Заседание № 264
О проекте федерального закона № 181650-5 "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 23, "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также докладывает Владимир Александрович Головнев. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы и готов для принятия в третьем чтении. Комитет по экономической политике и предпринимательству просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания, коллеги? Нет. И предложений нет. Выносим на "час голосования".
Пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 45 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 262
О проекте федерального закона № 181650-5 "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
29-й пункт, "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Виктор Фридрихович Звагельский докладывает. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет? А кто? Будет Коган докладывать, есть письмо комитета. Никто не возражает? Александр Борисович Коган докладывает данный законопроект. Пожалуйста. КОГАН А. Б. Уважаемые коллеги, к законопроекту ко второму чтению поступило пятьдесят две поправки, из них тридцать три рекомендовано к принятию и девятнадцать к отклонению. Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, тридцать три поправки поддержаны комитетом. Есть замечания по этой таблице? Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у нас ещё дополнительный законопроект, мы как раз его успеем рассмотреть. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 49 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принимается. Таблица 2 - девятнадцать отклонённых поправок. Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Пожалуйста, голосуйте. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, это мы голосуем таблицу 2. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 20 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Таблица принята. Имеется поправка, отдельно розданная вам, её автор - депутат Звагельский, он готов её обосновать. Коротко, с места. Включите микрофон депутату Звагельскому. Внимание, коллеги! ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Данной поправкой мы предлагаем предоставить субъекту Российской Федерации полномочия по организации территориального устройства местного самоуправления на изменённой части территории субъекта Российской Федерации, в частности, в связи с изменением границ города Москвы и Московской области и включением в территорию Москвы инновационного центра "Сколково". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет, пожалуйста, ваша позиция. КОГАН А. Б. Комитет поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поддерживает. Есть замечания по поправке? Ставлю на голосование поправку, розданную на отдельном листочке. Автор её - Звагельский, он доложил. Комитет поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 31 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2 % Результат: принято Принимается.
Пункт 29 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 13 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 181650-5 "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Законопроекты первого чтения. Пункт 14, проект федерального закона "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Александр Борисович Коган. КОГАН А. Б. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, цель подготовленного законопроекта - сократить различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации путём формирования благоприятных условий при привлечении инвестиций в их экономику. При этом создание среды для повышения деловой активности предполагается не за счёт образования налоговых и таможенных оффшоров, а за счёт механизмов, повышающих инвестиционную привлекательность территорий. Законопроект имеет антикризисную направленность и прежде всего направлен на поддержку депрессивных субъектов Российской Федерации. Приведу только один пример, как можно заинтересовать инвестора, не изменяя налогообложение и таможенные ставки. Сегодня абсолютно все организации испытывают трудности в получении длинного кредита под низкие процентные ставки в рублях. Если инвестору предоставить такой режим, а также дать возможность получить землю под строительство промышленного объекта по упрощённой схеме или вообще бесплатно, обеспечить объект инфраструктуры и предоставить льготы на подключение инженерных сетей, а также предоставить льготные тарифы по уплате коммунальных услуг, то при таких условиях инвестор будет заинтересован развивать производство именно на таких территориях. Таким образом, в территориальной зоне предполагается использовать уже действующие и новые механизмы, такие, как упрощённое получение средств на развитие инфраструктуры из государственного инвестиционного фонда, получение государственных гарантий для кредитования, субсидии из федерального бюджета на уплату процентов по кредитам, лизинговые платежи на приобретение электрической и тепловой энергии, на оплату услуг водоснабжения, водоотведения, канализации и газоснабжения, инвестиционный налоговый кредит сроком до десяти лет без уплаты процентов за пользование таким кредитом, предоставление земель в аренду без аукционов для строительства объектов производственного назначения. Создание зон территориального развития на конкретной территории предполагается осуществлять федеральным законом, если такая территория включена в перечень, утверждённый правительством. Законопроект получил заключение правительства, в котором правительство поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению. Такая доработка обязательно будет произведена, в частности в отношении введения критериев эффективности функционирования зоны и ответственности должностных лиц за рост показателя социально-экономического развития территории. Прошу вас поддержать данный законопроект в первом чтении. Ко второму чтению обязательно устраним все недостатки, отмеченные в заключении Правительства Российской Федерации. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н. В. Герасимова ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Александр Борисович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает член Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Надежда Васильевна. Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел данный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Комитет признаёт важность и своевременность принятия федерального закона, направленного на создание условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации и снижения уровня различий в их социально-экономическом развитии. Полагаем, что принятие данного законопроекта позволит повысить уровень и качество жизни населения отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также обеспечить их комплексное социально-экономическое развитие. Поддерживая в целом концепцию законопроекта, комитет отметил в своём заключении положения, нуждающиеся в уточнении, дополнительном обсуждении и детализации, для их рассмотрения во втором чтении. В комитет поступили заключения Правительства Российской Федерации, комитетов-соисполнителей, отзывы, замечания и предложения комитетов и комиссий Совета Федерации, органов законодательной и исполнительной власти, которые также поддерживают концепцию данного законопроекта и поддерживают его принятие. С учётом изложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Уважаемые депутаты, есть ли желающие задать вопросы? Депутаты Коломейцев Николай Васильевич, Федоткин и Рябов. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Коломейцеву Николаю Васильевичу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос к автору законопроекта и представителю комитета. Вот вы знаете, вас не было в третьей Думе, накануне дефолта, но вот точно один к одному... Я даже подумал, что вы повторили выступления тех, кто был тогда и кто предлагал создать оффшорные зоны и в ЗАТО, и в национальных республиках, только другие названия были у комитетов. Я думаю, что все присутствующие в зале помнят, чем это закончилось. Вот скажите, пожалуйста, кто истинный инициатор концепции вот этого законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к кому? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Когану на карточку Резника Владислава Матусовича. КОГАН А. Б. Что касается авторства, то здесь всё понятно, авторы указаны. Это была инициатива именно тех авторов, которые подписались. И законопроект, прежде чем пройти экспертизу, конечно, прошёл через всевозможные совещания, "круглые столы", дискуссии. Поэтому прежде чем вносить в Государственную Думу, мы заручились поддержкой правительства и администрации. Что касается антикризисного направления. Хочу подчеркнуть: я специально в своём выступлении сказал, что никаких налоговых преференций, кроме, по сути, 2 процентов налога на прибыль плюс налоговый кредит, который в конечном итоге придётся потом возвращать (это беспроцентный налоговый кредит, просто отсрочка уплаты налоговых платежей), не будет. Это даже не экономическая зона, где предусмотрены льготы по уплате таможенных пошлин и налоговых платежей всевозможных. В связи с этим могу сказать: мы создаём условия для инвестиционной привлекательности, используя для этого рыночные механизмы, некие преференции. Если сегодня создать такие условия в каждом субъекте Российской Федерации, ну, федерального бюджета не хватит, вам это должно быть понятно. Поэтому мы сочли возможным поддержать в первую очередь те регионы, которые относятся к числу депрессивных, ну, скажем так, бюджеты которых на 70-80 процентов дотируются из федерального бюджета, у которых очень маленькие собственные доходы. И мы считаем, что создание таких условий привлечёт инвесторов, а значит, будут создаваться производства и рабочие места. Никакого, подчёркиваю, равенства с оффшорными зонами, никаких налоговых преференций там нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к обоим докладчикам. Вы знаете фразу, что в России все равны, но некоторые равнее других. Любое исключение из правил всегда порождает лазейки для махинаций. И я думаю, что, когда будут формироваться эти зоны - а это действительно будет связано со льготами, и хорошими льготами, - это приведёт к коррупции. В связи с этим два вопроса. Первый. Какие конкретно механизмы заложены в этом законопроекте, чтобы не вызвать новую волну коррупции? И второй. Во сколько в будущем году этот закон обойдётся бюджету? Только конкретно, если можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б. Я постараюсь, Владимир Николаевич, очень коротко ответить. Статья 6 данного законопроекта определяет условия создания зон территориального развития. Здесь девять критериев, по которым они отбираются, это чётко указано в законопроекте. Более того, будет постановление правительства. Но самая главная антикоррупционная мера, о которой есть смысл, наверное, сказать, - это то, что мы в конечном итоге, если такая зона будет определена, будем принимать окончательное решение федеральным законом, то есть решение будет приниматься Государственной Думой. Вот это, наверное, самое важное. А теперь цена вопроса. Мы предполагаем, что сегодня для этого уже существует достаточно механизмов - это и Инвестфонд, и программа "Жилище", и Банк развития России (180 миллиардов выделили на увеличение уставного капитала). Кстати говоря, сегодня, ну, на мой взгляд, не совсем эффективно используют все эти средства. Так вот, сегодня достаточно средств, чтобы создать необходимые условия и направить средства в такие регионы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Виктор Фридрихович по карточке Плигина. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Я хочу обратить ваше внимание на такой момент: почему, когда мы говорим о предоставлении субсидированных кредитов, о льготах по выплатам процентов по кредитам для сельхозпроизводителей, у вас это не вызывает вопроса с точки зрения коррупционной составляющей? Потому что мы помогаем сельхозпроизводителям. В данном случае мы говорим о депрессивных регионах, где какой-то вид деятельности будет таким же образом частично субсидироваться или кредиты будут растянуты во времени. Естественно, коррупционная составляющая всегда будет присутствовать, но пользы здесь будет гораздо больше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Рябов Николай Фёдорович, ваш вопрос. РЯБОВ Н. Ф. Александр Борисович, мои коллеги уже озвучивали этот момент. Откровенно говоря, у нас в стране чего только не создавалось в последние года три - была тут лапша на уши по поводу национальных проектов, только от этого легче не стало ни в медицине, ни в школе - нигде. И вот, судя по всему, данный закон о создании зон территориального развития ничего нового не даст с точки зрения рыночной экономики, как вы утверждаете. Действительно, больше этот закон просматривается как коррупционный: это и льготное предоставление кредитов на десять лет - хапнут кредиты, поморочат голову, и земли будут предоставляться. Вы вот конкретно скажите за три минуты, что даст этот закон стране и людям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Борисович, пожалуйста. КОГАН А. Б. Сложно за три минуты обобщить, что конкретно даст закон, но могу вам сказать, что сегодня депрессивные регионы теряют кадровый потенциал, потому что люди, которые получили более-менее нормальное образование, стараются уехать в регионы, где развито производство, чтобы применить свои силы. Сегодня в эти регионы не идёт предприниматель, потому что, собственно, туда, где нет кадрового потенциала, где не созданы условия, ему тоже не хочется идти. Ещё раз хочу подчеркнуть: закон носит экономический характер. Мы предполагаем, используя рыночные механизмы, привлечь инвестора с учётом тех программ, которые уже существуют в Российской Федерации и которые мы вместе с вами принимали. И, кстати говоря, чтобы было понятно, почему не хапнет денег и не уйдёт. Инвестору предлагают строить производство на той территории, которая будет признана зоной территориального развития, а значит, только этому инвестору и только в случае развития производства, строительства нового производства будут предоставляться все эти преференции. Если он ничего не будет строить, ему и кредиты не будут предоставлены. Посмотрите, как Банк развития России предоставляет кредиты: после решения инвесткомитета утверждаются этапы финансирования, потом идёт анализ, то есть определяются контрольные точки, по которым анализируется, с какой эффективностью используются средства, и если оказывается, что средства недостаточно эффективно используются, финансирование прекращается. Поэтому инвестор будет заинтересован. К тому же помимо этого ещё надо учитывать принцип софинансирования: на каждый рубль, вложенный Банком развития России, он будет вкладывать собственный рубль. Зачем же ему самого себя обманывать? И что касается моментов, связанных с созданием инженерной инфраструктуры. Также зачастую инвестор не идёт в депрессивные регионы, потому что не развита инфраструктура, нет дорог. Взять, к примеру, лесоперерабатывающую промышленность: есть хорошие земельные наделы, лесные наделы, которые можно обрабатывать, но, к сожалению, не проложены дороги, не создана инфраструктура, и инвестор туда не идёт, не строятся заводы, потому что невозможно глубоко перерабатывать эту древесину. Так вот, в случае принятия такого решения государство это берёт на себя, но под конкретные проекты. И там живых денег не будет, вот что очень важно. Там будут финансироваться реальные проекты, которые пройдут всевозможную экспертизу и конкурсные отборы, и мы с вами будем принимать потом уже федеральным законом решение, финансировать этот субъект или нет. Но с замечаниями здесь надо действительно согласиться, должны быть критерии оценки эффективности реализации проектов - то есть должна расти заработная плата, социально-экономические показатели должны быть улучшены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. По карточке Плигина, пожалуйста, Виктор Фридрихович. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Я буквально два слова скажу. Данный законопроект создан с единственной целью - привлечение инвестиций в регионы. Если мы получаем инвестиции в крупные города, то в депрессивных регионах инвестиций как не было, так и нет, и в дальнейшем их не предвидится. В лучшем случае какие-то особо интересные и лакомые куски скупаются западными компаниями на корню, а развитие и создание новых каких-то рабочих мест отсутствует полностью. Данный механизм повысит, хоть и не намного, инвестиционную привлекательность тех регионов, которые в жизни не видели западных инвестиций. Это очень большой плюс. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Надежда Васильевна. У меня к Александру Борисовичу вопрос. Хоть их и много, но задам вот один. В статье 7, пункт 2, говорится о том, что Правительство Российской Федерации в течение трёх месяцев с даты поступления указанного обращения (имеется в виду - высшего исполнительного органа) готовит и вносит проект федерального закона о создании на территории такого субъекта Российской Федерации зоны территориального развития, а в пункте 4 говорится, что специальный правовой режим зоны территориального развития применяется с даты вступления в силу закона субъекта Российской Федерации. То есть что, по статье 2 мы принимаем федеральный закон, а по статье 4 - закон субъекта Федерации? Это что будет? Или просто тут несогласование в этих двух статьях? Или на закон будет ещё закон субъекта Федерации, где они свои, что ли, правила будут устанавливать? Почему тут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. По карточке Резника, Александр Борисович, пожалуйста. КОГАН А. Б. Сергей Николаевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что сам субъект объединяет муниципальные образования, и реально решение будет приниматься потом на конкретной территории муниципального образования. К примеру, если в субъекте шестьдесят три муниципальных образования, во всех зоны территориального развития действовать не могут. После принятия федерального закона субъект должен будет определиться, в каком муниципальном образовании... Они также должны подходить под критерии федерального закона, под основные критерии. То есть это должны быть лучшие из муниципальных образований, в отношении их будут действовать эти нормы, поэтому муниципальное образование субъекта Российской Федерации будет определяться субъектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Вопросы закончились... По ведению - Останина Нина Александровна. Ошибка? ОСТАНИНА Н. А. Вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Если можно, вопрос к Александру Борисовичу. Уважаемый Александр Борисович, как следует из текста законопроекта, право определять критерии отнесения территорий к зоне территориального развития предоставляется правительству, но вот до сих пор основным критерием, который правительство устанавливало, был принцип: сколько голосов в этом регионе отдано за "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Критерий был политический. Скажите, а какие экономические критерии предполагается установить законом с точки зрения отнесения данной территории к особой зоне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По карточке Резника, Александр Борисович, пожалуйста. КОГАН А. Б. Вы абсолютно правильно сказали, что в статье 6 "Условия создания зон территориального развития" определяются некие критерии. Более точно будет определять правительство, но могу сказать, что никакой политической принадлежности это касаться не будет. Скажу для справки. Мы посмотрели, как может быть просчитано, - это порядка двенадцати-тринадцати субъектов Российской Федерации. Возможно, это число вырастет в зависимости от того, как окончательно будет принято постановление правительства, как будет определён перечень субъектов. Но, к примеру, я могу уже сказать, по нашей оценке экспертной, это Республика Карелия, Марий Эл, Кировская область, Республика Тыва, Хакасия, Приморский край, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Костромская область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская область - то есть там, где регионы глубоко дотационные. И я просто уверен, что никакой предвзятости здесь не будет, и нецелесообразно, я думаю, об этом здесь говорить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. По ведению - депутат Лекарева Вера Александровна. Включите, пожалуйста, микрофон. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна. У меня тоже вопрос к Александру Борисовичу, если позволите. Александр Борисович, может быть, я не очень разобралась: конечно, те регионы, которые вы называете, нуждаются в поддержке, и очень хотелось бы надеяться, что так на самом деле и произойдет, но скажите, пожалуйста, чем же отличается зона территориального развития от особой экономической зоны? Не случайно депутат Останина Нина Александровна и назвала особой зоной зону территориального развития. Как увязываются интересы муниципалитетов? И вы сказали, что будет критерий отбора муниципальных образований, - каким образом? Насколько мне известно, - может, я ошибаюсь, - всё-таки в замечаниях правительства было как раз указано, что муниципалитеты у вас выпадают из поля зрения законодателей. И самое главное - каков критерий отказа в заявке субъекту Российской Федерации? И последнее. Если не будут достигнуты показатели улучшения социально-экономического развития региона и повышения качества... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Александр Борисович, по карточке Резника. КОГАН А. Б. Что касается муниципальных образований, я ещё раз повторю, это будет определяться законом субъекта Российской Федерации. Критерии. В статье 6, пункт 3, указано, как происходит отбор муниципальных образований. Здесь указаны три основных пункта, эти показатели сегодня также отражены в социально-экономическом развитии территории. Кстати говоря, по этим критериям, возможно, будут какие-то особые решения субъекта Российской Федерации. В их число входят среднегодовой совокупный объём промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и работ, среднегодовой показатель инвестиций в основной капитал на душу населения и среднегодовой показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Это основные критерии. Ну, и есть, наверное, смысл подчеркнуть, что из всех муниципальных образований субъекта будут выбраны лучшие, чтобы даже в депрессивных регионах был стимул у глав муниципальных образований вносить предложения по развитию собственных территорий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Два выступления - депутат Коломейцев и депутат Федоткин. Пожалуйста, включите микрофон депутату Коломейцеву Николаю Васильевичу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Мы все знаем, что благими намерениями вымощена дорога в ад, а если изучить аналитику экономики, то во всех кризисах главным стимулятором всегда было государство. Ну давайте мы постараемся по тезисам разработчика задать вопросы и ответить на них. Вот разработчик утверждает, что это рассчитано на депрессивные территории, вероятно не зная, что всего восемь субъектов Российской Федерации из ныне существующих в состоянии прогнозно выполнить свои бюджетные обязательства 2009 года, то есть 90 процентов субъектов являются той категорией, которой вы хотите помочь. Второе. Если сегодня проанализировать исполнение бюджета, которое как раз и должно быть стимулятором экономической деятельности государства, то по 30 процентам подпрограмм нулевое освоение средств, то есть государство вообще не желает этим заниматься. Посмотрим замечания правительства. Вы обратите внимание, ведь мы с вами создали 131-м законом местное самоуправление, но забыли дать ему необходимое финансовое обеспечение, а тем, которое дали, превратили мать родную, коим должен быть глава местного самоуправления, глава местного поселения, в злую мачеху. Почему? Потому что отдали ему только фискальные налоги - налог на землю, налог на имущество - и не отдали ни одного налога, который бы мог стимулировать и обязывать его заниматься реальным сектором. Кроме того, если вы посмотрите... Я ведь не зря задавал вопрос по поводу бывших экономических зон - ваши предшественники с таким же пафосом рассказывали, как принятие соответствующего закона будет стимулировать подъём Калмыкии, подъём Ингушетии, подъём закрытых экономических зон. В результате во что это превратилось? Это превратилось в то, что все олигархи, известные на тот период, зарегистрировали свои нефтяные, газовые, золотодобывающие компании в этих оффшорных зонах и через них начали вывозить на Каймановы и другие острова ресурсы. Что сегодня мы от антикризисных мер имеем? Более 10 триллионов денег отдали, но в реальный сектор ничего не попало. Сегодня на селе, о котором вы рассказывали, идёт уборка, но 90 процентов сельхозпредприятий находятся под угрозой банкротства. Почему? Потому что закупочная цена на зерно сегодня на рубль меньше, чем в прошлом году, а в прошлом году она была примерно на 30 процентов ниже, чем в позапрошлом. Это при том, что у нас засуха в Поволжье, это при том, что у нас реальный урожай в этом году будет минимум на 30-35 процентов меньше, чем в прошлом году, это при том, что на селе сегодня закупочная цена на молоко - 5 рублей при себестоимости 11 рублей, и это при том, что закупленное под пиар-проект, нацпроект по сельскому хозяйству поголовье сегодня будет пускаться под нож, ввиду того что им не на что содержать это поголовье. Вы рассказываете о том, какие преференции могут дать теперь субъектам. Какие преференции? Вы им отдали налог на прибыль, предварительно остановив все предприятия и лишив их возможности перекредитовываться. Сегодня вы кредит в Сбербанке не получите за полгода, даже при условии, что у вас есть ликвидный залог, который уценят минимум на 50 процентов. Поэтому у вас, с моей точки зрения - подчёркиваю: с моей точки зрения, - не обижайтесь, благое заблуждение. Для того чтобы антикризисные меры реализовывать, нужна политическая воля правительства, лидера вашей партии, чтобы защищать не узкий круг олигархов, которые ни копейки вывезенных средств не израсходовали на исправление ситуации, а залезли в карман со средствами, которые накопили наши граждане, недополучая пенсий, зарплат. Но, даже получив эти средства на антикризисные меры, они все их вывезли за рубеж через конвертирование валюты и расчёты за якобы взятые кредиты. Поэтому, с нашей точки зрения, это очередной преддефолтовый закон, как и все так называемые антикризисные законы. Потому что он не даст продвижения к возрождению экономики ни на один миллиметр. Чтобы экономика возрождалась, надо сделать доступными кредиты. Это первое. Чтобы экономика возрождалась, надо тем, кто производит, напрямую получать кредиты, а не через десять посредников и полугодовое рассмотрение банковским советом, людьми, которые никогда производством не занимались. Мы категорически против принятия такого закона, потому что, кроме коррупции, он ничего не даст и никаких антикризисных вопросов он не решит по сути своей, так как нет денег. Сбор налога на прибыль за то время, как мы его дали, снизился на 50 процентов, и ситуация будет ухудшаться. Почему? Потому что уже восемь миллионов безработных, а количество тех, кто не платит заработную плату, резко увеличивается, и они будут попадать под банкротство с помощью наших с вами законов. Мы не будем голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Депутат Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста, ваше выступление. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, согласитесь, что любой закон - это лекарство, которое должно вылечить сложившуюся ситуацию. Прежде чем его прописывать, как нормальный врач или нормальный депутат, мы должны сказать, в чём причины, почему у нас так много этих депрессивных территорий. Здесь говорят, что 90 процентов регионов депрессивные, а муниципальных образований 98 процентов у нас сегодня убыточных. Это массово, это, как грипп, по России идёт, финансовый грипп. А будет ли дальше лучше? Вот сейчас все регионы и муниципальные образования на 30 процентов в первом полугодии сокращают свои бюджеты. Если посмотреть, что осталось, то это на зарплату и немножко - на топливно-энергетические ресурсы. Сегодня вся страна остродефицитная, вся, кроме федерального бюджета, а когда в очереди стоит вся страна, конечно, включаются не экономические категории, а категории симпатий, антипатий, политические, личной преданности и так далее. К сожалению, этого мы с вами насмотрелись. Как исправить ситуацию, чтобы регионы были не остродепрессивные и могли бы как-то обойтись без такого нашего законопроекта? Прежде всего это касается межбюджетных отношений. Помните, Бюджетный кодекс: 50 на 50. Хотя мы спорили, говорили, что этого мало, мы так должны делить бюджет: половина - федеральному центру, половина - региональным органам власти. К сожалению, сейчас уже всего 43 процента в регионах, а 57 федеральный центр забирает себе, а потом начинают кому-то давать, а кому-то не давать. Вот, наверное, эти деньги, уведённые или - простите, итак может быть - украденные из регионов, сегодня мы пытаемся вернуть через частных инвесторов. Во-вторых, сколько бы мы этих денег ни давали, их всегда не будет хватать, до тех пор пока в регионах не заработает самостоятельно экономика. Мы должны второй шаг, ставя диагноз, сделать и сказать: а почему, несмотря почти что на 7 триллионов рублей, выделенных банкам на поддержку реального сектора, реальный сектор продолжает падать, продолжает рушиться, продолжает разрушаться, продолжает расти число безработных? Может, тогда увидим, что нужны другие меры. Сегодня мы теми деньгами, которые дали банкам, пытаемся закрыть эту брешь. То есть банки, используя бюджетные деньги, налоги регионов, обратно им их вернут, но уже на своих условиях. Не как вот мы бы хотели, депутаты, а как захочет частный инвестор, как захочет хозяин, так он и будет внедрять. Какое же право мы ему даём распоряжаться бюджетными, народными деньгами? Мы прямо открываем красную дорожку: ребята, хватайте и вкладывайте деньги туда, куда вам выгоднее. Это закон разрешает. Поэтому я думаю, что данный закон - это не лекарство, а это подделка. И мы, наверное, через полгода вернёмся и снова разведём руками: почему не работали прежние законы по всяким ЗАТО, оффшорным зонам и так далее и к ним прибавился этот закон, который болезнь не только не вылечил, а усугубил её? И нам потребуется больше сил и денег, чтобы эту болезнь вылечить. Ни в коем случае данный законопроект нельзя принимать, надо вернуться к межбюджетным отношениям и разобраться, почему деньги застряли в банках, а не дошли до реального сектора. Вот это будет правильное решение, это будет правильное лечение, единственно правильное. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Уважаемые депутаты, все записавшиеся выступили. Полномочный представитель президента? Не желает выступить. Правительства? Также не желает. Заключительное слово докладчика и содокладчика? Также не желают. Ставится на голосование проект федерального закона "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 42 мин. 44 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 58 чел.12,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Принято.