским Гражданским форумом. То же будет и с Общественной палатой,       
законопроект о формировании которой находится на рассмотрении в                 
Государственной Думе. А ведь причина несостоятельности и того и другого         
простая - это отсутствие ряда действенных общественных организаций. Да, в       
отчетах их множество. Но что реально они из себя представляют? Я имею в виду    
отсутствие тех общественных организаций, которые должны являться основой        
структуры гражданского общества, то есть способных участвовать в                
осуществлении власти, в формировании органов власти и в контроле за их          
деятельностью и, если необходимо, побуждать власть действовать в интересах      
народа. Вот таких общественных организаций в России единицы. Такой вывод        
можно сделать и анализируя последние акции протеста, которые были либо          
стихийными, либо возглавлялись известными политическими силами. В гражданском   
же обществе подобные акции проводятся, как правило, общественными               
организациями. Кстати, и с точки зрения необходимости формирования              
гражданского общества проходящие акции протеста являются общественно            
полезными. По большому счету, надо радоваться, что наш терпеливый и             
несчастный народ наконец-то проявил активность. Думаю, последние события        
положительно скажутся на дальнейшем развитии российского общества.              
                                                                                
На часто задаваемый депутатам вопрос, когда мы будем жить лучше, всегда         
отвечаю: когда будем протестовать против той жизни, какой живем, - и всегда     
добавляю, что ни одно правительство и ни один работодатель ни в какой стране    
не будут в полной мере заботиться о народе, если народ не будет требовать       
заботы о себе.                                                                  
                                                                                
Говоря о необходимости создания в России гражданского общества, - а об этом у   
нас здесь шла речь совсем недавно, при принятии закона о фактическом            
назначении губернаторов, - мы действуем совершенно нелогично.                   
                                                                                
При принятии Трудового кодекса мы лишили профсоюзы, которые должны быть одной   
из основных ячеек структуры гражданского общества, всех основных прав, что      
привело фактически к ликвидации большей части независимых профсоюзов. При       
принятии закона о порядке проведения собраний, митингов и других публичных      
мероприятий оставили в нем правовую норму, которая позволяет власти запрещать   
их проведение.                                                                  
                                                                                
На прошлой неделе, как я уже говорил, была отвергнута моя инициатива,           
направленная на развитие территориального общественного самоуправления. В то    
же время за последние пять лет не было принято ни одного законодательного       
акта, направленного на создание условий для активизации деятельности            
общественных объединений и развития гражданского общества. Более того,          
общественным организациям нет поддержки и со стороны правоохранительных         
органов, которые, как правило, занимают сторону власти или работодателей. Всё   
это способствует проведению стихийных и незаконных акций протеста, накоплению   
ненависти и в конечном итоге революционным процессам. Простите, если кого-то    
напугал.                                                                        
                                                                                
История подготовки рассматриваемого сейчас законопроекта длинная.               
Первоначально в нем шла речь об установлении уголовной ответственности за       
нарушение прав профсоюзов. Внесен он был еще в начале 2002 года. В профильном   
комитете нам было сказано, что нашу инициативу комитет не поддерживает в        
связи с тем, что нет еще административной ответственности за нарушение прав     
профсоюзов. Мы с этим согласились и подготовили соответствующий законопроект.   
                                                                                
В официальном отзыве на него Валентина Матвиенко написала, что дополнение       
кодекса нормой, обеспечивающей защиту прав профессиональных союзов,             
заслуживает внимания, однако профсоюзы являются частью общественных             
объединений, поэтому нужно принимать закон об ответственности за нарушение      
прав общественных объединений. Хотя мы понимали, что профсоюзы являются         
особым видом общественных объединений, в связи с чем есть даже специальный      
закон "О профессиональных союзах...", мы вынуждены были с отзывом               
правительства согласиться, иначе бы законопроект не был принят, и подготовили   
рассматриваемый сейчас законопроект.                                            
                                                                                
Сменилось правительство, и теперь в лице нашего бывшего коллеги Жукова оно      
заявляет, что рассматриваемый законопроект не может быть поддержан, так как     
вопрос о защите общественных объединений полностью урегулирован. Профильный     
комитет Госдумы с официальным отзывом правительства согласился. Считаю все      
мотивы правительства и профильного комитета Госдумы несостоятельными.           
Например, они в унисон говорят, что ответственность за дискриминацию граждан    
по признаку их принадлежности к общественным объединениям уже предусмотрена     
статьей 136 Уголовного кодекса, в связи с чем правовые нормы                    
административного и уголовного законодательства будут конкурировать между       
собой.                                                                          
                                                                                
Не согласен с таким выводом, так как в статье 136 Уголовного кодекса            
предусмотрена ответственность за нарушение равноправия граждан по признаку      
принадлежности к общественным объединениям только при условии, если нанесен     
вред правам и законным интересам граждан. В административном законодательстве   
и в нашем законопроекте такое условие не ставится. По аналогии можно привести   
в пример нормы об ответственности за воспрепятствование проведению собраний и   
митингов, когда установлена за это и административная, и уголовная              
ответственность.                                                                
                                                                                
В заключении зачем-то говорится о наличии уже ответственности за незаконное     
воспрепятствование деятельности религиозных организаций, хотя известно, что     
сфера действия закона "Об общественных объединениях" не распространяется на     
религиозные организации. В заключении также говорится, что за нарушение прав    
профсоюзов уже предусмотрена административная ответственность в статье 5.27     
кодекса, где предусмотрена ответственность в целом за нарушение                 
законодательства о труде. При этом авторы заключения забывают, что помимо       
прав профсоюзов, которые указаны в Трудовом кодексе, есть еще права,            
указанные в законе о профсоюзах, за нарушение которых никакой ответственности   
не установлено.                                                                 
                                                                                
Является несостоятельной и ссылка в заключении на наличие уже ответственности   
за неправомерный отказ в регистрации общественного объединения либо уклонение   
от его регистрации. Уважаемые авторы заключения, надо внимательно читать        
кодексы. Статья 14.25 Кодекса об административных правонарушениях говорит       
совершенно о других правонарушениях.                                            
                                                                                
Таким образом, в настоящее время существует ответственность административная    
и уголовная только за нарушение прав общественных объединений при проведении    
собраний, митингов и других публичных мероприятий, административная             
ответственность за нарушение части прав профсоюзов, уголовная - за нарушение    
равноправия граждан по признаку принадлежности к общественным объединениям,     
но только в том случае, если нанесен вред правам и интересам граждан. Эта       
статья ни разу еще в России не применялась. За дискриминацию граждан по         
признаку принадлежности к общественным объединениям необходимо установление     
административной ответственности. Кроме всех указанных моментов, существуют и   
другие права общественных объединений, которые не защищены законом. Авторы      
заключения почему-то об этом забывают.                                          
                                                                                
Предлагаемый нами законопроект устанавливает административную ответственность   
за нарушение всех прав общественных объединений и за дискриминацию граждан по   
признаку принадлежности к какому-либо общественному объединению. Не предлагаю   
законопроект принять, так как результат понятен, но призываю правительство и    
Государственную Думу обратить внимание на существование проблемы, вернее,       
пробела как в политическом плане, так и в законодательном. Нам необходима       
программа развития общественных институтов с целью формирования гражданского    
общества, без существования которого не может быть демократической России.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Мы, наверное, успеем выслушать содоклад и потом уже перейдем к                  
"правительственному часу". Содоклад заместителя председателя Комитета по        
конституционному законодательству и государственному строительству Александра   
Николаевича Харитонова.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В эмоциональном выступлении   
Анатолия Семёновича был призыв читать законы. Так вот, я начну с того, что      
вторая часть предлагаемого законопроекта переписана с Конституции. Давайте      
внимательно относиться к основному закону. В части 2 статьи 30 сказано:         
"Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или        
пребыванию в нем". Есть прокурор, который надзирает за выполнением нашей        
Конституции, и другие органы, которые обеспечивают выполнение Конституции. И    
у нас же статьей 5.45 предлагается внести ответственность за принуждение        
гражданина к вступлению в общественное объединение либо пребывание в нем и      
ограничение прав по признаку принадлежности к какому-либо общественному         
объединению. Конституционную норму втаскивать в Кодекс об административных      
правонарушениях нет совершенно никакого смысла. Это первое замечание.           
                                                                                
И конечно, при любом толковании присутствует коллизия ряда норм                 
административного права с Уголовным кодексом. Так, дискриминация человека и     
гражданина в зависимости от принадлежности к общественным объединениям или      
каким-либо социальным группам влечет уголовную ответственность по части         
первой статьи 136. И поэтому зачем нам устанавливать здесь, вот в этом          
законе, конкурентные нормы?                                                     
                                                                                
Комитет подготовил хорошую, добротную аналитическую справку по анализу          
правовых норм. Конечно, больше нарушений в сфере профсоюзной деятельности,      
однако в соответствии с трудовым законодательством обеспечение прав             
работников на объединение или защиту своих прав и интересов, включая право      
создавать профессиональные союзы и вступать в них, является одним из            
принципов правового регулирования трудовых отношений. Права профессиональных    
союзов по защите социальных, трудовых прав работников урегулированы статьями    
370-378 Трудового кодекса Российской Федерации. Ответственность за нарушение    
законодательства о труде и охране труда установлена статьей 5.27 Кодекса об     
административных правонарушениях, на которую ссылались. Также возможно          
использовать нормы главы 25 Гражданского процессуального кодекса                
"Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов   
государственной власти, органов местного самоуправления...".                    
                                                                                
Исходя из изложенного, законопроект представляется концептуально                
необоснованным и рекомендуется к отклонению. Как уже сказано, получен           
официальный отрицательный ответ правительства. Всё, спасибо.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич, присаживайтесь.            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3515 по 3662 из 5601
Коллеги, есть ли вопросы по проекту федерального закона "О внесении             
дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"   
к Анатолию Семёновичу Иванову и Александру Николаевичу Харитонову? Нет. Кто     
хотел бы выступить? Депутаты Савельев Юрий Петрович и Жириновский Владимир      
Вольфович, двое.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Николаевич Савельев.                                         
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Родина".                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "Родина" поддерживает внесенный законопроект         
несмотря на то, что заключение комитета отрицательное. Мы полагаем, что эта     
сфера должна регулироваться. До сих пор мы не видим никаких инициатив со        
стороны профильного комитета, наоборот, - стремление такого рода инициативы     
пресекать, когда они поступают из других фракций или от каких-то других         
субъектов права законодательной инициативы.                                     
                                                                                
Мы полагаем, что сегодня общественные организации находятся под страшным        
бюрократическим прессингом, что повсеместно создаются фиктивные общественные    
организации. Мы видим, что против самоорганизации граждан на местах, как в      
общефедеральном, так и в местном масштабе, предпринимаются бюрократические      
репрессии и фактически бюрократия управляет общественными организациями, а      
общество, наоборот, не имеет достаточных средств контроля за деятельностью      
вот этих бюрократических структур, государственных учреждений, местной          
власти.                                                                         
                                                                                
Вызывает недоумение и непонимание стиль работы наших комитетов, которые         
занимаются делами общественных организаций. И та аргументация, которая должна   
здесь, с трибуны, звучать публично, почему-то крайне куцая. Не высказываются    
настоящие аргументы, то есть у нас и по этой теме, и по другим отсутствует      
состязательность аргументов и исчезает публичность, которая необходима для      
обсуждения любого вопроса в Государственной Думе. Мы приходим к тому, что с     
трибуны Государственной Думы, от имени комитета например, высказывается тезис   
о том, что если есть конституционная норма, то ее не нужно защищать в           
административном кодексе. Это более чем нелепое высказывание является           
фактически единственным аргументом против того законопроекта, который в         
настоящее время рассматривается.                                                
                                                                                
Хотелось бы еще раз поддержать автора законопроекта и пожелать ему успехов в    
разработке подобного рода законопроектов, а оппозиции пожелать укрепления       
своих сил для того, чтобы такого рода законопроекты все-таки принимались        
Государственной Думой, а не отклонялись большинством.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Вольфович Жириновский.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я думаю, всех касается вопрос, связанный с деятельностью      
общественных организаций. И здесь тоже (как и в случае с Минприроды) две        
проблемы. С одной стороны, желательно, чтобы было меньше ограничений при        
создании. И вот в данном случае речь идет об ответственности за неправомерный   
отказ в регистрации общественного объединения. С другой стороны, очень легко    
регистрировать организации, допустим, но потом их деятельность может принять    
экстремистский характер. Мы сталкивались с такими организациями, например       
"Авангард коммунистической молодежи", или "Коммунистический союз молодежи",     
или нацболы, или еще какие-то организации. И там слышны возгласы: "Революция!   
Мы не хотим этого строя, этого государства, мы переходим к другим действиям!"   
То есть, с одной стороны, надо разрешить, чтобы действительно люди могли        
создавать любые организации. Но те, кто утверждает уставы, должны, видимо,      
предупреждать руководителей и активистов: вы выходите за рамки правового        
поля, в данном случае Уголовного кодекса, призывая к свержению существующего    
строя, тем более через насилие. В этом плане мы должны договариваться. Мы уже   
много пережили разных революций, и сегодня это тоже может иметь место. Вот,     
видимо, поэтому чиновники иной раз злоупотребляют, они боятся, что будут        
появляться организации, которые будут нарушать общественный порядок, вызывать   
смуту в обществе, и стараются не дать разрешение на их функционирование.        
                                                                                
Поэтому лучше здесь идти следующим путем - разрешать, хотя на первом этапе мы   
не знаем характер их деятельности. Но также надо, видимо, ставить вопрос об     
отмене регистрации тех общественных организаций, действия которых вышли за      
уставные требования, за конституционное поле и граничат с Уголовным кодексом.   
Получается странная вещь, когда некоторые экстремистские организации к нам,     
депутатам, обращаются. Руководитель национал-большевиков Лимонов в              
заключении, я подписываю ходатайство, его освобождают условно-досрочно, а его   
активисты закидывают другие партии на их митингах яйцами там, не знаю,          
какими-то там гайками. Ну что это такое?! Они же вынуждены взаимодействовать    
с нами, с властью, и сами же начинают эту борьбу вести! И потом, надо           
посмотреть: если деятельность какой-то организации привела к тому, что ее       
активисты находятся в заключении, как, например, нацболы, значит, это вредная   
организация. Руководитель гуляет, пишет романы, его везде показывают, а         
молодые активисты сидят в тюрьмах, в том числе за границей, в Латвии. Это,      
видимо, вызывает страх у чиновников, и они иной раз неправомерно отказывают в   
регистрации общественных объединений. Поэтому надо нам стараться, чтобы таких   
отказов не было, чтобы чиновники не брали на себя функцию решать, кому какие    
организации создавать. Все должны иметь право. Это и есть ячейки гражданского   
общества. Пускай каждый человек свою организацию создаст.                       
                                                                                
Но, с другой стороны, еще есть одно злоупотребление - когда создают             
общественные организации (я уже заканчиваю, это главное) фиктивные. Я уже       
много раз говорил о блоке "Родина" (депутаты, сидящие здесь, не виноваты), он   
состоит из партий, которых нет в нашей стране. Еще раз говорю: нет такой        
партии в стране - партии российских регионов, нет ее, ни одной ячейки нигде я   
не видел, ничего они не делают, нет у них ста человек в сорока пяти             
субъектах, как по старому закону. То есть чиновники Минюста не отказали, а,     
наоборот, зарегистрировали организацию несуществующую.                          
                                                                                
Вот у нас три проблемы: первая - когда регистрируют тех, кого нельзя            
регистрировать, ибо это не соответствует закону, вторая - отказывают тем, кто   
имеет право на регистрацию и функционирование, так сказать, в масштабах всей    
страны, и третья - когда не отменяют регистрацию, не пресекают деятельность     
организаций, которая выходят за рамки устава, за рамки Конституции. Вот в чем   
анархизм нашей российской действительности.                                     
                                                                                
Я еще раз перевожу на "правительственный час". То же самое: есть лес, но        
рубит кто хочет, и не можем найти управы - и частник не так, и государство не   
так, и иностранец не так. Вот то же самое здесь. Это ведь общая наша природа!   
Мы должны ужесточать требования к чиновникам, чтобы они за всем следили,        
чтобы наши прокуроры за этим следили на местах - и за природой, и за            
общественными организациями, чтобы не допускали отказа в регистрации и          
следили, чтобы организации действовали в рамках закона. Нам всем будет          
спокойнее жить, и всё будет нормально.                                          
                                                                                
Повторяю еще раз: появляются организации, которые напрямую говорят, что они     
переходят к революционным действиям, - власть бездействует. Это мне             
непонятно, Анатолий Семёнович. Вы говорите про неправомерный отказ. Добавьте    
сюда и неправомерное сохранение регистрации для тех организаций, деятельность   
которых уже не соответствует уставным требованиям. Я вас уверяю, комитет бы     
поддержал. Я в любом случае поддерживаю ваш этот проект закона. Но надо и       
другую сторону продумывать, тогда нам будет удобнее смотреть, так сказать,      
чтобы не отказывали в регистрации или, наоборот, отменяли регистрацию тех,      
кто наносит вред государству. Они уже появились, их мало, но кто-то их уже      
настропалил. Революция - это слово звучит уже, мы, говорят, переходим к         
другим действиям. Милиция бездействует, прокурор тоже этого не видит, не        
слышит. Значит, мы сами провоцируем деятельность тех организаций, которые       
будут вызывать страх у чиновников, и они будут отказывать уже другим,           
нормальным организациям.                                                        
                                                                                
Я за то, чтобы поддержать данный проект закона.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента? Есть     
ли у инициаторов желание выступить с заключительным словом? Нет. Коллеги, кто   
за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться    
голосованием.                                                                   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за               73 чел.16,2%                                     
Проголосовало против           13 чел.2,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     86 чел.                                          
Не голосовало                 364 чел.80,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.