Заседание № 98

05.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 180879-5 "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части, касающейся условий приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3199 по 3296 из 7817
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43          
Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального           
имущества". Представитель Государственного Собрания - Курултая Республики       
Башкортостан депутат Государственной Думы Рамиль Кабирович Искужин просит       
рассмотреть законопроект без своего участия. Доклад от комитета сделает         
заместитель председателя Комитета по собственности Евгений Исаакович            
Богомольный.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Исаакович.                                                  
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Несколько слов о            
содержании законопроекта. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального     
закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" при         
преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в          
открытые акционерные общества приватизация объектов социально-культурного       
назначения, объектов транспорта и энергетики, предназначенных для               
обслуживания жителей соответствующего населённого пункта, а также жилищного     
фонда и объектов его инфраструктуры не допускается, а указанные объекты         
подлежат изъятию из имущественного комплекса и передаче в муниципальную         
собственность. Законопроектом предлагается изменить эту норму и установить,     
что объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объекты     
транспорта, энергетики при преобразовании федеральных государственных           
унитарных предприятий оборонно-промышленного комплекса в открытые акционерные   
общества переходят в собственность этих обществ.                                
                                                                                
Комитет по собственности не может поддержать концепцию законопроекта по         
следующим основаниям. Его действие распространяется на неопределённый круг      
организаций, поскольку в нём, как и в целом в законодательстве Российской       
Федерации, отсутствуют критерии отнесения конкретного предприятия к             
организациям оборонно-промышленного комплекса. В частности, неясно, зависит     
ли такое отнесение от наличия и объёма государственного оборонного заказа,      
его доли в общем объёме выпускаемой продукции или от иных факторов. В этой      
связи реализация законопроекта приведёт к многочисленным судебным               
разбирательствам на предмет наличия либо отсутствия права на приватизацию       
указанных имущественных объектов в составе имущественного комплекса             
унитарного предприятия. Реализация законопроекта повлечёт за собой передачу в   
частную собственность упомянутых имущественных объектов, используемых для       
нужд жителей населённого пункта, на территории которого расположено унитарное   
предприятие оборонно-промышленного комплекса. При этом, как правило, большая    
часть жителей такого населённого пункта не являются работниками указанного      
предприятия. На практике значительное количество таких объектов энергетики,     
транспорта, инфраструктуры жилищного фонда являются локальными монополистами    
по производству и (или) передаче электрической энергии, оказанию услуг          
общественного транспорта, пожарной охраны, услуг по содержанию                  
жилищно-коммунального фонда, водоснабжению и водоотведению и так далее. В       
этой связи, по мнению Комитета по собственности, приватизация этих объектов     
приведёт к существенному удорожанию услуг, а значит, к росту тарифов для        
населения.                                                                      
                                                                                
С учётом осуществляемого в настоящее время государственного регулирования       
тарифов на потребляемую населением электрическую энергию, услуги                
общественного транспорта, обеспечение населения водоснабжением их               
неконтролируемое повышение вызовет рост дотационных расходов местных бюджетов   
акционерным обществам - собственникам соответствующих имущественных объектов.   
Такие расходы не предусмотрены местными бюджетами. Кроме того, переход в        
частную собственность муниципальных объектов электроэнергетики может привести   
к росту стоимости подключения к местным электросетям субъектов малого и         
среднего предпринимательства, что ухудшит их положение, особенно в условиях     
кризисных явлений в экономике.                                                  
                                                                                
Законодательство Российской Федерации не предусматривает запретов и             
ограничений на возможные решения частных собственников о перепрофилировании     
объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и транспорта,           
объектов социально-культурного назначения. Таким образом, вновь образованное    
акционерное общество - собственник таких объектов будет вправе распорядиться    
принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, и в случае                   
перепрофилирования имущественного объекта органы местного самоуправления        
окажутся лишёнными имущественной основы для исполнения своих функций,           
предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного    
самоуправления в Российской Федерации".                                         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной       
Думе отклонить законопроект.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Исаакович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. И желающих выступить тоже нет.          
Представители президента и правительства не желают высказаться? Не желают.      
                                                                                
Присаживайтесь, Евгений Исаакович.                                              
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу             
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за                3 чел.0,7%                                      
Проголосовало против           52 чел.11,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     55 чел.                                          
Не голосовало                 395 чел.87,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.