Заседание № 185
13.09.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 183001-3 "О внесении изменения в статью 336 Трудового кодекса Российской Федерации" (исключение из перечня дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником пункта о повторном грубом нарушении устава образовательного учреждения в течение года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5516 по 5878 из 5890
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к рассмотрению пункта 15 - проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 336 Трудового кодекса Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Олег Васильевич Шеин. Пожалуйста. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, мы впервые рассматриваем поправку в недавно принятый Трудовой кодекс. О чем в данном случае идет речь? В Трудовом кодексе расписаны предельно четко основания для увольнения работников по инициативе администрации: прогул, пьянство на рабочем месте, сокращение штатов, нарушение трудовой дисциплины и так далее. И так везде: в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в связи. И только в одной отрасли, в образовании, новый Трудовой кодекс дал работодателю право увольнять работников по безграничному количеству оснований, а именно: в статье 336, регулирующей особенности увольнения учителей, в перечне дополнительных оснований для расторжения трудовых отношений указаны три. Одно - это достижение ректором, проректором, другим руководителем возраста 65 лет (здесь нет возражений), второе - это применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над учащимся (тоже нет никаких возражений, за это надо увольнять), и третье основание - это нарушение устава образовательного учреждения, грубое, повторное и так далее. Очевидно, что в каждой школе свой устав. Таким образом, в двух соседних школах два разных устава и два разных перечня оснований для расторжения трудовых отношений между учителем и администрацией школы. Есть, конечно, типовой устав, предлагаемый Министерством образования, но на то он и типовой, что имеет рекомендательный характер, и в каждом муниципальном образовании местный мэр, местный поселковый глава утверждает самостоятельный устав данной школы, а соответственно, и дополнительный перечень оснований для увольнения учителей. Кстати, уже сегодня потихоньку эта 336-я статья начинает использоваться, в частности, как предлог для введения срочных контрактов в системе образования, хотя совершенно очевидно, что в системе образования никаких оснований для срочных контрактов нет: дети приходят в школу каждый год - это не завод, это не предприятие, осуществляющее строительство домов, это не рыболовецкий колхоз, это постоянная работа. И совершенно понятно, для чего эта норма вводилась. В принципе профессиональные союзы рассматривают ее как метод определенного давления со стороны администрации на трудовые коллективы. Поэтому хотелось бы, чтобы особенно не утруждать внимание Государственной Думы, отметить только следующие два момента. Первый. Ни в одной отрасли, ни в одной организации нет условий, когда бы устав организации расписывал случаи увольнения работников. Нигде рабочих на предприятиях не увольняют за нарушение устава общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. Устав регулирует совершенно другие отношения - между учредителем и менеджментом, управляющим той или иной организацией. И наверное, в заключение хотелось бы сказать следующее. Данный законопроект поддержали регионы Российской Федерации. Практически все территории, которые дали свои отклики, дали их в позитивном ключе. То есть 30 регионов не имеют возражений, поддерживают данный законопроект, четыре региона высказываются против. Поддерживают законопроект ФНПР, Профессиональный союз работников образования и науки, Российский профсоюз учителей. Поддерживают законопроект комитет по труду и профильный комитет по образованию. Не поддерживает законопроект Правительство Российской Федерации, оно выдвигает два довода в обоснование своей позиции. Первый: аналогичная норма по увольнению учителей есть в Законе "Об образовании". Да, она есть. Я сразу могу доложить, что мы точно так же предлагаем ее отменить. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу, его подписали руководители комитета по образованию, то есть мы параллельно рассматриваем поправки в Трудовой кодекс и (может быть, на другом заседании) в Закон "Об образовании". И второй момент, о чем говорит Правительство: что якобы вот эта норма об увольнении учителей за нарушение устава школы вводится, с тем чтобы учителя соблюдали нормы профессиональной этики, чтобы были защищены интересы учащихся и так далее. На самом деле интересы учащихся, вопросы этики отражены в пункте 2 статьи 336 - об увольнении работников образования за психическое и физическое насилие над личностью учащихся, то есть на самом деле это никакого отношения к предмету данного законопроекта не имеет. И в заключение хотел бы заметить, что ведущие специалисты в области образования, наши коллеги Шишлов и Смолин, предлагаемый законопроект поддержали и, более того, фактически являются его соавторами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Олег Васильевич. С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Сергей Иванович Неверов. НЕВЕРОВ С. И., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, на самом деле в комитете очень бурно обсуждался данный законопроект - поправка в статью 336 Трудового кодекса. Олег Васильевич очень подробно рассказал суть этой поправки. Я только поправлю, что из тридцати семи законодательных органов государственной власти субъектов семнадцать поддержали, а пятнадцать не имеют никаких замечаний и предложений. И на самом деле Правительство Российской Федерации в официальном отзыве не поддерживает принятие данного законопроекта, поскольку в уставе образовательного учреждения указываются права и обязанности участников образовательного процесса в соответствии с Законом "Об образовании" также и в отношении воспитательного характера процесса обучения. Правовое управление в заключении на законопроект сообщает, что принятие данного законопроекта не достигнет цели, указанной в пояснительной записке, без внесения изменения в Закон "Об образовании". И необходимо отметить, что в комитеты Государственной Думы поступил данный законопроект и находится на рассмотрении. Еще раз повторю, что обсуждение было очень бурное. С минимальным перевесом комитетом все-таки было принято решение поддержать данный законопроект. И было принято решение, что палата определит свое отношение к этому закону самостоятельно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Уважаемые депутаты, у кого есть вопросы к докладчику и содокладчику по данному проекту закона? Пожалуйста, вопрос депутата Попова Сергея Алексеевича. ПОПОВ С. А. У меня вопрос к Олегу Васильевичу Шеину. Скажите, пожалуйста, вот если провести аналогию: имеются внутренние правила трудового распорядка, они тоже разные на разных предприятиях и в разных организациях, но нарушение правил трудового распорядка ведь может быть причиной для наложения дисциплинарных взысканий, в том числе и увольнения. Вот как здесь быть, почему тогда в отношении устава этого не может быть? Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Шеину. ШЕИН О. В. Правила трудового распорядка являются документами немножко другого характера, они составляются с учетом мнения профессионального союза, коллектива и являются приложением к коллективному договору, то есть это фактически предмет переговоров между администрацией и трудовым коллективом. Что касается устава общеобразовательного учреждения, то он спущен сверху, он предметом переговоров не является. И в принципе здесь как данность просто для коллектива - хочет, не хочет, а он обязан это делать. Это разные типы документов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Чуев, ваш вопрос. ЧУЕВ А. В. У меня вопрос к Олегу Васильевичу Шеину. Я бы хотел понять, действительно ли существуют какие-то ограничения для тех положений, которые могут содержаться в уставе образовательного учреждения? То есть я понимаю, что существует типовой устав, но какие-то ограничения существуют или в принципе любая школа или любое учреждение может, в общем-то, расширять или сужать отдельные положения в зависимости от того, как этого пожелает руководство? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич Шеин, пожалуйста. ШЕИН О. В. Фактически ограничений не существует, тем более что мы в статье 336 дали право администрациям соответствующих территорий вводить любой - на их усмотрение - перечень дополнительных оснований для увольнения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Исаев Андрей. Пожалуйста, Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К., фракция "Отечество - Вся Россия". У меня вопрос к Олегу Васильевичу. Уважаемый Олег Васильевич, можете ли вы привести пример грубого нарушения прав какого-либо работника, который был уволен по статье 336 Трудового кодекса? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, ответьте Андрею Константиновичу, пожалуйста. ШЕИН О. В. В настоящее время в городе Ахтубинске, это мой Астраханский избирательный округ, рассматривается трудовой спор между профессиональными союзами работников образования и администрацией по факту внесения в устав такой нормы, как срочные контракты, попытки перевести работников на срочные контракты. Это совершенно очевидно означает в перспективе увольнение по истечении срока контракта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли еще вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Хотели бы выступить Исаев Андрей Константинович и Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста, Андрей Константинович Исаев. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, фракция "Отечество - Вся Россия" приняла солидарное решение не поддерживать данный законопроект. Это связано не только с содержанием данного законопроекта. Наша позиция заключается в следующем. Мы все помним, как в течение двух лет мы в очень жестких спорах создали новый Трудовой кодекс, который с 1 февраля вступил в силу. Наша позиция остается неизменной. Те законопроекты, которые вынесены сегодня на рассмотрение Государственной Думы, по сути дела, являются поправками, которые в свое время уже рассматривались Государственной Думой и были ею отклонены. Никакого основания, для того чтобы возвращаться к этим поправкам, авторы на самом деле не приводят. Вот я не случайно спросил Олега Васильевича. Нет ни одного прецедента увольнения кого бы то ни было по статье 336 Трудового кодекса. Основные возражения и основные замечания, которые выдвигает автор, носят по-прежнему умозрительный характер. Предполагается, что данная статья может привести к нарушению прав работников. Никаких примеров таких нарушений авторы привести не могут. Наша позиция остается неизменной. Мы считаем, что Трудовой кодекс - это сложнейший документ, который родился в результате очень серьезной работы и очень больших компромиссов. На ноябрь намечены парламентские слушания, в ходе которых мы намерены ознакомиться с реальными проблемами, которые возникают в связи с вступлением в силу нового Трудового кодекса. Мы не считаем, что это святое писание, которое не нуждается в исправлениях. Да, есть явные пробелы, которые нуждаются в исправлениях, но подход должен быть системным. Если сегодня мы вновь разорвем Трудовой кодекс отдельными вырванными из контекста поправками, мы нарушим тот хрупкий баланс, который был достигнут в результате, напомню, нашей упорной работы на протяжении двух лет. Единственный случай, когда мы сделали исключение, - и здесь был консенсус практически всех фракций - это уступка по многочисленным обращениям, реальным обращениям инвалидных организаций, когда разрешили работу инвалидов в ночное время. Больше массовых обращений трудящихся или каких-либо обращений трудящихся о том, что их права нарушены по статье 336, в Государственной Думе сегодня нет. Поэтому мы не будем голосовать за данный законопроект. Призываем всех депутатов очень взвешенно подойти к изменениям, любым изменениям в Трудовой кодекс Российской Федерации, серьезно готовиться к парламентским слушаниям, которые состоятся в ноябре, и на этих парламентских слушаниях выработать согласованный со сторонами социального партнерства пакет поправок, который, вероятно, будет необходим для Трудового кодекса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! От имени Комитета по образованию и науке и от имени депутатов Агропромышленной группы я убедительно прошу вас поддержать этот законопроект по следующим основным мотивам. Мотив первый - история и современность. Я в свое время был автором Закона "Об образовании" 1992 года, куда эта норма о возможности увольнения за неоднократные грубые нарушения устава была занесена. Но тогда, уважаемые коллеги, мы еще питали иллюзии. Иллюзии заключались в следующем: закон предполагал высокую ответственность и высокий спрос с работников образовательных учреждений. Если вы посмотрите нормы закона, то увидите, что там есть и высокая заработная плата, и досрочные пенсии, и масса других социальных гарантий. К сожалению, в части социального статуса педагогов Закон "Об образовании" до сих пор не исполняется, хотя ему уже, в свою очередь, исполнилось в июле этого года десять лет. Если не исполняется закон в части высокого статуса, мы не считаем возможным исполнять его по частям - в части высокой ответственности и дополнительного спроса. Обращаю ваше внимание на то, что по другим организациям нет нормы, согласно которой можно увольнять сверх всего прочего еще и за грубые неоднократные нарушения устава. Вторая позиция, о которой я вам хотел сказать. Нам говорят, что не надо трогать Трудовой кодекс, поскольку это священная корова и поскольку нет прецедентов увольнения по этой статье. Уважаемые коллеги, как техническая система (извините за не совсем парламентское выражение) должна быть не только технически, но и дуракоустойчива, так и закон любой должен быть не только внутренне согласован, но и вредителеустойчив тоже. Если сейчас мы не знаем массы обращений по этому поводу, то это вовсе не значит, что эта норма не может быть использована в качестве дополнительного рычага воздействия на педагогических работников. Понимаете, к сожалению, когда принималась первая редакция Закона "Об образовании", мы полагали, что уставы будут вырабатываться исключительно демократическим в нормальном смысле этого слова способом. Сейчас сплошь и рядом эти уставы действительно принимаются по типу. Стремление к самоуправлению снизу и тем более стремление допустить его сверху значительно упали, и возможность воздействия общественности на принятие уставов значительно сократилась. Поэтому, уважаемые коллеги, мы полагаем, что вполне достаточно других норм, позволяющих увольнять педагогических работников, как и работников других организаций и учреждений. Мы просим вас поддержать этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От Правительства - Варов Владимир Константинович. Пожалуйста, ваша точка зрения. ВАРОВ В. К., заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Спасибо. Уважаемые депутаты, с учетом прозвучавших выступлений... Во-первых, Андрей Константинович Исаев уже напомнил, что данная поправка в ходе принятия в свое время Трудового кодекса обсуждалась на разных этапах и в конечном итоге с учетом всех аргументов была отклонена Государственной Думой. Во-вторых, утверждение Олега Васильевича Шеина о том, что прецедентов, так сказать, отраслевых нет, абсолютно неправильно. Именно нормы Трудового кодекса, как и соответствующих положений уставов о дисциплине в целом ряде отраслей, во всяком случае во всех транспортных отраслях, в системе госслужбы, среди медицинских работников, действуют, и давно действуют, и предусматривают особые обязанности этих специфических категорий. В-третьих, устав - обычный локальный нормативный акт, как и другой, касающийся любой организации. Любой работник, любой руководитель обязан его выполнять. И последнее. Уважаемые коллеги, эта норма, наличествующая в Трудовом кодексе, - я делаю акцент - предусматривает увольнение за повторное грубое нарушение этих норм педагогическими работниками. Исключая эту норму, мы, извините, фактически будем защищать нарушителей, посягающих на права, интересы школьников, детей да и добросовестных работников. Правительство призывает вас проголосовать против этой поправки, поскольку ни юридически, ни фактически она, на наш взгляд, не выдерживает критики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков, желаете выступить? Нет. Заключительное слово Олега Васильевича Шеина. На месте включите микрофон. Я напоминаю, что у нас три минуты осталось. ШЕИН О. В. Спасибо большое. Я просто скажу несколько слов. Тот факт, что нет примеров увольнения, ни о чем совершенно не свидетельствует. Это, на мой взгляд, вещь достаточно очевидная. А тот факт, что нет обращений к господину Исаеву от работников образования, означает, что таких обращений нет вообще. В зале распространены официальные заявления Профсоюза работников образования и науки, а также Российского профсоюза учителей, которые представляют всю многомиллионную армию работников образования Российской Федерации и которые считают необходимым принятие данной поправки. Что же касается реплики господина Варова о том, что в других отраслях есть уставы, которые тоже нельзя нарушать, в этом-то и отличие статьи 336 Трудового кодекса от положений в других отраслях народного хозяйства. Да, есть уставы железнодорожной отрасли, авиационной, но они едины для всей страны. А вот такого, чтобы на каждом предприятии, в каждой организации, учреждении были свои, отдельные от других предприятий, организаций и учреждений основания для увольнения работников, тем паче работника бюджетной сферы, такого нет нигде. И мы предлагаем эту вещь совершенно устранить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Иванович Неверов, будете с заключительным словом выступать? Нет. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О внесении изменения в статью 336 Трудового кодекса Российской Федерации" в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 47 сек.) Проголосовало за 159 чел. 35,3% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 160 чел. Не голосовало 290 чел. 64,4% Результат: не принято Не принято.