Заседание № 87

20.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 182361-7 "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через её территорию).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6408 по 6453 из 10621
59-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18.9      
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
Докладывает Отари Ионович Аршба.                                                
                                                                                
АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам             
депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что данный законопроект был внесён           
Правительством России и предусматривает увеличение нижних и верхних пределов    
административных штрафов, налагаемых за предоставление жилого помещения или     
транспортного средства либо за оказание иных услуг гражданам, пребывающим в     
нашей стране с нарушениями правил пребывания или правил транзитного проезда.    
Законопроект был принят в первом чтении 16 ноября, он совместного ведения,      
поэтому был установлен тридцатидневный срок рассылки. Ни одной поправки не      
поступило. Прошу принять его во втором чтении, если нет вопросов.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Отари Ионович.                                                      
                                                                                
АРШБА О. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, я прошу рассмотреть законопроект    
в третьем чтении на пленарном заседании 22 декабря, ну и, соответственно,       
включить его в проект для порядка работы.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А на 21-е можно?                                          
                                                                                
АРШБА О. И. На 21-е? Можно, почему нельзя.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда лучше на 21-е. Хорошо, спасибо.                     
                                                                                

Заседание № 77

16.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 182361-7 "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через её территорию).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5132 по 5795 из 8187
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18.9     
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
Докладывает Игорь Николаевич Зубов.                                             
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представляемый на       
ваше рассмотрение проект федерального закона разработан во исполнение           
протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 31 марта 2016   
года по вопросу о мерах совершенствования государственной миграционной          
политики в интересах обеспечения национальной безопасности Российской           
Федерации и направлен на ужесточение административной ответственности за        
предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных   
услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящемуся на         
территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка или         
правил транзитного проезда через её территорию.                                 
                                                                                
Несмотря на то что результаты правоприменительной работы по данному             
направлению имеют положительную динамику, актуальность проблемы сохраняется.    
Ежегодно правоохранительными органами выявляется порядка 2-2,5 миллиона         
иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории            
Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил             
транзитного проезда через её территорию. Всем этим иностранным гражданам надо   
было где-то жить, изыскивать средства к существованию, передвигаться и так      
далее, и они получили соответствующие для этого возможности, а значит, были     
лица, юридические и физические, которые в нарушение установленного порядка      
предоставили им эти возможности.                                                
                                                                                
Отдельная проблема - это сохраняющаяся практика предоставления данной           
категории иностранных граждан и лиц без гражданства незаконных посреднических   
и иных услуг, связанных с их легализацией на территории Российской Федерации.   
Те, кто занимается этим, понимают, что способствуют незаконному получению       
иностранцем или лицом без гражданства вида на жительство, разрешения на         
временное пребывание, разрешения на работу или патента на занятие трудовой      
деятельностью, оказывают и иные услуги, понимая, что делают это незаконно, но   
ради получения прибыли они идут на нарушение закона. Для некоторых такая        
деятельность, по сути, приобрела характер противоправного промысла. Что же      
касается наказания по данному составу, то оно не достигает своей цели ни в      
карательном, ни в профилактическом смыслах.                                     
                                                                                
В связи с этим предлагается увеличить размер санкций по части 3 статьи 18.9     
КоАП, а именно установить для граждан штраф в размере от 2 тысяч до 5 тысяч     
рублей (в настоящее время - от 2 до 4 тысяч); для должностных лиц - от 35       
тысяч до 50 тысяч рублей (в настоящее время - 25-30 тысяч); для юридических     
лиц - от 400 тысяч до 500 тысяч (в настоящее время - 200-300 тысяч рублей),     
то есть для юридических лиц увеличить практически в 2 раза. Надеемся, что       
такое решение повлечёт снижение общего уровня правонарушений рассматриваемой    
категории, позитивно повлияет на смежные отрасли правового регулирования, в     
том числе на антитеррористическую защищённость нашей страны.                    
                                                                                
Сразу же хочу сказать, что данная мера является всего лишь одним из             
направлений реагирования государства на поставленные на заседании Совета        
Безопасности задачи. МВД России совместно с другими ведомствами прорабатывает   
и другие мероприятия данной направленности, в том числе оперативного и          
уголовно-правового характера, а кстати, дополнительно и                         
административно-правового характера. Частично вы уже приняли ряд                
законопроектов в этой области, и в ближайшее время на ваше рассмотрение         
поступит ещё несколько законопроектов.                                          
                                                                                
Законопроект согласован с ФСБ России, имеются положительные заключения          
Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения при          
Правительстве Российской Федерации. ГПУ Президента Российской Федерации         
концепцию законопроекта в целом поддержало.                                     
                                                                                
С учётом изложенного прошу поддержать законопроект и принять его в первом       
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич.                                
                                                                                
С содокладом выступает Отари Ионович Аршба.                                     
                                                                                
АРШБА О. И. Уважаемые коллеги, мы вчера на заседании комитета в присутствии     
Игоря Николаевича и других ответственных лиц из МВД весьма подробно             
рассмотрели законопроект. У наших коллег были вопросы, в частности, активно     
обсуждалась эта тема нашим коллегой Ивановым. Мне и всем членам комитета,       
которые проголосовали за, показалось, что аргументы и мотивы, изложенные        
Игорем Николаевичем, были весьма и весьма убедительны. Я их повторять не        
буду, Игорь Николаевич весьма подробно на этом остановился, сказал, что это     
ужесточение в рамках выполнения протокола мартовского заседания Совета          
Безопасности прошлого года.                                                     
                                                                                
Вообще, от себя хотел бы сказать, что проблемы, связанные с недостаточным       
контролем в сфере миграции, весьма очевидны. Мы с вами знаем, как это           
работает в Европе: многие мигранты, приехавшие в Европу, как нам известно,      
приехали туда не осматривать достопримечательности, а взрывать их, - поэтому    
необходимость контроля и ужесточения контроля в этой сфере более чем            
очевидны, это всего лишь одна из частей многогранной работы по предотвращению   
нелегальной миграции.                                                           
                                                                                
От имени комитета хочу сказать, что мы поддерживаем этот законопроект, у        
комитета и у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний       
нет. А также хотел бы подчеркнуть, что проект закона полностью согласован как   
с нашими международными обязательствами в отношении ЕАЭС, так и с               
международными правовыми актами по этому вопросу.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Отари Ионович.                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синяговский Владимир Ильич, пожалуйста.                                         
                                                                                
СИНЯГОВСКИЙ В. И. Игорь Николаевич, есть ли данные по собираемости этих         
штрафов? Мы сейчас предлагаем повышение, а как они, вообще-то, оплачиваются,    
собираются? Это первое.                                                         
                                                                                
И второе. Вот понятие "иные услуги", наверное, надо конкретизировать, потому    
что здесь можно абстрактно мыслить в отношении иных услуг.                      
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос.                                                  
                                                                                
Что касается собираемости штрафов, то мы вам конкретно по данной норме, раз     
вас это интересует, как и по предшествующему вопросу, до завтрашнего дня        
направим на ваш электронный адрес соответствующую статистику. Ну, я могу        
сказать, что собираемость штрафов сейчас достаточно высокая и в целом           
штрафополучатели, если так можно сказать, получают сегодня достаточно           
серьёзные суммы, что могло бы быть даже предметом для рассмотрения на уровне    
депутатского корпуса вопроса о направлении части этих сумм на решение           
вопросов как раз стимулирования граждан к охране общественного порядка, на      
решение вопросов, связанных с миграционным контролем, и так далее.              
                                                                                
Что считать оказанием иных услуг - это, конечно, главный вопрос, который        
вчера и вызвал соответствующую дискуссию. Ещё раз поясню позицию:               
действительно, спектр услуг может быть очень широким, но с учётом смысла        
самой статьи речь идёт о нарушении правил пребывания иностранных граждан на     
территории Российской Федерации. Услуги любого вида, которые связаны с          
необходимостью идентификации личности, субъекта оказания услуги, и              
предполагают установление факта, что этот субъект - иностранный гражданин или   
лицо без гражданства и что он нарушает правила, - такие услуги и будут          
подпадать под действие нормы данной статьи. Поясню, приведу простой пример (я   
могу совершенно спокойно оперировать имеющимися судебными решениями):           
гражданин прибывает на территорию Российской Федерации с определёнными          
целями, допустим, чтобы ознакомиться с какими-то туристическими маршрутами,     
со страной и так далее, а вместо этого он едет в принимающую организацию,       
которая на системной основе оказывает иностранным гражданам медицинские         
услуги. Это нарушает установленные требования, то есть эти медицинские услуги   
оказываются незаконно, и в соответствии с данной статьёй такая организация      
подлежит наказанию, что сейчас и осуществляется. Примеров немного, но они       
есть.                                                                           
                                                                                
Второй пример: предоставление образовательных услуг гражданину, который         
находится на территории Российской Федерации незаконно, с просроченными         
документами, с другими целями, но при этом обучается в наших учебных            
заведениях, - с него никто не спрашивает, кто он, что он и так далее. Вот       
такой пример. Могут быть и другие услуги: предоставление жилья, аренда          
автомобиля и так далее, то есть там, где есть идентификация.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня тоже вопрос к уважаемому Игорю Николаевичу.                              
                                                                                
Ответьте, пожалуйста, этот факт просто случайно выявляется, ну, по ходу самой   
жизни, а потом уже мы принимаем меры, или это в результате проведения           
каких-то специальных мероприятий Министерством внутренних дел устанавливают,    
а потом уже специально работают и применяют меры административной               
ответственности?                                                                
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос. Может быть и так, и так. Простой пример -        
сдача квартиры в аренду: человек сдаёт квартиру в аренду иностранцу, то есть    
ему предъявили паспорт, стало понятно, что это иностранец. Человек, который     
сдаёт квартиру в аренду, не обязан разбираться, законно тот находится или       
незаконно, он должен взять эти документы и передать в миграционный орган - и    
к нему претензий нет, независимо от того, как он и что... Другое дело, если     
человек берёт эти документы, смотрит, но никуда их не подаёт. Когда это в       
процессе совершенно другого рейда выявляется, становится понятно, что этот      
иностранец находится здесь незаконно, а человек оказывает ему услугу. Я могу    
привести много таких примеров - и с переездом через границу, и с оказанием      
медицинских услуг, и так далее, и так далее. Ещё раз говорю, что мы с помощью   
принятия только этой нормы проблему в целом не решим, мы работаем на этом       
узеньком фронте, но есть и другие меры.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Игорь Николаевич, недавно произошло трагическое событие - теракт    
в питерском метро. Следствием было установлено, что террорист-смертник был      
гражданином Российской Федерации, его фамилия Джалилов, он уроженец Киргизии,   
по национальности узбек - это из официальных источников - и его отец был        
лишён гражданства на основании того, что он получил гражданство с               
нарушениями. В связи с вашими предложениями (хотя, на мой взгляд,               
предлагаются какие-то очень жиденькие штрафы) не могли бы вы нам рассказать о   
том, какие были проведены следственные действия и какие были приняты меры в     
отношении тех, кто незаконно, как было установлено позже, выдал паспорт         
гражданина Российской Федерации отцу смертника?                                 
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Во-первых, тема, которую вы поднимаете, интересна, но не является   
предметом рассмотрения на нашей сегодняшней встрече. Во-вторых, она             
затрагивает вопросы предварительного расследования, а я на данный момент не     
уполномочен нашими следственными подразделениями разъяснять эти                 
процессуальные вопросы. Если у вас есть интерес к этой теме, мы готовы дать     
вам ответ (в рамках того, что можно) на соответствующий депутатский запрос.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Игорь Николаевич, хотелось бы узнать статистику        
предоставления жилых помещений для проживания как раз иностранным лицам либо    
лицам без гражданства - какова она на протяжении последних нескольких лет,      
как часто это выявляется? На мой взгляд, это достаточно скользкая тема,         
сложно доказать, что там живут иностранные граждане, что арендодатель видел     
их паспорта и представляет, куда надо что-то отнести или представить            
информацию. Вот какова статистика и кто привлекается?                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Что касается статистики предоставления жилых помещений              
иностранцам, я, наверное, такую статистику не смогу вам дать, мы не ведём       
такого учёта. Мы можем дать вам статистику, сколько лиц мы привлекаем к         
ответственности, - примерно 30 тысяч. Эта численность не отвечает масштабам     
данного явления, я об этом вам говорил, причём цифра стабильная, в последние    
годы прыгает от 31 тысячи до 70 тысяч, были провалы, когда было выявлено 14     
тысяч за год, то есть наша активность была явно недостаточна. Мы на совещании   
это рассматривали, и мы сами себе ставим в упрёк, что недостаточно активны в    
этой области. Здесь есть много вопросов, связанных с вхождением в жилое         
помещение, с количеством плановых, внеплановых проверок, с требованиями         
гражданского общества ограничить нашу активность в этом плане и так далее, но   
проблема существует.                                                            
                                                                                
А насчёт того, как это выявить, - выявить это очень легко. Если у нас имеется   
достоверная оперативная информация или заявление гражданина о том, что в        
квартире его соседей или где-то ещё незаконно проживают иностранные граждане,   
или о том, что квартира сдаётся в аренду без регистрации, то мы для             
пресечения правонарушения можем в установленном порядке туда войти, а дальше    
всё очень просто: иностранный гражданин предъявляет паспорт, мы видим, что у    
него просрочен соответствующий документ, хозяин квартиры не зарегистрировал     
его и договора нет - за договор хозяин квартиры отдельно будет отвечать в       
налоговых органах. Конечно, есть вопрос процессуального доказывания, но это     
административное правонарушение и административные правоотношения. Обычно       
человек, который живёт в такой квартире, говорит: да, я сказал, что я           
гражданин Узбекистана, или Киргизии, или другого государства, но меня не        
зарегистрировали. Как правило, проблем с доказыванием не возникает.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович.                                                     
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.     
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, два коротких вопроса.                               
                                                                                
Первый. Проект закона предполагает увеличение размера штрафа для физических     
лиц всего лишь на 1 тысячу рублей. Как вы считаете, насколько эта мера будет    
эффективна, всё-таки 1 тысяча рублей не такие большие деньги?                   
                                                                                
И второй вопрос. Бабушка сдаёт комнату в своей квартире на полгода.             
Обязанности регистрировать данный договор в связи с тем, что срок слишком       
короткий, нет, бежать со своим арендатором в миграционную службу, если аренда   
всего на пять-шесть месяцев, тоже надобности особой нет, но если будет          
доказано, что арендатор нелегально находится на территории России, то бабушка   
понесёт ответственность в соответствии с предлагаемым вами законопроектом.      
Как в этой ситуации быть бабушке?                                               
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Надобность зарегистрировать арендатора в миграционных органах у     
бабушки есть, она обязана зарегистрировать. То, что она не хочет                
регистрировать, это другой вопрос, а обязанность у неё есть.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Была ещё первая часть вопроса - про увеличение штрафа     
на 1 тысячу рублей.                                                             
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Это вопрос сложный. Для кого-то 1 тысяча рублей не деньги, а для    
кого-то это достаточно большая сумма. У нас проблемы в большей степени не с     
юридическими лицами, а с физическими, и главным образом этот законопроект       
направлен, я об этом говорил, на противодействие лицам, которые оказывают       
незаконные услуги рядом с центрами оказания услуг.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Игорь Николаевич, согласно пояснительной записке в законопроекте речь идёт об   
ответственности за предоставление жилого помещения, но мы нередко видим в       
СМИ, что граждане, которые незаконно находятся на территории Российской         
Федерации, проживают в нежилых помещениях, это может быть промплощадка, это     
может быть какая-то база и так далее. Скажите, пожалуйста, будет ли             
распространяться эта ответственность на физических лиц и юридические лица,      
которые предоставляют для проживания нежилое помещение?                         
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Хочу сказать, что вы в этом зале уже этот вопрос урегулировали -    
теперь такая ответственность есть.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Морозов Антон Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, хотелось бы уточнить вот что. Этот законопроект     
касается иностранных граждан, которые незаконно находятся на территории         
Российской Федерации, при этом из регионов очень часто поступают жалобы со      
стороны лиц, которые уже давно находятся здесь, живут, это наши                 
соотечественники - переселенцы из соседних государств, в том числе из           
Украины, они жалуются на очень большую забюрокраченность отделений УФМС и       
зачастую просто бьются, но не могут легализовать своё длительное нахождение     
на территории Российской Федерации. Например, в Великом Новгороде отделение     
УФМС находится в здании бывшего общежития, и там сотрудники просто физически    
не в состоянии оказывать населению услуги качественно, так скажем.              
                                                                                
Не получится ли так, что, ужесточая наказание, мы устроим гонения на наших      
соотечественников, которые имеют желание, но не имеют возможности               
легализовать своё присутствие на территории Российской Федерации?               
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Прежде всего, наказание, регулируемое данной нормой, обращено не    
на наших соотечественников, которые хотят прибыть в Россию, а на наших с вами   
сограждан, которые оказывают услуги незаконно находящимся здесь                 
соотечественникам. Это первое.                                                  
                                                                                
Второе. Проблема помещений, их обустройства и так далее - это общая проблема,   
она существует. Я рекомендую новгородским товарищам обратиться к опыту,         
например, города Москвы, где созданы единые центры и этот вопрос решён очень    
эффективно, к опыту Татарстана. И в Новгороде никто не мешает сделать так же.   
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто-то хотел бы выступить? Есть желающие.        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич - от фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Игорь Николаевич! Благодарю вас за     
то, что вы поднимаете эти вопросы. Пользуясь случаем, хотел бы от имени наших   
соотечественников сообщить вам информацию в связи с рассматриваемым             
законопроектом. Хотя, на ваш взгляд, тот вопрос, который я хочу поднять, не     
имеет отношения к данному законопроекту, я всё же объясню, почему это           
непосредственно связано. По кому в первую очередь ударят эти меры? По нашим     
соотечественникам, русским по национальности - по официальным источникам, за    
границей Российской Федерации их 30 миллионов.                                  
                                                                                
Об одном запомнившемся мне случае, о котором я узнал на приёме граждан в        
Липецке, я хотел бы вам рассказать. Семья - муж русский, жена русская, трое     
детей - приехала из Узбекистана, потому что работать и жить там дальше          
невозможно, так как введён соответствующий ценз на знание узбекского языка.     
Они приезжают в Россию, где у них нет родственников, и на имеющиеся деньги      
покупают дом в Липецкой области. Однако мошенник, который написал расписку,     
что обязуется оформить в собственность этот дом, не выполнил своих              
обязательств: получив деньги, он объяснил, что якобы взял эти деньги не за      
продажу домика, а за аренду.                                                    
                                                                                
Естественно, когда мы говорим об иностранных гражданах, мы имеем в виду и       
наших соотечественников, русских, которые не имеют гражданства Российской       
Федерации. И этот наш соотечественник не смог получить нужной защиты ни от      
МВД, ни от прокуратуры, потому что в действиях того человека, который взял      
деньги и не продал жильё ему, его семье, никто не увидел состава                
преступления. Я соответствующий депутатский запрос направил - прошу в МВД и в   
прокуратуре обратить на это внимание.                                           
                                                                                
Далее. Я поднял вопрос о террористе Джалилове - я намекаю, конечно, на то,      
что нет в Российской Федерации русских диаспор, которые могли бы своих          
соотечественников поддержать необходимыми денежными средствами. Мы принимаем    
законы, дающие основания для лишения гражданства за терроризм, и при этом       
признаётся, что террорист-смертник получил гражданство незаконно, потому что    
его отец получил гражданство с нарушениями, - необходимо провести тщательное    
расследование и довести до населения Российской Федерации, какую тяжкую меру    
ответственности понёс тот сотрудник, который с нарушением закона выдал ему      
паспорт. Вот это была бы профилактика что нужно!                                
                                                                                
Штрафы, которые вы вводите, конечно же, создают впечатление того, что будет     
более жёстко отслеживаться вопрос о нахождении на территории Российской         
Федерации незаконных или нежелательных мигрантов, иностранных граждан, но я     
думаю, что параллельно с введением такого ужесточения должно быть дано          
положительное заключение на законопроект фракции ЛДПР об упрощённом получении   
гражданства русскими на территории Российской Федерации, если в свидетельстве   
о рождении хотя бы у одного из родителей обозначена национальность "русский"    
или "русская".                                                                  
                                                                                
Сейчас получается такая ситуация: если вы еврей, то в Израиле получите          
паспорт в аэропорту, а если вы русский, то годами будете получать               
гражданство, при этом один из этапов - представьте себе! - предполагает         
обязательную регистрацию в Российской Федерации. Почему не продумают МВД и      
Правительство Российской Федерации этот вопрос? Если человек остался там без    
жилья - там он не нужен, потому что не знает национального языка, потому что    
он русский по своим корням, - он едет к себе на Родину, где у него никого       
нет, где только предки его похоронены, но ему негде прописаться, и он это       
может сделать только за деньги. Так почему же мы, призывая приехать к нам       
граждан иностранных государств - наших соотечественников, никак не              
продумываем вопрос, где они будут регистрироваться? По месту нахождения где     
они должны жильё найти? Тем более, что каждая процедура стоит приличных         
денег. Этот человек мне ещё рассказывал, что стоит в общей очереди с            
иностранными гражданами в структуры, для того чтобы сделать перевод             
соответствующих документов, необходимых для получения справок.                  
                                                                                
Мы, конечно, за то, чтобы понесли ответственность те, кто занимается            
пособничеством иностранным гражданам, пребывающим на территории Российской      
Федерации, но не получится ли так, что те, кто незаконно оформлял себе          
документы, просто немножко набросят с учётом этих штрафов, а русские, которые   
приезжают... это, как правило, бедные люди, которые лишились имущества,         
бросили там годами нажитое имущество и приехали в Россию, а здесь по ним        
будут бить этими штрафами?!                                                     
                                                                                
В заключение хочу сказать, что мы все эти меры поддержим, но ещё раз вам        
напоминаю, что с декабря 2016 года не рассматривается почему-то законопроект    
об упрощённом получении гражданства Российской Федерации русскими. И вы         
знаете, я тут подумал, что у нас фактически две национальности, которые не      
могут в своём родном государстве получить гражданство в упрощённом порядке, -   
цыгане и русские. Вот давайте от этой порочной практики отходить, давайте       
дадим возможность русским приехать в Российскую Федерацию и за три месяца       
получить российское гражданство, чтобы они не платили годами штрафы, не         
втягивались в какие-то махинации. А вот по тем товарищам, которые выдали        
паспорт с нарушениями, вы, пожалуйста, поставьте вопрос остро! Общественность   
желает знать, какую ответственность понесли люди, которые у наших               
соотечественников, русских, очень внимательно документы изучают, а у уроженца   
Киргизии что-то там просмотрели, и как-то он паспорт получил, а потом           
террорист-смертник с российским гражданством в метро губит людей. Вы,           
пожалуйста, информацию по этому вопросу через СМИ доведите до общественности!   
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ         
РОССИЯ" поддержит концепцию представленного законопроекта, но вот на этом,      
наверное, и всё. Это концепция ужесточения ответственности, как вы правильно    
сказали, за противоправный промысел. Ужесточение мы поддерживаем, но вот        
такое ужесточение - коллеги уже высказали вам своё неудовлетворение - от 2      
тысяч до 5 тысяч вместо от 2 тысяч до 4 тысяч... Мы потратили здесь час,        
чтобы на 1 тысячу увеличить штраф? Вот, извините за выражение, напугали         
бобика буханкой! Вместо "до 30 тысяч" теперь будет "до 50 тысяч". Ну,           
справедливости ради надо сказать, что для юридических лиц действительно есть    
увеличение: было - до 300 тысяч, а теперь - до 500 тысяч.                       
                                                                                
Наше предложение: нужно гораздо серьёзнее ужесточать ответственность, ведь      
это противоправный промысел, а раз это промысел, значит, есть коммерческий      
интерес. Давайте наконец перейдём к прогрессивной шкале, учитывая, что          
эксперты могут определить, сколько заработало физическое лицо, юридическое      
лицо, какой ущерб причинён, и за рецидив в 10 раз, может быть, в 100 раз        
повысим штраф, привязанный к конкретным доходам, прибыли вот этих               
бизнесменов-воротил.                                                            
                                                                                
Я от фракции. Пожалуйста, добавьте время.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции, добавьте.                                     
                                                                                
НИЛОВ О. А. Мы предлагаем ко второму чтению изменить, ужесточить                
ответственность за это.                                                         
                                                                                
Дальше. Где ответственность в виде принудительных работ? Мы много раз уже       
говорили: да, правильно вы сделали, что такую новую форму наказания ввели,      
давайте наказывать не 5 тысячами, давайте наказывать 100 часами работ - нам     
нужна сейчас бесплатная рабочая сила! А 5 тысяч - администрирование дороже      
будет стоить: попробуйте составить все необходимые документы, чтобы получить    
эти 5 тысяч в бюджет, цена вопроса окажется выше, дороже всё это государству    
провести. Вот принудительные работы давайте введём!                             
                                                                                
Ну а что касается юридических лиц - вот вы правильно привели примеры, -         
посмотрите, какой ущерб наносится бюджетам регионов, страны, оцените этот       
ущерб, и станет понятно, что, может быть, к руководителям этих учреждений не    
штраф в размере 50 или 30 тысяч нужно применять, а постановление о              
приостановлении деятельности этого учреждения до 90 дней, - вот тогда они,      
может быть, будут более тщательно проверять.                                    
                                                                                
Таким образом, уважаемый Игорь Николаевич, мы, конечно, оцениваем вашу          
работу, но, извините, вы - добрый следователь, а сейчас в этом вопросе нужно    
применять более суровые меры наказания. Если раньше это наказание, к            
сожалению, как мы видим, не останавливало, то и повышение штрафов на 10-20      
процентов, я уверен, тоже ничего не даст. Я иногда спорю с коллегами, говорю,   
что надо ужесточать ответственность, нужно повышать санкции, а мне говорят:     
Олег Анатольевич, не правы вы, неотвратимость наказания - вот что главное. Но   
если неотвратимость наказания до сих пор не привела к должному результату, то   
и здесь мы не видим никакой новеллы, ничего нового не предложено, то есть       
будет продолжаться использование какой-то старой модели. Таким образом, мы      
просто повторяемся: чуть-чуть сделали побольше штраф, но ничего нового не       
внесли, поэтому моё предложение - ко второму чтению подумать и предложить       
действительно более реальные меры для изменения ситуации.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, слава богу, от фракции ЛДПР уже выступили,      
поэтому я выступаю от себя лично.                                               
                                                                                
Ещё раз прошу: не надо все шишки валить на Игоря Николаевича, он здесь          
абсолютно ни при чём. Мы довольно давно занимаемся этой проблемой, и вся беда   
этого законопроекта - я ещё раз говорю: Игорь Николаевич абсолютно ни при чём   
- в том, что этот проект разработан не для того, чтобы решить проблему, а       
разработан "во исполнение решения Совета Безопасности", ну и так далее, и       
тому подобное. Вот пока у нас законопроекты будут таким образом вноситься и     
приниматься, абсолютно никакого прогресса у нас не будет, поэтому я, со своей   
стороны, коллеги, предложил бы вам не поддерживать данный законопроект, и не    
потому, что мы имеем какие-то претензии к Игорю Николаевичу - он здесь ни при   
чём, ещё раз повторяю, - а потому, что данный законопроект сделан для           
галочки.                                                                        
                                                                                
Вот кто виноват в первую очередь в том, что эти люди попадают на территорию     
страны? Как ни странно, наши пограничники. Возьмите статью 27, пункт 5 и        
пункт 6, закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в            
Российскую Федерацию" и посмотрите - там чёрным по белому написано, что         
иностранный гражданин и лицо без гражданства не имеют права быть пущенными на   
территорию России, если они не предъявят а) медицинский полис, действительный   
на территории России, и б) средства, достаточные для проживания и выезда.       
Кто-нибудь за этим следит? Никто не следит! Поэтому они сюда приезжают - я с    
уважением ко всем отношусь - для того, чтобы подлечиться, родить, ведь          
медицинская скорая помощь не вправе им отказать. То же самое когда их           
высылают: у них денег нет, поэтому высылают за счёт налогоплательщиков. И       
медицинская помощь, и высылка - всё за счёт налогоплательщиков! И кто этому     
способствует? Наши погранцы.                                                    
                                                                                
Таким образом, все эти законопроекты, уважаемые коллеги, ну, мёртвому           
припарка, а здесь глобальная ситуация. Якобы на высшем уровне принято           
решение, что мы должны поддерживать людей, которые проживают в бывших           
советских республиках, - ну мы их и поддерживаем, они приезжают сюда,           
занимают рабочие места, демпингуют. Ну и что? Разве у нас со строительством     
так всё здорово, что вы можете купить квартиру, где Равшан и Джамшут            
работают, строят в Москве элитное жильё? Нет, не можете, потому что вся         
прибыль идёт в карман тех, кто владеет всем этим. Толку никакого абсолютно,     
уважаемые коллеги! И если мы на уровне государства запретим въезд таким         
гражданам, то мы, может быть, поможем и зарплату поднять нашим российским       
гражданам и, может быть, каким-то образом ограничим и прибыль риелторов,        
потому что, если рыночная цена будет слишком высокая, покупать всё равно не     
будут и они себя ограничат. Но мы же, коллеги, этого не делаем! А зачем нам     
принимать вот такие законы? Правильно Игорь Владимирович сказал: тысяча         
рублей, всего-навсего тысяча рублей - кого она испугает?                        
                                                                                
Поэтому, коллеги, не голосуйте за этот законопроект, и, может быть, тогда       
правительство наконец-то озаботится тем, чтобы решить эту проблему. А на        
международном уровне эти коллеги нас всё равно никогда не поддерживают, вот     
последнее примеры - то праздник введут, то ещё что-нибудь, в общем, плюют: мы   
не платим - они не пляшут.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Яровая Ирина Анатольевна.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте мы, наверное, завершим обсуждение этого вопроса и    
вынесем по нему решение, иначе представителям правительства, участвующим в      
обсуждении, придётся ждать, возможно, до 22.00: у нас с вами сегодня            
законопроекты под пунктами 23, 26, 28 и 29 повестки дня - это законопроекты     
совместного ведения, и если мы их не рассмотрим, то мы с вами, как вы           
понимаете, дальше получаем проблемы другого плана; содокладчиком по             
дополнительному вопросу, внесённому в порядок работы, обозначен руководитель    
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия   
человека; на фиксированное время, на 16.00, стоит законопроект "О детях         
войны". Вот, коллеги, наш минимум, поэтому, если вы не возражаете, давайте      
обсуждение проведём, а затем объявим перерыв - ровно на час, но чуть            
сдвинутый.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Анатольевна.                                                  
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вопросы          
правового регулирования миграции - это чрезвычайно важные вопросы. И            
поверьте, Игорь Николаевич, претензии коллег, которые звучат сегодня, звучат    
не потому, что кто-то не понимает, что действительно требуется кропотливая      
работа по надлежащему правовому регулированию миграции, а именно потому, что    
представленный законопроект носит, мягко говоря, формальный характер и даже,    
казалось бы, правильные меры повышения ответственности весьма номинальны, они   
не решают проблему, а кроме того, они не представлены в комплексе новых         
механизмов, обеспечивающих профилактику правонарушений в сфере миграции, и в    
этом как раз и есть проблема.                                                   
                                                                                
Я хочу вам напомнить, что первое заседание Совета законодателей                 
Государственной Думы нового созыва и встречу с президентом мы вместе с          
регионами посвятили в том числе вопросам миграции. И именно потому, что         
сегодня и на региональном, и на федеральном уровнях законодатели очень хорошо   
понимают степень рисков, угроз и степень нашей ответственности за поиск         
надлежащих правовых решений, на площадке Совета законодателей нами создана      
рабочая группа, 5 декабря мы вместе с нашими региональными коллегами будем      
обсуждать вопросы комплексного правового регулирования вопросов миграции.       
                                                                                
Что в связи с этим хотелось бы ещё раз напомнить Министерству внутренних дел,   
поскольку сегодня в сфере его компетенции напрямую находятся вопросы            
миграции? На протяжении длительного времени мы не можем с вами найти общий      
язык в части того, что необходимо устанавливать именно упреждающие механизмы,   
что без появления, например, учётной нормы, не позволяющей регистрировать на    
одном квадратном метре сотню мигрантов, все остальные процессы будут            
коррупционноёмкими, потому что будут иметь договорной характер, а самое         
главное, не будут срабатывать механизмы отсечения, когда в принципе             
невозможно достижение иностранным гражданином, который недобросовестно          
пребывает на территории России, желаемого результата - получения фиктивных      
документов. Кстати, вы ввели в заблуждение коллег, сказав, что эта норма        
административного законодательства действует в отношении тех, кто у станций     
метро продаёт документы, - нет, не действует. В отношении таких граждан         
действует норма уголовного законодательства.                                    
                                                                                
То, что в данном случае на тысячу рублей повышается штраф для физических лиц    
и немного повышается для юридических, - это тоже правильный шаг, но дело в      
том, что представление инициативы только по такому усечённому вопросу,          
конечно, вызывает недоумение.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, понимая нашу общую ответственность, мы приглашаем всех к     
работе на площадке Совета законодателей, где будут и наши коллеги из            
регионов. Вместе мы готовы предложить комплекс мер, которые позволят            
выработать даже не систему понуждения, а систему профилактики, не просто        
систему повышения ответственности, а систему повышения безопасности граждан     
России, которые в полной мере в этом заинтересованы.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.                               
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет.      
Заключительное слово, Игорь Николаевич?                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, прозвучало много критики, большое спасибо за     
неё, но я хочу обратить ваше внимание вот на что: я в своём выступлении         
отметил, что это всего лишь навсего один из камушков в большой мозаике. По      
теме, которая обсуждалась, мы вносим пакет законопроектов, только не за один    
раз, к сожалению. Мне было бы легче, если бы был целый пакет. Видимо, уже       
буквально через несколько дней я буду вам представлять ещё некоторые проекты    
законов на эту же тему, в том числе о внесении изменений в эту же норму, но     
по другим направлениям, и их совокупность закроет темы, о которых мы сегодня    
говорили. Хорошо или плохо, но мы мыслим системно. Это первое.                  
                                                                                
И второе. Ни в коем случае я не преследовал цель вводить вас в заблуждение и    
о метро не говорил, я говорил о том, что около ЭКЦ есть структуры, которые      
оказывают содействие иностранным гражданам в решении вопросов оформления их     
пребывания на территории Российской Федерации. Речь идёт не о подделке          
документов, а об оказании услуги. Там есть коррупционные отношения, и в         
случае их выявления наступает уголовная ответственность, но возникает и         
другой аспект, когда мы коррупцию доказать не можем, а административный         
состав налицо. Тема сложная, но действующие нормы сегодня работают.             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово предоставить содокладчику? Отари Ионович, есть желание     
выступить?                                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Отари Ионовичу Аршба.                            
                                                                                
АРШБА О. И. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                       
                                                                                
После шквала критики я просто хотел напомнить, что комитет и фракция            
поддерживают этот законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях", вопрос 22 повестки дня.                                       
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.