Заседание № 128

09.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 182454-5 "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (о создании студенческих отрядов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2175 по 2209 из 7955
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. 4-й вопрос. О проекте    
федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской         
Федерации "Об образовании" и статью 16 Федерального закона "О высшем и          
послевузовском профессиональном образовании". Доклад председателя Комитета по   
образованию Григория Артёмовича Балыхина.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию                
представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 50     
Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 16 Федерального закона    
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания      
студенческих отрядов). Законопроект внесён Правительством Российской            
Федерации, рассмотрен Государственной Думой во втором чтении 4 декабря.         
Законопроектом предусматривается предоставление права студентам учреждений      
высшего и среднего профессионального образования создавать студенческие         
отряды в организационно-правовой форме общественного учреждения или             
общественной организации. Проект федерального закона прошёл правовую и          
лингвистическую экспертизы и подготовлен Комитетом Государственной Думы по      
образованию к рассмотрению в третьем чтении. Прошу принять данный               
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложения по докладу? Кашин по мотивам. От         
фракции КПРФ - Кашин Владимир Иванович. И Рохмистров от фракции ЛДПР. Выносим   
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2393 по 2489 из 7955
Кашин Владимир Иванович от фракции КПРФ по пункту 4. Пожалуйста.                
                                                                                
КАШИН В. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы будем              
поддерживать этот законопроект, изменения в законы, я имею в виду дополнение    
статьи 50, пункт 14-1, и статью 2 законопроекта об изменении пункта 2 статьи    
16. Но дело в том, что, на наш взгляд, эти изменения не решают основную         
проблему, которая есть сегодня реально на практике у студентов, получающих      
высшее профессиональное образование, и студентов, получающих среднее            
техническое профессиональное образование. О чём речь идёт?                      
                                                                                
Если вспомнить тогдашние студенческие отряды и всю систему организации этих     
отрядов, то мы увидим, что действительно система образования, государство       
заботилось о том, чтобы студенты получили в студенческих отрядах первую свою    
настоящую практику и в этих отрядах в основном по специальности повышали свою   
профессиональную подготовку. В строительных отрядах находилось место не         
только тем, кто получал инженерное образование или строительное                 
профессиональное образование, там была возможность повысить свою                
профессиональную подготовку и врачу, и студенту, обучающемуся в театральном     
училище, и так далее, и тому подобное. То есть речь шла о системе, о            
созданной мощной системе, которая воспитывала, работала на повышение            
профессионализма у студентов. Центральные студенческие штабы вместе с           
региональными штабами занимались комплектованием отрядов, чтобы они             
осуществляли свою конкретную деятельность на объектах, которые нужны были и     
производству, и социальной сфере. Мы знаем, как эти студенческие отряды не на   
словах, а сами, на деле, проходили через это, контактировали с комсомольскими   
структурами на местах, с государственными структурами, со специализированными   
строительными организациями.                                                    
                                                                                
Это движение было настолько мощным, что помогало решать проблемы, и не только   
в центральных районах, но и по всей нашей большой России студенческие отряды    
участвовали в организации, в подготовке, допустим, в сельской местности         
животноводческих помещений, оросительных систем и так далее, и тому             
подобного. Сегодня это, как никогда, важно, потому что специалисты, которые     
приходят из институтов, по существу, реально ничего не умеют с точки зрения     
своих профессиональных качеств, поэтому нам важно расширить... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло ваше время. Спасибо.                              
                                                                                
Депутат Рохмистров от фракции ЛДПР, по мотивам.                                 
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Наша фракция поддержит настоящий законопроект. К сожалению,    
то, что мы разрешаем студентам создавать студенческие отряды, не решает         
проблему в целом. И самая большая опасность заключается в том, что у нас, к     
сожалению, ни правительство, ни Государственная Дума не хотят решать проблемы   
молодёжи. Если мы возьмём опыт, который был в своё время... Я сам через это     
прошёл - и через студенческие отряды, и даже через школьные: начиная с 7-го     
класса каждое лето ездил собирать урожай в Краснодарский край в так             
называемые трудовые лагеря и зарабатывал себе деньги.                           
                                                                                
Проблема на самом деле не в том, можно создать или нельзя создать - просто      
этими вопросами никто не занимается: у нас не работает государственная          
структура, которая занимается решением проблем молодёжи, и впоследствии мы      
тратим огромные деньги на борьбу с преступлениями, с деградацией и              
криминализацией молодёжи, с алкоголизацией общества.                            
                                                                                
Я считаю, что должно быть в структуре правительства ответственное лицо,         
которое на уровне государства занималось бы решением этих проблем, таких как    
создание студенческих отрядов, школьных трудовых лагерей, куда дети могли бы    
начиная с четырнадцати лет выезжать на отдых и там же по желанию работать,      
зарабатывать деньги, потому что проблема существует. Каждое лето, каждые        
каникулы мы видим огромные толпы детей, которые хотели бы заработать. К         
сожалению, сегодня на рынке труда они не востребованы. Деньги нужны, время      
есть - и начинают зарабатывать, к сожалению, не совсем честными способами       
либо пьют пиво в подворотнях и так далее, и тому подобное.                      
                                                                                
Это государственная проблема, и государство должно определить, будет ли она     
решаться в рамках комитета по молодёжной политике... Хотя я считаю, что         
проблема настолько важная, что можно было бы создать в структуре                
правительства отдельно взятое министерство и эти проблемы решать не путём       
внесения поправок в какой-то закон, а чтобы было ответственное лицо, которое    
каждый год давало бы правительству отчёт, какие проблемы были решены. В         
рамках этого министерства можно было бы рассмотреть вопрос о создании           
государственной молодёжной премии в области науки и техники, культуры и так     
далее, аналог в своё время был - премия Ленинского комсомола, и даже в этом     
зале есть лауреаты этой премии, которые ничего плохого про это сказать не       
могут. А вот про сегодняшние гранты, которые у нас существуют, самые разные,    
никто ничего хорошего сказать не может, потому что никто не знает ни как их     
получают, кто даёт оценку, ни как они используются в дальнейшем.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона из     
пункта 4 в третьем чтении. Кто за?                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 127

04.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 182454-5 "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (о создании студенческих отрядов; принят в первом чтении 18 сентября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1020 по 1089 из 7232
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 4. О проекте       
федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской         
Федерации "Об образовании" и статью 16 Федерального закона "О высшем и          
послевузовском профессиональном образовании". Доклад председателя Комитета по   
образованию Григория Артёмовича Балыхина.                                       
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему           
вниманию представляется во втором чтении внесённый Правительством Российской    
Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона   
Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О      
высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания         
студенческих отрядов). Рассматриваемый законопроект был принят                  
Государственной Думой в первом чтении 18 сентября этого года. Он направлен на   
упорядочение деятельности и повышение статуса студенческих строительных         
отрядов.                                                                        
                                                                                
В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в комитет поступило пять      
поправок. Четыре из них носят лингвостилистический и юридико-технический        
характер и приводят текст законопроекта в соответствие с правилами              
юридической техники. Поправка 3 позволяет создавать студенческие отряды не      
только в организационно-правовой форме общественного учреждения, но и в форме   
общественной организации. Именно в такой форме в настоящее время действует      
большинство студенческих отрядов. Кроме того, с нашей точки зрения, такая       
форма позволяет наиболее эффективно использовать возможности студенческого      
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Все поправки Комитетом по образованию рекомендованы к принятию. Прошу           
поддержать таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и данный               
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, таблица содержит пять поправок. Нужно ли какую-то из них     
обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок,              
рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблицы отклонённых поправок у нас нет, и я ставлю на голосование во втором     
чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона      
Российской Федерации "Об образовании" и статью 16 Федерального закона "О        
высшем и послевузовском профессиональном образовании". Кто за? Прошу            
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 111

18.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 182454-5 "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (о создании студенческих отрядов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5962 по 6468 из 7511
Пункт 19 - как раз тот, о котором говорил депутат Пономарёв, - проект           
федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской         
Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О высшем и        
послевузовском профессиональном образовании". Докладывает официальный           
представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь -              
замминистра образования и науки Юрий Петрович Сентюрин.                         
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается     
законопроект, который был разработан правительством в соответствии со           
стратегическим планом правительства, связанным с государственной молодёжной     
политикой Российской Федерации. Вопросы организации занятости студентов в       
настоящее время приобретают дополнительную актуальность, и поэтому этот         
вопрос относится к числу приоритетных в рамках названной мною стратегии         
государственной молодёжной политики.                                            
                                                                                
Сегодня в стране действует более пяти тысяч студенческих отрядов, которые       
объединяют в своих рядах более двухсот семидесяти трёх тысяч человек. При       
этом названные мною отряды являются разнопрофильными. Рассматриваемый           
законопроект направлен на определение правового статуса студенческих отрядов    
и закрепление их правовой формы. Он предлагает установить право обучающихся     
учреждений среднего и высшего профессионального образования создавать           
студенческие отряды и участвовать в их деятельности. При этом студенческие      
отряды согласно законопроекту создаются в форме общественных учреждений для     
организации временной занятости обучающихся средних и высших профессиональных   
образовательных учреждений, изъявивших желание - я имею в виду обучающихся -    
в свободное от учёбы время работать в различных отраслях хозяйства.             
                                                                                
В силу названной особенности - то, что это форма общественного учреждения, -    
вопросы, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или)           
ликвидацией студенческих отрядов, укладываются в логику Федерального закона     
"Об общественных объединениях". Напомню, что данный закон предусматривает       
набор льгот и преимуществ, а также формы государственной поддержки              
общественным объединениям.                                                      
                                                                                
Принятие законопроекта позволит: обеспечить развитие единой системы             
студенческих отрядов и создание структуры, координирующей их деятельность в     
масштабе страны, оперативно ориентировать студенческие отряды и их участников   
на приоритетные запросы рынка труда; обеспечить формирование кадрового          
резерва для различных отраслей экономики и решения актуальных для государства   
задач; обеспечить профессиональную ориентацию и адаптацию молодёжи на рынке     
труда; приобрести молодым людям дополнительные рабочие специальности,           
трудовой стаж и опыт работы, улучшить своё экономическое положение; вести       
эффективную работу по воспитанию подрастающего поколения.                       
                                                                                
Законопроект был поддержан семьюдесятью субъектами Российской Федерации. Его    
принятие не повлечёт за собой выделение средств из федерального бюджета.        
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Юрий Петрович.                   
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Артёмович Балыхин, содоклад от комитета.                   
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной     
Думы! Достаточно подробный доклад, представление законопроекта Юрием            
Петровичем Сентюриным освобождает меня от пространного содоклада. Я хотел бы    
в самом начале сказать, что действительно представленный нам законопроект       
имеет исключительно важное значение, он актуален и приоритетен для всего        
российского студенчества. Хочу также подчеркнуть, что в настоящее время во      
всех субъектах Российской Федерации ведётся активная деятельность по            
воссозданию и организации работы студенческих отрядов. Сегодня студенческие     
отряды - о численности и количестве их Юрий Петрович сказал - являются          
действительно самым массовым патриотическим движением молодёжи учреждений       
высшего и среднего профессионального образования, которое насчитывает сейчас    
уже более двухсот пятидесяти тысяч человек. Это движение направлено на          
формирование гражданственности, патриотизма, на трудовую и социальную           
адаптацию молодых людей.                                                        
                                                                                
Вместе с тем до настоящего времени законодательно не определено место           
студенческих отрядов в образовательном и воспитательном процессе и не           
определён их юридический статус. Отсутствие единой организационно-правовой      
формы студенческих отрядов влечёт за собой отсутствие единых стандартов в       
организации и деятельности студенческих отрядов, единой системы защиты прав и   
законных интересов наших студентов. Представленным законопроектом               
законодательно закрепляется право студентов создавать студенческие отряды и     
принимать активное участие в их работе. Важным положением законопроекта         
является установление организационно-правовой формы студенческих отрядов в      
виде общественного учреждения, целью которого является организация временной    
занятости студентов, изъявивших желание работать в свободное от учёбы время в   
разных отраслях экономики нашей страны. Подчеркну, что положения                
представленного законопроекта согласуются с нормами законов Российской          
Федерации "Об общественных объединениях" и "О занятости населения...".          
                                                                                
В заключение хочу сообщить о том - Юрий Петрович об этом уже сказал, - что в    
комитет Государственной Думы поступили положительные отзывы от семидесяти       
субъектов Российской Федерации: половина - от законодательных                   
(представительных) органов государственной власти субъектов и примерно          
столько же - от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.   
В заключениях двух комитетов-соисполнителей - это Комитет по делам молодёжи и   
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей - представлены также положительные    
отзывы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний             
концептуального характера в Комитет по образованию не представило.              
                                                                                
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел данный законопроект и    
рекомендует его принять в первом чтении, о чём я хочу попросить также и вас,    
уважаемые депутаты, - поддержать его. А также хочу сказать о том, что           
принятие данного законопроекта - это наш депутатский долг перед студенческой    
молодёжью, это будет хорошим подарком ей в Год молодёжи.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть. Ух ты, ух ты,                
несогласных-то сколько! Давайте тогда ещё поднимите руки. Я записываю, кто      
против: Свечников, Останина, Плетнёва, Мищенко, Гостев, Пономарёв,              
Гайнуллина. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь - семь человек             
записались на вопросы.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение всё-таки задать по одному вопросу от     
фракции. Как вы? А выступления будут, конечно, как положено. Больше того, мы    
при обсуждении повестки, при разминке пообещали депутату Мищенко, что дадим     
ему слово, он уже записался, можно сказать. Может быть, всё-таки                
действительно по одному вопросу от фракции?                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Да, да!                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Во фракции КПРФ, к сожалению, четыре соискателя,          
поэтому кто?.. Плетнёва. Пожалуйста, Плетнёва. Нина Александровна, как вы?      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна, вам слово.                                                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Юрий Петрович, для того, чтобы этот закон выполнялся   
как следует, и для того, чтобы могли наши студенты, имели право получить        
объём работ, они должны участвовать в конкурсе. Собираетесь ли вы вносить       
поправки в закон "О размещении заказов на поставки товаров..."? Есть такой      
закон.                                                                          
                                                                                
И второй, такой коротенький вопрос. Вы сказали, что структура будет             
осуществлять координацию деятельности вот этих отрядов. Ну, в советское время   
это был ЦК комсомола, а сегодня как вы планируете? Нужно, наверное, создавать   
такую структуру в условиях многопартийности, или это будет, как сейчас,         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" и "Молодая гвардия"?..                                          
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопросы, Тамара Васильевна. Начну со второго          
вопроса, по поводу структуры, потому что здесь проще.                           
                                                                                
Дело в том, что сегодня такая структура уже существует в форме федерального,    
государственного учреждения, которое как раз по существу является штабом        
студенческих отрядов. В дальнейшем, когда будет принят этот закон - я надеюсь   
на это - и появится объединяющая все студенческие отряды, единая форма в виде   
общественного учреждения, думается, эти организации, ставшие субъектами         
гражданско-правовых отношений, смогут сформировать соответствующую их духу и    
содержанию их работы координирующую структуру в масштабах государства. Тогда    
это будет сделать проще, а основа, ядро такой структуры сегодня существует.     
                                                                                
Что касается изменений в закон о размещении заказов на производство работ и     
на услуги, то таких изменений мы не планируем, потому что, как я уже            
докладывал, деятельность студенческих отрядов укладывается строго в логику      
Федерального закона "Об общественных объединениях", статья 17 которого          
гласит, что общественные объединения (а общественные учреждения относятся к     
их числу) имеют право на заключение любых видов договоров, в том числе на       
выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение       
различных государственных программ, которые размещаются в порядке,              
предусмотренном названным федеральным законом. На наш взгляд, изменения и       
дополнения в законодательство в связи с этим вносить нецелесообразно.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от фракции ЛДПР? Не настаивают.                       
                                                                                
Мищенко от "ЕДИНОЙ РОССИИ".                                                     
                                                                                
МИЩЕНКО М. Н. Учитывалось ли мнение бойцов студенческих отрядов при             
разработке данного законопроекта? Вы сказали о государственном предприятии.     
Я, честно говоря, в первый раз сейчас слышу о создании такой структуры, но      
уже в течение многих лет работает общероссийское общественное движение          
"Российские студенческие отряды" (РСО). И учитывалось ли мнение российских      
студенческих отрядов, учитывалось ли мнение штабов крупнейших федеральных       
вузов, в которых существуют студенческие отряды? Также у меня вопросы: кто      
возглавлял группу разработчиков в министерстве образования, кому принадлежит    
инициатива формулировки организационной формы для студенческого отряда именно   
как учреждения и кто будет учредителем? Тоже очень важные вопросы.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Что касается мнения участников этого процесса - студенческих     
отрядов, оно, безусловно, учитывалось, потому что эта работа, собственно        
говоря, и началась с подачи самой молодёжи, самих бойцов студенческих           
отрядов. И все стадии этой работы очень обстоятельно и подробно докладывались   
в виде информации на разного рода мероприятиях и на различных площадках,        
включая площадки Федерального Собрания - и Думы, и Совета Федерации. Формула,   
предложенная сегодня в законопроекте, на наш взгляд, является квинтэссенцией    
этого диалога и этого продолжительного по времени процесса.                     
                                                                                
Что касается координирующей структуры, то я имел в виду федеральное             
государственное учреждение, а никак не предприятие, которое имеется в           
структуре Рособразования и является центром поддержки молодёжного               
предпринимательства. Именно эта структура сегодня выполняет координирующую      
функцию наряду с названным вами общественным объединением - российским          
студенческим движением.                                                         
                                                                                
Что касается группы авторов. Разрабатывал этот законопроект коллектив авторов   
из профильного департамента министерства образования, это не одно лицо. Кроме   
того, это правительственный законопроект, а следовательно, он прошёл            
процедуру согласования со всеми правительственными инстанциями, имеющими к      
этому делу отношение.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть ли вопросы? Есть.                           
                                                                                
Пожалуйста, Четвериков, от "Справедливой России".                               
                                                                                
ЧЕТВЕРИКОВ А. В. Сейчас у нас уже XXI век, все знают. Вот у меня вопрос         
несколько такой нетривиальный. А кому, по вашему мнению, необходим уровень      
квалификации этих самых потенциальных студенческих отрядов? Кто будет           
выступать заказчиком подобного уровня профессионализма этих отрядов?            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Для меня не вполне понятен вопрос. Если речь идёт о том, какая   
инстанция будет заниматься размещением заказов на производство                  
соответствующих работ и услуг, то в соответствии с Федеральным законом "Об      
общественных объединениях" это государственные инстанции, а также любые         
другие инстанции, которые видят в студенческих отрядах участников из числа      
субъектов гражданско-правовых отношений.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Григорий Артёмович.                                 
                                                                                
Пожалуйста, кто хотел бы выступить? Плетнёва, Мищенко, Пономарёв, Останина.     
Четыре выступления. Подводим черту? Подводим.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Останина.                                                           
                                                                                
Ну и с учётом того, что ещё у нас протокольные поручения, каждый будет          
стремиться быть максимально лаконичным и убедительным.                          
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Я хочу обратиться вначале к авторам. Я не разделяю пафоса        
Григория Артёмовича и его оптимизма по поводу того, что этот закон будет        
подарком для нашей молодёжи. Такое ощущение, что к этому закону можно отнести   
слова "замах на рубль, а дела на копейку". Вот эта нанопоправка в закон, она    
совершенно не соответствует пафосу выступления ни Юрия Петровича, ни Григория   
Артёмовича по той простой причине, что двадцать шесть миллионов детей и         
молодых людей насчитывается у нас на сегодняшний день, - неужели эта            
категория населения не заслуживает самостоятельного закона? Мы хотим            
организовать студенческое движение и при этом говорим, что закон финансово      
незатратный. Кто тогда должен нести эти затраты - учебные заведения, субъекты   
Федерации?                                                                      
                                                                                
По сути дела, это технический закон. Смысл его сводится к тому, чтобы дать      
определение, что такое студенческий отряд. У комитетов, которые были            
исполнителями, возникли сомнения, назвать это студенческим отрядом или          
трудовым студенческим отрядом. Друзья, согласитесь, прошло то время, когда      
студенты учились и подрабатывали, сейчас студенты работают и немного            
подучиваются. Смысл этого закона в том, чтобы организовать временную            
занятость, но он утрачивается, потому что начиная с первого курса студенту      
надо позаботиться о том, чтобы вначале прожить, а потом уже заниматься          
учебным процессом. И в этом смысле, конечно, целесообразно создание некоего     
координирующего центра, штаба студенческих строительных отрядов, и это          
прозвучало уже в вопросах моих коллег.                                          
                                                                                
Мне бы очень хотелось, чтобы всё-таки эта тема обрела самостоятельное           
звучание. Я думаю, что наша студенческая молодёжь заслуживает, ещё раз          
говорю, своего собственного закона, и в этом смысле большие надежды возлагаю    
всё-таки на наш Комитет по делам молодёжи, который существует уже два года и    
из-под пера которого не вышло ни одного законопроекта. У нас есть структура в   
составе правительства, которая тоже занимается молодёжной политикой. Где        
конечный продукт работы этих структур?                                          
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект, но считаем, что на сегодняшний день он не       
отвечает задачам, которые поставили авторы, а точнее, правительство, внося      
этот законопроект в Государственную Думу.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Жалко, что не имею права вступать в полемику. Так, пожалуйста, кто? Тамара      
Васильевна следующая. Это я сказал потому, что вспоминаю стипендию, которую     
платили нам, студентам.                                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я разделяю         
мнение моей коллеги Останиной. И в то же время, понимаете, всё равно приятно:   
всё новое - это хорошо забытое старое, оказывается, не всё плохо было. И я      
просто хочу вам сегодня немножко из истории студенческих отрядов напомнить.     
Все сидящие здесь в зале это помнят. Вот знаете, в школе, когда сдавала         
экзамены, я писала сочинение по книге Веры Кетлинской "Иначе жить не стоит".    
Там как раз о строителях Байкало-Амурской магистрали. Конечно, книжка на меня   
уже тогда произвела сильное впечатление, я понимала, в каких условиях           
работали наши молодые ребята, комсомольцы, которые тогда ещё не были            
оформлены в студенческие отряды.                                                
                                                                                
А студенческому отряду, кстати, пятьдесят лет исполнилось в прошлом году. В     
1958 году в МГУ физмат выступил с таким предложением - мол, давайте поедем. В   
этих комсомольских отрядах тогда практически все студенты были комсомольцами,   
они ведь работали не просто чтобы заработать. Конечно, и это было стимулом -    
заработать и получить возможность помочь семье, но в то же время это было       
прекрасное время, когда вместе учились жизни.                                   
                                                                                
Вот смотрите, мы сегодня говорим: наркомания, пьянство... А я помню, в наши     
студенческие времена праздник такой был: перед тем как поехать на целину -      
целиной называлась любая новая площадка, - праздник проводили - закапывали      
зелёного змия, и никто не смел, не имел возможности за всё время, за весь       
семестр напиться. Кроме того, никто не хотел быть хуже других, помогали,        
взаимопомощи учились. Конечно, если будут возрождаться такие отряды не только   
для того, чтобы заработать, хотя сегодня эта проблема ещё острее для            
молодёжи, но и для того, чтобы решались и проблема нравственности, и проблема   
воспитания, меня это всё будет очень радовать. В то же время статус             
студенческого отряда в законопроекте определяется как общественное              
учреждение. Да, это так, но - я уже поднимала этот вопрос, очень важный         
вопрос, - нам нужно вносить обязательно поправку в закон о поставке заказов о   
том, чтобы студенческий отряд мог участвовать в конкурсе, получать объём        
работ. Кроме того, правильно здесь ставили вопрос, кто-то же должен ещё и       
контролировать качество выполненных работ. Ведь это же не просто так, они же    
не только картошку будут убирать, я так понимаю. Поэтому я надеюсь, что         
студенческие отряды будут создаваться, так сказать, не для затыкания дыр там,   
где у нас общественные работы никто не хочет выполнять: давайте мы туда         
студентов... Нет. Это должна быть их заинтересованность, должен быть большой    
интерес.                                                                        
                                                                                
Начиная с 1959 года, когда студенческие отряды начали формироваться, и до       
1985-го, потому что в 1990-м их уже почти не было, около тринадцати миллионов   
наших студентов прошли вот эту школу. Я надеюсь, что и это новое движение       
будет массовым. Но, с другой стороны, мне бы не хотелось, чтобы в условиях      
многопартийности, в условиях, когда мы боремся за демократию, когда каждая      
партия участвует в общественной жизни... Мы бы хотели, чтобы действительно      
была создана структура, пусть она будет создана и в лице самого студенчества,   
а не просто как сегодня: повезли на Селигер, дали деньги государственные, они   
там отдыхали, и всё это приписывалось партии власти. Просто неприятно об этом   
слушать, потому что это нечестно, неправильно.                                  
                                                                                
Но я хочу сказать, что наша фракция будет голосовать за. Я думаю, что все       
вопросы, которые мы ставим, - они постепенно будут решаться. А законопроект,    
который предусматривает техническое создание отрядов, мы поддерживаем.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мищенко.                                          
                                                                                
МИЩЕНКО М. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я возглавлял штаб   
студенческих отрядов МГТУ имени Баумана семь лет. За это время через этот       
штаб прошло три с половиной тысячи студентов. И каждый раз, когда к нам в вуз   
приезжали первые лица страны, Владимир Владимирович Путин, мы подходили и       
рассказывали про нашу инициативу, они вспоминали свою молодость, свои первые    
деньги, заработанные в студенческих отрядах, поддерживали. Извините за личные   
подробности, но я даже женился на девушке, которая взяла подписи у Владимира    
Владимировича под списками студенческих отрядов, которые я возглавлял.          
                                                                                
Так вот, на данный момент какая ситуация у нас в стране? Около 75 процентов     
студенческих отрядов, о которых говорили, имеют форму общественных              
организаций, в том числе и штаб студенческих отрядов МГТУ имени Баумана.        
Самые успешные штабы (допустим, в Свердловской области) имеют статус            
общественных организаций. И естественно, когда мы развивали это движение, мы    
постоянно говорили о том, что нам нужна поддержка. Вот первые лица проявили     
волю и решили всё-таки принять этот закон.                                      
                                                                                
Что получилось в результате формирования закона? Дело в том, что, когда в       
студенческих отрядах и во Всероссийской общественной организации "РСО"          
прочитали этот текст законопроекта, люди были просто, честно говоря,            
шокированы. Мне прислали бумагу: как это так, что будет с нашими                
организациями, которые на данный момент самые успешные? Потому что формы        
общественного учреждения не имеет ни один штаб студенческих отрядов на данный   
момент. И естественно, они задались этим вопросом: кто будет учредителем -      
частные лица? На данный момент все студенты, все бойцы студенческого отряда     
имеют право влиять на руководство. Это форма студенческого самоуправления.      
Если мы принимаем формулировку "учреждение" и стопроцентно отрицаем             
"организации, объединения", то в итоге только учредители могут полновластно     
распоряжаться такими студенческими отрядами. То есть, на мой взгляд, здесь      
поспешно выдвинута эта формулировка. И сегодня на заседании Комитета по делам   
молодёжи мы приняли решение внести поправку во втором чтении. На имя            
председателя составлено письмо (подписались Мищенко, Тараканов, Зырянов), где   
мы просим заменить формулировку "учреждение" на формулировку "объединение".     
Поясню: объединения включают в себя и существующие организации и учреждения.    
Кто захочет - будет создавать учреждение, кто захочет - останется в формате     
организации и будет заниматься самоуправлением, а не просто подчиняться своим   
учредителям.                                                                    
                                                                                
Ещё буквально несколько секунд, я просто глубоко знаю эту тему, я видел, как    
она развивалась. Когда эта тема стала подниматься, очень многие                 
государственные чиновники на низком уровне почувствовали, что это может быть    
хорошей темой для освоения бюджетных денег, и я помню, какая шла борьба         
здесь, в Москве. В конечном счёте в Москве появился ГУП - государственное       
унитарное предприятие с бюджетом около 40-50 миллионов рублей в год. До этого   
студенческие отряды не получали практически ни копейки, но как только эти       
деньги стало возможным контролировать, появилась гарантия контроля этих         
ресурсов, естественно, туда эти деньги пошли. Здесь, на мой взгляд, идёт        
некое противостояние общественного со стороны гражданского общества и           
исполнительной власти со стороны, естественно, чиновников, которые хотят        
очень жёстко контролировать. Мне кажется, что студенческой молодёжи нужно       
больше свободы в этой области, нужно больше опираться на инициативу. Поэтому    
мы вносим поправку - просим заменить... Мы не просим заменить на крайнюю        
форму - организация, хотя они существуют, мы хотим пойти на компромисс, чтобы   
были именно объединения, которые включают в себя и учреждения, которые          
необходимы Министерству образования, и, естественно, организации, которые       
необходимы студентам.                                                           
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Пономарёв, пожалуйста. С места, да?                                     
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ПОНОМАРЁВ И. В. Дорогие коллеги, я абсолютно поддерживаю и наша фракция будет   
поддерживать этот законопроект, который сейчас внесён, потому что он очень      
важен. Действительно, назывались цифры: сейчас свыше двухсот пятидесяти тысяч   
человек участвуют в этих формах... В советское время, за пятьдесят лет          
истории, - в этом году исполняется пятьдесят лет, как физфак МГУ создал         
первый студенческий строительный отряд, - через эту систему прошло двенадцать   
с половиной миллионов человек. И это была, конечно, отличная школа              
предпринимательства на самом деле, как бы мы сейчас об этом сказали. Однако     
если по форме законопроект, который сегодня внесён, абсолютно верен, то по      
содержанию это форменное безобразие, потому что организационно-правовая         
форма, которая нам предлагается, собственно, ликвидирует весь смысл создания    
студенческих строительных отрядов. Одним из основных заказчиков, конечно,       
будет государство, различного рода государственные структуры, а в нынешней      
организационно-правовой форме, которая предложена для студенческих отрядов в    
этом законопроекте, они не будут иметь права участвовать в государственных      
конкурсах согласно 94-му закону. На данный момент среди существующих            
студенческих строительных отрядов только порядка 10 процентов созданы в         
рамках той организационно-правовой формы, которая позволяет участвовать в       
размещении госзаказов, и, конечно, принимая такой закон, мы фактически          
отсекаем этот сектор от государственных денег, что, наверное, является          
неправильным.                                                                   
                                                                                
Ряд депутатов уже говорили про необходимость формирования координирующих        
органов. Единый координирующий орган на уровне Российской Федерации - это,      
безусловно, неэффективный способ для того, чтобы решать проблемы каждого        
студенческого отряда на уровне региона. Даже советская практика показывала,     
что существовали региональные штабы, соответственно, и нам нужно сделать        
таким же образом. Если по тем или иным причинам данная                          
организационно-правовая форма - общественное учреждение - является              
принципиальной (я этого не знаю, хотя знаю крайне негативные отзывы всех        
студенческих строительных отрядов, с которыми я, вообще говоря, общаюсь по      
поводу этого внесённого законопроекта), если по какой-то причине министерство   
на этом настаивает, то формирование на уровне регионов, например,               
государственных ОАО, которые могли бы выступать заказчиком и дальше             
распределять заказы по созданным студенческим строительным отрядам, могло бы    
быть решением.                                                                  
                                                                                
И наконец, третий момент - это вопрос трудового стажа. В советское время        
работа в студенческих строительных отрядах засчитывалась в общий трудовой       
стаж и соответственно в пенсионный. Сейчас в этом законопроекте про это нет     
ни слова, и это, в общем-то, один из тех моментов, которые должны быть          
отражены.                                                                       
                                                                                
Резюмируя, я хочу сказать, что хотя мы поддерживаем этот законопроект, но он    
тем не менее имеет шанс повторить судьбу целого ряда законопроектов, которые    
мы с вами принимали, которые вроде бы направлены на решение определённой        
проблемы, но в то же самое время её усугубляют. Поэтому я призываю всех         
коллег подумать и ко второму чтению выйти с подготовленным текстом.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает ли представитель президента на обсуждении? Нет. Представитель        
правительства уже выступил. Юрий Петрович, хотели бы что-то сказать в           
заключение? Нет желания.                                                        
                                                                                
Григорий Артёмович Балыхин хотел бы. Но коротко.                                
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я буквально        
несколько слов хочу сказать в связи с двумя последними выступлениями.           
                                                                                
Я попросил бы впредь депутатов оперировать более достоверной информацией. Я в   
своём содокладе сказал о том, что семьдесят субъектов Российской Федерации -    
большинство наших студентов - не высказали ни одного замечания, направили       
свои предложения в комитет без замечаний, поэтому говорить о том, что           
студенты возражают... В комитет непосредственно ни от одного студента, ни от    
одного вуза, техникума или колледжа не поступило отрицательных отзывов. Это     
первое.                                                                         
                                                                                
В отношении выступления депутата Мищенко. Я хочу пояснить: большинство          
студенческих отрядов, и прежде всего строительных отрядов, формируется в        
высших учебных заведениях, в учреждениях профессионального образования. Так     
вот, в соответствии с Гражданским кодексом общественные объединения создаются   
вне учреждений, в вузе не может быть создано общественное объединение. Орган    
управления, самоуправления - да, а общественное объединение - нет, это в        
соответствии с Гражданским кодексом. Да, объединения создаются на уровне        
территорий: в субъекте, в районе и так далее - это да, и там могут              
формироваться в том числе и студенческие отряды. Я хотел бы вот на это          
обратить внимание.                                                              
                                                                                
Ну и в отношении реплики Нины Александровны. Я хотел сказать, эта реплика       
неуважительная не только по отношению к докладчику, статс-секретарю -           
заместителю министра, я уж не говорю о себе как председателе комитета. Но я     
вот на что хочу обратить внимание, Нина Александровна. О студенческих отрядах   
нельзя говорить без пафоса, и вы слышали первую часть выступления депутата      
Плетнёвой Тамары Васильевны, она ведь говорила тоже не без пафоса. Она          
говорила об этом с пафосом, потому что нельзя о святом, о дорогом, о том, что   
мы все с вами пережили и прошли (и мы восстанавливаем упущенное), говорить      
без пафоса.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, больше никто не настаивает на выступлении.       
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16            
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.