Заседание № 128
О проекте федерального закона № 180771-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)" (принят в первом чтении 25 января 2013 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)". Доклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В данном законопроекте предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с целью создания регулирования на случай несогласия близких родственников с прекращением или отказом в возбуждении уголовного дела в отношении умершего лица. В настоящий момент уголовное дело в случае смерти подозреваемого, обвиняемого прекращается или не возбуждается, что зачастую нарушает право лица на реабилитацию посмертно, а также нарушает права и интересы его близких родственников, поэтому Конституционным Судом в 2011 году было вынесено постановление, в соответствии с которым было признано необходимым учитывать мнение близких родственников. В связи с этим в 2012 году правительством был внесён в Государственную Думу законопроект, направленный на разрешение указанного вопроса, и этот законопроект был принят в первом чтении в 2013 году. В данном законопроекте предусматривается введение понятия "представители обвиняемого", а также ряд других поправок, в том числе предлагается включить новую главу в Уголовно-процессуальный кодекс. По мнению комитета, такое подробное регулирование представляется чрезмерным, поскольку вводимые нормы дублируют уже существующие, а введение новой главы - об особом порядке уголовного судопроизводства в отношении умершего обвиняемого, подозреваемого - видится излишним. Разрешить данную проблему, представленную в постановлении Конституционного Суда, на наш взгляд, возможно внесением нескольких точечных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс. На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству не поддерживает данный законопроект, рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект, принятый в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие от фракций выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)", 16-й вопрос повестки дня. Кто за то, чтобы отклонить законопроект? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 09 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 18 чел.4,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Законопроект под пунктом 16 отклоняется.
Заседание № 75
О проекте федерального закона № 180771-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)". Доклад Юрия Сергеевича Любимова, заместителя министра юстиции. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представляем разработанный Минюстом проект федерального закона о внесении изменений в УПК в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности. Этот законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного Суда от 14 июля 2011 года № 16-П. Постановлением взаимосвязанные положения пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 УПК, предусматривающие в качестве основания прекращения уголовного дела смерть подозреваемого, обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, признаны не соответствующими Конституции в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования позволяют прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого, обвиняемого без согласия его близких родственников. В целях реализации правовой позиции Конституционного Суда законопроектом предлагается внести в УПК изменения, согласно которым отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи со смертью обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности по данному уголовному делу, если дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, не допускается, если его близкие родственники, родственники либо близкие лица, состоящие с ним в свойстве, возражают против отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела. Законопроектом предлагается установить единый для органов дознания и предварительного следствия порядок предварительного расследования уголовного дела названной категории. Законопроект предусматривает возможность участия в деле защитников по приглашению представителя обвиняемого. По результатам рассмотрения уголовного дела, придя к выводу о невиновности умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности, суд постановляет оправдательный приговор в соответствии с частью второй статьи 302 УПК. В случае признания доказанным, что преступление совершено умершим, и при отсутствии оснований для его реабилитации суд прекращает уголовное дело на основании пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 УПК. Реализация закона позволит привести положения Уголовно-процессуального кодекса в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда, обеспечить государственную, в том числе судебную, защиту чести, достоинства и доброго имени умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности, его прав, вытекающих из принципа презумпции невиновности, при этом не повлечёт за собой изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич. Присаживайтесь. Рафаэль Мирхатимович Марданшин, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)" внесён Правительством Российской Федерации. Названный законопроект разработан в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации. Законопроектом предлагается внести в статьи 24, 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменения. Кроме того, в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации вводится новая глава - 51-1, в соответствии с которой производство по уголовным делам указанной категории должно осуществляться в общем порядке, но с изъятиями и особенностями, предусмотренными новой главой. Важное изменение в Уголовно-процессуальный кодекс вносит новая статья 446-10, которая предусматривает, что по результатам рассмотрения уголовного дела, придя к выводу о невиновности умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности, суд постановляет оправдательный приговор, а в случае признания доказанным, что преступление совершено умершим обвиняемым, подозреваемым, лицом, подлежавшим привлечению к уголовной ответственности, и при отсутствии оснований для его реабилитации суд прекращает уголовное дело. Концепция законопроекта в целом поддерживается. Вместе с тем у комитета имеются некоторые замечания. В соответствии с законопроектом устанавливается новое процессуальное лицо - лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности. Однако не определено, каким образом и каким процессуальным актом лицо, умершее после совершения преступления до возбуждения уголовного дела или в период предварительного расследования уголовного дела, если в отношении этого лица уголовное дело не возбуждалось, однако собранные по уголовному делу доказательства свидетельствуют о совершении им преступления, признаётся лицом, подлежащим привлечению к уголовной ответственности. В законопроекте, в части восьмой статьи 446-5 Уголовно-процессуального кодекса, предусматривается ответственность представителя обвиняемого за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в указанных статьях Уголовного кодекса устанавливается ответственность только в отношении свидетеля или потерпевшего. Таким образом, в статьи 307 и 308 Уголовного кодекса необходимо внести соответствующие изменения. Требует уточнения также порядок приглашения защитника для участия в производстве по уголовным делам в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности. Высказанные замечания, по мнению комитета, можно учесть при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению во втором чтении. На данный законопроект имеются положительные заключения. В связи с изложенным Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Данный законопроект действительно направлен на государственную, в том числе судебную, защиту чести, достоинства и доброго имени умершего подозреваемого, обвиняемого, то есть устраняет правовую неопределённость в данном вопросе. А данная неопределённость, как мы знаем, позволяла органам расследования и суду прекращать уголовные дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого без согласия на то родственников этого лица, соответственно, такая неопределённость вызывала различные злоупотребления, рост коррупции. Как говорится, наши правоохранительные органы использовали практику, когда всю вину сваливали на умершего, на умершее лицо, - в частности, можно говорить про ДТП, когда один гражданин погиб, а другой, может быть, инвалид, но живой, поэтому имеет смысл переложить всю вину на умершего, - но родственников, в общем-то, это не устраивало. Что касается именно данного законопроекта, хотелось бы сказать, что право возражать против прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, как и право обжаловать действия и решения органа расследования, прокурора и суда, а также право обжаловать приговор суда должны иметь все родственники умерших, подозреваемых или обвиняемых. Однако законопроектом не определяется максимально возможное количество лиц, которые могут участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве представителей умершего обвиняемого. Таким образом, возникает вопрос: каких родственников умерших подозреваемых или обвиняемых следует наделить правами по защите прав и законных интересов умерших? Действующий УПК предусматривает три категории возможных участников процесса: близкие родственники, родственники и близкие лица. Представляется, что максимально широкий охват лиц будет обоснованным и не вызовет затруднений при реализации такого правового положения на практике. Кроме того, проект оставляет неурегулированными процедурные вопросы в случае, если подсудимый умер в период судебного рассмотрения уголовного дела другим составом суда. В общем и целом проект, конечно, нужен, чтобы восстановить честное имя умершего. Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект, но при условии внесения поправок ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Мои коллеги подробно рассказали о сути законопроекта и вносимых изменений, поэтому я остановлюсь на самом важном, с моей точки зрения, моменте. Так уж повелось, что после смерти человека не принято обсуждать его плохие поступки, даже есть такая поговорка: о мёртвых либо хорошо, либо ничего. Эта фраза известна многим как одно из знаменитых выражений из латыни, я его могу процитировать: "De mortuis aut bene, aut nihil". Но это не полная цитата, её автор - древнегреческий философ Хилон из Спарты (кстати, он был эфором, членом высшей коллегии судей в Древней Спарте) - размышлял на эту тему, написал сначала эту известную всем фразу: "О мёртвых либо хорошо, либо ничего". Потом, видимо, подумал и написал: "О мёртвых или хорошо, или плохо". Затем, поняв, что был неправ, написал окончательную версию этой фразы: "О мёртвых - правду". Так вот, именно так я обозначил бы смысл этого закона: о мёртвых или ничего, или правду. Если после смерти обвиняемого его близкие не видят смысла в том, чтобы продолжать расследование и выяснять истину, никто не может их в этом упрекнуть. И действующий закон это позволяет, в УПК закреплено, что смерть является основанием для прекращения расследования уголовного дела, кроме случаев, когда расследование необходимо для реабилитации обвиняемого. То есть первая часть этого принципа "о мёртвых либо ничего..." у нас уже в законе отражена. Если же следствие считает умершего обвиняемого виновным, а его близкие не согласны и хотят продолжить следствие, нынешний закон им такой возможности не предоставляет, и это неправильно. Должен быть законный способ узнать правду об умершем, узнать, был ли он виновен, если на этом настаивают его близкие и родственники. Пусть завершится следствие, пусть суд рассмотрит все доказательства и решит, виновен ли обвиняемый, а близкие пусть выскажут на суде все доводы в пользу его невиновности, если этого захотят. И данный законопроект решает эту задачу, поэтому его нужно поддержать, здесь не может быть иной позиции. И принцип "о мёртвых - правду", который был высказан ещё в VI веке до нашей эры, должен найти своё отражение в нашем законодательстве. Это с нашей стороны будет данью уважения к мудрости, проверенной веками. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Сергеевич, выступать будете ещё раз? Нет. Рафаэль Мирхатимович? Нет. Выносим на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 08 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.