Заседание № 104
О проекте федерального закона № 181555-5 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации". Докладчик - Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект нами предметно обсуждался 1 июля, когда рассматривался и был принят во втором чтении. Законопроект прошёл необходимые экспертизы, замечаний в рамке экспертиз не поступило. Законопроект готов к принятию в третьем чтении, и просим его принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич и Иванов Сергей Владимирович выступят по мотивам. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По пункту 9 Коломейцев Николай Васильевич по ведению. Не вижу его. Иванов Сергей Владимирович - по мотивам. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, ну что вам сказать? Очень своевременный законопроект. Вы знаете, он, конечно, идёт в русле послания президента. И мы с вами, как вы знаете (я эзоповым языком говорю), успешно выполняем, у нас построено жильё, у нас всё в порядке со здравоохранением, у нас прекрасно реформируется и перевооружается армия (это я опять же говорю эзоповым языком), всё это у нас есть, и вот очень своевременно мы сейчас либерализуем законодательство о выборах. Как было раньше? Политической партии предоставлялось эфирное время - она выступала, агитировала. Раньше, если она не заплатила, ей не предоставлялось эфирное время на следующих выборах. Сейчас у нас говорят так: вы, пожалуйста, агитируйте, но если вы получили менее 3 процентов голосов, то в следующий раз мы вам время не предоставим. Вроде бы какая-никакая, а либерализация. Я с этим согласен, наша партия с этим согласна. Однако никто не запрещает тому, кому надо, дать этой партии энное количество денег, чтобы она и в следующий раз, используя это время, пусть даже за плату, потопила ту партию, которая кому-то неугодна, или оттянула голоса. Мы не собираемся поддерживать данные вещи по одной простой причине (позиция фракции ЛДПР однозначна, она не менялась): если мы с вами хотим, чтобы выборы были честными, если мы с вами хотим, чтобы здесь заседало четыреста пятьдесят светлых голов и не правительство за нас решало, а мы сами решали, как сделать так, чтобы у нас закон был не такой, о котором Салтыков-Щедрин говорил, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения, а чтобы он был как в латинской поговорке "Суров закон, но это закон", тогда нужно сделать очень простую вещь - нужно, чтобы государственное телевидение, государственные средства массовой информации выделяли определённое количество эфирного времени каждой партии, определённое количество печатных площадей, и никаких избирательных фондов. Вот тогда не будет никаких олигархов, никогда не сможет исполнительная власть приватизировать законодательную власть, и тогда у нас с вами будет независимый парламент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование законопроект из пункта 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 48 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 97 чел.21,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2% Результат: принято Принимается.
ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, уважаемые коллеги, для протокола: по вопросу номер 9 повестки дня Лобанов голосовал за. И по вопросу номер 32 (это первое чтение) - о проекте федерального закона № 222041-5 - Панов и Резник голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, принимается это для стенограммы.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 181555-5 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации". Также докладывает Плигин Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, а также связанный с ним законопроект об изменениях, вносимых в Налоговый кодекс Российской Федерации, были предметом обсуждения Государственной Думой совсем недавно. Это избавляет меня от обязанности повторять нормы законопроекта. К законопроекту имеются две таблицы поправок. В таблице поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию, две поправки. Первая устраняет юридико-техническую неточность, вторая - изменяет дату вступления закона в силу. В таблице 2 содержатся три поправки, рекомендованные к отклонению как противоречащие концепции законопроекта. Предлагаю утвердить таблицы и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две поправки, принятые комитетом. Никто не настаивает на отдельном голосовании поправок? Голосуем по таблице 1. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 31 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9% Результат: принято Таблица принята. Таблица 2, три поправки. Будем обсуждать? Ставлю на голосование таблицу 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 03 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование законопроект, обозначенный в пункте 12, во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 35 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято Принимается решение.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 181555-5 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 15. Если мы быстро обсудим, то за семь минут можно успеть. Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации". Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста, на трибуну. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается изменить условия предоставления политическим партиям эфирного времени и печатной площади организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий для проведения предвыборной агитации. Законопроектом предусмотрено предоставление эфирного времени и печатной площади в зависимости от уровня поддержки избирателями политических партий и кандидатов, выдвинутых политическими партиями. В этих целях предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Согласно законопроекту бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь не предоставляются политическим партиям, если на ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации кандидат, выдвинутый этой политической партией, получил менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также если федеральный список кандидатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов. Эти же ограничения распространяются на политическую партию, являющуюся правопреемником другой политической партии, получившей по результатам последних предыдущих выборов депутатов Государственной Думы поддержку менее 3 процентов голосов избирателей, а на президентских выборах менее 2 процентов голосов, за исключением случая, когда федеральный список кандидата партии-правопреемника получил на указанных выборах более 3 и более 2 процентов голосов избирателей соответственно. Нормами законопроекта отменяется обязанность политических партий, выдвинувших кандидатов (или списки кандидатов), которые получили менее установленного соответствующим законом числа голосов избирателей, возмещать стоимость бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, предоставленных им ранее организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий для проведения предвыборной агитации. Согласно нормам действующего законодательства политические партии, имеющие непогашенную задолженность по возмещению стоимости бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, не вправе до возмещения указанной стоимости пользоваться бесплатным эфирным временем, бесплатной печатной площадью при проведении всех последующих выборов соответствующего уровня. При этом задолженность политической партии, образовавшаяся при проведении агитационных мероприятий на выборах депутатов Государственной Думы, служила препятствием для получения бесплатного эфирного времени на выборах Президента Российской Федерации. Законопроектом предусматривается, что указанные партии не могут безвозмездно получать эфирное время, печатную площадь для проведения агитации. Однако они вправе получать свою долю в общем объёме безвозмездно предоставляемого эфирного времени и печатной площади в том числе для проведения совместных агитационных мероприятий уже за плату по установленным расценкам. Кстати, расценки не могут превышать стоимости платного эфирного времени, печатной площади. Аналогичный порядок безвозмездного получения политической партией эфирного времени и печатной площади может быть введён на выборах в региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Уважаемые коллеги, комитеты-соисполнители - Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи - поддержали данный законопроект. Мы предлагаем вам также поддержать концепцию законопроекта, принять его в первом чтении. Для того чтобы предварить вопросы, которые, возможно, возникнут, у нас имеются сведения по семистам пятидесяти государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических изданий: общая сумма задолженности политических партий в настоящее время - 1 миллиард 100 миллионов рублей, общероссийским организациям СМИ - более 700 миллионов рублей, региональным - 455 миллионов рублей. Вот, собственно говоря, эти проблемы будут решены. В дальнейшем будут приняты изменения в Налоговый кодекс, которые исключат обязанности уплаты соответствующих налогов в том случае, когда политические партии не выплатили задолженность. При подготовке законопроекта ко второму чтению можете воспользоваться теми предложениями, таблицами анализа законопроектов, которые есть в комитете, поскольку, я понимаю, технологически он сложно воспринимается. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимум, что мы можем успеть сделать до перерыва, - это осуществить запись на вопросы. Включите режим записи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, но я же вижу, что есть. Покажите список записавшихся. Пятнадцать человек записались. По ведению - депутат Жириновский. И потом перерыв. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня просто замечание, Олег Викторович. Вот я шёл специально выступать, сейчас я снова буду подниматься. Вот как белки прыгаем туда-сюда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему? ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вы же понимали, что мы не успеем законопроект обсудить и задать вопросы. Лучше было бы какой-то простой вопрос обсудить, например протокольные поручения, и нормально приступить к обсуждению законопроекта в половине первого. А так: доклад, перерыв, потом снова прийти. Ведь у нас же большой рабочий график! Ну неужели нельзя было так сделать? Ведь это понятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, я действую в строгом соответствии с Регламентом. Доклад мы выслушали, после перерыва будем обсуждать. Тридцать минут отдыхаем, готовимся к вопросам-ответам.
Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста, на трибуну. Останина Нина Александровна, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Владимир Николаевич, предмет регулирования закона - это так называемое бесплатное эфирное время, но согласитесь, что доля этого бесплатного эфирного времени мизерна с точки зрения всей информационной работы в период избирательной кампании. В связи с этим скажите: предполагается ли этим законопроектом... или как вы отнесётесь к тем поправкам, которые будут регулировать так называемое платное эфирное время? Ну, на собственном примере и на примере моих коллег могу сказать, что средства массовой информации находятся под давлением руководителей регионов, и это, даже невзирая на их бедственное положение, приводит к тому, что мы всякий раз получаем отказ в отношении того времени, которое хотели бы купить. Так вот, нельзя ли этим законопроектом в том числе обязать государственные медийные компании выделять платное эфирное время? И при этом, ну, как бы объём... (Микрофон отключён.) ПЛИГИН В. Н. Нина Александровна, закон имеет достаточно чёткий предмет в этой части - он регулирует вопросы безвозмездного использования эфирного времени. Что касается отдельного института платного эфирного времени, то он затрагивается только в связи с тем, что политические партии, которые лишены права иметь бесплатное время, имеют возможность приобретать эфирное время в общей доле платного времени. Повторяю, закон имеет специальный предмет регулирования, поэтому в данной ситуации этот вопрос решать не стоит. Вы можете предложить это в качестве поправок, но я думаю, что в рамках данного законопроекта этот вопрос решать не стоит, возможно, это самостоятельный предмет. Но тем не менее в связи с вашей ремаркой я хотел бы отметить, и вы сами можете убедиться, что объём того времени, которое будет предоставляться безвозмездно, и бесплатных печатных площадей на самом деле очень велик, это серьёзный объём времени, и здесь затрагивается серьёзный институт. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Владимир Николаевич, первый вопрос. У нас есть на сегодняшний день парламентские партии, которые объединились с так называемыми партиями-должниками. Правильно ли мы понимаем, что в случае принятия вашего законопроекта эти партии будут освобождены от уплаты тех долгов перед СМИ, которые у них были в период избирательной кампании, хотя в соответствии с Гражданским кодексом если два юрлица объединяются, то долги при этом не прощаются? И будет ли это правило распространяться на предстоящие выборы в Государственную Думу? И второй вопрос. Вы в своём выступлении отметили, что долги политических партий перед СМИ составляют больше 1 миллиарда рублей. Скажите, пожалуйста, мы так богаты, чтобы прощать такие долги? ПЛИГИН В. Н. Игорь Владимирович, по первому вопросу. Вы понимаете данную ситуацию правильно. В том случае, если правопреемником является политическая партия, которая преодолела необходимый барьер, и если долги на сегодняшний день не погашены, долг не возникает. В дальнейшем, я надеюсь, будут внесены изменения в налоговое законодательство, которые урегулируют этот институт. По второму вопросу. Действительно, мы не настолько богаты, но это специфическая система взаимоотношений в рамках избирательной кампании, поэтому я думаю, что те суммы долга политических партий перед общероссийскими и региональными организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, о которых я говорил (это 1 миллиард 100 миллионов), вполне нам по силам. Но необходимо иметь в виду, что нужно урегулировать институт долга самих средств массовой информации, в том числе общероссийских СМИ, так как у них в настоящее время возникают вопросы, связанные с налоговыми платежами. Принятие в дальнейшем изменений в Налоговый кодекс приведёт к ликвидации этого института, а те организации, которые уже выплатили налоговые платежи, в дальнейшем получат определённые права за счёт учёта этих налоговых платежей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, я думаю, что большинство депутатов в этом зале понимают, что вот это совершенствование избирательного законодательства осуществляется не случайно, а с определённой, конкретной целью. Если учесть и принятый уже закон о партиях, которые не набрали определённый процент голосов для прохождения в Государственную Думу, то становится очевидным, что кому-то хотелось бы видеть, видимо, в составе депутатского корпуса Государственной Думы представителей каких-то ещё партий. Я задаю вопрос вам, как основному разработчику, представляющему этот законопроект: о ком идёт речь? Я помогу: сегодня имеют право дополнительно к парламентским партиям участвовать в выборах три партии - "ЯБЛОКО", "ПАТРИОТЫ РОССИИ" и "Правое дело". И второй вопрос: а что будет с долгами тех партий-должников, которые вошли, в частности, вот в "ЕДИНУЮ РОССИЮ"? ПЛИГИН В. Н. Анатолий Евгеньевич, спасибо огромное за помощь. Хочу напомнить: два заседания назад я, кажется, сам вам приводил этот список из семи политических партий. Что касается проблемы долга... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЛИГИН В. Н. Был приведён этот список, вряд ли его сейчас стоит повторять. Что касается проблем долга, то правовые последствия этого долга достаточно предметно описаны. В том случае, если правопреемником является политическая партия, которая преодолела необходимый барьер, указанный для данной ситуации в законодательстве (предложено: по выборам депутатов Государственной Думы и законодательных собраний, законодательных органов субъектов Российской Федерации - не менее 3 процентов), такого рода проблем в отношении будущего участия у той партии, которая присоединила другую политическую партию, не преодолевшую барьер, не возникает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Стародубцев. Я его не вижу. Коломейцев? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. По карточке Стародубцева - Коломейцев. Уважаемый Владимир Николаевич, у меня очень простой вопрос. Вот сейчас вы ввели в законодательстве новое веяние - закон "братская могила", то есть вы берёте несколько законов, включаете их в один закон, но не включаете суть. Скажите, будет ли нарушением концепции, если во втором чтении написать поправочки, конкретизирующие ответственность канала за непредоставление бесплатного и платного эфирного времени? Если непонятно, поясню. Вот во время предыдущей избирательной кампании мои проплаченные ролики просто не прокрутили - и никакой ответственности. ПЛИГИН В. Н. Николай Васильевич, в отличие от многих других законодательных актов этот законопроект под определение "братская могила" не подходит. Здесь регулирование распространяется всего на три федеральных закона, причём оно достаточно предметное, объёмное. Более того, оно построено на принципах внесения изменений в основной закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", два других закона - о выборах президента и о выборах депутатов Государственной Думы - дублируют в рамках федерального законодательства то регулирование, которое заложено в базовом законе. Следующий момент. Отвечая на вопрос Нины Александровны Останиной, я достаточно предметно говорил об этом законе. Это совершенно не исключает вашего права предложить поправки, как и права депутатов в дальнейшем определить, относятся ли поправки к концепции, или они выходят за пределы концепции. Спасибо большое за то, что вы напомнили ещё раз о нарушении ваших прав. Это будет учтено. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Рохмистрова я не вижу. Иванов Сергей Владимирович. Вы по карточке Рохмистрова, да? ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Владимир Николаевич, ну вы знаете, что я всегда в каждом законе стараюсь найти минусы. Не получится ли так, что какая-нибудь партия-киллер, получив эту возможность - бесплатно наговорить гадости, - утопит другую партию, и хотя сама она не собирается больше участвовать в выборах, но тем не менее она своё чёрное дело сделает, и платить не будет за это, и другим, так скажем, не даст хорошо пройти? ПЛИГИН В. Н. Сергей Владимирович, это проблема политического таланта. Поэтому, я думаю, гипотетически, конечно, любой закон может быть использован с точки зрения его позитивных характеристик или же для каких-то негативных воздействий. Любое предположение заслуживает внимания, я не стал бы его исключать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Владимир Николаевич, в демократической стране каждый закон должен развиваться в демократическом направлении. Я лично понял так, что данный законопроект не только не демократичен, а, наоборот, ужимает права и интересы политических партий. Мы ставим их в зависимость от количества поданных голосов в предыдущий, так сказать, период голосования. И как же получается? Тот, кто получил много голосов, получает много эфирного времени, а тот, кто получил мало голосов, получает мало эфирного времени. А избиратель на следующих выборах просто обязан получить равную информацию о каждой политической партии или кандидате, избирающемся на тот или иной пост. Спасибо. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Фёдорович, вас дезинформировали. Нет такого рода зависимости, о которой вы говорите. В данной ситуации в рамках того времени, о котором идёт речь (это безвозмездное время или безвозмездная печатная площадь), парламентским партиям предоставляется равенство. Что касается проблем демократии и оценки, больше объём демократии или меньше объём демократии, то, конечно же, надо об этом говорить применительно к каждому институту. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Владимир Николаевич, уточните, пожалуйста, следующий момент. Вот ситуация. Проводятся выборы в региональный парламент по смешанной системе - по пропорциональной и по мажоритарной. Допустим, двадцать пять человек выдвинуто партией по одномандатным округам, и только один из них не смог набрать 3 процентов. Следует ли, что на следующих выборах вся партия, всё это региональное отделение будет лишено возможности бесплатного эфира? Вот законопроект при желании можно и так прочитать. Может быть, следует ко второму чтению уточнить этот момент? Спасибо. ПЛИГИН В. Н. Михаил Васильевич, изменения в базовый закон об основных гарантиях, в частности, предполагают развитие регионального законодательства, регулирующего эти вопросы. Но если отвечать на вопрос более широко - нет, не следует. Если вы считаете, что такой негативный вывод - "нет, не следует" - требует дополнительного развития, то давайте посмотрим, как это можно будет развить. Но тем не менее мне представляется, что таким образом реализовать положения предлагаемого законопроекта в случае его принятия невозможно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хахичев. ХАХИЧЕВ В. Д. Уважаемый Владимир Николаевич, в вашей поправке есть две главные составляющие: экономическая и политическая. Скажите, пожалуйста, какая из них является основной? На мой взгляд, если говорить об экономической составляющей, то сегодня всевозможные программы, так сказать, жгут море эфирного времени. Если говорить о политической составляющей, то основной закон предусматривает демократическое общество и большой политический институт. И как будут смотреться партии, которые не попадут в вашу поправку? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Дмитриевич, количество партий, деятельность которых регулируется данным законопроектом, в принципе в настоящее время (для следующих выборов) предварительно известно, то есть это понятный совершенно примерный набор политических партий. Что касается соотношения экономического и политического, то всё зависит от точки зрения того, кто задаёт вопрос. Для средств массовой информации имеют значение и экономические вопросы, потому что в ряде случаев это практически основная составляющая их дохода. И таким образом, ущерб, который может быть нанесён неурегулированием этого института, может привести к серьёзным экономическим потерям средства массовой информации. Тем не менее мне представляется, что политическая составляющая является позитивной, так как при определённых условиях она предоставляет возможность дополнительным участникам политического процесса участвовать в следующей избирательной кампании наравне с другими политическими партиями в том случае, если они по определённым расценкам (законом установлена методика определения этих расценок) проплатят то время, которое другим политическим партиям предоставляется безвозмездно. Поэтому я думаю, что это в том числе и механизм расширения политических возможностей политических партий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В соответствии с предлагаемым законопроектом парламентские партии, втянувшие в себя должников, освобождаются от уплаты. Должников нет, партия-правопреемник освобождается, но тогда получается, что закон имеет обратную силу, ибо отношения возникли до принятия закона. Это уже ошибка. И второе. Чётко нам скажите, что партии, которые не являются парламентскими, будут платить. То есть "Правое дело", втянувшее в себя должников, будет платить полностью и должно платить, а также "ЯБЛОКО" и "ПАТРИОТЫ РОССИИ", которые сами должны и втянули в себя другую партию-должника. Вот подтвердите нам, что вы нарушаете в данном случае принципы закона, распространяете его действие на парламентские партии, даёте обратную силу, но непарламентские партии платить всё-таки будут, на них эта поправка в закон не распространяется. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Вольфович, первый вопрос. Есть материальное право, которое имеет совершенно чёткие определения, в котором не может действовать институт обратной силы, в частности это касается норм уголовного законодательства, норм, ухудшающих процессуальное положение, в рамках уголовно-процессуального законодательства и тому подобного. Что касается экономического, налогового законодательства, то мне представляется, что нами неоднократно принимались решения, когда регулирование распространялось на правоотношения, возникшие до момента принятия закона. Такая практика имеет место - госпожа Бурыкина подтверждает, я ссылаюсь как на авторитет, - особенно в рамках налогового законодательства. Это первый момент. Второй вопрос - это вопрос долга, то есть предмет долга. В том случае, если этот закон будет принят, все предыдущие долги, которые имели место, политическими партиями, в том числе теми, которые вы называли, могут не возмещаться. Но участвовать в дальнейшем в рамках реализации права на бесплатное, точнее, безвозмездное время в рамках закона получают политические партии, если они будут оплачивать свою долю участия наряду с другими в этом политическом процессе. То есть политическая партия, которая сумеет выплатить денежные средства, не выплачивая предыдущего долга, получает свою порцию, свой объём времени, размер печатной площади, и сможет участвовать совместно с вами в мероприятиях. Вот модель, заложенная в законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, для сведения вначале вам. Сегодня депутатам-коммунистам на местах не дают эфирное время и полосы в газетах даже за деньги. Это к слову об эффективности закона, который вы так сегодня отстаиваете. Теперь два вопроса. Первый. Во время выборов, когда всем дают так называемые равные возможности для пропаганды своих программ и своих дел, "ЕДИНУЮ РОССИЮ", например в Рязанской области, продолжают дополнительно показывать по всем каналам телевидения, как решающую хозяйские вопросы, то есть у неё времени, получается, во много раз больше. Как такие вещи в законопроекте отражаются? И второй момент. Вы знаете, что во время выборов резко повышаются расценки и в газетах, и на телевидении, и если не имеешь какого-то спонсора-миллиардера, то пробиться туда теоретически можно, а практически невозможно. Как эти два вопроса просматриваются в законопроекте? Спасибо. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, вы ставите вопросы, несколько выходящие за предмет ведения нашего сегодняшнего законопроекта. Что касается политической постановки, то накануне предыдущих выборов Центральная избирательная комиссия провела достаточно детальный мониторинг. Я сейчас не хотел бы приводить вам цифры, у меня просто их сейчас нет с собой, и это не было предметом нашего сегодняшнего рассмотрения, но смею вас заверить, что участие в эфире Коммунистической партии Российской Федерации, руководства Коммунистической партии Российской Федерации было взвешенным, если говорить о центральных каналах, и его доля примерно соответствовала - я сейчас не говорю о процентах - доле участия, о котором идёт речь, других политических партий. Вопрос, который вы ставите, касается участия лидеров политических партий. В данной же ситуации решается вопрос о том, в каком объёме показывается их активность при выполнении должностных полномочий. Этот вопрос решался Верховным Судом (в том числе с моим участием), и он решён. Но такого рода проблема существует в любой демократической стране: освещается ли деятельность официальных должностных лиц государства в несколько большем объёме? Я хотел бы обратить также внимание на то, что, кажется, сегодня в "Российской газете" опубликован федеральный закон о равном доступе к СМИ. Этот закон удовлетворяет тем требованиям, которые выдвигались, в частности, Коммунистической партией. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович. РЯБОВ Н. Ф. По карточке Кашина. Я всё-таки хочу уточнить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Стоп, Николай Фёдорович, вы задавали вопрос со своей... Извините, ответ Плигина на второй вопрос. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, что касается расценок, я думаю, имеются в виду платные расценки и наличие спонсоров в рамках этих платных расценок. Я не думаю, что мы должны анализировать состав депутатов Государственной Думы и состав спонсоров, это другая проблема. Что касается повышения стоимости этих расценок. В данной ситуации гарантиями государства является безвозмездное предоставление времени. Мы не можем покрывать все расходы политических партий. В рамках безвозмездного времени есть принципы равенства, в другой ситуации все партии в равной степени могут приобретать время, печатную площадь или телевизионное время. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я сейчас обращусь к палате, если она согласится, я вам дам слово, Николай Фёдорович. Коллеги, у нас есть правило, что по одному и тому же вопросу депутат выступает один раз. Депутат Рябов настаивает на втором вопросе, просит дать ему возможность ещё задать вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот есть вопрос, оказывается, ещё один и у Жириновского, и у Лебедева. Это другая проблема, Николай Фёдорович. Вам ответил Плигин, а вам кажется, что вы его то ли не поняли, то ли недопоняли. Это другая проблема, это не к Плигину и не к президиуму. Уважаемые коллеги, переходим к обсуждению. Кто выступает от фракции КПРФ? Депутат Коломейцев, пожалуйста. А вы можете присаживаться, Владимир Николаевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! С нашей точки зрения, этот законопроект - это законодательное утверждение управляемой демократии, то есть когда у меня есть право силы, я могу себе прощать долги, я могу регламентировать своё время, в то же время ущемлять права своих оппонентов. Потому что то, что сказал в своих ответах Владимир Николаевич... Ну, можно давать 80 процентов времени для "ЕДИНОЙ РОССИИ" и для КПРФ, но 80 процентов времени для "ЕДИНОЙ РОССИИ" - в позитивном плане, а для КПРФ сто процентов времени от 80-ти - в негативном... Всё соблюдено, у всех время одинаковое, но только последствия разные. И самое главное - мы категорически против внедрённой комитетом, который, кстати, должен стоять, с нашей точки зрения, на страже государственного и конституционного строительства, практики законов "братских могил". Почему? Нельзя в один и тот же закон вместить разное законодательное регулирование, потому что президент - это президент, Дума - это Дума, местные органы власти - это местные органы власти. Это в Конституции прописано - разделение властей. Мы убеждены, что вот это манипулирование направлено на одно - на продолжение курса управляемой демократии с целью вытаскивать дохлую кошку в нужный момент, прощая ей её прежние недоработки и растраченные деньги, опять ей давать возможность... не давать возможности выступать тем, кому есть что сказать. Понимаете? Вот если бы вы участвовали в выборах более активно, то вы бы знали, чем заканчиваются федеральные кампании в регионе - полуторами минутами, тридцатью секундами, пятиминутными дебатами шести или семи партий. Сколько вы там заявите, в администрации президента, столько и будет, время-то делится на всех. Причём наиболее наглядной порочность этой системы была, когда организация типа "Православная Русь", по-моему, или ещё какая-то... когда один и тот же человек не успевал переезжать с одного телеканала на другой, не успевал ещё и на радио, потому что он один. Авторы проекта не умудрились даже сделать так, чтобы было достаточное количество выступающих от этих партий. Мы считаем, что этот законопроект принимать нельзя. Он к злободневности в нынешней ситуации никакого отношения не имеет. Мы считаем, что все должники должны в равной степени нести ответственность за свои прегрешения. И самое главное, этот законопроект не затрагивает... Хотя если взять его концепцию... У нас ведь самое страшное заключается в том, что, учитывая политическую лояльность руководителей - владельцев средств массовой информации, на самом деле в нашей стране происходит разрушение телевидения. Вот здесь осталось две камеры, вы подойдите поинтересуйтесь... У нас на ОРТ семья Эрнста фактически организовала там несколько студий разноцветных - "Красный квадрат", синий... оранжевая, голубая, где все родственники-соучредители занимаются элементарным освоением ресурсов, в том числе федеральных. Я сегодня протокольное поручение озвучил. Специалисты считают, что то, что происходит на "Евровидении", стоит примерно в шесть раз дешевле, чем затрачено, в том числе из федерального бюджета. Извините меня, я могу кого-то уважать, не уважать, но при чём тут центральный "Первый канал" и чьи-то семейные интересы? Вы меня извините, но при чём тут бесправие тележурналистов, потому что сегодня на первом, втором и третьем каналах, я о других не говорю, фактически подавляющая часть журналистов выведена за рамки трудовых отношений и со всеми или с большей частью добровольно-принудительно заключены двухмесячные срочные договора? Какое творчество, вы меня извините, когда вас подвешивают на ребро и говорят: вот если ты не будешь показывать то, что мы тебе говорим, то работать тут не будешь? Мне кажется, этот законопроект, если бы мы хотели решить вопросы объективного освещения политической жизни в стране - а как я понимаю, именно на это был направлен закон... Комиссарова здесь, кстати, нет, потому что его это мало интересует, его "Моя семья" интересует, понимаете? Поэтому мне кажется, что нам надо заниматься тем... Если мы хотим развивать демократию и реализовывать положения, выдвинутые в послании президента, то надо принять закон о том, чтобы выборы в местные органы власти были 50 на 50. Давайте примем закон о том, чтобы не было никаких спонсоров, чтобы государство выделяло всем партиям одинаковое количество времени и все партии хоть в режиме дебатов, хоть в режиме монолога, хоть в режиме диалога представляли свою позицию. А сегодня что получается? У нас всё хорошо - планы партии, планы народа, победа чья-то... Потом оказывается, что беда, а не победа. Понимаете, в чём проблема? Мне кажется, что вот это и есть основа всех наших бед. Потому что у нас премьер говорит, что всё хорошо, президент говорит, что всё хорошо, а внизу полный аут - у нас всё стоит, всё лежит. Деньги выделяем, 10 триллионов рублей, а промышленность не работает. Надо сеять, а сеять не на что, потому что Греф себе 42 миллиона дивидендов заплатил, а пятнадцать миллионов сельхозпредприятий не могут кредит на посевную получить. Вот в этом вся проблема. Я предлагаю не голосовать за этот законопроект, а комитету, вообще-то, если он желает, чтобы у нас конституционный строй укреплялся, вместе с комитетом по информационной политике надо обеспечить право депутатов на информирование своих избирателей. У нас оно ущемляется повсеместно. Комитету надо обеспечить, чтобы было равное представительство возможностей в СМИ на всех уровнях выборов, и тогда всё будет хорошо. А так вот... тут можно двадцать пять страниц ещё написать, но от этого ничего не изменится. Голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот проект закона очень вредный. Фракция ЛДПР тоже не будет голосовать. Он не должен распространяться на прошлое. Попытка ответить на мой вопрос тем, что можно прощать какие-то долги, совершенно не имеет отношения к тому, о чём я говорил, ибо избирательная кампания разворачивалась в рамках тех законов, которые были тогда и все последствия должны регулироваться тем, что было тогда. Так можно вообще всё перелопатить. Понятно, что закон направлен на то, чтобы освободить "ЕДИНУЮ РОССИЮ" и "Справедливую Россию" от выплаты долгов тех партий, которые они втянули в себя для массовости. Когда Аграрная партия России выступала на выборах, это же было смешно: они вроде спорят с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", а лидер партии - во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". На какого идиота-избирателя рассчитана такая пропаганда? Он не доволен правительством, президентом, а сам входит в эту команду. Значит, вот как не любите вы крестьян наших. Естественно, эта партия ничего не получила, но она и не имела в принципе избирателей своих, как и все другие. Всё это делается для борьбы с КПРФ, на левое поле запускаются аграрии, "ПАТРИОТЫ...", "Справедливая Россия", но не могут понять те, кто запускает эти партии, что за КПРФ голосуют фанаты и их никто никогда не переубедит голосовать за другую, которая тоже вроде бы за социализм, и так далее. Это непонимание природы отношения людей к партии. Они же не за КПРФ голосуют, они голосуют за те какие-то отрывки из брежневских времён, потому что это была их жизнь, неприятно как бы отрицать ту жизнь, что зря жили, зря за что-то боролись. Поэтому это не за эту партию. И подсовывать сегодня с нуля какие-то новые левые партии - это всё не годится. То же самое - правое поле. Их избиратель уехал за границу, и никогда ни одна правая партия не получит поддержки. Я имею в виду такие, как "СПС", "ЯБЛОКО", "Гражданская...", "Новые правые" и так далее. И мы сегодня их прощаем. Нельзя прощать долги, это издевательство над демократией, над экономикой, это создание неравных условий. Значит, идите говорите и делайте всё, что хотите, а денег нет - ну хорошо, подождём пару лет, мы вас простили. Это же не экономика, это извращение, то же самое все могут делать. Не получилось у меня - ну извините, у меня не получилось, меня простите, и всё. Это не законы, законы должны действовать повсеместно, во времени и в пространстве. Раз - и изменили закон. Как здесь, в Думе: "Регламент есть, а наплевать! Давайте, какое решение? Вот такое примем решение". В этом беда России! Этот закон - это не просто маленький закон. Конечно, примут, автоматически примут. Что мы здесь обсуждаем сейчас, на что тратим силы, время, когда уже есть технический момент - триста пятнадцать голосов? Тут сто раз стой на этой трибуне или не выходи сюда - абсолютно никакого значения нет. Вот сейчас мы не голосуем ни за одно... У КПРФ выбили козыри, теперь они голосуют больше, чем мы. И что, избирателю какой-то плюс будет от того, что КПРФ больше голосует за? Какая разница - за, против? Уже понятно, кто примет решение. Поэтому, конечно, вот такая извращённая демократия нам пользы не принесёт. И здесь есть опасность. Ведь партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" делает вроде бы для себя сейчас - ну, это эгоизм большинства, нам уже не раз говорили её представители, что, мол, у нас большинство, что хотим, то и сделаем. Но у вас большинство временное. Вы разве не понимаете, что вам уже готовят замену? Чего же вы сами себя... Тут Коломейцев говорит про "братскую могилу". У вас одна могила, вы сами себе роете могилу, вы пилите сук, на котором сидите, вы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". До вас уже сидела "Наш дом - Россия" - ну и где они? То есть все партии, которым как бы предназначается быть партией власти, все они обречены, ибо порядка не будет в ближайшие пятьдесят лет, успехов не будет в ближайшие пятьдесят лет. И вы, смертники, сами себе делаете ещё хуже, но делаете плохо и для государства. А где гарантии, что не появится новый слабый Николай II или Горбачёв? У вас есть эти гарантии? Они используют эти все дырки в законодательстве, которые вы сейчас делаете, и уничтожат нашу страну ещё раз, как в 17-м и в 91-м. Вот это не "братская могила", а могила для страны. Я где-то даже рад, что вот так себя ведёт "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пусть коммунисты видят, как они вели себя семьдесят три года. Вот так вы над нами, беспартийными, издевались. Сегодня вы всё это видите, перед вами картина, как действовала КПСС. Теперь вы должны посмотреть, как вас ненавидел наш народ, почему в 91-м году никто, кроме ЛДПР, и не вышел защищать ни режим, ни идеологию, ни партию, даже страну. До того люди возненавидели, что страну не захотели защищать. Им говорят: "СССР погибнет". - "Ну и пускай". Люди готовы были... пускай рухнет всё, чтобы не было этой партии, именно партии - не генералов, не солдат, не министров, а этой партии. Сегодня они делают то же самое, а вы возмущаетесь, а это уже у нас вызывает возмущение. Кто возмущается-то? Вы сами были в этой КПСС, и они переняли ваш опыт. А мы не были в КПСС. Конечно, вредный закон, просто издевательство над демократией. Запущены были искусственные партии, созданы фальшивые, временщики, суррогат, теперь этот суррогат смывают, осталось семь. "Новые правые" - там тоже остатки несуществовавших партий, какая-то "Гражданская Сила", демократическая... и так далее, или это сгнившее "ЯБЛОКО"... Вот всё, всё, что есть - и им разрешают, им говорят: у вас нет денег платить долги, на следующих выборах мы вам можем дать только платное время. Но если они за старое не могут заплатить, как они за новое заплатят? Закон тут должен быть честный: не допускаются к следующим выборам те, кто остался и не вошёл в парламентские партии. Тогда подтолкните их, пусть они в "Справедливую..." как бы войдут, это общая такая политическая помойка, они собрали всех: "Жизнь" - несуществующая партия, партия пенсионеров - тоже несуществующая, так сказать, фиктивная, на поле коммунистов запускали, думали, коммунисты-пенсионеры побегут за эту партию голосовать, и "Родина" - тоже фиктивная. Назвались: мы спецназ Кремля - и вдруг они в оппозиции Кремлю! Ну что вы издеваетесь над нашими избирателями?! Поэтому, конечно, неприятно, ведь мы... Конечно, мы не раз уже говорили, что нужно убрать из выборов деньги, так сказать, потому что страшно большие деньги устанавливают. Самое главное, что это мы должны делать, мы, участники избирательного процесса, а у нас каналы решают, когда будут дебаты, а ЦИК решает, какая будет тема. Это же вообще дикость! Они не участники, они обслуживающий персонал, они нам ботинки должны чистить, одежду чистить, а они нам указывают: дебаты в шесть утра. Ну что, не издевательство разве над страной, над всей страной? В шесть утра - такого ни в одной стране мира не было! На другом канале - в 7 утра. И тему они определяют, и время они определяют, и деньги они определяют, а мы крепостные. То есть крепостное право в России - это не только крестьяне, это крепостная интеллигенция, которая бежит на Запад до сих пор, от времён бегства Тургенева, Герцена и до сегодняшнего дня все бегут, там сидят, на Западе. И вынуждены быть предателями, мы их вынуждаем, они не могут жить здесь, потому что никакой свободы. Царь обещал, советская власть - не дали, сегодня они не видят, не чувствуют, потому что мы всё время все законы перекраиваем так, чтобы любимчики были, так сказать. У нас сироты не только дети на улице и беспризорники, у нас сироты партии теперь ещё, есть партия-сирота, а есть партия своя, нужная, ей создадим условия. Ну хорошо, прошли все бури политические. Не проходит "Справедливая Россия" в парламент, ну своя же партия - отобрать у ЛДПР и у КПРФ... И посадили их сюда. Ну что, это тоже издевательство. Это уже не закон, это уже произвол. "ЕДИНОЙ РОССИИ" надо триста пятнадцать голосов, а у них двести - сто пятнадцать у КПРФ забрать и у ЛДПР! Мы доноры, две партии - доноры, а две - на дотации сидят. Вот так же в экономике. Почему экономика не работает? Ведь не только демократия не работает, но и экономика не работает. Потому что если сильные, здоровые - им по рукам, по голове, а если слабые, неспособные, уроды - им всё давай, давай! Почему я против левой идеологии? Это идеология немощных, кто не умеет работать, кто не хочет работать, те всегда будут бедными и всегда будут голосовать за коммунистов, за сказку: жизнь не получилась, так, может быть, хоть внуки поживут при коммунизме. Это не безобидный закон, это закон, имеющий отношение к нашей экономике, к государственному устройству. Стреляют на Кавказе до сих пор, вчера убили опять человека, где-то там русскую женщину избил муж-китаец, другую русскую женщину в наручниках повезут в Париж - над нами издеваются, потому что мы сами над собой издеваемся, друг над другом! Не хотим дать здоровую модель экономики, государства, демократии - а ведь мы были бы сильнее. А когда мы вот так, через законодательство, умерщвляем сильных и поддерживаем фальшивых, мы успеха не добьёмся. Вы же не братскую могилу готовите, вы самих себя загоняете в могилу!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, от фракции "Справедливая Россия" никто не настаивает? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Плигин, заключительное слово. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, обсуждение данного законопроекта дало возможность выслушать много разных точек зрения. Я, честно говоря, был удивлён. Я удивлён выступлением Николая Васильевича Коломейцева, который в силу своего образования должен использовать термины точно и последовательно. И в данной ситуации набор слов "управляемая демократия", "разделение властей"... Если выстраивать всё это в логической связи, ни один из ваших терминов не ложится в следующее предложение. Вы говорите о разделении властей, но этот институт имеет отношение к совершенно другому предмету, к этому закону он никакого отношения не имеет, в рамках данного закона регулируется один вопрос избирательного права. Поэтому я вот здесь, выбирая слово... понимаете, за этими, так скажем, благими терминами нет содержания. В следующий раз вспомните о своей предыдущей специальности, которая вами была блестяще освоена, и выстраивайте логические цепочки в том числе и в рамках других специальностей. Если дальше говорить о раскрытии содержания понятия демократии и о формах демократии, то надо отметить, что любая демократия должна укладываться, действовать в рамках правовых норм. Таким образом, здесь спекулировать словами "управляемая демократия" не имеет никакого смысла. У Владимира Вольфовича Жириновского было чёткое выступление, но причины выезда Тургенева и Герцена совершенно различные, и поэтому в данной ситуации в этой части тоже не надо, извиняюсь за слово, дурить. Следующий момент. Мне совершенно не нравится, когда ссылаются на те категории населения, которые являются немощными. В силу разного рода причин люди стали слабыми, в силу разного рода причин они не могут осуществлять трудовую деятельность. Поэтому нам нужно очень бережно относиться к этим категориям людей и не ставить вопросы, которые - я в данной ситуации так сказал бы - иногда граничат с национальной, с фашистской идеологией. Мы должны реально думать о защите слабых категорий, но одновременно - и я с вами совершенно согласен - мы должны давать возможность развиваться дееспособным, настаивать на том, чтобы они находили форму развития. Ни о каких суррогатах в рамках данного закона речь не идёт. И ещё один момент. Владимир Вольфович, мне кажется, в некотором смысле отступило ваше ощущение оптимизма. Вы сегодня первый раз заложили диапазон нестабильности в развитии страны - пятьдесят лет. Это является совершенной, абсолютной неправдой. Страна, несмотря на все сложности, в последние годы развивается динамично, и, даст Бог, нам удастся сохранить это стабильное развитие страны. Я уже не останавливаюсь на оценках деятельности других политических партий. И следующее. Вы же прекрасно знаете, что в истории всё повторяется и всё описано, для каждого процесса определён срок в сорок лет, двадцать лет уже прошло. Я думаю, у нас есть очень хороший, стабильный потенциал. И возвратитесь, пожалуйста, к вашим очень оптимистичным оценкам, которые вы даёте по процессу развития страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 56 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 61 чел.13,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Принято.